Розетка орнамент виды орнамента

Симметрия розеток

Простейшими орнаментальными мотивами розеток являются симметричные фигуры с инвариантной точкой, соответствующие группам симметрии Cn и Dn. В интерпретации Шубникова они обозначаются n и nm соответственно [1].

Рис. 1. Вариации символа Солнца, найденные на артефактах палеолита и неолита

Непрерывная симметрия орнамента розеток D∞ (∞m) соответствует максимально симметричной фигуре — правильному кругу. Благодаря визуальной простоте круг является первичной геометрической фигурой — геометрическим архетипом. Форма круга появляется в эпоху палеолита как самостоятельная форма, иногда в сочетании с другими концентрическими окружностями с меньшей степенью симметрии, как правило, вписанной в круг. Группа D∞ (∞m) содержит в себе все остальные группы симметрии розеток в качестве подгрупп. Также благодаря простым визуальным характеристикам (полнота, компактность, ограниченность и однородность), круг служит универсальным символом совершенства. Возможно, потому наиболее ранние изображения круга являются символами Солнца.

Рис. 2. Символы Солнца

Розеточный орнамент типа C∞ (∞) образуется равномерным вращением элементов вокруг фиксированной точки. Вршение со смещением относительно центральной точки образует другую древнейшую фигуру — спираль — старейший динамический визуальный символ. В физическом смысле спираль предполагает вращательное движение вокруг инвариантной точки и выражается формулой C∞ (∞). В декоративном искусстве спиралевидные рисунки прослеживаются в палеолитических памятниках как независимый орнаментальный мотив. Иногда это двойная спираль по типу C2 (2).

Среди элементарных геометрических форм линейные сегменты, как правило, размещаются в соответствии с естественными направлениями — вертикальные и горизонтальные линии. Линейным сегментам соответствует группа симметрии D2 (2m), генерируемая двумя зеркальными отражениями: перпендикулярно и параллельно к линии сегмента. Однако, с точки зрения визуального восприятия, построение композиции относительно вертикальной линии кажется соответствующей D1 (m). Сочетание вертикальной и горизонтальной линии образует композиция в форме креста с группой симметрии D1 (m), D2 (2m) или D4 (4n). Розетки с симметрией по типу D2 (2m) и D4 (4m) обладают еще одним фундаментальным свойством: существование взаимно перпендикулярных, вертикальных и горизонтально отраженных линий. Крестообразная форма с группой симметрии по типу D4 (4m), зачастую субъективно воспринимается как симметрия по типу D2 (2m).

Читайте также:  House flipper как ремонтировать розетки

Статические розетки с группой симметрии D1 (m) или D2 (2m) очень походят на вариант плоскостного видения симметрии человеческого тела, судя по соотношению вертикальной оси, опущенной на перпендикулярное основание. Также помимо рациональной зеркальной симметрии, которая подсмотрена, очевидно, в природных мотивах, в орнаментальном искусстве нередко встречаются различные аспекты символической симметрии D1 (m): дублированные (или отзеркаленные) цифры, двухголовые животные и др. Их композиция основывается на доминантной вертикальной линии.

В орнаментах палеолита встречаются розетки с группой симметрии по типу Dn (nm): D3 (3m), D4 (4m) and D6 (6n). Также имеются образцы полигонального построения, основанного на регулярном расположении равносторонних треугольников, квадратов и правильных шестиугольников (рис. 3). Принцип кристаллографического ограничения, то есть n=1,2,3,4,6, в случае полигонального моделирования, не соблюдается, зато преобладают розетки с группой симметрии по типу Dn (nm) для указанных значений n.

В более позднюю эпоху неолита встречаются розетки с группой симметрии по типу Ds (Sm), использующих правильные пятиугольники и пентаграмму. Самая первая в истории искусства пентаграмма датируется Н.С.М. Коксетером [2, с. 8] 7-м веком до нашей эры и им же характеризуется как форма статичная, стабильная, с отсутствием энантиоморфизма — повторяющейся зеркальной (в данном случае правой и левой) модификации одной и той же фигуры.

В отличие от статической композиции розеток с группой симметрии по типу Dn (nm), розетки типа Cn (n), например триквера C3 (3), и свастика типа C4 (4), имеют композицию динамическую. В них сесть возможность энантиоморфизма, трансформации на основе вращательного движения (рис. 3).

На следующем этапе развития декоративно-прикладного искусства, очевидно после понимания геометрических закономерностей, разнообразие орнаментального составляющего розеток увеличивается. Стилистика композиций обогащается за счет введения растительных и зооморфных мотивов. Кроме того, наблюдается десимметризация.

Рис. 3. Вверху образцы розеток по типу Cn (n) и Dn (nm) эпох палеолита и неолита, найденных на территории Европы и Средней Азии: a) D4 (4m); b) D2 (2m) и D4 (4m); c) C2 (2); d) C4 (4). Внизу неолитические антисимметричные розетки D8/C8, Хаджи Мохаммед, ок. 5000 до н.э.

Среди неолитической цветной керамики встречаются монохроматические образцы антисимметричных розеток (рис. 3). В этом случае антисимметрия может рассматриваться либо в качестве стремления к десимметризации для получения подгруппы симметрии с индексом 2, либо как самостоятельная группа симметрии. Согласно ряду антисимметрийных групп, каждая группа обозначается как G/H. Фактор-группа G/H изоморфна циклической группе 2-го порядка (чередование цвета «черный-белый»). Отсюда мы имеем следующие группы антисимметричных розеток: D2n/Dn (2nm/nm) =(2n)’m; Dn/Cn (nm/n) = nm’; C2n/Cn (2n/n) = (2n)’.

Если рассматривать эти антисимметрийные группы с точки зрения кристаллографии, то чередование черного и белого может интерпретироваться как переменное изменение бивалентного свойства. С точки зрения искусства орнамента упомянутое чередование цвета понимается как отношение «спереди — сзади», «вверху — внизу» и т.д. С художественной точки зрения — это контраст между повторяющимися конгруэнтными фигурами, эквивалентный соотношению «фигура — фон». В любом случае мы имеем символическое выражение двойственности, динамического конфликта.

Использование цвета, цветовой симметрии и антисимметрии в искусстве орнамента открывает большую не исследованную область. Эпоху неолита в этом отношении может рассматриваться как своего рода переломный этап, в ходе которого решение некоторых инженерных и конструкторских вопросов открыло новые возможности для творчества.

Следующая глава полностью посвящена симметрии бордюров.

Источник

Розетка (орнамент)

Розе́тка — круглый декоративный и архитектурный элемент, по форме представляющий собой стилизованную ботаническую розетку. Розетка часто использовалась в античной архитектуре. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее розетка была воспринята романским стилем и Ренессансом и распространилась в Средней Азии и даже в Индии.

Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами — геометрическими, спиральными и в виде листьев.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Розетка (орнамент)» в других словарях:

орнамент — См … Словарь синонимов

розетка — и, ж. rosette. 1. Орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка с одинаковыми лепестками. а) в архитектуре. БАС 1. Всякая прикраса, резная или лепная, в виде цветка розы. Даль. Рамы карнизные и плафонные с их профилями, розеты плафонные с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

розетка — гнездо, патрон; украшение, орнамент, блюдечко, розеточка, нашивка Словарь русских синонимов. розетка сущ., кол во синонимов: 14 • абажур (5) • … Словарь синонимов

Розетка — • Розетка • Розетта Стилизованный орнамент в виде распустившегося цветка … Словарь строителя

Розетка (декор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Розетка. Различные типы розеток из «Руководства по орнаменту» Франца Майера (1898) Розетка, розетта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре мотив орнамента в виде лепестков… … Википедия

Розетка. Розетта — Стилизованный орнамент в виде распустившегося цветка. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов … Строительный словарь

Розетка — Стилизованный орнамент в виде распустившегося цветка. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов … Строительный словарь

орнамент — същ. украшение, декорация същ. издатина, изпъкналост, топче, топка, розетка същ. украса … Български синонимен речник

розетка — същ. издатина, изпъкналост, топче, топка, орнамент … Български синонимен речник

розетка — Орнаментальный мотив в виде круглого цветка с одинаковыми лепестками или вписанные в круг стилизованные лепестки, образующие орнамент … Словарь иконописца

Источник

Розетка (декор)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette , буквально «розочка») — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке [1] .

Подобные мотивы встречаются в искусстве древней Месопотамии, Древнего Египта, древней Персии, Индии (в виде «колеса Сансары»), Китая. Геометризованное изображение 16-лепесткового цветка жёлтой или оранжевой хризантемы является неофициальным гербом и императорской печатью Японии. Наибольшее распространение получили мотивы розеток на основе стилизованного цветка лотоса. В Древней Греции розетки украшали погребальные стелы. В греческой архитектуре дорического и в римской тосканского и композитного ордеров использовали накладные розетки из позолоченной бронзы на фризах и кессонированных потолках.

В раскопках Старой Ладоги VIII—XI веков на Северо-Западе Руси археологи находят женские украшения (подвески: колты, «височные кольца») из спиралевидных колец и «лунниц», типичных для искусства древней Скандинавиии. Розетки в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения, называют «вихревыми». Такие розетки близки древнейшим знакам огня (свастике) и воды (меандру) [2] . В древнерусском искусстве X—XII веков вихревые розетки называли «водоворот». Такие формы встречаются в изделиях по металлу древних викингов, которые, вероятно, и привнесли их на Русь: в Старую Ладогу и Киев. Похожие украшения из золота и серебра изготавливали в Византии [3] [4] .

Мотив розетки получил распространение в искусстве романского и готического периодов и в эпоху Ренессанса. Трёхлопастная розетка, имеющая не только декоративный, но и символический смысл, получила название трифолия (мотив в виде комбинации двух равносторонних треугольников «Звезды Давида» или трёх лепестков — символ Пресвятой Троицы). Мотив розетки в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками в системе «поворотной симметрии» называется квадрифолием. В сложной орнаментике готической каменной и деревянной резьбы, переплётах витражных окон, вимпергов, резьбе церковной мебели, кресел хоров, мотивы розеток-трифолиев, сохраняя свою символику, превращались в сочетании с другими фигурами в сложные переплетения типа масверка [5] . Мотив квадрифолия применяли в европейской архитектуре, книжной миниатюре и скульптуре различных периодов и стилей. Розетты бывают рельефные, лепные, а также плоские, имитирующие объёмные, в технике монохромной росписи гризайль.

В архитектуре Готики большие круглые окна на западных фасадах и фасадах трансептов, расчленённые фигурными переплётами витражей, с мотивами звезды или распустившегося цветка, получили название: Большая роза. В Византии и в империи Карла Великого изготавливали реликварии — шкатулки из слоновой кости, украшенные позолоченными розетками. Отсюда название: «коробочки с розетками» (нем. Rosettenkästen ). В западноевропейском средневековье с развитием культа «Мадонны роз» мотив розетки приобрёл новые символические значения. В Розариях — изобразительных композициях на тему прославления Мадонны — количество лепестков роз имели литургический смысл. В искусстве классицизма, неоклассицизма и ампира последующих веков мотивы розеток использовали повсеместно: в архитектуре, резьбе по дереву, в мебели, декоративных тканях, изделиях из бронзы, поскольку они свидетельствовали об обращении к классической античной традиции.

Многообразие разновидностей розеток можно свести к следующим основным типам:

  • розетка акантовая — розетка с лепестками, выполненными в виде радиально расходящихся листьев аканта, чередующихся со стрелками (подобно ионикам).
  • розетка спиралевидная — относится к древнескандинавским солярным знакам.
  • розетка-лунница — или «лунула», составленная из двух полумесяцев.
  • розетка вихревая — в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения.
  • розетка зонтичная — в виде эллипса с расходящимися лучами.
  • розетка солнечная — солярный знак, подобный вихревой розетке.

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Учимся рисовать орнаменты: Рисование гипсовой розетки

В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антаблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или (чаще) из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антаблементах, базах и гипсовых розетках.

Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед студентами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке.

Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Студентам следует помнить, что любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.

При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются.

Рисование гипсовой розетки

Изображение орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.

Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.

Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

Несимметричные орнаменты (рис.95) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

Наиболее сложным объектом для рисования в архитектурной орнаментировке является лист аканта, применяемый в основном в качестве декоративного элемента в композиции сложных по форме коринфских капителей (см. рис.92). На рисунках этой капители можно увидеть, как в определенном порядке расположены лепестки листьев аканта, волюты, различные завитки. При изображении подобных сложных капителей прежде всего следует постараться понять их конструктивную сущность, основу, составляющую общую форму. Ее, как правило, составляет либо усеченный конус, либо усеченная четырехгранная пирамида, направленная широким основанием вверх. Ее верхний элемент — абака, представляет собой плиту сложной конфигурации, в основе которой лежит квадрат. Это хорошо прослеживается при рассмотрении плиты в плане (сверху), когда все острые углы одинаково удалены от центра. Для построения таких капителей необходимо понять, что они, как и остальные, относятся к телам вращения. Поэтому построение следует начинать со средней линии — оси симметрии, так же, как при построении дорической и ионической капителей.

Источник