Гарантийное удержание: что нужно знать бухгалтеру
Я уже писал на «Клерке» о передаче результата выполненных работ (то есть их реализации) и порядке отражения этой операции в регистрах учета. Бухгалтеры задались вопросом: в каком конкретном случае результат работ может передан заказчику, но риск его случайного повреждения или гибели, тем не менее, остается за подрядчиком?
Конкретного ответа коллеги не нашли. И потом подняли проблему гарантийного удержания, утверждая, что это как раз и может служить примером того, что результат работ передан заказчику, но подрядчик все еще продолжает нести за него ответственность.
Однако и в этом случае результат работ заказчику передается вместе с риском его случайного повреждения или гибели. И если после подписания акта «сдал-принял» с объектом происходит какие-то неполадки, возникшим не из-за того, что подрядчик допустил брак в работе (недокрутил две крутки, или недовинтил три винтки), а по другим причинам, допустим, из-за неправильной его эксплуатации, то подрядчик ответственности за это не несет.
Гарантийное же удержание, не предусмотренное кстати Гражданским кодексом, дает заказчику гарантию, что скрытые недоделки, допущенные подрядчиком, и не обнаруженные при приемке результата работ, все равно будут устранены в случае их выявления.
Смысл его состоит во включении в договор подряда условия, согласно которому заказчик, после приемки от подрядчика результата работ оплачивает не всю его стоимость, а только 85 (или 90, или 95)%. Остальные 15 (10, или 5)% задолженности за выполненный и переданный результат работ заказчик обязуется перечислить позже, через полгода (год, или полтора).
Такой вариант заключения договора не позволяет подрядчику в случае обнаружения каких-либо скрытых дефектов увильнуть от их исправления.
Предположим, что подрядчик передал заказчику выполненный результат работ, договорная стоимость которго составила 1 млн. руб. плюс 200 тыс. руб. налога на добавленную стоимость.
Фактические затрат на их выполнение составили 750 тыс. руб.
Договором также установлено, что заказчик не позднее, чем через месяц, должен оплатить 90% стоимости выполненных работ. Остальные 10% должны быть перечислены еще через полгода.
Подписанный в декабре акт подлежит в учете подрядчика отражению записями:
- Дебет счета 62 Кредит счета 90-1 — 1 200 000 руб. — результат работ передан заказчику;
- Дебет счета 90-3 Кредит счета 68.02- 200 000 руб. — начислен НДС от стоимости реализованных работ;
- Дебет счета 90-2 Кредит счета 20 — 750 000 руб. — списаны фактические затраты на выполнение переданного заказчику результата работ.
Результат работ заказчику передан и риск его случайной гибели или повреждения теперь несет уже последний.
В сроке предусмотренный договором, то есть в январе следующего года, заказчик перечисляет причитающуюся сумму, то есть 1 080 000 руб. (1 200 000 руб. х 90%).
Подрядчик отражает это поступление проводкой:
- Дебет счета 51 Кредит счета 62 — 1 080 000 руб.
Остальные 120 000 продолжают числиться в учете, как задолженность заказчика за переданный результат выполненных работ по дебету счета 62.
При этом хотелось бы обратить внимание, что эта задолженность вплоть до июня не будет признаваться у подрядчика сомнительной ни в регистрах бухгалтерского учета, ни для целей налогообложения прибыли.
Такой временной лаг — 6 месяцев после передачи результата работ для этих 120 тыс. руб. — предусмотрен условиями заключенного договора. И заказчик, не перечисляющий их, ничего не нарушает. Если за эти полгода никаких скрытых дефектов не выявляется, то в июне расчеты должны быть завершены перечислением этой суммы на расчетный счет подрядчика. И стороны после завершения расчетов расстаются без каких-либо претензий, либо продолжают дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
Если же какие-то недоделки, скрытые дефекты и пр. все-таки будут выявлены, и подрядчик не сможет грамотно перевести стрелки на самого заказчика, типа: — не так эксплуатировал, либо сослаться на какие-то другие причины, то ему придется безропотно и бесплатно исправлять свои огрехи.
Допустим, что исправление допущенного ранее (полгода или больше назад) брака обошлось подрядчику в 100 тыс. руб.
В его регистрах бухгалтерского учета оно подлежит отражению записями:
Дебет счета 28 Кредит счетов 10, 25, 70, 69 и др. — 100 000 руб.
Действующими нормативно-правовыми документами по бухгалтерскому учету не определено однозначно, каким конкретно расходами (по основной деятельности или прочими) признавать расходы на исправление брака подрядчиком. На мой взгляд, это все-таки расходы по основному виду деятельности. Следовательно, затраты на исправление брака, произведенные спустя несколько месяцев после передачи результата работ, можно списать проводкой:
- Дебет счета 90-2 Кредит счета 28 — 100 000 руб.
Списывать ли их в общей куче расходов, либо учесть, как расходы по заказу, который был закрыт еще в прошлом году, но экономически обоснованные и документально оформленные расходы возникли в году текущем — решать руководству и бухгалтерии подрядчика. Единственно правильного ответа у нас нет.
Для целей налогообложения прибыли (подп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ) потери от брака признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Также (п. 1 ст. 318 НК РФ) их оптимально признать косвенными расходами, то есть списывать на уменьшение налогооблагаемой прибыли в том месяце, когда они были завершены.
И после того, как брак будет исправлен (без какой либо дополнительной оплаты), заказчик может соизволить погасить свою задолженность, перечислив вышеуказанные 120 тыс. руб.
Ну, а если подрядчик начнет всячески увиливать от исправления допущенных им ранее косяков, то у заказчика есть в загашнике эти 120 тысяч, на которые он сможет нанять другую, желающую заработать организацию.
А наш «хитромудрый» подрядчик, не признавший своих реальных грехов, в итоге рискует остаться без своих денег, с которых он уже заплатил и НДС, и налог на прибыль.
Но еще раз повторюсь, что это гарантийное удержание, предусмотренное условиями заключенного заказчиком и подрядчиком договора, не подтверждает, что после передачи результата работ риск его повреждения или гибели остается за подрядчиком. Оно совсем о другом.
Поэтому еще раз хотелось бы попросить коллег поделиться реальным договором, по которому результат работ заказчику передан, но риск все равно остался на подрядчике.
Привет, Гость! Идет набор на программу профессиональной переподготовки.
Получите диплом с квалификацией «Главный бухгалтер на УСН, код В, уровень квалификации 6». После курса вы сможете без посторонней помощи вести ИП или небольшую компанию на упрощенной системе налогообложения.
Успейте записаться, пока есть места! Старт уже 1 марта, программа здесь.
Источник
Как отражать в бухгалтерском учете обеспечение по заявкам, контрактам и гарантийным обязательствам
Ваше предприятие участвует в госзакупках? Расскажем бухгалтерам, как правильно отразить в бухучете обеспечение заявок, контрактов и гарантийных обязательств.
О том, что такое обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта, а также чем эти понятия отличаются, мы подробно рассказали здесь.
Для бухгалтера все перечисленные понятия схожи, ведь любой обеспечительный платеж — это не расход, а только временное замораживание денег компании на определенный период. И в большинстве случаев эти средства вернутся обратно.
Обеспечение заявки на электронном аукционе
Компании, участвующие в электронных аукционах, как правило, имеют специальный счет, который им открывает уполномоченный банк (перечень банков можно найти в распоряжении Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р, которое регулярно обновляется).
Обеспечение заявки блокируется на спецсчете в момент окончания приема заявок на электронной площадке (ЭТП). Оператор ЭТП направляет запрос в банк, и если средств на спецсчете достаточно — банк блокирует нужную сумму. Разморозка произойдет тогда, когда ЭТП передаст соответствующую информацию в банк. Всем участникам, которые подали заявки, но проиграли аукцион, деньги размораживают в течение одного рабочего дня. Победителю аукциона — после заключения контракта.
Кроме того, если организация стала победителем аукциона — ЭТП снимет плату за свои услуги. Плату также взимают со спецсчета.
Полностью автоматизировать и настроить систему работы с тендерами вам поможет сервис Тендерплан .
В бухгалтерском учете суммы средств, перечисленных на спецсчет, учитывают на счете 55. Рационально открыть к нему субсчета: «Свободные средства», «Заблокированные средства». Заблокированные оператором средства также необходимо учитывать на забалансовом счете 009.
Проводки будут следующими:
- Д 55 «Свободные средства» К 51 — перечислены деньги на спецсчет;
- Д 55 «Заблокированные средства» К 55 «Свободные средства» — заблокирована сумма обеспечительного платежа;
- Д 009 — отражена сумма обеспечения заявки;
- Д 55 «Свободные средства» К 55 «Заблокированные средства» — сумма разблокирована на лицевом счете;
- К 009 — списана с учета сумма обеспечения заявки.
При выводе средств обратно на расчетный счет организации делаем проводку:
- Д 51 К 55 «Свободные средства» — переведены деньги на расчетный счет.
Если ЭТП удержала плату за услуги, отражаем ее так:
- Д 76 К 55 «Заблокированные средства» — удержано вознаграждение ЭТП.
- Д 91-2 К 76 — отражены расходы за услуги ЭТП.
Расходы должны быть документально подтверждены. От ЭТП должны поступить: акт оказания услуг и счет-фактура или УПД. Если документы переданы в электронной форме, то они должны быть подписаны электронной цифровой подписью ЭТП.
Бывают случаи, когда обеспечение заявки организации не вернут. В частности, если организация:
- уклонилась (отказалась) от заключения контракта;
- не представила (представила с нарушениями условий) обеспечение исполнения контракта до его заключения;
- отклонила 3 заявки по 2-м частям на одной ЭТП в течение одного квартала календарного года.
Тогда бухгалтер организации на основании решения УФАС может списать эти средства на прочие расходы:
- Д 91-2 К 55 «Заблокированные средства» — обеспечительный платеж удержан оператором ЭТП и переведен заказчику.
О том, как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков читайте здесь .
На средства по спецсчету могут начисляться проценты. В учете их фиксируют как и любые проценты по депозитам — в составе прочих доходов.
На дату начисления процентов бухгалтер сделает проводки:
- Д 76 К 91-1 — начислены проценты по спецсчету
- Д 55 «Свободные средства» К 76 — проценты поступили на спецсчет.
Обеспечение заявки по банковской гарантии
Если организация не хочет использовать для обеспечения заявки собственные деньги, она может воспользоваться банковской гарантией.
Подробно о процедуре и условиях получения банковской гарантии мы рассказывали здесь .
Услуга по предоставлению гарантии банком — платная. Банковскую комиссию в учете фиксируем так:
- Д 91-2 К 76 — отражена банковская комиссия за предоставление гарантии;
- Д 76 К 51 — комиссия оплачена с расчетного счета компании.
Если организация, например, отказалась от заключения контракта, то сумму обеспечения по заявке заказчику выплатит банк. А у организации возникнет задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки.
Проводки будут следующими:
- Д 91-2 К 76 (Заказчик) — отражена задолженность по обеспечению заявки;
- Д 76 (Заказчик) К 76 (Банк) — внутренняя проводка: задолженность перед заказчиком погашена банком;
- Д 76 (Банк) К 51 — погашена задолженность перед банком в размере обеспечительного платежа.
Если задолженность перед банком не погашена вовремя, банк начислит и спишет проценты за пользование денежными средствами. Проводки в учете организации:
- Д 91-2 К 76 (Банк) — начислены проценты за просрочку;
- Д 76 (Банк) К 51 — выплачены проценты банку.
Обеспечение исполнения контракта
Сумма обеспечения исполнения контракта перечисляется на счет заказчика. Срок возврата обеспечительного платежа должен быть прописан в контракте, но не может составлять больше 30 дней с момента исполнения обязательств (не больше 15 дней, если поставщик (исполнитель) — субъект МСП).
В учете сумму обеспечения отражают на счете 76 (в составе дебиторской задолженности) и на забалансовом счете 009.
Проводки будут следующими:
- Д 76 К 51 — перечислен обеспечительный платеж на расчетный счет заказчика;
- Д 009 — зафиксирована в учете сумма выданного обеспечения;
- Д 51 К 76 — заказчик вернул обеспечительный платеж;
- К 009 — списана с учета сумма обеспечительного платежа.
Обеспечение исполнения контракта организация также может выплатить не только собственными средствами, но и предоставить банковскую гарантию. Проводки по оплате услуг банка будут такими же, как мы описали в предыдущем разделе.
У организации может возникнуть расход, если обеспечительный платеж будет зачтен в счет штрафа или неустойки за ненадлежащее исполнение договора.
Суммы санкций, присужденные судом или признанные организацией, в учете отражают так:
Д 91-2 К 76-2 — отражена неустойка (штраф) за нарушение обязательств по контракту.
Узнать о том, как взыскать убытки с заказчика при расторжении контракта вы можете здесь .
Обеспечение гарантийных обязательств
Заказчик может потребовать от поставщика (исполнителя) гарантийное обязательство (кроме случаев закупки машин и оборудования, когда гарантийный платеж перечисляется в обязательном порядке).
Гарантийное обязательство (ГО) — это своего рода страховка заказчика от недобросовестного поведения поставщика (исполнителя) в период течения гарантийного срока. ГО предоставляют после заключения контракта, но до момента подписания документа о приемке. В штатной ситуации заказчик вернет ГО после окончания гарантийного срока.
Точный срок возврата ГО законодательством не урегулирован. Правда Минфин полагает, что срок возврата обеспечения ГО аналогичен сроку возврата обеспечения исполнения контракта. То есть не больше 30 дней с даты истечения гарантийного срока (не более 15 дней для субъектов МСП).
Гарантийное обязательство также можно предоставить живыми деньгами или банковской гарантией. Порядок отражения в бухучете аналогичен порядку отражения обеспечения исполнения контракта.
Источник