- Ssd диск для монтажа
- Хранение фото и видео
- Варианты хранения медиаданных
- NVMe SSD быстрее SATA SSD
- Как раскрыть потенциал NVMe SSD на максимум?
- А как обстоят дела с надежностью?
- Какая емкость SSD нужна для работы с видео
- Итоги
- Домашний видеомонтаж: HDD или SSD?
- Предисловие
- Методика
- 1. Оценка комфорта проигрывания материала на таймлинии
- 2. Фиксация времени, затраченного на промежуточный рендеринг
- 3. Рендеринг в результирующий файл
- Тестирование
- Выводы
Ssd диск для монтажа
Время — деньги, как и монтаж видео, как и обработка фотографий. Нюанс в том, что с распространением разрешений сверхвысокой четкости (4K и 8K) редактирование видео превратилось в работу с файлами очень большого размера. А это повлияло на скорость рендеринга и повлекло предъявление новых требований к комплектующим ПК и системам хранения. Казалось бы, тяжелые исходники можно по-прежнему держать на емком HDD-накопителе, но вот работать с ними будет проблематично из-за ограниченной скорости чтения и записи, характерных для жестких дисков: как правило, они не превышают параметра даже в 200 Мбайт/с.
Для ускорения рабочих процессов нам нужен только SSD-накопитель (конечно, наравне с производительными комплектующими, среди которых процессор, видеокарта и оперативная память). Каким же должен быть отличный твердотельный “диск” для создания контента? Как минимум он должен соответствовать бюджету и задачам. И, если выбор сделан грамотно, итогом станет увеличение производительности компьютера в операциях импорта и экспорта данных при работе с такими программами, как Premiere Pro, Lightroom, Photoshop, Capture One и т.п.
Однако, давайте сначала разберемся, какова роль SSD в процессе редактирования видео. Возможно, это поможет определиться с необходимым решением. Итак, скоростные характеристики любого накопителя напрямую влияют на скорость чтения видеоданных и их обратную запись в память компьютера. Твердотельные накопители получают доступ к информации мгновенно, поскольку у них нет механического ограничения, свойственного жестким дискам: из-за движущихся частей (магнитных пластин и читающих головок) традиционные накопители медлительны, в то время как современные SSD-решения оказываются в десятки раз быстрее.
Хранение фото и видео
Видео представляет собой уникальный тип файла, поскольку каждый кадр содержит большое количество информации: например, визуальные эффекты, метаданные, аудиодорожку и многое другое. То же самое применимо и к изображениям — разве что в них не предусмотрено вшитого аудио.
В нашем случае для быстрого редактирования видео и графических файлов требуется, соответственно, и быстрый доступ ко всем спрятанным в них данным, высокая скорость передачи этих данных и большая емкость для хранения (особенно когда речь идет о несжатом видео). Как правило, не обладая серьезным бюджетом, рассчитывать можно на одно из двух: скорость, либо емкость. На самом деле, есть много решений, которые удовлетворяют двум параметрам сразу. Их мы и рассмотрим далее.
Варианты хранения медиаданных
Первый вопрос, которым хоть раз в жизни задается любой контент-мейкер: какой из накопителей лучше всего подходит для редактирования видео и изображений? HDD или SSD? Можно использовать разные решения для удовлетворения конкретных требования к рабочему процессу и емкости: внутренние накопители, внешние решения или избыточные массивы (RAID) в рамках NAS. Конечно, итоговый вариант во многом зависит от бюджета и стоимости гигабайта пространства. Даже несмотря на тот факт, что SSD-накопители почти сравнялись по стоимости с HDD-решениями, за высокие скорости при равных емкостях придется заплатить больше.
В то же время, когда речь идет о десятикратном ускорении работы, эта стоимость оправдана. Скорость — вот где можно увидеть реальную разницу между жестким диском и твердотельным накопителем. SATA SSD будет в три раза быстрее HDD, NVMe SSD (работающий через интерфейс PCI-e 3.0) окажется в 5 раз быстрее SATA SSD, а NVMe SSD (работающий через интерфейс PCI-e 4.0) — в 10 раз.
Казалось бы, HDD побеждает только в гонке по емкости, так как в сравнении с SSD он не сможет проявить себя в процессах рендеринга и кодирования видео. Однако, современные твердотельные решения тоже не лыком шиты: в частности, накопитель Crucial P5 Plus последнего поколения предлагает до 2 Тбайт емкости. И это далеко не предел. Среди NVMe-устройство встречаются накопители до 4 Тбайт. А что касается жестких дисков — их лучше использовать в качестве архивного хранилища для размещения готовых видеопроектов.
Про стоимость мы уже говорили — она оправдана, если посчитать количество затрат по времени: когда скорость работы увеличивается — увеличивается и количество проектов, которые можно взять в работу, а следовательно — растет заработок.
NVMe SSD быстрее SATA SSD
А теперь давайте погрузимся в вопрос скоростных характеристик еще глубже. Упомянутый нами ранее твердотельный накопитель развивает максимальную скорость чтения/записи данных до 6,6 Гбайт/с и 5 Гбайт/с соответственно (мы рассматриваем его как эталонное решение из-за наиболее грамотной оптимизации с точки зрения энергопотребления, стабильности и производительности). Это в 10 раз быстрее, чем могут предложить SATA SSD, производительность которых ограничена пропускной способностью SATA-интерфейса: 650 Мбайт/с — это потолок для них.
Большинство 2,5-дюймовых твердотельных решений подключаются к компьютерам и ноутбукам именно через SATA-шину, в то время как современные тонкопрофильные накопители стандарта NVMe задействуют пропускную способность высокоскоростного интерфейса PCI-e. Актуальные модели, например, поддерживают самый свежий протокол передачи данных — PCI-e версии 4.0. Это и позволяет обеспечить пиковые скорости и максимально быстрый доступ к файлам большого размера.
Учитывая, что при постобработке, кодировании, либо слиянии видео и аудио в один контейнер данные ежесекундно пишутся на внутреннюю память накопителя, то, чем быстрее SSD, тем быстрее происходит запись и быстрее завершается процесс. Как итог, NVMe-накопители с поддержкой PCI-e 4.0 ускоряют время загрузки и экспорта контента в Lightroom, Capture One и другие программные приложения для редактирования фотографий — в 10 раз по сравнению с SATA-накопителями и в 2 раза по сравнению с решениями NVMe, подключенными через интерфейс PCI-e 3.0.
Как раскрыть потенциал NVMe SSD на максимум?
Чтобы SSD смог полностью реализовать свои скоростные возможности, все комплектующие в системе должны соответствовать ему. В частности, речь идет о процессоре, которому придется обрабатывать колоссальные потоки данных. Не стоит забывать и о том, что большинство программ для редактирования видео, такие как Adobe Premiere Pro или Final Cut Pro, кэшируют предстоящие кадры или весь видеофайл в ОЗУ для быстрого доступа, что предъявляет соответствующие требования к оперативной памяти: она должна быть емкой и быстрой.
Если брать в расчет работу с Premiere Pro, следует учитывать, что данное ПО умеет грамотно задействовать многоядерность процессоров, эффективно распределяя выполнение операций. Соответственно, чем больше ядер/потоков задействуется при кодировании видео, тем быстрее запущенная операция будет доведена до завершения. Конечно же, на производительность при обработке видеороликов существенно влияет и видеокарта, поэтому связка из 4-ядерного (или 8-ядерного) процессора, современной видеокарты и быстрого SSD покажет ощутимый прирост производительности.
А как обстоят дела с надежностью?
Второй момент: вы, вероятно, уже слышали истории о том, что информация на SSD-накопителях хранится в ячейках флеш-памяти, которые со временем изнашиваются и становятся неработоспособными. Да, флеш-память действительно имеет ограниченный срок службы, но это не значит, что ваши данные будут потеряны. Когда ячейка становится неработоспособной, контроллер накопителя переносит данные из нее в другую ячейку, продлевая срок службы устройства. С учетом того, что даже при интенсивном использовании твердотельных решений ячейки перезаписываются неравномерно, срок службы SSD может заметно превышать заявленный срок эксплуатации.
Отказоустойчивость SSD, обычно, маркируется производителем такой характеристикой, как максимальное количество терабайт данных (TBW), которые можно записать на накопитель до его износа. Для накопителя, который мы взяли в качестве примера, этот параметр составляет 1200 Тбайт при 5-летней гарантии на устройство. То есть при емкости в 2 Тбайт накопитель можно полностью перезаписать 600 раз. Если считать с расчетом на 5 лет, каждый день нужно перезаписывать на накопитель 689 Гбайт. Столь интенсивное использование, согласитесь, маловероятно.
Какая емкость SSD нужна для работы с видео
Для большинства видеооператоров и видеоредакторов, которые работают над несколькими проектами в разрешении 1080p и некоторыми проектами в 4K, может быть достаточно твердотельного накопителя емкостью 1 Тбайт. Однако следует понимать, что при работе с видеоклипами высокой четкости в разрешениях 4K и 8K вы довольно быстро заполните 1 Тбайт SSD, поэтому выбирать емкость от 2 Тбайт — гораздо логичнее.
Давайте рассмотрим на практике: одна минута видеоряда, записанного на Canon EOS R в формате 4K ALL-I весит 3444 Мбайт, в то время как эквивалентное видео в разрешении 1080p — 654 Мбайт. При удвоении высоты и ширины видеокадра размер файла увеличился в 5,27 раза.
Накопители делают разной емкости под разные потребности: SSD доступны с памятью до 1 Тбайт и до 2 Тбайт при аналогичных скоростных показателях. Само собой, стоимость терабайтного накопителя будет заметно ниже, чем у 2-терабайтного решения, поэтому здесь следует исходить из бюджета и потребностей: работаете с роликами 1080p в рамках непостоянных проектов — емкости в терабайт вам хватит за глаза. Если проекты на потоке и ролики кодируются в современной развертке — лучше рассматривать решения с емкостью от 2 Тбайт.
Итоги
NVMe SSD обеспечат вам стабильные скорости чтения записи данных на протяжении всего сеанса редактирования видеоролика и его последующего кодирования. 10-кратный прирост, который они способны обеспечить по сравнению с SATA SSD особенно важен, если вы работаете с проектами в ультраразрешениях от 4K до 8K. В этом случае вы не будете терять время на ожидание загрузки шкалы раскадровки и существенно сократите скорость кодирования (однако здесь многое зависит и от возможностей видеокарты, которая осуществляет рендеринг).
Если вы уже собрали систему с поддержкой современного интерфейса PCI-e 4.0, Crucial P5 Plus станет отличным выбором по соотношению цены и качества. В специализированных интернет-СМИ можно найти достаточно объективных тестов, которые показывают превосходство данного решения над конкурентными аналогами и позволяют рекомендовать устройство Micron даже для использования в ноутбуках.
Источник
Домашний видеомонтаж: HDD или SSD?
Проникновение в массы любой новой технологии непременно сопровождается появлением её поборников и противников. К сожалению, редко случается так, чтобы обе стороны придерживались в своём споре конкретных цифр и фактов, полученных в одной и той же сфере применения данной технологии. Чаще всего полемика ведётся на пустом месте, поскольку, например, офисный работник и видеомонтажер не имеют никаких точек соприкосновения. Ведь первый работает на своём тихом и холодном SSD только в веб-браузере да текстовом редакторе, в то время как второй гоняет сотни гигабайт видео с одного горячего и шумного HDD на другой. Только тестирование в реальных условиях, только работа над реальным проектом дадут возможность судить о технологии, основываясь не на заявленных кем-то цифрах, а на собственном опыте. А также — почему бы нет? — на показаниях банального секундомера.
Предисловие
Во время работы мы не станем использовать разного рода тестовые программы, искусственно определяющие скорострельность дисков. Всем хорошо известна скрупулёзная точность подобных тестов, пригодная для сравнивания разных «железок» в одинаково чистых, лабораторных условиях. Перед нами же стоит другой вопрос: имеет ли нынче смысл домашнему видеомонтажеру переходить с привычных жёстких дисков на эту новую (а тем самым и неизвестную) SSD-технологию? Что получит домашний монтажёр после такой разорительной покупки, кроме пустых карманов? Эти вопросы мы и постараемся раскрыть в данной статье, воспроизведя ситуации, наиболее часто возникающие при обработке видео.
А работа эта состоит обычно из двух этапов: монтаж и обработка (просчёт, рендеринг). Монтаж, в свою очередь, может подразделяться на независимые стадии — статичную фазу работы (титры, работа с цветом и пр.) и динамичную фазу (промежуточный просмотр обработанного участка). Если в первом случае скорость дисков не играет никакой роли, то во втором случае эти диски могут ощутимо влиять на комфорт работы. Так, из-за нехватки скорости чтения с диска воспроизведение таймлинии может оказаться дёрганым, а то и вовсе невозможным без предварительного рендеринга.
В свою очередь, рендеринг, просчёт видео, представляет собой не только процессорную обработку фильтров, но и копирование довольно больших объёмов информации, создание одного файла из другого либо из нескольких, разбросанных по диску (а то и по разным дискам). Логичным выглядит утверждение, что подобная операция не должна проводиться на одном физическом диске. Именно в целях увеличения скорости просчёта аккуратист-монтажер держит исходный материал на одном диске, временные файлы располагает на втором, а результат работы сохраняет ещё и на третий, отдельный, жёсткий диск.
Хотите — ругайте, хотите — нет, но о RAID 0 в данной статье речь идти не будет. Объясняется такая категоричность разными причинами, разжёвывать их нет особого желания. Впрочем, предвидя гневные восклицания читателей, считающих себя профессионалами в деле обустройства дисковых подсистем (но при этом не имевших с видеомонтажем ничего общего), потратим на краткое разъяснение несколько строк. Причём всего лишь скопируем их из опубликованной в 2007 году статьи «Компьютер для домашнего видеомонтажа»:
Один из самых больших видеомонтажных мифов — миф о массивах RAID 0. Напомню, что массивом RAID 0 называется такая конфигурация дисков, при которой данные распределяются равномерно сразу по всем дискам. Емкость массива RAID 0 равна сумме емкостей входящих в него дисков, скорость работы пропорциональна (не прямо, но монотонно) числу входящих в массив дисков. Несомненно, пара дисков, сконфигурированных в RAID 0, работает значительно быстрее одиночного диска, но в потоковых операциях чтение-запись (самых важных в монтаже!) она проигрывает тем же самым дискам, сидящим раздельно по-простому на разных каналах IDE-контроллера. Это понятно: копируя файл сами на себя, оба диска массива RAID 0 вынуждены постоянно перемещать головки туда-сюда — там прочитать, тут записать, прочитать-записать и т. д. Если диски работают раздельно, то один из них, не прерываясь, занимается чтением, а второй — записью, причем с максимально возможной для него скоростью.
Дабы предупредить лозунги, зовущие к построению нескольких массивов либо «правильных» массивов с горячими подключениями и одновременным резервным копированием, просим ещё раз прочитать заголовки обеих статей, как цитировавшейся, так и сегодняшней. При чтении особое внимание рекомендуется обратить на слово «домашний». После чего представить себе комнату или небольшую студию, где трудится монтажер. Ну никак в данной комнате не найдётся места для стойки с дисками, да и монтажер вряд ли располагает суммой, позволяющей тягаться с теле- и кинофабрикой. И что уж говорить об отсутствующих у домашнего пользователя специальных знаниях, необходимых для построения и поддержания работы массивов.
Ко всему сказанному стоит добавить также потенциальную ненадёжность массивов RAID 0 домашнего изготовления. Ведь сто́ит «упасть» одному из дисков, входящих в такой массив, как вся хранившаяся в нём информация окажется потерянной. Не стоит и говорить, что это значит: безвозвратно утратить год семейных съёмок или (о ужас!) «сырое» видео со свадьбы заказчика. Потеря партбилета в известные времена влекла за собой, пожалуй, не меньшую нервотрёпку. Конечно, адепты рэйдов тут же найдутся: на то и существует резервное копирование. Однако мы опять укажем на заголовки статей, которые напрочь исключают возможность установки в комнате нескольких системных блоков или стоек с горячей заменой дисков. Домашний монтажер в состоянии позволить себе хранить дубликаты материалов на втором жёстком диске, но никак не заводить в этих целях ещё один массив. Ну что, разобрались с рэйдами? В таком случае…
Методика
Пора познакомиться с двумя имеющимися в нашем распоряжении SSD-дисками, которым доведётся стать объектом терзаний.
Расположение файлов проекта | Результаты тестирования | ||||
Исходный материал | Scratch Disks | Результат просчёта | Воспроизведение таймлинии | Промежуточн. кодирование | Просчёт в файл |
HDD | HDD | HDD | Неуд. | 24 мин. 32 сек. | 10 мин. 29 сек. |
---|---|---|---|---|---|
SSD Intel | SSD Apogee | HDD | Хорошо | 24 мин. 48 сек. | 10 мин. 46 сек. |
SSD Apogee | SSD Intel | HDD | Удовл. | 23 мин. 34 сек | 10 мин. 49 сек |
Хм… И что нам с такими результатами делать? Пожалуй, лишь выкинуть в окно да постараться забыть о потерянном времени. Хотелось увидеть какое-то, желательно серьёзное, различие — но его нет! В любом из трёх вариантов расположения файлов мы видим почти одно и то же время работы программы. Различия, если они и имеются, настолько ничтожны, что принимать их в расчёт — верх несерьёзности. Единственный, пожалуй, слегка выбивающийся из общей стройной картины результат — время, затраченное на промежуточное кодирование в последнем варианте расположения файлов. Том самом, когда временные файлы создавались на быстром SSD Intel. Впрочем, такое уменьшение времени просчёта, выражающееся в считанных процентах, вряд ли может служить основанием для немедленной и всеобщей миграции на твердотельные накопители.
Также вызывает интерес столбец «Воспроизведение таймлинии». Исходное видео (ускоренное в программе до 2000%), находящееся на жёстком диске, проигрывается со значительными задержками. Если же исходники поместить на небыстрый SSD Apogee, то дискомфорт ощущается меньше, за что и была выставлена оценка «Удовлетворительно». Однако вариант, когда исходный материал проигрывается с быстрого SSD Intel, является наиболее выигрышным: воспроизведение почти «летает»! Пожалуй, сто́ит увидеть вживую такое поведение программы, зависящее от расположения исходного видео, дабы читатель (зритель) имел возможность самостоятельно выставить оценку тому или иному варианту:
Ну вот, столько времени готовились, а тестирование не заняло и малой доли нашего исследования! Может, зря мы забыли о существовании других форматов видео? Засим решено повторить только что проведённые тесты, но уже с использованием более «лёгкого» материала: старого доброго AVI DV стандартного разрешения. В этих целях был создан проект, аналогичный предыдущему, с одним лишь отличием: исходное видео теперь представляет собой почти не имеющее сжатия DV с размером кадра 720×576.
Расположение файлов проекта | Результаты тестирования | ||||
Исходный материал | Scratch Disks | Результат просчёта | Воспроизведение таймлинии | Промежуточн. кодирование | Просчёт в файл |
HDD | HDD | HDD | Отлично | 3 мин. 55 сек. | 1 мин. 12 сек. |
---|---|---|---|---|---|
SSD Intel | SSD Apogee | HDD | Отлично | 4 мин. 30 сек. | 1 мин. 15 сек. |
SSD Apogee | SSD Intel | HDD | Отлично | 4 мин. 06 сек | 1 мин. 08 сек |
Странное дело! Явственно наблюдается некая врождённая немощь SSD-дисков, дружно спасовавших перед обыкновенными HDD-блинами. Даже скоростной SSD Intel уступил жёсткому диску «целых» 11 секунд. Интересно, каким образом данный факт прокомментируют специалисты?
Обе предыдущие серии тестов так или иначе связаны с одним важнейшим фактором: довольно большой задержкой на процессорную обработку материала. Очевидно, что, как мы ни меняли расположение файлов, именно из-за этой задержки нам не удалось увидеть каких-то значительных различий. Однако при работе с видео далеко не каждый прибегает к полному перекодированию материала (некоторые особо упёртые пользователи и вовсе считают перекодирование злом, сравнимым с утратой своих драгоценных съёмок). Да, так они и поступают: всего лишь создают простейшую «нарезку», склеивая ролики в один файл в прямопоточном режиме. К сожалению (счастью?), серьёзные монтажные программы не умеют работать с видео без полного пересчёта. А потому для склейки файлов без их пересчёта используются специальные программы, скорее утилиты, которые гарантированно не трогают видео никакими перекодировками. Всё, что делают эти софтинки — всего лишь переупаковывают видео из одного контейнера в другой. Такая операция занимает ничтожно малое время даже на медленных машинах с медленными дисками, ведь процессор, по сути, занимается простым копированием данных из одного файла в другой. И всё же технический интерес заставляет нас проделать несколько тестов в описанном режиме прямопоточного копирования. Для этого мы воспользуемся программой AVS Video ReMaker, в которую загрузим два десятка AVCHD файлов общим объёмом 10 гигабайт. Результирующий файл станет записываться, естественно, на другой диск.
В связи с малой продолжительностью операции склейки мы имеем возможность многократно изменять расположение исходных и конечного файлов. И наконец-то получены результаты, по которым вполне можно судить о действительно существующей разнице в скоростях. Как видим, разница эта напрямую зависит от расположения исходного и конечного видео.
Наиболее выигрышным оказался вариант, когда исходное видео находилось на скоростном SSD Intel, а запись (склейка файлов) велась на HDD. Здесь потребовалось в полтора раза меньше времени, чем в самом неудачном варианте расположения файлов (с HDD на медленный SSD Apogee). Впрочем, если провести сравнение с привычным способом копирования без участия SSD, то выигрыш оказывается равным всего лишь 12%, что никак нельзя назвать чудом.
Наконец, в заключение всех опытов, было решено установить Windows и все необходимые программы на SSD Intel — ну а чем чёрт не шутит, вдруг монтаж ускорится самым чудесным образом? К тому же, и Windows похвалила за такой шаг, наградив обновлённую систему оценкой 7,1:
Да, в самом деле, система стала ощутимо живее, отзывчивее. Если Premiere Pro ранее запускался 10-15 секунд, то теперь — три-пять. Но увы, несмотря на ускорившийся запуск программ, никаких различий в работе программ не отмечается. По крайней мере, в тех, которые предназначены для обработки видео 🙂
Выводы
Приходится признать: скорость дисков в видеомонтаже не является решающим фактором. Связано это в первую очередь с переходом на видео высокого разрешения, которое отличается высокой степенью сжатия и малым потоком. Процессор попросту не в состоянии обработать такое количество информации, которое не успел бы записать любой существующий сегодня носитель: HDD или SSD, без разницы. За увеличение скорости своей дисковой подсистемы ратует только монтажер, принципиально не желающий работать со сжатым материалом, и перекодирующий его перед монтажом в какой-нибудь беспотерьный кодек или кодек с малым сжатием, например, Canopus HQ. Но и в этих случаях твердотельные накопители не в состоянии ему помочь — скорость записи на них не так уж высока. Для монтажа слабосжатого видео требуются, как минимум, два отдельных RAID 0 массива (чтение↔запись), а в довесок и ещё один, для резервного копирования.
Нынче на первое место в требованиях к современному монтажному ПК взгромоздились «мозги» монтажной станции: центральный процессор и/или графический ускоритель (в случаях использования NVIDIA CUDA или ATI Stream), а также оперативная память. Которой, как известно, мало не бывает. Особенно, если речь идёт о 64-битной операционной системе и, соответственно, 64-битных монтажных программах.
Таким образом, все наши приземлённые опыты с видеоматериалом, попытки сравнить SSD и HDD с точки зрения видеомонтажера, подтверждают известную истину: SSD оказывается полезен лишь в тех в случаях, когда требуется быстрый поиск нужной информации на диске (считывание большого количества случайно расположенных файлов, либо чтение объёмных файлов). Здесь SSD даст фору любому HDD, и секрет такого преимущества прост: в SSD нет ни одной движущейся части. Говоря домохозяйкиным языком, в то время, пока магнитная головка HDD, парящая над диском, ищет нужную позицию, электроника SSD-диска уже вовсю передаёт найденные байты.
Источник