Виды автомобильных разъемов
Виды автомобильных разъемов
Как правило, в автомобильной электропроводке встречается огромное количество разъемов. По функциональному предназначению они разделяются на несколько разновидностей. Чаще всего встречаются следующие виды:
- («силовые») – группа разъемов, рассчитанных на подключение к источникам тока большой мощности;
- («радиочастотные») – предназначенные для подключения антенн радио- и других высокочастотных приемников, например, GPS-навигация (ГЛОНАСС);
- – специальные разъемы, предназначенные для печатных плат. Их устанавливают на главный и дополнительный блоки управления электрооборудованием;
- («информативные») – относительно новейшая группа разъемных элементов, используемых для высокоскоростной передачи цифровых сигналов. Устройства данного типа отличаются компактным корпусом и огромным количеством контактов.
Однако, несмотря на все изобилие проводниковых разъемов, различающихся по тем или иным признакам, основными видами все же принято считать влагозащищенные, невлагозащищенные и комбинированные. Этой классификации придерживаются почти все мировые производители данных элементов электропроводки.
Влагозащищенные разъемы
Определить влагозащищенные, или sealed-разъемы, достаточно просто. Они имеют герметичные уплотнители, устанавливаемые на места выхода клемм из корпуса и защищающие соединения от проникновения влаги внутрь. В свободные ячейки устанавливаются специальные уплотнительные заглушки типов Hole Plug и Dummy Plug. Разъемы, относящиеся к данному виду, обычно бывают черного или серого цвета. Их можно увидеть в моторном отсеке.
Материал уплотнителей – бутадиен-нитрильный каучук – отличается упругими прочными свойствами, благодаря чему обеспечивает максимальную защиту элементов электропроводки даже в случае резких климатических перепадов. Кроме того, уплотнители из каучука отличаются также повышенной маслостойкостью, т.е. противостоять длительному воздействию масла, бензина и различных углеводородистых жидкостей.
К основному недостатку уплотнителей можно отнести лишь их недостаточную устойчивость к повышенной температуре. При нахождении рядом с любым источником сильного нагрева (напомним, что данные разъемы обычно соединяют провода, расположенные под капотом автомобиля), материал начинает затвердевать и, в конце концов, постепенно трескается. Даже применение силиконового герметика, либо клея из клеевого пистолета, не гарантирует отменного результата впоследствии. Поэтому для ремонта уплотнителей рекомендуется использовать специальный герметик, который обладает свойством расширения в объеме в процессе полного высыхания.
Невлагозащищенные разъемы
Определить невлагозащищенные, или unsealed-разъемы также не составит труда. В отличие от влагозащищенных, они не имеют резиновых или каучуковых уплотнителей, а с торца отчетливо видны подключенные клеммы. Кроме того, данные разъемные элементы обычно располагаются в салоне авто, либо багажнике, – сухом и защищенном от прямого воздействия влаги месте.
Еще один критерий, по которому можно легко идентифицировать разъемы невлагозащищенного типа – это цвет. Чаще всего цвет корпуса данных элементов – белый.
Комбинированные разъемы
Ячейки разъемных элементов обычно предназначаются для одного типа клемм. Тип клеммы определяется следующими признаками:
Однако встречаются ситуации, когда приходится сочетать клеммы различной ширины. В таких случаях используются разъемы комбинированного (combo), или гибридного (hybrid), или смешанного типа (mixed).
Элементы данного типа применяются в системах питания и подачи сигналов управления, токи в которых значительно отличаются по своей мощности. Их использование обосновано необходимостью одновременной подачи электропитания и цифровых сигналов в тех случаях, когда нет смысла подключать сразу несколько раздельных проводниковых жгутов.
Как правило, комбинированные разъемы не являются не отдельной группой. Разделяемые на влагозащищенные и невлагозащищенные, они в свою очередь могут делиться на несколько видов в зависимости от количества и ширины используемых клемм. Однако почти на всех схемах автомобильных разъемов мы видим, что чаще всего используется не более двух разновидностей клемм.
Отдельным видом также можно выделить разъемы, которые продаются уже в спаянном виде, т.е. вместе с проводами. По сравнению с аналогами без проводки, данные модели имеют главное преимущество – это существенная экономия времени при замене. Замена готового разъема с проводником значительно ускоряет процесс ремонта автомобиля, поскольку вам не придется тратить время на пайку и сборку клемм или других микроэлементов: достаточно лишь снять старые неисправные разъемы и вставить новые.
В каталоге нашего интернет-магазина представлены автомобильные разъемы в сборке с электропроводкой для легковых и грузовых автомобилей отечественного и импортного производства. Мы предлагаем конкурентные цены и выгодные оптовые и розничные условия приобретения продукции. Прежде чем оформить заказ, ознакомьтесь с полным ассортиментом продукции и проконсультируйтесь с нашим менеджером службы поддержки, связавшись с ним в скайпе или по электронной почте.
Серии разъемов: что важно знать при выборе?
Известно, что серии автомобильных разъемов различаются по ширине используемой клеммы. Следует помнить самое главное – ширину клеммы необходимо измерять строго по «папе».
Однако и здесь тоже существуют свои нюансы. Они связаны с двойным обозначением размеров. Несмотря на глобальный переход с дюймовой на метрическую систему, многие производители по-прежнему продолжают указывать в технической документации ширину разъемов в дюймах. Это создает неудобство для покупателей при выборе конкретной модели.
Так, например, в одной из таблиц мануала Toyota Wire Harness Repair, в левой колонке ширина клемм указана в долях дюйма, а в правой – в мм. Аналогичные двойные обозначения размеров на сегодняшний день встречаются практически у всех производителей разъемов автомобильной электропроводки. Об этом следует обязательно помнить, поскольку вы можете столкнуться с некими сложностями в ходе поиска проводниковых запчастей.
Другая ситуация с двойными обозначениями ширины наблюдается на сайте AMP / Tyco. Если в поисковой строке официального интернет-ресурса ширину разъемов старых серий указать не в дюймах, а в миллиметрах (как указывают ширину у разъемов новых серий), то результаты поиска ничего выдавать не будут.
Однако существуют бренды, выпускающие новые модели разъемов, ширина которых в OEM-маркировке обозначается до сих пор в дюймах. Так, например, корейская корпорация KET производит современные разъемные элементы. При этом их серийные номера по-прежнему указываются в дюймовой системе.
А вот производитель Furukawa, напротив, использует для обозначения ширины «папы» разъема сразу две системы. Но в технической документации указывает серию только в метрической.
Источник
Типы разъемов электромобилей и зарядных станций
Типы разъемов электромобилей и зарядных станций. Какие они бывают и как в этом разобраться.
Одна из первых проблем, с которой сталкиваются все автомобилисты, чей выбор пал на электромобиль – это разъемы электромобилей и их типы. Что и к чему подключать, где посмотреть – можно ли зарядиться на ближайшей зарядной станции, и как избежать неловких ситуаций на дороге. Об этом сегодня и пойдет речь.
Где бы вы ни решили заряжать автомобиль: дома, на работе, на общедоступной станции. В любой из этих ситуаций вы должны быть уверены, что сможете это сделать. Кошмар любого водителя – дотянуть на «последних процентах» до зарядной станции и выяснить, что подзарядка невозможна. И причина, казалось бы, простая – не подходит провод, но ее решение может затянуться. А все мы знаем, что время – это самый ценный ресурс из всех, что у нас есть. Поэтому, давайте рассмотрим все по пунктам:
1. Как узнать, где заряжать электромобиль, и какие типы разъемов там есть?
Один из самых простых способов – использовать приложение PlugShare. Оно есть и для iOS, и для Android. Представляет собой интерактивную карту, с нанесенными на нее зарядными станциями. Казалось бы, что еще нужно. Но открыв его впервые, мы видим это:
От такого количества аббревиатур и не всегда знакомых названий голова кругом пойдет у кого угодно. Вывод из ситуации простой, чтобы правильно выбрать зарядную станцию, нужно знать не только тип разъема электромобиля, но и понимать, с какой станцией он совместим (в некоторых случаях вполне достаточно проводов с разными разъемами на конце). И мы плавно переходим ко второму пункту.
2. Типы разъемов электромобилей и виды зарядных станций.
Первое, что следует понимать – это то, что все станции делятся между собой на: DC (постоянного тока) и AC (переменного тока).
Здесь нужно сказать, что на многих моделях электромобилей присутствует два отдельных зарядных разъема. Смысл этого в том, что разъем переменного тока подведен к бортовому инвертору, который превращает переменный ток в постоянный и подает его на аккумулятор. Разъем же постоянного тока подключен напрямую и от батареи его отделяет только управляющая и защитная электроника.
Важно! Каждая из этих систем имеет свои допуски, минимально и максимально возможные нагрузки, ограничения по мощности. Данные показатели индивидуальны для каждой модели электромобиля. Не пренебрегайте этой информацией и внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации.
В связи с индивидуальными различиями электромобилей, в зависимости от марок, моделей и годов выпуска, далее, говоря о максимальной мощности заряда, мы будем говорить только о максимально допустимой мощности, которую может выдать зарядная станция через зарядный порт. Никакой конкретизации относительно того, сколько может принять на себя ваша модель электромобиля, мы предоставить не можем – данная информация есть в вашей инструкции по эксплуатации.
Станции переменного тока (AC) обладают мощностью до 43 кВт.
Имеют два типовых разъема:
Type 1 (Тип 1, SAE J1772, J—PLUG, J-штекер) – североамериканский стандарт, чаще всего встречающийся в электромобилях американского и японского происхождения, а также в некоторых азиатских моделях. На верхней части корпуса имеет характерную кнопку.
- Фаза – однофазный;
- Максимальная мощность, кВт – 7,4;
- Максимальное напряжение, В – 230;
- Сила тока, А – 32;
- Контактов, шт. – 5.
Type 2 (Тип 2, Mennekes) – европейский стандарт, разработанный в Германии. Популярен среди электромобилей из Европы, а также некоторых моделей из Китая. Отличается от первого наличием дополнительных контактов для использования трехфазных электросетей (в России обычно встречается напряжением 380 Вольт).
- Фаза – однофазный, трехфазный;
- Максимальная мощность, кВт – 7,4 и 22 (пороговая 43);
- Максимальное напряжение, В – 400;
- Сила тока, А – 63;
- Контактов, шт. – 7.
Станции постоянного тока (DC) имеют мощность до 500 кВт.
Обычно используют два стандартных разъема:
CHAdeMO (CHArge de Movie) – разработан в Японии при участии TEPCO (Токийская энергетическая компания). Название является аббревиатурой и на русском языке звучит как «зарядись для движения», «зарядись и двигайся» и т.д. Это стандарт высокоскоростной зарядки, использующий постоянный ток. Чаще всего встречается на японских праворульных электромобилях, а также в импортированных из США.
- Максимальная мощность, кВт – 62,5;
- Максимальное напряжение, В – 500;
- Сила тока, А – 125;
- Контактов, шт. – 2.
- Максимальная мощность, кВт – 200;
- Максимальное напряжение, В – 500;
- Сила тока, А – 400;
- Контактов, шт. – 2.
Также стоит упомянуть CHAdeMO 2.0 и разрабатывающийся 3.0 с более высокими показателями, для достижения их пороговых мощностей нужны будут кабели с водяным охлаждением.
CCS Combo (Combo 1 и Combo 2) – тип разъема электромобиля, появившийся в Европе. Один из самых серьезных конкурентов CHAdeMO. По факту, это усовершенствованная версия Type 1 и Type 2 – в обоих случаях добавлено два дополнительных контакта. Предоставляет возможность заряжаться от любой удобной станции — постоянного или переменного тока. Наиболее распространенным является Combo 2, использующийся на европейских электромобилях. Combo 1 довольно редкий, встречается на американских и японских.
- Максимальная мощность переменного, кВт – 7,4
- Максимальная мощность постоянного, кВт – 350;
- Максимальное напряжение, В – 200-500;
- Сила тока, А – 200
- Контактов, шт. – 5+2 и 3+2.
Надо заметить, что в приборную вилку («розетку», находящуюся непосредственно в электромобиле) такого типа можно подключать простой кабель Тип 1 или Тип 2, в зависимости от разъема – без использования контактов постоянного тока.
Это основные типы разъемов электромобилей, которые обычно встречаются в нашем окружении. Но далеко не все. Среди более редких можно встретить такие, как:
Разъем Tesla Supercharger – казалось бы, что может пойти не так? Имя компании прочно ассоциируется с Илоном Маском, а его разработки известны по всему миру. Однако, Tesla развивается подобно Apple, формируя свою экосистему. В виде конкурентного преимущества используются собственные стандарты, разъемы и протоколы, а для эффективного продвижения — статус «только для своих». И если самому автомобилю для подзарядки от других станций просто требуется переходник, то станцией Tesla Supercharger никто другой зарядиться не сможет. Справедливости ради – в нашей стране их пока почти нет.
На фото ниже: справа – разъем Tesla, слева – он же, но для Европы:
Разъем GB/T (GBT) – был разработан исключительно для китайского рынка. Существует двух типов – для постоянного и переменного тока. Отличается высокой мощностью, но в нашей стране практически не встречается. Внешне похож на Type 2, но с ним не совместим.
Теперь, когда с типами разъемов электромобилей все ясно, можно закрепить понимание, применив эти знания на практике.
3. Примеры и интересные факты:
Электромобиль Renault ZOE, который может заряжаться от трехфазной станции с максимальной мощностью 43 кВт. Для комфортной эксплуатации владельцу понадобится кабель с разъемами Type 2 на обоих концах:
Для Nissan Leaf, привезенного из Японии также подходят трехфазные зарядные станции с розеткой Тип 2. Но для их использования понадобится кабель с разъемом Type 1 на одном конце (для подключения к электромобилю) и Type 2 на другом – для самой станции. Использоваться при этом будет одна фаза, а максимальная мощность будет равна 7,4 кВт, если это не противоречит характеристикам электромобиля. Есть модели, где порог по переменному току равен 3,5 кВт.
По праву считается, что Европа задает тренды во всем, что касается электромобилей. Большинство зарядных станций там имеют три фазы, а разъем Type 2. В рамках борьбы за экологию и перехода на электромобили создаются корпоративные парковки. Многие из них оснащены не только обычными розетками для подзарядки, но и несъемным кабелем. Такие же системы устанавливаются в частных домах – смысл прост: владельцу не нужно беспокоиться о том, взял он кабель с собой или нет. Да и время на то, чтобы достать, размотать, собрать и убрать свой кабель не тратится. Но этот способ хорош, когда в эксплуатации всегда находятся авто с одинаковыми стандартами зарядки, либо один и тот же электромобиль.
4. Вывод:
Среди типов разъемов электромобилей можно выделить четыре наиболее актуальных для нашей страны:
AC (переменный ток):
- Type 1: авто из США или Японии. Максимальная мощность 7,4 кВт. Одна фаза.
- Type 2: авто из Европы. Максимальная мощность 7,4 или 22 кВт. Три фазы.
BC (постоянный ток):
- CHAdeMO: авто из Японии или импортированные из Америки. Максимальная мощность до 200 кВт.
- Combo 2: модели из Европы. Максимальная мощность для постоянного тока 350 кВт, для переменного 7.4 кВт.
Надеемся, наша статья помогла вам хоть немного разобраться в ситуации. Водите с удовольствием, будьте осторожны на дорогах и оставайтесь с нами.
Источник