Проводка по выбытию материалов

Счет 10 в бухгалтерском учете

Начнем с названия

Счет 10 «Материалы», в соответствии с Инструкцией 94н, используется, чтобы отражать на нем все, что происходит в компании с материалами, сырьем, топливом, запчастями, инвентарем и другими подобными приобретениями. Коротко можно сказать, что счет 10 отражает то, что относится к МПЗ (материально-производственные запасы): их поступление и выбытие.

Субсчета к счету 10 могут открываться по видам МПЗ укрупненно: сырье и материалы (10-1), топливо (10-3), запчасти (10-5), счет 10-10 (что относится) — специальная оснастка и специальная одежда и т. д., в соответствии с рекомендованными в Инструкции 94н или самостоятельно созданными и внесенными в учетную политику.

Основные проводки по счету 10

Так как счет активный, то по его дебету показываем поступление актива в виде МПЗ, а по кредиту — его выбытие с данного счета:

  • Дт 10 Кт 60 (71, 76) — принятие на учет материалов;
  • Дт 20 (23, 26, 44, 91) Кт 10 — как списать материалы с 10 счета на основное или вспомогательное производство, общехозяйственные расходы, расходы на продажу или на финансовый результат.

Если на конец отчетного или иного анализируемого периода получается дебетовый остаток по сч. 10, он показывает стоимость имеющихся в наличии материалов. На конец отчетного периода такой остаток отражается в активе баланса по строке 1210 «Запасы».

Все произошедшее в учете с материалами за любой период отражает оборотно-сальдовая ведомость по счету 10, в которой есть:

  • сальдо (остатки) на начало заданного периода;
  • поступление как оборот по дебету;
  • выбытие как оборот по кредиту;
  • остатки на конец периода.
Читайте также:  Температура кабеля теплого пола напрямую без терморегулятора

Теперь более подробно о каждой операции.

Оприходуем поступление

Прежде чем отразить в учете средства, поступившие на сч. 10, нужно все пересчитать и сравнить с количеством и наименованием, указанными в документе продавца, обычно это ТОРГ-12 или ТТН, осмотреть на наличие брака.

Если проверка не выявила неприятностей, все на месте и в отличном состоянии, их передают под отчет кладовщику без оформления на склад. Документально оприходование оформляется накладной по унифицированной форме М-4 или в свободной форме с обязательными реквизитами, установленными законом 402-ФЗ. Другой вариант — поставить на документе продавца штамп «оприходовано» с наименованием вашей компании, датой оприходования, Ф.И.О. и должностью ответственного лица и его подписью.

Если все же проверка показала, что не все так, как ожидали, нужно составить акт о недостатках товара по количеству или качеству. Оприходованию в данном случае подлежит фактическое количество поступивших МПЗ с удовлетворившим вас качеством.

Списываем

Материалы подлежат выбытию в случаях передачи их в производство, на управленческие цели, при продаже, порче, недостаче. Списывать материалы можно, оценив их одним из трех способов:

  • по стоимости каждой единицы (п. 16, 17 ПБУ 5/01). Данный способ применяется в основном при уникальной цене каждой единицы приобретенных МПЗ и предполагает учет по каждой их единице. Выбытие каждой единицы в таком случае списывается по цене ее приобретения;
  • по средней стоимости (п. 16, 18 ПБУ 5/01). Данный способ предполагает наличие в аналитическом учете групп МПЗ. Принцип распределения их на группы целесообразно прописать в учетной политике. При данном способе списания стоимость единицы рассчитывается как отношение суммы дебетового сальдо по сч. 10 на начало месяца и дебетовому обороту по этому счету за этот месяц к сумме, равной количеству материалов на сч. 10 на начало месяца и количеству поступивших в этом месяце материалов. Чтобы посчитать сумму выбытия всех материалов группы, нужно среднюю стоимость МПЗ данной группы умножить на количество выбывших материалов данной группы;
  • по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) (п. 16, 19 ПБУ 5/01). Предполагается учет по группам, как в предыдущем варианте. Списание происходит по цене ранних по приобретению в каждой группе: первое списание по цене МПЗ, числящихся на начало месяца. По этой цене списывается то количество, которое есть в учете на начало месяца. Если такое количество МПЗ списано, начинаем списывать по цене тех МПЗ, которые приобретены вторыми с начала месяца и т. д.

Выбранный способ закрепляется в учетной политике.

Перечисленные методы определения стоимости МПЗ для списания не применяются организациям розничной торговли (они списывают их по продажной стоимости) и теми, кто ведет упрощенный бухучет (они могут списывать по покупной цене).

Источник

ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ТМЦ).

Цель:

раскрыть организацию бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей в страховых организациях на основе действующих законодательно-нормативных актов.

Задача:

раскрыть понятие, классификацию и оценку товарно-материальных ценностей, организацию учета ТМЦ на складах и в бухгалтерии, порядок проведения инвентаризации ТМЦ и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета.

Оглавление

3.1. Документальное оформление и учет материалов на складах

Материалы относятся к оборотным средствам предприятия. В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (Приказ Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н) к материалам относятся активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов, при производстве продукции, работ, оказания услуг;
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

Единица бухгалтерского учета ТМЦ выбирается организацией самостоятельно и в зависимости от характера ТМЦ, порядка их приобретения и использования единицей ТМЦ может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. ТМЦ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость ТМЦ определяется по-разному, в зависимости от источника поступления ТМЦ.

Фактической себестоимостью ТМЦ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на приобретение, включая НДС. К фактическим затратам на приобретение ТМЦ относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствие с договором, поставщиком;
  • суммы, уплачиваемые за информационные, консультационные и посреднические услуги;
  • таможенные пошлины;
  • затраты по заготовке и доставке ТМЦ до места их использования, включая расходы по страхованию и начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками, если они привлечены для приобретения этих запасов;
  • затраты по доведению ТМЦ до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Фактические затраты на приобретение ТМЦ определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия ТМЦ к учету.

Фактическая себестоимость ТМЦ, внесенных в счет вклада в уставный капитал, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями.

Фактическая себестоимость ТМЦ, изготовленных самой организацией, определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.

Фактическая себестоимость ТМЦ, полученных по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету.

Фактической себестоимостью ТМЦ, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих к передаче.

В текущем учете (на складе) материальные ценности учитываются по условной учетной цене, в качестве которой используется цена приобретения или нормативная (плановая) себестоимость приобретения. Материалы, используемые предприятием, классифицируют по следующим видам: сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, тарные материалы, топливо, запчасти и другие ценности.

Для учета материалов используется счет 10 «Материалы», счет активный, балансовый, к которому открываются следующие субсчета:

  1. «Сырье и материалы».
  2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».
  3. «Топливо».
  4. «Тара и тарные материалы».
  5. «Запасные части».
  6. «Прочие материалы».
  7. «Материалы, переданные в переработку на сторону».
  8. «Строительные материалы».
  9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
  10. «Специальная оснастка и спецодежда на складе».
  11. «Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации».

Аналитический учет материалов организуется по местам хранения (складам, кладовым) и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам) в разрезе номенклатурных номеров, которые присваиваются материалам согласно разработанной на предприятии номенклатуре.

Номенклатура-систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии, в котором каждому виду, типу, размеру материала присваивается свой номер.

На складах (кладовых) осуществляется количественный (сортовой) учет материалов в разрезе видов материалов и номенклатурных номеров. Учет осуществляется на карточках учета материалов (ф. М-17), основными реквизитами которой являются:

  • наименование материала;
  • его номенклатурный номер;
  • место нахождения (стеллаж, полка);
  • единица измерения;
  • цена (учетная цена).

На карточках учет ведется в натуральных единицах измерения. Особенностью ведения карточек складского учета является соблюдение правила — определение остатка материала после каждой записи.

Движение материалов оформляется разнообразными документами. Поступление материалов на склад предприятия оформляется приходным ордером (ф. М-4), в котором отражается наименование материала, поступившее количество, условная цена, цена приобретения. При наличии расхождений между фактическим количеством и данными, указанными в счете поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. М-7).

Возврат материальных ценностей из производства на склад, как неиспользованных, оформляется Накладной на внутреннее перемещение (ф. М-13 и М-14).

Отпуск материальных ценностей на оказание услуг осуществляется на основании лимитно-заборных карт (ф. М-8) и требований — накладными (ф. М-11).

В лимитно-заборных картах указывается:

  • наименование материалов, подлежащих отпуску;
  • лимит отпуска;
  • фактический отпуск в счет установленного лимита;
  • дата отпуска;
  • остаток неиспользованного лимита.

Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах: первый — подразделению, использующему материал, второй — складу. При отпуске материалов со склада представитель отдела расписывается в экземпляре лимитно-заборной карты склада, а кладовщик — в экземпляре лимитно-заборной карты подразделения.

Реализация материальных ценностей оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (ф. М-15). По окончании месяца документы, оформляющие движение материалов, сдаются в бухгалтерию для счетной проверки и обработки. В случаях отсутствия типовых документов предприятию предоставлено право самостоятельно разрабатывать приходно-расходные документы с сохранением в них обязательных реквизитов.

На складах учет материалов осуществляется оперативно-сальдовым методом. Его суть состоит в том, что каждые 5-10 дней работник бухгалтерии осуществляет проверку записей на карточках учета материалов, подтверждая результаты проверки своей подписью. На первое число каждого месяца работник склада составляет сальдовую книгу и представляет ее для проверки в бухгалтерию. В бухгалтерии данные бухгалтерского учета сверяются с данными складского учета и в случаях выявления расхождений производят перепроверку записей.

3.2. Учет материалов в бухгалтерии

В зависимости от принятого в Учетной политике положения учет материалов в бухгалтерии может быть организован по одному из следующих вариантов.

При первом варианте учета на счете 10 «Материалы» формируется фактическая себестоимость приобретенных материалов.

Расчеты с поставщиками по поставленным ценностям учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На основании первичных документов (приходных ордеров, счетов поставщиков, авансовых отчетов о командировочных расходах лиц, занятых непосредственным приобретением материальных ценностей, выписок из расчетного счета в банке) на стоимость полученных материалов составляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет счета 10 «Материалы»;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Кредит счета 51 «Расчетный счет».

НДС, уплаченный при приобретении материалов, включается в фактическую себестоимость материалов.

Исходя из того, что в текущем учете материалы учитываются по учетным ценам (нормативной, плановой себестоимости), в бухгалтерии на счете 10 «Материалы» отражается: стоимость материалов по учетной цене и отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам. Это вызывает необходимость распределения отклонений фактической себестоимости от учетной цены между остатками материалов на складах и израсходованных на оказание услуг. Распределение производится по среднему проценту отклонений, размер которого определяется следующим образом:

П о = (О нм + О м ) / (М нм + М м ) * 100%,

где: П о — процент отклонений;

О нм — отклонение фактической стоимости материалов от их стоимости по учетным ценам, на начало месяца, тыс. руб.;

О м — отклонение фактической стоимости материалов, приобретенных за месяц, от их стоимости по учетным ценам, тыс. руб.;

М нм — стоимость материалов на начало месяца по учетным ценам, тыс. руб.;

М м — стоимость материалов по учетным ценам, поступивших за месяц, тыс. руб.

Сумма отклонений, относящаяся к остатку материалов на складах, определяется как произведение процента отклонений на остаток материалов на конец месяца по условной цене, т. е.:

С о = П о * М км / 100%,

где: С о — сумма отклонений на остаток материалов, тыс. руб.;

М км — стоимость материалов на конец месяца по учетным ценам, тыс. руб.

Сумма отклонений, относящаяся к величине израсходованных за отчетный месяц материалов, (С р ) определяется как произведение процента отклонений (П о ) на стоимость материалов, израсходованных за отчетный месяц по учетной цене, т. е.:

Ср = П с * М р / 100%,

где: С р — сумма отклонений на израсходованные за месяц материалы, тыс. руб.;

М р — материалы, израсходованные за месяц по учетной цене, тыс. руб.

Расчет осуществляется в ведомости в разрезе видов и групп ценностей. Порядок распределения отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам приведен в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Расчет отклонений фактической стоимости материалов от их стоимости по учетным ценам

Источник