Монтаж буксового узла
Монтаж подшипников букс (рис. 76) , лабиринтных колец производят методом горячей посадки. Температура нагрева внутренних колец подшипников или подшипников в целом – не более 120 , а лабиринтных колец – не более 160 градусов.
- Горячая посадка лабиринтного кольца (воротник буксы) на предподступичную часть оси.
- Горячая посадка внутреннего (бортового) кольца заднего подшипника на шейку оси (маркировкой к задней части буксы).
Устанавливается малое дистанционное кольцо (маркировкой к передней части буксы).
- Горячая посадка внутреннего (безбортового) кольца подшипника на шейку оси (маркировкой к передней части буксы).
- Установить упорное кольцо переднего подшипника.
- Затягивается осевая корончатая гайка.
По мере остывания деталей на шейке оси подтягивается осевая гайка для обеспечения плотного прижатия колец друг к другу. После остывания шейки с кольцами до температуры окружающей среды отворачивается корончатая гайка и снимается упорное кольцо подшипника.
- Проверяется плотность посадки колец остукиванием (киянкой). Проверяется плотность прилегания внутреннего кольца заднего подшипника к воротнику и малого дистанционного кольца к внутренним кольцам подшипников пластиной щупа – зазор не более 0,05 мм., не более чем на 1/3 длинны окружности.
- Смазывается внутренняя поверхность корпуса буксы тонким слоем смазки.
- Устанавливается в корпус буксы блок (наружное кольцо с роликами) заднего подшипника (маркировкой к задней части буксы), большое дистанционное кольцо и блок переднего подшипника (маркировкой к передней части корпуса буксы).
- Закладывается смазка в лабиринты воротника и в подшипники, по возможности вдавливая ее между роликами и сепаратором.
- Устанавливается корпус буксы на шейку оси. Ролики раздвигаются технологической втулкой, которая при установке выйдет из корпуса.
- Устанавливается упорное кольцо переднего подшипника.
- Наворачивается осевая корончатая гайка.
- Устанавливается в паз оси стопорную планку.
- Установить и закрепить болты М14х32 (перед установкой болты смазывают)
- Проверяется зазор между хвостовиком стопорной планки и внутренней плоскостью коронки – не менее 0,5 мм.
- Устанавливается проволочная вязка на болты крепления.
- Устанавливается контрольная крышка через картонную прокладку к крепительной крышке при помощи четырех болтов М12х30 с пружинными шайбами.
- Заполняется смазкой 1/3 объема передняя часть буксы, устанавливается на фланец крепительной крышки резиновое уплотнительное кольцо и закрепляется крепительная крышка на корпусе буксы болтами М20х60 с пружинными шайбами.
Дата добавления: 2015-04-29 ; просмотров: 1408 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
МОНТАЖ БУКСОВОГО УЗЛА
Для выполнения монтажа (сборки) букс с роликовыми подшипниками на горячей посадке предварительно производится подбор лабиринтного кольца и цилиндрических подшипников. Лабиринтное кольцо подбирается по натягу — положительной разности внутреннего посадочного диаметра кольца и диаметра предподступичной части оси — равному 0,08-0,15 мм. Подбор цилиндрических подшипников, устанавливаемых на одну шейку оси, производится по натягу внутренних колец (0,04-0,065 мм), а также по разности радиальных зазоров (не более 0,02 мм) и осевому зазору.
Сборка начинается с установки нагретого до температуры 125-150°С лабиринтного кольца на предподступичную часть оси. Надевая кольцо, необходимо следить за тем, чтобы оно дошло до упора в торец предподступичной части оси.
После полного остывания кольца лекальным угольником проверяется перпендикулярность его установки, а щупом — плотность посадки. Проверив правильность установки кольца, в его лабиринт закладывают смазку.
Далее на резьбовую часть оси навинчивают направляющий стакан, предохраняющий ее от повреждений при последующей установке внутренних колец подшипников. Сначала надевают предварительно нагретое до 100-120°С внутреннее кольцо заднего подшипника бортом вперед и продвигают его вплотную к лабиринтному кольцу. Затем устанавливают нагретое внутреннее кольцо переднего подшипника.
Установка на ось лабиринтного кольца и внутренних колец подшипников.
Обратите внимание, что внутреннее кольцо заднего подшипника
устанавливаеся упорным бортиком к колесу
На фото — лабиринтное кольцо и два внутренних кольца подшипников насажены на шейку оси.
На торце — 4 отверстия для тарельчатой шайбы. То есть — это ось РУ-1Ш
Далее в корпус буксы, покрытый предварительно внутри тонким слоем смазки, последовательно устанавливают блоки заднего и переднего 6 подшипников. Каждый блок представляет собой наружное кольцо с роликами. При установке блоков следят за тем, чтобы маркировка на кольце блока заднего подшипника была обращена к лабиринтной части корпуса, на кольце блока переднего подшипника — к передней части корпуса. Пространство между роликами и наружными кольцами заполняется смазкой.
Установка блоков подшипников в корпус буксы. Обращаем внимание,
что блоки не запрессовываются, а устанавливаются легко, «от руки».
То есть между наружными кольцами и расточкой корпуса буксы есть небольшой зазор
Корпус буксы с установленными внутрь блоками подшипников (покрытыми смазкой)
Корпус буксы, подготовленный таким образом, надвигается на ось по внутренним кольцам подшипников вплотную к лабиринтному кольцу.
Этот комплект будет надвигаться до тех пор, пока ролики не упрутся в борт внутреннего кольца заднего подшипника. Дальнейшее перемещение невозможно. А чтобы корпус с подшипниками не мог сместится обратно, он фиксируется торцовым креплением. Сначала — упорнным приставным кольцом, которое играет роль бурта для переднего подшипника, а затем корончатой гайкой или тарельчатой шайбой в зависимости от типа оси.
Следовательно, далее на шейку оси надевают приставное упорное кольцо и на резьбовую часть оси навинчивают торцевую гайку до соприкосновения с упорным кольцом или закрепляют болтами торцевую шайбу. Под болты ставят стопорные шайбы, концы которых загибают на грань головки каждого болта.
При креплении подшипников торцовой гайкой в паз оси устанавливают стопорную планку, таким образом чтобы хвостовик планки вошел в одну из прорезей (шлиц) гайки. Стопорную планку закрепляют болтами с пружинными шайбами. Болты связывают вязальной проволокой, пропущенной через отверстия в головках.
Сборка торцового крепления. Показана ось РУ-1
с креплением корончатой гайкой со стопорной планкой
Далее в процессе сборки одна треть свободного пространства передней части буксы заполняется смазкой. Корпус буксы закрывается соединенными между собой крепительной и смотровой крышками, которые крепят к корпусу болтами с пружинными шайбами. Затяжка болтов должна быть равномерной. Между крышками устанавливают резиновую прокладку, а между торцом корпуса и фланцем крепительной крышки — резиновое кольцо.
Установка крепительной и смотровой крышкой. Обратим внимание на установку бирки с указанием сведений о произведенном ремонте
После сборки измеряют зазор между фланцем крепительной крышки и торцом корпуса (должен быть не менее 0,3 мм) и проверяется легкость вращения буксы относительно шейки оси.
Схема, показывающая порядок монтажа буксы
Существует три способа посадки подшипников на шейку оси — горячая, втулочная и прессовая. В буксовых узлах современных конструкций вагонов используется горячая и прессовая посадки подшипников.
Горячая посадка обеспечивается за счет разности диаметров шейки оси и внутреннего кольца. Диаметр отверстия внутреннего кольца должен быть меньше диаметра шейки на величину натяга, равного 40-70 мкм. При монтаже буксового узла внутренние кольца нагревают до температуры 100-120°С, в результате чего кольца расширяются и свободно надеваются на шейку. После остывания они плотно обхватывают шейку. Горячая посадка наиболее технологична для цилиндрических подшипников и применяется поэтому в типовом буксовом узле.
Втулочная посадка подшипника на шейку оси обеспечивается с помощью конусной разрезной закрепительной втулки, которая запрессовывается между шейкой оси и внутренним кольцом. В процессе запрессовки контролируются величина давления и продвижение втулки. Такая посадка применялась для закрепления однорядных цилиндрических и двухрядных сферических подшипников в вагонах старой постройки.
Прессовая посадка применяется для установки внутренних колец конических подшипников кассетного типа в тележках зарубежных вагонов, а также в отечественных тележках пассажирских вагонов нового поколения для скоростей движения 200 км/ч.
Смазка
После монтажа буксового узла внутреннюю его часть заправляют консистентной смазкой. С 1973 г. для роликовых подшипников применяется консистентная смазка ЛЗ-ЦНИИ. Основное ее назначение — это обеспечение противоизносных, противокоррозионных и противозадирных явлений в процессе работы подшипников. В основном эти функции смазка ЛЗ-ЦНИИ. выполняет, но при длительной эксплуатации и особенно при попадании в буксу воды до 5% ее качества снижаются, что отражается на работоспособности подшипников (происходит схватывание торцов роликов с бортами колец, коррозионные повреждения и др.).
Источник
Учебное пособие (часть 1)
|
6.3. Технология монтажа и демонтажа буксовых узлов
Демонтаж буксовых узлов осуществляется с применением специальной технологической оснастки, обеспечивающей высокую производительность и качество работ без нанесения повреждений деталям подшипников.
Демонтаж начинается с отворачивания болтов крышки и снятия ее. Затем удаляется смазка с крышки и из передней части буксы. Отвинчиваются и снимаются болты стопорной планки или торцовой шайбы. Стопорная планка или шайба снимаются. Отворачивается и снимается торцовая гайка и упорное кольцо переднего подшипника.
Дальнейший демонтаж производят с помощью тельфера или другого грузоподъемного механизма в следующем порядке. Удаляют упорное кольцо, и корпус буксы вместе с блоками подшипников снимают с шейки оси. Внутренние кольца подшипников и лабиринтные кольца оставляют на оси, если обеспечивается проверка внутренних колец электроимпульсным дефектоскопом, а ось контролируется ультразвуком.
Если кольца неисправны, их снимают с помощью индукционного нагревателя. Нагрев колец производится до температуры 100…120°. Запрещается нагревать кольца более 1 мин, т.к. происходит и нагрев шейки оси.
Монтаж буксовых узлов можно производить не ранее чем через 12 часов после обмывки колесных пар и через 8 часов после обмывки блоков подшипников. При этом разница температур между внутренними кольцами и блоками подшипников будет в пределах 3°С.
Монтаж буксового узла начинается с посадки лабиринтного кольца на предподступичную часть оси. Лабиринтные кольца подбираются с учетом натяга на посадку, равного 0,08…0,15 мм для новых колец и 0,02 …0,15 мм при ремонте. Для определения натяга измеряют микрометрическим или индикаторным нутромером внутренний диаметр предподступичной части оси. Эти измерения производят в двух взаимно перпендикулярных направлениях, определяя овальность посадочных поверхностей.
В настоящее время на предприятиях внедряется автоматизированная установка для подбора лабиринтных колец УПЛК-01.
Подобранные лабиринтные кольца нагревают в электропечи или масляной ванне до температуры 125…150°С и надевают на предподступичную часть оси, так чтобы оно упиралось в торец предподступичной части. Для этого на шейку оси надевают монтажную втулку, торцом которой наносят по лабиринтному кольцу удары до получения чистого металлического звука.
Перед установкой буксы на шейку оси в пазы лабиринтного кольца закладывают смазку.
Посадка внутренних колец на шейке оси осуществляется с натягом.
Подобранные внутренние кольца нагревают в электропечи или масляной ванне до температуры 100…120°С, шейки осей перед установкой внутренних колец (если кольца нагревались в электропечи) покрывают тонким слоем веретенного АУ, индустриального 12 или трансформаторного масла.
На резьбу шейки устанавливают направляющий стакан 2 (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Расположение приспособлений при установке внутренних колец: а – заднего подшипника; б – переднего подшипника; 1 – монтажная втулка; 2 – направляющий стакан № 2; 3 – внутреннее кольцо заднего подшипника; 4 – лабиринтное кольцо; 5 – внутреннее кольцо переднего подшипника
Нагретое внутреннее кольцо заднего подшипника 3 бортом вперед надевают через направляющий стакан на шейку оси и при помощи монтажной втулки 1 доводят до упора в лабиринтное кольцо 4.
После этого также устанавливают переднее внутреннее кольцо 5, обращая при этом внимание на плотность его прилегания к торцу внутреннего кольца заднего подшипника. Внутреннее кольцо переднего подшипника устанавливают так, чтобы его торец со скосом цилиндрической поверхности был обращен в сторону заднего подшипника.
После снятия направляющего стакана на шейку оси надевают упорное кольцо и либо с помощью торцовой гайки, либо тарельчатой шайбой с болтами затягивают посаженные внутренние кольца в осевом направлении.
По мере остывания внутренних колец гайку или болты подтягивают для обеспечения плотности прилегания колец друг к другу и к лабиринтному кольцу. Торцевое крепление остается затянутым до полного охлаждения колец, после чего оно разбирается. После этого производится проверка плотности прилегания внутренних колец друг к другу и к лабиринтному кольцу с помощью щупа толщиной до 0,04 мм, который может войти в зазоры между деталями на участке длиной не более 1/3 окружности.
Рис.6.3. Разжимающая втулка, установленная в блоке
В подготовленный корпус буксы, посадочные поверхности которого покрыты тонким слоем масла, последовательно вставляют блок наружного кольца с роликами и сепаратором заднего подшипника маркированной стороной торца в сторону лабиринтного кольца, а блок переднего подшипника с маркированным торцом к передней части корпуса буксы.
Блоки подшипников перед установкой также смазываются жидкими маслами (цилиндровое масло марки 52 или 38).
Для облегчения установки корпуса буксы 3 с блоками подшипников 2 на шейку необходимо раздвинуть ролики втулкой 1 (рис. 6.3.).
Корпус буксы 2 с установленными блоками подшипников и разжимной втулкой подводят к шейке оси. При этом втулка 1 (рис. 6.4.) надвигается на выступающую часть шейки до упора в торец внутреннего кольца, после чего корпус буксы с блоками подшипников надвигают на внутренние кольца. Разжимная втулка при перемещении буксы выходит из нее.
Далее устанавливают упорное кольцо переднего подшипника маркировкой в сторону крышки, на резьбовую часть оси навинчивают торцовую гайку, которую предварительно подбирают по резьбе шейки для обеспечения минимального зазора в соединении. Гайку затягивают до контакта с упорным кольцом переднего подшипника и дополнительно поджимают с крутящим моментом 100…150 Н·м (10…15 кГс·м).
Рис.6.4. Расположение буксы с подшипниками при
установке на шейку оси с разжимающей втулкой
Затем в паз оси устанавливают стопорную планку, не вводя ее хвостовик в шлиц гайки. Если хвостовик планки не входит в шлиц гайки, то производят дополнительную затяжку гайки до вхождения хвостовика планки в шлиц гайки. Поворот гайки в обратном направлении, т.е. ослабление затяжки гайки, запрещен.
После этого буксу необходимо слегка провернуть, чтобы убедиться в отсутствии заклинивания подшипников.
Стопорная планка крепится к торцу шейки оси с помощью двух болтов. Под болты устанавливают пружинные шайбы. Болты связываются проволокой диаметром 1,5…2 мм, проходящей через отверстия в головках.
При торцовом креплении подшипников тарельчатой шайбой после установки упорного кольца шайбу крепят к торцу шейки оси четырьмя болтами М20х60, под которые ставят специальную стопорную шайбу для закрепления одновременно четырех болтов.
На внешнюю поверхность торцовой гайки и к торцам сепаратора укладывают смазку в виде валика. Общее количество смазки, закладываемой в буксу, должно быть в пределах 0,8…1,0 кГ.
После закладки смазки устанавливают буксовую крышку. Между крепительной и смотровой крышками при их сборке ставят резиновую прокладку толщиной 3 мм. Эти крышки соединяются болтами М12 с пружинными шайбами.
На фланец крышки устанавливают новое резиновое кольцо, после чего буксу закрывают крышкой и крепят к корпусу буксы болтами М20 с пружинными шайбами. Под болт крепительной крышки буксы правой шейки с левой стороны устанавливают бирку с датой монтажа и номером пункта, производившего работу.
Источник