Рваный монтаж что это

Эффект непрерывного действия: как снимают кино «без склеек»

Наверняка вы слышали про «рваный монтаж». Это когда кадры сменяются так быстро, что зритель не успевает терять концентрацию во время просмотра. В противовес этой тенденции многие кинематографисты прибегают к длинным планам, которые могут длиться минуту, две, а то и несколько часов.

Считается, что этот эффект беспрерывного действия придаёт фильму правдоподобности. Но добиться его зачастую очень непросто. Мы попытались разобраться, какими приёмами пользовались разные режиссёры, чтобы зритель сильнее поверил в происходящее на экране.

Иногда из-за нехватки времени часть съёмок проходит без прогонов. Но, чтобы снять длинный дубль, без репетиций не обойтись. Это первое правило. Бывает, что на это уходит не день и не два, а целые месяцы. Как в случае с историческим боевиком «1917». Оператор Роджер Дикинс репетировал восемь месяцев перед началом съёмочного процесса.

Но там хотя бы были склейки. А, вот, в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» склеек и вовсе нет. Оператору приходилось тащить на себе 30-килограммовое оборудование на протяжении полутора часов. И так три дубля в течение одного съёмочного дня. Ради него команда и массовка репетировали на протяжении семи месяцев.

Хорошо, когда удаётся отделаться несколькими дублями после репетиций. Но бывает, что какие-то непредвиденные казусы меняют расклад. Так произошло в открывающей сцене фильма Орсона Уэллса «Печать зла», которую впоследствии будут копировать многие кинематографисты. Одним кадром в картине были сняты только первые три минуты. От актёров требовалась максимальная сосредоточенность, а от съёмки – предельной выверенности. Но исполнитель роли пограничника всё никак не мог запомнить свои реплики. На нём дубль прерывался трижды! В итоге Уэллс просто разрешил актёру шевелить губами, чтобы потом наложить слова на монтаже.

Читайте также:  Открываем бизнес по монтажу натяжных потолков

Но это еще пустяки. Одну из коридорных экшен-сцен в первом сезоне сериала «Сорвиголова» пришлось переснимать 12 раз, чтобы добиться нужного результата. В ней на протяжении трёх минут актёр Чарли Кокс и его дублёр менялись местами, когда персонаж Сорвиголовы исчезал из поля зрения.

Если еще в фильмах эпохи Уэллса приходилось использовать операторский кран, то с появлением ручной камеры не заставил себя долго ждать и стедикам. С помощью него начали снимать сцены без склеек уже в первом «Рокки». Благодаря стедикаму пробежка легендарного героя в исполнении Сильвестра Сталлоне выглядит плавной и одновременно динамичной.

Ещё одна длинная сцена без монтажа, снятая со стедикама, – знаменитая поездка на велосипеде по отелю Оверлук. С помощью стедикама у Стэнли Кубрика появилась возможность снять сцену с позиции ребёнка, Дэнни. Из-за этого финал сцены выглядит очень пугающим.

Иногда длинные кадры действительно снимают без склеек. Но есть и случаи, когда режиссёры идут на некоторые хитрости. Брайан де Пальма, например, для «Глаз змеи» решил сделать монтаж незаметным и создать эффект непрерывного действия в открывающей и финальной сценах. Каждая из них длится дольше десяти минут, но внимательный зритель легко найдёт в них склейки: когда в кадре тёмный план или когда камеру ловко перегораживает какой-нибудь актёр.

Точно таким же образом поступил и Алеханро Гонсалес Иньярриту в «Бёрдмане»: склейки аккуратно спрятаны в каждой новой сцене фильма. Затемнение плана, перекрытие камеры – и мы снова получаем эффект беспрерывного действия.

От расположения камеры и актёров тоже зависит успех сцены, снятой одним кадром. Вспомним замечательную сцену из «Олдбоя», где главному герою приходится бить многочисленных противников молотком в узком коридоре. Атмосферная потасовка длится три минуты без склеек и снята с такого ракурса, будто мы смотрим action-игру на старой приставке.

Иногда создатели фильма подходят к режиссуре сцены без монтажа с особой изобретательностью. Так, для сериала «Шучу» Мишеля Гондри с Джимом Керри в главной роли ради двухминутной сцены декорации меняли за спиной оператора прямо во время съёмок. Таким образом, комната, в которой снималась сцена, полностью трансформировалась ни один раз. Всё ради того, чтобы показать, как с годами менялась квартира главной героини.

Впрочем, эта технология не нова. Выдвижные декорации использовал еще Альфред Хичкок для своего фильма «Верёвка». Если бы не ограничение по длине плёнки, эта картина тоже была бы снята одним кадром.

Источник

Основы видеомонтажа: базовые виды склеек и переходов

  • 9 718
  • 7 мин

Что отличает хороший видеоролик от плохого? Интересный и уникальный контент, качественный саундтрек, аккуратная цветокоррекция… и, конечно, вдумчивый и наполненный смыслом монтаж!

Разные техники видеомонтажа позволяют направлять внимание зрителя и интриговать его, задавать определенное настроение. Хотите этому научиться?

Предлагаем начать с основ. Рассказываем о базовых видах склеек и переходов, которые пригодятся в работе любому начинающему видеомонтажеру.

Стандартная склейка

Самый простой вид склейки – стандартный. Это то, что получается по умолчанию, когда вы соединяете два отрезка видео друг с другом на таймлайне. Первый отрезок заканчивается – и сразу после этого начинается другой.

Джамп кат (Скачок)

Джамп кат – это склейка двух похожих фрагментов видео. К джамп катам часто прибегают YouTube-блогеры и монтажеры видеоинтервью, когда хотят вырезать моменты, где герой ролика оговорился или задумался. Человек в кадре один и тот же, его речь будто бы не прерывается, но движение героя резко обрывается (делает «скачок»).

Чаще всего блогеры стараются сделать джамп кат максимально незаметным. Но иногда, наоборт, выделяют его. Например, «перескакивают» с общего плана на крупный план, снятый с того же ракурса.

В фильмах склейки-скачки часто используют для того, чтобы «ускорить» течение времени.

Косая склейка (L-cut и J-cut)

Косой склейкой называют переходы, при которых аудиодорожка опережает соответствующее ей видео или, наоборот, запаздывает за ним. J-cut – это когда во время первого фрагмента видео уже звучит аудио из следующего отрезка. При L-cut, наоборот, сначала сменяется видеоряд и только вслед за ним – аудио.

Эти приемы так называются, потому что на таймлайне во время монтажа они визуально похожи на английские буквы «J» и «L» соответственно.

Косая склейка позволяет сделать переход от одного видеоклипа к другому более незаметным и плавным.

Переход

Еще один фундаментальный прием в монтаже – использование переходов. Сюда входят и fade-in/fade-out, и графические переходы, и вытеснение – любые эффекты, которые можно создать с помощью вашего видеоредактора. Подробнее о них мы рассказывали в нашем интервью с Артуром Вишневским .

Склейка в момент действия

Когда персонаж видео совершает какое-то действие, переход от одного плана к другому можно сделать прямо во время этого движения. В фильмах этот прием часто применяют в сценах с танцами или драками.

Впрочем, для пущей эпичности склейку в момент действия можно использовать и во самого обыденного движения. Как например, в этой сцене из «Матрицы». План сменяется с общего на крупный пока Морфиус поворачивается лицом к зрителю:

Согласитесь, выглядит намного серьезнее, чем если бы вся сцена была снята одним планом.

Match cut

Match в переводе с английского значит «совпадение». Соответственно, match cut – это переход от одной сцены к другой на моменте какого-либо элемента, который выглядит идентично в обеих сценах. Этим элементом может быть что угодно – движение персонажей, звук, композиция кадра.

Создатели мультфильма «Тарзан» использовали этот прием, чтобы показать схожесть двух разных семей:

В иных случаях match cut может, напротив, противопоставлять две сцены. Как в этом хрестоматийном примере из фильма «Космическая одиссея 2001 года»:

Ритмический монтаж

Еще один прием – это синхронизация склеек с ритмом музыки, которую вы накладываете на видеоряд. Ритмический монтаж часто используется в музыкальных клипах и ТВ-рекламе. В художественных фильмах он тоже встречается – и обычно выглядит очень эффектно:

Клиповый монтаж

Клиповый монтаж – это нарезка кадров из разных, но связанных между собой сцен, которые расположены в хронологическом порядке. В кинематографе этот прием часто используют для того, чтобы одно продолжительное действие показать через нарезку коротких ярких фрагментов. Вы наверняка видели клиповый монтаж в сценах, где персонаж собрается на пробежку, готовится к соревнованиям или, скажем, переезжает:

Параллельный монтаж

Чтобы продемонстрировать, как два равнозначных события происходят одновременно или противопоставить одно другому, режиссеры часто используют параллельный монтаж. Этот метод подразумевает постоянное «перескакивание» между двумя сценами. В «Крестном отце» этот прием был использован для того, чтобы показать две стороны жизни главного героя и душераздирающую разницу между ними:

Параллельный монтаж – это очень мощный инструмент удержания внимания зрителя. Режиссеры монтажа часто прибегают к нему ближе к развязке фильма, чтобы нарастить напряжение и «прилепить» нас к экранам. Вспомните, например, финал фильмов «Начало» или «Молчание ягнят».

Перебивки

Перебивки, или b-roll, этот дополнительные кадры, которые позволяют сделать фильм более наполненным и детализированным. Когда персонаж о чем-то разговаривает, можно вместо его лица показывать зрителю предмет его рассуждений.

Перебивки иногда делят на «внутренние» (insert cut) и «внешние» (cutaway). В первом случае мы показываем крупным планом предмет, с которым взаимодействует персонаж. Например, в этой сцене из фильма «Гарри Поттер и философский камень» Гермиона открывает учебник, и камера переключается с ее лица на страницы книги:

Cutaway – это когда камера переключается на что-то вне основной сцены. Допустим, герой окунается в воспоминания, и в это время на экране появляются предметы и люди, о которых он думает. Как в этой фрагменте из фильма «Гарри Поттер и тайная комната»:

Сначала мы видим лицо Тома Реддла, а потом – наблюдаем за действиями Джинни, о которых он рассказывает:

Вот и все! Это самые простые и базовые техники монтажа, которые гарантированно сделают ваши видео интереснее и насыщеннее. Используйте их с умом 😉

Источник

Рваный монтаж что это

Узнайте какая именно техника монтажа наилучшим образом подойдет конкретному типу сцен или их последовательности.

Редактирование видео — это трудное, кропотливое и замысловатое искусство, бросающее вызов как полушариям вашего мозга, так и вашей уверенности в том, что, кинопроизводство и редактирование видео, это то, чему вы хотите посвятить всю оставшуюся жизнь. Однако, есть один навык, который сделает этот процесс немного легче и заставит его проходить более гладко — знать инструменты редактирования видео, как свои пять пальцев, а именно те типы склеек, которые вы будете использовать чаще всего в вашей работе. Команда из Filmora рассказывает о пяти из них в видеоуроке ниже, предлагая объяснение того, что они собой представляют, что делают и как их использовать. Смотрите видео ниже:

Эти пять методов монтажа помогут вам улучшить свое повествование, позволяя сгладить все острые углы и придать вашему творению более полированный, визуально привлекательный вид. Давайте быстро рассмотрим каждый из них:

Сопоставление (Match cut): этот метод не только довольно художественен, но и является отличным способ перехода от одной сцены к другой. Все потому, что он использует аналогичный объект, форму, цвет или любой другой элемент в кадре, чтобы соединить две сцены. Вы также можете использовать аналогичное действие или движение камеры. Вот хороший пример: сцена из Кубриковской «2001: Космической одиссеи», когда обезьяна бросает кость в воздух, а следующий кадр демонстрирует космическую станцию с аналогичной формой и позиционированием в кадре.

Рваный монтаж (Jump cut): cуть этой техники заключается в том, чтобы резко «прыгать» вперед (или назад) во времени в одной сцене, в результате чего, во много раз усиливается ощущение динамики, повышенной эмоциональности, дезориентации, опьянения или безумства.

Косая склейка (L-cut и J-cut): этот метод монтажных переходов характеризуется несовпадением моментов склейки изображения и фонограммы, обеспечивая скрытые переходы от одной сцены к другой. Косая склейка особенно пригодится во время диалоговых сцен и интервью.

Переход по действию (Cutting on action): если вы хотите избежать неуклюжего, роботизированного и просто дерганного действия на экране, научиться «монтировать по действию» — это абсолютная необходимость. Опытные редакторы должны знать, как смонтировать воедино действие, снятое несколькими кадрами и ракурсами, особенно в экшн-сценах, чтобы они выглядели логичными и непрерывными. Сцена из «Матрицы» является идеальным примером «монтажа по действию».

Монтаж по процессу: один из основных и давно использующихся приемов, но он применяется не так часто, как предыдущие монтажные переходы. Суть в том, что быстрые переходы помогают зрителю почувствовать течение времени и формируют контекст сюжета. Классическим примером «монтажа по процессу» являются сцены тренировок из фильмов о Рокки Бальбоа.

Рубрики: Видео, Уроки | Комментариев нет »

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник