- Домашний кинотеатр на практике. Часть 5
- Освещение в комнате
- Мебель
- Устройства отображения
- Плюсы:
- Минусы:
- Расстановка компонентов системы (или «в погоне за эстетикой»)
- Экран для проектора
- Какие бывают виды?
- Рулонный
- Моторизированный
- Натяжной
- Установка и крепление
- Напольный
- Настенный метод
- Потолочный метод
- Диагональ и разрешение
- Белый или серый?
- Какой выбрать для домашнего просмотра?
Домашний кинотеатр на практике. Часть 5
Настала пора поговорить не про оборудование и акустические системы, а про помещение с точки зрения обеспечения комфорта при просмотре фильма. Говорить про дизайн интерьера мы конечно не будем, поскольку представление о нём у каждого своё, однако вне рамок дизайна существуют различные аспекты организации различных деталей интерьера для обеспечения максимального комфорта зрителей в домашнем кинотеатре.
Освещение в комнате
Поскольку акустическим системам, компонентам и кабелям уровень освещённости в помещении, мягко говоря, по барабану, поэтому организация фоновой подсветки при просмотре фильма целиком и полностью зависит от типа используемого устройства отображения.
Плазменные панели, кинескопные ТВ, проекционные ТВ
Все три типа аппаратов являются устройствами, экраны которых обладают собственным свечением довольно большой яркости. Врачи не рекомендуют смотреть на яркий свет в полной темноте — глаза напрягаются и быстро устают. Однако и при ярком дневном свете смотреть кино в домашнем театре совсем не приятно — экран уже не выглядит столь ярким, картинка не кажется реалистичной. А это приведёт лишь к потери эффекта вовлечения в происходящее на экране. Поэтому рекомендуется не допускать дневной свет в помещения. К тому же, дневной свет не постоянен в плане интенсивности (то солнце светит, то вдруг тучи набежали) — это отвлекает. Также возможно возникновение бликов на экране — это уже совсем не хорошо.
Блокируется дневной свет несколькими путями: с помощью традиционных жалюзи, светонепроницаемых штор или специальной светозащиты (светонепроницаемого материала, закрывающего оконный проём по всей площади). По желанию такую светозащиту можно оборудовать дистанционным управлением, либо подключить её управляющие схемы к 12-вольтовым триггерам ресивера. То есть, скажем, при включении ресивера (или определённого входа на ресивере) светозащита будет активизироваться автоматически.
В помещении нужно создать полумрак — обеспечить комфортную для зрения подсветку, но, в то же время следить, чтобы эта подсветка не отвлекала внимание от просмотра. Именно поэтому наиболее рационально использовать скрытую подсветку — светильники, освещающие тусклым направленным светом стену или потолок таким образом, чтобы прямой свет от светильника не был виден. Избегайте близкого расположения светильника от освещаемой поверхности, дабы световое пятно не выглядело слишком ярким, а значит и отвлекающим — нужна как можно более равномерная подсветка. Что касается светового потока, то для комнаты площадью 20-30 м² вполне достаточно освещения, эквивалентного одной лампе накаливания 40-60 Вт. Поскольку прямого света испускать фоновая подсветка не будет, в комнате будет создан уютный полумрак: передвигаться по комнате или без специального прицеливания попасть рукой в пакет с чипсами при таком свете можно будет вполне, а вот прочитать какой-либо текст на бумаге — проблематично. В этом случае картинка даже на яркой плазменной панели будет восприниматься вполне комфортно в течение длительного времени.
Проектор с экраном.
Тут всё просто. Ваша задача обеспечить кромешную тьму в помещении — в противном случае придётся тратиться на проектор с очень мощным световым потоком в несколько тысяч ANSI. Просто даже небольшое количество света во время просмотра картинки с проектора вызывает катастрофическое падение контрастности, искажение цветовой палитры и т. д. В общем, удовольствия от такой картинки вы уже не получите. А в полной темноте можно добиться качественного изображения даже от проектора с относительно небольшим световым потоком, при условии разумного подхода к выбору экрана (не слишком большая диагональ и качественный материал с хорошими отражающими свойствами).
Мебель
А точнее диван и/или кресла. Тут требования всего два: диван или кресла должны быть удобными при длительном сидении. И второе — спинка должна быть не высокой — она должна заканчиваться максим на уровне плечей сидящего человека. Само собой, никаких подголовников. В противном случае сигнал тыловых АС будет либо не слышен совсем, либо будет искажён из-за отражения от расположенной близко к уху поверхности спинки дивана или кресла. Желательно использовать прямые диваны, установленные строго напротив экрана. В случае с угловыми или полукруглыми диванами некоторые сидящие на них зрители могут находится в полоборота к экрану, что приведёт либо к быстрой утомляемости шеи, либо к не корректной посадке по отношению к АС.
Устройства отображения
Поскольку с размещением телевизора, проекционного телевизора и плазменной панели особо фантазию проявить не удастся (разве что, плазменную панель можно не только поставить на стойку, но и повесить на стену), то говорить про них особого смысла нет. А вот в случае с проектором вариантов куда больше — о них и поговорим.
Наиболее простой вариант — поставить проектор на журнальный столик. Однако, при всей кажущейся простоте, такой способ «инсталляции» имеет ряд недостатков: свет из вентиляционных отверстий проектора будет отвлекать от просмотра, будет слышен шум системы охлаждения (пусть и не сильный). Да и торчащие провода не каждому понравятся. Зато и плюс есть: проектор можно быстро убрать в шкаф, а при необходимости так же быстро его поставить обратно. Правда, в этом случае скорее всего придётся каждый раз подстраивать резкость и размер засветки, хотя это вполне можно пережить. Тем не менее, большинство людей предпочитают стационарную установку проектора, даже если домашний театр стоится не в отдельной комнате, а в одной из жилых.
Если ремонт в помещении делается с учётом установки в ней домашнего театра, то весьма удобным видится способ монтажа проектора на потолок.
Монтаж проектора на потолок имеет несколько неоспоримых плюсов: во-первых, проектор не мешает, поскольку не занимает драгоценное жизненное пространство в комнате. Во-вторых, проектор может быть невидим, если сделать под ним красивую декоративную панель. В-третьих, в случае такого стационарного расположения проектора и экрана (экран может выдвигаться из ниши в потолке или висеть на стене постоянно), отпадает надобность подстраивать фокус, размер засветки.
Впрочем, минусы потолочной инсталляции проектора могут легко и непринуждённо перекрыть все плюсы. Самый главный минус — потолочная инсталляция аппарата невозможна, если ещё на стадии ремонта к нужной точке в потолке не были подведены соответствующие кабели (сигнальные и силовой). К тому же, нужно заранее определиться с моделью проектора, дабы точно знать на каком расстоянии и на какой высоте вешать проектор, какие кабели к нему подводить. А для этого надо определиться ещё, как минимум, с местоположением стойки с аппаратурой и, возможно, с моделью DVD-плеера, обладающего требуемыми выходами. В общем, обычно проектор монтируется на потолке в том случае, если в процессе ремонта и отделки помещения составляется целый комплексный проект будущего кинотеатра. В этому случае всё оборудование обычно подбирается заранее, а во время ремонта лежит в коробках, зато вы точно знаете как и куда протягивать кабели (видеокабели, колоночные кабели, сабвуферный кабель, силовые кабели и, возможно, кабели управления). В общем, это уже серьёзная инсталляция. Поэтому, если вы хотите ставить кинотеатр с проектором в уже отремонтированное помещение, то вариант в потолочным размещением проектора вам едва ли подойдёт.
Ну а что делать, если ремонт в комнате уже сделан — то есть, штробить стены и потолок для подводки кабеля к висящему проектору как-то не хочется? Тогда стоит обратить внимание на весьма популярную схему размещения оборудования для домашнего театра в одном боксе. Такой бокс устанавливается либо между кресел, либо перед диваном. В боксе помещаются все компоненты аудиочасти и сам проектор.
Внешне бокс можно оформить как душе угодно: форма и цвет могут быть любыми. Обычно изготовление бокса производится по индивидуальным чертежам, либо покупная стойка для аппаратуры просто обносится декоративными ширмами или «облачается» в некий декоративный кофр — путей тут много. Занимается изготовлением бокса либо бригада строителей, производящих ремонт в квартире, либо бригада инсталляторов, устанавливающих театр — это обычно решается в процессе инсталляции. Впрочем, если вы самостоятельно строите в комнате домашний кинотеатр, то сделать подобный бокс для вас труда не составит. Главное, позаботьтесь о хорошей вентиляции: ресивер и проектор не могут работать в малых замкнутых объёмах из-за сильного нагрева компонентов (особенно важна хорошая вентиляция для проектора).
Также возможно использование бокса только для проектора, в то время, как всё остальное оборудование находится, скажем, в стенной нише.
А теперь о плюсах и минусах такого бокса:
Плюсы:
- отсутствие шума системы вентиляции проектора;
- отсутствие отвлекающего свечения из вентиляционных отверстий проектора;
- отсутствие отвлекающего свечения дисплеев компонентов;
- близкое расположение компонентов друг к другу и к проектору облегчает коммутацию между устройствами и позволяет сэкономить деньги на длинных кабелях;
- эстетичный внешний вид: оборудование находится в одном месте, а все пучки кабелей и задние панели аппаратов скрыты от глаз.
Минусы:
- необходимо обеспечить подводку питания к боксу
- необходимо обеспечить прокладку колоночных кабелей от бокса до АС.
Первый минус как бы и не минус вовсе, а обязательное условие работы какого-либо оборудования вообще. Придётся по-любому решать эту проблему. Второй минус перестаёт быть таковым, если у вас дома на полу ковровое покрытие или большой ковёр (мягкое покрытие на полу крайне рекомендуется) — покупайте плоские или ленточные колоночные кабели, и проблемы решены. Если же у вас паркет или линолиум, то можно придумать какой-то общий отвод кабелей от бокса с последующей их разводкой в плинтусах. Либо ещё как-то…
Ну и, наконец, наиболее распространённый способ, который хорош для небольших комнат с поперечным расположением комплекса — крепление проектора над диваном посредством подвесной полочки или кронштейна. Тумба с аппаратурой в этом случае располагается обычно рядом с диваном. Большая часть видеокабеля и кабеля питания для проектора будет скрыта днищем дивана и его спинкой. Остаётся замаскировать каких-то 60-70 см. кабеля на стене, который пойдёт от спинки дивана к проектору. В этом случае также встаёт проблема прокладки кабелей (колоночных и сабвуферного) от стойки с оборудованием до АС. Пути решения описаны в отдельной статье.
Расстановка компонентов системы (или «в погоне за эстетикой»)
Если в домашнем кинотеатре вы используете не проектор с экраном, а телевизор, компактный проекционный телевизор или плазменную панель, то наиболее распространённой остаётся максимально плотная компоновка всех компонентов системы: в большой тумбе устанавливается спикер центрального канала и все блоки комплекса, а на верхней полке тумбы располагается телевизор или плазменная панель.
С точки зрения удобства коммутации это наиболее простой и рациональный вариант. Подойдёт такое решение в том случае, если ремонт в комнате уже сделан, а курочить стены или полы вы не намерены. Но с точки зрения эстетики это далеко не самый лучший вариант. Почему? Нагромождение аппаратуры, а также большое количество светящихся элементов дисплеев аппаратов и подсветка некоторых кнопок сильно отвлекают от просмотра. Да, можно использовать тумбы с закрывающимися непрозрачными дверцами — это избавит вас от необходимости лицезреть всю это «цветомузыку» компонентов, но в этом случае и ИК (инфракрасные) сигналы пультов управления не будут долетать до компонентов, да и внешне такая тумба будет выглядеть очень громоздко и неуклюже. Опять же, возникает проблема обеспечения должной вентиляции компонентов.
В общем, если вы намерены создать себе действительно «взрослый» комплекс с точки зрения эстетики, то тумбу с аппаратурой следует размещать там, где даже боковым зреним её вы видеть не будете во время просмотра фильма (то есть, обычно позади дивана). И поверьте, смотреть кино будет гораздо приятнее. Проблема передачи команд с пульта на расположенные сзади блоки легко решается с помощью ИК трансмитера. Разумеется, гоняться за эстетикой имеет смысл только в том случае, если в качестве экрана вы используете плазменную панель, ведь её можно повесить на стенку. А вот 32″ телевизор и «проекционник» на стенку вешать не стоит 🙂
Если пойти ещё дальше, то можно вообще освободить пол, используя плоские настенные АС (панели NXT, либо традиционные динамические АС в плоских корпусах) — эдакий стиль hi-tech. При грамотном выборе АС, в качестве звука кинофильмов вы едва ли проиграете, а вот на серьёзной музыке такие АС не всем могут понравиться. Но есть и третий вариант — встраиваемая акустика. Однако, такие АС требуют специальных углублений в стене (обычно не более 10 см в глубину), которые делаются на стадии ремонта. Зато при грамотной инсталляции они звучать будут как корпусные АС, а выглядеть как настенные. Во всех трёх случаях выглядеть система может примерно так:
Ну и, наконец, при совсем серьёзном подходе к построению домашнего театра можно спрятать АС за драпировкой из акустически прозрачной ткани. А спрятать можно хоть огромные напольные АС, хоть компактные «полочники». В итоге виден будет только экран — как в настоящем кинотеатре.
Источник
Экран для проектора
Многие люди при устройстве домашнего кинотеатра обращают внимание лишь на проектор и аудиосистему. Однако, полнота впечатлений от собственного кинозала во многом зависит именно от экрана, на который и будет проецироваться кино. При грамотном подборе техники прежде всего следует учесть именно тип, размер и формат дисплея, а уже затем подбирать под эти параметры модель проектора.
Какие бывают виды?
Всего проекционные полотна делятся на 4 основных вида, каждый из которых обладает индивидуальными особенностями, а также своим списком преимуществ и недостатков. Почти все холсты являются выдвижными, однако отличаются принципом действия:
Рулонный
Рулонный или подвесной дисплей выглядит как прямоугольный или закруглённый тубус, в котором находится намотанное на вал полотно. Тубус закрепляется статично на необходимой высоте (настенный или даже потолочный крепёж), а оттуда уже раскрывается вручную. В конструкции для натяжения используется утяжеление на нижней кромке полотна, а сам экран быстро сворачивается обртано в кейс благодаря подпружиненному валу. К подобным полотнам также относят переносные холсты на штативе (который может идти в комплекте с тубусом), которые наиболее удобны при частых транспортировках проектора или каких-либо выездных презентациях. Также в эту категорию определяются напольные экраны, которые собираются в кейс и работают при помощи пнематического механизма и наиболее подходят для выставок и переговорных комнат из-за эффектного и нестандартного вида.
- относительно бюджетный вариант
- компактность в транспортировке
- плохое нятяжение холста
- экран выдвигается и убирается только вручную
Моторизированный
Дисплеи с электроприводом являются усовершенствованной версией обычных рулонных полотен: в данном случае, экран поднимается и опускается при помощи бесшумного электрического двигателя, который управляется пультом дистанционного управления. Однако, функцию электропривода можно отключить и получить обычный холст — кнопка включения/выключения идёт в комплектации с экраном. Важным отличием моторизованного экрана является наличие дополнительного чёрного полотна сверху и снизу основного экрана: оно необходимо для корректировки высоты, особенно в случае когда тубус с материей плотно закреплён на стене или потолке.
- также компактен и мобилен
- управляется дистанционно
- допускается скрытый монтаж экрана прямо в потолок
- наличие «экстра-дропа»
- плохое натяжение экрана, как и в модели без электродвигателя
Натяжной
Натяжной экран обладает всеми преимуществами вышеупомянутых полотен, однако исправляет проблему с натяжением: помимо утяжелённой кромки, в контрукцию добавляются тросики вдоль вертикальных кромок полотна. Таким образом, достигается идеальное и горизонтальное, и вертикальное натяжение. Также, натяжным экраном считаются полотна в рамах — полотно растягивается на каркасе и закрепляется на стене. Так достигается идеальное натяжение материи, но вместе с тем конструкция становится полностью стационарной и нескрываемой.
- малые габариты в сборе
- дистанционное управление
- возможна скрытая установка
- «экстра-дроп»
- идеальная гладкость и великолепное натяжение полотна
- полная стационарность у каркасных моделей
Установка и крепление
При выборе полотна также стоит брать во внимание удобство установки и крепления экрана: при всех своих плюсах и техническом великолепии, экран может вызывать стойкую ненависть уже в процессе его сборки и установки. При любом типе экрана, необходимо учитывать его расстояние от проектора, а в случае с рулонными полотнами без «экстра-дропа» необходимо точно подгонять высоту экрана под высоту картинки.
Напольный
Для установки напольного экрана не требуются специальные крепежи и навыки — достаточно штатива необходимой высоты или же кейса с пневматическим механизмом, чтобы полностью собрать подобный экран и не заботиться о тоннах расчётов высоты и крепежей. При всех минусах, именно эти полотна являются наиболее простыми и лёгкими в установке.
Настенный метод
При данном способе установки лучше всего использовать крепежи, которые поставляются в комплекте с дисплеем — поставляемые детали наиболее точно подходят к той модели, которая была приобретена. В их конктрукции учитываются вес холста, а также предполагаемый материал крепления (например, бетон). При наличии электропривода необходимо найти место рядом с дисплеем для переключателя — желательно, не ниже 1,5 метров от пола (для удобства использования и защиты от маленьких детей). Также, переключатель не должен находиться за полотном — на виду должен быть как холст, так и модуль управления. Если же нужно обойти препятствие (к примеру, выступ стены), используют специальные настенные кронштейны с отступами.
Потолочный метод
Крепление к потолку практически не отличается, за исключением поверхности крепления. Вместо настенных используются потолочные кронштейны — они поставляются как дополнительные детали и позволяют подвешивать дисплей на потолок или вовсе прятать туда собранный кейс с холстом, чтобы тот не занимал лишнее место.
Диагональ и разрешение
Существует множество форматов дисплеев, которые зависят от соотношения длины холста к его ширине. В основном, выбор зависит только от того места, где будет располагаться экран. Всегда необходимо учитывать:
- высоту потолка — зачастую, именно потолок является ограничением, которое не учитывается покупателями.
- расстояние и высоту удобного просмотра — дистанция от первого ряда до экрана должна быть в два раза больше высоты полотна, а сама высота в условиях домашнего кинотеатра должна начинаться с 60 см над полом.
Разрешение же должно определяться в зависимости от расположения зрителей. Более высокое разрешение не только обеспечивает великолепную детализацию, но и делает меньше любые текстовые элементы. Это может понравиться не всем людям, смотрящим на такой экран. Таким образом, необходимо подбирать качество разрешения, учитывая количество зрителей и их места в зале. Также, существуют определённые правила — допустим в офисных презентациях используют формат 4:3, в широкоформатных фильмах применяют 16:9 или 16:10, а в престижных домашних кинотеатрах стремятся к соотношению 2,35:1. Поэтому, подбор целевой аудитории также очень важен.
Белый или серый?
Вопрос о цвете материи вызывает много вопросов: в основном, дело касается отражения света и бликов на полотне, которых всегда хочется избежать, так как полная светоизоляция в каждом помещении не бывает предусмотренной заранее. На самом деле, всё зависит от проекционного устройства: проектору с низким показателем контрастности будет просто необходим дисплей из серой высококонтрастной материи. Однако стоит помнить, что на светлом полотне яркие сцены смотрятся значительно насыщеннее, а цвета выглядят корректнее чем на сером. Таким образом, для пресечения споров стоит просто протестировать оба типа экранов — тогда шансы подобрать подходящее по цвету и отвечающее требованиям полотно многократно увеличатся.
Какой выбрать для домашнего просмотра?
Подводя итог стоит сказать, что многообразие форматов, способов установки и видов проекционных дисплеев делают их универсальными помощниками не только при просмотре фильмов, но и в повседневной жизни. Однако подбор подходящего холста стоит производить согласно тем целям, для которых тот будет использоваться ежедневно. Для просмотра фильмов дома следует учитывать затемнённость помещения, высоту потолка, размеры комнаты, количество зрителей и возможности крепления. Так, например, для домашнего кинотеатра на базе проектора Xgimi идеальным решением будет моторизированный натяжной широкоформатный экран белого цвета, прикрепляемый непосредственно к стене. Это связано с высокой яркостью изображения, поддержкой детального разрешения и форматом показа — именно на эти факторы следует ориентироваться при сопоставлении характеристик подобранного полотна и выбранного проектора.
Источник