Восьмиконечная розетка узор толэзе удмуртия

Восьмиконечная розетка узор толэзе удмуртия

Галина Матвеева запись закреплена

Что символизирует узор «ТОЛЭЗЁ»?

Восьмиконечная розетка✸– универсальный символ, который есть у многих народов. Он есть на гербах Республик Карелии, Мордовии, Удмуртии, Чувашии. Однако у разных народов он может иметь отличающиеся значения.

Звезды
Луну
Солнце
Цветы

Удмуртские узоры на национальной одежде говорят о принадлежности человека к определенному роду или племени.
Кроме того удмуртская символика включает в себя звезду, попавшую на герб республики. Этот орнамент — толэзё или шудо кизили — «счастливая звезда», является у удмуртов оберегом от бед и несчастий.

Нагрудник, в котором основной узор — восьмиконечная звезда называется «толэзё», т. е. лунный. Когда-то он считался исключительно свадебным. Без него, по мнению удмуртов, использовавших в костюме нагрудник, нельзя было «играть свадьбу». Нагрудник этот надевался невесте по приезду в дом жениха. Иногда к основному узору — звезде — прикреплялись в качестве «оберега» раковинка-каури и монета.

В удмуртской мифологии Луна ассоциируется с женским образом, существуют представления о матери Луны ( Толэзь Анай).
Как мы можем заметить, знак толэзё востребован для украшения предметов, имеющих отношение к женщине и женской сфере деятельности – изготовлению женских нарядов, свадебной атрибутики, интимной жизни, рождению и воспитанию детей.

Источник

Что символизирует узор «толэзё» в удмуртских орнаментах?

Национальные костюмы удмуртов удивительно многообразны. Удмуртский орнамент на национальном костюме северных удмуртов отличается от костюмов южных удмуртов не только по цвету, но и по рисунку. Кроме того сами костюмы разные по качеству ткани и по головным уборам.

Что символизирует узор «толэзё» в удмуртских орнаментах?

Варианты ответов:

  • Звезды
  • Луну
  • Солнце
  • Цветы

Удмуртские узоры на национальной одежде говорят о принадлежности человека к определенному роду или племени. Символика орнамента удмуртов включает в себя символ «человеко-птицы» – этот главный элемент республики, так же, как и восьмиконечный солярный знак толэзе, уходит корнями в далекое прошлое.

Кроме того удмуртская символика включает в себя звезду, попавшую на герб республики. Этот орнамент — толэзе или шудо кизили — «счастливая звезда», является у удмуртов оберегом от бед и несчастий.

Удмуртская восьмиконечная звезда толэзе в переводе означает «лунный узор». Вышивку толэзе использовали для украшения женского свадебного нагрудника кабачи и других предметов, связанных с женщиной, свадьбой и воспитанием детей. Этот знак, как оберегающий от несчастий, представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики.

Мотив восьмиконечной звезды встречается в культуре и других этносов Среднего Поволжья и Приуралья, он характерен также для культурной традиции многих народов Евразии. Как один из древних знаков, он служит символом счастья, благополучия, изобилия, плодородия и воспроизводства.

Источник

Что символизирует узор «толэзё» в удмуртских орнаментах?

В большом этнографическом диктанте за 2020 год разместили вопрос:

Восьмиконечная розетка ✸ – универсальный символ, который есть у многих народов. Он есть на гербах Республик Карелии, Мордовии, Удмуртии, Чувашии. Однако у разных народов он может иметь отличающиеся значения.

Что символизирует узор «толэзё» в удмуртских орнаментах?

Надо было выбрать ответ из предложенных вариантов (правильный вариант выделен жирным шрифтом):

Обоснование ответа от автора вопроса:

«Толэзь – луна, толэзё – лунный» — узор с таким названием особенно часто встречался в узорах удмуртских свадебных нагрудников. Также: Этот вопрос на развитие фантазии и понимание того, что разные культуры могут по-разному считывать значения внешне похожих символов.

Информация, найденная нами:

Мотив восьмиконечной звезды встречается в культуре и других этносов Среднего Поволжья и Приуралья, он характерен также для культурной традиции многих народов Евразии. Самое первое в истории изображение такого знака найдено на глиняной чаше IV-III тыс. до н. э. из Центральной Азии (Южная Туркмения). Знак восьмиконечной звезды, толезё, что в переводе означает «лунный узор» широко представлен в удмуртском искусстве XIX–XX веков. Этот знак был включен в базовую геометрическую основу декоративно-прикладного искусства удмуртов и в последствии стал одним из главных национальных символов, представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики.

Источник

Восьмиконечная розетка узор толэзе удмуртия

Н.И. Шутова ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СЕМАНТИКА ЛУННОГО ЗНАКА ТОЛЕЗЕ

Статья посвящена анализу значения удмуртской восьмиконечной звезды толезе ‘лунный узор’. Вышивку толезе использовали для украшения женского свадебного нагрудника кабачи и других предметов, связанных с женщиной, свадьбой и воспитанием детей. Этот знак, как оберегающий от несчастий, представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики. Мотив восьмиконечной звезды встречается в культуре и других этносов Среднего Поволжья и Приуралья, он характерен также для культурной традиции многих народов Евразии. Как один из древних знаков, он служит символом счастья, благополучия, изобилия, плодородия и воспроизводства. Раннее его изображение выявлено на глиняной чаше IV—III тыс. до н. э. из Центральной Азии (Южная Туркмения). Такой орнамент был распространен в период могущества Византии и, возможно, благодаря процессам христианизации проникает в Восточную Европу и Скандинавию. Этот образ-концепт был включен в базовую геометрическую основу декоративно-прикладного искусства удмуртов и стал одним из главных национальных символов.
Ключевые слова: удмурты, восьмилучевая звезда толезе, Луна, свадебный нагрудник, женский предмет, символ плодородия.
Основу традиционного удмуртского искусства составляет геометрический орнамент, многие элементы которого имеют давние традиции и прослежены в археологическом наследии народов Камско- Вятского региона. Среди них встречаются узоры, широко распространенные и относящиеся к явлениям общетипологического свойства. К таким относится знак восьмиконечной звезды толезе ‘лунный узор’, — один из главных удмуртских символов. В наше время он представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики и трактуется как восьмиконечный солярный знак, оберегающий от несчастий [8].
Знак звезды толезе ‘лунный узор’ составляет один из важных и популярных орнаментов в удмуртском искусстве XIX-XX вв. Вышивка толезе являлась главным и центральным элементом свадебного нагрудника кабачи у удмуртов-ватка (рис. 1). Такой нагрудник надевался невесте по приезде ее в дом жениха. Без него нельзя было играть свадьбу [13. С. 40; 4. С. 33-34]. Как правило, этот узор был выполнен шелковыми нитями насыщенного кирпично-красного цвета. В одном случае знаки звезды, вышитые серебряными нитями на глубоком черном фоне, имеют весьма прямую аналогию с Луной на ночном небесном своде (рис. 2) [13. Рис. 12]. Лунный узор чаще всего использовали северные удмурты для украшения тканых, вышитых, резных, кружевных и вязаных частей женской одежды: концов полотенчатых головных уборов весяккышет, женской косынки куиньсэрго, нагрудников, подолов рубах, тканых поясов, краев рукавов. Мотив лунного знака выявлен также в рисунках ковров, покрывал, вышитого ворота праздничной мужской рубахи, в резных узорах на прялках и деревянных подголовниках/изголовьях кроватей (йыразьпу) [13. Рис. 12, 15, 24, 25, 26, 28 и др.; 10. Прилож., рис. 5, 31; 11. С. 32, рис. 18, 20, 22, 45 и др.; 14. С. 35-37, 54, 75, 87, 172]. Как правило, каждая девушка и женщина на втором этаже кеноса (летнее жилище удмуртов) имела отдельное место, в углу которого «стояла широкая кровать или нары с резным или расписным изголовьем (йыразь- пу) в форме скоса, клавшегося на кровать или нары под (по Т.А. Крюковой) подушку [11. С. 34]. Нередко такое изголовье было ук рашено орнаментом восьмиконечной звезды. В южных районах лунный узор встречается реже, им оформлены концы женских головных полотенец чалма, края передников и девичьего колпака, ковров, детское покрывало для люльки (кокы шобрет), тканые заплечные люльки (ныпъет), прялки, вязаные женские чулки и рукавицы. Как мы можем заметить, знак толезе востребован для украшения предметов, имеющих отношение к женщине и женской сфере деятельности — изготовлению женских нарядов, свадебной атрибутики, интимной жизни, рождению и воспитанию детей.
В археологическом наследии средневековых удмуртов выявлено множество орнаментальных мотивов, связанных с небесной сферой. Это округлые штампы, разнообразные розетки, спиралевидные украшения, кресты, заключенные в круг и пр. Чаще всего такие узоры рассматриваются в качестве солярных знаков, однако, вполне возможно, что часть из них могла быть связана с символикой Луны. Что касается анализируемого нами мотива, то самое раннее резное изображение восьмиконечной звезды в нашем регионе относится к IX-XIII вв. Обнаружено оно на костяном пряслице из раскопок А. П. Смирнова на Кушманском городище в бассейне р. Чепцы (рис. 3) [97. Табл. II, 11]. Этот предмет связан с женскими домашними промыслами, входит в категорию предметов женского обихода.
Отметим интересный аспект, связанный с этим узором. Во время экспедиционных поездок по разным районам Кировской области в 2004-2007 гг. в краеведческом музее с. Всехсвятское (Белохолуницкий р-н Кировской обл.) наше внимание привлекли два экспоната: вязаные ажурные шали, украшенные восьмиконечными звездами (рис. 4). Более того, сходный орнамент был частью декора палисадника одного из жителей села (рис. 5). До этого времени мы проехали десятки районов и посетили большинство музеев Кировской области, однако лунный узор встретили лишь на удмуртских женских нагрудниках кабачи удмурток-ватка Слободского и Унин- ского р-нов. Позднее вспомнилось, что окрестности с. Всехсвятского прежде входили в состав бывшей Сырьянской волости Слободского уезда Вятской губернии, в которой проживало удмуртское население. В середине XVI в. они первыми приняли христианство и обрусели. Данный факт позволяет предполагать, что образ/мотив восьмиконечной звезды оказался воспроизведенным местными жителями на уровне архетипов сознания, на уровне генетической памяти.

Удмуртское понятие толезъ (коми — тклысъ) имеет общепермское происхождение [15. С. 283] и имеет три значения: небесное светило; мифологизированный космический объект, требующий к себе особого почтения; календарный месяц [6. С. 128]. В удмуртской мифологии Луна ассоциируется с женским образом, существуют представления о матери Месяца / Луны Толэзь Анай [5. С. 15]. В многочисленных фольклорных произведениях сохранились уподобления Солнца отцу/мужчине, а Луны — матери/женщине [4. С. 34]. В основе архаичного удмуртского традиционного календаря лежит определение астрономического времени по лунным фазам. Не случайно, астрономический объект и номинация времени обозначается одним словом: толэзь. Начало удмуртского месяца совпадает с 15-20 числом православного численника. Следовательно, астрономическое время связано с биологическими фазами прибывания и убывания Луны и потому короче времени, устанавливаемого
по Солнцу. Сохранились отголоски влияния лунного календаря на земледелие крестьян Вятской губернии в XIX — начале XX в. Луне небезосновательно приписывали свойство влиять на все растущее. Так, в середине XIX в. русские и удмурты бывшего Глазовского уезда Вятской губернии вывозили навоз под зерновые культуры «на старом Месяце», а для удобрения трав — в первой половине месяца, при растущей Луне. Еще в 1920-е гг. удмурты были уверены, что при «новом Месяце» навоз на поля вывозить не следует, не будет пользы, потому что при «растущей Луне» происходит наиболее активное сокодвижение снизу вверх, следовательно, пойдут в рост и сорняки [7. С. 144-145].

Среди народов Среднего Поволжья и Приуралья мотив восьмиконечной звезды распространен неравномерно. Он встречается у проживающих в контактной удмуртско-марийской зоне луговых и восточных марийцев в составе узоров передников, концов свадебных полотенчатых подвесок, по краям женских головных платков, подолов рубах [16. С. 104, 106-109, 121, 180-181; 17. Фоторепр.]. В чувашском изобразительном искусстве знак восьмиконечной звезды встречается реже и, скорее всего, связан с финно-угорским наследием в культуре чувашей. Верховые чуваши лунными знаками украшали женские налобные повязки, вышитые концы свадебного покрывала невесты, края свадебного платка жениха, а низовые чуваши — концы женских полотенчатых уборов сурпан, фабричные изделия XX в. [27. С. 39, 59, 76, 77, 165, рис. 66]. Сложенный в треугольник свадебный платок жениха (т. н. «платок зятя») вышивала невеста при свете Луны перед замужеством [22. С. 235]. В чувашском пантеоне божество, олицетворяющее Луну, называли Уайхтура, почитались также жена и дети бога Луны [1. С. 538]. В искусстве коми этим узором орнаментированы концы вышитых полотенчатых уборов и тканые пояса, подолы женских рубах [19. Рис. 72, 81; 26. С. 88], у башкир — женские налобные повязки haraybic этнографической группы айлинцев, паласы [21. С. 254, рис. 263б; 18. С. 152, 160]. Следует отметить, что такой орнамент не характерен для узоров искусства тюркоязычных этносов региона (татары и башкиры).

Мифологический персонаж, олицетворяющий Луну, у марийцев имеет сходное с удмуртами название Тылызе [20. С. 566]. В марийской мифологии небесное светило Тылзе Ава (мать Луны) ассоциируется с загробным миром, областью смерти. Луна почиталась как ночное светило, как планета, определяющая ритмику времени в жизни людей. Марийцы пользовались лунным времяисчислением при ведении сельского хозяйства, животноводства, в охотничьем промысле, в личной жизни. Считали, что от луны зависят способность к деторождению, здоровье детей, приплод скота, урожаи хлебов и овощных культур [24. С. 236-237].
Семантика ночного небесного светила довольно противоречива и варьируется в культурах разных народов. В большинстве случаев Луна является религиозным символом, означающим власть ночных сил. «Символ постоянных трансформаций и преобразований формы, она считается силой, управляющей превращениями в природе» [23. С. 276].
В народных верованиях славян Луна, Месяц устойчиво ассоциировались с загробным миром и областью смерти и противопоставлялись Солнцу, как источнику дневного света, тепла и жизни. Отмечалась также переменчивая природа Луны, которая в македонских поверьях может иметь два пола, быть то мужчиной (новолуние), то женщиной (полнолуние). Особо значима связь Луны с женским началом (соответствие лунных фаз и женского месячного цикла) в народной медицине [2. С. 143-147]. Лунное время — традиционная система счета времени, ориентированная на лунные фазы, регламентирует время в пределах месячного и недельного циклов (ср. совмещение значений ‘месяц, отрезок годового времени’ и ‘светило’ в славянском слове месяц). Лунное время оказывается более органично включенным в общую систему традиционного мировоззрения. Это связано с такими свойствами Луны, как изменчивость и сравнительно короткий наблюдаемый цикл. Благодаря этому Луна стала в народных поверьях символом биологического жизненного цикла от рождения до смерти. Вся повседневная хозяйственная деятельность, а также бытовое поведение, семейные обряды и ритуалы определяются фазами Луны, хотя предписания на этот счет нередко противоречивы: одна и та же фаза может оцениваться то как благоприятная, то как неблагоприятная (опасная) для того или иного предприятия. Новолуние, молодой растущий Месяц, растущая Луна, Луна в прибыли, полнолуние, Луна на убыль, Луна на ущербе, безлуние [3. С. 147-150].
Луна — весьма почитавшееся древнее божество во многих цивилизациях. В доисламской Аравии и других семитских культурах поклонение Луне даже преобладало над культом Солнца. «Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а Луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, неявленным феноменам жизни и природы. Если в ряде древних традиций Луна представляла женские божества или пассивный принцип творения, то в тевтонских, арабских и татарских мифах она олицетворяла мужское начало» [23. С. 277]. Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты, египетской Исиды и греческой Артемиды, римской Дианы. Позднее этот знак использовался в символике, связанной с Девой Марией. В христианской мистике Мария с серпом означает женский принцип, привносящий свет во тьму ночи. Месяц использовался как символ безопасности в Византийской империи времен Константина. Затем символ был перенят турками, после победы мусульман над христианами и использовался султаном как знак его могущества. Полумесяц стал символом ислама, противопоставленным кресту. Серп нарождающейся Луны обозначает и лунный день, и лунный элемент — серебро. Новолунию приписывались магические свойства, например, способность исцелять болезни, поэтому к нему приурочивались культовые действия и моления. Напротив, полнолуние считалось временем активизации темных сил [23. С. 278].

На протяжении Средних веков лунная традиция продолжала ассоциироваться с женщиной. В народных песнях и балладах женщинам советовали просить что-либо для себя не у Бога, а у своего собственного божества, лунной богини, которой они давали свои обещания. Женщины христианской Европы во время праздников Луны выпекали лунные лепешки croissants, или «полумесяцы» «Луна из-за явной связи с менструальным циклом, «лунной» кровью, которая, как предполагается, дает жизнь любому человеческому зародышу в чреве, повсюду стала главным символом Богини-матери» [25. С. 408-410]. Современные научные изыскания подтверждают связь цикличности Луны с жизненными циклами женщины.
Знаком Луны считалось серебро. В Средневековье считали, что женщина должна молиться своему божеству, Луне при помощи кусочка серебра. Из этой легенды исходит распространенное суеверие, что женщина должна перевернуть серебряную монету, когда загадывает желание. Даже в Библии упоминалась способность предсказывать будущее с помощью серебра. Иосиф Флавий использовал для этого серебряную чашу, которая символизировала Луну или «источник вод познания» [25. С. 619]. Серебро — благородный блестящий, серебристо-белый металл символизирует определенный уровень богатства. Символ защиты от порочных взглядов, мыслей и поступков. Символ верности, дружбы и любви, из серебра изготовляют кольца, нательные кресты и др. Блеск серебра ассоциировался с лунным сиянием [23. С. 434-435].
Соответствовала подобным воззрениям и исключительно важная роль серебра в удмуртских обрядах и представлениях. Непременным атрибутом женского костюма при молениях на священных местах являлись серебряные серьги и перстень. Серебряные культовые пластины, другие серебряные изделия широко использовались в культовой деятельности. Монеты, в том числе серебряные, выполняли функции желанных подарков в отношениях между отдельными индивидами и лучших жертвенных приношений божествам всех уровней и рангов, душам умерших предков. Им приписывали очищающие и защитные свойства, умение охранять от злых сил и влияний. Эти предметы являлись памятными знаками, способствовали благополучному возвращению домой из дальних (реальных и мифических) странствий, способствовали плодородию. В обрядах гаданий они служили средством, позволяющим предсказывать будущее, а в колдовской практике символизировали знаки особых сакральных знаний и умений.

А в целом, серебряные изделия служили знаком богатства, престижности, высокого социального статуса владельца. Они способствовали плодородию природы, усиливали плодоносящие силы человека, скота, обладали очищающими и оберегающими свойствами, использовались во время гаданий как средство, способствующее прогнозированию будущего. Их металлический звон и блеск защищали людей и скот от сил зла, болезней и других напастей. Фольклорные тексты свидетельствуют, что наличие на пальце серебряного кольца рассматривалось удмуртами как признак счастливой жизни и достатка. Серебряные кольца выступали также знаками особого сакрального знания [28. С. 147-172].
Обратимся к происхождению лунного знака. По результатам изысканий искусствоведа К. М. Климова, орнаментальный мотив — восьмилучевая звезда, являет собой устойчивый образ- концепт в культурной традиции многих народов Евразии — Восточного Средиземноморья, Ближнего
Востока, Средней Азии, Центральной и Восточной Европы.
#символика #археология #символыславян

Источник

Читайте также:  Нормы для установки розеток