Проводка судов по реке
Статья 41. Лоцманская проводка судов
1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 05.04.2011 N 47-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.
2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.
Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.
5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить данного лоцмана.
6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.
Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.
7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 203-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;
любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;
невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.
9. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.
Источник
Проводка судов в местах расположения мостов.
Помимо назначения, различают мосты: на опорах (прямые и арочные), наплавные и разводные.
Проводка судов под мостами на опорах, установленных в русле реки, представляет определенные трудности. В меженний период опоры мостов стесняют живое сечение реки, что приводит к увеличению скорости течения в пролетах и разнице уровней воды выше и ниже створа моста. В период половодья и паводков живое сечение речного потока в месте расположения моста дополнительно стесняется береговыми насыпями – дамбами. Вода, затопившая поймы, наталкиваясь на дамбы, поднимается еще больше, сокращая высоту судоходного пролета и устремляясь в пролеты моста часто создает свальные течения. Недоучет этих факторов может привести к тяжелым авариям.
В зависимости от числа пролетов между опорами, мосты подразделяются на одно, двух и многопролетные. Конструкции нижней кромки фермы бывают прямыми и арочными, последние уменьшают ширину с.х. пролета из-за скоса арок.
На фермах и опорах мостов устанавливают навигационные знаки, которые указывают пролеты и ось с.х. для движения судов и плотов и высоту нижней кромки фермы моста от поверхности воды. В темное время суток эти знаки освещаются сигнальными огнями, являющихся основными ориентирами для судоводителей. На подходах к мостам могут выставляться плавучие навигационные знаки – направляющие движение судов и их заправку в судоходные пролеты.
Проводка судов под мосты на опорах должна обеспечивать их безаварийное движение через предназначенные для них судоходные пролеты с необходимыми интервалами до опор моста и установленными запасами по высоте до нижней кромки его фермы.
Процесс проводки содержит следующие элементы:
-определение расположения судоходного пролета для данного направления движения;
-оценки путевой и гидрометеорологической обстановки в районе моста на момент подхода к нему;
-выбор безопасного курса для заправки судна под мост;
-прохождение под мостом и выход на судовой ход.
Согласно ПП по ВВП расхождение и обгон судов в пролете моста и в пределах 500м выше и ниже моста с одним судоходным пролетом запрещается, а при одновременном подходе судов сверху и снизу к такому мосту первым его проходит судно идущее вниз или скоростное судно независимо от направления движения.
При подходе к многопролетному мосту судоводитель должен заблаговременно определить по знакам на мосту расположение судоходного пролета для данного направления движения и сравнить габаритную высоту моста по знакам на опорах и информационным знакам с высотой своего судна ( при превышении, привести высотный габарит судна в соответствие, путем принятия балласта, заваливания мачт и т.п.). При отсутствии навигационных знаков или их огней следует прекратить движение.
Самой сложной является проводка под мосты при следовании вниз в ветреную погоду. На зарегулированных реках со слабым течением и каналах проводка упрощается, т.к. в основном учитывается только сила и направление ветра.
Проводка одиночного судна под мост заключается в том, что, определив курс по отношению к судоходному пролету с учетом направления струй течения и ветра, судно выходит на полосу с.х., обставленную направляющими плавучими навигационными знаками, а затем направляется на створные навигационные знаки на средине фермы ходового пролета. При воздействии ветра и течения избирают курс с поправкой на дрейф и снос.
Дата добавления: 2016-02-04 ; просмотров: 7267 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Управление судном в различных условиях плавания
Прохождение поворота
Проводка судов и составов по крутым поворотам русла. Реки в естественном состоянии изобилуют трудными для судовождения криволинейными участками. Извилистые участки с ограниченными радиусами закругления (луки, колена) характеризуются большой кривизной судового хода, наличием сильных прижимных течений и в большинстве своем малой шириной судового хода.
При проводке судов, составов и плотов через крутые повороты русла реки необходимо, используя их маневренные качества, обеспечить безаварийное прохождение криволинейного участка, не допустив навала на вогнутый берег. При этом учитывают воздействие инерционных сил, вызывающих раскатку: кормы одиночного судна, толкача и последних счалов толкаемого состава, последних счалов буксируемого состава и хвостовой части плота на поворотах, а также возникновение центробежной силы при движении по криволинейной траектории и влияние на судно и составы прижимных к вогнутому берегу течений. Обычно на крутых поворотах действие на судно и составы этих факторов суммируется, вызывая их нежелательные и небезопасные перемещения относительно кромок судового хода. Необходимо принимать все меры предосторожности, чтобы не допустить на этих участках расхождений с другими судами и составами и их обгонов. Чем больше габаритные размеры судна, состава или плота, тем сложнее проводить их по крутым поворотам.
Рассмотрим примеры проводки судов и составов по крутым поворотам русла.
Проводка судна по крутому повороту
|
Проводка судна по крутому повороту заключается в следующем (см. рисунок). Судно, следующее по течению, при подходе к повороту ориентируется по перевальному знаку П1(положение I). Приближаясь к повороту, убавляют скорость, переходят с полного хода на средний, а затем на малый (положение I) . Начав поворот (положение 1/1), ведут судно так, чтобы носовая часть была как можно ближе к выпуклому берегу, ориентируясь на буй б1 с таким расчетом, чтобы в процессе дальнейшего движения по повороту (положения IVи V)корма судна находилась на безопасном расстоянии от вогнутого берега. Поворачивают плавно, без резких перекладок руля, ориентируясь по очертаниям берегов, бую б2, ходовому Х1 и перевальному П2знакам.
Если возникает опасность навала кормы на берег, рекомендуется на короткое время увеличить скорость с одновременной перекладкой руля в сторону вогнутого берега (положения VIи VII). Выход из поворота завершают выравниванием движения судна и увеличением скорости до полного хода (положение VIII).
Проводка судна по крутому повороту при движении против течения аналогична проводке по течению, однако встречное течение оказывает более благоприятное воздействие на управляемость судна, уменьшает опасность раскатки и навала на берег и упрощает процесс проводки.
Источник
Движение судна через перекат
Сложными препятствиями для судоходства на реках являются перекаты и проводка судов по ним связана с определенными трудностями т.к. перекаты разнообразны по форме, расположению в русле реки и гидрологическому режиму. Почти все перекаты имеют ограниченные (а часто и лимитирующие) габариты с.х. (глубину, ширину и радиусы закруглений). Расхождение и обгон судов на перекатах не рекомендуется, а часто запрещается. Запреты указаны в лоциях, док-тах об особенностях движения и стоянки судов в бассейне (ДОДиС) и на местности запрещающими навигационными знаками. Управление судном при проводке через перекат заключается в том, чтобы с учетом гидрометеорологических условий правильно выбрать курс при входе на перекат, при движении по нему и выходе в плесовую лощину.
Проводка судна через перекат по течению состоит из следующих элементов:
При подходе к перекату судоводитель должен убедиться в наличии необходимого запаса воды под днищем (путевая информация, нав. знаки) в соответствие ПП по ВВП приложение 1. При глубине на перекате менее 1,5 кратной осадки судна необходимо заблаговременно снизить скорость движения. ( Безопасная скорость на мелководье, при которой сохраняются необходимые запасы воды под днищем рассмотрены в лекции 2.6.2). Для правильного захода на перекат судоводитель должен учесть расположение навигационных знаков, характерные особенности переката и убедиться в отсутствии встречных судов. В случае невозможности расхождения наиболее безопасным местом ожидания судна идущего вниз является тиховод у верхней косы, а при движении вверх – у косы или побочня в нижней плесовой лощине переката. При неблагоприятных погодных условиях стоянка производится на якорях. При движении по течению поворот на перекат начинают, не доходя до створной линии, ориентируясь верхним поворотным буем у верхней косы переката, при этом возможен дрейф судна к нижнему плечу верхнего яра и побочню. Поворот выполняется так, чтобы судно вышло на створную линию приблизительно на средине переката, при прохождении корыта переката следует дополнительно снизить скорость. Затем ориентируясь поворотным буем нижней косы переката, начинают поворот со створа в нижнюю плесовую лощину. В этот момент судно получает дрейф в сторону яра, для предупреждения навала на яр следует увеличить обороты движителей и перекладкой рулей сдерживать раскатку судна. После выхода с переката скорость движения увеличивают.
Проводка судна через перекат против течения менее сложна, но имеет особенности. Заход на перекат выполняется под углом к подвалью переката, большим 60 о . Чем меньше запас воды под днищем, тем меньше должна быть скорость судна, т.к. нижний склон гребня переката крутой и резкое падение глубины вызывает отрыскивание судна. При остром угле подхода на носовую часть судна со стороны нижней косы действует течение давление которого создает поворачивающий момент в сторону верхних песков, а отраженные от подвалья волны создают повышенное давление воды в носовой части судна и поворачивающий момент, направленный в ту же сторону. Величина этого момента тем больше, чем круче подвалье и мелководнее перекат, больше скорость и осадка судна и острее угол подхода к подвалью переката. В результате действия этих поворачивающих моментов судно может отрыскнуть в сторону затонской части переката.
На подвалье переката судно выводят на створную линию и следуют по ней. При выходе с переката поворачивают ориентируясь по верхнему поворотному бую у верхней косы переката и увеличивают скорость судна.
Источник