VIDEO-SAM.RU
Все о работе с видео
Учебные курсы
Подпишитесь на бесплатную почтовую рассылку по созданию видео.
В любой момент вы cможете отказаться от подписки, если она вас не устроит.
Популярные статьи
Свежие статьи
Длинный кадр — исключение из правил?
В статье о правилах видеосъемки обсуждался вопрос длинного кадра. Обычно длительность кадра в фильме или телепередаче не превышает 5-6 секунд. Вы можете убедиться в этом, когда очередной раз будете смотреть телевизор.
Это стандартное правило монтажа, основанное на том, что видео, в котором картинка часто сменяется, смотрится живее и интереснее, воспринимается легче.
Почему так? Оказывается, это правило учитывает особенности человеческого зрения и восприятия окружающих объектов (подробнее — зрительные образы и монтаж).
Длинный кадр — это непрерывный кадр, который длится дольше обычного, съемка без монтажных склеек.
Обычно при монтаже видео длинные кадры разбиваются на короткие, вставляются перебивки, другие кадры. Это классическое правило видеопроизводства.
Но означает ли это, что длинный кадр использовать нельзя? Конечно же, нет. Из любого правила есть исключения. Главным, определяющим моментом при создании фильма является не длительность кадра, а замысел автора данной картины.
Каждый фильм служит для передачи художественного замысла режиссера, что именно он желает донести до зрителя. Если режиссер считает, что для восприятия зрителями смысла, настроения, эмоций, информации необходим именно длинный кадр, он вправе его использовать.
Конечно, не у каждого режиссера использование длинного кадра получается удачным, потому что это один из самых сложных кинематографических приемов. Чем длиннее кадр, тем сложнее получить идеальный результат без монтажной склейки.
Но многие признанные мастера с успехом применяли длинный кадр, и их работы считаются настоящими шедеврами кинематографа.
Вот несколько примеров.
Известная картина Альфреда Хичкока «Веревка» снята именно длинным кадром. При длительности 80 минут, фильм состоит всего из 10 кадров, каждый из которых длится от 6 до 10 минут. Даже стыковка кадров сделана максимально незаметно, на переходах, например, спинах действующих персонажей.
Представьте, насколько сложно снимать такой фильм. Все мизансцены должны быть точно выверены, актеры должны безошибочно помнить текст своей роли, играть без погрешностей, в соответствии с замыслом режиссера. Точно также должны отработать и остальные члены съемочной команды — оператор, осветители, звукорежиссеры и пр.
В обычных фильмах неудачный момент переснимается по нескольку раз, и в этом нет проблемы, если кадр длится 10-30 секунд. А теперь представьте, если надо делать несколько дублей 10-минутного кадра.
При съемке длинного кадра определяющим является мастерство оператора. В этом отношении нужно выделить операторскую работу известного советского кинооператора и режиссера Сергея Урусевского в фильме Михаила Калатозова «Я — Куба».
Практически вся картина снята ручной камерой. Урусевский постоянно использовал внутрикадровый монтаж: движение камеры, изменение фокуса, наезд, отъезд, панораму, трансфокацию. Оператор перемещался с камерой по залу, спускался во время съемки на лифте, заходил в бассейн.
Операторская работа Урусевского до сих пор (с 1964 года) считается эталонной в истории киноискусства.
Мастером длинного кадра является знаменитый итальянец Федерико Феллини. В его картинах планы длительностью несколько минут смотрятся настолько динамично, что зрители совершенно не замечают, что кадры не монтированы.
Из русских знаменитых режиссеров, снимающих не просто длинные, а сверхдлинные кадры, является Андрей Тарковский. Вспомните его фильмы, например, всем известный «Солярис», получивший Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам различных рейтингов эта картина входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа.
Тарковский всегда был противником «резки» кадра, считал, что это нарушает целостную ткань катрины.
Вообще, в 70-90-х годах прошлого века многие известные режиссеры использовали длинный кадр как ключевой, стилеобразующий прием.
Бела Тарр в фильме «Макбет», длящемся 1 час, делает всего одну склейку. Этот же прием применяли Микеланджело Антониони, Стэнли Кубрик, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Михаэль Ханеке, Пол Томас Андерсон и многие другие.
Была просчитана средняя продолжительность кадра в фильмах семи культовых режиссеров, и получены следующие результаты:
Серджио Леоне — 7 сек.
Федерико Феллини — 8,8 сек.
Франсуа Трюффо — 13,5 сек.
Ингмар Бергман — 16,7 сек.
Жан-Люк Годар — 20,7 сек.
Андрей Тарковский — 40 сек.
Бела Тарр — 178,3 сек.
В наше время (после 2000 г.) режиссеры также используют длинный кадр. В 21-м веке появились цифровые камеры, которые дают возможность снимать сверхдлинные кадры, поскольку теперь нет ограничения времени длительностью кинопленки.
Режиссеры используют эту возможность для новаторских, экспериментальных картин. Например, фильм Майка Фиггиса «Тайм-код» — это полтора часа однокадровой съемки.
Аналогичный пример у нас: Александр Сокуров снял однокадровый фильм об истории России «Русский ковчег» длительностью 87 минут, который снимался в Зимнем дворце с участием 2000 актеров. Примечательно, что фильм был снят за один день, но, правда, с третьей попытки.
Можно назвать много современных фильмов, в которых используются длинные кадры. Вот несколько примеров таких картин:
«Дитя человеческое» (2004) — сцена засады длится 4 мин. 7 сек., сцена сражения — 7 мин. 34 сек.
«Олдбой» (2003) – сцена драки — 2 мин. 34 сек.
«Искупление» (2007) – сцена в Дюнкерке — 5 мин. 7 сек.
«Голод» (2008) – сцена беседы продолжается 16 мин. 30 сек. при полностью статичной камере на всем ее протяжении.
«Честь дракона» (2005) – сцена драки на лестнице — 3 мин. 55 сек.
«Гравитация» (2013) – первый кадр — 17 мин.
«Горячие новости» (2004) — сцена перестрелки 6 мин. 47 сек.
Конечно, это не все примеры длинного кадра в современном кино, хотя распространенным в наше время этот прием назвать нельзя. Удачным или нет получился результат — судите сами.
Что касается телевизионных передач, то существует такое понятие, как репортажное определение длинны кадра: пока длится событие, пока поступает новая информация, кадр может не заканчиваться.
Если репортер заснял какой-то важный, эксклюзивный материал, то его показывают целиком, не обращая внимание на длительность. Здесь главное — информация, а не «смотрибельность».
Вы, наверняка, видели, как по центральному телевидению показывают видео, снятое на мобильный телефон, если оно несет действительно ценную информацию.
Аналогично, если выступает оратор с какой-то значимой речью, то кадр длится столько, сколько нужно. Никто не будет перебивать кадр с обращением, например, президента, какими-то вставками или перебивками.
Итак, подведем итоги: можно ли и нужно ли использовать длинный кадр?
Если вы считаете, что только таким образом вы можете реализовать свой замысел и донести до зрителя смысл или настроение данной сцены, то используйте его.
Если вы считаете, что сможете достойно выполнить съемку длинного кадра — используйте его.
Источник
VIDEO-SAM.RU
Все о работе с видео
Учебные курсы
Подпишитесь на бесплатную почтовую рассылку по созданию видео.
В любой момент вы cможете отказаться от подписки, если она вас не устроит.
Популярные статьи
Свежие статьи
Правила монтажа видео
Рассмотрим основные правила монтажа видеофильмов.
Чтобы понять их логику, отвлечемся ненадолго, и рассмотрим принципы зрения человека.
Представьте себе, как люди воспринимают окружающую среду посредством зрения. При рассматривании, например, пейзажа, глаза человека непрерывно движутся, перескакивают с одного направления на другое, причем, совершенно хаотично.
Наше зрение как бы выхватывает четко увиденные куски наблюдаемого, эти куски определяются нашим сознанием как элементы общего, и складываются в единую картину.
Кроме того, наши глаза время от времени моргают, т.е. вообще закрываются. В такой момент происходит прерывание поступления информации из окружающей среды, но, согласитесь, это совершенно не мешает нам воспринимать пейзаж как целостную картину.
Переводя взгляд с удаленного предмета на близлежащий, человек непроизвольно моргает.
Мы так делаем неосознанно, не обращаем на это внимания, такой принцип работы зрения нам нисколько не кажется искусственным. Наоборот, именно так людям наиболее удобно наблюдать за событиями в окружающем мире, не утомляя зрение.
Кусочки пейзажа являются аналогами кадров фильма, а наше сознание занимается монтажом отдельных кусочков в целостную картину (фильм).
Психологи утверждают, что процесс поступления информации в наше сознание во всех случаях имеет прерывистый, кусочный характер. Дробление на куски необходимо для нормального хода восприятия (зрительные образы и монтаж).
Исходя из теоретических знаний о принципах человеческого зрения, можно изложить основные правила монтажа.
Не используем длинный кадр
Монтаж видеофильма короткими кадрами — это одна из форм использования особенностей человеческого зрения.
Одно из основных правил видеомонтажа — не делать длинные кадры, утомительные для глаза человека. Средняя продолжительность кадра — 5 секунд.
Можете проверить это правило, просматривая любой фильм или телепередачу.
Вы обнаружите, что редко кадры держатся более 5 с. В выпусках новостей — еще меньше, кадры могут меняться чуть ли не ежесекундно.
Но быстрая смена тоже утомительна, мы не все успеваем воспринимать информацию, поэтому, условимся — средняя продолжительность кадра 5 с.
Не воспринимайте это как догму, из любого правила могут быть исключения. Многие великие режиссеры использовали длительность кадра до нескольких минут, например, Тарковский, Феллини.
Если по вашему замыслу кадр должен быть длинным и ваше видео смотрится хорошо — решать Вам.
Стык кадров
Разберемся в принципах стыка соседних кадров. В монтаже изображений существуют две противоположные задачи: сделать стык кадров незаметным для зрителя и, наоборот, стыком кадров выделить что-либо, акцентировать внимание зрителя.
Чтобы понять принципы стыковки кадров, рассмотрим понятие плана.
План — это обозначение масштаба съемки, выбор крупности объекта съемки.
Различаются следующие виды планов (на примере съемки человека):
1. Деталь (например, глаз человека с бровью, кисть руки, губы).
2. Крупный план — лицо человека во весь экран.
3. 1-й средний план — часть фигуры человека, взятая в рамку кадра чуть выше пояса.
4. 2-й средний план — фигура человека по колено.
5. Общий план — человек во весь рост располагается в кадре так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство.
6. Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше.
На практике чаще всего встречается деление на крупный, средний и общий планы, но для обеспечения комфортности восприятия стыка кадров необходимо учитывать обязательно все шесть.
Одно из главных правил монтажа — учет планов или монтаж по крупности. Установлено, что лучше воспринимаются кадры, смонтированные «через план», например, крупный со вторым средним, 1-й средний с общим.
Поставленные рядом похожие или соседние по крупности планы вызывают ощущение рывка и смотрятся плохо.
Исключением является стык детали и крупного плана, дальнего и общего плана, здесь неприятных впечатлений не возникает.
Плохо воспринимается переход между кадрами, сильно различающимися по крупности, скажем, с детали на общий план. Зритель может просто потерять объект внимания.
И наоборот, если перейти с дальнего плана на деталь, возникает ощущение броска на зрителя (хотя такой прием можно использовать для привлечения внимания к чему-либо).
Ориентация в пространстве
Следующее важное правило — учет ориентации в пространстве (монтаж по взгляду).
Если вы снимаете беседующих людей, то нельзя стыковать рядом кадры, снятые с разных сторон, иначе зритель потеряет ориентацию (не путать с ситуацией, когда камера показывает разговаривающих поочередно).
Или, если человек идет к нам, а в следующем кадре — от нас, нужно, чтоб камера была с одной стороны от него (по той же причине).
Это не значит, что нельзя снимать с разных сторон, главное, чтобы при монтаже такие кадры не стояли рядом. Такой переход можно осуществить через кадр, вставив между ними, например, крупный плана снимаемого объекта.
Освещение
Очень важным при монтаже является учет освещенности или монтаж по свету. Плохо, когда соседние кадры резко отличаются по освещенности, это, буквально, бьет по глазам.
Если вам нужно сделать переход от яркого света к затенению, поставьте между ними нейтральный кадр, чтобы смягчить переход. Подробнее о принципе монтажа по свету.
Избегайте скачков и рывков видео.
Будьте аккуратны, вырезая какие-то фрагменты. Ужасно смотрится, когда на одном кадре человек при ходьбе начал поднимать правую ногу, а на следующем кадре (практически, мгновенно) — поднимает уже левую. Налицо явный скачок из-за того, что кусок кадра варварски выхвачен.
Если вам обязательно нужно было вырезать данный фрагмент, просто не монтируйте такие кадры рядом, поставьте между ними другой кадр.
Если снималось какое-то длительное действие, например, интервью, то обязательно возникает необходимость вырезать какие-то неудачные фразы или ракурсы. Но если просто вырезать фразу, на стыке кадров получится скачок, ведь люди не сидят неподвижно.
Самый лучший способ избежать этого — съемка двумя камерами, в такой момент нужно поставить кадр, снятый на другую камеру. Но это вряд-ли подойдет для любительских съемок.
Второй, менее удачный способ прикрыть скачок — это наложить переход, например, вспышку. Это плохой вариант и применять его можно только в крайнем случае.
Оптимальным решением будет вставка «перебивок» — каких-то нейтральных кадров. Для этого в запас надо наснимать в помещении различных деталей, лица зрителей и т.п., и прикрывать ими рывок или другой бракованный фрагмент.
Учитывайте, что звуковая дорожка должна идти непрерывно, а перебивка закрывает только видео.
Не увлекайтесь эффектами.
Теперь поговорим о чувстве меры. Начинающий монтажер часто чрезмерно увлекается различными эффектами, переходами, и лепит их на каждом шагу. Ему кажется, что чем больше «красивостей» он поставит, тем профессиональнее и солиднее будет выглядеть фильм.
Все как раз наоборот. Настоящий профессионал никогда не будет злоупотреблять эффектами, чтобы показать «я это умею!» — это дурной тон.
Однажды моя коллега, дававшая открытый урок, взялась сама делать фильм для конкурса уроков. Кто-то ей «помог», и в результате, когда я посмотрела готовый фильм, то пришла в ужас: чуть ли не каждый кадр разворачивался, сворачивался в трубочку, вылетал, закручивался в спираль и т.п.
Такое безобразие на конкурс выпускать было нельзя, и я потратила массу времени, скрупулезно вырезая все эти «красивости».
Ни в коем случае в серьезном фильме не допускайте такого. Фильм должен нести информацию, стыки кадров должны быть незаметны, зрителя нельзя отвлекать на всякую ерунду, при резких переходах его внимание рассеивается.
Переход можно поставить, чтоб подчеркнуть смену событий, новый этап, главу, т.е. тогда, когда это уместно, но ни в коем случае не злоупотреблять эффектами.
Еще один пример «мастерства» создателей фильма: линейка, посвященная последнему звонку в школе. Идет панорама стоящих учеников, родителей — и поверх интенсивно сыплются золотистые искры.
Монтажеру кажется, что это очень красиво и эффектно, а то, что лица учеников разглядеть почти невозможно — наплевать.
В самый волнительный момент посреди экрана появляется здоровенная анимация колокольчика и начинает раскачиваться — действующих лиц опять не видно.
Такие «художества» вряд ли понравятся заказчикам видео (обычно это родители), которым интересно видеть своих детей, а не эффекты.
Другое дело, если вы делаете рекламный ролик, видеопоздравление, шуточный видеофильм для друзей — вот тут пожалуйста, применяйте любые эффекты, анимацию, переходы, пусть все сверкает и движется. Это уместно и эффектно.
Вообще, если вы знакомы с другими материалами этого сайта, то знаете, что создавать эффекты и переходы совсем не сложно, и это ни в коем случае не является мерилом мастерства. Поэтому призываю вас еще раз применять эффекты в меру и там, где это уместно.
Источник