Технологический процесс монтажа краном
§ 62. МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ С АВТОКРАНАМИ
Монтажными называются работы по установке в проектное положение и постоянному креплению конструкций и оборудования с присоединением к ним коммуникаций здания или сооружения. Весь комплекс работ по монтажу здания разделяется на подземный (нулевой) и надземный циклы. Условное изображение элементов зданий и их наименование приведены в ГОСТ 21.107 — 78.
При выполнении работ нулевого цикла производят разбивку и монтаж фундамента, цокольной части здания, укладывают плиты перекрытия над подвальной частью.
Надземный цикл включает в себя монтаж наружных и внутренних стен здания, междуэтажных и чердачных перекрытий, перегородок, инженерного и технологического оборудования, элементов крыши.
Способ организации монтажных работ определяется типом объекта, местом, способом укладки в проектное положение и типом монтируемых конструкций, содержанием, последовательностью и продолжительностью выполнения монтажных операций, применяемыми машинами и схемами их расположения относительно здания и склада, составом звена рабочих. Конструкции на объекте монтируют в определенной последовательности, обеспечивающей подготовку соответствующих участков под послемонтажные работы:
раскладка конструкций у мест . монтажа, подготовка опор под монтируемые элементы, подготовка конструкций к монтажу, устройство подмостей;
строповка конструкций для их подъема и расстроповка после установки и закрепления;
подъем, наводка и установка конструкций на опоры;
установка связей и выполнение проектных креплений.
Опорами конструкций служат фундаменты, основания, опорные части ранее установленных элементов.
Монтируемые элементы, подвешенные к крюку крана, во время подъема под действием ветра, толчков могут изменять свое положение, раскачиваться, поворачиваться вокруг вертикальной оси подвеса. Если не удерживать элемент от поворота, он может задеть стрелу крана или окружающие предметы. Поэтому рабочие сопровождают элемент к месту установки, удерживая его за оттяжки.
Рациональное место установки крана относительно монтируемого здания определяют по минимальному значению длины стрелы, при котором обеспечивается подъем груза максимальной массы на заданную высоту с соблюдением действующих правил безопасного ведения монтажных работ (СНиП III-4—80).
Монтажной единицей могут быть штучные элементы (прогоны, ригели, колонны, плиты), крупноразмерные детали заводского изготовления (панели на одну или две комнаты, санитарно-технические кабины), а также элементы, прошедшие предварительную укрупнительную сборку.
В зависимости от последовательности установки монтажных единиц в проектное положение различают дифференцированный (раздельный) и комплексный методы монтажа. Выбранный для данного объекта метод производства работ должен обеспечивать четкую последовательность монтажа, комплектность сборки, минимальный разрыв между установкой и закреплением элементов, максимальное
совмещение смежных операций. Должны быть гарантированы точность монтажа, пространственная жесткость конструкций при минимальном числе рабочих движений крана.
При дифференцированном методе монтаж начинают с укладки фундаментных блоков и подушек, установки колонн, затем последовательно монтируют элементы стен, балки, плиты перекрытия, фермы, элементы кровли. При таком способе монтажа кран может передвигаться вдоль пролета (по середине или краю), поперек пролета, вне возводимого здания по его периметру (рис. 138). Путь перемещения крана выбирают в зависимости от его грузоподъемности, вылета и высоты подъема крюка, конструктивнопланировочных решений зданий, массы монтажных единиц.
Перемещаясь по середине пролета, кран может устанавливать с одного места до четырех и более колонн, что сокращает число его перемещений. При больших пролетах технические возможности крана часто оказываются недостаточными для установки смежных колонн, и в этом случае он перемещается по краям пролета, работая на минимальном вылете. При этом число перестановок крана увеличивается.
При движении поперек пролета рабочий путь крана оказывается значительно короче, чем в случае его перемещения вдоль пролета, но увеличивается общее время на перестановку крана из одного пролета в другой.
Наиболее эффективным является перемещение крана вне здания или сооружения вдоль его одной, двух или всех сторон, но эту схему можно применять только при монтаже одноэтажных жилых зданий и зданий культурйо-бытового назначения,
а также небольших отдельно стоящих сооружений шириной, соответствующей полезному вылету крюка. Дифференцированный метод обеспечивает высокую производительность и точность сборки.
Рис. 137. Схема для определения места установки у здания автомобильного крана с решетчатой (а) и телескопической (б) стрелами
Рис. 138. Технологическая схема производства работ при дифференцированном методе монтажа сельскохозяйственного производственного здания: а — схема движения крана, б —г —монтаж фундаментных блоков, колонн, плит покрытия
При комплексном методе одновременно монтируют разноименные конструкции в пределах рабочей зоны крана. Наиболее часто этот метод применяют при реконструкции зданий и сооружений, когда кран одновременно укладывает фунда-устанавливает наружные стеновые панели и внутренние панели перегородок, а затем укладывает на них плиты перекрытия. За одну проходку крана полностью собирают все конструкции секции. Благодаря этому быстрее открывается фронт для отделочных работ и, кроме того, уже в период строительства обеспечиваются необходимая жесткость и устойчивость конструкций.
Монтажу технологического оборудования предшествует подготовительная работа: рабочую зону очищают от строительного мусора и ненужных материалов, сооружают основание, устанавливают закладные элементы для крепления оборудования, снимают опалубку, леса и ограждают лестницы, закрывают каналы и люки, проверяют монтажные отверстия. Особое внимание обращают на
фундаменты и основания для машин и оборудования. При неточно установленных фундаментах нарушается связь оборудования и возникает необходимость в подгоночных работах. Фундаменты очищают от выступающей арматуры, поверхность их должна быть ровной, без выступов, раковин и замасленных мест. Монтаж оборудования можно вести дифференцированным методом, но для сокращения сроков ввода объектов в эксплуатацию применяют комплексный метод монтажа оборудования.
Монтажные работы выполняет комплексная бригада рабочих, состоящая из монтажников, стропальщиков и машиниста крана. С целью наиболее полного использования кранов по времени в течение суток монтажные работы организуют в две-три смены. Бригада разбита на
звенья, которые работают посменно. Звеньями, в которых бригадир не работает, руководит звеньевой.
В течение первой и второй смен выполняют непосредственно монтаж конструкций, в третью смену разгружают прибывающие на приобъектный склад детали и подают материалы на этажи для работы внутри здания. При монтаже с транспортных средств, когда необходимость в выполнении погрузочно-разгрузочных операций отпадает, монтажные работы ведут в течение всех трех смен. На отдельных этапах возведения зданий и сооружений организация работ может быть изменена. Например, в первую смену выполняют санитарно-технические работы или устанавливают технологическое оборудование, а в течение двух последующих смен монтируют конструкции.
Вертикальным транспортом называется процесс подачи материала со склада или транспортного средства на соответствующий уровень возводимого здания. Организация работ заключается в определении рода и способа подачи материала, а также периода в технологическом цикле возведения здания, в течение которого этот материал может транспортироваться на здание автомобильным краном. Вертикальный транспорт материалов автомобильным краном осуществляется открытым способом через перекрываемые проемы на приемные площадки, леса, подмости, этажерки. Основные группы грузов подают на этаж через проемы перед их перекрытием и используют на стадии послемонтажного цикла.
По времени в течение суток вертикальный транспорт материалов, подлежащих длительному хранению, осуществляют после выполнения соответствующего объема основных монтажных работ (обычно во вторую или третью смену). Если материал используют непосредственно в процессе возведения здания (раствор, бетон, кирпич), его транспортируют в течение всех рабочих смен.
Масса материалов должна соответствовать несущей способности перекрытий, выносных площадок, лесов, подмостей, на которые их поднимают.
Источник
Технологический процесс монтажа краном
Конструкции промышленных и гражданских зданий монтируют по типовым проектам производства монтажных работ (ППР), которые привязаны к конкретным местным условиям строительства. Типовые и часто повторяющиеся объекты сооружают по типовым технологическим картам.
При привязке проекта к местным условиям и особенно в процессе производства работ машинисту и всей крановой бригаде нередко приходится уточнять пути движения и места монтажных стоянок кранов. На выбор крана необходимой грузоподьемности влияют в основном масса монтируемых элементов, высота их подъема, место и метод установки элементов в сооружении. Масса сборных элементов зависит от степени их укрупнения перед установкой в проектное положение.
По степени укрупнения конструкций различают три метода монтажа зданий и сооружений.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Поэлементный монтаж — здание собирают из отдельных элементов (фундаментных блоков, колонн, балок, ферм, плит покрытий, стеновых ограждений). Данный метод возведения является основным при строительстве промышленных и гражданских объектов.
Блочный монтаж — здание возводят из укрупненных единиц — блоков, которые представляют собой отдельные простые элементы, собранные перед подъемом. Такой метод используют в основном при монтаже технологического оборудования, а также крупноразмерных тонкостенных пространственных перекрытий, ферм и фонарей, царг и других конструкций.
Монтаж сооружений целиком — полностью собранное сооружение у места монтажа поднимают в проектное положение. Указанным методом с помощью стреловых кранов монтируют опоры линий электропередач, линий связи и контактной сети, вертикальные аппараты и трубы.
Конструкции устанавливают в проектное положение двумя способами: дифференцированным или комплексным.
Дифференцированный способ монтажа — последовательно устанавливают, выверяют и закрепляют элементы сооружения; сначала фундаментные блоки, затем колонны, а после — фермы, плиты покрытий и стеновые ограждения. Этот способ применяют главным образом для монтажа железобетонных конструкций.
Комплексный способ монтажа — отдельные элементы монтируют панелями. Этот способ является основным при монтаже стальных конструкций.
Количество монтажных кранов зависит от темпа монтажа, последовательности установки элементов, планировки сооружения. Промышленные одноэтажные здания небольшого объема можно возводить с помощью одного крана. Большие промышленные сооружения с объектами различной высоты, собираемые из элементов различной массы, возводят несколькими монтажными кранами часто различных типов — стреловыми, башенными, козловыми и железнодорожными.
Одним краном сборные элементы можно монтировать последовательно по всему зданию или по отдельным его частям —захваткам. Несколькими кранами можно осуществлять монтаж всего здания и монтаж захватками; при одновременной работе кранов захватки называют монтажными зонами.
Одновременное непрерывное и равномерное выполнение монтажных работ несколькими кранами на различных участках возводимого здания называется поточной организацией производства. Поточное производство монтажных работ должно быть обязательно комплексно механизировано, выполняться специализированными группами машин (комплектами), основные параметры которых взаимоувязаны.
Во многих промышленных зданиях элементы наибольшей массы составляют весьма незначительное количество. Монтажный кран выбирают из условия подъема грузов максимальной массы, что приводит к недогрузке кранов в течение всего периода строительства. В этом случае, иногда с учетом конкретных условий строительства, для монтажа небольшого количества тяжелых конструкций можно использовать пневмоколесные краны, вводимые в комплект машин только на короткий период времени. При такой схеме работы на монтаже остальных элементов можно применять краны меньшей грузоподъемности и снижать расходы на механизацию.
Если здание можно монтировать несколькими различными типами кранов, удовлетворяющих по техническим данным параметрам возводимых объектов, то окончательно кран выбирают на основе экономического расчета стоимости единицы продукции (1 т или 1 м3 смонтированных конструкций). Подземную и надземную части зданий и сооружений возводят различными комплектами машин.
Сборные элементы подземной части здания монтируют в основном стреловыми самоходными кранами, перемещающимися по дну котлована, по его бровке или по дну и бровке. Сборные элементы надземной части промышленного одноэтажного здания можно монтировать стреловыми, козловыми и башенными кранами. Широко распространены стреловые краны, обладающие наибольшей мобильностью, универсальным рабочим оборудованием и возможностью работы без устройства специальных дорог.
Процесс монтажа элементов состоит из крановых и бескрановых операций (выверка, приведение в проектное положение, окончательное закрепление).
Фундаментные блоки устанавливают краном на заранее подготовленное согласно проекту основание. До установки блока в проектное положение его центрируют в подвешенном положении на высоте 5—10 см от основания.
Колонны устанавливают краном в стаканы фундамента или на оголовки ранее поставленных колонн, совмещая риски. После этого колонны закрепляют с помощью кондуктора или клиньев и затем отсоединяют от крюка крана.
Подкрановые балки устанавливают сразу в проектное положение на заранее размеченные места на консолях колонн, затем производят инструментальную выверку и прихватку закладных частей.
Фермы и балки покрытий поднимают вместе с расчалками для их временного закрепления; расстроповку осуществляют только после натяжения расчалок. Железобетонные фермы и балки поднимают с помощью траверс.
При монтаже длинномерных строительных конструкций, в том числе ферм длиной 18—30 м, подкрановых балок, прогонов, опор ЛЭП, дымовых труб, а также технологического оборудования (вертикальных аппаратов) в отдельных случаях допускается перемещение грузов двумя стреловыми кранами по специально разработанным проектной организацией указаниям (рис. 181).
Рис. 181. Схема подъема аппарата двумя гусеничными кранами:
а — методом скольжения, б — методом поворота; 1 — аппарат, 2
кран, 3 — фундамент, 4 — тяговый канат, 5 — скользящая опора, 6’ — подтягивающий
канат, 7,8 — тормозная и боковая расчалки
При работе двух стреловых самоходных кранов особое внимание необходимо обращать на подготовку и состояние площадки (возможны просадки под одним из кранов); качество строповки поднимаемых грузов и расположение грузозахватных устройств; последовательность выполнения подъемно-транспортных и монтажных операций; возможность обзора рабочей площадки и объекта и непрерывного наблюдения за поднимаемым грузом в течение всего цикла обоими машинистами; соблюдение требования о величине нагрузки, приходящейся на каждый кран.
Одновременным подъемом груза двумя кранами руководит лицо, ответственное за безопасное производство работ со стреловыми самоходными кранами, или специально назначаемый на этот период администрацией строительства инженерно-технический работник, хорошо знающий устройство кранов и технологию монтажных работ. Один машинист назначается старшим. Для совместной работы не рекомендуется использовать краны с различным ходовым устройством — гусеничным и пневмоколесным. Если работают краны разной грузоподъемности, то требуется обеспечить одинаковые или близкие скорости подъема и спуска груза.
К применению двух кранов для подъема тяжеловесных грузов прибегают в тех случаях, когда отсутствуют краны большой грузоподъемности или выбор их ограничен в специфических условиях (отсутствие возможности установки тяжелого крана по центру поднимаемой конструкции, недостаточная несущая способность площадок).
Чтобы улучшить использование кранов, до начала монтажных работ на площадке должны быть проведены подготовительные работы, ограждена территория строительства; подготовлены подъездные рельсовые и автомобильные дороги и площадки возводимых объектов для движения стреловых кранов; устроены склады деталей и конструкций и подготовлены площадки для укрупнительной сборки (если они предусмотрены ППР); подготовлена техническая документация (рабочие чертежи, технологические карты на монтаж объектов: ППР).
Объем и степень подготовки площадки для движения стреловых самоходных кранов при монтажных работах, в том числе с грузом на крюке, определяются специальными техническими условиями, разрабатываемыми проектной организацией, а также рекомендациями и предложениями, изложенными в § 66.
Для безопасного выполнения монтажных операций в вечернее и ночное время рабочие места на монтажной площадке и на возводимом объекте должны быть хорошо освещены. Освещенность рабочих мест рекомендуется поддерживать в соответствии с требованиями, приведенными в табл. 27.
Таблица 27.
Допускаемые величины освещенности рабочих мест при монтажных операциях
Крюки и другие рабочие места самого крана, а также места строповки грузов освещают светильниками (прожекторами и лампами), устанавливаемыми на кранах. Остальные места освещают светильниками стационарного типа, которые закреплены на мачтах (столбах) и на возводимом объекте. Прожекторы устанавливают на такой высоте и с таким углом наклона светового потока, чтобы монтажники и стропальщики не испытывали слепящего действия лучей.
При монтажных работах необходимо выполнять следующие дополнительные требования, повышающие безопасность работ.
Скорость передвижения стрелового крана по монтажной площадке с грузом на крюке должна соответствовать рабочей скорости, указываемой в паспорте. Для гусеничных кранов грузоподъемностью от 10 до 100 т эта скорость составляет соответственно от 3 до 0,05 км/ч; для пневмоколесных кранов — в среднем 3 км/ч.
Кран с грузом должен перемещаться в точном соответствии с указаниями, изложенными в инструкции по эксплуатации, в частности о величине перемещаемого груза и расположении стрелы относительно ходового устройства крана. Движение монтажного крана с грузом допускается на небольшие расстояния, необходимые для установки конструкций в проектное положение при условии, что подача грузов вращением и изменением вылета крюка не может быть обеспечена. Перемещение крана с грузом с приобъектного склада или с площадки укрупнительной сборки для подачи груза на рабочее место разрешается в отдельных случаях и не может быть допущено регулярно, за каждый цикл.
Рис. 182. Схема монтажа промышленного здания:
1 — гусеничные краны грузоподъемностью 63 т с башенно-стреловым оборудованием, 2 — башенные передвижные краны грузоподъемностью 40 т, 3 — гусеничный кран грузоподъемностью 160 т, 4 — гусеничный кран грузоподъемностью 63 т со стреловым оборудованием, 5 — гусеничный кран грузоподъемностью 40 т
Согласно указаниям завода-изготовителя передвижение кранов КС-5363 и КС-7362 с грузом на крюке допускается по ровным горизонтальным участкам площадки с твердым покрытием при положении стрелы вдоль продольной оси крана.
Универсальные одноэтажные промышленные цехи, объекты нефтеперерабатывающих и нефтехимических комбинатов, сахарные заводы, шихтовые дворы, дворы изложниц мартеновских цехов, здания нагревательных колодцев, блюмингов, рельсово-балочных станов, объектов коксохимических заводов, приемных бункеров топлива и известняка агломерационных фабрик монтируют с помощью стреловых кранов, а также башенных рельсовых кранов.
Установку арматурных каркасов щитов опалубки, подачу бетона в бадьях на гидротехническом строительстве осуществляют также стреловыми кранами, работающими в комплекте с башенными, портальными и кабельными кранами.
На сооружении комплекса зданий доменного цеха, кйслородш-конверторных цехов, главного здания ТЭЦ, складов блумов прокатных цехов, мартеновских цехов, объектов горно-обогатительных комбинатов стреловые краны используют вместе с тяжелыми башенными кранами (рис. 182).
Пневмоколесные стреловые краны широко применяют на монтаже железобетонных и стальных конструкций и деталей путепроводов, эстакад, мостов при строительстве сборных элеваторов, силосов, нефтехранилищ небольшой вместимости. При установке сборных коллекторов, сетей канализации, лотков и отмостков оросительных каналов, сборных инвентарных дорог из железобетонных плит, а также при возведении одноэтажных промышленных и сельскохозяйственных зданий и помещений также применяют стреловые пневмоколесные краны и краны на спецшасси автомобильного типа.
Стреловые самоходные краны применяют при возведении многоэтажных промышленных зданий унифицированных габаритных схем. В зависимости от характеристики здания, грузоподъемности крана и вида рабочего оборудования здания монтируют одним из следующих способов: при установке крана с одной стороны возводимого здания, с двух сторон и внутри здания.
Источник