Проводка поступление бюджетных субсидий бюджетных организаций

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство. Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

Читайте также:  Проводка госпошлины за товарный знак

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?
Посмотреть ответ

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

Источник

Проводка поступление бюджетных субсидий бюджетных организаций

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением субсидии на выполнение задания в соответствии с СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Получение субсидии

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Субсидии рассчитываются с учетом:

  • нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
  • нормативных затрат на содержание имущества.

Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года). Уменьшить объем субсидии в течение срока выполнения задания можно только при изменении задания.

Доходы учреждения в виде субсидии на выполнение задания отражаются по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов, подстатье 131 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.3.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с субсидиями на выполнение задания учитываются по коду финансового обеспечения 4.

Субсидии на выполнение задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение (п. 54 федерального стандарта «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32, далее – СГС «Доходы»). Основанием служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).

Признание доходов текущего года, корректировка показателей

Доходы будущих периодов признаются в составе доходов текущего года по мере выполнения задания в соответствии с отчетом (п. 54 СГС «Доходы», п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н). Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя. Допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора», подразделе «Методический кабинет».

Если учредитель решит формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о выполнении задания, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о выполнении задания показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

Для примера ошибкой прошлых лет считается признание субсидии доходами текущего года по кассовому методу (по мере поступления субсидии на счет учреждения), а не по методу начисления.

Возврат субсидии

Федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами может быть предусмотрен возврат в бюджет остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения заданий, предоставленных в прошлом отчетном периоде. Субсидия возвращается в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование по возврату субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении задания, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Возврат субсидии на выполнение задания прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядка № 209н).

Типовые корреспонденции по учету субсидий на выполнение задания

№ п/п Содержание операции Документ — основание Бухгалтерские записи у бюджетного (автономного) учреждения Пункт Инструкции № 174н Пункт Инструкции № 183н
дебет счета кредит счета
Заключение соглашения о предоставлении субсидии
1 Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на выполнение задания: План ФХД
  • на текущий год;
КДБ 4 507 10 131 КДБ 4 504 10 131 171, 177 200, 206
  • на очередные годы
КДБ 4 507 20 131
КДБ 4 507 30 131
КДБ 4 504 20 131
КДБ 4 504 30 131
171, 177
171, 177
200, 206
200, 206
2 Начислены доходы будущих периодов по предоставлению субсидии в сумме соглашения (на все финансовые периоды) Соглашение КДБ 4 205 31 561 КДБ 4 401 40 131 93, 158 96, 186
Предоставление субсидии из бюджета
3 Получена субсидия на лицевой счет Выписка из лицевого счета КИФ 4 201 11 510 КДБ 4 205 31 661 72 72
Увеличение счета 17
(КВД 130, КОСГУ 131)
4 Отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде субсидии на выполнение задания Выписка из лицевого счета КДБ 4 508 10 131 КДБ 4 507 10 131 180 209
Корректировка показателей в связи с увеличением задания в текущем финансовом году
5 Увеличены показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на выполнение задания в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 4 507 10 131 КДБ 4 504 10 131 171 200
6 Увеличены доходы будущих периодов по субсидии в связи с увеличением объема задания в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 4 205 31 561 КДБ 4 401 40 131 93, 158 96, 186
Корректировка показателей в связи с уменьшением задания в текущем финансовом году
7 Уменьшены показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на выполнение задания в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 4 504 10 131 КДБ 4 507 10 131 171 Не соответствует*
8 Уменьшены доходы будущих периодов по субсидии в связи с уменьшением объема задания в текущем финансовом году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 4 401 40 131 КДБ 4 205 31 661 94 Не предусмотрен**
Признание доходов будущих периодов по субсидии доходами текущего года
9 Признаны доходы будущих периодов по субсидии доходами текущего года Отчет о выполнении задания, извещение (ф. 0504805) КДБ 4 401 40 131 КДБ 4 401 10 131 150, 158 178, 186
Возврат субсидии в связи с невыполнением задания
10 Начислена задолженность в сумме, подлежащей возврату в бюджет в связи с невыполнением задания Отчет о выполнении задания, Извещение (ф. 0504805) КДБ 4 401 40 131 КИФ 4 303 05 731 158 178
11 Возвращена в бюджет субсидия прошлого года, соответствующая невыполненному заданию Платежное поручение, выписка с лицевого счета КИФ 4 303 05 731 КИФ 4 201 11 610 73 73
Увеличение счета 18 (КИФ 610, КОСГУ 610)

Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.

Номера счетов 205 31, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
  • в разрядах 15 – 17 – код видов доходов 130.

Номер счета 303 05 формируется так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
  • в разрядах 15 – 17 – КИФ 610.

По счетам аналитического учета счета 201 00 «Денежные средства учреждения» в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.

Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет субсидии на выполнение задания

№ п/п Содержание операции Документ – основание Бухгалтерские записи у бюджетного (автономного) учреждения Пункт Инструкции № 174н Пункт Инструкции № 183н
дебет счета кредит счета
Принятие обязательств
1 Приняты обязательства:
  • на текущий год
Договор, расчет и др. КРБ 4 506 10 2XX
КРБ 4 506 10 3XX
КРБ 4 502 11 2XX
КРБ 4 502 11 3XX
167, 174
167, 174
196, 203
196, 203
  • на очередные годы
КРБ 4 506 20 XXX
КРБ 4 506 30 XXX
КРБ 4 502 21 XXX
КРБ 4 502 31 XXX
167, 174
167, 174
196, 203
196, 203
Авансовые платежи
2 Принято денежное обязательство Договор КРБ 4 502 11 XXX КРБ 4 502 12 XXX 167 196
3 Перечислен аванс Договор, выписка из лицевого счета с приложенными документами КРБ 4 206 XX 56X КИФ 4 201 11 610 73, 97 73, 100
Увеличение счета 18
(КРБ ХХХ, КОСГУ ХХХ)
Принятие денежных обязательств
4 Начислена кредиторская задолженность за выполненные работы, оказанные услуги, поставку нефинансовых активов Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 4 1XX ХХ XXX,
КРБ 4 106 2X 3XX,
КРБ 4 106 3X 3XX,
КРБ 4 109 XX XXX,
КРБ 4 401 20 ХХХ
КРБ 4 208 XX 667,
КРБ 4 302 XX 73X,
КРБ 4 303 XX 731
106, 128, 131 109, 131 – 140, 142, 153, 154, 159
5 Приняты денежные обязательства в текущем финансовом году Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 4 502 11 XXX КРБ 4 502 12 XXX 167 196
Зачет аванса
6 Зачтен аванс Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 4 302 XX 83X КРБ 4 206 XX 66X 98, 129 101, 157
7 Скорректированы денежные обязательства по зачтенным авансам способом «красное сторно» Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 4 502 11 XXX КРБ 4 502 12 XXX 167 196
Оплата кредиторской задолженности
8 Оплачена кредиторская задолженность Выписка из лицевого счета с приложенными документами КРБ 4 208 XX 567,
КРБ 4 302 XX 83X,
КРБ 4 303 XX 831
КИФ 4 201 11 610 73 73
Увеличение счета 18
(КРБ ХХХ, КОСГУ ХХХ)

В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС «Электронный бюджет», СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения поставщиком (исполнителем) условий договора. При этом в момент поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг денежное обязательство принимается на всю сумму согласно выставленным документам.

Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь.

* Согласно п. 200 Инструкции № 183н уменьшение сметных назначений по доходам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 507 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 504 00 способом «красное сторно».

** Соответствующие изменения планируется внести в п. 186 Инструкции № 183н. Проект приказа размещен на сайте Минфина России во вкладке «Документы», подразделе «Проекты», а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Источник