- Устройство защиты кабеля связи
- Проект РЗА
- Сайт о релейной защите и цифровых технологиях в энергетике
- Защиты и автоматика кабельной линии 6(10) кВ
- Устройство защиты кабеля связи
- II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Защита кабеля.
- Пассивная защита кабеля от коррозии.
- Активная защита кабеля от коррозии.
- Электрический дренаж.
- Катодная защита кабеля.
- Протекторная защита кабеля.
- Защита кабеля от коррозии.
Устройство защиты кабеля связи
18.3.1 Защита кабеля от грозовых разрядов осуществляется в соответствии с действующим «Руководством по защите подземных кабелей связи от ударов молнии», М.; 1996 и с «Руководством по защите оптических кабелей от ударов молнии», М.; 1996 .
Необходимость защиты и конкретные защитные мероприятия устанавливаются проектом.
18.3.2 К основным мерам защиты подземных кабелей от повреждений ударами молнии относятся:
а) применение грозостойких кабелей (тип кабеля определяется проектом);
б) прокладка параллельно кабелю подземных металлических хорошо заземленных проводов, например, стальных оцинкованных типа ПС-70 или стальных канатов;
в) включение малогабаритных разрядников между жилами и металлической оболочкой (в специальных муфтах);
г) прокладка с целью перехвата токов молнии защитных проводов (тросов) вокруг отдельно стоящих деревьев, опор ВЛ и связи.
18.3.3 Кабели местной связи в населенных пунктах с густой сетью подземных коммуникаций или проводов воздушных линий связи, радиофикации и электроснабжения защите не подлежат независимо от условий прокладки и удельного сопротивления земли (за исключением защиты в местах сближения с отдельно стоящими опорами ВЛ напряжением 35 кВ и выше).
Под густой сетью подземных коммуникаций или проводов воздушных линий связи, радиофикации и электроснабжения следует понимать наличие не менее двух подземных коммуникаций с каждой стороны кабеля на расстоянии не более от 10 до 15 м от него или не менее двух воздушных линий с каждой стороны на расстоянии от 15 до 20 м.
Защита одно- и двухчетверочных кабелей КСПП и однокоаксиальных ВКПА от грозовых разрядов предусматривается только в районах с повышенной грозовой деятельностью (свыше 80 ч в год и в районах вечной мерзлоты выше 20 ч) и высоким удельным сопротивлением земли (выше 500 Ом м), где отсутствуют ранее проложенные аналогичные кабели; в районах, где существующие одно- и двухчетверочные кабели подвергались повреждениям от ударов молнии чаще установленной нормы, а также в местах сближения с отдельно стоящими деревьями и опорами ВЛ и связи.
18.3.4 Типовые схемы прокладки защитных проводов и тросов с целью перехвата токов молнии показаны на рисунке 18.1.
Сопротивление заземления должно соответствовать ГОСТ 464 (таблица 18.5).
а — расстояние от центра дерева до кабеля;
b — расстояние от оси, проходящей параллельно кабелю
через дерево, до заземления;
h1 — глубина заложения кабеля;
h2 -глубина заложения защитного троса
(0,4м ≤ h1
Источник
Проект РЗА
Сайт о релейной защите и цифровых технологиях в энергетике
Защиты и автоматика кабельной линии 6(10) кВ
Первое присоединение, которое мы рассмотрим в рамках нашей серии, это кабельная линия. Здесь и дальше мы рассматриваем только простейшую сеть с односторонним питанием!
Основной защитой кабельной линии, как и практически во всех остальных присоединениях 6(10) кВ, является МТЗ. Если забыли, что такое основная защита, то почитайте эту статью.
Иногда новички ошибаются, когда говорят, что основной защитой является отсечка из-за того, что она работает быстрее МТЗ. Токовая отсечка защищает только часть линии, поэтому является всего лишь дополнительной защитой. Она вообще не всегда применяется на линии потому, то часто оказывается неэффективной (нечувствительной) из-за малого сопротивления линии 6(10) кВ.
Специализированной защитой кабельной линии (КЛ) является токовая защита от однофазных замыканий на землю, которая применяется всегда (см. ПУЭ. 3.2.96-97 .) Не стоит называть ее ТЗНП — такое обозначение в России применяется для токовых защиты в сетях с заземленной нейтралью (110 кВ и выше).
Защита от ОЗЗ может быть направленной и ненаправленной, причем основная защита такой линии (МТЗ) всегда ненаправленная! Напишите в комментариях, когда защита от ОЗЗ должна иметь орган направления мощности и почему есть такая разница между ней и МТЗ? Это хорошая проверка на понимание принципов построения сетей.
Еще одна необязательная защита — это защита от перегрузки. Ее нужно устанавливать только, когда такая перегрузка возможна. Так как на этапе проектирования понять это сложно, то можно просто использовать одну из токовых ступеней терминала РЗА с настройкой на длительно допустимый ток кабеля.
Среди новых функций, которые вошли в перечень РЗА линий 6(10) кВ, можно выделить определение места повреждения (ОМП). Функция стала типовой с приходом микропроцессорной техники. Раньше устройства ОМП устанавливались только на линиях 35 кВ и выше из-за большой стоимости этих приборов.
Общие защиты и автоматику рассмотрим в следующих постах потому, что они встречаются не только на кабельной линии.
В следующей статье рассмотрим защиты и автоматику воздушной линии 6(10) кВ
БМРЗ-101-КЛ содержит все перечисленные в статье защиты
Источник
Устройство защиты кабеля связи
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ КАБЕЛЯ СВЯЗИ ОТ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ЕГО ПЕРЕСЕЧЕНИИ НАСЫПЬЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту — ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.
ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.
ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству защиты кабеля связи от механических повреждений при его пересечении насыпью земляного полотна автомобильной дороги общего пользования.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК — описание решений по организации и технологии производства работ по устройству защиты кабеля связи от механических повреждений при его пересечении насыпью земляного полотна автомобильной дороги общего пользования, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по устройству защиты кабеля связи от механических повреждений при его пересечении насыпью земляного полотна автомобильной дороги общего пользования.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по устройству защиты кабеля связи от механических повреждений при его пересечении насыпью земляного полотна автомобильной дороги общего пользования, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожно-строительных работ.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по устройству защиты кабеля связи от механических повреждений при его пересечении насыпью земляного полотна автомобильной дороги общего пользования.
2.2. Дорожно-строительные работы по устройству защиты кабеля связи от механических повреждений при его пересечении насыпью земляного полотна автомобильной дороги общего пользования, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:
час.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве защиты кабеля связи от механических повреждений при его пересечении насыпью земляного полотна автомобильной дороги общего пользования, входят следующие технологические операции:
— шурфование для определения местоположения кабеля;
— разработка траншеи вручную;
— устройство защитного кожуха для кабеля;
— обратная засыпка траншеи с уложенным кабелем;
— устройство защитного слоя из щебня в охранной зоне.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ звеном оснащенным следующими механизмами: автомобиль-самосвал КамАЗ-6520 (=20,0 т); самоходный дорожный грунтовый виброкаток ДУ-85 (Р=13 т,
=2,0 м); поливомоечная машина ПМ-3У ( =6000 л); бульдозер Б170М1.03ВР ( =4,28 м, =1,31 м); виброплита TSS-VP90N (Р=90 кг).
Рис.1. Бульдозер Б170М1.03ВР
Рис.2. Грунтовый каток ДУ-85
Рис.3. Автосамосвал КамАЗ-6520
Рис.4. Виброплита TSS-VP90T
Рис.5. Поливомоечная машина ПМ-3У
2.5. При устройстве защиты кабеля от механических повреждений используются следующие строительные материалы: щебень фракции 40-70 мм М 800, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; техническая вода, соответствующая требованиям ГОСТ 23732-2011; асбоцементные трубы 118 9,0 мм, =3950 мм, соответствующие требованиям ГОСТ 1839-80; проволока вязальная оцинкованная 1,0 мм, соответствующая требованиям ГОСТ 7372-79; лесоматериал круглый 24 см, соответствующий требованиям ГОСТ 9463-2016; проволока стальная катанная 5 мм, соответствующая требованиям ГОСТ 7372-79.
2.6. Работы по устройству защиты кабеля связи от механических повреждений при его пересечении насыпью земляного полотна автомобильной дороги общего пользования следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
Источник
Защита кабеля.
Защита кабеля от коррозии может обеспечиваться в двух направлениях: можно создавать конструкцию кабеля, которая препятствует возникновению коррозии, канализировать кабель в условиях, локализирующих процессы коррозии и защита при помощи специальной аппаратуры. Оба направления защиты могут дополнять друг друга.
Для расчёта сопротивления проводника вы можете воспользоваться калькулятором расчета сопротивления проводника.
Пассивная защита кабеля от коррозии.
Потенциальная диаграмма зоны железнодорожного транспорта, который был электрифицирован постоянным током. а — отображает потенциальную диаграмму «рельсы — земля», б — потенциальную диаграмму «кабель — земля», А — анодную зону, К — катодную зону.
При эксплуатации в составляющих кабеля имеют место необратимые процессы старения и коррозии, которые способны привести к понижению полезных качеств, таких как способность изоляции. Конструкция кабеля, в которой в качестве защиты кабеля от коррозии предусмотрены особые покровы, показаны на рис. 2. Защитные покровы состоят из подушек и наружного покрова. Подушки выполняются из волокнистогго материала (обычно ПВХ), который накладывается слоями поверх кабельной оболочки. Подушка защищает оболочку от коррозии электрохимического и химического вида, при этом предохраняя её от повреждения бронёй. Наружный покров, созданный также из волокнистых материалов и накладываемый поверх брони, предназначается для защиты оболочки и брони от коррозионных процессов и повреждений механического рода.
Пассивная защита кабеля от коррозии условно включает в себя запрещение загрязнения различными отбросами трасс кабельных линий, замену грунта в траншеях землёй, нейтральную по отношению к коррозии свинцовую или алюминиевую оболочку, изменение трассы табельной линии, прокладку кабелей на территории сооружений (туннелей, коллекторов, каналов, блоков и не только).
Активная защита кабеля от коррозии.
Любой вид электрохимической коррозии обычно возникает при положительном потенциале сооружения. Основным принципом электрозащиты является обеспечение отрицательного потенциала кабеля по отношению к земле. Отрицательный потенциал кабеля гарантирует прекращение выхода тока и, соответственно, коррозию металла кабеля.
На практике электрическая защита (порой называется катодной поляризацией) может быть осуществлена при помощи электрического дренажа (защищает кабель от блуждающих токов). Помимо этого применяются внешние источники тока или т.н. катодная защита кабеля (от электрохимической коррозии, провоцируемой почвой), анодных гальванических электродов (протекторная защита), которые помогают защитить кабель от почвенной электрохимической коррозии.
В ряде случаев целесообразным считается применение всех средств защиты в комплексе.
Электрический дренаж.
Самым неблагоприятным участком появления катодной зоны на кабеле является участок сближения с элементами рельсовой сети электрифицированного транспорта, такими как рельсы. В таких случаях земной потенциал зачастую оказывается ниже, чем кабельный потенциал или наоборот — кабельный потенциал по отношению к земле обладает максимальным значением (рис. 3, а).
Выше показан принцип, по которому действует электрическая дренажная защита.
а — потенциальная диаграмма «кабель — земля» до того, как была включена защита. б — потенциальная диаграмма «кабель — земля» после активации защиты. 1 — отсасывающий пункт, 2 — отсасывающий кабель, 3 — кабель, 4 — устройство дренажа. А — анодная зона, К — катодная зона.
Суть электрического дренирования заключается в том, что кабель при соединении с элементами сети рельс, начинает приобретать отрицательный потенциал по отношению к земле, то есть переходит в катодное состояние (рис. 3, б). Коррозионный процесс не наблюдается, а блуждающий ток из кабеля посредством дренирующего устройства возвращается к источнику, создавшему этот ток. На практике используются дренажные устройства прямого, поляризованного, усиленного и автоматического типа.
Благодаря электрическому дренажу обеспечивается защита кабеля от почвенной электрохимической коррозии.
Катодная защита кабеля.
Основной элемент катодной установки — это источник постоянного тока. Источник с отрицательным полюсом подключается к кабелю, а положительный — к анодному заземлителю.
Ток, который протекает от анодного заземлителя к кабелю, создаёт внутри земли электрическое поле, которое обуславливает меньший потенциал сооружения, благодаря чему прекращаются анодные коррозионные процессы. На практике применяются катодные установки нормального и автоматического исполнения. Катодная защита используется, чтобы защита кабеля действовала в зонах электрифицированных транспортных средств.
Протекторная защита кабеля.
Данный вид защиты представляет собой разновидность катодной защиты, где отсутствует внешний подающий ток источник. Катодная поляризация в случае с катодной защитой достигается через соединение кабеля с минусом внешнего источника тока, в случае с протекторной защитой — через соединение кабеля с электродом, которые обладае сравнительно пониженным электрохимическим потенциалом.
Протекторная установка является гальваническим элементом. где протектор выполняет роль анода, катод — это защищаемый кабель, а электролит — окружающая почва. Потеря металлических соединений в протекторе под воздействием коррозионных процессов не превышает уровень потери металла незащищённого кабеля. Протектор является электродом, созданным из магниевого сплава. Как правило, зона протекторной защиты вдоль кабеля ограничивается несколькими десятками метров.
В будущем вся аппаратура электрической защиты кабеля от коррозии подземных сооружений будет унифицирована.
Защита кабеля от коррозии.
Для открытой прокладки кабеля используются кабельные конструкции (стойки и полки), лотки, а в случаях скрытой прокладки кабелей по трубам используются крепёжные изделия различных видов. Для защиты данных изделий от влияния коррозии используются лакокрасочное антикоррозионное покрытие. Защитное покрытие наносится на этапе производства на заводе, а непосредственно перед процедурой монтажа на монтажно-заготовительных участках происходит повторное окрашивание. Также рекомендуется окрашивание в качестве профилактики борьбы с коррозией.
Самым прогрессивным методом защиты кабелей от коррозии является оцинковка. Помимо прямой защиты конструкций, антикоррозионные мероприятия проводятся и в строительной части кабельных сооружений.
Источник