- Как проводится возврат субсидий в бюджет
- Процедура возмещения субсидий в бюджет
- Условия возврата
- Как отразить в учете
- Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям
- Возврат субсидий прошлых лет проводка
- В ходе контрольного мероприятия ревизоры установили факт нецелевого использования в прошлые годы средств субсидии на задание, а также субсидии на иные цели. Операции по возмещению ущерба виновным лицом отражены на лицевых счетах в качестве поступлений от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет. В каком порядке бюджетному учреждению необходимо отразить в учете операции по перечислению средств в доход бюджета?
Как проводится возврат субсидий в бюджет
Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?
Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.
Вопрос: Если учреждение не выполнило задание в части достижения показателей объема или качества услуг (работ), у него должны остаться неизрасходованные средства субсидии, которые следует вернуть в бюджет. За счет каких средств следует это делать учреждению в случае полного расходования суммы субсидии?
Посмотреть ответ
Процедура возмещения субсидий в бюджет
Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.
СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.
При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.
Вопрос: Как отразить в учете организации получение субсидии из бюджета субъекта РФ на модернизацию полностью самортизированного в бухгалтерском и налоговом учете объекта основных средств (ОС) и возврат неиспользованной части полученной субсидии в текущем отчетном году?
Посмотреть ответ
Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:
- ресурсы не были израсходованы;
- деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.
Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.
Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.
ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.
Условия возврата
Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:
- До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
- При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.
Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.
В проверочных актах указывается комплекс данных:
- обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
- тематика проверки;
- круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
- сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
- общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
- перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
- нормативная база;
- направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
- список фактических расходов по субсидии;
- сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
- оценка эффективности осуществленных мероприятий;
- признание использования денег целевым или нецелевым.
При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.
Как отразить в учете
При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:
- Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
- Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
- Перечисление средств на казначейский счет бюджета.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.
При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:
- Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
- в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).
В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.
В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.
В учетной документации бюджетные организации формируют записи:
- между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
- при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).
Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).
В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:
- по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
- по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.
Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям
Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.
В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:
- Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
- Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
- Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.
Источник
Возврат субсидий прошлых лет проводка
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В ходе контрольного мероприятия ревизоры установили факт нецелевого использования в прошлые годы средств субсидии на задание, а также субсидии на иные цели. Операции по возмещению ущерба виновным лицом отражены на лицевых счетах в качестве поступлений от возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет.
В каком порядке бюджетному учреждению необходимо отразить в учете операции по перечислению средств в доход бюджета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Задолженность по возврату субсидий в доход соответствующего бюджета отражается на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Возмещение виновным лицом ущерба, причиненного в результате необоснованных расходов, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по подстатье 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат» с применением счета 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».
Возврат в доход бюджета средств, использованных с нарушением условий предоставления субсидии на иные цели, отражается в учете в качестве возврата остатка неиспользованных субсидий прошлых лет.
Операции по перечислению в доход бюджета средств в результате установления факта нецелевого использования субсидии на задание отражаются в качестве расходных обязательство с применением элемента видов расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» КОСГУ.
Обоснование вывода:
1. Необходимость возврата субсидий в доход соответствующего бюджета в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, устанавливается соглашениями о предоставлении целевой субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Возврат средств в бюджет в таком случае обеспечивает восстановление средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. В случаях, когда факт нецелевого использования средств целевых субсидий выявлен после завершения отчетного периода, в котором учреждению была предоставлена целевая субсидия, денежные средства подлежат возврату в бюджет в порядке, аналогичном порядку возврата в бюджет остатков неиспользованных остатков субсидий прошлых лет (смотрите, например, письмо Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436).
Операции по возврату в бюджет средств целевых субсидий в случаях нарушения порядка их использования отражаются в рамках того же вида финобеспечения деятельности учреждения, в рамках которого отражаются операции с указанными средствами (письма Минфина России от 27.01.2017 N 02-07-10/4445, от 01.04.2016 N 02-06-07/19436).
В соответствии с положениями п. 152 Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения признание кредиторской задолженности по возврату в доход бюджета бюджетной системы РФ остатков неиспользованных субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям на иные цели, в случае выявления по результатам последующего государственного финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 5 401 10 100 «Доходы экономического субъекта», 5 401 40 100 «Доходы будущих периодов» и кредиту счета 5 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет». При этом корреспонденция со счетом 5 401 10 000 отражается, когда счет 5 401 40 000 уже закрыт. Иными словами, кредиторская задолженность начисляется в первую очередь за счет доходов будущих периодов, а если все доходы будущих периодов уже признаны в составе текущих доходов, то за счет текущих.
При возврате в случае выявления нарушений в расходовании субсидии прошлого года в учете отражается увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ; 610 КОСГУ).
В результате необоснованных расходов учреждению нанесен ущерб. Для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, а также по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, предназначен счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции N 157н).
Возмещение виновным лицом ущерба бюджетному учреждению, причиненного в результате необоснованных расходов, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по подстатье 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат» с применением счета 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».
Решение об отражении доходов и расчетов по возмещению ущерба и компенсации затрат в рамках КФО 5 рекомендуем согласовать с органом-учредителем и (или) финорганом. На возможность признания доходов от компенсации затрат в рамках того источника финобеспечения деятельности учреждения, за счет которого осуществлялись подлежащие возмещению расходы, указывают изменения, внесенные в п. 53 Инструкции N 33н приказом Минфина России от 02.11.2021 N 170н. Так, согласно п. 5 Приложения к указанному приказу из четвертого абзаца п. 53 Инструкции N 33н исключается код строки 040, что по сути означает «снятие» запрета на отражение в указанной строке показателя доходов, относящихся к статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» КОСГУ, в рамках деятельности с целевыми средствами (КФО 5, 6). Тем самым специалисты финансового ведомства фактически указывают на наличие возможности отражения операций по признанию доходов от компенсации затрат не только в рамках приносящей доход деятельности, но и в рамках иных источников финобеспечения деятельности.
Таким образом, расчеты по возврату остатка субсидии на иные цели в связи с установлением факта нарушения условий ее использования могут быть отражены с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 5 401 10 152 Кредит 5 303 05 731
— отражено начисление задолженности по возврату остатка субсидии в бюджет;
2. Дебет 5 209 34 56Х Кредит 5 401 40 134
— на основании акта контрольного мероприятия отражено признание дебиторской задолженности по возмещению ущерба, причиненного учреждению в результате нарушения условий использования средств целевых субсидий;
3. Дебет 5 401 40 134 Кредит 5 401 10 134
— отражено признание доходов от компенсации затрат по факту признания виновных лицом предъявленным к нему требований по возмещению ущерба;
4. Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 209 34 667,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 130 КОСГУ 134)
— отражено зачисление средств на отдельный лицевой счет учреждения;
5. Дебет 5 303 05 831 Кредит 5 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
— погашена задолженность перед бюджетом.
2. Прямая обязанность по возврату в доход бюджета средств субсидий на выполнение задания возникает у бюджетного учреждения только в размере, соответствующем недостигнутым показателям, характеризующим объем выполнения задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, смотрите также письма Минфина России от 30.06.2020 N 09-07-10/56809, от 06.02.2020 N 02-07-10/7764, от 23.12.2019 N 09-07-07/100885). Только в этом случае перечисление средств субсидии в доход бюджета отражается в учете и отчетности бюджетных и автономных учреждений в качестве операций по возврату остатка субсидий прошлых лет, то есть в качестве увеличения по забалансовому счету 18 с указанием АнКВИ 610, КОСГУ 610.
Перечисление средств в доход бюджета в случае установления ревизорами нарушений порядка использования учреждением средств субсидии на задание не рассматривается в качестве возврата в доход бюджета остатка субсидии на задание прошлых лет: операции по перечислению в доход бюджета бюджетными учреждениями средств государственного задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражаются с применением элемента вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» КОСГУ (смотрите абзац 6 п. 9 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291). По общему правилу такие операции отражаются в рамках КФО 2.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения возврат в доход бюджета суммы нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания может быть отражен следующим образом:
1. Дебет 2 209 34 567 Кредит 2 401 10 134
— начисление задолженности виновного лица;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 667,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 130 КОСГУ 134)
— зачисление средств на лицевой счет учреждения;
3. Дебет 2 401 20 241 Кредит 2 303 05 731
— отражена задолженность учреждения по возврату средств субсидии в соответствующий бюджет;
4. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610,
увеличение счета 18 (КВР 853, КОСГУ 241)
— отражено перечисление в доход бюджета суммы, неправомерно использованной учреждением.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Бюджетный учет и отчетность 2021-2023: проблемы и перспективы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, декабрь 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
23 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник