Сообщение произведение по кабелю что это
ГК РФ Статья 1270. Исключительное право на произведение
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1270 ГК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;
(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.
4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.
Источник
§ 6. Сообщение в эфир и по кабелю
В современном информационном и высокотехнологичном обществе очень распространенным способом использования фонограмм является сообщение в эфир и по кабелю.
Согласно пп. 2 п.
кабельного телевидения). При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. В законе также указано, что при сообщении фонограмм через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограммы могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Таким образом, сообщение в эфир предполагает сообщение фонограмм для всеобщего сведения с использованием одного из трех сигналов связи: телевизионного сигнала, радиосигнала или спутникового сигнала.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 1324 ГК РФ (ст. 4 Закона об авторском праве) сообщение фонограмм по кабелю представляет собой сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств.
На сегодня фонограммы занимают подавляющую часть времени эфирных и кабельных телеканалов и радиостанций. Поскольку деятельность данных средств массовой информации, как правило, связана с перемещением крупных финансовых потоков, рассматриваемый вид использования по смыслу закона должен был бы стать солидным источником дохода для изготовителей фонограмм и их правопреемников. Однако на деле этого пока не произошло по следующим причинам.
Несмотря на принципиальное отличие сообщения по кабелю от передачи в эфир, которое с технической и экономической точек зрения не вызывает сомнений, по действующему законодательству рассматриваемые способы использования фонограмм подчиняются единым правилам.
Что касается фонограмм, не являющихся опубликованными в коммерческих целях, то в отношении сообщения их в эфир действует общее правило, требующее получения разрешения правообладателя и выплаты ему вознаграждения (п. 1 ст. 1324 ГК РФ, п. 1 ст. 38 Закона об авторском праве).
Из рассматриваемых общих правил сообщения фонограмм в эфир и по кабелю закон устанавливает определенные исключения.
Во-первых, согласно ст. 1306, пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 42, п. 1 ст. 19 Закона об авторском праве) допускается без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения цитирование обнародованной фонограммы в научных, полемических, критических или информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования. Данная норма предоставляет организациям эфирного и кабельного вещания право свободно использовать фрагменты обнародованных фонограмм в общих информационных или специализированных музыковедческих программах, если такое использование отвечает хотя бы одной из указанных в законе целей.
Во-вторых, в силу ст. 1306, пп.
информационной целью. Для того чтобы действия организации эфирного или кабельного вещания по использованию фонограммы могли быть квалифицированы как правомерные, фонограмма не должна являться основным предметом информационного сообщения, а, напротив, должна выступать в качестве сопутствующего элемента или фона освещаемого текущего события. При этом фонограмма должна быть сообщена в эфир или по кабелю в объеме, необходимом и достаточном для достижения цели информирования зрителей или слушателей о текущем событии.
В-третьих, в соответствии со ст. 1306, пп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 42, пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона об авторском праве) допускается свободное использование правомерно обнародованных фонограмм и отрывков из них в качестве иллюстраций в радио- и телепередачах учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
Во всех остальных случаях сообщение фонограмм в эфир и по кабелю подчиняется общим положениям, установленным п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ (п. 1 ст. 38 Закона об авторском праве) применительно к фонограммам, не относящимся к опубликованным в коммерческих целях, и п. 1 ст. 1326 ГК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 39 Закона об авторском праве) — применительно к фонограммам, являющимся таковыми.
Как и в случае с публичным исполнением, реализовать предоставленное законом право на получение вознаграждения за сообщение в эфир и по кабелю опубликованной коммерческой фонограммы, а также исключительное право в той части, в которой им охватываются сообщение в эфир фонограммы неопубликованной либо опубликованной, но не в коммерческих целях, на сегодня крайне проблематично. Даже при том, что число компаний, осуществляющих на территории РФ деятельность по сообщению фонограмм в эфир и по кабелю, значительно уступает количеству организаций, осуществляющих публичное исполнение фонограмм, установить факты использования фонограммы в эфире телерадиокомпаний и добиться на основании данных фактов соблюдения имущественных прав невозможно без серьезных временных и материальных затрат.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о правовом регулировании отношений, возникающих в связи с сообщением в эфир и по кабелю фонограмм, включенных в состав аудиовизуальных произведений. Многочисленные художественные и документальные фильмы, музыкальные видеоклипы, рекламные ролики и прочие произведения, специально созданные для одновременного зрительного и слухового восприятия, являются неотъемлемой составляющей эфира современных телевизионных каналов. Более того, в настоящий момент существует целый ряд телевизионных и кабельных компаний, специализирующихся на демонстрации данных произведений. Ввиду специфики правового режима аудиовизуальных произведений возникает вопрос о том, распространяются ли рассмотренные выше правила на случаи использования фонограммы в телеэфире не самостоятельно, а в составе указанных объектов.
Закон об авторском праве четкого ответа на данный вопрос не давал. По тем или иным причинам отношения между изготовителем фонограммы и изготовителем аудиовизуального произведения выпали из поля зрения законодателя. Вопрос о том, можно ли в данном случае было применять по аналогии нормы, регулировавшие отношения между изготовителем аудиовизуального произведения и другим субъектом смежных прав — исполнителем, является достаточно спорным. Речь идет о п. 6 ст. 37 Закона об авторском праве, в соответствии с которым заключение договора между
исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения автоматически влечет за собой предоставление исполнителем изготовителю ряда имущественных прав — права на передачу «живого» исполнения в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю, права на запись, права на воспроизведение, а также права на передачу в эфир и сообщение по кабелю некоммерческого записанного исполнения.
Следует, однако, иметь в виду, что включение фонограммы в состав аудиовизуального произведения неизбежно приводит к изменению ее формы. Соответственно при использовании аудиовизуального произведения в эфире необходимо было учитывать наряду с правом на передачу в эфир и правом на вознаграждение также право изготовителя фонограммы на переработку, закрепленное в пп. 2 п. 2 ст. 38 Закона. Это означало, что в случае передачи в эфир аудиовизуального произведения, включающего как коммерческую, так и некоммерческую фонограмму, с изготовителем фонограммы должна быть согласована данная форма использования фонограммы, в противном случае сообщение в эфир следовало квалифицировать как неправомерное. По смыслу Закона об авторском праве разрешение правообладателя могло быть получено на любой стадии подготовки аудиовизуального произведения к использованию: как на первоначальном этапе — при заключении договора между изготовителем фонограммы и изготовителем фильма или клипа, так и в дальнейшем — путем заключения отдельного договора между телеканалом и обладателем прав на фонограмму.
В части четвертой ГК РФ содержатся нормы, непосредственно рассчитанные на случаи использования фонограмм в составе аудиовизуальных произведений. Исходя из п. 1 ст. 1240 ГК РФ, если договором между изготовителем фонограммы и изготовителем аудиовизуального произведения не предусмотрено иное, последний на основании договора с изготовителем фонограммы, специально созданной для аудиовизуального произведения, приобретает исключительное право на фонограмму. Если фонограмма не была специально создана для аудиовизуального произведения, то по общему правилу лицензионный договор на использование такой фонограммы в фильме считается заключенным на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права. При этом согласно п. 2 ст. 1240 ГК РФ условия лицензионного договора, ограничивающие использование фонограммы в составе аудиовизуального произведения, недействительны.
Источник