- Профессия режиссер монтажа
- Содержание:
- Кто такой режиссер монтажа и что он делает?
- Плюсы и минусы профессии
- Сколько платят режиссерам монтажа?
- Что нужно знать и уметь?
- Как стать режиссером видеомонтажа и где учиться?
- Кем статьЯ хочу стать режиссёром монтажа — что дальше?
- Профессия монтажёра — одна из самых древних в кинематографе. Монтаж был уже в первых фильмах братьев Люмьер, разница лишь в том, что если раньше режиссёры были одновременно и режиссёрами монтажа, то сегодня этим занимается отдельный человек, а вместо нарезания и склеивания плёнки используются специальные компьютерные программы.
- Look At Me пообщался с режиссёрами монтажа и узнал у них о специфике их работы, о том, какими качествами необходимо обладать будущему профессионалу, какие книги читать и какие фильмы смотреть.
- Где учиться
- Дмитрий Киселёв о том, как правильно смотреть фильмы
- Дмитрий Киселёв
- Что читать
- Сергей Акимов об опыте свадебного режиссёра и о работе на телевидении
- Сергей Акимов
- Полезные ссылки
- Владимир Могилевский о взаимодействии с режиссёром
- Владимир Могилевский
Профессия режиссер монтажа
В отличие от видеомонтажера, режиссер – это больше творческая специальность, и оплачивается она выше. Данные специалисты востребованы в кино, на телевидении и в рекламе. Это интересная работа для людей, которые хотят построить карьеру в области кинопроизводства и увидеть, что остается за кадром после съемок.
Содержание:
Кто такой режиссер монтажа и что он делает?
Это специалист, который создает готовые фильмы, клипы, передачи из ранее отснятого материала. Например, при съемках кино общая продолжительность видео может достигнуть 200 часов. Из них потребуется оставить 1,5 часа.
В отличие от видеомонтажера, который является больше техническим специалистом, режиссер – это творческая специальность. Он не просто выбирает удачные кадры и монтирует из них ленту, но и может вмешиваться в сюжет. Решать, что и каким образом показать, какие фрагменты оставить в картине, а какие – убрать, чтобы усилить эффект от сцен и сделать фильм интереснее для зрителей. Такие решения он принимает не единолично, после обсуждения с руководством.
Он отвечает за основные монтажные решения, придумывает творческие приемы. В его обязанности входит чистовая сборка картины. Работа режиссера видеомонтажа обычно начинается еще до старта производства. Он может советовать, какие сцены и каким образом снять, чтобы потом оптимально их смонтировать. Поэтому данному специалисту необходимо разбираться в сценарном мастерстве и драматургии.
Плюсы и минусы профессии
- Творческая профессия с возможностью самореализации.
- Востребованность. Режиссеры монтажа нужны на телевидении, в киноиндустрии, рекламе. Их услугами пользуются блоггеры.
- Результаты труда видят миллионы людей.
- Работа с интересными людьми, знакомство со звездами.
- Возможность сделать карьеру в кино и посмотреть на закулисье этой индустрии.
- Режиссер монтажа – это один из немногих людей, которые видят вырезанные сцены и знают то, что не дошло до зрителя, осталось за кадром.
- Стрессовая работа.
- Часто ненормированный рабочий день, особенно перед сдачей проекта.
- Не самые высокие зарплаты в киноиндустрии, но и низкими их назвать нельзя.
- Новичкам может быть сложнее пробиться из-за конкуренции.
Сколько платят режиссерам монтажа?
Самые низкие зарплаты – на телевидении, где специалисты готовят сюжеты новостей, монтируют передачи и шоу. Платят за это от 50 тыс. рублей на городских каналах и около 60-70 тыс. рублей в месяц – на федеральных. Иногда встречаются вакансии с зарплатой 100 тыс. рублей и выше.
Больше можно заработать в кино, рекламе и производстве клипов. В этих сферах режиссер монтажа может получать 100-120 тыс. рублей в месяц. Доходы специалистов, занятых на производстве топовых отечественных картин, доходят до 200-250 тыс. рублей в месяц.
В рекламе и съемке клипов опытному монтажеру могут платить 1500-2000 рублей в час или 12000-16000 рублей за смену.
В США зарплаты режиссеров монтажа в среднем составляют $50 тыс. в год. Специалисты с высокой квалификацией, входящие в Гильдию, в среднем берут $2500 в неделю или $120 тыс. в год. Гонорары звездных киномонтажеров доходят до $15 тыс. в неделю или $200-300 тыс. за один проект (фильм).
Что нужно знать и уметь?
- Режиссер монтажа должен разбираться в сценариях, уметь их писать и знать основы драматургии. Это необходимо, чтобы понимать, как правильно структурировать повествование и удерживать внимание зрителя. Также необходимы знания в области жанров кино и видео, их особенностей. Монтаж драмы или комедии отличается от работы над музыкальным клипом или рекламным роликом.
- Должен знать компьютерные программы. На данный момент отраслевые стандарты – это Adobe Premier PRO, DaVinci (используется для цветокоррекции) и Avid (в производстве кино и сериалов).
- Уметь монтировать видео, знать правила и основные приемы, создавать эффекты и анимацию.
- Работать со звуком: сводить несколько дорожек в одну, накладывать музыкальные подложки, звуки и шумы.
- Знать, как монтировать диалоги, экшн-сцены.
Уметь работать как самостоятельно, так и в команде. Устойчивость к стрессам. Способность трудиться в режиме многозадачности.
Как стать режиссером видеомонтажа и где учиться?
1. Основы профессии можно изучить бесплатно. В интернете много роликов, где вам расскажут, что такое драматургия, как писать сценарий или смонтировать простой ролик в Adobe Premier PRO. Этого будет достаточно, чтобы делать несложные проекты для знакомых на любительском уровне, и понять, интересна вам эта сфера или нет. Ниже в статье будут ссылки на бесплатные курсы.
2. Для работы необходима профессиональная подготовка, обязательно с общением с практиками. Можно пойти учиться в вуз, например, во ВГИК или Московскую школу нового кино, но этот вариант подходит не всем. Либо пройти онлайн-курсы, на которых вас обучат профессии. Примеры таких курсов:
Курс в университете Нетология. Изучают полный набор профессиональных инструментов для монтажа: Adobe Premier PRO, DaVinci Resolve, After Effects и Audition. Вы научитесь монтировать ролики, придумывать сюжеты для разных жанров, освоите драматургию, изучите процесс производства видео и сможете его планировать. Включает теорию и практику, а также подготовку работ для портфолио. Отдельные занятия посвящены основам операторской работы. Подходит людям, которые хотят создавать ролики для YouTube или TikTok. Например, SMM-специалистам, блогерам, контент-менеджерам, редакторам.
Курс в Skillbox. Изучают Adobe Premiere PRO, DaVinci и Avid. Обучение проходит онлайн, включает теорию и практику, а также выполнение работ для портфолио. Отдельный блок занятий посвящен монтажу кино. Курс будет интересен людям, которые хотят работать в кинопроизводстве.
3. Изучив теорию, компьютерные программы и получив практику, необходимо сделать портфолио. В него включить несколько лучших работ, которые покажут ваш уровень.
4. Поиск работы. Начинающие режиссеры монтажа могут устроиться в небольшие студии или на телевидение. Вначале вас возьмут помощником, по мере роста опыта будете продвигаться по карьерной лестнице. Параллельно можно искать заказы на фрилансе, например, на монтаж клипов, роликов для YouTube. Где искать такую работу, мы расскажем ниже.
5. Если вы хотите сделать карьеру в кино, то отслеживайте в интернете конкурсы, работайте с начинающими режиссерами, пусть даже бесплатно. Участвуйте в небольших проектах, съемках малобюджетных картин. Туда проще попасть, зато вы получите шанс продемонстрировать свои способности и привлечь к себе внимание.
Бесплатные уроки и курсы по монтажу:
Источник
Кем статьЯ хочу стать режиссёром монтажа — что дальше?
Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки
Текст
Профессия монтажёра — одна из самых древних в кинематографе. Монтаж был уже в первых фильмах братьев Люмьер, разница лишь в том, что если раньше режиссёры были одновременно и режиссёрами монтажа, то сегодня этим занимается отдельный человек, а вместо нарезания и склеивания плёнки используются специальные компьютерные программы.
Look At Me пообщался с режиссёрами монтажа и узнал у них о специфике их работы, о том, какими качествами необходимо обладать будущему профессионалу, какие книги читать и какие фильмы смотреть.
Где учиться
Дмитрий Киселёв о том,
как правильно смотреть фильмы
Дмитрий Киселёв
режиссёр, режиссёр монтажа студии Bazelevs. Среди его работ в качестве режиссёра — фильмы «Ёлки», «Чёрная молния»; в качестве режиссёра монтажа — «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Особо опасен».
Самое необходимое для режиссёра монтажа — желание рассказывать истории, причём максимально необычным, захватывающим образом, чтобы заинтриговать зрителя, — в этом, наверное, и есть суть его работы. Также нужно уметь пользоваться монтажной программой, я рекомендую использовать фирмы Avid. У него есть много аналогов, но, на мой взгляд, наиболее удачная и лучше всех зарекомендовавшая себя за многие годы — это Avid. Не могу сказать, что освоить его очень просто — потребуются какое-то время и усидчивость, но это вполне реально сделать самостоятельно по туториалам.
Где учиться? Честно говоря, у меня нет ни одной школы на примете в России, где готовят режиссёров монтажа, но за границей их достаточно. Самые, наверное, известные — UCLA, NY Film Academy, но я там не учился, поэтому многого о них рассказать не могу. Я всему учился сам, и если у человека есть желание, потребность что-то создавать, творить, то он этому научится — отсутствие возможности поехать учиться за границу не может быть преградой.
Смотреть надо практически всё — начиная с фильмов Дзиги Вертова и заканчивая любыми современными блокбастерами. Я стараюсь смотреть и анализировать большинство выходящих фильмов и всю классику. Важно не просто смотреть, а смотреть с разбором, с пониманием.
Лучшее учебное пособие — это туториал к монтажной системе
При первом просмотре нужно постараться отбросить все профессиональные потребности и попробовать увидеть фильм таким, каким его видит обычный зритель, ощутить те места, которые зацепили: это могут быть короткие эпизоды, а может быть и весь фильм целиком. И дальше уже эти зацепившие места разбирать, анализировать, как именно режиссёр монтажа поступил в той или иной сцене, и что из этого получилось. Лучшая школа монтажёра — это анализ того, что понравилось, причём не только фильмов, но и трейлеров, рекламных роликов, мультипликационных фильмов. Если вас зацепило — возьмите этот фрагмент, закачайте в монтажную программу, порежьте на кусочки и проанализируйте всё, начиная от последовательности кадров и крупностей, заканчивая музыкой и звуковыми эффектами, потому что зачастую секреты создания эмоциональной формы лежат именно в звуке, в ритме. Этот анализ — самая действенная форма обучения.
Я не проходил ни одного курса и не слушал ни одной лекции, так что могу сказать, что лучшее учебное пособие — это туториал к монтажной системе. Нужно доводить технику до автоматизма, потому что настоящее творчество начинается, когда ты перестаёшь думать, на какую кнопку нажать.
Самая важная вещь — практика. Всем начинающим монтажёрам я желаю попасть в настоящую студию, занимающуюся большими проектами, чтобы они на своей шкуре смогли ощутить все подводные механизмы этого процесса — ничто не сравнится с работой на настоящем живом проекте с жёсткими дедлайнами.
Монтаж — работа техническая, это умение применять монтажные инструменты. Талант здесь не так важен, но очень поможет музыкальное образование и чувство ритма. Монтаж — во многом танец, аудиовизуальное шоу, которое зритель не просто смотрит, он его ощущает, чувствует. Хороший монтаж проникает внутрь, заставляет переживать — и всё это в руках монтажёра. Можно даже сказать, что режиссёр монтажа — это своего рода диджей.
Что читать
Francis Ford Coppola
Christopher Llewellyn Reed
Christopher Llewellyn Reed
Сергей Акимов об опыте свадебного
режиссёра и о работе на телевидении
Сергей Акимов
Прежде чем податься в монтажёры, надо чётко уяснить, что монтажёр — это не промежуточный этап перед профессией режиссёра, а самодостаточная профессия.
Чтобы начать работать, отличная разминка — свадьбы, опыт, после которого станет легче понять, нужно вам это или нет. Со времён DSLR-революции этот жанр фантастически взлетел по качеству, усатых дяденек с VHS видеокамерами в профессии давно уже нет, так что у вас будет возможность на неплохом материале определиться с профессией.
Предположим, вы набили руку и вам понравилось. Следующий этап — это какие-нибудь региональные или районные телеканалы, интернет. Вы должны почувствовать формат рассказа в картинках и начать учиться быть рассказчиком. Параллельно можно начинать читать учебники или форсировать своё обучение на курсах.
Прекращайте смотреть телевизор, читать Навального, ЖЖ и вообще новости
Китайская мудрость гласит: «Хочешь учиться новому — будь готов чувствовать себя дураком». Старайтесь работать с людьми умнее вас и не спорьте, если у них опыт в несколько раз больше вашего. Будет неприятно для самолюбия, зато через пару лет вы станете профессиональнее и сможете уже этих ребят учить, как правильно делать.
Прекращайте смотреть телевизор, читать Навального, ЖЖ и вообще новости. Вся эта кутерьма с манипуляциями общественным мнением очень утомляет и вгоняет в стресс, а главное — это абсолютно демотивирует и настраивает на волну «зачем мне что-то делать, если всё и так безнадёжно».
Смотрите фильмы и телепрограммы на незнакомых языках. Если знаете английский — смотрите на испанском или без звука. Звуки и речь отбирают столько внимания, что нельзя по достоинству оценить монтаж фильма, а если звук выключен, то визуальный ряд становится значительно более познавательным.
И когда вам, наконец, принесут на монтаж фильм, не спешите критиковать отсутствие кадров или ошибки в сценарии. Вы видите только верхушку айсберга, результат работы десятков людей в течение нескольких месяцев, и уж поверьте, у них задача была очень непростой.
Полезные ссылки
Владимир Могилевский
о взаимодействии с режиссёром
Владимир Могилевский
медиахудожник, фотограф, режиссёр монтажа фильма Андрея Звягинцева «Возвращение». Автор фильмов «АВ», «Приплыла голая на камни» и др.
Я никогда не хотел быть именно режиссёром монтажа. Я был художником, снимал свои фильмы и монтировал их. По мере необходимости читал книги о базовых принципах монтажа, разработанных предшественниками, у которых это особенно ловко получалось. Потом стал монтировать фильмы для знакомых режиссёров.
Мне кажется, важно помнить, что все принципы, о которых можно прочитать или послушать, возникали в результате эксперимента. Кулешов, Эйзенштейн и прочие топовые персонажи прошлого решали изобразительные и смысловые задачи и для их реализации создавали технику, которая потом становились мэйнстримом.
По большому счёту, сейчас не изменилось ничего. Если мы говорим о добротном корпоративно-сериальном видео, в котором нужно, чтобы клиент мог опознать в продукте «руку мастера», можно использовать узнаваемые наработки из прошлого.
Если говорить о кинематографе как об искусстве — никаких правил нет. Любая целостная и последовательная система, разработанная и внедрённая автором, будет восприниматься зрителем как мастерство и художественное высказывание.
За время производства фильма режиссёр и монтажёр психологически становятся ближе, чем некоторые пары за годы брака
Для меня хорошо смонтированный материал, независимо от того, что это — бесконечно длинные планы в фильмах Беллы Тара или клиповое мельтешение — звучит как музыка. Если есть «монтажный» слух, то это знание, не требующее объяснения. Возможно, если его нет, можно наработать навыки, но, мне кажется, лучше выбирать другую профессию, поскольку счастья не будет.
Хотел бы остановиться на различии профессий монтажёр и режиссёр монтажа. Монтажёр — это человек, который выполняет установки режиссёра. В этом качестве от него требуется понимать замысел режиссёра и ловить мельчайшие движения его души. За время производства фильма режиссёр и монтажёр психологически становятся ближе, чем некоторые пары за годы брака. Также на монтажёра часто ложатся обязанности персонального психотерапевта и связующего между режиссёром и другими производственными подразделениями.
Профессия режиссёр монтажа в голливудском понимании у нас сравнительно мало распространена. В этом случае предполагается, что режиссёр монтажа с самого начала участвует в планировании съёмочного процесса, следит за съёмками и предварительным монтажом на площадке. А потом имеет решающее слово на стадии постпродакшена.
Причина появления такой профессии, помимо технической специфики, — в том, что режиссёру очень тяжело отстраненно посмотреть на отснятый материал, которому он отдал значительный кусок своей жизни. Некоторые дубли несут понятную ему одному смысловую нагрузку. Зритель эти знаки считать не может. Для того чтобы холодно и беспристрастно посмотреть на получившееся и выстроить из него цельный фильм, и привлекают режиссёра монтажа. В нашей практике при реализации этой схемы зачастую режиссёр начинает угрожать тем, что он снимет своё имя из титров, и продюсер вынужден идти на компромиссы.
Учиться монтажу я стал бы самостоятельно. Экспериментируя, пользуясь литературой, которой много в интернете, и анализируя знаковые фильмы. Скорее всего, их делали грамотные люди, на работу которых стоит обратить внимание. В своё время мне было интересно посмотреть американский фильм «Магия монтажа», который рассказывает об истории и эволюции представлений о монтаже и построен, как серия диалогов с лучшими представителями профессии».
Источник