Схемы монтажа железобетонных опор

— Технологическая карта на сборку и установку концевых ж/б опор (круглого сечения)

1.ВВЕДЕНИЕ

Технологическая карта разработана на сборку и установку ж/б опор.

Все виды работ выполняться квалифицированным персоналом согласно с действующими требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

Мусор и лишний грунт вывозятся автотранспортом на расстояние до 10 км в места, отведенные местной администрацией.

Сборка и установка ж/б опор включает в себя следующие виды работ:

  • Развозка опор по трассе;
  • Разработка котлованов для опор;
  • Сборка и установка опор.

2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

2.1.МОНТАЖ ОПОР

Развозка опор по трассе

Все до монтажные манипуляции со стойками проводят в горизонтальном положении, перевозят стойки предохраняя их смещения и ударов о борта транспортного средства. Под каждый горизонтальный ряд укладывают на деревянные прокладки, которые будут выше, чем закладные изделия, таким образом не будут повреждены ниже лежащие стойки. Хранятся железобетонные стойки на специальных площадках (горизонтальных, с твердым покрытием и наличием водостока) в штабелях высотой 1,6 – 1,8м с установкой между рядами деревянных прокладок.

При развозке опор выполняют следующие операции: погрузку опор на транспортные средства, выгрузку и подтаскивание опор по трассе, выкладка опор. Погрузо-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи автомобильного крана.

При погрузке и выгрузке опоры стропят в двух точках стальным тросом диаметром 16-18 мм или универсальным двухветвевым стропом симметрично центра тяжести стойки.

Допускается захват стоек тросом крана в одном месте, на расстоянии 2-3 м от комля или 3-4 м от вершины. При этом трос должен удерживать стойку в одном месте. Запрещается закрепление троса в месте нахождения центра тяжести стоек, т.е. 4,7 м от комля у стоек длиной 10 м и 5,7 м от комля у стоек длиной 11 м.

Разгружают опоры основанием к колышку. Выкладку опор производят вдоль оси ВЛ. В отдельных случаях (стесненных условиях) выкладку опор производят поперек трассы. На косогорах выкладку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии электропередач с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а так же линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки опоры.

Перед началом погрузо-разгрузочных работ машинист крана обязан проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм и бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

Разработка котлованов для опор

После разбивки трассы выполняются работы по разработке котлованов.

Под одностоечные опоры без фундаментов котлованы разрабатываются бурильно-крановой машиной. Бурильно-крановая машина имеет сменные буры в зависимости от сечения стойки и соответственно необходимого диаметра котлована.

Рытье котлованов и траншей в нескальных грунтах без крепления откосов допускается при крутизне откосов:

Грунт Крутизна откосов (отношение высоты к заложению) при глубине выемки м , не более
1,5 3,0 5,0
Насыпной неуплотненый 0,67 1:1 1:1,25
Песчаный и гравийный 1:0,5 1:1 1:1
Супесь 1:0,25 1:0,67 1:0,85
Суглинок 1:0 1:0,5 1:0,75
Глина 1:0 1:0,25 1:0,5
Лессы и лессовидные 1:0 1:0,5 1:0,5
Схема бурения скважины под проектируемую опору на базе стойки СС 136.6

Сборка и установка опор

Железобетонные опоры собирают из железобетонных стоек (СС 136.6.), применяя при этом соответственные назначению линии конструкции и крепежные изделия (ведомость оснастки) на месте их установки.

При сборке одностоечных опор устанавливают траверсы, закрепляют их болтами, прокладывают по опоре заземляющий спуск, надевают штыревые изоляторы. Для прочной насадки изоляторов на штыри применяются полиэтиленовые колпачки. Полиэтиленовые колпачки надевать на штыри разогретыми в горячей воде при помощи специальных молотков из дерева твердых пород на монтажной площадке на территории вахтового поселка до развозки траверс по трассе.

Железобетонные опоры устанавливают грузоподъемными лебедками бурильно-крановых машин, автокранами и так же кранами на гусеничном ходу. При монтаже стропы закрепляют на расстоянии 1/3 длины от вершины опоры.

Схема строповки проектируемой опоры на базе стойки СС 136.6

Поднимают грузоподъемным механизмом и при помощи ухвата для выправки опор направляют основанием в пробуренный котлован. После выверки установки опоры, устройства заземления, производится засыпка пазух с послойным уплотнением выбуренным из скважины грунтом. В зимних условиях обратную засыпку выполнять песком или песчано-гравийной смесью, допускается засыпка измельченным выбуренным мерзлым грунтом при условии дополнительной засыпки и трамбовки котлованов в летнее время. Уплотнение грунта производиться слоями не более 20 см. одновременно тремя стальными трамбовками длиной 3 м, массой не менее 3 кг, диаметром нижней части не менее 40 мм (или стороной квадрата).

2.2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ ОПОР

1. Механизмы и приспособления для установки опор должны соответствовать нормативным требованиям;

2. Одностоечные опоры должны устанавливаться бурильно-крановыми машинами, а также передвижными кранами г/п 3-5 т.;

3. Запрещается нахождение посторонних лиц, не занятых при подъеме опоры в радиусе двойной высоты опоры;

4. При установке опор бурильно-крановыми машинами или передвижными кранами рабочие обязаны:

а) после закрепления троса отойти от котлована на расстояние, равное двойной высоте опоры;

б) направлять комель опоры в яму только с помощью оттяжек и только после того, как опора будет полностью оторвана от земли (чем будет подвержена надежности крепления ее тросами);

в) при направлении комля в котлован, находиться со стороны обратной наклону опоры;

г) снимать тросовые чалки и освобождать краны только после надежного закрепления опоры;

5. Не допускается установка опор при сильном ветре.

2.3 УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Работа выполняется краном на автомобильном ходу, следующим по прилегающему пути; вблизи частей, находящихся под напряжением; по наряду.

2.4 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕХАНИЗМОВ, ПРИБОРОВ, МОНТАЖНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТ, ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА И СИГНАЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Кран на автомобильном ходу 1 шт
Прицеп двухосный 1 шт
Автомобиль 1 шт
Ключ гаечный 2 шт
Топор 1 шт
Кувалда 1 шт
Лопата 1 шт
Трамбовка 1 шт
Приспособление – захват для разворота опор 1 шт
Отвес 2 шт
Рулетка 1 шт
Лестница 7 м 2 шт
Тросовая петля-стропа 1 шт
Расчалка веревочная 1 шт
Штанга заземляющая 1 шт
Каска защитная 4 шт
Перчатки диэлектрические 4 шт
Аптечка 1 комп
Жилет сигнальный 4 шт
Пояс предохранительный (привязь) 4 шт
2.5 КОНТРОЛЬ КАЧЧЕСТВА И ПРИЕМКА РАБОТ

Получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, выдавшего его.

Подобрать в соответствии с проектной документацией опоры по типам, проверить комплектность и качество на соответствие техническим требованиям.

Заблаговременно развести и разгрузить их у мест установки.

Подобрать монтажные приспособления, защитные средства и инструмент, проверить их исправность и сроки испытаний, погрузить на транспортные средства.

По прибытии на место работ провести инструктаж членам бригады, с росписью каждого в наряде.

В соответствии с нарядом заземлить провода и оборудование, с которых снято напряжение, заземляющими штангами по обе стороны места работ.

При работе, вблизи проводов, находящихся под напряжением, заземлить раму автокрана медным переносным заземлителем сечением 50 мм2 на инвентарный заземлитель.

Осуществить допуск бригады к производству работ.

Схема последовательного технического процесса

1.1.1. После остановки механизмов у места работ опустить аутригеры и привести стрелу крана в рабочее положение.

1.1.2. Освидетельствовать котлован с проверкой его глубины.

1.1.3. Присоединить крюк крана петлей к выгруженной на землю опоре так, чтобы при поднятии она заняла вертикальное положение, для чего тросовую петлю закрепить выше центра тяжести опоры на 1-1,5 м. Проверить правильносмть закрепления путем подъема опоры на 5-10 см от земли. Для строповки опор применяют стальной трос диаметром 16 мм.

1.1.4. Закрепить ниже центра тяжести две веревочные расчалки для удержания опоры от раскачивания.

1.1.5. Поднять опору краном в вертикальное положение и, поддерживая от раскачивания веревочными расчалками, переместить ее к месту установки.

1.2.1. Опустить опору в котлован.

1.2.2. Проверить вертикальность оси опоры. Отклонение оси опоры от вертикального положения не должно превышать 3% (для анкерных опор 0,5%) – в сторону, противоположную действию основных нагрузок и веревочными расчалками, а проверяется отвесом. Вертикальная регулировка должна производиться одновременно с засыпкой пазух котлована.

1.3.1. По окончании регулировки, удерживая опору краном и расчалками, присыпать землей пазухи котлована на 1/3 его глубины. Засыпку пазух котлована производить лопатами, слоями толщиной не более 20 см, с тщательной трамбовкой. Грунт должен быть разрыхлен, комья размером более 50 мм не допускаются.

1.3.2. После засыпки и утрамбовки грунта на 1/3 глубины котлована (но не менее 1 м), приставить к установленной опоре лестницу и закрепить ее на опоре. Подняться к месту крепления стропы и расчалок. Машинисту крана, опуская крюк, вывести его из зацепления с петлей, затем, поддерживая стропы, произвести расстроповку, снять веревочные расчалки и отвести стрелу крана в транспортное положение, поднять аутригеры и переместиться к следующей опоре.

1.3.3. Продолжить засыпку пазух котлована. Оставшийся грунт спланировать, очистив кювет.

3. УСТРОЙСТВО ЗАЗЕМЛЕНИЯ Ж/Б ОПОР И ОБОРУДОВАНИЯ

Для заземления ж/б опоры СС136.6 без силового оборудования применяются вертикальные заземлители из угловой стали 50х50х5мм. Эти заземлители забивают на глубину 2,5 м соединённых между собой стальной полосой 40х5мм. Стальная полоса прокладывается на глубину 0,5м от поверхности земли и соединяется к нижнему выводу скрытого заземляющего проводника стойки.

Источник

Опоры железобетонные ЛЭП: обзор конструкций, методов производства и установки

Для передачи электроэнергии на расстояние существует необходимость в установке стоек, поддерживающих провода воздушных линий на определенном удалении от земли и друг от друга. Опоры железобетонные ЛЭП в нашей стране пользуются большим спросом. Не менее половины всех опорных конструкций электросетей изготовлены из этого материала.

Особенности и применение опор, изготовленных из железобетона

Дистанционная передача электрической энергии может быть осуществлена двумя способами:

  1. посредством размещения кабеля в земле;
  2. распределением воздушным способом.

При устройстве воздушных линий необходимыми конструкциями для размещения проводов являются опоры. Они могут быть изготовлены из дерева (такие модели практически не используется сегодня), из бетона, металла или композитных материалов. Правда, последний вид в нашей стране пока не получил широкого распространения.

Бетонные опорные сооружения применяются для строительства, реконструкции и ремонта высоковольтных и низковольтных линий электропередачи, устройства уличного освещения, прокладки оптоволокна и удержания молниеотводов. Наиболее популярны следующие опоры ЛЭП железобетонные: размеры в длину — 9,5 и 11 м, масса — 0,8 и 1,1 т соответственно.

Железобетонные опоры ЛЭП производятся по технологии заливки армирующего каркаса раствором бетона.

При изготовлении бетонных стоек производители руководствуются требованиями, установленными в действующих стандартах:

Также следует учитывать нормы, изложенные в документах серий 3.407.1-136, 3.407.1-143, 3.407.1-152, 3.407.1-157, 3.407-175, 3.507 кл-10.

Важнейшим преимуществом конструкций является независимость материала от коррозионных процессов. Допускается эксплуатация изделий при значительных отрицательных температурах, доходящих до -55 градусов.

Их применяют и в условиях повышенной сейсмической активности. Бетон стоек с воздействиям агрессивных сред. При проведенной защитной обработке поверхности срок службы железобетонных опор ЛЭП может составлять 70 лет. К тому же они не боятся пожаров и привлекательны по соотношению цена/качество.

Но сезонные перепады температур могут приводить к появлению в материале трещин и сколов. Определенные трудности при монтаже и транспортировке доставляет большая масса конструкций из бетона.

В состав опор входят:

  • бетонные крышки;
  • металлоконструкции (траверсы, оттяжки, тросостойки, оголовки, накладки, внутренние связи, крепеж).

Возведение ЛЭП регламентируется Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Опоры из железобетона применяются при установке линий с напряжением от 0,4 до 1150 кВ. От этого значения во многом зависят габариты и масса конструкции.

Виды конструкций

Для прокладки линий электропередач используются как свободностоящие опоры (одно- и многостоечные), конструкции с оттяжками и вантовые сооружения. В зависимости от количества цепей применяются одно-, двух- и многоцепные модели. Конструкции можно классифицировать по нескольким признакам.

Метод производства

  1. Вибрирование. Эта технология бетонирования опор применяется для изготовления конструкций, устанавливающихся для устройства ЛЭП с напряжением, не превышающим 35 кВ. При производстве изделий используется вибрация во время заливки бетонного раствора в специальные формы, которая позволяет уплотнить смесь и повысить ее однородность.

Стойки и подкосы могут быть произведены из ненапряженного или предварительно напряженного материала.

  1. Центрифугирование. В данном случае есть возможность добиться более равномерного распределения раствора.

Применяется этот метод для изготовления стоек, которые предназначены для устройства ЛЭП напряжением от 35 кВ.

Важно! При помощи центрифугирования могут быть изготовлены и низковольтные опоры, например, железобетонная опора ЛЭП на 6 кв.

При изготовлении стоек применяются портландцемент, песок мелкой фракции и гравий. Для производства изделий, эксплуатирующихся в различных условиях, используются различные добавки, в том числе, пластифицирующие и морозостойкие.

Армирование конструкций производится стержнями и проволокой, покрытыми специальными составами, предотвращающими внутреннюю коррозию. Закладные детали также проходят обработку.

Назначение

В зависимости от варианта подвешивания электрических проводов используются анкерные стойки, в которых производится фиксация посредством натяжных зажимов, и промежуточные бетонные опоры для ЛЭП, где устанавливаются поддерживающие крепления.

Эти типы опор железобетонных ЛЭП, в свою очередь, разделяются на несколько категорий, использующихся для разных целей.

  1. Прямые промежуточные. Они монтируются на прямых участках трасс. Доля стоек такого типа составляет не менее 90% от общего количества всех опор.
  2. Угловые промежуточные. Конструкции размещаются на поворотах линий.
  3. Анкерно-угловые. Устанавливаются на поворотах ЛЭП, но по сравнению с промежуточными моделями могут выдерживать более высокие нагрузки.
  4. Анкерные. Эти сооружения необходимы для осуществления перехода линий через естественные или искусственные преграды.
  5. Концевые. Такие анкерные опоры для ЛЭП бетонные размещаются в начале и конце трасс.

В последнюю группу входят несколько моделей, которые выполняют определенные функции в ситуациях, где стандартные варианты не подходят:

  • для ответвления от магистральных линий;
  • устанавливающиеся на пересечениях ВЛ разных направлений;
  • использующиеся, когда необходимо изменить порядок размещения проводов;
  • имеющие способность противостоять серьезным ветровым нагрузкам.

Способ установки стоек

Предлагаем посмотреть видео в этой статье.

Конструкции развозятся к точкам установки. Производится сборка своими руками опоры в соответствии с разработанной для каждого типа технологической картой, после чего оформляется акт приемки.

При монтаже конструкций используется грузоподъемная техника, которая должна позволять произвести вертикальный подъем изделия и удерживать его до полного закрепления на фундаментной основе либо в грунте. Выбор метода зависит от типа опор, вида грунта, рельефа местности и условий эксплуатации линии.

  1. Монтаж в грунт.

Инструкция по установке железобетонных стоек:

  • Осуществляется разметка трассы, определяются места установки стоек.
  • Проводятся мероприятия по подготовке площадки.
  • При помощи спецтехники устраиваются скважины необходимой глубины.

При невозможности применения подъемной техники монтаж может быть произведен вертолетом. В исключительных случаях допустима установка стоек вручную.

  • Если это необходимо, осуществляется установка ригелей.
  • Стойки размещаются в скважины.

Важно! При заглублении стоек в почву часть конструкции, которая будет находиться в грунте, следует обработать гидроизоляцией для предотвращения губительного воздействия грунтовых вод.

  • Проводятся работы по засыпке и трамбованию почвы. При необходимости — выполняется заливка пустот бетонным раствором.

Для проведения работ на бетонных опорах используются специальные лазы (когти). Они — удобны, надежны и позволяют быстро подняться, не привлекая спецтехнику. Естественно, все строительно-монтажные мероприятия должны проводиться в строгом соответствии с техникой безопасности.

  1. Закрепление на фундаменте.

Опора линий электропередач может быть зафиксирована на железобетонном основании, которое заливается по месту или привозится в готовом виде. Стойка устанавливается на фундаменте с помощью фланцевого соединения.

Важно! Фундамент для увеличения срока службы следует обработать мастикой, защищающей от влаги.

Форма конструкции

Что такое опоры из железобетона? Они выполняются в виде длинных стоек различной формы. Эти изделия могут иметь одинаковое сечение по всей своей длине или представлять собой конус.

В зависимости от формы сечения различают следующие варианты стоек:

  • кольцевые (CЦC, a тaкжe CHЦc);
  • трапециевидные (CHB, CB);
  • восьмигранные (СВН или С);
  • круглые (СКЦ).

Номенклатура изделий

Для маркировки бетонных опор применяются буквенно-цифровые группы. Она различается в зависимости от используемого при изготовлении стандарта.

Наиболее часто используются следующие варианты аббревиатур:

  • Начинается название изделия с обозначения наименования стойки, затем указывается ее длина в дм. После этого следует несущая способность детали. Также может указываться морозостойкость бетона.

Например, опоры ЛЭП железобетонные серии СВ 110 — 3,5 — это стойки вибрированные, имеющие длину 11000 мм, с изгибающим моментом 3,5 тс/м.

  • Обозначается тип конструкции (СК — коническая, СЦ — цилиндрическая), после чего указывается длина стойки в метрах. Также наносится несущая способность изделия, тип арматуры и дополнительные параметры.
  • Фиксируется вид опоры (она может быть промежуточной, концевой, угловой анкерной, переходной промежуточной, переходной ответвительной анкерной, перекрестной), затем следуют размеры опор ЛЭП железобетонных.
  • Указывается тип опоры (промежуточная бетонная (ПБ) или промежуточная специальная бетонная (ПСБ)), затем напряжение и порядковый номер стойки.

Благодаря своим функциональным характеристикам и доступности железобетонные стойки для опор ЛЭП пользуются большим спросом у частных потребителей и организаций. Популярности способствуют высокий уровень унификации и развитая производственная база.

Источник

Читайте также:  Водяное отопление монтаж своими руками
№п/п Наименование операций Содержание операций, технологические требования и нормы
1 2 3
1.1. Строповка и подъем опоры