Ревизия электрических машин перед монтажом

Монтаж электрических машин и аппаратов

Общие понятия о проведении электромонтажных работ машин и аппаратов

Электротехническими установками называются устройства, производящие, преобразовывающие, распределяющие и потребляющие электрическую энергию. Для надежной и бесперебойной работы каждая электротехническая установка должна быть правильно спроектирована, обеспечена надлежащим электрооборудованием и электроматериалами. Монтаж всех объектов необходимо тщательно выполнять.

Требования, предъявляемые к электротехническим установкам, изложены в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ), выполнение которых обязательно при их проектировании и монтаже.

Монтаж электрических машин и аппаратов — это весьма ответственный, сложный и трудоемкий процесс, требующий тщательной предварительной подготовки. Помимо правильного и качественного выполнения монтажа с чисто технической точки зрения, к монтажным работам предъявляются требования в отношении сроков и стоимости их выполнения.

Монтаж крупных электрических машин связан обычно с вводом новых энергетических мощностей или с вводом в эксплуатацию крупных промышленных предприятий в установленные сроки. Таким образом, скоростные и качественные методы монтажа имеют большое значение.

Перед началом монтажа должны быть проведены необходимые организационно-технические мероприятия:

составление рабочего проекта организации работ, в котором должны быть указаны технологический процесс и календарный план проведения всех операций;

детальная разработка технологического процесса монтажа и доведение его до рабочего места;

правильная расстановка рабочей силы и осуществление максимальной механизации монтажных работ;

обеспечение безопасности производства работ, а также организация отопления, освещения и вентиляции;

обеспечение бесперебойного ведения монтажных работ путем своевременного и комплектного снабжения инструментами и материалами.

Электроустановки подразделяются на установки с номинальным напряжением до 1000 В включительно и электроустановки напряжением выше 1000 В.

Действующими считаются установки, которые полностью или частично находятся под напряжением или на которые в любой момент может быть подано напряжение включением коммутационной аппаратуры.

Наружными, или открытыми, называются электроустановки, находящиеся на открытом воздухе. Внутренними, или закрытыми, называются электроустановки, находящиеся в помещении. Установки, защищенные только навесами, сетчатыми ограждениями и т. п., рассматриваются как наружные.

Требования к монтажу электроустановок зависят от характера помещений, в которых они устанавливаются (смотрите — Классификация помещений по условиям окружающей среды).

Инструменты и приспособления, применяемые при монтаже электрических машин

При монтаже электрических машин (двигателей и генераторов) применяют ряд специальных инструментов и приспособлений.

Для проверки биения вращающихся частей (коллекторов, валов, роторов) пользуются индикаторами часового типа. Они состоят из системы связанных между собой рычагов или зубчатых колес, увеличивающих малые движения и позволяющих отсчитывать их на циферблате со стрелкой.

Индикатор 1 укрепляется на держателе 2 и вертикальной стойке 3, смонтированной на постаменте 4, что позволяет устанавливать его под любым углом. Индикатор может служить также для выверки центровки валов электрических машин.

Индикаторы изготавливаются с ценой деления 0,01 мм. При измерении постамент ставят на неподвижную опору, а измерительный стержень устанавливают перпендикулярно оси вала и приводят в соприкосновение с проверяемой поверхностью. Перед отсчетом величины биения необходимо убедиться в правильной установке индикатора. Для этого производят легкое постукивание по корпусу индикатора, при этом стрелка будет колебаться. Если она после колебания вернется в прежнее положение, то индикатор установлен правильно.

Для измерения вибрации электрических машин используют виброметры. Существуют виброметры многих типов, но при монтаже обычно применяются простейшие виброметры часового типа. Перед измерением прибор устанавливают на вибрирующую поверхность.

При монтаже крупных электрических машин необходимо выверить горизонтальность фундамента. Для этого применяют специальные устройства — гидростатические уровни или ватерпасы.

Кроме перечисленных, при монтаже применяются различного рода подъемные устройства. Для подъема грузов на небольшую высоту используют домкраты. По принципу действия домкраты бывают трех типов: реечные, винтовые и гидравлические. Грузоподъемность винтовых домкратов достигает 20 т. Подъем очень больших грузов осуществляют гидравлическими домкратами, грузоподъемность которых 750 т.

Монтаж электрических машин

Особенности монтажа электрических машин рассмотрим на примере асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

Асинхронные электродвигатели являются наиболее распространенными и находят применение в промышленном электроприводе. Это объясняется тем, что асинхронные двигатели просты по устройству и работают от сети трехфазного тока.

Асинхронные двигатели строятся в двух исполнениях — с короткозамкнутым ротором и с фазным ротором (с контактными кольцами). Двигатели с короткозамкнутым ротором — это самые простые двигатели по устройству и обслуживанию, так как они не имеют щеток.

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором

Эти двигатели включаются в сеть трехфазного тока непосредственно без всяких дополнительных пусковых устройств. При пуске двигателя он потребляет из сети ток, который в 5 — 7 раз превышает рабочий ток двигателя. Поэтому раньше двигатели с короткозамкнутым ротором применялись только мощностью до 100 кВт. В настоящее время, для снижения пусковых токов асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором применяются специальные устройства плавного пуска и частотные преобразователи.

Асинхронные двигатели с фазным ротором применяются только в тех случаях, когда необходимо регулировать скорость вращения асинхронного двигателя посредством включения реостата в цепь ротора или же мощность системы не позволяет включать короткозамкнутый электродвигатель большой мощности из-за чрезмерного падения напряжения при пуске.

Выверка горизонтальности фундамента по уровням: 1 — гидростатические уровни

Электродвигатели устанавливаются или на фундаменте, или на рамах, собранных из стальных конструкций. Машины, работающие с ременной передачей, обычно монтируют на салазках 2, которые позволяют регулировать натяжение ремня. Салазки представляют собой литые или сварные балки корытообразного сечения, внутри которых перемещаются специальные ползуны. В них ввертывают болты 3, проходящие сквозь лапы станины. Ползуны устанавливаются путем зацепления за зубцы салазок.

Подтягиванием регулировочных болтов, упирающихся в лапы станины, можно передвигать машину параллельно ее оси и натягивать или ослаблять ремень. Если привод машины осуществляется через муфту, то машина устанавливается на раме или фундаменте. Способы монтажа машин малой мощности весьма различны. Они могут быть установлены нормально (лапами вниз), на стене или на потолке.

Перед началом монтажа производится надевание на конец вала шкива, шестерни или полумуфты. Ни в коем случае не допускается набивание этих деталей на вал ударами, так как при этом могут быть повреждены подшипники. Иногда даже наблюдается сдвиг ротора вдоль вала.

На рисунке ниже показано винтовое приспособление для насадки шкива на вал.

Насадка шиква на вал

При пользовании этим приспособлением усилие насадки воспринимается валом, в торец которого упирается шкворень приспособления. Для этого должна быть снята крышка подшипника со стороны, противоположной приводу. Для насадки шкива на вал более крупной машины можно применять винтовой домкрат, используя в качестве опоры стены здания или колонны. Горизонтальность плоскости установки выверяется при помощи уровней, которые надо помещать в двух перпендикулярных положениях.

Одной из основных операций монтажа электрических машин является центровка, которая предназначена для того, чтобы получить правильное взаимное положение соединяемых валов, обеспечивающее спокойную работу машин. Для этого необходимо, чтобы оси валов лежали на одной линии и центры валов совпадали. Наиболее распространенной является центровка при помощи двух скоб, закрепляемых на полумуфтах соединяемых машин.

Подробнее про монтаж электрических машин рассказано здесь:

Монтаж электрической аппаратуры

Для управления работой электродвигателей, генераторов и электрических сетей применяют различного рода электрические аппараты. Они служат для включения и выключения объектов электрооборудования и отдельных участков сети, для регулировки тока в обмотках при пуске и работе электродвигателей и генераторов, для защиты их от перегрузки и коротких замыканий, для изменения скорости и направления вращения.

Электрические аппараты используют также для автоматизации технологических процессов, разного рода специальных целей, как, например, электрической контактной сварки, захватывания деталей в процессе обработки, сигнализации и управления производством и т. д.

Пускорегулирующие и защитные аппараты являются весьма ответственной частью электрооборудования, поэтому монтаж их должен быть высококачественным и обеспечивать надежность работы электроприводов.

Все аппараты перед монтажом подвергаются тщательному осмотру для проверки их исправности. Каждый аппарат помещается в специальном кожухе, в лапах которого предусмотрены отверстия для крепления. Через эти отверстия производится разметка в панелях и рамах, на которые устанавливают аппараты. Многие современные электрисеские аппараты предназначены для крепления на DIN-рейку, что значительно облегчает их монтаж.

Металлические кожухи аппаратов должны быть присоединены к сети заземления. Подводимые к аппаратам многожильные провода и одножильные сечением более 10 мм 2 должны иметь механические сжимы или наконечники.

Подробнее про монтаж различных электрических аппаратов рассказано здесь:

Источник

Подготовка электрических машин к установке

Объем работ по подготовке электрических машин к установке приведен в таблице.
При нарушении условий и сроков хранения электрические машины, поставляемые в собранном виде подлежат ревизии с полной разборкой. Необходимость ревизии оформляется актом с участием представителя предприятия-заказчика. Ревизию большого количества машин с полной разборкой целесообразно производить в специально отведенном месте в централизованном порядке.

Объем работ и очередность выполнения операций по предмонтажной ревизии электрических машин

Требования по выполнению работ

Машины в собранном виде
Очистка фундаментных плит и лап станин
Очистка и промывка анкерных болтов
Промывка и подготовка подшипников: скольжения

Фундаментные плиты и лапы станин должны быть чистыми, без следов масла
Анкерные болты должны быть чистыми, без следов масла и грязи, резьба исправна
Подшипниковые стойки и картеры должны быть чистыми и испытаны на герметичность (уровень керосина на 50—60 мм выше сливного патрубка, заглушённого на время испытания, время испытания 8—12 ч). При испытании не

должно быть течи. Маслоуказательная и другая масляная арматура (фланцы, заглушки, спускные пробки и т. д.) должна быть чистой без повреждений. Зазоры между вкладышами и шейкой вала должны соответствовать указаниям.

Подшипники должны удовлетворять требованиям. Смазка должна быть в достаточном количестве и пригодна для эксплуатации

Проверка уплотнений подшипников

Зазор в уплотнениях подшипника должен соответствовать указаниям.

Проверка воздушного зазора

Воздушный зазор, измеренный щупом, должен удовлетворять. Регулировка производится при помощи прокладок

Проверка состояния щеточного. механизма, коллектора и контактных колец

Коллектор, щеточный механизм, контактные кольца должны соответствовать указаниям. Полировка, шлифовка, протачивание коллектора и контактных колец производятся при необходимости. Свободное перемещение щеточного механизма проверяется при освобождении стопорного устройства. Регулировка щеткодержателей в соответствии с требованиями. Пригонка щеток и нажатие их на коллектор в соответствии с требованиями.

Проверка состояния выводов

Выводы электрических машин должны быть надежно закреплены на выводных колодках, в клицах и очищены от консистентной смазки. Качество резьбы и болтовых креплений, качество пайки наконечников должно быть в норме

Проверка состояния и опрессовка охладителей

Охладители должны быть без внешних повреждений. Давление при опрессовке устанавливается заводом-изготовителем

Проверка состояния изоляции обмоток, щеточной траверсы и изолированных подшипников

Изоляция обмотки должна соответствовать нормам. При необходимости производятся сушка изоляции и замена изолирующих частей.

Проверка свободного вращения ротора

Ротор электрических машин должен свободно прокручиваться без задеваний и механического шума. Прокручивание производится при помощи грузоподъемного механизма или вручную (приспособлением)

Машины, поставляемые в разобранном виде, кроме операций, указанных выше

Проверка резьбовых отверстий в фундаментных плитах

Резьбовые отверстия должны быть без дефектов, резьба исправна

Разборка подшипников и проверка качества вкладышей и прилегания крышек подшипника

Баббитовая поверхность вкладышей должна быть без царапин и задиров. Проверяют плотность прилегания баббита, проверяют соответствие масляных канавок чертежам заводов-изготовителей

Проверка плотности посадки клиньев, крепящих обмотки

Обмотки должны быть прочно расклинованы в пазах; при необходимости производится дополнительная расклиновка.

Визуальная проверка изоляции лобовых частей

Изоляция должна быть без видимых повреждений

Проверка активной стали

Активная сталь ротора (якоря) и статора (магнитной системы) должна быть без вмятин, забоев и ржавчины и покрыта предохраняющим твердым покрытием

Проверка бандажей, плотности расклиновки обмоток роторов при выходе из пазов, плотности запрессовки сердечников

Бандажи должны быть прочными, лобовые части обмоток должны быть укреплены, сердечники магнитной системы надежно закреплены

Проверка состояния демпферной клетки, обмотки возбуждения, компенсационной обмотки

Стержни демпферной клетки должны быть зачеканены без слабины. Катушки возбуждения должны плотно сидеть на сердечнике, при необходимости производят их расклиновку. Шины компенсационной обмотки должны иметь прочные болтовые соединения без затеков краски. В щелях между шинами не должно быть посторонних предметов.

Проверка всех болтовых соединений
Проверка качества пайки неизолированных паяных соединений
Проверка правильности схемы соединения выводов и соответствия напряжению сети

Болтовые соединения должны быть затянуты
Паяные соединения демпферной клетки, компенсационной обмотки, обмотки якоря с пластинами коллектора (петушков) должны быть надежными; при необходимости дефекты исправляют
Соединение выводов должно быть в соответствии с напряжением сети: звезда, треугольник; параллельное и последовательное соединение обмоток статора.
Чередование главных и дополнительных полюсов (схема соединения обмоток возбуждения) должно быть в соответствии с требованиями

Источник

Читайте также:  Герметичные муфты для соединения кабеля
Наименование операции