7 шагов в будущее
Учимся и играем
В основе образовательного процесса лежит игра
Работа в проекте «Информатика без розетки» – это игровая форма проведения занятий, которая настолько вовлекает всех участников образовательного процесса, что и педагоги, и дети, и родители становятся равноправными партнерами в достижении единой цели – развитии алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста.
Детям, участникам проекта невероятно повезло, ведь именно в этом возрастном периоде мозг ребенка очень пластичный и способен вмещать большой объем информации — это лучший период для развития мышления и формирования ключевых компетенций будущего школьника. Играя, дети осваивают такие понятия как алгоритм, отрицание, истина и ложь, кодирование, информация и многое другое.
Педагог + сказка = результат»
На каждом занятии присутствует сказочный персонаж и кот Алесик
Информатика без розетки – это встреча (знакомство) с игровыми персонажами:
котом Алесиком – главным героем занятий, он помогает создать любую игровую, проблемную ситуацию;
Сказочными персонажами – Незнайкой, Снеговиком, Осенью, которые приходят с загадками и вопросами.
Все ребята с удовольствием помогают Алесику решить задачу, отгадать загадку, пройти лабиринт или отыскать затерянный клад…
Ребята настолько погружены в проект, что продолжают решать задачи, играть и перевоплощаться после занятий в группе, и дома с родителями
Брендовая атрибутика + дидактика
Дидактический материал, школьные принадлежности, форма с логотипом проекта «Информатика без розетки»
Информатика без розетки – это наличие брендовой атрибутики во всем: у детей есть своя форма одежды, учебные принадлежности, рюкзаки, на этапе рефлексии используются нестандартные карты самооценки с наклейками котят с разным эмоциональным выражением мордочек, свой дидактический учебный материал. Данная особенность позволяет достигать неповторимое своеобразие занятий, мотивирует и сплачивает группы детей и педагогов.
Самообразование каждый день
Постоянное профессиональное самосовершенствование педагогов
Информатика без розетки – это профессиональный рост педагогов, совершенствование ИКТ- компетентности:
прежде, чем начать заниматься с детьми, педагоги, участвующие в экспериментальном проекте, прошли онлайн-обучение в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность» и получили сертификаты тьюторов, которые предоставили педагогам право проводить курс «Информатика без розетки»
СССР – это самообразование, самовыражение, самосовершенствование, развитие
Возможность участия в конкурсах в рамках проекта, самореализация и творчество
Информатика без розетки – это простор для творчества, для воплощения креативных идей, возможность самореализации как педагогов, так и детей, стремление к новым вершинам и участие в конкурсах!
В декабре 2020г Творческая группа педагогов приняла участие в открытом конкурсе «Информатика без розетки». Участие в конкурсе мобилизовало весь наш творческий потенциал: педагоги предлагали идеи, отбрасывали устаревшие, выбирали материал для изготовления игр, разрабатывали сценарий Космокешинга, сочиняли эссе, становились фотографами и с увлечением ловили детские эмоции…
Наши работы были отмечены дипломом 1 степени в номинации «Фотомгновение» и поощрительным дипломом в номинации «Творческая мастерская».
Готовимся к школе
Подготовка детей к школе
Информатика без розетки – это формирование ключевых компетенций будущих школьников с учетом индивидуального подхода.
Благодаря индивидуальному подходу, педагоги могут выявить способности каждого ребенка и успешно развивать их.
Динамичность, увлеченность, мобильность, познавательный интерес, развитое логическое мышление — вот ключевые компетенции, которые формируются у участников «Информатики без розетки»
Создаем ситуацию успеха
Сильная мотивация
Информатика без розетки это – создание ситуации успеха для каждого участника проекта, радуга незабываемых эмоций: удивление и уверенность, радость открытий и огорчения, восхищение и задумчивость…
Источник
Первые занятия: суммируем опыт
Спустя два месяца после старта республиканского экспериментального и областных проектов, входящих в состав общего образовательного проекта Парка высоких технологий «Информатика без розетки» для учреждений дошкольного образования, уже можно суммировать первый опыт проведения занятий с воспитанниками. Что показывает анализ этого опыта?
ГУО «Ясли-сад №1 г. Орши»
Хотим поделиться своими впечатлениями от проведения занятий по первой теме. Детям нравится ходить на кружок «Информатика без розетки». При беседе с родителями мы узнали, что многие родители слышали положительные отзывы о нашей работе в прошлом учебном году.
Для заинтересованности детей мы оставили героя – котенка Скрейчика. По занятиям видно, что дети активны, с желанием приходят на занятия и с увлечением выполняют предложенные задания. Мы считаем, что перечень дидактических игр, предложенных ПВТ по данной теме, соответствует возрастным особенностям 5-7 лет. На занятиях стараемся применять дифференцированный и индивидуальный подход. Занятия проходят на одном дыхании, даже не замечаем, когда заканчивается время. Из-за большого количества дидактического материала уходит много времени на подготовку, но это того стоит. Очень приятно видеть в глазах детей азарт, интерес.
Дошкольный центр развития ребенка аг. Александрия Шкловского района
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка аг. Александрия Шкловского района»
Подготовка к занятиям занимает достаточно много времени. Вместе с тем, после проведения 4 занятий у педагогов сформировалась уже система подготовки (определение времени в течение дня, использование технических средств). Немаловажно, что работа проводится в команде. На сегодняшний день педагог работает в тесном сотрудничестве с заместителем заведующего и психологом. Занятия интересны, увлекательны, познавательны. А так как все новое вызывает интерес, то желание участвовать в экспериментальной деятельности возрастает.
Дети с удовольствием посещают занятия. Задания, предлагаемые на занятиях, частично знакомы. Вместе с тем, идет усложнение материала, что вызывает интерес. Возникающие трудности в начале преодолеваются к концу занятия. По необходимости полученные знания закрепляются в специально организованной и нерегламентированной деятельности.
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Могилева»
При проведении занятий с особыми трудностями не столкнулись. Конспекты написаны понятно, тематика доступна, сюрпризный момент – неотъемлемая часть каждого занятия. Хочется сказать спасибо за предоставленный наглядный материал.
Современных детей так сложно удивить, не прибегая к различного рода гаджетам. Нашим воспитанникам занятия нравятся, они с удовольствием играют в игры, проходя своего рода квест. Положительным является то, что используются разные формы работы с детьми (это очень здорово!), а еще всегда есть возможность адаптировать занятие под уровень своих детей. Среди минусов – хотелось бы больше заданий, которые дети выполняли бы в парах и индивидуально. Возможно, все впереди.
А еще проект «Информатика без розетки» дает отличную возможность для самообразования и саморазвития, ведь не стоит забывать, что для своих воспитанников мы всегда должны быть на шаг впереди.
Ясли-сад №372 г. Минска
ГУО «Ясли-сад №372 г. Минска»
Первые занятия прошли очень хорошо. Детям понравились новые игры, формат проведения занятия, смена видов деятельности на занятии (игры с мячом и обручем чередовались с интеллектуальными спокойными упражнениями, играми за столами), понравилась продуктивная деятельность – рисование смайликов. Дети рады были познакомиться со Скретчиком (хорошо, что у нас есть готовая кукла-Скретчик!), им понравилось выбирать настроение котенка после занятия.
Воспитателям удобно работать по предложенным конспектам, используя подобранную картотеку игр. Однако, если чётко следовать предложенному конспекту, то тяжело уложиться во временные рамки. На наш взгляд, на начальном этапе было бы рационально либо уменьшить количество игр, либо пересмотреть сюжет конспекта.
ГУО «Ясли-сад №50 г. Могилева»
Родители заинтересованы в любом развитии детей. Про данный проект они отзывались так: «Что-то новое, интересное, современное, еще одна возможность для детей научиться думать, рассуждать, договариваться друг с другом».
Дети еще не совсем понимают, для чего и почему проводят эти занятия. Но все задания выполняют старательно, с интересом.
Для педагогов каждое занятие вызывает интерес с точки зрения того, как поведут себя дети, как справятся с заданиями. Иногда наши прогнозы не сбываются. Бывает так, что дети показывают «высший класс». Это стимулирует нас, добавляет энтузиазма.
Дошкольный центр развития ребенка №8 г. Могилева
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №8 г. Могилева»
Игры «Паровозик», «Покупки» заставляют ребят ДУМАТЬ! И дети это понимают, заметна их радость от того, что они справляются САМИ со сложными вопросами и заданиями, которые раньше не выполняли. Воспитатели не ожидали, что можно с помощью таких заданий в картинках заставить ребенка МЫСЛИТЬ: прилагать умственные старания, решить задачу, тем самым поселить в ребенке уверенность в своих собственных силах. Задания требуют внимания, собранности с самого начала игры. Если дети, единожды включившись в середине проведения игр, не достигают положительного результата, то они осознают, что задание, вопрос нужно слушать внимательно в самом начале игры. Игры и задания вызвали у детей супер-интерес!
Игры имеют различный уровень сложности – от среднего до высокого, – что стимулирует активное развитие мыслительных операций у дошкольников.
В конце занятия дети спрашивают, когда в следующий раз они встретятся с Котом?
В ходе занятий воспитанники постепенно переходят от простого к сложному, что создает ситуацию успеха и вызывает у ребят положительные эмоции и желание заниматься в дальнейшем.
В беседах с педагогами и сверстниками ребята делятся впечатлениями о том, чем они занимались на занятии: почему лимон НЕ сладкий, а помидор НЕ желтый… и НЕ синий…
Ясли-сад №36 г. Борисова
ГУО «Ясли-сад №36 г. Борисова»
Родители отмечают, что дети в разговорах употребляют необычные сравнения. Например, один ребенок на вопрос мамы, что сегодня он ел на обед, ответил, что сегодня на обед была не котлета и не мясо (кстати, в этот день на обед была картофельная запеканка с мясом). Такие моменты способствуют росту заинтересованности родителей содержанием занятий с детьми. Планируем пригласить родителей на одно из занятий.
ГУО «Ясли-сад №32 г. Полоцка»
Первые занятия показали хорошие результаты. Прослеживается высокая активность детей. Все занятия выстроены грамотно и увлекательно. Ребятам очень понравились игры «Найди отличия», «Продолжи фразу», «Третий лишний», «Умный художник», в ходе которых формируются умения называть признак, противоположный данному признаку, находить и объяснять отличия между признаками и явлениями, обобщать и классифицировать предметы по общему признаку, находить «лишний» предмет, объясняя свой выбор. В эти игры дети включались с огромным интересом. В гости к ребятам приходила Осень. Еще дети отметили, что в парах работать очень увлекательно.
Источник
«Ясли-сад д. Вистычи»
«Информатика без розетки» образовательный проект
Вопросы — ответы
«Информатика без розетки» — азбука цифрового мира!
Цель проекта: формирование основ алгоритмической грамотности у детей 5-7 лет.
Девиз проекта:
«Информатика без розетки» — азбука цифрового мира!
Краткая история проекта
Проект «Информатика без розетки» стартовал в октябре 2018 года.
Администрацией Парка высоких технологий был проведен опрос 110 учителей информатики и учителей начальных классов, ведущих факультативные занятия по обучению школьников программированию на языке Scratch, позволили оценить уровень подготовки младших школьников по различным учебным темам. Выяснилось, что уровень базовой подготовки и понимания по ряду тем нужно улучшать. Чтобы решить эту задачу Парком высоких технологий была начата работа по созданию Методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет, направленной на освоение ими умений структурировать и оперировать информацией на основе логических операций без использования компьютера.
1. Учимся и играем
В основе образовательного процесса лежит игра.
Работа в проекте «Информатика без розетки» – это игровая форма проведения занятий, которая настолько вовлекает всех участников образовательного процесса, что и педагоги, и дети, и родители становятся равноправными партнерами в достижении единой цели – развитии алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста.
Детям – участникам проекта невероятно повезло, ведь именно в этом возрастном периоде мозг ребенка очень пластичный и способен вмещать большой объем информации – это лучший период для развития мышления и формирования ключевых компетенций будущего школьника. Играя, дети осваивают такие понятия как алгоритм, отрицание, истина и ложь, кодирование, информация и многое другое.
2. Педагог + сказка = результат
На каждом занятии присутствует сказочный персонаж и кот Алесик.
«Информатика без розетки» – это встреча (знакомство) с игровыми персонажами:
котом Алесиком – главным героем занятий, он помогает создать любую игровую, проблемную ситуацию.
Сказочными персонажами – Незнайкой, Снеговиком, Осенью, которые приходят с загадками и вопросами.
Все ребята с удовольствием помогают Алесику решить задачу, отгадать загадку, пройти лабиринт или отыскать затерянный клад…
Ребята настолько погружены в проект, что продолжают решать задачи, играть и перевоплощаться после занятий в группе и дома с родителями.
3. Брендовая атрибутика + дидактика
Дидактический материал, школьные принадлежности, форма с логотипом проекта «Информатика без розетки».
«Информатика без розетки» – это наличие брендовой атрибутики во всем: у детей есть своя форма одежды, учебные принадлежности, рюкзаки, на этапе рефлексии используются нестандартные карты самооценки с наклейками котят с разным эмоциональным выражением мордочек, свой дидактический учебный материал. Данная особенность позволяет достигать неповторимого своеобразия занятий, мотивирует и сплачивает группы детей и педагогов.
4. Самообразование каждый день
Постоянное профессиональное самосовершенствование педагогов.
«Информатика без розетки» – это профессиональный рост педагогов, совершенствование ИКТ- компетентности:
прежде чем начать заниматься с детьми, педагоги, участвующие в экспериментальном проекте, прошли онлайн-обучение в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность» и получили сертификаты тьюторов, которые предоставили педагогам право проводить курс «Информатика без розетки».
5. СССР – это самообразование, самовыражение, самосовершенствование, развитие
Возможность участия в конкурсах в рамках проекта, самореализация и творчество.
«Информатика без розетки» – это простор для творчества, для воплощения креативных идей, возможность самореализации как педагогов, так и детей, стремление к новым вершинам и участие в конкурсах!
6. Готовимся к школе
Подготовка детей к школе.
«Информатика без розетки» – это формирование ключевых компетенций будущих школьников с учетом индивидуального подхода.
Благодаря индивидуальному подходу педагоги могут выявить способности каждого ребенка и успешно развивать их.
Динамичность, увлеченность, мобильность, познавательный интерес, развитое логическое мышление – вот ключевые компетенции, которые формируются у участников «Информатики без розетки».
7. Создаем ситуацию успеха
«Информатика без розетки» – это создание ситуации успеха для каждого участника проекта, радуга незабываемых эмоций: удивление и уверенность, радость открытий и огорчения, восхищение и задумчивость…
Значение игры для дошкольника
Учимся играя
Информатика через игру
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать у них логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу и синтезу. Во всем этом помогает обучение информатике. У большинства родителей традиционное представление об уроках информатики – дети работают за компьютерами и осваивают их. Но овладение работой на компьютере – лишь навык, помогающий идти к цели, а не конечная цель. Многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера. Вместо традиционных уроков можно изучать информатику через развивающие игры и давать к ним наглядный материал с подробными пояснениями по каждой теме. В данном разделе предлагаются примеры дидактических игр, которые направлены на развитие у детей алгоритмического мышления и логики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки».
Значение игры для детей дошкольного возраста
Для детей 5-6 лет игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — средство воспитания, игра для дошкольников (5-6 лет) – это основной способ познания окружающего мира. Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая.
Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которого сохранились в его опыте. Играя, ребенок действ ует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может выполнять любые действия. А именно: плыть на корабле, летать в космосе, лечить пациентов в больнице, проводить экскурсии в музее, выполнять сервисные услуги в автомастерской, патрулировать выполнение правил дорожного движения автомобилистами.
Игра, интегрируясь во все формы и виды деятельности дошкольника, развивает у ребенка творческую активность и инициативность, воображение и память, формирует умения и навыки системного мышления, связную речь, воспитывает доброжелательность, внимание, чуткость, отзывчивость, заботу, терпение. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета, плюшевый медведь – отважный путешественник).
Игра не только обучает, но и позволяет ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.
Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа. С самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. Задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики, а именно для детей 5-6 лет. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.
Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон активности дошкольника. При определенном энтузиазме родителей можно превратить домашние игры в обучающие, развивающие и самые желанные для вашего ребенка.
Источник