Проводка начислен штраф за несвоевременную сдачу отчетности

Штраф за несвоевременную сдачу декларации: примеры расчетов и проводки

Штраф за непредоставление налоговой декларации — от 5 % до 30 % от суммы налогов, сборов или взносов, не уплаченных в бюджет. Минимальная величина взыскания составит 1000 рублей.

Общие положения

Сдача налоговой отчетности — это основная обязанность каждого налогоплательщика. Помимо того что чиновники разработали и утвердили формы бланков для каждого фискального обязательства, предусмотрен отдельный срок сдачи каждого вида отчетности.

Если компания или предприниматель задержит отчет — к примеру, забудет его отправить в ФНС, то выпишут штраф за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль или НДС, расчетов 6-НДФЛ или по страховым взносам — за просрочку отчетности. Сроки сдачи отчетов по фискальным обязательствам утверждены в НК РФ.

Для каждого налога, сбора или иного платежа предусмотрены индивидуальные бланки и формы отчетности и сроки, в которые необходимо предоставить информацию в ФНС. Если этого не сделать, то налогоплательщика накажут — выпишут штраф. Причина несдачи роли не играет, наказания избегают только в исключительных случаях.

Используйте бесплатный доступ к инструкциям и образцам от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно заполнить и вовремя сдать все декларации и другие отчеты.

Размеры штрафов

Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по взысканию за непредставление налоговой декларации. Плательщиков штрафуют в размере 5 % от суммы неуплаченного фискального обязательства. Причем эти 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный или неполный. Общая величина взыскания не превышает 30 % от суммы налога, не уплаченного в установленный срок, но заплатит налогоплательщик не меньше 1000 рублей (ч. 1 ст. 119 НК РФ , письмо Минфина № 03-02-08/47033 от 14.08.2015).

Читайте также:  Расчет сечения кабеля для усилителя авто

Пример расчета штрафа

Приведем расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации на примере ООО «Ppt.ru». Общество подало в ФНС декларационный отчет по НДС за 4-й квартал 2021 года с опозданием — 31.01.2022. Напомним, что последний срок сдачи НД по НДС за 4-й квартал 2021 года — до 25.01.2022.

Сумма налога на добавленную стоимость по отчету за 4-й квартал составила 1 200 000 рублей. С просрочкой была перечислена в бюджет только третья часть от общей суммы — 400 000 рублей (1 200 000 / 3). Дата уплаты в ФНС — 25.01.2022.

Сдача НД по НДС и уплата была просрочены на 6 дней. Наказание рассчитывают так:

Если бы ООО «Ppt.ru» уплатило НДС вовремя, то налоговики выписали бы штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС в размере 1000 рублей.

Например, ООО «Ppt.ru» отчиталось по налогу на прибыль за 1-й квартал 2022 года с опозданием — 20.05.2022. Дата, регламентированная на законодательном уровне, — 28.04.2022.

Налоговики назначат штраф в сумме 200 рублей. Причем размер наказания не зависит от времени просрочки и суммы авансового платежа.

Существует возможность смягчить примененные налогоплательщику санкции, для этого подготовьте обращение в ФНС.

Как штрафуют за другую отчетность

Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие санкции:

Основание Сумма взыскания
Несдача расчета 6-НДФЛ 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки
Несвоевременная сдача годовой бухгалтерской отчетности в ФНС 200 рублей за каждую непредставленную форму

За срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам — 5 % за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания составит не меньше 1000 рублей и не больше 30 % от суммы налога к уплате.

Наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в Соцстрах рассчитывают так: 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного периода, за каждый полный или неполный месяц со дня представления (ч. 1 ст. 26.30 125-ФЗ от 24.07.1998 ). Минимальная сумма взыскания — 1000 рублей, максимальная — 30 % от начисленной суммы страховых взносов.

Наказание за непредставленную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М составит от 300 до 500 рублей на должностное лицо (ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ , п. 42 Инструкции из Приказа Минтруда России № 211н от 22.04.2020 ). Плюс за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета придется заплатить еще по 500 рублей (ст. 17 27-ФЗ от 01.04.1996 ).

Как составить проводки

Определим, какими проводками отразить санкции в бухгалтерском учете.

Вот как начислить штраф за несвоевременную сдачу отчетности в бухучете:

Уплату суммы в бюджет государства отразите следующей записью:

Если наказание выписано за неподачу отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что санкции за несданные отчеты по формам 4-ФСС и СЗВ-М следует относить на 69 бухсчет.

Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.

Как уплатить штраф

В НК РФ разъясняется, как заплатить штраф в налоговую за не вовремя сданную декларацию: отправьте платежное поручение с рассчитанной суммой взыскания. Платеж направляют по реквизитам территориальной ИФНС и по коду бюджетной классификации, предусмотренному для штрафов.

Источник

Какие делать проводки в бухучете по налоговым штрафам и пеням

Штрафов и пеней по налогам, пожалуй, мало кому удается избежать. Они, как говорится, прочно вошли в нашу жизнь. Ну а бухгалтеру важно правильно отразить их в учете, тем более, что различия есть. Отразить в бухгалтерском учете сумму налогового штрафа можно двумя способами. Оба предусмотрены правилами бухучета. Для пеней же предусмотрен лишь один вариант.

Штраф – в расходы

Штраф – это наказание за налоговое правонарушение (п. 1 и 2 ст. 114 НК РФ).

Сумма штрафа (кроме штрафа по налогу на прибыль) может быть признан в расходах, которые учитывается при определении финансового результата.

Начисление штрафа соответствует понятию расхода, так как это ведет к возникновению обязательства, приводящего к уменьшению капитала (п. 2 ПБУ10/99 «Расходы организации»).

В отчете о финансовых результатах эти суммы формируют прибыль (убыток) до налогообложения в составе прочих расходов. Ведь данный расход не связан с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99). При этом расходы в виде штрафа признаются в том периоде, когда вступило в силу решение ИФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 18 ПБУ 10/99).

При таком варианте учета налоговых штрафов сумма начисленной санкции, признанная расходом, образует постоянную разницу. Она, в свою очередь, приводит к возникновению постоянного налогового расхода (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Проводки бухгалтер сделает такие:

Дебет 91-2 Кредит 68

— признана прочим расходом сумма штрафа за налоговое правонарушение;

Дебет 99 Кредит 68

— отражен постоянный налоговый расход.

Штраф – в уменьшение нераспределенной прибыли

Штраф за налоговое правонарушение можно квалифицировать как платеж за счет прибыли. Он не учитываются при определении финансового результата, но уменьшает его при расчете нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) .

Такой подход предусмотрен инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н). «Штрафные» платежи проводятся по счету 99 «Прибыли и убытки» на дату вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом варианте разниц, учитываемых по правилам ПБУ 18/02, не возникает.

Проводка будет такой:

Дебет 99 Кредит 68

— начислен штраф за налоговое правонарушение.

Пени – на расчеты с бюджетом

Начисление пени за несвоевременную уплату налога (авансовых платежей по нему) отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» независимо от системы налогообложения (инструкция по применению плана счетов, письмо Минфина от 28 декабря 2016 г. № 07-04-09/78875).

Проводка будет такой:

Дебет 99 Кредит 68

— начислены пени по налогу.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Налоговый учет санкций

Налоговый учет санкций по налогам не зависит от системы налогообложения.

Их учесть нельзя при расчете налогов ни при общей системе налогообложения (п. 2 ст. 270 НК РФ) , ни при УСН (в закрытый перечень расходов такие платежи не входят ) (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Отражение в бухгалтерском учете штрафов за нарушение налогового законодательства

В соответствии со ст. 129.4 НК РФ (недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках) выставлено денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах (штраф). Какие бухгалтерские проводки нужно сделать в данном случае?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Штрафы за нарушения налогового законодательства (в том числе предусмотренные ст. 129.4 НК РФ) отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Статья 129.4 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ.

Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:

неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках (далее — Уведомление), совершенных в календарном году;

представление уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).

Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку и обязанный представить в налоговый орган соответствующее уведомление.

За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).

В отличие от штрафов за нарушение условий договоров, которые на основании п. 12 ПБУ 10/99 относятся к прочим расходам, вопросы учета в составе расходов штрафов за нарушения налогового законодательства в ПБУ 10/99 прямо не урегулированы.

Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

При этом на основании п. 83 Положения N 34н в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со сч

етом 68 «Расчеты по налогам и сборам» в течение отчетного года отражаются, в частности, суммы причитающихся налоговых санкций (смотрите также письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42, от 15.02.2006 N 07-05-06/31).

Напомним, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ), под которым понимается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

В профессиональной среде существует мнение, согласно которому санкции за нарушения налогового законодательства могут отражаться в составе прочих расходов, т.к. они удовлетворяют определению расходов, данному в п. 2 ПБУ 10/99, а перечень прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 не является закрытым. В этой связи конкретный порядок учета (на счете 91 или счете 99) экономическим субъектам рекомендуется самостоятельно определять в учетной политике на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

На наш взгляд, в контексте требований п. 83 Положения N 34н штрафы за нарушения налогового законодательства следует рассматривать в качестве обособленных платежей, которые оказывают самостоятельное влияние на конечный финансовый результат (чистую прибыль (убыток)), а не в качестве прочих расходов. Такие платежи отражаются по строке 2460 «Прочее» отчета о финансовых результатах.

С учетом изложенного выше в бухгалтерском учете рассматриваемые операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Налоговые санкции»
— отражен признанный организацией штраф за нарушения налогового законодательства;

Дебет 68, субсчет «Налоговые санкции» Кредит 51
— отражена оплата штрафа.

Что касается административных штрафов (по КоАП РФ), то они не являются платежами, аналогичными с налогами, а п. 83 Положения N 34н, по нашему мнению, не позволяет отнести их к обособленным платежам, оказывающим самостоятельное влияние на конечный финансовый результат.

Поэтому административные штрафы, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве прочих расходов организации с отражением их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

15 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник