- Режиссёр монтажа (монтажёр)
- Особенности профессии
- Рабочее место
- Оплата труда
- Зарплата режиссёра монтажа (монтажёр) на декабрь 2021
- Важные качества
- Знания и навыки
- Кто такой режиссёр видеомонтажа, чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать
- Что должен уметь режиссёр видеомонтажа
- Работа с визуальными эффектами и музыкой
- Понимание основ коррекции цвета
- Работа со звуком
- Знание основ драматургии
- Какие программы нужны для работы
- Профессия режиссер монтажа: чем он занимается, сколько зарабатывает и стоит ли проходить обучение
- Профессия режиссер монтажа
- Обязанности монтажера и нужные для работы навыки
- Уровень заработной платы
Режиссёр монтажа (монтажёр)
Режиссёр монтажа – специалист, соединяющий отснятые материалы фильма или телепрограммы в целостное произведение. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Каждый кино- или телефильм после съёмок проходит через монтажно-тонировочный период, когда все элементы картины (отснятый материал, озвучку, музыку, титры и пр.) соединяют в единое целое. Специалисты обычно называют этот процесс простым словом «монтаж». В англо-американской терминологии – «пост-продакшн».
Работа над художественным фильмом начинается с создания сюжета и сценария. А когда завершены съёмки и озвучка, записана музыка, проработаны титры, будущая картина представляет собой скопище отдельных материалов. Всё это нужно собрать воедино в соответствии со сценарием, чтобы все визуальные и звуковые образы сложились в целостное произведение.
Весь отснятый материал монтажёр делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на киноплёнку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере.
Советский кинорежиссёр и теоретик кино Лев Кулешов сравнивал фильм с человеческой речью. Когда человек хочет высказать что-то для него важное, он выстраивает из слов фразы таким образом, чтобы собеседник проникся его мыслями и чувствами. А кадры, образы, сцены, звуки фильма – это те же слова. И от того, как они будут сопоставлены друг с другом, зависит, насколько фильм затронет чувства зрителей.
Конечно, в воображении кинорежиссёра фильм существует ещё до начала съёмок. И монтажёр лишь следует режиссёрскому замыслу. Кинорежиссеры часто сами разрабатывают план монтажа.
На документальных фильмах и телепрограммах монтажёр обычно пользуется большими свободами. Структура таких фильмов часто формируется уже в процессе монтажа, потому что живая жизнь (а документалисты снимают невымышленную реальность) в заготовленные сценарии не вписываются.
Сначала режиссёр фильма излагает свой замысел, объясняет задачи, которые ставил перед собой во время съёмок. Режиссёр монтажа вникает в описанную концепцию и, исходя из неё, «собирает» первый черновой вариант фильма.
Когда «черновик» сделан, начинается тщательная доработка: совместное обсуждение каждого кадра, каждого акцента, исправления и пр. При таком стиле работы монтажёра можно по праву назвать вторым режиссёром.
Каким бы образом ни проходил киномонтаж – это всегда творческое сотрудничество между кинорежиссёром-автором фильма и режиссёром монтажа.
Как говорят телевизионщики, хороший монтажёр может из неизвестно чего сделать конфетку, т.е. даже из минимума отснятого материала создать отличный сюжет.
Монтаж отснятых материалов – это так называемый нелинейный монтаж. А специалист, который им занимается, – это режиссёр нелинейного монтажа (нелинейный монтажёр).
Но на телевидении существует и другой вид монтажа – линейный. Часто он используется прямо в режиме реального времени, т.е. в прямом эфире. Видеосигнал поступает на эфирный транслятор с разных телекамер, а режиссёр монтажа определяет, какой именно сигнал пойдёт в эфир в каждый конкретный момент.
Например, в прямом эфире транслируется теннисный матч. В какой-то момент имеет смысл показать корт общим планом, затем – удар по мячу, вслед за этим – лицо соперника и т.д. Или выпуск новостей: сначала – общий план студии, затем – крупным планом лицо диктора, новостной сюжет, снова лицо диктора… Таким монтажом в режиме реального времени занимается режиссёр линейного монтажа (линейный монтажёр).
В прямом эфире работать приходится сразу набело, и у линейного монтажёра нет права на ошибку. Притом что график работы — очень насыщенный. Такие монтажёры обычно работают посменно, и рабочий день в среднем длится около 10 часов.
Рабочее место
Режиссер монтажа – незаменимая фигура в кино и на телевидении. Чем выше его мастерство, тем острее в нём нуждаются киностудии и телеканалы.
Оплата труда
Зарплата режиссёра монтажа (монтажёр) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Важные качества
Очень важна быстрая реакция и умение работать в высоком темпе. Особенно это актуально для телевидения. При этом режиссер монтажа должен быть стрессоустойчивым человеком, уметь даже в спешке работать качественно, творчески, кропотливо, не поддаваясь всеобщему смятению.
Знания и навыки
Режиссёр монтажа в современном кино и на телевидении должен владеть технологией монтажа, хорошо знать монтажную технику, компьютерные программы. Режиссёр линейного монтажа для работы на многокамерной трансляции должен уметь работать на выпускающем микшерском пульте. Монтажёру необходимо знать технологию кино- или телепроизводства, теорию режиссуры, звукорежиссуры, операторского искусства. Хороший режиссёр монтажа знает историю кино и телевидения (творческий и технический аспекты) и постоянно следит за новейшими достижениями, новыми монтажными решениями.
Источник
Кто такой режиссёр видеомонтажа, чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать
Режиссёр монтажа — это специалист, который собирает готовое видео из отснятого материала. Именно от него во многом зависит, какой получится итоговая работа, будет ли она вызывать нужные эмоции у зрителя.
Сегодня это востребованная профессия, так как монтаж нужен самым разным проектам: музыкальным клипам, рекламным роликам, YouTube-каналам, TikTok- и Instagram-блогам, сериалам и, конечно, кинофильмам. Режиссёр монтажа может найти работу в любой сфере, связанной с производством видео: от телевидения до съёмок ивентов.
Поговорили с Антоном Долгановым, основателем Modjo Films, кинооператором, продюсером, режиссёром монтажа, колористом и по совместительству — преподавателем курса «Режиссёр видеомонтажа», о том, что представляет эта профессия сейчас и как в неё попасть.
Основатель Modjo Films, кинооператор, продюсер, режиссёр монтажа, колорист. Рассказал о профессии режиссёра монтажа
Автор-фрилансер. Поговорила с Антоном
Основатель Modjo Films, режиссёр видеомонтажа
В видеомонтаже мне больше всего нравится погружение в процесс. Говорят, что фильмы рождаются на монтажном столе — это правда. На этом этапе могут проявиться моменты и смыслы, которые невозможно было предугадать на этапе съёмки. Я люблю предчувствие рождения этих моментов. А ещё каждая работа позволяет узнать и понять что-то новое. Это всегда самообучение.
Что должен уметь режиссёр видеомонтажа
В этой профессии недостаточно овладеть одной монтажной системой и просто склеивать сцены по техзаданию заказчика. Отсмотреть весь материал, убрать лишнее, поменять местами кадры, заново пересмотреть дубли — это основа профессии, но режиссёру монтажа необходим большой набор навыков.
Работа с визуальными эффектами и музыкой
Титры, анимация и музыка — это упаковка готового материала. Они должны усиливать происходящее на экране. Нельзя сказать, что они находятся полностью в ответственности видеомонтажёра: визуальными эффектами и музыкой он занимается только на самых маленьких проектах. При создании серьёзных фильмов роль видеомонтажёра — стилизация видео или создание переходов.
Саундтрек фильма может быть гениальным, но подружить его с видеорядом — задача для монтажа
Понимание основ коррекции цвета
Цветокоррекция — важная часть работы с видео. От подбора цвета зависит, каким будет общее восприятие произведения: с его помощью можно управлять настроением зрителя. Поэтому важно понимать психологию цвета и то, как он влияет на состояние человека.
Например, зрителю будет непросто сопереживать драме, снятой в ярких праздничных цветах. Также сложно будет смотреть романтическую комедию в тёмных нуарных тонах. Но с помощью цвета можно не только задать общую тональность истории, но и углубить восприятие сцены зрителем: у каждого цвета есть свои значения, которые считываются интуитивно.
Психология цвета имеет множество граней, и освоить её — целое искусство. Но хорошо подобранные цвета помогают сделать фильм глубже и погрузить зрителя в атмосферу происходящего на экране
Работа со звуком
Специалисту нужно уметь очищать звук от шума и сводить несколько звуковых дорожек в одну. Также важно уметь монтировать диалоги и добавлять в видео шумы и звуки, если это необходимо.
Видеомонтажёру придётся работать в связке с фоли-артистом — иначе говоря, шумовиком. Процесс записи звуков может быть сложным и трудоёмким, а результаты часто удивляют: мало кто догадывается, как получены те или иные шумы, звучащие в фильмах.
Запись шумов — сложная работа, но создатели этого ролика подошли к ней с юмором. Короткое видео показывает, насколько неожиданным может быть процесс звукозаписи
Знание основ драматургии
По сути, монтаж — это особый способ рассказать историю, которая должна цеплять внимание зрителя. Поэтому важно понимать, по каким принципам строится сценарий и учиться рассказывать захватывающие истории.
Монтажное искусство не уступает по сложности классической литературе: хороший видеомонтажёр может полностью перевернуть восприятие фильма с помощью приёмов склейки кадров.
Хороший монтаж способен придать фильму глубину, которую не способны дать ни гениальный сценарий, ни прекрасная актёрская игра
Как начинающему режиссёру монтажа развиваться в профессии: 13 советов от специалиста
Основатель Modjo Films, режиссёр видеомонтажа
Самое главное — чтобы работа не была вам в стресс. Чтобы состояться как профессионал, от вас потребуется усидчивость, терпение, искреннее желание развиваться в профессии. Монтаж — не ваше, если вы не можете без живого общения или не можете долго сидеть на одном месте. Это профессия для выносливых людей, которые обладают высокой самостоятельностью и способны работать в одиночестве.
Ещё очень важно уметь принимать обратную связь, как положительную, так и отрицательную. Вам придётся много контактировать с чужим мнением и видением: режиссёр видеомонтажа воплощает видение режиссёра фильма. Вы принимаете решения, вкладываете свои идеи и силы, но вам нужно уметь прислушиваться к мнению создателя фильма.
Какие программы нужны для работы
Режиссёр монтажа — это отчасти техническая профессия, и для работы нужно владеть инструментами для редактирования видео, цвета и звука. Большую часть работы можно выполнять в одном редакторе — нужно только выбрать и освоить подходящий. Вот некоторые из наиболее популярных в мире:
Adobe Premiere Pro — профессиональная система для монтажа;
Vegas Pro — программа, работающая как видео- и аудиоредактор, а также позволяющая обрабатывать фото и создавать 3D-motion графику.
Pinnacle Studio — редактор, поставляющийся в нескольких версиях. Базовая позволяет работать с монтажом, расширенные дают дополнительные возможности: работу с 3D, поддержку многоканального звука, наборы инструментов для создания титров и так далее.
VSDC — бесплатный редактор видео и аудио, подходящий для самых разных работ — от создания видео из фотографий до монтажа профессиональных роликов.
DaVinci Resolve — программа для видеомонтажа, делающая особый акцент на цветокоррекции.
10 видеоредакторов с бесплатными пробными версиями
Источник
Профессия режиссер монтажа: чем он занимается, сколько зарабатывает и стоит ли проходить обучение
Всем привет, уважаемые читатели блога AFlife.ru! Мало кто может представить, чем занимается режиссер монтажа и правильно определить его роль на телевидении и в кино. На первый взгляд кажется, что эта работа не очень-то интересна. На самом деле, режиссер монтажа это специалист, решающий, каким именно зрители увидят конечный продукт. И его участие при создании фильма – одно из самых важных.
Профессия режиссер монтажа
Многие деятели искусства считают, что монтаж играет основную роль среди всех этапов кинопроизводства. Благодаря разным вариантам сборки можно получать такие смыслы готового кино, которые сначала и не предполагались. С другой стороны, и неудачной работой можно все испортить, полностью разрушить замысел постановщика. Из-за этого зритель будет дезориентирован, не поймет, что хотел донести до него автор произведения. Поэтому навыкам монтажера при создании кино уделяется особое внимание.
Любой фильм после проведения съемок проходит через процесс видеомонтажа. В этот период объединяют в единое целое все части картины: титры, отснятый материал, музыку, озвучку и многое другое. Чтобы снять фильм, сначала необходимо создать сценарий и сюжет. Затем проводят съемки и озвучку, занимаются записью музыки, оформлением титров. Все эти элементы требуется соединить в одно целое, чтобы появилось готовое произведение, которое можно представить публике.
Впечатления зрителей от фильма зависят не только от самих сцен, кадров, звуков и образов. Большую роль в этом вопросе играет их сопоставление друг с другом. Монтажер разделяет весь материал на фрагменты, которые потом составляет в необходимой последовательности. Цифровые записи, как правило, монтируют с помощью компьютера, а записи, снятые на киноленту, вручную.
Режиссер объясняет свою задумку и ставит задачи, а монтажер исходя из этого делает черновой вариант фильма. Затем каждый кадр, акцент и исправление обсуждаются, чтобы доработать этот черновик. Специалист в своем деле способен даже из совсем небольшого количества материала сделать хороший сюжет.
Выделяют линейный и нелинейный монтаж. Первый обычно применяется в прямом эфире. На эфирный транслятор поступают изображения с разных камер. Монтажер принимает решение, какое именно видео в определенный момент пойдет в эфир – здесь нельзя совершать ошибки.
Линейный режиссер монтажа должен уметь работать с микшерским пультом. Он определяет ритм смены сюжета, планы (общие виды, лица людей). Монтажер решает, в каком порядке они будут показываться. Он должен понимать, как подогреть интерес зрителя и удержать его у экрана.
Линейный монтажер обычно имеет насыщенный график работы. Специалист должен правильно расставить акценты, продемонстрировать самое главное, не исказить смысл – и все это в жестких условиях нехватки времени на раздумывание. Например, в ходе турнира нужно показать решающий бросок, сосредоточенное лицо игрока, глаза тренера.
А нелинейный монтаж – монтаж уже отснятых материалов. Этот специалист активно взаимодействует с режиссером, курирующим процесс. После того, как заканчивается черновая компоновка, они вместе ее дорабатывают и вносят исправления. Такой монтажер работает с рекламными роликами, фильмами, видеоклипами и телепередачами, показываемыми в записи. Режиссер монтажа занимается синхронизацией звука и изображения с помощью профессиональных программ, нарезкой материала, вставкой титров, вводной и конечной частей, постановкой кадров и наложением спецэффектов.
Можно заниматься, например, монтажом интернет-контента – такие услуги очень востребованы (в частности, у блогеров и компаний, занимающихся онлайн-продвижением). Специалист работает с видеообзорами товаров интернет-магазинов, рекламой, блогами и заставками. Заказы на такую работу легко найти на биржах фрилансеров . Но здесь, конечно, возникнут сложности с поиском первых клиентов. Какое-то время нужно будет потратить на наработку клиентской базы, рассылку своего предложения или создание сайта. Обычно во фриланс идут после пройденного курса по специальности: благо, найти образовательную площадку – не проблема.
Обязанности монтажера и нужные для работы навыки
Чем занимается монтажер на своем рабочем месте:
- выполнение всех работ по монтажу;
- обеспечение технического и художественного качества монтажа;
- соблюдение технических нормативов и сроков;
- выполнение плановых заданий;
- проверка наличия всех материалов, поиск дефектов дублей;
- осуществление мер по улучшению качества записей;
- перезапись программ;
- обеспечение готовности всех сюжетов;
- информирование о недостатках сюжетов;
- самостоятельная подготовка и монтаж простых программ;
- монтаж звуковых материалов;
- работа на компьютере и монтажной технике;
- другие работы, которые соответствуют должностной инструкции (а она может различаться в зависимости от компании).
Режиссер монтажа никогда не сидит на месте: у него много обязанностей, которые нужно выполнять в срок. Какими профессиональными навыками и умениями должен обладать этот специалист:
- делать анимацию на фото;
- выполнять работу в быстром темпе в профессиональных программах;
- работать с текстом, добавлять субтитры в видео;
- обращаться с мультикамерой;
- трудиться в коллективе и одному;
- пользоваться продвинутыми техниками монтажа;
- писать сценарии, знать основы драматургии для удержания внимания зрителя и структурирования материала;
- обрабатывать звук в Adobe Audition;
- работать с цветокоррекцией;
- монтировать для телевидения тревел-видео, репортажи, документальные видео;
- разрабатывать композиционные решения для оператора;
- монтировать ролики для рекламы и музыкальные клипы.
Кроме того, монтажер должен знать основы актерского мастерства. Благодаря этому он сможет определить, какую эмоцию актера лучше выбрать, какой дубль вышел самым удачным. Также в задачи режиссера монтажа входит выбор музыкального ряда произведения: ему нужно разбираться в направлениях, иметь хороший вкус, понимать влияние на настроение. Все это позволит более качественно выполнять работу.
Деятельность специалиста проходит под контролем главного режиссера. Ему необходимо уметь находить компромиссы, чтобы согласовать собственные взгляды на подачу материала и видение готового продукта. Какие еще личные качества требуются успешному монтажеру:
- чувство стиля, художественный вкус (желательно разбираться в живописи, поскольку монтажер отражает смысл через картинку);
- усидчивость;
- быстрая реакция;
- дипломатичность;
- интерес к телевидению и кинематографу (важно смотреть много качественных работ, это помогает повысить профессиональную планку, а плохие фильмы позволят увидеть чужие ошибки);
- умение работать в высоком темпе качественно, кропотливо и творчески (человек не должен теряться, нервничать);
- трудолюбие;
- готовность постоянно учиться;
- наблюдательность и внимание к мелочам;
- отличная память;
- способность работать в стрессовом состоянии;
- готовность к полной самоотдаче;
- умение пребывать в режиме многозадачности;
- хорошее воображение.
Режиссеру монтажа необходимо быть в курсе новостей в сфере коррекции видео, разбираться в трендах обработки, постоянно заниматься саморазвитием. Этот специалист должен знать теорию ораторского искусства, режиссуры и звукорежиссуры, понимать технологию кино- и телепроизводства. А еще интересоваться новыми решениями и достижениями в своей сфере и при необходимости применять их на практике.
Чтобы быть успешным специалистом на рынке труда, он должен разбираться в маркетинге, уметь «продавать» свои услуги, составлять их грамотное описание. Режиссер монтажа – интересная профессия, которая требует точности и в то же время творчества.
Уровень заработной платы
Оплата труда режиссера монтажа тесно связана с бюджетом проекта, репутацией специалиста, его работоспособностью и амбициями. Если монтажер востребован, то обычно он самостоятельно выставляет «ценник», оценив необходимое на работу время или количество материала.
На биржах труда обычно предлагают в среднем от 50 до 60 тысяч рублей в месяц. В мегаполисах (Москве, Санкт-Петербурге и пр.) зарплата составляет около 70 тысяч рублей. Изредка можно встретить вакансию с окладом в размере 90 тысяч рублей. Но зарплаты топовых монтажеров могут исчисляться гораздо большими суммами, ведь они сотрудничают с успешными и прибыльными проектами.
Режиссеры монтажа требуются в рекламные агентства, на киностудии и телевизионные каналы. Обычно новичков сначала берут на должность стажера. По мере получения опыта специалист будет способен самостоятельно выполнять разные виды монтажа. И тогда у него есть все шансы на успешную профессиональную деятельность.
Источник