Розетка как элемент архитектуры

Розетка (декор)

  • Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.

Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху. В Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее она была воспринята романским стилем и Ренессансом, во времена которого, в подражание древнеримским интерьерам, рельефные и писанные розетки помещались в середине кессонов, на которые разбивались потолки и своды внутри зданий. Впоследствии этот приём распространился в Средней Азии и даже в Индии.

Розетты бывают рельефные, лепные, а также плоские, имитирующие объёмные, в технике монохромной росписи. Плоские розетты использовались ещё в античные времена, в готике орнамент принял форму круглой оконной розы, ставшей отличительным признаком готической архитектуры.

Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами — геометрическими, спиральными и листовидными.

Существуют такие виды розеток:

* розетка акантовая — лепестки исполнены как акантовые листочки, которые чередуются со стрелками (подобно ионикам).

* розетка вихревая — декоративна форма, с центра которой расходятся односторонне выгнутые дуги одинаковой кривизны. По композиционной структуре подобна свастике. Употреблялась в древнерусском искусстве, куда была взята от норманов.

* розетка зонтико-подобная — в виде эллипса с лучами.

* розетка солнечная — по структуре подобна розетке вихревой.

Читайте также:  Розетка вай фай модуль для

Источник

Розетта в архитектуре

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое «Розетта в архитектуре» в других словарях:

Розетта (архитектура) — Розетта в архитектуре (от фр. rosette, буквально «розочка»; иначе розетка) мотив орнаментации, представляющий собой заключённые в круге четыре или несколько лепестков цветка или листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и как бы… … Википедия

Розетта или розетка — мотив орнаментации, представляющий собой заключенные в круге четыре или несколько лепестков цветка или листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и как бы исходящих из одной центральной пуговки. Р. бывают рельефные, лепные, а также… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Розетта — I ж. Орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка с одинаковыми лепестками; розетка II (в архитектуре, ювелирных изделиях и т.п.). II ж. Тип огранки драгоценного камня, при которой основание камня остается плоским. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Розетта — I ж. Орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка с одинаковыми лепестками; розетка II (в архитектуре, ювелирных изделиях и т.п.). II ж. Тип огранки драгоценного камня, при которой основание камня остается плоским. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Шиповник — собачий (Rosa canina) … Википедия

Розетка — I ж. Маленькое блюдечко, используемое для варенья, мёда, сахара и т.п. II ж. Орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка с одинаковыми лепестками; розетта I (в архитектуре, ювелирных изделиях и т.п.). III ж. 1. Лента, тесьма, шнур,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Розетка — I ж. Маленькое блюдечко, используемое для варенья, мёда, сахара и т.п. II ж. Орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка с одинаковыми лепестками; розетта I (в архитектуре, ювелирных изделиях и т.п.). III ж. 1. Лента, тесьма, шнур,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Розетка — I ж. Маленькое блюдечко, используемое для варенья, мёда, сахара и т.п. II ж. Орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка с одинаковыми лепестками; розетта I (в архитектуре, ювелирных изделиях и т.п.). III ж. 1. Лента, тесьма, шнур,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Розетка — I ж. Маленькое блюдечко, используемое для варенья, мёда, сахара и т.п. II ж. Орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка с одинаковыми лепестками; розетта I (в архитектуре, ювелирных изделиях и т.п.). III ж. 1. Лента, тесьма, шнур,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Розетка — I ж. Маленькое блюдечко, используемое для варенья, мёда, сахара и т.п. II ж. Орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка с одинаковыми лепестками; розетта I (в архитектуре, ювелирных изделиях и т.п.). III ж. 1. Лента, тесьма, шнур,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Розетка (декор)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette , буквально «розочка») — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке [1] .

Подобные мотивы встречаются в искусстве древней Месопотамии, Древнего Египта, древней Персии, Индии (в виде «колеса Сансары»), Китая. Геометризованное изображение 16-лепесткового цветка жёлтой или оранжевой хризантемы является неофициальным гербом и императорской печатью Японии. Наибольшее распространение получили мотивы розеток на основе стилизованного цветка лотоса. В Древней Греции розетки украшали погребальные стелы. В греческой архитектуре дорического и в римской тосканского и композитного ордеров использовали накладные розетки из позолоченной бронзы на фризах и кессонированных потолках.

В раскопках Старой Ладоги VIII—XI веков на Северо-Западе Руси археологи находят женские украшения (подвески: колты, «височные кольца») из спиралевидных колец и «лунниц», типичных для искусства древней Скандинавиии. Розетки в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения, называют «вихревыми». Такие розетки близки древнейшим знакам огня (свастике) и воды (меандру) [2] . В древнерусском искусстве X—XII веков вихревые розетки называли «водоворот». Такие формы встречаются в изделиях по металлу древних викингов, которые, вероятно, и привнесли их на Русь: в Старую Ладогу и Киев. Похожие украшения из золота и серебра изготавливали в Византии [3] [4] .

Мотив розетки получил распространение в искусстве романского и готического периодов и в эпоху Ренессанса. Трёхлопастная розетка, имеющая не только декоративный, но и символический смысл, получила название трифолия (мотив в виде комбинации двух равносторонних треугольников «Звезды Давида» или трёх лепестков — символ Пресвятой Троицы). Мотив розетки в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками в системе «поворотной симметрии» называется квадрифолием. В сложной орнаментике готической каменной и деревянной резьбы, переплётах витражных окон, вимпергов, резьбе церковной мебели, кресел хоров, мотивы розеток-трифолиев, сохраняя свою символику, превращались в сочетании с другими фигурами в сложные переплетения типа масверка [5] . Мотив квадрифолия применяли в европейской архитектуре, книжной миниатюре и скульптуре различных периодов и стилей. Розетты бывают рельефные, лепные, а также плоские, имитирующие объёмные, в технике монохромной росписи гризайль.

В архитектуре Готики большие круглые окна на западных фасадах и фасадах трансептов, расчленённые фигурными переплётами витражей, с мотивами звезды или распустившегося цветка, получили название: Большая роза. В Византии и в империи Карла Великого изготавливали реликварии — шкатулки из слоновой кости, украшенные позолоченными розетками. Отсюда название: «коробочки с розетками» (нем. Rosettenkästen ). В западноевропейском средневековье с развитием культа «Мадонны роз» мотив розетки приобрёл новые символические значения. В Розариях — изобразительных композициях на тему прославления Мадонны — количество лепестков роз имели литургический смысл. В искусстве классицизма, неоклассицизма и ампира последующих веков мотивы розеток использовали повсеместно: в архитектуре, резьбе по дереву, в мебели, декоративных тканях, изделиях из бронзы, поскольку они свидетельствовали об обращении к классической античной традиции.

Многообразие разновидностей розеток можно свести к следующим основным типам:

  • розетка акантовая — розетка с лепестками, выполненными в виде радиально расходящихся листьев аканта, чередующихся со стрелками (подобно ионикам).
  • розетка спиралевидная — относится к древнескандинавским солярным знакам.
  • розетка-лунница — или «лунула», составленная из двух полумесяцев.
  • розетка вихревая — в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения.
  • розетка зонтичная — в виде эллипса с расходящимися лучами.
  • розетка солнечная — солярный знак, подобный вихревой розетке.

Источник

Архитектурная розетка

Один из вариантов декора розетки.

Декор-розетка встречался в архитектуре Двуречья. В Ассирии архитектурная розетка была распространенным элементом в декоре. Розетка напоминала распустившийся цветок (ромашку, маргаритка). Круглые розетки также символизировали солнце, отражают идею круговорота в природе. Лепнина розетки в Древнем Египте основывалась на стилизации раскрытого лотоса. Розетки в Древней Греции использовались для украшения фризов храмов, а также погребальных сооружений.

Античная розетка с изображением лица в центре.

Древний Рим перенял декоративные греческие элементы в архитектуре. Использовали их и в романском стиле. Большое количество розеток украшали фасады готических храмов. В готике архитектурная розетка превратилась в большое круглое окно, которое стало одним из признаков стиля.

Готическая розетка могла представлять собой огромное окно на центральном фасаде.

Во времена Ренессанса архитектурные розетки нередко располагали в кессонах сводов. В христианской архитектуре розетка отображала идею, что все возвращается на круги своя. Нередко декор розетки представлял собой геометрический орнамент: круг с расходящимися из центра спиральными линиями. Такая лепнина розетки создавала ощущение вращения. Название такой лепнины — розетка «вихревая». Подобный орнамент также встречался у северо-европейских народов, а в 10-11 вв. появился в древнерусской архитектуре. Разнообразный декор розетки использовался в архитектуре азиатских стран, в Индии, Персии.

Примеры античных розеток.

Розетки использовались как элемент декора во всех исторических стилях. В современном строительстве этот элемент украшает как фасады, так и интерьеры, сочетаясь с декоративными классическими элементами: молдингами, барельефами, карнизами. На фасаде архитектурная розетка может располагаться на стенах, в центре фронтонов, над дверными проемами. Архитектурные розетки могут служить не только для создания определенного эстетического эффекта, но и маскировать дефекты, скрывать открытые части конструкций, использоваться для крепления осветительных приборов. В эпоху античности лепнина и розетки изготавливались преимущественно из камня. В Древнем Риме изобрели бетон, который тоже применяли для создания декора. В процессе развития строительных технологий стали использовать металлы, гипс, алебастр, искусственный камень. В последнее время широкое распространение получили полимерные материалы. Архитектурные розетки из полиуретана имеют легкий вес, их нетрудно монтировать на поверхности.

Архитектурная розетка из полиуретана.

Особенности материала позволяют использовать полиуретановую лепнину и розетки во влажных помещениях, а также на фасадах домов при любых климатических условиях. Подобрать декор розетки можно по каталогам на нашем сайте в соответствии с собственным вкусом, стилем фасада или интерьера.

Источник

Розетка (архитектура)

В архитектуре и отделке , розетка или роза является открытие (залив) в виде розы в стене , в перегородке , в перилах , в застроенное разделении, ограничивающее пространство. Эти отверстия предназначены для того, чтобы обеспечивать день, но не вид. Окно-роза также ранее являлось скульптурным элементом декора, без каких-либо отверстий. Эти элементы имеют симметричную круглую форму с участками изгибов в центре. В истории искусства это большой витраж, то есть набор витражей круглой формы, украшающих церковь.

Исторически слово «розетка» было формально зарезервировано для скульптурного декора, орнамента на стене, а слово «роза» — для обозначения бухты в «форме цветка».

Резюме

История и происхождение

Происхождение круглого окна — окулус (глаз) древнего Рима , символизм которого был солярным. Обычно на вершине куполов находился большой горизонтальный окулус, как в Пантеоне в Риме для наиболее известного примера, а также в Гробе Господнем в Иерусалиме. Но были и вертикальные круглые окна разного диаметра в стенах многих зданий. В раннехристианских церквях поздней античности и высокого средневековья иногда есть окулы, которые по своему расположению являются прообразом средневековых розовых окон. Оконные проемы с решетками из различных материалов (дерево, металл, но также часто из камня), цель которых могла заключаться в ношении окон, которые были небольшими в то время, также были разработаны в античности, но немногие примеры сохранились до наших дней. В византийской архитектуре есть образцы узора пробитых каменных окон.

Помимо окон, геометрические узоры розеток, иногда сложные, очень распространены в древнеримских мозаиках.

Этот тип окулуса остается частым в романской архитектуре Италии, базилике Аквилеи .

Римская мозаика, Афины.

Римская мозаика, Рим.

Римская мозаика, Помпеи.

Типичное римское геометрическое окно-роза, Испания.

Декоративные мотивы розеток и розеток очень распространены в искусстве и архитектуре высокого средневековья, а также в вестготском и меровинговском искусстве . Кроме того, у него есть несколько примеров окон с камнем экрана стеной в архитектуре вестготов , которые были в состоянии не достичь до сих пор, как Церковь Святого Иоанна Крестителя — де — Баньос — де — Серрато , датируемая VII — го века, с рудиментарным частичным камнем розетка заключена в подковообразную арку . Этот узор использовался для переноски окон. Из-за редкости архитектурных остатков этого периода нельзя сказать, что в более важных церквях, которые исчезли, не существовало целых окон-розеток. Самые старые из сохранившихся цельных каменных розеток встречаются в астурийской архитектуре . Церковь Сен-Мишель-де-Лилло d’Овьедо , построенный около 848, сохраняет Oculus с камнем окно розы.

Обычный вестготский декор. Археологическая Крипта собора Святой Марии Валенсии , VI — й — VII — го века.

Типичные архитектурные рельефы Меровингов (выставлены в баптистерии Сен-Жан-де-Пуатье ).

Розетки с подсветкой Меровингов , около 700 г.

Декоративные розетки на остатки вестготов базилика Сент — Винсента Мученика Кордовы , VI — й — VII — го века.

Клаустры с розетками церкви Санта-Мария-де-Бендонес, построенной между 792 и 842 годами. Астурийская архитектура.

Церковь Сен-Мишель-де-Лилло д’Овиедо, окно с каменным узором, с окном-розой.

Церковь Сен-Мишель-де-Лилло д’Овиедо, окулус с окном-розой.

Это особенно с романской архитектуры , с XI — го века, каменные розы будут расти и знать их полное развитие, со многими прекрасными образцами дошедших до нас, особенно во Франции, сначала в Италии и Германии, а затем по всей Европе. Это искусство достигнет своего пика в готической архитектуре , диаметр которой может стать значительным. Развитие технического мастерства и воображение архитекторов объясняют, что на протяжении десятилетий «дизайн вокруг окулуса становится более сложным , чтобы освободить место для необычных мистических калейдоскопов » .

Мифология розы переведена в архитектуру и украшение

Он устанавливает розовое имя в архитектуре церквей в бухту на английском, французском, немецком, испанском, португальском . и в конце XVI — го веке название бухты в стене заменяется его простонародным имя розетка. Но если местная культура страны, где эта архитектура появится позже, основана на различных концепциях архитектуры, термин, первоначально сохраненный, скорее, является поздним термином «розетка», а не «роза», в том числе в Италии, которая отвергла готическое искусство. Одна из причин отказа от термина «роза» заключается в том, что розетка является результатом изображения нескольких цветов с точки зрения ботанической науки: розы Израиля , шиповника , ветреницы , колхикума … Это разнообразие. поэтому и в формах.

В архитектуре мечетей присутствует цветочный мотив окна-розы, украшающий его сферические своды.

Архитектура современных синагог в Соединенных Штатах также имеет окно-розу как залив (когда оно не появляется на Звезде Давида ).

Эта архитектура, изображенная на розе, с ее изначальной символикой, традиционно несет тайну жизни и смерти и любви. Это транскультурный перевод наблюдения за жизнью. Например, в Древнем Египте стелы и астральные знаки луны и солнца иногда пересекаются по мотиву «розы», или в карфагенской цивилизации рисунки на стелах имеют эту формулировку «розового» ( топет Карфагена ). Они символы вечности.

Архитектура христианских церквей, в свою очередь, несет в себе свои трансцендентные символы — Rosa mystica . Окно-роза образует каменную опору ( узор ) большого витража или представляет собой проем круглой формы, собранный для украшения в церкви. Старое название этой бухты формула в архитектурной стене, пока в XIX — го века, только розовое. Окно-роза присутствует в позднем романском стиле в нижней части нефа и, прежде всего (это одно из изобретений с заостренной аркой), в готическом стиле — в его нынешнем смысле, который выходит за рамки простого императивно круглого проема, а скорее — проем с вышивкой камнем или металлом — на концах центрального сосуда или рукавов трансепта . Окно-роза также присутствует в современном ( неоготический стиль ) и в современных неисторических церковных стилях , включая необработанный бетон ( брутализм ).

Наиболее известные примеры — розовые окна Шартрского собора и Нотр-Дам-де-Пари над порталом во Франции .

Исторически сложилось так, что окно-роза — это прежде всего украшение, это украшение продолжается. Окно-розетка состоит из лепных украшений этой круглой формы, используемых в основном в архитектуре. Она украсила мрамором фонтаны Помпеи . Он использовался для украшения потолочных шкафов , в том числе в цилиндрических сводах . Он украшает классическую светскую архитектуру, такую ​​как купол Храма Любви в Малом Трианоне в парке Версальского дворца. Он украшает цветочные фасады в стиле модерн в Бельгии.

Архитектура розеток

Церковные розы

Розетку правильнее называть «розой», когда она обозначает проем или окно. Розы готического искусства сделаны по рисунку средневекового архитектора, у которого есть ряд элементов, которые будут соединены вместе.

Первые розовые фасады являются аббатства Сен-Дени и трансепта церкви Сент-Этьен в Бове , в середине XII — го века.

Затем идут большие розы первого готического искусства, сделанные из окулей, сопоставленных в Лозанне и трансепте Лаона , затем около 1200 г. розы со спицами, как на фасаде Нотр-Дам-де-Пари: намек на колесо все еще очень близко ажурный камень лучистыми лучами типа ступицы. Сияющие розы в готическом стиле — самые распространенные и известные; они состоят из узора, который можно удалить или изменить независимо от структуры стены. Следует отметить , что эти розы претерпели глубокие реставрации XIX — го века. Таким образом, оригинальные элементы трансепта Сен-Дени были помещены внутри базилики, что позволяет внимательно наблюдать за ними.

Пылающие розы с узорами, напоминающими пламя, особенно сложны и богаты и очень рано привлекли интерес искусствоведов в позднем средневековье. Архитекторы Мартин Chambiges и Пьер Я эр Chambiges сделали это таким образом свою торговую марку в своих соборах Sens, Бова , Труа и Сенл .

Источник