- Книга: Башенные краны
- Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
- § 103. Схемы установки кранов и размещение материалов на строительной площадке
- 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
- 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- 4. ВИДЫ И СПОСОБЫ МОНТАЖА
- 5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПРИ МОНТАЖЕ (ДЕМОНТАЖЕ) КРАНА
- 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ РЕГЛАМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ РАБОТ ПРИ МОНТАЖЕ
- 6.1. Общие требования
Книга: Башенные краны
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
§ 103. Схемы установки кранов и размещение материалов на строительной площадке
До начала строительства разрабатывают проект организации работ, предусматривающий размещение на строительной площадке башенного крана (кранов), приобъектного склада, подъездных дорог и проходов.
При выборе места для укладки крановых рельсовых путей учитывают, в какой момент должны укладываться пути: после отрывки котлована или после завершения работ по нулевому циклу. При наличии котлована крановые пути размещают не ближе 0,4 м от края откоса. При устройстве путей их располагают таким образом, чтобы обеспечить безопасное расстояние между краном и будущим сооружением. В случае, если кран устанавливают после отрывки котлована, после завершения работ по нулевому циклу пути могут быть сдвинуты в сторону здания.
При возведении зданий сложной конфигурации (С-, Т-, Г-, Н- или О-образной формы) предусматривают либо установку нескольких кранов, либо укладку криволинейных участков путей для прохода кранов по кривым (рис. 187).
Рис. 187, Схема установки башенных кранов: а — два передвижных крана на прямолинейных путях, б — один кран на криволинейных путях, в — самоподъемный н приставной краны; 1 — приобъектный склад, 2 — проезд (дорога для автотранспорта), 3 — самоподъемный кран, 4 — приставной кран (зоны обслуживания кранов заштрихованы)
Выбор того или иного варианта определяют на основании технико-экономического обоснования. При установке приставных или самоподъемных кранов необходимо учитывать, чтобы их вылет был достаточным для обслуживания любой точки здания, приобъектного склада и подъездных дорог.
При квартальной застройке предусматривают возможность перемещения крана от одного здания к другому по временным инвентарным путям без демонтажа.
Для размещения складов и дорог строительная площадка должна быть хорошо спланирована. Элементы на складах (кроме колонн) укладывают по возможности в рабочем положении. Для этого их размещают либо на специальных пирамидах (кассетах), либо на деревянных подкладках (рис. 188). Маркировка элементов в штабеле должна быть обращена в сторону прохода.
Рис. 188. Складирование сборных железобетонных изделий: а — лестничных маршей, б — панелей стен и перекрытий; 1 — прокладка, 2 — лестничный марш, 3 — пирамида, 4 — панель
Высота штабеля различных элементов определяется исходя из условий их безопасного размещения, исключения самопроизвольного падения или опрокидывания. Объем склада зависит от периодичности подвоза элементов и способа монтажа здания. Максимальный объем склада будет в тех случаях, когда все поступающие на площадку элементы разгружают предварительно на склад и башенный кран подает элементы и строительные материалы на здание только со склада.
При монтаже с транспортных средств, поступающие на строительную площадку элементы подают башенным краном в определенной последовательности и в строго определенное время сразу же в зону монтажа без перегрузки на склад. При этом методе не только повышается производительность крана, но и сокращаются размеры строительной площадки за счет склада.
Проезды для автотранспорта на строительной площадке для обеспечения беспрепятственного проезда выполняют сквозными либо кольцевыми. При монтаже с транспортных средств на проездах предусматривают автостоянки, на которых оставляют прицепы с поступающими элементами. При монтаже с приобъектного склада проезды располагают вдоль складов так, чтобы разгрузочные работы можно было осуществить за минимальное время.
Источник
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на грузоподъемные краны (башенные, мачтовые, стреловые несамоходные краны и краны-лесопогрузчики) (далее — краны). Требования настоящего РД могут быть использованы при организации и проведении работ по монтажу и других кранов.
1.2. Настоящий документ устанавливает технические требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) кранов, а также к разработке регламентов, связанных с монтажом (демонтажом) кранов.
1.3. РД рассчитан на его использование следующими организациями:
монтажными организациями, проводящими монтаж (демонтаж) кранов;
организациями, разрабатывающими и выполняющими устройство рельсовых крановых путей и фундаментов под кран;
проектными организациями, разрабатывающими регламенты и другие документы, относящиеся или связанные с монтажом кранов: ИМ, ДКМ, ПРп, ПОС, ППРк, ППРм, должностные и производственные инструкции.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем РД использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в приложении А.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем РД применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Монтаж крана — комплекс операций, необходимых для перевода крана из транспортного положения в рабочее с проведением необходимых пусконаладочных работ и испытаний.
3.2. Демонтаж крана — комплекс операций, необходимых для перевода крана из рабочего в транспортное положение.
3.3. Опасная зона — пространство, в котором возможно воздействие на человека опасного и (или) вредного производственного фактора (падающего груза, электрического разряда).
3.4. Монтажная площадка — площадка, требующаяся для безопасного монтажа (демонтажа) крана, на которой размещаются узлы крана в процессе его монтажа, пути движения монтажного технологического крана и дорога для транспортных средств для завоза (заезда) крана и (или) его узлов.
3.5. Рельсовый путь — конструкция, воспринимающая и передающая нагрузки от крана, оборудованного рельсовым ходовым устройством, на земляное основание и обеспечивающая безопасную работу крана на всем пути его передвижения.
3.6. Монтажный участок пути — часть рельсового пути, укладываемого только на период монтажа грузоподъемного крана и не препятствующая завозу монтажного крана на запроектированный путь (за пределами монтажного участка) при сборке элементов монтируемого грузоподъемного крана.
3.7. Регламенты по безопасной эксплуатации кранов — документы, содержащие обязательные нормы (требования) по обеспечению условий для безопасной эксплуатации крана. К регламентам по безопасной эксплуатации, связанным с обеспечением безопасности монтажных работ, относятся: проекты производства работ кранами (ППРк) и работ по монтажу кранов (ППРм), проекты рельсового пути (ПРп), проекты организации строительства (ПОС), инструкции по монтажу крана (ИМ), технологические карты на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ), технические условия на погрузку-разгрузку и на складирование грузов, схемы строповки, должностные и производственные инструкции.
3.8. Регламент по монтажу — документ, регламентирующий требования, относящиеся только к проведению монтажа (демонтажа) крана. К регламентам по монтажу в настоящем РД отнесены: инструкции по монтажу крана (ИМ), альбомы технологических карт на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ) и проекты организации работ по монтажу крана (ППРм).
3.9. Инструкция по монтажу крана (ИМ) — эксплуатационный документ, выпущенный предприятием-изготовителем и регламентирующий требования к проведению и последовательности выполнения монтажа, демонтажа и перевозки крана.
3.10. Альбом технологических карт на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ) — документ, подготовленный специализированной организацией и включающий пооперационные карты монтажных операций (с указанием операций и переходов при монтаже крана в последовательности, принятой в ИМ, схем строповки, типа монтажного крана и мест его установки, а также мер безопасности). Технологические карты в соответствии с ГОСТ 2.102 обозначаются как ДКМ, где Д — дополнительные документы, не предусмотренные основным перечнем, КМ — карты на монтаж (демонтаж) крана.
3.11. Проект рельсового пути (ПРп) — проект, подготовленный специализированной или головной организацией и регламентирующий требования к конструкции и устройству рельсового пути.
3.12. Проект организации строительства (ПОС) — проектно—сметная документация, разработанная специализированной организацией и регламентирующая требования к планировке, выбору технических и монтажных средств, а также методов работ на объекте, обеспечивающих выполнение нормативных требований по безопасности труда.
3.13. Проект производства работ кранами (ППРк) — производственная документация (проект), разработанная специализированной организацией и регламентирующая технические средства и методы производства работ, технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности труда, планировку работ на объекте с указанием зоны работы крана, мест складирования грузов, опасных зон и ограждений. В состав ППРк может входить как составная часть и ППРм.
3.14. Проект производства работ при монтаже крана (ППРм) — организационно-технологическая документация, разработанная специализированной организацией и регламентирующая требования к планировке, организации и проведению работ по завозу и монтажу крана, размещению мест складирования монтируемых элементов, мест установки монтажного крана, дорог и опасных зон на период монтажа крана. ППРм может выполняться как самостоятельный проект, но может входить в виде составной части в ППРк.
3.15. Полный монтаж (демонтаж) крана — монтаж крана из транспортного положения крана в рабочее (или обратно).
3.16. Частичный монтаж (демонтаж) — монтаж (демонтаж) отдельных узлов крана (например, только наращивание башни, перевод стрелы в наклонное положение, замена стрелы, противовеса и других узлов).
3.17. Быстромонтируемый кран — башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с оперативным временем монтажа не более 30 минут.
3.18. Стационарный кран — кран, опорная часть которого на период выполнения строительно-монтажных работ жестко крепится к основанию (к фундаменту, к рельсовому пути захватами либо к стационарно уложенным железобетонным опорным плитам).
3.19. Приставной кран — стационарный кран, башня которого при большой высоте подъема крепится к возводимому сооружению.
3.20. Универсальный кран — кран, выполненный на рельсовом ходовом устройстве, который до определенной высоты может передвигаться по рельсам, а при большой высоте работать как стационарный кран (в том числе и как приставной кран) с жестким креплением к рельсовому пути.
3.21. Кран в мобильном исполнении — кран, перевозимый с объекта на объект в составе автопоезда «кран-тягач» с минимумом разборки узлов, в том числе электрооборудования и канатных систем.
3.22. «Сити»-кран — кран, предназначенный для работы и монтажа в стесненных условиях городской застройки, монтируемый сразу в рабочее положение, как правило, из 4-5 укрупненных узлов.
3.23. Монтажный кран — стреловой технологический кран, используемый для монтажа (демонтажа) башенного крана.
3.24. Якорное устройство (якорь) — устройство для закрепления на земле или на рельсовом пути канатных оттяжек, полиспастов, монтажной лебедки, сошников, служащее для подъема крана в рабочее положение с помощью монтажных стрел или шевров.
3.25. Наращивание башни — способ увеличения рабочей высоты башни путем монтажа ее промежуточных секций сверху.
3.26. Подращивание башни — способ увеличения рабочей высоты башни путем монтажа ее промежуточных секций снизу.
3.27. Владелец крана — организация, на балансе которой находится кран. В случае сдачи крана в аренду функции владельца выполняет арендатор.
3.28. Монтажная организация — организация, производящая монтаж (демонтаж) крана. Функции монтажной организации может выполнять и владелец крана.
3.29. Специализированная организация — организация, имеющая соответствующие разрешения органов госгортехнадзора на выполнение определенных видов работ.
3.30. Головная организация — организация, уполномоченная Госгортехнадзором России выполнять функции специализированных организаций в полном объеме, разрабатывать нормативные документы по кранам, проводить экспертизу проектов и регламентов и других работ, оговоренных Правилами (ПБ 10-382-00). Головной организацией по монтажу башенных кранов является ФГУП СКТБ БК.
3.31. Эксплуатация — стадия жизненного цикла крана, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация крана включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт крана.
4. ВИДЫ И СПОСОБЫ МОНТАЖА
4.1. Положения настоящего РД регламентируют требования к следующим типам кранов, отличающимся схемами монтажа:
краны с поворотной башней и нижним расположением противовеса:
не требующие подращивания башни;
с подращиванием башни для увеличения высоты подъема;
краны с верхним расположением противовеса:
со сборкой крана на земле в горизонтальном положении и с устройством якорей;
с последовательным поузловым монтажом крана сразу в рабочее положение (с последующим наращиванием башни при большой высоте подъема и с креплением к зданию у приставных кранов).
Конструктивные схемы кранов и соответствующие им схемы монтажа приведены в табл. 1.
Конструктивные схемы кранов и соответствующие им схемы монтажа
Краны с поворотной башней
Краны с верхним расположением противовеса
монтаж с устройством якорей
без устройства якорей
без наращивания башни
с наращиванием башни
с наращиванием башни и креплением к зданию
КБ-203
КБ-210
АБКС-5
АБКС-6
КБ-308
КБ-403
КБ-405
КБ-408
КБ-503
КБ-504
БКСМ-7-5Г
КБ-572 (1-й способ монтажа)
БК-1000
КБ-572 (2-й способ монтажа)
Конструктивные схемы кранов
Схемы монтажа кранов
4.2. Способ завоза (заезда) крана или его узлов на монтажную площадку следует принимать исходя из степени мобильности крана.
При разработке требований по монтажу кранов учитывались следующие способы перевозки и завоза (заезда) крана к месту монтажа (рис. 1):
заезд собственным ходом — для быстромонтируемых кранов;
завоз посредством автопоезда «кран-тягач» — для кранов в мобильном исполнении;
завоз крана укрупненными узлами с помощью автотранспортных средств общего назначения.
Рис. 1. Схемы перевозки и завоза (заезда) кранов к месту монтажа:
а — быстромонтируемого крана; б — крана в мобильном исполнении;
в — крана с разборкой на узлы;
1 — автомобиль-шасси крана; 2 — тягач; 3 — подкатная тележка;
4 — отдельные узлы крана
Конкретные требования по заезду (завозу) крана к месту монтажа приводятся в разд. 7.
4.3. По объему выполняемых работ следует различать:
полный монтаж (демонтаж) крана;
частичный монтаж (демонтаж) крана.
4.3.1. Полный монтаж крана должен производиться:
после перевозки крана на новый объект;
после проведения капитального или капитально-восстановительного ремонта, проводимого с разборкой крана на узлы.
4.3.2. Частичный монтаж крана может производиться в следующих случаях:
при замене отдельных узлов (стрелы, противовеса, механизмов, канатов и др.);
при наращивании (подращивании) башни;
при переводе балочной стрелы в наклонное положение.
4.4. В настоящем РД рассматриваются требования, относящиеся к полному монтажу (демонтажу) крана, но они могут быть использованы и при частичном монтаже (демонтаже) крана.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПРИ МОНТАЖЕ
(ДЕМОНТАЖЕ) КРАНА
5.1. Работы по монтажу (демонтажу) крана должны проводиться по договору между владельцем крана и монтажной организацией. В договорах должна оговариваться ответственность владельца за сохранность крана в процессе монтажа (демонтажа). За сохранность может отвечать и строительная организация, возводящая объект, где монтируется (демонтируется) кран. В случае если владелец одновременно выполняет функции монтажной организации, указанные договоры не составляются.
5.2. Весь комплекс работ по монтажу (демонтажу) крана включает подготовительные и собственно монтажные работы. К подготовительным относятся следующие работы:
оформление отношений между заказчиком и монтажной организацией;
разработка регламентных документов, связанных с монтажом крана;
подготовка монтажной площадки и рельсового пути;
подготовка монтируемого крана и монтажного оборудования.
К собственно монтажным работам относятся:
испытания крана и сдача его заказчику.
5.3. Организация работ, способы и порядок монтажа (демонтажа) крана, применяемые при этом грузоподъемные машины, оборудование и инструмент, состав монтажной бригады следует принимать в соответствии с требованиями, изложенными в заводской Инструкции по монтажу (ИМ) крана, а также с детальными уточнениями, записываемыми в альбомах технологических карт на монтаж (демонтаж) (ДКМ) данного типа крана КБ-ХХХ ДКМ (где XXX — индекс конкретного башенного крана), и требованиями настоящего РД.
5.4. Монтаж кранов, а также устройство рельсового пути и разработку регламентов, связанных с монтажом крана, должны проводить организации, имеющие разрешения на проведение соответствующих работ, полученные в установленном Госгортехнад-зором России порядке.
5.5. Монтажные организации должны:
иметь квалифицированный аттестованный персонал, способный проводить монтажные работы (в том числе на большой высоте) с соблюдением соответствующих правил безопасности;
быть оснащены необходимым оборудованием, включая монтажные технологические краны, автотранспорт, сварочное и газорезательное оборудование (при необходимости), монтажные и такелажные средства (козлы, лебедки, полиспасты, стропы, шпалы, домкраты, инструмент и др.). Допускается аренда части или всего оборудования;
иметь систему контроля за качеством работ с применением сварки и соблюдением рабочим персоналом требований регламентов по монтажу (ИМ, ДКМ, ППРм);
иметь надлежащую организацию хранения узлов, комплектующих изделий и сварочных материалов (электродов, сварочной проволоки, флюсов), исключающую их порчу и выдачу на монтаж некачественных узлов и материалов.
5.6. Для руководства работами по монтажу (демонтажу) крана приказом по организации, выполняющей эти работы, из числа инженерно-технических работников должно быть назначено лицо (производитель работ — прораб), ответственное за безопасное производство работ по монтажу (демонтажу), а также за безопасное производство работ по перемещению узлов монтажными кранами.
5.7. Монтаж должен выполняться бригадой монтажников, как правило, из 4 — 5 человек, в том числе 1 — 2 человека монтажников-электриков. В состав монтажной бригады может входить и крановщик монтажного крана. Состав бригады для монтажа конкретного крана в зависимости от сложности крана должен быть определен в Альбоме ДКМ или Инструкции по монтажу.
5.8. К управлению краном (кроме быстромонтируемого) и строповке грузов могут допускаться монтажники после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов в порядке, установленном монтажной организацией.
5.9. Монтаж (демонтаж) быстромонтируемого крана должен осуществляться крановщиком данного крана, прошедшим специальное обучение (если требование о необходимости такого обучения записано в эксплуатационной документации).
5.10. Проведение монтажа крана, отработавшего нормативный срок службы и у которого закончился разрешенный срок эксплуатации (после предыдущего обследования), допускается при выполнении следующих условий:
в пределах до 3 месяцев сверх разрешенного срока эксплуатации (см. РД 22-28-36) решение принимает владелец без каких-либо согласований, но с проведением перед монтажом полного объема работ по техническому обслуживанию крана;
при монтаже крана более чем через 3 месяца после окончания разрешенного срока эксплуатации решение о целесообразности и возможности монтажа, а также дальнейшей эксплуатации принимает владелец крана по заключению специализированной организации по обследованию кранов.
5.11. Монтажная организация до начала монтажных работ должна принять кран от заказчика с оформлением Акта приемки. При приемке проверяют наличие технической документации, комплектность оборудования по спецификации, наличие консервационной смазки. В случае если кран до монтажа хранился на складе более установленного срока, предохранительная смазка должна быть удалена до начала монтажных работ.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ РЕГЛАМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ РАБОТ ПРИ МОНТАЖЕ
6.1. Общие требования
6.1.1. Кран должен поставляться предприятием-изготовителем с комплектом эксплуатационных документов (ЭД): паспортом (ПС), Руководством по эксплуатации (РЭ) и Инструкцией по монтажу (ИМ).
6.1.2. Особенностью эксплуатационных документов является то, что они разрабатываются на типовые условия эксплуатации и, естественно, не могут учитывать конкретных местных условий проведения работ.
6.1.3. В соответствии с требованиями подпункта 9.4.2г Правил (ПБ 10-382-00) на основе ЭД, в частности ИМ для конкретных условий должен быть разработан ряд документов-регламентов (или уточнены существующие) с введением требований применительно к реальным объектам и условиям производства монтажно-демонтажных работ. К этим документам следует отнести:
Альбом технологических карт на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ);
проект рельсового пути (ПРп);
проект организации строительства (ПОС);
проект производства работ кранами (ППРк);
проект производства работ при монтаже крана (ППРм);
должностные и производственные инструкции;
технические условия (ТУ) на погрузку и разгрузку при монтажно-демонтажных работах;
схемы строповки грузов и их складирования.
6.1.4. В настоящем РД в пп. 6.2 — 6.7 приводятся требования по уточнению ИМ, а также по разработке и конкретизации ДКМ, ПРп, ПОС, ППРк, ППРм, должностных и производственных инструкций.
6.1.5. Схемы строповки грузов и схемы их складирования, а также ТУ на погрузку и разгрузку при монтаже (демонтаже) крана могут быть либо выполнены в виде самостоятельных регламентов, либо входить в состав ДКМ.
6.1.6. Для быстромонтируемых кранов, когда подготовку к монтажу, монтаж, пускорегулировочные работы и испытания (при необходимости) проводит крановщик, который в дальнейшем будет работать на кране, все необходимые сведения согласно ГОСТ 2.601 должны быть размещены в РЭ.
6.1.7. Рекомендуемая система разработки и согласования регламентов, связанных с проведением монтажных работ, приведен в табл. 2.
Рекомендуемая система разработки и согласования регламентов,
связанных с проведением монтажных работ
Источник