7 шагов в будущее
Учимся и играем
В основе образовательного процесса лежит игра
Работа в проекте «Информатика без розетки» – это игровая форма проведения занятий, которая настолько вовлекает всех участников образовательного процесса, что и педагоги, и дети, и родители становятся равноправными партнерами в достижении единой цели – развитии алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста.
Детям, участникам проекта невероятно повезло, ведь именно в этом возрастном периоде мозг ребенка очень пластичный и способен вмещать большой объем информации — это лучший период для развития мышления и формирования ключевых компетенций будущего школьника. Играя, дети осваивают такие понятия как алгоритм, отрицание, истина и ложь, кодирование, информация и многое другое.
Педагог + сказка = результат»
На каждом занятии присутствует сказочный персонаж и кот Алесик
Информатика без розетки – это встреча (знакомство) с игровыми персонажами:
котом Алесиком – главным героем занятий, он помогает создать любую игровую, проблемную ситуацию;
Сказочными персонажами – Незнайкой, Снеговиком, Осенью, которые приходят с загадками и вопросами.
Все ребята с удовольствием помогают Алесику решить задачу, отгадать загадку, пройти лабиринт или отыскать затерянный клад…
Ребята настолько погружены в проект, что продолжают решать задачи, играть и перевоплощаться после занятий в группе, и дома с родителями
Брендовая атрибутика + дидактика
Дидактический материал, школьные принадлежности, форма с логотипом проекта «Информатика без розетки»
Информатика без розетки – это наличие брендовой атрибутики во всем: у детей есть своя форма одежды, учебные принадлежности, рюкзаки, на этапе рефлексии используются нестандартные карты самооценки с наклейками котят с разным эмоциональным выражением мордочек, свой дидактический учебный материал. Данная особенность позволяет достигать неповторимое своеобразие занятий, мотивирует и сплачивает группы детей и педагогов.
Самообразование каждый день
Постоянное профессиональное самосовершенствование педагогов
Информатика без розетки – это профессиональный рост педагогов, совершенствование ИКТ- компетентности:
прежде, чем начать заниматься с детьми, педагоги, участвующие в экспериментальном проекте, прошли онлайн-обучение в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность» и получили сертификаты тьюторов, которые предоставили педагогам право проводить курс «Информатика без розетки»
СССР – это самообразование, самовыражение, самосовершенствование, развитие
Возможность участия в конкурсах в рамках проекта, самореализация и творчество
Информатика без розетки – это простор для творчества, для воплощения креативных идей, возможность самореализации как педагогов, так и детей, стремление к новым вершинам и участие в конкурсах!
В декабре 2020г Творческая группа педагогов приняла участие в открытом конкурсе «Информатика без розетки». Участие в конкурсе мобилизовало весь наш творческий потенциал: педагоги предлагали идеи, отбрасывали устаревшие, выбирали материал для изготовления игр, разрабатывали сценарий Космокешинга, сочиняли эссе, становились фотографами и с увлечением ловили детские эмоции…
Наши работы были отмечены дипломом 1 степени в номинации «Фотомгновение» и поощрительным дипломом в номинации «Творческая мастерская».
Готовимся к школе
Подготовка детей к школе
Информатика без розетки – это формирование ключевых компетенций будущих школьников с учетом индивидуального подхода.
Благодаря индивидуальному подходу, педагоги могут выявить способности каждого ребенка и успешно развивать их.
Динамичность, увлеченность, мобильность, познавательный интерес, развитое логическое мышление — вот ключевые компетенции, которые формируются у участников «Информатики без розетки»
Создаем ситуацию успеха
Сильная мотивация
Информатика без розетки это – создание ситуации успеха для каждого участника проекта, радуга незабываемых эмоций: удивление и уверенность, радость открытий и огорчения, восхищение и задумчивость…
Источник
Общие сведения
Представляем результаты апробации и определения эффективности, разработанной в ПВТ, Методики формирования алгоритмической грамотности у детей 5-7 лет
В 2020/21 учебном году более 2100 дошкольников стали активными участниками образовательного проекта «Информатика без розетки»
Особенности реализации образовательного проекта «Информатика без розетки» в учреждении дошкольного образования
Интервью с Кадлубаем А.В., заместителем Министра образования Республики Беларусь
Представляем результаты реализации пилотного проекта «Информатика без розетки» в 2019/2020 учебном году
Миф о том, что современные дети рождаются компьютерно грамотными, не только неверен, но и вреден
Источник
«Информатика без розетки» в Беларуси
Прочный и долговечный дом можно построить только на хорошем фундаменте. Так и в случае с человеком: основы знаний и умений, заложенные в человека в раннем возрасте, кардинально влияют на будущую личность и ее развитие.
Что говорит наука о том, что происходит в нашем головном мозге по мере взросления?
Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счет процесса вызревания – удаления неиспользуемых связей, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.
В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребенок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». Он еще не готов к учебному процессу, поскольку еще не сформировалась должным образом кора головного мозга, но может активно развиваться в игровой деятельности, так как она естественна для детей в возрасте 5-7 лет.
Именно начиная с 5 лет имеет смысл закладывать в мышление ребенка основы логики и алгоритмики.
Проект «Информатика без розетки» начался с того, что администрацией Парка высоких технологий был проведен опрос 110 учителей информатики и учителей начальных классов, ведущих факультативные занятия по обучению школьников программированию на языке Scratch. Результаты опроса позволили оценить уровень подготовки младших школьников по различным учебным темам. Выяснилось, что уровень базовой подготовки и понимания по ряду тем нужно улучшать.
Чтобы решить эту задачу Парком высоких технологий была разработана уникальная методика, которая позволяет выявлять задатки детей старшего дошкольного возраста и в игровой форме занятий развивать у них основы алгоритмического мышления и логики как основы пропедевтики к дальнейшему изучению информатики, позволяет формировать интеллектуальную готовность детей к обучению на первой ступени общего среднего образования.
В 2019-2020 учебном году по инициативе Парка высоких технологий в рамках совместного пилотного проекта с шестью учреждениями дошкольного образования из г. Орши, г. Лиды, г. Минска и п. Дитва были разработаны прикладные методические материалы и протестированы новые практики организации образовательного процесса для старших дошкольников 5-7 лет по изучению основ информатики без использования компьютера в условиях учреждения дошкольного образования.
Результаты пилотного проекта получили высокую оценку у педагогов-практиков как в сфере дошкольного, так и школьного образования.
Передня Нина Анатольевна, учитель информатики ГУО «Озерецкая детский сад – средняя школа Глубокского района»:
– Простые, доступные детскому восприятию занятия на развитие алгоритмического мышления, которые входят в программу «Информатика без розетки» в детском саду, станут платформой для дальнейшего обучения компьютерной грамоте в школе. Школьный курс информатики содержит такой раздел программы, как «Алгоритмизация и программирование». Не секрет, что этот раздел дается ученикам достаточно непросто. Я считаю, что ребята, которые будут проходить алгоритмизацию в игровой форме еще в детском саду, впоследствии гораздо легче смогут справляться со школьной программой по информатике. Кроме того, различные логические задания и упражнения, которые наглядно представлены в виде рисунков и схем, будут способствовать развитию фантазии и творческого воображения ребенка.
Лилия Шуст, заведующий ясли-сада №16 г. Пинска:
– Проект увлек педагогов своей новизной и актуальностью. Разработанные планы-конспекты, дидактический материал значительно сокращают время на подготовку. Первые занятия при высказываниях с частицей «не» вызвали у детей небольшие затруднения, но в дальнейшем их не было.
Воспитанники с нетерпением ждут следующих занятий, делятся своими впечатлениями друг с другом и семьей. Родители с радостью воспользовались возможностью развить у детей логическое мышление, алгоритмическую грамотность для лучшей их адаптации в мире информационных технологий.
После апробации методики образовательного проекта «Информатика без розетки» далее планируется совершенствовать имеющийся и разрабатывать новый дидактический материал, который можно будет популяризировать и использовать как на уровне областей, так и страны в целом.
Инициатива «Информатика без розетки» получила свое развитие не только в рамках республиканского экспериментального проекта, но и параллельно в рамках нескольких региональных. К примеру, на прошлой неделе занятия с детьми в рамках регионального модульного педагогического проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики» стартовали в Минской области.
В этом проекте участвуют 10 учреждений образования области. В качестве критериев оценки результатов развития интеллектуальных способностей детей определены познавательная активность, развитие сенсорных процессов, памяти и внимания, мышления, воображения.
Кроме развития воспитанников, проект также призван содействовать и развитию профессиональной компетентности педагогических работников в области формирования алгоритмической грамотности у детей дошкольного возраста.
Не осталась в стороне и Витебская область. Там стартовал областной творческий проект «Внедрение программы «Информатика без розетки» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования». В проекте участвует 31 учреждение дошкольного образования области.
Кроме того, в Витебском областном институте развития образования на базе оборудованного при поддержке Парка высоких технологий регионального центра педагогического STEM-образования создана областная творческая лаборатория «Информатика без розетки» для обеспечения методической поддержки участников образовательного проекта.
В Могилевской области на базе STEM-центра УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» начал работу постоянно действующий проблемный семинар «Использование образовательного проекта «Информатика без розетки» в условиях учреждений дошкольного образования». Участниками семинара стали 22 учреждения дошкольного образования области.
Занятия с детьми по методике образовательного проекта «Информатика без розетки» показывают много интересного. Вот некоторые из отзывов участников проекта.
Анна Циунель, воспитатель ясли-сада №11 г. Новополоцка:
Родители рассказывают, что когда дети приходят домой после наших занятий, они эмоционально делятся впечатлениями: «Я сегодня была проводником», «Мы помогали котенку расселить друзей». Это очень радует. Для нас этот проект очень интересен, хотя и энергозатратен. Но справиться с трудностями помогает наша сплоченная команда во главе с руководителем Булаевой Е.М. Она всегда придет на выручку, поможет и словом и делом. С напарницей Юлией у нас всегда теперь есть общие темы для разговора, обсуждаем, что получилось, а что еще стоит закрепить в индивидуальной работе с детьми. Очень радостно видеть счастливые глаза детей, когда проводится рефлексия занятия и они, перебивая друг друга, рассказывают о своих впечатлениях, когда просят поиграть в игру еще раз – это говорит о многом.
Кристина Стибло, воспитатель ясли-сада №46 г. Орши:
– Я провожу кружок «Информатика без розетки» уже второй год. При проведении кружка я стала чувствовать себя увереннее при решении нестандартных задач. Хочу отметить, что конспекты занятий составлены так, что дети в игровой форме, ненавязчиво принимают определенные знания и с удовольствием переносят их в практическую деятельность. Дети с большим желанием посещают кружок и ждут с нетерпением следующего занятия. Их привлекает проявление творческих способностей, использование разных форм работы (подгрупповая, в парах). Очень понравилась детям игра «Художник». Они с удовольствием в парах рисовали предметы с противоположным значением и придумывали небольшие рассказы про то, что изобразили. В дальнейшем они взяли за основу эту игру на прогулке в подвижной игре «Великаны и лилипуты», а во второй половине дня в конструктивной деятельности они строили дома разной величины.
С интересом дети восприняли и понятия «истина» и «ложь». Воспитатели отметили, что дети стали употреблять в речи эти слова и обучать своих сверстников. Родители отмечают, что их дети с заинтересованностью рассказывают, чему они научились на занятиях, предлагают им сделать те же задания дома, поиграть, берут на себя воспитателя, интересуются о следующем дне проведения занятия. Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок был всесторонне развит, и мне кажется родители уже сделали для себя вывод о важности и необходимости работы их детей в данном направлении.
Источник