Сборка и клепка стальных конструкций
При монтаже стальных конструкций основными видами соединений являются сварные и болтовые. В отдельных случаях применяются монтажные соединения на высокопрочных болтах и заклепках.
Для соединений на болтах (обычных и высокопрочных) и заклепках в элементах стальных конструкций должны быть просверлены монтажные отверстия.
Монтажные отверстия могут быть просверлены на полный (проектный) или меньший диаметр, по кондукторам, с последующей рассверловкой на заводе или при монтаже, в отдельных деталях при обработке или после полного изготовления элемента.
Способ образования отверстий определяется назначением и способом монтажных соединений. Однако образование всех монтажных отверстий должно производиться, как правило, на заводе на полный (проектный) диаметр. Только в отдельных случаях, когда невозможно обеспечить удовлетворительное совпадение отверстий сопрягаемых элементов без полной сборки всего сооружения, рассверливание отверстий при согласии монтирующей организации может быть перенесено на монтаж.
Образование монтажных отверстий в отдельных деталях при обработке может производиться по разметке и по кондукторам.
Отверстия для болтовых соединений второстепенных балок связей, прогонов, элементов фахверка, лестниц и площадок, а также в стыковых деталях сварных соединений (стыковые уголки, накладки и др.) сверлят или прокалывают на полный диаметр по разметке.
Образование монтажных отверстий в деталях при обработке на полный диаметр допустимо при небольшом количестве отверстий в соединении (обычно 2—4 отверстия). При значительном количестве отверстий в монтажном соединении сверление при обработке необходимо производить по кондукторам на полный диаметр или на меньший диаметр с последующим рассверливанием в процессе общей сборки конструкций.
Монтажные отверстия в элементах стропильных и подстропильных ферм к колоннам и стропильных ферм к подстропильным в торцевых планках, в ребрах жесткости балок, а также в элементах опор линий электропередачи сверлят по кондукторам в деталях при обработке. Установку таких деталей при сборке производят по шаблону.
Продавливание или сверление монтажных отверстий на меньший диаметр с последующим рассверливанием до проектного диаметра при общей сборке конструкций применяют для индивидуальных или громоздких конструкций, когда изготовление кондукторов экономически нецелесообразно. Этот способ применяют для монтаж ных стыков тяжелых стропильных и подстропильных ферм, колони, подкрановых балок при повторяемости не более 5—8 элементов, а также для монтажных стыков элементов наклонных мостов доменных печей, индивидуальных опор линий электропередачи. Рассверливание монтажных отверстий сопровождается трудоемкими работами по общей сборке конструкций и не обеспечивает взаимозаменяемости однотипных элементов.
Образование монтажных отверстий на полный диаметр по кондукторам после клепки, сварки и фрезерования конструкций обеспечивает высокую производительность, большую точность совпадения отверстий в узлах и взаимозаменяемость однотипных элементов.
При сверлении отверстий применяют накладные одиночные кондукторы, связанные накладные и пространственные кондукторы.
Источник
Монтаж металлоконструкций
Доброго времени суток данная статья будет полезна для коллег строителей, которые первый раз собираются делать монтаж металлоконструкций. Такая ситуация была у меня не давно, не знал с чего начинать и каких результатов ждать.
Никогда ранее не приходилось мне заниматься монтажом металлоконструкций. На данном объекте узнал, что это такое, с какими трудностями приходиться сталкиваться.
О металлоконструкциях я знал только по теории из учебы в институте много, что подзабыл.
Как правильно производить монтаж, какие последствия могут быть, если металлоконструкции не делают выверки, я узнал, когда столкнулся с последствиями принятых нами решений.
Сначала я коротко опишу правила монтажа, а потом опишу, как мы производили монтаж и что у нас получалось.
Правила монтажа металлоконструкций
В строительстве все работы ведутся согласно СНиПу (строительные нормы и правила) изготовление, монтаж и прием металлоконструкций производятся согласно СНиП III – В,5 – 62 * (Металлические конструкции правила изготовления монтаж и приемка).
Строения из металлических конструкций это одна или несколько пролетных рам закрепленных на фундаменте. Конструкция рамы это колона, ферма или балка. Располагаются относительно друг друга на расстоянии, заложенном в проекте. Каркас жестко фиксируется поперечными и продольными связями. На бетонные фундаменты рамы (колонны) закрепляются с помощью анкерных болтов или путем сварки на закладные детали.
Детали металлоконструкций колонны, фермы, балки, стеновые ригеля, связи состоят из заводских элементов сваренных воедино. При монтаже деталей каркаса используют метизы: болты класса прочности 5.8 по ГОСТ 7798-70, шайбы, гайки, пружинные шайбы (для предотвращения расслабления соединения). Так же кроме метизов в соединение конструкций используют сварку.
Как производить монтаж металлоконструкций согласно СНиПу
1.91. Монтаж конструкций следует производить по утвержденному проекту производства монтажных работ.
1.92. Производство последующих строительно-монтажных работ разрешается начинать только после полного окончания всех работ по сборке, сварке, клепке, постановке болтов на данной секции.
1.93. Монтаж стальных конструкций должен осуществляться с комплексной механизацией как основных, так и вспомогательных процессов транспортирования, складирования, укрупнительной сборки и установки конструкций.
Для работы при низких температурах должно применяться монтажное и сварочное оборудование, приспособленное к эксплуатации в этих условиях.
1.94. Руководство монтажными работами должно осуществляться лицами, имеющими право на производство этих работ.
1.95. Основным методом производства монтажных работ должен быть монтаж крупными блоками (в том числе конвейерный метод), включающими кроме собственно стальных конструкций также и другие части здания или сооружения.
1.96. Все работы на монтаже по резке, правке, гибке, укрупнительной сборке, сварке, образованию отверстий и клепке должны производиться в соответствии с требованиями пп.1.11 — 1.80.
1.97. При производстве работ следует вести журналы монтажных и сварочных работ, а также работ по постановке высокопрочных болтов.
Подготовительные работы и требования к фундаментам
1.98. Необходимые для монтажа конструкций подготовительные работы (возведение временных зданий и сооружений, прокладка железнодорожных путей, устройство автомобильных дорог, оснований для монтажных кранов, подводка энергетических сетей, подготовка и планировка монтажной площадки) должны выполняться до начала монтажа в соответствии с требованиями главы СНиП по организации строительства.
До монтажа конструкции должны быть собраны и сданы в эксплуатацию монтажные механизмы.
1.99. К производству монтажных работ следует приступать только после готовности фундаментов и других мест опирания стальных конструкций всего сооружения или отдельных его частей, указанных в проекте производства монтажных работ.
1.100. Разбивочные оси, необходимые для монтажа стальных конструкций, наносятся на металлические детали, расположенные на поверхности фундаментов вне контура опоры конструкций.
Расположение разбивочных осей и реперов должно отвечать требованиям главы СНиП по геодезическим работам в строительстве.
1.101. Допускаемые отклонения от проектных размеров положения разбивочных осей оснований, фундаментов и других мест опирания конструкций приведены в табл. 10.
1.102. Закладные детали и анкерные болты для крепления конструкций и их монтажа должны быть, как правило, установлены и забетонированы одновременно с возведением фундаментов.
1.103. Опирание колонн на фундаменты должно осуществляться:
а) на заранее установленные, выверенные и подлитые цементным раствором стальные опорные плиты с верхней строганой поверхностью (для колонн с фрезерованными опорными торцами);
б) непосредственно на поверхность фундаментов, возведенных до проектной отметки подошвы колонн, без последующей подливки цементным раствором (для колонн с фрезерованными подошвами башмаков);
в) на заранее установленные и выверенные опорные детали, заделанные в фундаменты, с последующей подливкой колонн цементным раствором.
1.104. Отклонения поверхности фундаментов, опорных плит, специальных опорных устройств под стальные конструкции и положения анкерных болтов не должны превышать величин, указанных в табл. 11 настоящей главы.
1.105. Резьба анкерных болтов должна быть во время монтажа предохранена от повреждений и от коррозии (колпачками, войлоком, смазкой).
1.106. Работы по подливке пространства между поверхностью фундамента и опорной частью конструкции следует выполнять после получения письменного разрешения монтажной организации.
Это по снипу, как надо делать правильно.
Как мы делали монтаж металлоконструкций
Мое знакомство с металлоконструкциями началось с передачи раздела КМ на завод. Через месяц на строительную площадку пришли первые конструкции здание КПП (контрольно-пропускной пункт), с чертежами КМД (конструкции металлические деталировочные), в которых указаны название деталей и их положение в здание. КМД делают согласно проектным чертежам КМ (конструкции металлические).
КМД схема расположения колонн
Для чего я описываю, какие чертежи существуют, будьте внимательны в начале монтажа металлоконструкций, надо КМД сравнивать с КМ. Я не сравнил данные чертежи, конструкции были смонтированы согласно КМД. Позже выяснилось, что была опечатка в буквенных осях. Получилось так, что проемы под большие окна установили в туалете. Я подумал приятно наверно будет охраннику сидеть в туалете и наблюдать что твориться за окном.
Здание КПП не больших размеров 6,2х6,3 метра не трудно было разобраться по чертежам КМД, где какая конструкция устанавливается и крепиться. При установке колонн оказалось, что закладные детали в фундаменте стоят не в осях. Плохое выставление закладных деталей привело к лишней работе по навариванию металлических пластин к ним.
На КПП закладные детали были в виде металлических пластин, на других зданиях анкерные болты. Смещение анкерных болтов по осям привело к тому, что надо было увеличивать отверстия под анкера в пятках колон. Если вы принимаете фундаменты под монтаж металлоконструкций, то проверяйте установку закладных деталей, анкерных болтов в расположение по осям и высоте.
Монтаж металлоконструкций и геометрические размеры если кажется, что стоит все ровно, то это не значит, что работа закончена. Что получилось на кпп? Смонтировав конструкции выяснилось, что диагонали по углам крайних колон не бьются, выровнять не получилось.
Я думал, что разница диагоналей нигде не вылезет, но при устройстве кровельных сэндвич панелей получилось, что одна сторона крыши короче другой. Кроме этого делая кирпичную перегородку внутри здания между колоннами оказалось, что колонны стоят не параллельно относительно друг друга.
В здание локомотивное депо не делалась выверка колонн по вертикале, в итоге подкрановые балки стоят в разбежку. Так же часть колон было утоплено, а часть наоборот выступало из кирпичной стены расположенной между колоннами.
Причина не качественной работы это спешка, надо за короткое время быстро все построить. Еще не были установлены колонны, уже требовали чтоб цоколь выкладывали, колонны поставили не сделали выверки прилетает указание чтоб бетонировали базу колонн. Итог всего этого не качественная работа и увеличение сроков строительства из-за переделок.
смещение колонн по вертикали
В статье «Моя стройка 3» я рассказывал, что технадзор потребовал металлоконструкции отправить на завод для покраски в заводских условиях, так как краска отслаивалась. Часть уже было смонтировано, пришлось разобрать и отправить.
После покраски изделия приходили не подписанные, было не понятно от какого объекта и какая деталь пришла. Мы потратили много времени на разборку и замерку металлоконструкций для определения к какому зданию они принадлежат, прежде чем могли их монтировать. Вывод прием изделий, входной контроль, от завода изготовителя такая же важная работа.
Вот такой у меня появился опыт монтажа металлоконструкций, если вы собираетесь делать эту работу, то теперь знаете на, что надо обращать внимание и какие могут быть последствия. Следующим этапом после металлоконструкций идет монтаж сэндвич панелей.
Как заполнять журнал монтажных работ по металлоконструкциям читаем здесь.
Источник
Монтаж металлоконструкций на болтах. Как обеспечить точность?
Страница 1 из 2 | 1 | 2 | > |
Из п. 4.12 СНиП 3.03.01-87: «При этом в соединениях с работой болтов на срез и на смятие допускается чернота (несовпадение отверстий в смежных деталях собранного пакета) до 1мм — в 50% отверстий, до 1,5 мм — в 10 % отверстий. Как это на практике осуществить?!
Далее, требования при приемочном контроле:
Например, расстояние между осями ферм, балок, ригелей, по верхним поясам между точками закрепления — предельные отклонения — 15 мм.
Допустим, мы имеем балочную клетку, где сопряжение главных и вспомогательных балок происходит на болтах. Колонны и ГБ смонтированы, а расстояния между ГБ на 15мм (да пускай даже на 6-7 мм) расходятся с проектными значениями. Все в допуске. Также необходимо учесть неточность постановки отверстий, которая в отдельных случаях, наверняка, может достигать существенных величин, а также отклонения в размерах ВБ по длине. Суммарно можно получить 2 и более см. Теперь необходимо совместить отверстия ВБ с отверстиями ГБ, да так, чтобы выполнялись требования из п.4.12.
Забивка проходных оправок, рассверловка тут, по-моему, не помогут. О какой технологичности болтовых соединений может вообще идти речь? В узле на рис. 1 (см. вложения) понятно, как проблема решается. В узлах на рис. 2 и 3 — ?
Источник
Сварка или болты?
Страница 1 из 5 | 1 | 2 | 3 | > | 5 » |
Здравствуйте уважаемые форумчане. Вопрос собственно находится в теме.
Интересует почему у нас в России преимущественно делают соединения металлических конструкций на сварке, а в Европе на болтах?
Вот собственно снова столкнулся с ситуацией — проектирую временное сооружение (торговый павильон 5х5х15 м), сначала заказчик хотел, чтобы узлы были на болтах, но строители сказали, что если заменить болтовые соединения сварными, то это будет быстрее. Так ли это?
Мне так больше симпатизируют болтовые соединения — взяли, на заводе просверлили все отверстия в балках, изготовили отправочные марки, привезли на стройку и быстренько собрали.
26.03.2012, 19:18
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
Так Россия ж. Сегодня 10 болтов, завтра 9.
Если серьёзно, надо через ГЭСН и ФЕР сравнить стоимость и трудоёмкость вариантов. Мне лень. Так навскидку разница небольшая будет, сварка дольше и более трудоёмко. Но нормы порой бывают со мной не согласны.
26.03.2012, 20:05
26.03.2012, 20:19
26.03.2012, 21:38
26.03.2012, 23:48
Во вложении эскиз моего каркаса. Как думаете как будет быстрее при всех прочих равных условиях (обеспечения качества и т.п.) собрать каркас на болтах или сварке?
Доп. условие — время считаем с момента получения чертежей раздела КМ.
т.е. получается два варианта:
1) Соединение на сварке:
по факту изготовления железобетонной плиты строители сразу начинают монтаж
2) Соединение на болтах:
пока строители делают плиту они одновременно заказывают изготовление отправочных марок по разделу КМ. На изготовление плиты думаю нужно дней 7, а отправочные марки как я предполагаю могут изготавливать дольше (хотя это как повезет).
Примечание к эскизу — узлы примыкания балок к колоннам у меня рамные, поэтому хочется, чтобы монтаж был точным, а со сваркой мне я думаю, что это будет не очень просто сделать.
Что думаете по этому поводу?
Вложения
Каркас.pdf (36.4 Кб, 1221 просмотров) |
27.03.2012, 00:00
Специальный Институт Строительных Конструкций Изделий
Dyuk, каркасик маленький. Можно на болтах. Всё можно собрать двумя трезвыми мужиками с нормальными руками. И потом — Вы сами себе дали ответ в примечаниях — коль заморочились с узлами на ВП болтах добейте и остальное таким же макаром.
А вообще — большепролетные каркасы — вот где надо думать. Я последнее время стараюсь всё на болты сажать и в ТУ прописывать при проектировании.
Источник