- Монтаж измерительных трансформаторов
- Монтаж силовых трансформаторов: объем работ, перевозка, хранение, последовательность монтажа
- Виды и особенности силовых трансформаторов
- Условные обозначения
- Какие трансформаторы используются?
- Объем и последовательность работ
- Транспортировка: погрузка и выгрузка трансформаторов
- Приемка, оценка состояния, хранение трансформатора
- Подготовительные работы при монтаже силовых трансформаторов
- Что подготавливают к монтажу?
- Монтаж силового трансформатора
- Последовательность монтажа силовых трансформаторов
- Шкафы управления и контрольные кабеля
- Монтаж и наладка РПН
- Монтаж силовых трансформаторов и состояние изоляции
Монтаж измерительных трансформаторов
В ОРУ 110 (220) кВ тяговых подстанций применяют измерительные трансформаторы напряжения типа НКФ-110 (220) и трансформаторы тока типа ТФЗМ-110 (220), которые поставляются под монтаж в собранном виде.
Трансформатор напряжения НКФ-110 (трансформатор напряжения каскадный, фарфоровый) состоит из цилиндрической фарфоровой втулки с трансформаторным маслом, смонтированной на тележке и закрытой металлическим колпаком – расширителем с указателем уровня масла. Первичная обмотка, состоящая из двух одинаковых последовательно соединенных секций, находится внутри фарфоровой втулки и подсоединяется началом к зажиму, расположенному на расширителе, а концом – к тележке (земле). Средние точки секций соединены со своими сердечниками. Вторичную обмотку размещают на сердечнике секции, соединенной с землей. На тележке смонтированы выводы вторичной обмотки, заземляющий болт и рым-болты для подъема трансформатора.
Трансформаторы напряжения НКФ-220 состоят из двух блоков.
Для РУ 6, 10 и 35 кВ трансформаторы тока (типов ТЛМ-6, ТПЛ-10, ТФН-35, ТФЗМ-35 и др.) и напряжения (типов НТМИ-10, ЗНОМ-35 и др.) приходят в собранном виде и смонтированными в комплектные ячейки и блоки распределительных устройств заводом-изготовителем. На подстанции комплектные ячейки монтируют на лежневом основании.
Трансформатор тока типа ТФН-35 состоит из первичной и вторичной кольцеобразных обмоток, помещенных в цилиндрический фарфоровый корпус с трансформаторным маслом. Взаимное расположение обмоток имеет вид восьмерки. Такие трансформаторы выпускают с одним или двумя сердечниками. В металлическом колпаке трансформатора расположены зажимы для переключения секций первичной обмотки, маслоуказательное стекло и предохранительный клапан. Выводы вторичной обмотки расположены в коробке основания корпуса трансформатора, на котором смонтированы заземляющий болт и рым-болты для подъема трансформатора.
Измерительные трансформаторы перед монтажом следует тщательно осмотреть, обращая особое внимание на наличие трещин и сколов фарфоровых изоляторов; отсутствие следов течи из уплотнений бака, фланцев изоляторов, механических повреждений бака; уровень масла по маслоуказателю и его исправность; сообщаемость маслоуказателя и расширителя с корпусом трансформатора.
При передвижении во время монтажа маслонаполненных измерительных трансформаторов угол наклона их к вертикальной оси не должен превышать 15°.
Измерительные трансформаторы устанавливают на фундаментные и свайные основания, а также монтируют на единых рамах с разъединителями на лежневые основания.
Трансформаторы наружной установки, монтируемые на железобетонных и металлических конструкциях, должны быть установлены по уровню и отвесу с допуском ±5 мм и надежно закреплены.
Работы по монтажу трансформаторов тока и напряжения производятся в следующей последовательности:
доставляют в транспортной упаковке в рабочую зону и разгружают автокраном грузоподъемностью 5…7 т;
распаковывают и очищают от пыли и грязи, протирая фарфоровую рубашку бензином;
проверяют фарфор вводов ВН и НН и сохранность заводских пломб, состояние маслоуказателей, исправность влагопоглотителей и их масляных затворов, наличие силикагеля во влагопоглотителях;
проверяют исправность уплотнений, отсутствие течи масла;
замеряют уровень масла и при необходимости доливают сухим маслом с электрической прочностью не менее 45 кВ;
переключают у трансформаторов тока первичную обмотку согласно заданному проектом коэффициенту трансформации;
устанавливают автокраном грузоподъемностью 5…7 т трансформаторы, выверяя с помощью уровня и отвеса опорные конструкции, при этом маслоуказатели блоков НКФ-220 должны быть обращены в одну сторону;
для трансформаторов напряжения НКФ-220 монтируют медные перемычки между выводами ВН блоков;
заземляют корпус измерительного трансформатора через специальный болт заземления на нижнем цоколе;
устанавливают шкафы зажимов для схемной сборки вторичных цепей.
После монтажа испытывают и проверяют электрические характеристики трансформатора, проводят анализ и испытание масла.
Цепи вторичных обмоток трансформаторов тока должны быть замкнуты через приборы, а при отсутствии их закорочены на зажимах трансформаторов. Неиспользуемые вторичные обмотки следует закоротить на трансформаторах тока. Сечение закороток должно быть не менее 2,5 мм 2 .
Вторичные обмотки трансформаторов тока и напряжения следует заземлять во всех случаях, кроме случаев, специально оговоренных в проекте.
Обмотки трансформаторов тока при пониженной величине сопротивления изоляции должны быть высушены одним из следующих способов:
первичным током – при короткозамкнутой вторичной обмотке;
вторичным током – при короткозамкнутой первичной обмотке;
в камере горячим воздухом или в вакуум-камере.
Обмотки трансформатора напряжения при пониженной величине сопротивления изоляции сушат в камере горячим воздухом или в вакуум-камере.
Монтаж разрядников
Для защиты изоляции электрооборудования ОРУ тяговых подстанций применяют разрядники типов РВС (разрядник вентильный, стационарный) и РВМГ (разрядник вентильный, с магнитным гашением дуги, для защиты от грозовых перенапряжений).
Разрядники для ОРУ 110 (220) кВ поступают на монтаж в разобранном виде. Вентильный разрядник РВС-110 состоит из четырех секций, последовательно соединенных между собой и установленных на одно основание. Каждая секция, рассчитанная на напряжение 30 кВ, состоит из искровых промежутков и колонок вилитовых дисков, помещенных в фарфоровый кожух. Искровые промежутки зашунтированы резисторами. Подключение разрядника к шинам электроустановки производится посредством болта М10, смонтированного на фланце верхней секции разрядника, а к наружному контуру подстанции – непосредственно своим основанием или через регистратор срабатывания. Основание разрядника изолировано от земли и заземленных конструкций фарфоровыми кольцами и втулками, через которые проходят болты крепления разрядника. Под фланцы секций для герметичности устанавливают резиновые прокладки, так как вилит невлагостоек и при отсыривании его вентильные свойства ухудшаются. Для выравнивания напряжения по фарфоровой изоляции отдельных секций разрядники РВС-110 (220) оборудуют предохранительными кольцами. Разрядник РВС-220 состоит из восьми секций, а разрядник РВС-35 – из одной.
Для защиты трех фаз электрооборудования или системы шин в комплект поставки входят три разрядника. Масса одной секции составляет 60…130 кг в зависимости от типа разрядника.
Сборку разрядников осуществляют автокраном с удлиненной стрелой или машиной с шарнирной стрелой МШТС-2А.
Перед началом монтажа вентильных разрядников должны быть выверены опорные конструкции. Отступления опорной поверхности разрядников от горизонтали и вертикали не должны превышать 3°.
Монтаж разрядников выполняют в следующем порядке:
ящики с элементами и частями разрядников доставляют в зону монтажа и разгружают автокраном;
производят установку трехлучевой опорной конструкции на опорную металлическую раму фундамента;
проводят осмотр элементов разрядника, причем при их встряхивании не должно быть дребезжания или шума. Общая поверхность скола фарфора или повреждения глазури на элементе разрядника одной фазы не должна превышать 3 см 2 . Скол фарфора по ребру не должен превышать 60 мм по окружности и 5 мм по глубине. Место скола следует покрывать бакелитовым лаком на два раза. Для обеспечения хорошего электрического контакта поверхности торцов каждого элемента перед установкой зачищают до блеска стальной щеткой и смазывают тонким слоем технического вазелина;
проверяют шунтирующие резисторы элементов мегомметром на 2500 В, значение сопротивления резисторов должно быть в пределах 25…50 МОм;
выполняют монтажную сборку разрядников пофазно с помощью автокрана, с выверкой колонковых элементов по отвесу с применением для выравнивания прокладок толщиной не более 7 мм из листовой стали и постепенной затяжкой болтов по кругу на четверть – пол-оборота;
сборку колонки разрядника выполняют в определенной последовательности, начиная с нижнего элемента, согласно имеющимся обозначениям на их фланцах (1-1, 2-2, 3-3 и т. д.). К верхнему элементу разрядника подключают гибкий спуск ошиновки ОРУ; опорное основание присоединяют к наружному контуру заземления подстанции проводом сечением по меди не менее 16 мм 2 ; устанавливают и подключают регистратор срабатываний разрядника.
После сборки разрядников соединительные швы между фланцами дважды покрывают бакелитовым лаком.
Заземляющие проводники должны иметь кратчайшую длину до контура заземления, их следует присоединять к каждой фазе в отдельности под специальные болты на фланцах разрядников.
Источник
Монтаж силовых трансформаторов: объем работ, перевозка, хранение, последовательность монтажа
Монтаж силовых трансформаторов — это сложный технологический процесс, который отличается комплексностью и требует специализированного подъемно-транспортной техники, оборудования. Монтажные работы обязательно должен проводить специально обученный и подготовленный персонал.
Виды и особенности силовых трансформаторов
На текущий момент существует большое разнообразие силовых трансформаторов, которые отличаются по номинальной мощности, классам напряжения, условиям и режимам эксплуатации, конструктивному исполнении. В зависимости от мощностных характеристик и класса напряжения все трансформаторы подразделяются на несколько групп по габаритам (I-VIII). Если рассматривать оборудования по условиям работы и характера нагрузки, то деление производится на общего, специального назначения и на регулировочные.
Для промышленного использования производители выпускаются силовые трансформаторы для эксплуатации в холодном, умеренном и тропическом климате. В зависимости от типа охлаждения изделия разделяются на сухие, масляные с естественной и принудительной циркуляцией, с негорючим диэлектриком. Каждый трансформатор имеет собственное буквенно-цифровой шифр, который помогает определить эксплуатационные особенности.
Условные обозначения
Условное обозначение любого трансформатора включает следующее:
- Набор буквенных обозначений. Обычно характеризует количество фаз, вид охлаждения, число обмоток, наличие РПН. Для силового оборудования специального назначения могут использоваться дополнительные элементы маркировки.
- Номинальная мощность, а также год выпуска рабочих чертежей. Последнее может отсутствовать, определяется по наличию последних двух цифр в конце. Если автотрансформатор 110 кВ и выше имеет трансформатор СН, то напряжение последнего прописывается в виде сложной дроби.
- Обозначение климатического исполнения. Отсутствие букв свидетельствует о попадании трансформатора в группу с умеренным климатом.
Какие трансформаторы используются?
В основном современная энергетика используется масляные силовые трансформаторы, которые отличаются универсальностью, практичностью и максимальной эффективностью. Подобные устройства обладают некоторыми ограничениями и требуют соответствующего обслуживания, но это минимальные неудобства в сравнении с другими вариантами исполнения.
Сухие трансформаторы сопровождаются небольшой мощностью и габаритами. Варианты исполнения с негерметичным кожухом устанавливаются только в закрытых помещениях. Силовое оборудование с негорючим диэлектриком обычно применяются в устройствах специального назначения. Установка осуществляется в помещениях с повышенной загрязненностью и пожароопасностью.
Объем и последовательность работ
Объем и последовательность выполнения работ определяется конструктивными особенностями силового трансформатора. Активные части трансформаторов зачастую поставляются в неразборном виде на место установки. Тем не менее в связи с наличием транспортных ограничений мощные трансформаторы требуют значительного демонтажа перед проведением перевозки, последующей сборки на месте установки.
Объем и последовательность работ по монтажу определяются конструктивными особенностями комплектующих узлов трансформаторов. При небольших габаритах (группа I-III) изделие поставляется в сборе, трансформаторы больших габаритов с принудительной циркуляцией масла требуют дополнительной промывки, сборки и наладки.
Необходимые для монтажа сведения и технические данные трансформатора, а также отдельных частей и узлов приводятся в сопроводительных документах и в паспортных данных. Специальные требования по монтажу, которые связываются с особенностями конструкции, то они также представлены в технической документации.
Транспортировка: погрузка и выгрузка трансформаторов
Транспортировка трансформаторов является важной технологической операцией. Основная цель этого процесса связывается с доставкой изделия на место установки в полной сохранности. Транспортировка осуществляется на большегрузах на небольшие расстояния, на железнодорожном — на дальние. Для доставки крупногабаритных устройств производится частичный демонтаж, что связывается с ограничениями техники.
Радиаторы, охладители отправляют без дополнительной упаковки, для защиты полостей производится закрытие уплотнителями и резиновыми прокладками. Остальные комплектующие поставляются в деревянных ящиках. Активную часть мощных трансформаторов раскрепляют сверху и снизу. Упаковка активной части производится согласно чертежа, который также поставляется совместно с оборудованием. При перевозке силовых трансформаторов с маслом значительно снижается негативное влияние на изоляцию.
В зависимости от условий и наличии оборудования разгрузка и погрузка осуществляется при помощи кранов или домкратов с полиспастом. В первом случае строповка осуществляется за подъемные устройства. Трансформатор освобождают от креплений и производится пробный подъем. Подъем выполняется плавно без рывков.
Приемка, оценка состояния, хранение трансформатора
После доставки и размещения силового трансформатора на специально подготовленной площадке важно убедиться в наличии всех узлов по документам. Во время осмотра особое внимание уделяется:
- состоянию упоров, растяжек и других крепежных элементов, соответствие контрольных меток на баке;
- общему состоянию бака трансформатора, наличие задвижек, кранов, отсутствие вмятин, подтеков масла;
- состоянию повреждению дополнительных элементов, которые будут монтироваться.
Если неисправности или неполнота комплекта обнаруживается, составляется соответствующий акт. После прибытия не позднее 10 дней важно провести оценку состояния изоляции (уровень давления, наличие течи масла, пробивное напряжение). Результаты такой проверки также отражаются в техническом акте.
Хранение трансформатора допускается не более 3 месяцев на напряжении 110 кВ, и не более 6 месяцев до 35 кВ. Результаты хранения также отражаются в техническом акте и учитывается перед монтажом.
Подготовительные работы при монтаже силовых трансформаторов
Монтаж силовых трансформаторов с массой выше 100 тонн — это сложный процесс, отличающийся большим количеством трудоемких работ. При подготовке важно:
- определиться с местом и условиями хранения трансформатора и его узлов;
- подготовить нужное количество трансформаторного масла;
- сформировать место установки, где будет проводиться разгерметизация и установка комплектующих;
- подготовить инструмент, технику и дополнительное снаряжение, которое требуется для монтажа силового трансформатора.
- определить последовательность монтажных работ, необходимый уровень испытаний;
- подготовить техническую документацию, которая потребуется для сдачи объекта.
Среди прочего важно проработать вопросы ТБ, что позволит выполнять сложнейший фронт работы безопасно. Важно отметить, что монтаж и наладка таких трансформаторов зачастую осуществляется специально подготовленным, специализированным персоналом.
Что подготавливают к монтажу?
Монтаж силовых трансформаторов можно разделить на несколько стадий, технических операций:
- Подготовка вводов на высокое напряжение. Элемент электроустановки проверяется визуально на отсутствие трещин и сколов, проводится высоковольтное испытание. Некоторые особенности зависят от типа и модели ввода.
- Подготовка к монтажным работам трансформаторов тока. Способ монтажа определяется особенностями конструкции и мощности. Часто ТТ встраиваются в бак, в некоторых случаях устанавливают на железобетонную опору.
- Подготовка к монтажу приборов и аппаратуры. Сюда попадает газовое реле, термостатические сигнализаторы, РПН.
Технические операции могут дополняться в зависимости от эксплуатационных характеристик.
Монтаж силового трансформатора
В собранном виде с установленными узлами и залитым маслом отправляются трансформаторы габаритов I, II, III. Они требуют только фиксации на площадке, присоединения высокой и низкой стороны. В остальных случаях осуществляется сборка каждого демонтированного для перевозки элемента. К моменту монтажа обязательно должны быть завершены строительные и другие работы.
Перед монтажом силовых трансформаторов проводится внешний осмотр, отбор проб масла, определение сопротивления изоляции, измерение коэффициента трансформации и потерь холостого хода. В случае удовлетворения результатов проверки трансформатор подлежит монтажу и включению. При ошиновке не следует допускать чрезмерного натягивания проводов и шин. Для заземления бак присоединяют к общему контуру заземления. После оформления соответствующей документации, наладки и опробования защит, трансформатор отправляется в эксплуатацию.
Последовательность монтажа силовых трансформаторов
- Монтаж вводов. Демонтируются заглушки, присоединяется шпилька к гибким связям отводов от обмотки с использованием гаек. Затяжка болтов выполняется без рывков и чрезмерного усилия. Для установки вводов используется кран.
- Установка РПН и расширителя. Монтаж привода осуществляется в зависимости от особенностей оборудования. Расширители предназначаются для контроля уровня масла в баке. При работе с РПН имеется 2 отсека, в котором участвует расширитель.
- Соединение комплектующих и узлов осуществляется с применением фланцев. На текущий момент выделяются изделия глухого, сквозного и сухарного крепления. По форме выделяются фланцы круглой, овальной и прямоугольной формы.
- Монтаж контрольных кабелей и аппаратуры. Все кабели заключаются в металлический рукав, крепление к стенки выполняются скобами и болтами.
Шкафы управления и контрольные кабеля
Перед началом проведения монтажа проводится внутренний и внешний осмотр. Удаляются транспортные крепления. Шкафы устанавливают на отдельном фундаменте., корпус соединяется с общим контуром заземления. Монтаж контрольных и силовых кабелей предназначается для электропитания двигателей, систем охлаждений, сборки управления. Разводка выполняется в специальных металлических кожухах. По завершению монтажа проводится измерение сопротивление изоляции.
После этого проверяются системы охлаждения и другое оборудование посредством их поочередного включения. Запрещается проводить опробование при температуре наружного воздуха -45 градусов. Если электровентиляторы и электронасосы работают правильно, систему охлаждения оставляют включенной на 3 часа. В течение этого времени проверяется отсутствие течи масла, подсоса воздуха.
Монтаж и наладка РПН
Регулирование напряжения в силовых трансформаторах осуществляется регулятором напряжения под нагрузкой или попросту РПН. Устройство изменяет коэффициент трансформации без разрыва нагрузочного тока. Существует несколько вариантов исполнения РПН, что имеет соответствующую маркировку. Более подробно об этом можно почитать в этой статье. Оборудование состоит из следующих составных частей:
- Контактор. Обеспечивает переход избирателем в нужное положение без разрыва нагрузки.
- Избиратель. Подготавливает необходимое рабочее положение.
- Приводной механизм. Обеспечивает переключение вышеупомянутых элементов.
- Токоограничивающее сопротивление. Используется для снижения коммутационного тока, который возникает в процессе переключения.
Перед монтажными работами важно ознакомиться с технической документацией и особенностями РПН. Выполняется осмотр, производится проверка изоляционных свойств масла. Валы контактора и переключателя настраивают на заводе изготовителя, поэтому не требуют регулирования. Оборудование устанавливают на соответствующее положение и сочленяют валы. После этого производится сочленение привода устройства. После сборки важно оценить коэффициент трансформации и сопротивление обмоток. Для этого строят круговую диаграмму.
Монтаж силовых трансформаторов и состояние изоляции
Для сохранения необходимых физических и электроизоляционных свойств, правильной работы силового трансформатора, необходимо оценивать состояние изоляции. Ухудшение изоляционных свойств часто возникает из-за увлажнения, загрязнения или механического повреждения. При монтаже трансформаторов измеряются сопротивление обмоток через 1 минуту после приложенного постоянного напряжения, измерение угла диэлектрических потерь, изменение электроизоляционных характеристик масла. В некоторых случаях определяется отношение емкостей изоляции обмоток и коэффициент абсорбции. При выполнении этих и иных работ важно соблюдать технику безопасности.
Источник