- Схема проводки мотоцикла Урал: особенности развития электрооборудования
- Экскурс в историю
- Период 1941-1954 годов
- Период 1955-1964 годов
- Особенности развития электрооборудования мотоциклов Урал
- Выводы
- Классическая схема проводки мотоцикла Урал: легенда отечественного мотопрома
- Экскурс в историю
- Период 1941-1954 годов
- Период 1955-1964 годов
- Схема УРАЛ 4320 электрооборудования двигателя, переключения передач и тормозной системы
- ГЕНЕРАТОР 700 вт | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW
- Активные обсуждения форума
- Особенности развития электрооборудования мотоциклов Урал
- Реле-регулятор РР-330, поиск неисправности
- Сообщений [ с 21 по 40 из 54 ]
- 21↑ Ответ от shaman507 15-04-2015 21:52:26
- Re: схемы электро проводок на мотоциклы
- 22↑ Ответ от kilerx37 15-04-2015 22:13:27
- Re: схемы электро проводок на мотоциклы
- 23↑ Ответ от Luis 14-05-2015 10:35:00
- Re: схемы электро проводок на мотоциклы
- 24↑ Ответ от пет.мих.мих 14-05-2015 16:18:50
- Re: схемы электро проводок на мотоциклы
- 25↑ Ответ от kilowatt3 14-05-2015 21:33:45
- Re: схемы электро проводок на мотоциклы
- 26↑ Ответ от Luis 15-05-2015 03:52:16
- Re: схемы электро проводок на мотоциклы
- 27↑ Ответ от вадимка 01-10-2015 05:41:37
- Re: схемы электро проводок на мотоциклы
- 28↑ Ответ от komandor 01-10-2015 19:32:58
- Re: схемы электро проводок на мотоциклы
- Новые записи в блогах
- Историческая справка
- Довоенный период
- Военное время
- Послевоенное время
Схема проводки мотоцикла Урал: особенности развития электрооборудования
Появившись в довоенные годы, мотоцикл Урал стал основным тяжелым мотоциклом СССР на долгие десятилетия. Более того, Ирбитский мотоциклетный завод и в 2013 году продолжает выпускать модификации мотоцикла Урал. Но в последнее десятилетие от самостоятельного производства комплектующих деталей отказались, оставив за собой окончательную сборку из покупных элементов.
Справочно: к сожалению, снижение выпуска привело к тому, что отпускная цена на Урал значительно возросла, что сказалось на количестве продаж. Они заметно упали, и сегодня Ирбитский мотоциклетный завод выпускает мотоциклы только под заказ.
Экскурс в историю
Принято считать, что прообразом Урала стал немецкий мотоцикл BMW R-71, чертежи которого закупались официально в сороковом году прошлого столетия.
После изучения и проработки технической документации, на свет появился отечественный мотоцикл М-72, который имел некоторые отличия от прототипа:
- Модель оснащалась двухдисковым сцеплением (на немецком применялось однодисковое);
- Передаточные числа главной передачи были увеличены, что повысило его проходимость в условиях бездорожья;
- Схема электропроводки мотоцикла Урал была выбрана однопроводной (на немецком прототипе – двухпроводная);
- Вся электросхема строилась на вольтаже в 6В (позже перешли на 12 вольт);
- Угол опережения зажигания для разных режимов работы двигателя давался вручную.
Особенностью отечественных мотоциклов была простота обслуживания своими руками – любую поломку или неисправность можно было решить в полевых условиях.
За несколько лет было выпущено не более 7000 экземпляров на всех предприятиях, освоивших выпуск мотоциклов:
- Московском мотоциклетном заводе (на ММЗ было самое массовое производство М-72);
- Горьковском мотоциклетном заводе (ГМЗ);
- Заводе «Красный Октябрь» (Ленинград);
- Киевском мотоциклетном заводе (КМЗ);
Основное производство тяжелых мотоциклов Урал было развернуто на Ирбитском мотоциклетном заводе, расположенном в Свердловской области, куда вначале войны было эвакуировано производственное оборудование ММЗ.
Справочно: Ирбитский мотоциклетный завод, образовавшийся на территории пивзавода в ноябре 1941 года, принято считать родоначальником мотоцикла М-72, получившего название «Урал-1».Все годы деятельности его единственной специализацией был выпуск тяжелых мотоциклов. А на всех военных видео фигурировали исключительно его изделия.
Период 1941-1954 годов
Оценив все преимущества мотоцикла в условиях военных действий, было принято увеличить в разы их производство. Только за 1942 год Ирбитский мотозавод выпустил почти 10 000 мотоциклов Урал-1. В послевоенные годы ежегодный план составлял 20 000 мотоциклов.
Основными заказчиками выступали:
- РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия, позже переименованная в Советскую Армию);
- Служба правопорядка (милиция);
- Потребкооперация (в послевоенное время);
- Население (до середины 50-х в свободную продажу не поступал).
Справочно: За два десятилетия с момента выпуска мотоцикл доказал свою состоятельность как мобильное транспортное средство, максимально пригодное для эксплуатации в условиях бездорожья и городской среды.
Период 1955-1964 годов
Неплохо зарекомендовала себя и проводка мотоцикла Урал – если вначале у конструкторов были опасения насчет потери контакта из-за возможной коррозии металлической рамы, то эксплуатация показала надежность однопроводной электросхемы.
Тем не менее, при выпуске переходной модели ИМЗ М-61 и на ее основе новой модели «Урал» М-62 (в 1961 году) модернизации подверглись:
- коробка передач,
- рулевое управление;
- система зажигания.
В частности внедрено автоматическое опережение зажигания, поскольку мотоцикл получил новый силовой агрегат, а старое ручное управление углом опережения не удовлетворяло техническим требованиям.
Новая электропроводка на мотоцикл Урал связывала в единую систему:
- АКБ модели 3МТ-12 напряжением 6В;
- Реле-регулятор напряжения модели РР-31;
- Генератор марки Г-414;
- Прерыватель-распределитель с системой опережения зажигания ПМ05;
- Катушку зажигания модели Б201.
Всего за пару лет в производственной программе Ирбитского мотоциклетного завода появились модификации Урала:
- ИМЗ М-61 (переходная модель для обкатки нового верхнеклапанного двигателя);
- М-63 «Урал 2» (модернизирована рама и внедрена новая выхлопная система, позволившая увеличить дорожный просвет);
- М-66 «Урал 3» (схема электропроводки на мотоцикл Урал пополнилась указателями поворотов и новыми фонарями габаритных огней);
Справочно: большое количество моделей под маркой «Урал» и буквенно-цифровые индексы нередко порождают путаницу. Например, схема электропроводки Урал 4320 подразумевает систему электрической части грузового автомобиля повышенной проходимости, а схема электропроводки Урал 5557 – его модификации, а не одну из разновидностей тяжелого мотоцикла.
Особенности развития электрооборудования мотоциклов Урал
Шести вольтовая схема с годами перестала отвечать техническому регламенту, и на последующих моделях производителями устанавливалась центральная проводка, рассчитанная на работу 12в оборудования:
- Аккумуляторной 12-ти вольтовой батареи;
- Более мощного генератора;
- Катушки зажигания;
- Лампы головного света;
- Ламп поворотов и габаритных огней;
- Лампы освещения номерного знака;
- Ламп стоп-сигнала;
- Блока предохранителей.
Справочно: внедрение ГОСТ 3940—71 на автотракторное электрооборудование в 1975 году заставило ирбитский и киевский мотоциклетные заводы модернизировать мотоциклы Урал М-67 и Днепр МТ10 на 12-ти вольтовую систему электрооборудования.
Система 12-ти вольтового зажигания мотоциклов Урал состоит из:
- источников питания (аккумулятор и генератор);
- катушки зажигания;
- проводов низкого и высокого напряжения;
- свечей зажигания;
- ручного или автоматического регулятора опережения зажигания;
- центрального переключателя (замка зажигания).
Выводы
Переход на новые стандарты позволил не только увеличить световой поток фары головного света и улучшить различимость габаритных огней, но и усилить искровой разряд на свечах зажигания, что положительно сказалось на пусковых характеристиках силового агрегата, что особенно важно в неблагоприятных условиях эксплуатации.
Источник
Классическая схема проводки мотоцикла Урал: легенда отечественного мотопрома
Поразительно, но «рожденный» еще до войны, мотоцикл Урал на многие десятилетия закрепился в статусе лидера тяжелого мотоциклостроения в Советском Союзе. Даже в XXI веке Ирбитский мотоциклетный завод, который неразрывно связан с данной маркой, все также выпускает теперь уже омологированных «внуков» легендарного мотоцикла.
Фотография из Ирбитского государственного музея мотоциклов – Урал М-72 образца 1952 года
Справедливости ради следует отметить, что сегодняшняя сборка производится по большей части из покупных деталей, тогда как в годы Союза речь шла о полноценном производственном цикле. Это не могло не отразиться и на объемах, поскольку цена на мотоциклы Ирбитского завода существенно выросла.
Экскурс в историю
Принято считать, что прообразом Урала стал немецкий мотоцикл BMW R-71, чертежи которого закупались официально в сороковом году прошлого столетия.
После изучения и проработки технической документации, на свет появился отечественный мотоцикл М-72, который имел некоторые отличия от прототипа:
- Модель оснащалась двухдисковым сцеплением (на немецком применялось однодисковое);
- Передаточные числа главной передачи были увеличены, что повысило его проходимость в условиях бездорожья;
- Схема электропроводки мотоцикла Урал была выбрана однопроводной (на немецком прототипе – двухпроводная);
- Вся электросхема строилась на вольтаже в 6В (позже перешли на 12 вольт);
- Угол опережения зажигания для разных режимов работы двигателя давался вручную.
Схема проводки на Урал предусматривала ручное выставление угла опережения зажигания
Особенностью отечественных мотоциклов была простота обслуживания своими руками – любую поломку или неисправность можно было решить в полевых условиях.
За несколько лет было выпущено не более 7000 экземпляров на всех предприятиях, освоивших выпуск мотоциклов:
- Московском мотоциклетном заводе (на ММЗ было самое массовое производство М-72);
- Горьковском мотоциклетном заводе (ГМЗ);
- (Ленинград);
- Киевском мотоциклетном заводе (КМЗ);
Основное производство тяжелых мотоциклов Урал было развернуто на Ирбитском мотоциклетном заводе, расположенном в Свердловской области, куда вначале войны было эвакуировано производственное оборудование ММЗ.
Заводская инструкция подробно описывает силовой агрегат мотоцикла Урал
Справочно: Ирбитский мотоциклетный завод, образовавшийся на территории пивзавода в ноябре 1941 года, принято считать родоначальником мотоцикла М-72, получившего название «Урал-1».Все годы деятельности его единственной специализацией был выпуск тяжелых мотоциклов. А на всех военных видео фигурировали исключительно его изделия.
Узнайте также об особенностях 16-ти клапанника – проводки ВАЗ 21103.
Период 1941-1954 годов
Оценив все преимущества мотоцикла в условиях военных действий, было принято увеличить в разы их производство. Только за 1942 год Ирбитский мотозавод выпустил почти 10 000 мотоциклов Урал-1. В послевоенные годы ежегодный план составлял 20 000 мотоциклов.
Первая партия мотоциклов Урал Ирбитского мотозавода поступила в РККА в феврале 1942 года
Основными заказчиками выступали:
- РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия, позже переименованная в Советскую Армию);
- Служба правопорядка (милиция);
- Потребкооперация (в послевоенное время);
- Население (до середины 50-х в свободную продажу не поступал).
Мотоцикл М-72 Урал образца 1942 г.
Справочно: За два десятилетия с момента выпуска мотоцикл доказал свою состоятельность как мобильное транспортное средство, максимально пригодное для эксплуатации в условиях бездорожья и городской среды.
Период 1955-1964 годов
Неплохо зарекомендовала себя и проводка мотоцикла Урал – если вначале у конструкторов были опасения насчет потери контакта из-за возможной коррозии металлической рамы, то эксплуатация показала надежность однопроводной электросхемы.
Однопроводная цветная схема проводки на мотоцикл Урал с коляской
Тем не менее, при выпуске переходной модели ИМЗ М-61 и на ее основе новой модели «Урал» М-62 (в 1961 году) модернизации подверглись:
- коробка передач,
- рулевое управление;
- система зажигания.
В частности внедрено автоматическое опережение зажигания, поскольку мотоцикл получил новый силовой агрегат, а старое ручное управление углом опережения не удовлетворяло техническим требованиям.
Новая электропроводка на мотоцикл Урал связывала в единую систему:
- АКБ модели 3МТ-12 напряжением 6В;
- Реле-регулятор напряжения модели РР-31;
- Генератор марки Г-414;
- Прерыватель-распределитель с системой опережения зажигания ПМ05;
- Катушку зажигания модели Б201.
Цветная схема: электропроводка мотоцикла Урал с условными обозначениями
Всего за пару лет в производственной программе Ирбитского мотоциклетного завода появились модификации Урала:
- ИМЗ М-61 (переходная модель для обкатки нового верхнеклапанного двигателя);
- М-63 «Урал 2» (модернизирована рама и внедрена новая выхлопная система, позволившая увеличить дорожный просвет);
- М-66 «Урал 3» (схема электропроводки на мотоцикл Урал пополнилась указателями поворотов и новыми фонарями габаритных огней);
Справочно: большое количество моделей под маркой «Урал» и буквенно-цифровые индексы нередко порождают путаницу. Например, схема электропроводки Урал 4320 подразумевает систему электрической части грузового автомобиля повышенной проходимости, а схема электропроводки Урал 5557 – его модификации, а не одну из разновидностей тяжелого мотоцикла.
Смотрите также схему проводки Москвич 412.
Схема УРАЛ 4320 электрооборудования двигателя, переключения передач и тормозной системы
Примерное расположение отверстий в переходнике показано на рисунке. Схема системы смазки УРАЛ Масло в системе указана на общей схеме смазки УРАЛ и подается под давлением к трущимся деталям, в частности к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, а также подшипникам распредвала двигателя УРАЛ
При проверке на стенде рис. Затем сделайте выборки для гаек крепления генератора. Также имеется аварийный выключатель зажигания, два реле света и два реле стартера.
Особенно тщательно следует проверять натяжение ремней в первые 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. В него встроен двухполупериодный выпрямитель типа ВБГ-2А, так что потребители получают постоянный ток. Рисунок 5 — Проверка натяжения ремней генератора прибором ППНР При эксплуатации автомобиля необходимо предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и, если необходимо, регулировать его.
Если контрольная лампа горит или не горит при включении ее в обоих направлениях, то диод блока неисправен. Снимите крышку с вала. Перед регулировкой ослабить болты крепления передней и задней опор генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке. Встроенный выпрямительный блок состоит из восьми силовых диодов, размещенных на алюминиевых радиаторах, на задней крышке генератора каждый диод рассчитан на ток 20 А.
Смотрите также: Как правильно подключить провода к двухклавишному выключателю
ГЕНЕРАТОР 700 вт | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW
Проверяйте работу генератора по показанию указателя тока. Как уже говорилось, генератор
На верхней панели контейнера 10 приварены направляющие 11 для правильной установки прижима 13 относительно упоров 9 и Напряжение настраивают переключателем, расположенным на передней крышке регулятора, в соответствии с рисунком 1. Усилие прижатия щеток к коллектору при сжатии пружины до 17,5 мм должно быть 0,,25 Н гс. Соснин, А. На фрезерном станке изготовьте отверстия-пазы для крепления генератора и регулировки зазора между шестернями привода.
Активные обсуждения форума
Отличительная особенность генераторов переменного тока — очень слабое самовозбуждение. Однако столь несущественной прибавкой решили пренебречь ради упрощения производства. Проверка ротора Якорь Необходимо снять щётки и пластиковый держатель для доступа к контактным кольцам.
Генератор можно также проверить, соединив один конец провода с переносной лампой на массу, а второй — с зажимом Я реле-регулятора при этом от зажимов Ш и Я провода должны быть отсоединены. Мы готовы предложить любые модели бортовых автомобилей, тягачей и самосвалов по самым выгодным лизинговым схемам. Узнайте также об особенностях ти клапанника — проводки ВАЗ Ремонтировать генератор следует в специализированной мастерской. Далее берём шуруповёрт с головкой на 10 и вращаем ротор за болт вентилятора. Замена реле РР-330 на ВАЗовское
Особенности развития электрооборудования мотоциклов Урал
Шести вольтовая схема с годами перестала отвечать техническому регламенту, и на последующих моделях производителями устанавливалась центральная проводка, рассчитанная на работу 12в оборудования:
- Аккумуляторной 12-ти вольтовой батареи;
- Более мощного генератора;
- Катушки зажигания;
- Лампы головного света;
- Ламп поворотов и габаритных огней;
- Лампы освещения номерного знака;
- Ламп стоп-сигнала;
- Блока предохранителей.
Современная проводка на Урал М-67 по ГОСТ 3940—71
Справочно: внедрение ГОСТ 3940—71 на автотракторное электрооборудование в 1975 году заставило ирбитский и киевский мотоциклетные заводы модернизировать мотоциклы Урал М-67 и Днепр МТ10 на 12-ти вольтовую систему электрооборудования.
Система 12-ти вольтового зажигания мотоциклов Урал состоит из:
- источников питания (аккумулятор и генератор);
- катушки зажигания;
- проводов низкого и высокого напряжения;
- свечей зажигания;
- ручного или автоматического регулятора опережения зажигания;
- центрального переключателя (замка зажигания).
Реле-регулятор РР-330, поиск неисправности
После того как я определился, что генератор работает. Я приступил поиску неисправности реле-регулятора. Чтобы понять принцип его работы, немного теории.
Описывать подробно работу реле-регулятора не буду, опишу проблему которую я устранил. Эта проблема была в двух реле-регуляторах, а причина её была в том, что от длительного времени бездействия контактов, угольные контакты катушки Р.Н. (на схеме выше) окислились и не пропускали ток.
При нормальной работе всего оборудования процесс следующий. При повороте ключа S1: «+» от аккумулятора поступает на катушку зажигания и на контакт ВЗ реле-регулятора. В реле питание с контакта ВЗ проходит через катушку Р.Н. и на контакт «Ш» генератора, к нему подключена роторная обмотка. Таким образом якорь возбуждается от аккумулятора. При увеличении оборотов двигателя, на контакте «
» появляется переменное напряжение, срабатывает реле Р.КЛ, и контрольная лампа отключается.
Так же при увеличении оборотов, повышается и напряжение на контакте «+» генератора. Он подключен к реле Р.Н., при достижении определенного порога напряжения, срабатывает реле и питание идет не напрямую через катушку реле с маленьким сопротивлением, а через нагрузочные сопротивления, тем самым уменьшая напряжение на роторе. Уменьшая уровень напряжения на роторе, уменьшается сила тока, а соответственно и магнитная сила ротора. Что приводит к уменьшению напряжения на выходах статорных обмоток. При уменьшении напряжения в реле Р.Н. ток удержания реле падает, тем самым контакты Р.Н. возвращаются в исходное состояние и процесс повторяется.
Если генератор раскручивать без реле-регулятора и нагрузки, но якорь будет возбужден, то при повышении оборотов, в статорных обмотках будет повышаться ЭДС, которая теоретически может их повредить (пробить изоляцию). Поэтому включать и раскручивать генератор Г 424 без нагрузки запрещено.
В моем случае были окислены угольные контакты реле Р.Н., тем самым напряжение на рототор поступало недостаточное для его возбуждения. Генератор просто не выдавал напряжение.
Простая очистка контактов решила проблему.
Сообщений [ с 21 по 40 из 54 ]
21↑ Ответ от shaman507 15-04-2015 21:52:26
- shaman507
- Злой модератор
- Неактивен
- Имя: Евгений
- Откуда: Тамбовская область
- Зарегистрирован: 28-05-2013
- Сообщений: 4 350
- Репутация: 401
- Мотоцикл: Днепр МТ 10-36, М-72, Урал ИМЗ-8.103-10, М-63, ИЖ-49, Милицейский Урал одиночка, Минск М-106
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
А какие контакты на твоём реле напиши названия
22↑ Ответ от kilerx37 15-04-2015 22:13:27
- kilerx37
- Новичок
- Неактивен
- Имя: юрий
- Откуда: кохма
- Зарегистрирован: 22-06-2014
- Сообщений: 14
- Мотоцикл: урал
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
На моём реле есть (+ ш лк )
Добавлено: 15-04-2015 22:13:27
Здраствуйте. Подскажите пожалуйста . У меня проблема с проводкой на мотоцикле урал . Немогу понять куда сажать конец провода который идет по схеме к B3 на реле . На моей реле нет таково контакта.(провод розовый)Есть только + ш лк (реле электронное)
23↑ Ответ от Luis 14-05-2015 10:35:00
- Luis
- Cтарейшина
- Неактивен
- Откуда: Сахалин
- Зарегистрирован: 07-04-2014
- Сообщений: 2 525
- Репутация: 160
- Мотоцикл: Днепр 11
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
Наткнулся..может кому помогут. вроде всё правильно. Рисунки не мои.
Если что не правильно, то поправьте.
+6
24↑ Ответ от пет.мих.мих 14-05-2015 16:18:50
- пет.мих.мих
- Cтарейшина
- Неактивен
- Имя: Михаил
- Откуда: г.Тюмень
- Зарегистрирован: 20-05-2014
- Сообщений: 1 443
- Репутация: 81
- Мотоцикл: Урал ИМЗ-8-103-10 1993 г.в.
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
25↑ Ответ от kilowatt3 14-05-2015 21:33:45
- kilowatt3
- Электрик
- Неактивен
- Имя: Александр
- Откуда: Белгородская обл Алексеевка
- Зарегистрирован: 24-03-2011
- Сообщений: 1 950
- Репутация: 197
- Мотоцикл: днепр мт 11 ,но были разные и не один !
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
дружище так то оно правильно и дохотчиво , НОО народ не любит искать нужно наверно отдельно создать ветку с пометкой важно , и названием цветное пособие для всех.
26↑ Ответ от Luis 15-05-2015 03:52:16
- Luis
- Cтарейшина
- Неактивен
- Откуда: Сахалин
- Зарегистрирован: 07-04-2014
- Сообщений: 2 525
- Репутация: 160
- Мотоцикл: Днепр 11
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
Главное чтобы всё правильно было, Вы, как разбирающиеся, в электрике проверили, можно и в отдельную тему..
27↑ Ответ от вадимка 01-10-2015 05:41:37
- вадимка
- Прохожий
- Неактивен
- Зарегистрирован: 18-09-2015
- Сообщений: 3
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
привет всем.такая проблема-при включении поворотов влево повороты мигают.при включении в право мигает фара .что делать.Спасибо
28↑ Ответ от komandor 01-10-2015 19:32:58
- komandor
- Искатель новых ощущений
- Неактивен
- Зарегистрирован: 12-02-2015
- Сообщений: 753
- Репутация: 116
Re: схемы электро проводок на мотоциклы
привет всем.такая проблема-при включении поворотов влево повороты мигают.при включении в право мигает фара .что делать.Спасибо
Что значит «мигает фара»? Она включена, а при включении поворотов начинает то тухнуть, то загораться? Если так, то где-то в цепи «реле——>лампочки поворотов» кз. И идет просадка напруги при срабатывании реле.
Новые записи в блогах
Схема подключения замка зажигания мотоцикла Урал довольно проста, при желании с ней справится любой новичок. Нагрев — потери напруги, потери напруги — хуже искра тогда еще стояло кулачковое Следите, чтобы верхние прижимы были установлены в направляющие И. Попеременно подавайте ток на контакты.
Отзыв автовладельца по имени Истома:Управляемость — идёт как по рельсам, отлично тормозит и не кренится.
Поэтому при установке генератора перед затяжкой болтов его крепления ослабьте стяжной болт разрезной опоры, затяните болты крепления генератора и лишь затем полностью затяните стяжной болт задней опоры генератора. Разнообразие схем Проводка при воздействии внешней среды очень часто портится и приходится покупать новую.
Подсоедините один провод контролирующей лампы к клемме с низким напряжением, второй к массе.
Хороший свет. Он создан для автомобилей, но также хорошо подходит и для мотоциклов, если у ваших знакомых есть такой агрегат, одолжите и существенно облегчите себе жизнь.
Подготовка сухозаряженных аккумуляторных батарей к работе Порядок подготовки батарей для приведения в рабочее состояние: снимите защитный кожух и крышку, очистите батареи от пыли, а болты выводов от смазки; выверните пробки из заливочных отверстий, удалите герметизирующие прокладки и прочистите вентиляционные отверстия в пробках. В более новых моделях много модернизированных деталей, значительно отличающихся от старых вариантов.
Схема проверки выпрямительного блока: а — проверка плюсовых диодов; I — диоды включены в непроводящем, направлении; II — диоды включены в проводящем направлении Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток в одном направлении и, следовательно, лампа горит только при включении диодов в проводящем направлении. Припаять к нужной клемме конец провода. Мотоцикл Урал. Проводка. Часть 1.
Еще по теме: Схема подключение двухклавишного выключателя
Историческая справка
Довоенный период
Из архивных документов следует, что назначенная советским руководством группа инженеров посчитала целесообразным использовать в качестве базы для будущего мотоцикла изделие BMW R-71.
Немецкий BMW R-71 образца 1940 года
Справочно: Группа изучала все доступные в те годы серийно выпускавшиеся мотоциклы. И по ряду признаков определила наиболее перспективную конфигурацию, которой соответствовала именно марка BMW. Однако, по мнению советских инженеров, часть узлов и агрегатов, а также центральная проводка нуждались в доработке под отечественные особенности эксплуатации.
Проект был одобрен советским руководством и уже в 1940 году были готовы к испытаниям предсерийные образцы, у которых:
- Схема электропроводки мотоцикла Урал строилась на однопроводном варианте (металлическая рама выступала в роли «минуса»), тогда как BMW применяла двухпроводную;
- Был выбран 6В вольтаж (в послевоенные годы перспективным признали оборудование на 12 вольт);
- Для устойчивой работы на обедненной топливной смеси устанавливался ручной регулятор угла опережения зажигания;
- Для улучшения работы мотоцикла в условиях бездорожья:
- устанавливалось двухдисковое сцепление (BMW R-71 оснащался однодисковым);
- В коробке передач были увеличены передаточные числа главной передачи.
Основной особенностью первого тяжелого отечественного мотоцикла стала его простота:
- своими руками можно было устранить любую поломку в пути;
- провести регулировку электросистемы (электропроводка мотоцикла Урал это позволяла);
- очистить и отрегулировать систему питания;
Справочно: В довоенное время на службу поступило более 7000 мотоциклов. Их выпуском занимались Московский мотоциклетный завод (ММЗ), Горьковский мотоциклетный завод (ГМЗ), Ленинградский и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ).
Военное время
С началом войны производство мотоциклов в срочном порядке эвакуировали в Свердловск и в кратчайшие сроки развернули на Ирбитском мотоциклетном заводе. Донором нового производства стало все вывезенное с Московского мотоциклетного завода оборудование. А готовая продукция прямо с конвейера (на фото внизу) уходила к заказчику.
Прямо с завода ополчение отправлялось на мотоциклах М-72 Урал на фронт
Высокие качества и простота обслуживания мотоцикла по достоинству оценили военные. Их оборонный заказ вырос в несколько раз. Коллектив Ирбитского мотозавода только за 1942 год сумел нарастить объем до 10000 Урал-1, а в дальнейшем преодолел отметку в 20 тысяч экземпляров.
Эмблема Ирбитского мотозавода
Обратите внимание! Оригинальное имя «Урал» существует не только в обозначении тяжелых мотоциклов, но и грузовых авто, что способствует небольшой путанице. В частности, схема электропроводки Урал 4320 имеет отношение не к мотоциклу, а к автомобилю. Аналогично расшифровывается и схема электропроводки Урал 5557 – это модификация грузового авто.
Послевоенное время
Накопленный опыт эксплуатации в самых суровых условиях доказал перспективность шасси и конструкции в целом (на представленном видео в конце статьи это наглядно показано), что позволило заводским конструкторам сосредоточится на усовершенствовании функциональности мотоцикла.
Справочно: Хотя 6В схема проводки на мотоцикл Урал и признавалась устаревшей, тем не менее, ее оставили благодаря потрясающей стрессоустойчивости конструкции.
Наряду с основным заказчиком (армия) в производственной программе ИМЗ появились и:
- органы правопорядка (милиция);
- охранные организации типа рыбнадзора;
- пожарные службы;
- медицинские службы и т.п.
Выпуск пожарных версий освоил завод в Днепропетровске в 80-е годы
Справочно: Схема проводки на мотоцикл Урал с пожарным насосом предусматривала уверенный запуск в любых условиях.
Источник