Монтаж осветительных установок
Предприятия электромонтажных организаций изготовляют электромонтажные изделия, позволяющие свести работы по монтажу выключателей, штепсельных розеток и светильников к сборке готовых конструкций и креплению их к строительным элементам зданий.
При строительстве зданий, в особенности крупнопанельных, в них, как правило, предусматривают все отверстия, ниши и закладные части для установки осветительного оборудования и прокладки осветительных сетей. Так, выключатели и штепсельные розетки при скрытой проводке устанавливают в готовых нишах, коробках или стаканах, с креплением при помощи шурупов, винтов или имеющихся на них распорных лапок. Предприятия НПО «Электромонтаж» Минмонтажспецстроя СССР серийно изготовляют из полимерных материалов закладные коробки (установочные, ответвительные, потолочные) и другие изделия для электропроводок в полимерных трубах, замоноличенных в железобетонные панели при их изготовлении на заводах железобетонных изделий.
Надплинтусные штепсельные розетки и потолочные выключатели имеют металлические основания и крепятся непосредственно к стене обычно пристреливанием. Выключатели и штепсельные розетки для открытой проводки, потолочные и настенные ламповые патроны, а также потолочные и настенные светильники с лампами накаливания (за исключением имеющих специальные основания) устанавливают на деревянных розетках и крепят шурупами.
Подвесные светильники прикрепляют к перекрытиям на крюках. Заводы изготовляют несколько видов крюков и других приспособлений для крепления светильников к перекрытиям, выполненным как из многопустотных плит, так и монолитной конструкции (рис. 8). Крюки и шпильки с поворотными планками позволяют завести их в отверстие в перекрытии и закрепить в нем снизу, что значительно облегчает их установку. В соответствии с требованиями [2] к подвеске светильников с металлическими корпусами в жилых и общественных зданиях конец крюков должен быть покрыт изоляцией.
Рис. 8. Установка светильников:
а — крюк для подвески светильника к перекрытию из пустотных плит; б—шпилька для крепления светильника к перекрытию из сплошных плит; в — подвес для крепления светильника на тросе; г —общий вид подвески светильника на тросе.
Для закрытия отверстия в перекрытиях в месте вывода проводов к светильнику применяют пластмассовые потолочные розетки. Соединение проводов сети и светильника в этих случаях выполняют с применением колодок зажимов.
Подвесные светильники к стенам, колоннам и фермам крепят с помощью различного вида кронштейнов, стоек, обхватов и подвесов. Для этих целей заводы изготовляют как комплектные кронштейны, так и отдельные узлы и детали, позволяющие скомплектовать различного рода конструкции (кронштейны, подвесы, обхваты для крепления) для установки светильников с люминесцентными лампами, лампами ДРЛ и накаливания.
Светильники в цехах на переходных и специальных мостиках устанавливают на поворотных кронштейнах, укрепленных на стойках (рис. 9). Конструкция кронштейна позволяет в процессе монтажа и эксплуатации приподнять кронштейн на 45°, повернуть на себя светильник и легко сменить лампы, произвести чистку отражателя. Провода светильника к сети присоединяют при помощи штепсельного разъема. На стойке предусмотрена система отверстий, позволяющая регулировать высоту размещения светильников по высоте, установить на стойке ПРА и ответвительную коробку со штепсельным разъемом. При тросовой проводке светильники подвешивают к тросу и фермам при помощи подвесок (рис. 8, в и г).
При однорядной и двухрядной подвеске люминесцентных светильников на тросах, под перекрытиями и у стен, для прокладки проводов питания применяют стальные короба типа КЛ (рис. 10).
Двухметровые секции коробов соединяют между собой в непрерывную линию при помощи патрубков, имеющихся на одном из их торцов. Короба прикрепляют к перекрытию, стене или тросу при помощи кронштейнов, скоб и подвесов. Кронштейны изготовляют двух типов — неповоротные и поворотные. Поворотный кронштейн имеет поворотную головку, позволяющую закрепить короб и светильники под углом до 45°. Светильники к сети подсоединяют при помощи сжимов без резания магистральных проводов, проложенных в коробе.
Рис. 9. Кронштейн для крепления двух люминесцентных светильников на мостике:
а — рабочее положение; б — ремонтное положение; 1 – стойка с крепежными лапками; 2 – консоль с поворотным крюком; 3 – крюк; 4 – траверса шарнирная; 5 — ответвительная коробка со штепсельным разъемом; 6 — промежуточное положение; 7 — положение для обслуживания.
Непрерывность цепи заземления коробов обеспечивается сваркой планок на концах секций. Для питания электроэнергией и установки светильников в цехах промышленных предприятий применяют комплектные штепсельные осветительные шинопроводы ШОС.
Общим недостатком при монтаже светильников, расположенных в линию с применением коробов КЛ, лотков НЛ и шинопроводов ШОС, является необходимость их крепления к опорам через каждые 2 м.
Рис. 10. Короба КЛ для светильников с люминесцентными лампами и поворотный кронштейн:
а — секция короба для однорядной подвески светильников; б — то же, но для двухрядной подвески светильников; в — кронштейн поворотный.
Вследствие того что осветительные линии в большинстве случаев располагаются поперек строительных ферм, имеющих шаг 6—12 м, необходимо устройство дополнительных опор, связанное со значительными трудозатратами, составляющими до 40 % всех трудозатрат по монтажу электрического освещения. В тресте Белэлектромонтаж разработан и широко внедряется индустриальный способ монтажа освещения производственных помещений с линейным расположением светильников, монтируемых на монтажных блоках, собираемых вне зоны монтажа в МЭЗ. Блок светильников монтируется на конструкции (фермочке УЭМИТ-43), имеющей жесткость, достаточную для несения без дополнительных креплений нагрузки от шести двухламповых люминесцентных светильников массой до 80 кг. Масса фермочки 27,1 кг. В 1985г. на заводах треста изготовлено 8500 фермочек. В МЭЗ на фермочках монтируются светильники и участок групповой сети. Готовые блочки транспортируются на специальной раме в монтажную зону, где до подъема блочка на проектную отметку устанавливаются лампы и производится проверка работоспособности осветительного прибора. Блок поднимается на проектную отметку и крепится к строительной конструкции, запас кабеля подключается к соединительной коробке соседнего блочка. Работы на высоте выполняются за один этап и составляют не более 20 % трудоемкости работ по монтажу осветительной установки. Расход металла против традиционных способов сокращается не менее чем на 50%.
При монтаже осветительного оборудования выполняют следующие основные требования: светильники в ряду и по высоте выравнивают так, чтобы отклонения их не были заметны на глаз; установочные изделия закрепляют по центру розеток, ниш, выверяют строго по вертикали и горизонтали положение их рукояток, кнопок и штепсельных гнезд; выключатели на стенах устанавливают на высоте 1,5м от пола (до оси); штепсельные розетки устанавливают на высоте 0,8—1 м или 0,3м от пола; в школах и детских садах, яслях, в помещениях для пребывания детей штепсельные розетки устанавливают на высоте 1,5 м.
Выключатели и автоматические выключатели с рычажными и клавишными рукоятками устанавливают так, чтобы при включении цепи (освещения) рукоятка двигалась вверх (нажатие верхней части клавиши). Штепсельные розетки устанавливают так, чтобы гнезда располагались по горизонтали. Выключатели общего освещения, а также штепсельные розетки, устанавливаемые у входа в помещение, как правило, размещают так, чтобы они не загораживались открывающейся дверью. Выключатели для санузлов и штепсельные розетки устанавливают вне этих помещений.
Установочные изделия, светильники, их рассеиватели и защитные сетки должны быть прочно закреплены. Крюки и другие приспособления для подвесных светильников массой до 100 кг испытывают в течение 10 мин пятикратной массой, а светильники (люстры) массой более 100 кг — двукратной массой плюс 80 кг. При креплении светильников к потолку на дюбелях, забиваемых с помощью монтажного пистолета, каждую точку подвеса испытывают тройной массой светильника плюс 80 кг. Светильники общего освещения при отсутствии иных указаний в проекте устанавливают с направлением светового потока вертикально вниз. Светильники местного и локального освещения в соответствии с их назначением укрепляют неподвижно, чтобы они устойчиво сохраняли приданное им положение.
Каждый прожектор должен быть тщательно сфокусирован по форме светового пятна на вертикальной поверхности, а при ее отсутствии — на горизонтальной поверхности при наибольшем возможном наклоне корпуса прожектора. После этого прожекторы повертывают и наклоняют в соответствии с указанием, приведенным в проекте, с погрешностью не более 2° и прочно закрепляют в этом положении.
Стекла и рассеиватели светильников перед установкой тщательно протирают или промывают. Светильники поступают на монтаж заряженные проводами. В месте ввода в светильник провода не должны подвергаться механическим повреждениям, а контакты патронов должны быть разгружены от механических усилий [3]. Светильники на кранах и устройствах, подверженных сотрясениям или вибрациям, подвешивают при помощи пружинящих устройств.
При установке щитков выдерживают расстояния от неизолированных, находящихся под напряжением частей до заземленных металлических нетоковедущих частей не менее 15 мм по поверхности изоляции и 10 мм по воздуху. Щитки и пункты снабжают надписями, указывающими номер щитка, а также назначение или номер каждой линии в соответствии со схемой и планом электрической сети.
Источник
Монтаж светового оборудования
При покупке очередного прожектора или дискотечного лазера вы наверняка задумывались над тем, куда было бы логичнее всего поместить светотехнику. Если с напольными приборами, например световыми вращающимися головами или генераторами дыма всё более-менее понятно, то что делать с несколькими прожекторами и колорченджерами? И где найти подходящие конструкции для их установки? Ответ находится прямо в нашем каталоге.
У нас есть всё необходимое для монтажа светового оборудования, а так же его транспортировки. Для мощных прожекторов и световых пушек мы предлагаем специальные стойки и треноги, которые позволяют зафиксировать прибор на нужной высоте. Также продаются туровые кейсы – полноценные профессиональные «черные ящики», которые разрабатываются для отдельных приборов и максимально компактны. Для PAR-прожекторов и прочих подвешиваемых световых приборов обычно устанавливают специальные фермы и балки над сценой, чтобы закрепить все светильники на одном уровне. Это обеспечит и большую безопасность – за сохранность приборов отвечает мощная конструкция, а не отдельные крепления на потолке для каждого прожектора.
Для временного монтажа светового оборудования потребуется нечто большее, чем отдельные стойки. Поэтому мы добавили в ассортимент все детали для создания полноценной мобильной сцены. Вы найдёте в каталоге Impremium такие виды опор, как телескопические ноги, стационарной и изменяемой высоты. Некоторые ноги снабжены домкратом. Стальные зажимы и струбцины позволяют соединять части платформ, так же, как и монтажные гайки, скобы и кронтшейны. Отдельного внимания заслуживают сценические подиумы – многофункциональные и быстровозводимые конструкции, к которым в комплект приобретают перила. Для сценических подиумов разработаны раздвижные лестницы. Все конструкции выполняются из алюминия и стали для максимального облегчения веса модуля.
Что касается генераторов и имитаторов спецэффектов, то обычно их располагают внизу сценической площадки, если нужен стелющийся туман, ветер или вспышки огня. Если же вы хотите погрузить зрителей в облако пышной пены, или окутать радужными мыльными пузырями, то приборы должны быть расположены выше толпы и иметь мощный прямой поток. Тогда спецэффекты охватят наибольшую часть площадки. Все генераторы эффектов также нужно обязательно перевозить в кейсах, чтобы избежать любых повреждений и потерь деталей. Если вы используете генераторы реального пламени, а не имитаторы, то они должны быть расположены на безопасном расстоянии, как от зрителей, так и от артистов. То же самое касается любых световых приборов, которые могут нагреваться. Поэтому при монтаже светового оборудования в доступных местах следует располагать светодиодное оборудование, которое достигает температур не выше 60°.
При монтаже светового оборудования необязательно обращаться к специалистам, если вы пользуетесь современными, лёгкими и быстровозводимыми конструкциями – такими, как в нашем каталоге. Однако при первом использовании не будет лишней консультация по поводу тонкостей установки той или иной техники. Её вы всегда можете получить на нашем сайте, или обратившись по контактному телефону.
Источник
Виды светового оборудования и его монтаж
Световое оборудование, установленное на специальные крепления (штатив и прочее) выполняет несколько функций. Помимо достаточного уровня освещения с помощью вспомогательной техники, можно создать определенную атмосферу, которая будет разниться в зависимости от типа объекта: сцена театра, помещения клубов и прочее. Чтобы получить разные эффекты задействуют разнообразное оборудование, которое используется для инсталляции. При необходимости его можно взять в прокат.
О важности световой техники
Ни одно мероприятие не обходится без соответствующего звукового сопровождения и осветительных приборов. Это, пожалуй, один из наиболее действенных способов создания подходящей атмосферы. Но в первую очередь световое и звуковое оборудование обеспечивает необходимые условия для работы артистов на сцене. Ведь очень важно, чтобы они предстали перед зрителем в правильном освещении.
Но световое оборудование должно еще и управляться без ошибок, иначе любое мероприятие может быть испорчено. Область применения осветительных приборов данного направления разнообразна. Их используют при организации освещения клубов, сценических выступлений, концертов, развлекательных мероприятий (включая и те, которые проводятся на открытом воздухе).
Виды осветительных приборов
В соответствии с типом обслуживаемого объекта определяется необходимое световое оборудование. Например, для сцены наилучшим вариантом является прожектор, причем используются различные его виды:
- Верхнего освещения, при этом обычно задействуют вспомогательные элементы (шторки, диафрагмы), которые представляют собой искусственно созданные препятствия для проникновения света в зал;
- Световое оборудование, оснащенное разнотипными отражающими элементами: параболическими (освещение конкретных объектов), сферическими (позволяют выделить первый и второй план кулис), эллиптическими (способствуют подчеркиванию лиц и декораций);
- Световое оборудование, оснащенное шлифованными линзами.
Установка оборудования из последней названной группы чаще всего целесообразна при подготовке к дискотекам, вечеринкам, концертам. По такому параметру, как функциональность, можно разделить все осветительные приборы на три категории: световые эффекты, точечный и размытый свет.
Кроме того, существует разделение оборудования на две крупные группы: те, что поддерживают стандарт DMX (определяет метод цифровой передачи данных между узлом управления и световой техникой), и те, что не поддерживают его.
При организации осветительной системы клубов целесообразно применять такие виды аппаратуры:
- Стробоскопы;
- Колорченжеры;
- Зеркальные шары;
- Сканеры;
- Прожекторы;
- Лазеры;
- Световые «головы»;
- Светодиодное оборудование;
- Ультрафиолетовые источники света;
- Архитектурная подсветка.
Часто помимо световой техники и звукового оформления задействуют генераторы спецэффектов, создающие подобие дымовой завесы, огня, пены, мыльных пузырей и прочее.
Правила расстановки
Вне зависимости от того, какие источники света применяются: светодиодное оборудование или ламповые аналоги, при организации осветительной системы играет роль в первую очередь тип объекта. Например, в случае со сценой правильно будет обеспечить освещение актеров и декораций только спереди. Для этого задействуют фронтальный свет. Важно, чтобы он был близок к естественному.
Монтаж осветительной системы производится за пределами рабочей площадки актеров и зала. Свет направляется только на сцену и авансцену. Зрителей освещать не следует, чтобы не ослеплять их. Фронтальное освещение включает в себя:
- Верхний свет (монтаж приборов выполняется под потолком, в предусмотренных для этой цели помещениях);
- Диагональный свет (аппаратура устанавливается за выступами боковых стен, а также на балконах, которые были специально для этого оборудованы);
- Нижний свет (монтаж выполняется на рампе, установленной по краю сцены), целесообразно задействовать стационарные или мобильные приборы.
Если требуется монтаж осветительной системы клуба, то для каждой зоны применяются определенные виды оборудования, позволяющие создать разные эффекты. Недостающую аппаратуру, которая задействуется нечасто, можно взять в прокат. Танцпол освещается равномерно, для этого монтаж источников света выполняется по всей длине участка.
Рабочее место ди-джея подсвечивается максимально эффектно. Для зон отдыха следует выбирать источники света, создающие приятную атмосферу. Наилучшим решением будет монтаж точечных светильников. Барная стойка подсвечивается проекционными и декоративными приборами.
Подключение аппаратуры
Штатив – один из возможных способов произвести монтаж оборудования на определенной высоте. Световые «головы» имеют собственные крепления, позволяющие им свободно вращаться. Кроме штатива используются еще стропила и подвес, с помощью которого осветительный прибор может подвешиваться. Стропила представляют собой два опорных крепления с арматурой между ними, а штатив имеет сходство с треногой. Инсталляция обычно требует использования разных способов креплений.
На всякий случай рекомендуется обзавестись сумкой, где будут храниться дополнительные элементы питания, лампы, зажимы и крепления, так как всегда есть вероятность того, что подвес или штатив выйдет из строя.
Сечение кабеля определяется мощностью прибора. Монтаж предполагает необходимость использования удлинителей, благодаря чему инсталляция оборудования выполняется без привязки к источнику питания. Для аппаратов, поддерживающих стандарт DMX, потребуется дополнительный кабель – DMX. Коммуникации этого типа характеризуется разными разъемами (3-, 5-контактные). Это нужно учитывать перед тем, как делать монтаж.
Штатив с осветительным оборудованием меньшей мощности следует устанавливать как можно ближе к объекту. Управление всей техникой осуществляется при помощи контроллера. Монтаж этого элемента нужно выполнять в соответствии с таким условием: последний прибор в линии подключаемой аппаратуры оснащается терминатором.
Чтобы инсталляция была организована максимально эффективно, следует грамотно сочетать рассеянный и точечный свет. Цветовые схемы используются разные, начиная контрастными и заканчивая гармонирующими.
Таким образом, при организации световых инсталляций используются разные источники света. Крепиться они могут на штатив, стропила, подвес. Место установки подбирается, исходя из особенностей помещения. В случае, когда отсутствуют необходимые аппараты, можно взять их в прокат в любой организации, которая занимается продажей или установкой светового оборудования.
Источник