Проводка для субсидии от государства

Особенности отражения в бухгалтерском и налоговом учете госсубсидий из-за COVID-19

Получение субсидии из-за коронавируса в бухгалтерском учете

Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?

Счет 86 «Целевое финансирование»

Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения. Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.

Счет 98 «Доходы будущих периодов»

Доводы в пользу применения данного счета такие: согласно Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н), по кредиту 98 счета должны быть отражены суммы бюджетных средств, направленные коммерческой компании на финансирование расходов. Обратим внимание, что в той же Инструкции есть и рекомендация о том, что счет 98 по кредиту корреспондирует со счетом 86.

Читайте также:  Кабель силовой с медными жилами с бумажной изоляцией

Таким образом, идеальным с формальной точки зрения будет следующий блок проводок при получении субсидии:

  • Дт 86 Кт 98 – отражено право на получение субсидии (начисление);
  • Дт 51 Кт 86 – субсидия зачислена на банковский счет (получение).

Остается вопрос о необходимости лишней прогонки по счетам одной и той же суммы. Ведь, для упрощения записей счет 98 можно просто исключить. Тогда субсидия отражают так:

Дт 51 – Кт 86

Далее произведенные компенсируемые расходы можно списывать через дебет 86 счета.

Расходование средств субсидии в бухучете

При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.

Разберем ситуацию на примерах:

Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.

При составлении бухгалтерских записей нужно учитывать:

Для упрощения примера примем, что компания освобождена от уплаты страховых взносов за период выплаты этой з/п.

Проводки будут такими:

  • Дт 44 Кт 70 300 000;
  • Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
  • Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
  • Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.

Компания направляет субсидию на погашение части расходов по аренде. Сумма аренды за оплачиваемый месяц – 120 000 руб. ( в т. ч. НДС – 20 000 руб.). Сумма субсидии, полученной на 5 работников – 60 650 руб.

При расходовании субсидии на что-то отличное от зарплаты тоже необходимо соблюдать некоторые условия:

В бухучете отразить оплату части аренды за счет субсидии следует так:

  • Дт 26 Кт 60 – 100 000 – начислена аренда;
  • Дт 19 Кт 60 – 20 000 – входной НДС по аренде;
  • Дт 60 Кт 51 – 60 650 – часть арендной платы оплачена за счет субсидии;
  • Дт 60 Кт 51 – 39 350 – остаток арендной платы выплачен за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 26 – 60 650 – отражено использование субсидии;
  • Дт 68 Кт 19 – 20 000 – входной НДС принят к вычету.

Нюансы налогового учета субсидии

Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.

В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.

В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.

И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.

Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:

  • у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).

Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.

Подводим итоги

Получение субсидии отражают через специализированные счета, предназначенные в том числе для учета бюджетных финансовых дотаций.

Расходование субсидии следует отражать с учетом двух особенностей – отделением части расхода, погашенного за счет субсидии, от оплаченного из собственных средств и с учетом требования исключить оплаченные за счет бюджетных средств расходы из налоговой базы по прибыли или УСН.

Источник

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство. Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?
Посмотреть ответ

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

Источник