- Провис СИП норма
- Стрелы провеса и натяжение СИП проводов. Монтажные таблицы.
- Пошаговый монтаж СИП кабеля от столба к дому: 12 этапов
- Допустимый пролет самонесущего изолированного провода СИП-4.
- Проверка габаритов и стрелы провеса проводов и тросов
- Расчет стрелы провеса и усилия натяжения СИП
- Распространенные ошибки при монтаже СИП
- О мерах по исключению ошибок
- О раскатке проводов
- О натяжении проводов
Провис СИП норма
Стрелы провеса и натяжение СИП проводов. Монтажные таблицы.
Одним из наиболее важных моментов при монтаже провода СИП, является задание ему правильного тяжения.
При строительстве ВЛИ и ВЛЗ вы можете использовать современные и супердорогие инструменты и приспособления (мотолебедка), применять надежную европейскую арматуру (Ensto и Sicame), но стоит вам ошибиться всего лишь в одном моменте, грубо говоря перетянуть СИП больше положенного, и через год вся ваша работа пойдет насмарку.
Конечно любому электромонтеру понятно, что ни СИП, ни голые провода А или АС, и даже современные инновационные AEROZ нельзя натягивать в струну.
Хотя со стороны это визуально красиво, однако значительно снижает надежность эксплуатируемой ВЛ. Даже опоры, спокойно выдерживающие большие изгибающие моменты, начнут гнуться и наклоняться.
Либо какой-то из элементов анкерного крепления не выдержит нагрузки и обломится. При правильном монтаже крюка на опоре, в первую очередь должен разойтись замок на бандажной ленте.
Сам СИП при этом упадет на землю без серьезных повреждений оболочки. Но не всегда монтаж арматуры осуществляется при помощи стальной бандажной ленты.
Зачастую применяются сквозные крюки.
Как же правильно рассчитать тяжение изолированной линии с проводами СИП, чтобы при низких температурах не появлялось больших изгибающих моментов, а сам провод и арматура не подвергались повышенным нагрузкам?
В этом деле вам помогут монтажные таблицы. Они есть практически в любом типовом проекте.
Ознакомиться и скачать таблицы тяжений и расчетных стрел провеса (от Ensto) для провода СИП-4 можно отсюда (со страницы 32 до страницы 104).
Правда не забывайте пересчитывать именно монтажное тяжение во всем проводе. Так как в табличках стоят данные по механическому напряжению.
Также для перевода мПа в более удобный формат кгс или кН, применяемый на шкалах динамометров, можно воспользоваться удобным онлайн конвертером по ссылке отсюда.
Давайте в качестве примера рассмотрим два крайних случая:
Из табличных данных хорошо видно, как меняется провис СИП у правильно натянутого провода в зависимости от температуры.
При длине пролета в 30 метров между опорами и температуре +20С, стрела провеса должна быть около полуметра. Тяжение для этого же провода не превышает 84кг.
Это не очень большая величина, и у многих возникает соблазн натянуть линию посильнее. Благо сделать это можно даже вручную двумя-тремя монтерами, без применения специальных лебедок.
Однако зимой, когда температура окружающего воздуха в течение долгого времени держится на уровне ниже 20 градусов и доходит до -30С, все резко меняется. Правильно натянутый СИП сечением 25мм2 уже провисает всего на 14см! А если вы его летом чуть-чуть перетянули, то вот тут и возникают лишние изгибающие и вырывающие усилия.
Это все передается опорам и анкерным зажимам. При -30С тяжение увеличивается в 4 раза и достигает 323кг.
Для СИП 4*120 при t=+20С, стрела провеса будет 86см. А при -30С поднимется до 0,6м. С одной стороны, визуально разница здесь будет не так заметна.
Однако сами посмотрите на усилие тяжения. Оно и летом то превышает 200кг, не говоря уже про зимний максимум или гололед.
Все эти таблицы рассчитаны таким образом, чтобы у вас при любых обстоятельствах, даже самых худших (температура минус 40С или минус 5С, но с гололедом), усилия тяжения достигались максимально возможных, но в то же время не выходили за норму.
То есть, если летом при хороших погодных условиях вы натяните провода по таблице, а не “на глазок”, то и зимой при самом плохом развитии событий, у вас ничего не сломается и не оборвется.
Монтажные таблицы и стрелу провеса для высоковольтного СИП-3 можно скачать отсюда (Пособия по проектированию – Книга 4.1 страница 26-50).
Поэтому натягивать его в струну нельзя.
Если у вас нет специальных измерительных динамометров, то лучше пусть она провисает. Главное обеспечить габарит над дорогой.
По крайней мере, никаких захлестов и аварийных отключений из-за этого не будет. А ВЛИ-0,4кв спокойно прослужит свои отведенные 40 лет.
Как же воспользоваться этими таблицами на практике в реальных условиях? Для того чтобы правильно натянуть по ним линию СИП, можно применить два способа:
Пошаговый монтаж СИП кабеля от столба к дому: 12 этапов
Для того чтобы произвести монтаж СИП кабеля от столба к дому, лучше обратиться за помощью к профессионалам Выполняется монтаж сип кабеля от столба к дому в том случае, когда требуется произвести ввод силового кабеля в отдельно стоящее строение. Перед началом строительно-монтажных работ оформляется проектно-сметная документация. В ней учитывается требуемая мощность, технические характеристики провода, выбранная технология установки и нормы безопасной эксплуатации. Чем большую педантичность проявит строитель, тем меньше он рискует собственной жизнью и здоровьем.
Опытные и не очень строители всегда обращают внимание на положительные и отрицательные стороны любого технологического решения. Когда речь заходит о СИП, самонесущем изолированном проводе, первое, на что сразу обращают внимание, так это на алюминиевые жилы.
Благодаря этому, система в меньшей степени подвержена разрушительному воздействию капризов природа и даже незначительных провисаний и натяжений.
Изоляционное покрытие имеет подтвержденную опытным путем устойчивость к агрессивным средам и частым перепадам уровня температуры.
Если говорить о других преимуществах, то они выглядят следующим образом:
- Удобство монтажа;
- Простота в обслуживании;
- Возможность сэкономить площадь, необходимую для прокладки высоковольтной линии;
- Может несколько дней без ущерба для целостности изоляции находится на опорах под прямыми солнечными лучами;
- Гарантированный срок эксплуатации составляет не менее четырех десятков лет.
Допустимый пролет самонесущего изолированного провода СИП-4.
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
Ну если на канате, то почему нет ? Или даже может быть сама СИП выдержит тяжение. Надо на тяжение посчитать. Мне лень.
Вообще пролёты между опорами 110 кВ ЛЭП как раз 80-100 м. Между опорами ЛЭП 6 кВ наши электрики делали 30-50 м.
Проектирование ПС и ВЛ
#3 |
или скажите типовую серию где есть такой расчет или табличные данные по СИПу |
Шифр 24.0067 “Расчетные пролеты для одноцепных и многоцепных жб опор ВЛ 0,38 с самонесущими изолированными проводами”
Но там более 43м нет цифры, ограничивается все стрелой провеса, стенкой гололеда, ветром.
Очень актуально. Для СИП4 не понятно какие значения диаметра брать, как посчитать тяжение при гололеде (по круглому проводу все более-менее понятно, там диаметр провода берется к нему плюсуется толщина стенки гололеда). И типовая серия непонятно для какого района по ветру сделана, там таблички для разных районов по гололеду, а по ветру непонятно.
И ещё как надо проверять опоры на механическую прочность?Вопросов много, но спросить рядом совсем не у кого.
проектирование ОПО и хим. производств
Я при расчетах по гололёду беру максимальный размер сечения провода, а тяжение на несущую площадь сечения считается.
Опоры на механическую прочность считаются как обычные строительные конструкции – тело самой опоры (в зависимости от материала опоры) плюс устойчивость закрепления опоры в грунте (это уже правда не механическая прочность опоры)
А какое значение d вы вводите в этой формуле, (формула для расчета тяжения при гололеде на проводе)
. И спасибо за отклик
Производитель указывает расчетный наружный диаметр, его и подставлять в расчеты?
Проверка габаритов и стрелы провеса проводов и тросов
Стрела провеса — это расстояние по вертикали в промежуточном пролете ВЛ между проводом (тросом) и прямой линией, соединяющей точки его подвеса. Стрелы провеса проводов и тросов, габариты линии до земли или пересекаемых объектов измеряют при приемке линии в эксплуатацию для проверки правильности монтажа, и в процессе эксплуатации, а в дальнейшем по мере необходимости: при появлении новых пересечений или сооружений, при переустройстве имеющихся переходов или пересекаемых объектов (замена опор, проводов, изоляторов, арматуры), а также при наклонах опор или изменениях их конструкций при ремонтных и реконструктивных работах, вытяжке проводов, проскальзывании проводов в подвесных и натяжных болтовых зажимах, изменения длины гирлянд при замене дефектных изоляторов и перекосе траверс и др. Габариты линий могут измениться в результате прокладки под проводами дорог, сооружения линий электропередачи. Если строительство таких сооружений не было согласовано с эксплуатирующей организацией, то габариты могут оказаться недостаточными, возникнет угроза безопасности для посторонних лиц и снизится надёжность работы линии. Строгой периодичности измерения стрел провеса габаритов не установлено и эти измерения должны производиться по мере необходимости, определяемой в результате периодических осмотров. Измерения, как правило, производят без отключения линии при помощи угломерных приборов или изолирующих штанг и капронового или сухого хлопчатобумажного каната. Для измерений на отключенных линиях могут быть использованы дополнительно обычные рулетки или веревки. В качестве угломерных приборов могут быть использованы теодолиты, нивелиры, а также более простые, но достаточно точные для данных измерений оптические приборы, карманные высотомеры и т.п. При измерениях следует фиксировать температуру воздуха. Полученные при измерениях фактические значения путем расчетов или с помощью специальных таблиц приводятся к температуре, при которой получаются наибольшие стрелы провеса, которые сопоставляются с проектными данными и допусками, приведенными в нормативно-технической документации. Фактическая стрела провеса проводов и тросов не должна отличаться от расчетной более чем на 5%. Разрегулировка проводов любой фазы по отношению к другой, а также разрегулировка тросов допускается не более чем на 10% проектного значения при условии соблюдения необходимого расстояния до земли и пересекаемых объектов. Расстояния от проводов ВЛ до земли и до различных пересекаемых объектов в местах сближения с ним должна быть не менее определённых в нормативах . Проверка габаритов в местах пересечения линии с другими сооружениями является обязательной во всех случаях реконструкции и ремонта линии со сменой или переустройством опор, при замене проводов, возвышении каких-либо сооружений под линией и других работах, вызванных изменениями габаритов. Способы измерения габаритов и стрелы провеса проводов и тросов ВЛ. Измерение габарита линии с помощью капронового каната ведут в такой последовательности. На опору, не доходя 2 м до уровня изолирующих подвесок, поднимается электромонтер и устанавливает блок бесконечного каната. Затем по этому канату он поднимает изолирующую штангу и в специальном чехле ролик с измерительным капроновым канатом. С помощью штанги ролик устанавливают на проводе, второй конец капронового каната держит второй электромонтер, находящийся на земле. После установки ролик с помощью капронового каната вторым электромонтером передвигается до места измерения габарита. По отметкам на канате определяется расстояние от ролика (проводов) до поверхности земли (рис.). После измерения ролик возвращается к опоре и снимается первым электромонтером с помощью изолирующей штанги.
Измерение габарита ВЛ с помощью капронового каната 1 — ролик; 2 — отметки; 3 — капроновый канат
Так как эти работы выполняются под напряжением, к работе допускаются только специально обученные лица. Запрещается производство работ в сырую погоду. Наиболее точным и простым способом измерения габарита является непосредственное измерение под напряжением с помощью специальной испытанной в соответствии с нормами изолирующей штанги. Один электромонтер в месте измерения одним концом штанги касается провода, другой электромонтер замеряет расстояние от нижнего конца штанги до поверхности земли (дороги, железнодорожного полотна и др.). Сумма длины штанги и измеренного расстояния определяют габарит. Габарит в месте пересечения двух линий определяется разностью габаритов каждой линии. Для измерения стрелы провеса с помощью штанги определяют габарит линии и расстояние от места крепления провода к изолятору или гирлянд до поверхности земли. Разница между измеренными величинами равна значению стрелы провеса (при прохождении трассы по ровной местности). Простым и удобным прибором для измерения стрелы провеса или габарита провода до земли (рис. 2. 12.24) является приспособление для определения высоты элементов ПОВЭ (карманный высотомер). Прибор представляет собой плоскую коробку, имеющую форму равностороннего треугольника. В основание треугольника вставлено стекло, на котором нанесены две риски. В вершине треугольника имеются два отверстия, через которые производится визирование.
Расчет стрелы провеса и усилия натяжения СИП
В этой статье хочу предоставить методику расчета стрелы провеса самонесущих изолированных проводов типа СИП-2А. По этой методике вы сможете рассчитать стрелу провеса СИП при длине пролета, отличного от типового значения. Хотите пролет сделать более 40м?
Данную методику в принципе можно применить и к СИП-1, СИП-1А и СИП-2.
СИП-1 отличается от СИП-2 изоляцией жил. У СИП-1 применяют светостабилизированный термопластический полиэтилен (ПЭ), а у СИП-2 светостабизилизированный сшитый ПЭ. Буква «А» указывает, что нулевая несущая жила в изоляции. По характеристикам СИП-2 лучше, чем СИП-1, он пропускает больший ток и имеет чуть меньшую массу.
Целью данного расчета является определение усилия натяжения несущего провода при заданной температуре монтажа, а также определение стрелы провеса СИП.
Расчет провеса СИП
Определим усилие натяжения Т(даН) в зависимости от температуры окружающей среды во время монтажа.
1 Сперва нужно посчитать по формуле ниже эквивалентную длину пролета ае(м)
Эквивалентная длина пролета
2 По таблице определяем параметр Р в зависимости от эквивалентной длины пролета ае и сечения провода.
Конструкцияпровода, мм²
Параметр Р при 40°С без ветра, м | Рекомендуемая максимальная длина пролета, м | |||||
Длина пролета (нормальная ветровая нагрузка) | Длина пролета (высокая ветровая нагрузка) | |||||
30м | 45м | 60м | 30м | 60м | ||
3×35+54,6 | 300 | 350 | 400 | 300 | 350 | 60 |
3×50+54,6 | 250 | 300 | 350 | 250 | 300 | |
3×70+54,6 | 200 | 250 | 300 | 200 | 250 | |
3×70+70 | 250 | 300 | 350 | 250 | 300 | |
3×150+70 | 200 | 250 | 250 | 200 | 250 |
3 По полученному значению Р, эквивалентной длине пролета ае и по заданной температуре окружающей среды во время монтажа определяем усилие натяжения Т по таблице.
Определение усилия натяжения Т (даН)
Расчет величины стрелы провеса провода СИП.
Стрелу провеса самонесущего изолированного провода определяют по следующей формуле:
где а — длина пролета;
р — линейный вес (даН/м);
Т — механическое натяжение (даН).
Линейный вес провода СИП можно взять из таблицы ниже либо из каталога производителя.
Вид СИП | (даН/м) |
3×35+54,6 | 0,610 |
3×35+54,6+2EP | 0,739 |
3×50+54,6 | 0,732 |
3×50+54,6+2EP | 0,860 |
3×70+54,6 | 0,936 |
3×70+54,6+2EP | 1,06 |
3×70+70 | 0,967 |
3×70+70+2EP | 1,09 |
3×150+70 | 1,66 |
3×150+70+2EP | 1,79 |
Примечание: EP — провода освещения.
Под действием температуры метал либо расширяется, либо сужается, поэтому и меняется натяжение провода Т. Если необходимо посчитать максимальный провис СИП, то для расчета нужно взять самый большой пролет и выбрать параметр Т исходя из температуры +40 градусов.
Получается ВЛЗ (ВЛИ) должна быть спроектирована таким образом, чтобы нагрузка на нулевой провод не превышала установленных значений.
Единственное, что смущает в этом расчете так это то, что не совсем понятно как учли толщину стенки гололеда. Ведь при обледенении проводов их вес увеличивается, соответственно и увеличивается стрела провеса и механическое натяжение. На мой взгляд в таблице определения усилия Т при температуре -5 градусов гололед и налипание снега учтено.
Распространенные ошибки при монтаже СИП
Важным моментом строительства линии электропередачи, влияющим на надежность электроснабжения, является четко обоснованный выбор линейно-сцепной арматуры и механический расчет параметров воздушной линии.
О мерах по исключению ошибок
Для исключения ошибок необходимо:
- строить линии обязательно на основании качественно разработанного проекта;
- допускать к строительству и эксплуатации только обученный персонал;
- обеспечивать монтажные бригады полным комплектом оборудования, инструмента и приспособлений;
- монтаж вести материалами, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к строящейся ВЛИ;
- приемку ВЛИ осуществлять на основании не только визуального осмотра уже построенной линии, но контроля в процессе самого монтажа.
Самой распространенной ошибкой при проектировании ВЛ с СИП является неправильный выбор прокалывающих зажимов, когда, например, зажим не соответствует сечению провода.
В случае если зажим рассчитан на меньшее сечение провода, он не прокалывает изоляцию полностью и при этом отсутствует контакт с проводником.
А если контакт и будет, то через зажим станет пропускаться больший ток, чем тот, на который он рассчитан. Это чревато аварией на линии.
Еще одна ошибка заключается в том, что материал выбранного зажима может не соответствовать материалу провода. Такая оплошность в проектировании чревата разрушением проводника в месте контакта вследствие электрохимической коррозии.
О раскатке проводов
К особо опасным ошибкам монтажа стоит отнести нарушения технологии монтажа. Самая распространенная — раскатка самонесущего изолированного провода (СИП) не по монтажным роликам, а по земле.
При этом обнаружить повреждение изоляции провода о землю практически невозможно, в том числе и традиционным способом испытания повышенным напряжением после монтажа.
Такие испытания для воздушных линий электропередач с использованием самонесущих изолированных проводов (СИП) совершенно бессмысленны и бесполезны.
О натяжении проводов
Зачастую при сторительстве воздушных линий с неизолированными проводами для исключения схлестывания провода натягивались сверх нормы. При этом получалось гарантированное межфазное расстояние, а хорошо натянутый провод придавал линии эстетичный вид.
Правда, с течением времени от собственного веса, от постоянных перепадов температуры провода все равно провисали, их снова натягивали и так далее. Постепенно провода уменьшались в сечении т в конечном счете разрушались.
из-за простого переноса нормативных требований к монтажу неизолированного провода на изолированный у монтажников и эксплуатационников сложилось мнение, что самонесущие изолированные провода (СИП) надо натягивать так же, как неизолированные. Но это не так.
Воздушные линии с изолированными проводами не требуют перетяжки в процессе эксплуатации. Самонесущие изолированные провода (СИП) необходимо натягивать согласно монтажным таблицам, причем ориентироваться не по провисам в пролете, а по усилию натяжения.
При этом провод лучше немного недотянуть, чем перетянуть, ведь во втором случае срок службы линии уменьшается.
Источник