Работы по укладке пути выполняют специализированные организации, оснащенные путеукладочным оборудованием, специальными машинами и средствами малой механизации. Современная технология укладки пути основана на укрупнительной сборке элементов верхнего строения пути на звеносборочной базе, где выполняют сортировку, маркировку рельсов и гнутье рельсов, предназначенных для укладки в кривых, заготовку рельсовых рубок, предварительную сборку стрелочных переводов и перекрестных съездов с последующей разборкой их на укрупненные блоки, прикрепление к шпалам стальных подкладок.
Со звеносборочной базы укрупненные блоки на специальном подвижном составе доставляют к месту укладки.
Перед укладкой пути выполняют подготовительные работы.
Если тоннели имеют обделку кругового очертания, то устраивают жесткое основание, т. е. лотковую часть обделки тоннеля заполняют бетоном. Предварительно до укладки бетона основания выполняют гидроизоляцию лотка (чеканкой швов обделки) и болтовых соединений (установкой специальных шайб). Перед укладкой бетона лоток тщательно очищают и просушивают. Бетонирование производят участками протяженностью не менее 50 м сгпосле-дующим уплотнением бетона вибраторами. После набора бетоном жесткого основания проектной прочности приступают к устройству верхнего строения пути.
Укладка верхнего строения пути включает в себя следующие работы: спуск и прием укладочных материалов и перемещение их в тоннелях, монтаж рельсо-шпальной решетки из одиночных (монтажных) рельсов, рихтовку (выправление в профиле и плане) и раскрепление пути, укладку путевого бетона, монтаж и балластировку стрелочных переводов, монтаж контактного рельса, замену одиночных рельсов на сварные плети.
К месту укладки рельсы доставляют через портал на тележках, по стволу или по наклонному эскалаторному тоннелю — на канатах. Наклонный тоннель для спуска рельсов оборудуют специальными лотками из швеллера, по которым рельсы спускают на канате лебедкой, установленной на поверхности у устья тоннеля.
Можно использовать и устройство для спуска рельсов в виде цилиндра с глухим днищем. Стенки цилиндра имеют створки на петлях. Цилиндр на поверхности загружают рельсами, его створки соединяют замками и в таком виде транспортируют до лесоспуска. После запасовки грузовым канатом цилиндр по лесоспуску спускают в шахту и с помощью оттяжной лебедки укладывают в околоствольном дворе. Распасовав грузовой канат, оттяжной лебедкой выгружают рельсы из цилиндра. По тоннелям рельсы перемещают на тележках, оборудованных специальными винтовыми захватами.
Шпалы грузят по 6-8 шт. на тележки узкой колеи, спускают в клети и доставляют к месту укладки электровозом. Возможен также спуск шпал на канате по лесоспуску. Балластные материалы доставляют опрокидными вагонетками.
До укладки пути у правой (по ходу движения поезда) стены тоннеля устанавливают реперы. Укладку пути начинают с раскладки по лотку тоннеля шпал с накладками и монтажных бетонных кубиков. Одиночные рельсы устанавливают на кубики и краской отмечают на рельсах положение осей шпал. Затем навешивают шпалы одним концом на поднятый рельс, вкантовывая его в реборды подкладок и закрепляя штырями. Аналогичным способом подвешивают вторые концы шпал. Выполняют передвижку рельсо-шпальной решетки на проектную ось, для чего ее поднимают домкратами, извлекают монтажные кубики и опускают на лоток тоннеля. Затем с помощью домкратов поднимают рельсо-шпальную решетку на 10-15 см, подводят под нее монтажные бетонные кубики и убирают домкраты. Далее, при второй подъемке рельсо-шпальную решетку с помощью бетонных кубиков и деревянных клиньев поднимают еще на 10-12 см, обеспечивая возвышение наружной нити на кривых. Точную подгонку рельсовых нитей по высоте выполняют подбивкой клиньев.
Установив деревянные межрельсовые распорки, с помощью распорных домкратов и труб раскрепляют рельсо-шпальную решетку. Вращением рукоятки домкрата сдвигают рельс в нужную сторону, при этом наряду с раскреплением выполняют окончательную рихтовку рельсо-шпальной решетки.
После раскрепления пути устанавливают деревянную или инвентарную стальную опалубку лотка и противоугонных гнезд, монтируют временный путь узкой колеи. Лоток тоннеля очищают от строительного мусора и промывают струей воды (под напором). Все рельсовые скрепления и стыки для предохранения от попадания бетона укрывают инвентарными железными кожухами, подошвы рельсов смазывают смесью мазута и керосина, покрывают гидро-изолом винты распорных домкратов.
Непосредственно перед началом укладки путевого бетона маркшейдеры еще раз проводят инструментальную проверку положения пути в плане и профиле.
Бетонную смесь к месту укладки подают в бункерных тележках широкой колеи, имеющих боковые люки-затворы. Смесь разгружают из тележки через затворы равномерно в обе стороны, разравнивая и тщательно подбивая ее под шпалы глубинными вибраторами. У стен тоннеля в свежеуложенном бетоне устраивают водоотводные канавки с помощью шаблона из трубы диаметром 60 мм (на половину ее сечения). Вибрирование бетона ведут до появления на его поверхности цементного молока. При вынужденном перерыве бетонирования стык (шов) располагают в междушпальном пространстве, но не под шпалой.
После уплотнения бетона поверхность его заглаживают мастерком. Очищают от бетона шпалы и рельсы, снимают защитные кожухи со стыков скреплений и переносят кожухи на следующий участок. Качество укладки путевого бетона проверяют простукиванием, обнаруженные при этом пустоты под шпалами заполняют цементным раствором с помощью ручного гидропресса через пробуренные в бетоне отверстия.
Снятие распорных домкратов, опалубки лотка и противоугонных гнезд выполняют после достижения бетоном не менее половины проектной прочности.
Устройство сливов к шпалам у стен тоннеля, профилировку противоугонных гнезд и дренажного лотка выполняют цементно-песчаным раствором с приданием поверхности заданных уклонов. Профилирование дренажного лотка производят с помощью специального шаблона, протягивая его по лотку. Для упрочения бетонных поверхностей производят их железнение, для чего поверхность смачивают водой, посыпают цементом и затирают до получения темно-серого цвета.
После окончания всех бетонных и отделочных работ рельсы и скрепления протирают ветошью, смоченной в смеси мазута с керосином, а поверхность и торцы шпал и шпал-коротышей смазывают креозотом.
Бетонирование пути ведут в однопутных тоннелях одновременно сразу на всю ширину, в двухпутных — от каждой стены до середины междупутья. Протяженность участка непрерывного бетонирования составляет 25-100 м.
До укладки стрелочных переводов на месте расположения их на бетонном жестком основании отсыпают и тщательно разравнивают щебеночный слой. Затем раскладывают деревянные переводные брусья. Основным документом для разбивки стрелочного перевода является эпюра — схематичный чертеж перевода, состоящий из трех частей: эпюры укладки брусьев; схемы разбивки перевода с указанием основных его параметров, необходимых для укладки; спецификации, содержащей размеры, число и массу рельсов, брусьев и скреплений.
Переводные брусья под стрелкой и соединительными путями (до центра перевода) располагают перпендикулярно оси прямого пути, а под крестовиной — перпендикулярно биссектрисе угла крестовины. Монтаж стрелочного перевода начинают с закрепления оси путей, центра стрелочного перевода, математического центра крестовины. Затем по брусьям согласно маркировке раскладывают рельсы, крестовины и другие детали перевода, сболчивают все элементы с соблюдением необходимых зазоров. Завершив разгонку переводных брусьев с установкой их по меткам и шнуру, крепят шурупами все части стрелочного перевода к брусьям и поднимают стрелочный перевод на монтажные бетонные кубики. После этого в шпальные ящики засыпают щебень, подбивая его под брусья шпа-лоподбойками. Подъемку и рихтовку перевода, засыпку щебня и заполнение шпальных ящиков выполняют троекратно до устранения пустот.
Источник
Монтаж рельсов
Сегодня чаще всего рельсы устанавливаются в метро. Однако перед тем, как начать монтаж рельсового пути необходимо осуществить доставку рельсов и шпал на место. Осуществляется это при помощи тросовых подъёмников.
Производитель ООО «Стройком» даст возможность приобрести все комплектующие для создания железнодорожного пути. При этом не стоит забывать о том, что монтаж рельсов должен проводиться с соблюдением технологического процесса во избежание сложностей в эксплуатации.
Начало укладки пути
Изначально по лотку тоннеля раскладываются шпалы. Они также уже были доставлены при помощи подъёмников. Крайне важно располагать их на бетонных кубиках. Далее происходит навешивание на рельс.
При этом необходимо тщательно вкантовывать шпалу. Означенный процесс является отработанным и обеспечивает наилучшее соединение. В дальнейшем даже вибрации будут не страшны подобному соединению.
Конечно, железная дорога не всегда идёт чётко прямо. Имеются и повороты. Следовательно, необходимо следовать траектории движения пути. Этот момент осуществляется при помощи специальных домкратов.
Рельсо-шпаловая решётка сдвигается на проектную ось. В дальнейшем она опускается на лоток тоннеля.
Заливка бетона и установка опалубки
Используют два типа опалубки рельсовых путей:
стальная;
деревянная.
Естественно, если речь идёт о дереве, то допускаются к использованию только особо плотные породы. После означенной процедуры лоток тоннеля должен быть тщательным образом очищен от строительного мусора.
В целях наиболее эффективной уборки его промывают при помощи струи воды. Теперь вся конструкция почти подготовлена для заливки бетона. Всё, что остаётся выполнить – защитить стыки при помощи специальных колпаков.
Бетон не должен попасть туда ни при каких обстоятельствах. Укладка бетона осуществляется при помощи специальной тележки. В ней загружается некоторое количество смеси, и за счёт конструкции тележки она равномерно распределяется.
При этом работники должны следить за тем, чтобы укладка бетона осуществлялась в соответствии со строгими стандартами технологического процесса.
Смотрите также:
Узнайте о том, какие виды экскаваторов сегодня доступны к покупке.
Рекомендации в отношении выбора теплоблоков и описание их структуры (новый строительный материал) — http://domkrat.org/chto-takoe-teplobloki/
Ниже приводится плейлист посвящённый монтажу рельсовых путлей. В частности, рассматривается один из методов сварки – термит:
Источник
Проект производства работ. Устройство рельсового пути башенного крана
Проект производства работ применяется при устройстве прямолинейного рельсового пути, предназначенного для перемещения строительного башенного крана, изготовленного с учетом общих технических условий по ГОСТ 13556-91.
Обозначение:
МДС 12-68.2015
Название рус.:
Проект производства работ. Устройство рельсового пути башенного крана
Статус:
действует
Дата актуализации текста:
05.05.2017
Дата добавления в базу:
01.02.2017
Опубликован:
ЗАО ЦНИИОМТП (2016 г. )
Ссылки для скачивания:
Методическая документация в строительстве
ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОГО ПУТИ БАШЕННОГО КРАНА
Настоящий типовой проект производства работ составлен на устройство рельсового пути башенного крана. Проект разработан в соответствии с требованиями и на основе Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
Проект вводится в развитие и дополнение МДС 12-44.2008 и МДС 12-61.2012 .
Проект может быть использован напрямую для типового рельсового пути башенного крана, а также в качестве основы для разработки индивидуального проекта производства работ на конкретный рельсовый путь, с учетом местных условий.
Проект производства работ по составу, содержанию и оформлению разработан в соответствии МДС 12-46.2008 .
Проект предназначен для проектных и строительно-монтажных организаций, соответственно, разрабатывающих проекты производства работ и выполняющих строительные работы с применением башенных кранов.
Проекта составлен с учетом трудов ЦНИИОМТП и опыта отечественных строительных организаций и фирм (отв. исполнитель Корытов Ю.А.).
Введение
Безопасность работы башенного крана на строительной площадке зависит от многих факторов, в том числе от правильного устройства рельсового пути крана.
Настоящий проект разработан на основе «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» и общих технических требований по ГОСТ Р 51248-99 . Устройство рельсового пути осуществляется по проекту пути и по проекту производства работ (ППР).
ППР является основным организационно-технологическим документом при устройстве рельсового пути башенного крана. В состав ППР могут входить технологические карты на выполнение отдельных работ, например, на земляные, на устройство заземления, на контроль технического состояния пути.
ППР содержит полный состав и объем сведений, необходимых для выполнения земляных, монтажных, сварочных и других работ, выполняемых при устройстве рельсового пути. Рельсовый путь сооружается в нормальных геологических, климатических и других (не специфических по СП 12-103-2002 ) условиях, характерных для средней полосы России.
ППР входит в состав организационно-технологических документов на подготовительный период строительства и является востребованным местными органами государственного надзора при подготовке разрешительных документов на строительные работы.
Изложение и оформление разделов ППР выполнено с учетом рекомендаций МДС 12-81.2007 .
ППР состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит основные положения по организации и технологии работ, по обеспечению качества работ, перечень необходимых средств механизации и инструмента, требования к мерам безопасности работ.
Графическая часть представлена схемами устройства рельсового пути и монтажа его основных частей и оборудования.
Настоящий проект предназначен для оказания помощи инженерно-техническим работникам проектной, проектно-технологической и строительной организациям в разработке ППР на устройство рельсового пути.
В основу проекта положены работы ЦНИИОМТП и других проектно-технологических институтов, а также обобщение практического опыта устройства рельсовых путей башенных кранов.
1 Область применения
ППР применяется при устройстве прямолинейного рельсового пути, предназначенного для перемещения строительного башенного крана, изготовленного с учетом общих технических условий по ГОСТ 13556-91 .
Рельсовый путь эксплуатируется в условиях климата и сейсмичности, характерных для средней полосы России, в нормальных геологических условиях (при отсутствии карстовых явлений, слабых просадочных, набухающих грунтов).
Рельсовый путь укладывается на площадке с поперечным уклоном до 1:10.
2 Нормативные ссылки
При разработке ППР использованы нормативно-технические документы, основные из которых приведены ниже.
СП 48.13330.2011 (СНиП 12-01-2004) Организация строительства
СП 49.13330.2010 (СНиП 12-03-2001) Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство
ФНиП в области промышленной безопасности . Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. Ростехнадзор
ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики
ГОСТ 12.4.059-89 ССБТ. Строительство. Ограждения защитные инвентарные. Общие технические условия
ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
ГОСТ 8193-73* Накладки двухголовые к рельсам типов Р65 и Р75. Конструкция и размеры
ГОСТ 11530-93 Болты для рельсовых стыков железнодорожного пути. Технические условия
ГОСТ 11532-93 Гайки для болтов рельсовых стыков железнодорожного пути. Технические условия
ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия
ГОСТ 19115-91 Шайбы пружинные путевые. Технические условия
ГОСТ 19912-2001 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ Р 51248-99 Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования
ГОСТ Р 51685-2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
СП 12-103-2002 Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация
МДС 12-81.2007 Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ
Примечание : рекомендуется проверить действие нормативно-технических документов в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года.
3 Общие положения
3.1 ППР на устройство рельсового пути башенного крана разрабатывается с учетом общих технических требований по ГОСТ Р 51248-99 и ФНиП в области промышленной безопасности Ростехнадзора.
Основанием ППР служит проект (рабочая документация) на рельсовый путь и техническое задание.
Рельсовый путь сооружается на естественном грунтовом основании (без подземных коммуникаций) и не имеет пересечений с другими путями (рельсовыми, автомобильными, пешеходными).
3.2 В ППР используются следующие данные, содержащиеся в проекте на рельсовый путь:
— план рельсового пути с указанием основных размеров: колея, длина пути, место стоянки крана в нерабочем положении,
— конструкция верхнего строения пути (тип рельса и подрельсового опорного элемента, тип или конструкция стыковых креплений, материал и размеры балластного слоя);
— конструкция нижнего строения пути, то есть земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);
— допуски, контролируемые при устройстве пути;
— тип или конструкция тупиковых упоров, схема заземления рельсового пути;
— указания по обкатке, программа и методика испытаний рельсового пути.
3.3 В составе технического задания предъявляются паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав рельсового пути.
3.4 Настоящий ППР составлен на типовой рельсовый путь, показанный на рисунке 1.
В состав нижнего строения пути входит земляное полотно 1 и водоотливная канава 2.
В состав верхнего строения пути входят балластный слой 3, железобетонные балки 4, на которые уложены железнодорожные рельсы 5 по ГОСТ Р 51685-2000 .
Путевое оборудование включает в себя стяжки 6, выключающие линейки 7 и тупиковые упоры 8.
Заземляющее устройство (здесь не показано) состоит из очага заземления, заземляющих проводников и перемычек.
3.5 Железобетонные балки применяются различных типов и конструкций. Балка, например, типа БРП-62.8.3 конструкции ЦНИИОМТП используется для рельсового пути с нагрузкой от колеса на рельс до 331 кН (32,5 тс). Балка имеет на верхней плоскости опорные стальные плиты 1 для укладки и закрепления рельсов типа Р65 и строповочные петли 2 (рисунок 2).
1 — стальные опоры; 2 — строповочные петли
Балка изготавливается в металлических формах по поточно-агрегатной технологии. Согласно Техническим условиям на изготовление балки требуется 1,43 м 3 тяжелого бетона на портландцементе и 349 кг арматурной стали. Марка бетона по прочности на сжатие — не ниже В25.
Каркас балки — объемный, выполненный из арматурных стержней марки А-III по ГОСТ 5781-82* . Защитный слой арматуры должен быть не менее 30 мм. Габаритные размеры балки — 6230×820×330 мм, масса — 3450 кг.
Конструкторская документация на балку БРП-62.8.3 (рабочие чертежи, паспорт, технические условия, в том числе программа и методика испытаний, расчет прочности балки) приведены в МДС 12-61.2012 .
3.6 В качестве тупикового упора пути применяются упоры ударного и безударного типа различных конструкций, например конструкций ЦНИИОМТП или ИКЦ «Кран».
3.7 Для крепления рельсов к балкам и скрепления рельсов между собой используются стандартные железнодорожные детали (прижимы, накладки, болты, гайки, шайбы).
3.8 Работы выполняются бригадой из 4 — 5 рабочих-путейцев с применением средств механизации, приведенных в разделе 6.
Ниже изложены правила организации и технологии устройства рельсового пути, требования к качеству и приемке работ, указаны параметры и характеристики для выбора средств механизации, инструмента, инвентаря и приспособлений, приведены основные правила безопасности и охраны труда.
4 Организация и технология работ по устройству рельсового пути
4.1 Подготовительные работы
4.1.1 До работ по устройству рельсового пути должны быть закончены работы по прокладке временных и постоянных инженерных сетей и коммуникаций. В случае нахождения их зоне устройства пути должны быть приняты меры безопасности, предупреждающие их повреждения.
До начала основных работ по устройству рельсового пути выполняются подготовительные работы по организации и обустройству участка работ с учетом СП 48.13330.2011 , по заготовке и проверке качества материалов и деталей пути, по проверке готовности машин, геодезические работы и т.п.
4.1.2 Участок работ (а также подходы к нему) освобождается от посторонних строительных конструкций, материалов, механизмов, строительного мусора.
Граница потенциально опасной зоны на расстоянии 5 м от движущихся машин и их частей обозначается предупреждающими знаками по ГОСТ Р 12.4.026 . Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, но не менее двух на одну линию ограничения зоны. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках. В темное время суток знаки должны быть освещены.
Появление посторонних в потенциально опасной зоне должно быть исключено.
4.1.3 Производится заготовка балластного песка (в объеме 52 м 3 ), подготовка железобетонных балок (по расчету 22 для данного пути), рельсов на длину пути, рельсового оборудования, деталей заземления.
Временные склады балластного песка, балок и рельсов на строительной площадке не оборудуются, так как отсыпку балластного слоя, укладку балок и рельсов предусматривается производить «с колес».
4.1.4 Производится осмотр, контроль и оценка технического состояния составных частей и оборудования пути. Поврежденные или не отвечающие нормативным требованиям составные части и оборудование подлежат выбраковке.
4.1.5 Производится подготовка к работе машин для земляных работ и грузоподъемного крана для укладки балок и рельсов. Проверяется комплектность и готовность к работе инструмента, приборов для контроля параметров рельсового пути.
4.1.6 Выполняются геодезические работы по установке реперов и разбивочных знаков, обозначающих согласно проекту ось пути, ось водоотводной канавы, рельсовых нитей, границы земляного полотна и т.п.
4.1.7 Производится инструктаж рабочих о порядке, приемах и правилах сооружения и сборки пути, устройства его заземления.
4.1.8 Организации участка работ показана (на фрагменте) на рисунке 3.
Стреловой кран 2 перемещает с транспортного средства 1 и укладывает в проектное положение первую железобетонную балку 5 на балластную призму 4, отсыпанную на земляном полотне 3.
Граница зоны обслуживания краном 6 определяется радиусом R = 9,5 м и поворотом стрелы на угол не более 90°. Высота подъема балки с транспортного средства и, следовательно, возможного ее падения не должна превышать 2 м. Граница потенциально опасной зоны крана при указанных выше габаритных размерах балки (см. рисунок 2), без применения оттяжек, при отлете балки с высоты 2 м составляет около 8 м. Поскольку при укладке балки используются оттяжки, предотвращающие поворот балки, наибольший габаритный размер балки исключается из расчета. Граница потенциально опасной зоны 7 работы крана принимается 5 м. Ограждение строительной площадки 8 устанавливается на расстоянии 3 м от границы опасной зоны.
1 — транспортное средство; 2 — стреловой кран; 3 — земляное полотно; 4 — балластная призма; 5 — железобетонная балка; 6 — граница зоны действия крана; 7 — граница опасной зоны; 8 — ограждение площадки работ
Рисунок 3 — Организация участка работ
4.2 Основные работы
4.2.1 В составе основных работ выполняются работы по устройству нижнего и верхнего строения пути, установке путевого оборудования и устройству заземления. Основные работы завершаются обкаткой пути.
Устройство нижнего строения пути
4.2.2 При устройстве нижнего строения пути выполняются земляные планировочные работы, отсыпка и уплотнение грунта земляного полотна, устройство водоотводной канавы.
4.2.3 Площадку очищают от растительного слоя, а зимой — от снега и льда.
Земляное полотно сооружается согласно проекту на естественном суглинистом грунте с подсыпкой грунта. Планировку земляного полотна длиной начинают с участков, прилегающих к строящемуся зданию. Для планировки применяют экскаваторы на пневмоколесном ходу с ковшом 0,25 м 3 , экскаваторы — планировщики на пневмоколесном ходу с ковшом 0,4 м 3 или бульдозеры класса тяги 3 — 8 т.
4.2.4 Насыпной грунт укладывается слоями с уплотнением каждого слоя.
Не следует применять для подсыпки грунт с примесью строительного мусора и включений, подверженных набуханию, в мерзлом или частично мерзлом состоянии.
4.2.5 Уплотнение насыпного суглинистого грунта производится укаткой при оптимальной влажности 12 — 18 %. Грунт, не имеющий оптимальной влажности, подлежит сушке или увлажнению. Влажность грунта определяется по ГОСТ 5180-84 .
Самоходный каток статического действия массой 6 — 10 т или вибрационный каток массой 3 — 4 т выполняет не менее шести проходов по отсыпанному слою толщиной 150 мм. Повторное уплотнение производится после того, как вся ширина земляного полотна покрыта следами предыдущих проходов. Предыдущий след перекрывается следующим не менее чем на 100 мм.
4.2.6 Плотность грунта земляного полотна должна быть не менее 1,6 г/см 3 . Плотность грунта определяется до отсыпки балластной призмы в местах укладки балок, не менее чем в одной точке на каждые 12,5 м рельсовой нити. Плотность грунта определяется на месте по ГОСТ 19912-2001 или в строительной лаборатории по ГОСТ 22733-2002 .
4.2.7 Водоотводная канава прокладывается по оси пути с уклоном не менее 0,003, согласно проекту, глубиной 350 мм и шириной по дну 250 мм, с откосами — 1:1 (см. рисунок 1). Канава включается в общий водоотвод строительной площадки.
4.2.8 При сооружении земляного полотна зимой учитывают время смерзания грунта, которое при температуре окружающего воздуха -5 °С и -10 °С принимается, соответственно, 1,5 и 1,0 часа. При более низкой температуре земляные работы производить не следует.
Устройство верхнего строения пути
4.2.9 При устройстве верхнего строения пути выполняются работы по отсыпке двух балластных призм, укладке балок и рельсов.
4.2.10 Для отсыпки балластных призм применяется (согласно данному проекту) крупный и среднезернистый песок, параметры которого приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Песок, применяемый для отсыпки балластных призм
Содержание частиц песка размерами 0,5 — 3,0 мм по массе, не менее, %
Содержание частиц песка размерами менее 0,5 мм по массе, %
Содержание частиц песка размерами более 3,0 мм по массе, %
Содержание в песке частиц размером менее 0,15 мм должно быть не более 10 % , в том числе глины — не более 3 %.
4.2.11 Балластный песок (в объеме 52, м 3 ) отсыпается с помощью погрузчика и бульдозера так, чтобы после уплотнения толщина призм соответствовала проектной — 200 мм. При этом верх призмы должен быть выдержан на одном уровне с опорными поверхностями балок.
После укладки балок и рельсов призму дополнительно подсыпают песком слоем толщиной 50 мм.
4.2.12 Уплотнение балластного песка производится укаткой вибрационным катком при оптимальной влажности 8 — 12 %. Песок, не имеющий оптимальной влажности, подлежит сушке или увлажнению. Влажность песка определяется по ГОСТ 5180-84 .
Самоходный вибрационный каток массой 3 — 4 т выполняет не менее 3 — 4 проходов по отсыпанному слою балласта.
Повторное уплотнение производится после того, как призма уплотнена по всей ширине предыдущими проходами с перекрытием не менее 100 мм.
4.2.13 Проектные размеры земляного полотна и балластной призмы в сечении пути (см. рисунок 1), должны быть выдержаны по всей длине пути.
4.2.14 При работах в зимнее время балластный песок должен быть доставлен, уложен в призму и уплотнен до его смерзания. Время смерзания балластного песка принимается такое же, что и грунта земляного полотна (см. пункт 4.2.8).
4.2.15 Укладка железобетонных балок (одиннадцать под каждую рельсовую нить по данному проекту) и рельсов производится с помощью стрелового крана с грузовым моментом не менее 40 т.м.
Строповка балки осуществляется за все четыре строповочных петли.
Длина рельсовой вставки должна быть не менее 3 м, а количество вставок — не более двух на рельсовую нить.
Балки и рельсы укладывают так, чтобы расстояние от оси ближайшего к зданию рельса до выступающих деталей здания составляло — 1500 мм (см. рисунок 1).
4.2.16 Крепление рельса 1 к балке 6 показано на рисунке 4.
Прижимная пластина 4 и шайба 3 надеваются на шпильки 5 балки и затягиваются гайкой 2 с помощью динамометрического ключа, при этом соблюдается усилие затяжки, указанное в проекте рельсового пути. Концы шпилек должны выступать над гайками на одну две нитки.
4.2.17 Рельсы соединяют между собой с помощью двух двухголовых накладок по ГОСТ 8193-73* , стягиваемых путевыми болтами по ГОСТ 11530-93 и гайками по ГОСТ 11532-93 с использованием пружинных шайб по ГОСТ 19115-91 .
Стыки рельсов располагают на балках согласно проекту. Стыки одной рельсовой нити смещают относительно стыков другой нити на 100 — 150 мм. Рельсовые нити соединяют между собой стяжками (двенадцатью, согласно данному проекту).
Накладки должны быть соединены полным числом болтов с гайками и пружинными шайбами. Гайки располагают поочередно внутрь и наружу колеи пути. Концы болтов должны выступать над гайками на одну две нитки. Болты должны быть смазаны.
4.2.18 После устройства верхнего строения пути производится геодезическая съемка пути, по результатам которой при необходимости выполняется рихтовка рельсового пути.
Установка путевого оборудования
4.2.19 Путевое оборудование устанавливается в составе: тупиковые упоры, отключающие устройства, лотки (настилы) для гибкого кабеля, ограждение, знаки безопасности.
4.2.20 Тупиковые упоры устанавливаются на рельсы на расстоянии не менее 500 мм от крайней точки опоры рельса на балку таким образом, чтобы соприкосновение крана с двумя опорами происходило одновременно. Крепление тупикового упора к рельсу показано на рисунке 5.
Тупиковый упор, например, безударный, имеющий основание 1, наклонную направляющую 2 и разводку 4, устанавливается на рельс с помощью рукоятки 3. Прижимные пластины 6 и шайбы 7 надеваются на шпильки 5 упора и затягиваются гайкой 8 с помощью динамометрического ключа, при этом соблюдается усилие затяжки, указанное в проекте пути.
Обязательное условие установки данного типа упора на рельс: между основанием упора и рельсом на расстоянии 265 ±3 мм должен быть переменный зазор, величина которого возрастает к концу упора до 10 ±1 мм. Тупиковые упоры окрашивают в отличительные цвета согласно проекту (например, в оранжевый или красный, по ГОСТ Р 12.4.026-2001 ).
4.2.21 Отключающее устройство, конструкция которого зависит от типа концевого выключателя крана, устанавливается на одной из рельсовых нитей на расстоянии не менее тормозного пути крана до тупикового упора.
4.2.22 Лотки (настилы) для гибкого кабеля крана, конструкция которых зависит от наличия (отсутствия) на кране кабельного барабана, сооружают по чертежам и указаниям, содержащимся в проекте пути.
4.2.23 Ограждение рельсового пути высотой обычно 1,2 м, конструкция которого приведена в проекте пути, выставляют вдоль и в торцах пути на расстоянии от оси (торца) рельсов не менее 1500 мм.
4.2.24 Знаки безопасности ( например, «Вход на крановый путь запрещен», «Место стоянки крана» и другие) подготавливают и выставляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026-2001 .
4.2.25 Работы по устройству заземления производятся согласно схеме заземления и требованиям, приведенным в проекте пути.
Заземление устраивают обычно у торца рельсового пути, как показано на рисунке 6.
Башенный кран 3, стоящий на рельсовом пути 2, подключен кабелем 6 к распределительному щиту 5. Проводники 1 привариваются дуговой сваркой внахлестку к стыкам рельсов и к очагу заземления 7. К стыкам рельсов привариваются сваркой внахлестку перемычки 4. В качестве проводников и перемычек обычно применяется стальной пруток диаметром 8 мм. Приварка проводников и перемычек производится к шейке рельса в ее нейтральной оси через промежуточную стальную пластину с сечением 30×3 мм и длиной не менее 30 мм, чтобы сварной шов с проводником был не менее 30 мм.
4.2.26 Устройство очага заземления показано на рисунке 7.
Для устройства очага заземления выкапывают приямки глубиной 500 — 700 мм, в приямки забивают (завинчивают) инвентарные заземлители 2 из стальной прутковой стали диаметром 14 мм с направляющей резьбой так, чтобы оставались концы 120 — 150 мм. Заземлители соединяют проводниками 1 между собой и с рельсами дуговой сваркой внахлестку.
Выступающие концы заземлителей, проводники и перемычки окрашивают в черный цвет.
4.2.27 После устройства заземления производят замеры сопротивления растеканию тока, которое должно быть не более 4 Ом. При большем сопротивлении следует проверить качество работ. При необходимости следует увеличить количество заземлителей или устроить дополнительный очаг заземления.
4.2.28 Рельсовый путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее 10 раз краном, башня которого смонтирована на минимальную конструктивную высоту (по паспорту крана), без. груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом.
4.2.29 После обкатки пути проводят нивелировку (планово — высотную съемку) положения рельсовых нитей по головкам рельсов. В случае превышении предельно допустимых значений планово-высотного положения рельсовых нитей или упругой просадки проводятся подбивочные и рихтовочные работы.
5 Требования к качеству и приемка работ
5.1 Качество работ по устройству пути обеспечивается текущим контролем технологических операций подготовительных и основных работ, а также при приемке работ. По результатам текущего контроля технологических операций составляются акты освидетельствования скрытых работ по установленной форме (на сооружение земляного полотна и балластной призмы, на устройство заземления).
5.2 В процессе подготовительных работ проверяют качество песка для балластной призмы, балок, рельсов и деталей их крепления, составных частей заземления.
В процессе основных работ проверяют плотность грунта и размеры земляного полотна, плотность и размеры балластной призмы, точность укладки балок и рельсов, надежность заземления.
5.3 Рельсовый путь должен быть так устроен, чтобы поперечное и продольное смещение рельсов было исключено, а упругие деформации не превышали нормативных значений.
5.4 Приемка рельсового пути оформляется актом сдачи-приемки работ по установленной форме. К акту сдачи-приемки работ прилагаются акты освидетельствования скрытых работ.
5.5 Качество устройства пути оценивается степенью соответствия фактических параметров и характеристик, указанным в проектной и нормативно- технической документации.
Контролируемые параметры и характеристики, а также приборы и инструмент для их измерения и оценки, приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Контролируемые параметры и характеристики рельсового пути