Судовой кабель берегового питания

Кабель для морских и речных судов — виды, характеристики и применение

Подписка на рассылку

На речных и морских судах в силовых и осветительных линиях применяется кабель судовой. Он может быть использован также для соединения элементов сигнализации и управления. Такие кабели предназначаются для неподвижной прокладки, но могут быть применены и для подсоединения к подвижным источникам тока. Они могут оснащаться как медными, так и алюминиевыми жилами. Производство с приемкой и выдачей сертификата морского и речного регистра осуществляется для всех видов данных кабелей.

Конструкция судового кабеля

Кабель судовой состоит из следующих частей:

  • токопроводящей жилы;
  • изоляции, выполненной обычно из резины;
  • внутренней оболочки;
  • защитного экрана (пленки);
  • наружной оболочки.

Сферы применения судового кабеля

Кабель судовой предназначается для использования:

  • на речных и морских судах;
  • на судах неограниченного района плавания;
  • в плавучих и береговых сооружениях;
  • в сетях управления;
  • в осветительных сетях;
  • в цепях межприборного соединения;
  • для прокладки непосредственно в морской воде.

Эксплуатация судовых кабелей

Надежная эксплуатация кабеля такого типа возможна в диапазоне температур от –45 градусов по Цельсию до +40 градусов. Если температура не меньше –15 градусов, то прокладывать кабель разрешается и без предварительного нагрева.

Когда происходит монтаж судовых проводников в труднодоступных местах, следует обращать особое внимание на то, чтобы радиус изгиба составлял как минимум три наружных диаметра. Если же осуществляется неподвижная прокладка, то следует убедиться в том, что радиус изгиба составляет как минимум пять наружных диаметров.

Читайте также:  Пропускная способность кабеля аввг 4х95

Особенностью кабелей, применяемых на судах, является то, что они устойчивы к повышенной относительной влажности — гарантируют надежное функционирование при 100%-й влажности и температуре воздуха +35 градусов по Цельсию. Кроме того, кабель судовой способен выдержать воздействие больших ударных, вибрационных нагрузок, морской воды, дизельного топлива и смазочных масел, а также не распространяют горение.

Судовые кабели КНР

Рисунок 1. Судовой кабель КНР Существует большое разнообразие видов судовых кабелей, которые отличаются своими функциями и конструкцией.

Судовые кабели КНР (рис. 1) используются на судах речного и морского судоходства, а также на береговых сооружениях. Они эксплуатируются при напряжении до 690 В (переменного тока) до 1200 В (постоянного тока). Кроме того, они способны осуществлять передачу маломощных электрических сигналов управления, быть частью осветительных сетей, сигнализации, цепей управления и применяться для межприборного соединения. Важным эксплуатационным условием кабеля является необходимость осуществлять стационарный монтаж с гарантированной защитой от ультрафиолетовых лучей и радиации.

КНР способны выдержать гидростатическое давление до 1,96 МПа и устойчивы к негативному воздействию морской воды. Обладают огнеупорными свойствами, тем самым не распространяют горение при прокладке в пучках.

  • температура эксплуатации –40 — +45 градусов;
  • выдерживают влажность воздуха 100 %;
  • сопротивления изоляции — 100 МОм/км;
  • допустимая температура жил кабеля во время эксплуатации — не более +65 градусов;
  • срок гарантии — 5 лет;
  • время эксплуатации — не менее 25 лет.

Судовой кабель МРШМ

Рисунок 2. Судовой кабель МРШМ Кабели судовые марки МРШМ (рис. 2) могут эксплуатироваться при переменном напряжении 380 В и постоянном до 500 В. Данный вид кабельно-проводниковой продукции необходим для осуществления гибкого токоперехода и способны выдержать многократные закручивания и изгибы. Обладают хорошей устойчивостью к вибрации, акустическому шуму, одиночным механическим ударам и повышенному атмосферному давлению. Они могут выдержать продолжительное воздействие солнечного излучения, низких температур, инея, плесени, пыли и иных агрессивных сред, поэтому могут эксплуатироваться открыто на палубе или в машинном отделении.

  • выдерживают влажность воздуха 98 % при 35 градусах;
  • допустимая постоянная температура при эксплуатации не более 65 градусов;
  • допускается осуществлять монтаж при температуре не ниже –20;
  • радиус монтажного изгиба — не менее 8 диаметров;
  • сопротивление изоляции — 100 МОм/км;
  • гарантийный срок службы — 15 лет.

Судовые кабели КСОПЭнг-LS и КСОПЭПнг-HF и их характеристики

Кабели КСОПЭнг-LS и КСОПЭПнг-HF используются для стационарного монтажа на различных судах и береговых сооружениях. Они не распространяют горение, обладают пониженным выделением токсичных веществ и не образуют значительной задымленности при тлении и горении. Кабель может выдержать кратковременное погружение в смазочные масла, дизельное топливо и морскую воду. Данные кабели устойчивы к агрессивному воздействию окружающей среды и плесневых грибков. Могут выдержать давление до 20 МПа. Изоляция кабеля КСОПЭПнг-HF выполнена из безгалогенной композиции, кабеля КСОПЭнг-LS из ПВХ пластиката пониженной пожароопасности.

Источник

Подключение к береговому электричеству

Успешный монтаж электропроводки в собственной квартире или загородном доме еще не означает, что вы правильно выполните эту работу на катере или яхте. В правилах установки устройств переменного тока на берегу и на судне существуют принципиальные отличия.

Схема подключения

Прежде чем приступать к монтажу, нарисуйте на листе бумаге то, что вы хотите получить. Чем больше деталей войдет в рисунок, тем меньше вероятность допустить ошибку в процессе установки оборудования. Рисунок можно привязать к контуру лодки, указав на нем точки расположения розеток или места подключения устройств переменного тока. Но лучше ограничится принципиальной схемой. Она выглядит менее запутанной и точнее показывает взаимодействие различных устройств.

Схема подключения катера или яхты к береговому электропитанию. Условные обозначения: 1 — береговой заземляющий электрод; 2 — незаземленный проводник (коричневый); 4 — заземленный проводник (синий). 6 — проводник заземления (зеленый или желто-зеленый); 7 — береговое силовое подключение; 8 — береговой силовой кабель; 9 — соединитель берегового силового кабеля с соответствующим штепселем; 11 — 2-полюсная заземленная вилка и розетка; 12 — выключатель основного берегового питания и УЗО; 14 — дополнительный гальванический разъединитель: 19 — индикатор обратной полярности; 20 — к общей точке заземления 21 — бортовой генератор 22 — переключатель Берет/Выкл/Генератор; 23 — выключатель основного питания с УЗО; 24 — выключатель основного питания; 25 — распределительный выключатель ; 28 — устройство или щит управления 220/240; 30 — заземленная розетка 220/240;

Любое устройство подключается к электрической цепи двумя проводниками. В цепях постоянного тока они называются положительным и отрицательным. В цепях переменного — фаза и нейтраль. Несмотря на то, что ток течет по обоим проводникам, они не являются взаимозаменяемыми. Фаза идет от источника напряжения к устройству, а нейтраль обратно к источнику напряжения и затем к заземляющей пластине.

Если фазу и нейтраль на борту поменять местами, оборудование продолжит нормально работать. Но поскольку переключатели и автоматы окажутся на заземленной стороне, то даже отключенные устройства по-прежнему будут находится под напряжением, представляя потенциальную опасность для окружающих.

Фазный проводник имеет изоляцию черного или коричневого, а нейтральный синего цвета

Пометьте все провода на вашем рисунке черным и синим и «подключите» черный провод к каждому устройству со стороны предохранителя или выключателя

Заземляющий провод

Третий проводник в цепях переменного тока называется заземляющим. В нормальных условиях ток по нему не течет. Назначение этого провода — создать путь на землю от металлических корпусов оборудования или розеток. При серьезной утечке, например, при коротком замыкании на корпус, по защитному проводнику потечет ток большой силы, сработает автомат и разомкнет цепь

Заземляющий провод должен иметь зеленую или желто-зеленую изоляцию. Провода такого цвета запрещено использовать для других целей

В квартире защитный заземляющий провод соединяется с нейтральным внутри электрического щитка. На катере или яхте нейтральный и заземляющий проводники соединяются только в колонке берегового питания, бортовом генераторе, инверторе или вторичной обмотке изолирующего трансформатора.

Если ни инвертора, ни генератора, ни изолирующего трансформатора на судне нет, то

Нейтральный (синий) и заземляющий (желто-зеленый) проводники на лодке никогда не соединяют между собой – только на берегу

Когда нейтраль заземлена не только на берегу, но еще и на лодке, небольшая разница потенциалов в двух точках «земли» или дополнительное сопротивление в цепи самой нейтрали приведут к тому, что ток найдет путь на землю через бортовую DC цепь. Корпус и оборудование постоянного тока окажутся под напряжением. Если же нейтральный разъем в розетке берегового подключения окажется неисправен или на берегу будет перепутана полярность, то напряжение в системе постоянного тока на лодке вырастет до смертельно опасного

Неправильное подключение судна к береговому электричеству. Нейтраль и защитный проводник соединены на борту. Дополнительное сопротивление в розетке берегового питания создает для тока параллельный путь на землю и бортовые устройства постоянного тока могут оказаться под напряжением

Зеленый заземляющий провод обеспечивает для тока путь с низким сопротивлением к земле, если металлический корпус оборудования, входящего в систему переменного тока, оказывается под напряжением. Но что, если переменный ток попадает в систему постоянного? Например, из-за случайного контакта проводов, утечки в изоляции, короткого замыкания в зарядном устройстве, инверторе или другом оборудовании с двойным напряжением?

Попав в цепь постоянного тока, переменный будет искать землю и автоматически пройдет по проводникам к общей точке заземления и далее через вал двигателя к воде. Однако сила тока, текущего в пресной или слабосоленой воде, по цепи «судно – вода – земля» может оказаться меньше номиналов автоматических выключателей, установленных на лодке и на берегу. Из-за этого защита скорее всего не сработает и не разорвет цепь. В результате вся отрицательная часть системы постоянного тока на лодке окажется под высоким напряжением.

Опасность возникнет и для тех, кто находится на лодке, и для тех, кто плавает в воде. В пресной воде возникнет реальный риск поражения током. В соленой смертельный удар током маловероятен, но электрическое поле может парализовать мышцы пловцов

Чтобы избежать подобных ситуаций на катерах и яхтах защитный заземляющий проводник цепи переменного тока всегда подключают к общей точке заземления постоянного тока

Изложенного достаточно, чтобы составить схему берегового подключения на небольшой яхте или катере. Три провода от береговой электрической сети входят на борт лодки через розетку берегового подключения, которая является началом бортовой цепи переменного тока. Черный и синий провода идут от входа к двухполюсному автоматическому выключателю, размыкающему фазу и нейтраль, а затем к самому удаленному устройству. Остальное оборудование в той же цепи подключаются к этим двум проводам, как ступеньки на лестнице. Желто-зеленый заземляющий провод обходит главный автоматический выключатель и соединяет клеммы заземления каждого устройства с выводом заземления входной розетки берегового питания и с общей точкой заземления цепи постоянного тока

Установка оборудования

Как только электрическая схема создана, можно приступать к установке различных компонентов системы берегового подключения. Первый элемент в ней – 16 амперная водонепроницаемая розетка берегового питания. Для небольших лодок такого номинала розетки достаточно, однако если на борту запланировано много мощных потребителей существуют модели, рассчитанные на 32 ампера.

Входную розетку устанавливают так, чтобы она не погружалась в воду и ее нельзя было механически повредить. Задняя сторона розетки при этом должна хорошо проветривается.

Главный автомат

Устанавливать на катерах и яхтах входные автоматы для переменного тока не принято. Многие владельцы считают лодку еще одним «прибором», подключенным к цепи марины, которая и так уже защищена. Но неисправная проводка на пирсах общего пользования слишком распространена и доверять свою безопасность неизвестному устройству защиты, расположенному в нескольких сотнях метрах от лодки, не стоит.

Источник

Судовой кабель берегового питания

В судопроектировании и судостроении закладывается не менее 1-2 % от всех затрат на судовой кабель, поэтому к выбору кабеля для судов нужно подходить ответственно с соблюдением требований морского и речного регистров и соответствующих ГОСТов.

Кабели для судов имеют свои конструктивные особенности в связи со спецификой их использования: возможность попадания морской воды, повышенная влажность, соляные туманы, давление, воздействие масел и топлива, пониженные температуры и т.д.

Конструктивно большинство марок кабеля для судов достаточно похожи: многопроволочные медные жилы, чаще всего резиновая изоляция и оболочка, разделительная синтетическая пленка. Тем не менее используемые в изоляции и оболочке материалы дают судовому кабелю определенные технические параметры и возможности эксплуатации. Согласно ГОСТ Р 54585-2011 («Электрооборудование судовое») в качестве изоляции допустимо использовать различные материалы: ПВХ, полиэтилен, этиленпропиленовой смеси, натуральную и синтетическую резину, кремний-органическую резину, фторопласт, изоляция из минералов.

В России кабели для судов продолжают производиться по ГОСТ 7866.1(2)-76, несмотря на то, что этот ГОСТ устарел и не в полной мере соответствует международным стандартам, в частности в действующем ГОСТ не заложены марки безгалогенных и огнестойких кабелей.

Проведем обзор наиболее часто используемых марок кабеля для судов

КНР – кабель для судов, используемый:
-для сетей освещения
-для силовых сетей
-для соединений в приборах
-в цепях сигнализации, управления

Категория использования: неподвижная прокладка снаружи и внутри судна.

Похожие марки: КНРУ, КНРК, КНРЭ, КНРнг-HF (безгалогенное исполнение кабеля),КНРкнг-HF

КМПВ–малогабаритный кабель для судов, имеет меньший наружный диаметр и вес по сравнению с КНР, применяется также как КНР (см. выше)

Категория использования: неподвижная прокладка снаружи и внутри судна.

НРШМ — кабель для судов неограниченного района плавания.

Используется как и КНР (см выше)

Категория использования: подключение к подвижным токоприемникам снаружи и внутри судна. Допустима неподвижная прокладка непосредственно в морской воде

Похожие марки: НГРШМ, НРШМ-Т, НРШМЭ, МРШМ, НРШМнг-FR(HF), МРШНнг-FR(HF) (огнестойкое, безгалогенное исполнение кабеля)

СПОВ — кабель для судов, предназначен для использования в тропическом климате, обладает более шиокими температурным диапазоном использования.

Используется как и КНР (см выше)

Категория использования: неподвижное подключение

СМПВГ— малогабаритный герметизированный кабель для судов.

Категория использования: для прокладки как внутри судна, так и за бортом корабля. Выдерживает гидростатическое давление до 10 МПа

Похожие марки: СМПВЭГ-60 (100), СМПЭВЭГ-60 (100)

КСТ-9Г-герметизированный кабель для судов. Используется: — для питания и передачи высокочастотных сигналов (подключение цифровой аппаратуры)
— в цепях управления и сигнализации для связи с подводными объектами судна

Категория использования: нестационарная прокладка как внутри судна, так и за бортом. Выдерживает гидростатическое давление до 63 МПа

Похожие марки: КСТГМ-40, СПВ-50 (для стационарной проклажки)

Источник