Правила безопасности при монтаже конвейера

Меры безопасности при монтаже конвейеров

Конвейеры относятся к машинам непрерывного действия и предназначены для транспортировки различных материалов в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях.

Несмотря на разнообразие существующих конструкций конвейеры состоят из следующих основных узлов: металлоконструкций станин с опорами, приводной и натяжной станций, загрузочных и разгрузочных устройств, тяговых и несущих органов (ленты, цепи, захваты, подвесные крюки, пластины и др.).

С точки зрения техники безопасности очень важно при сборке и установке отдельных узлов конвейера выполнять требования, обусловливающие в дальнейшем их безопасную и безаварийную работу при опробовании и эксплуатации.

После приемки фундаментов и нанесения главных осей устанавливают металлоконструкции станин, которые должны быть достаточно прочными и жесткими во избежание недопустимых прогибов в процессе работы.

Независимо от типов применяемых механизмов необходимо проверить жесткость конструкций, чтобы предотвратить их поломку при подъеме.

Если конвейер устанавливают на металлической эстакаде, к монтажу приступают только после того, как все основные узлы эстакады сварены. Над металлоконструкциями конвейеров для безопасного прохода устанавливают переходы в виде мостиков на расстоянии не более 50 м один от другого с перилами высотой не менее 1 м и бортовой доской шириной не менее 15 см. В местах непосредственной опасности для окружающих устанавливают металлические сетки, ограждения и другие устройства. Для большей безопасности рекомендуется по обеим сторонам конвейера оставлять проходы шириной не менее 1 м.

После того как металлоконструкции установлены и выверены, их временно закрепляют. При этом необходимо следить за тем, чтобы применяемые распорки или другие средства крепления надежно препятствовали самопроизвольному смещению конструкций.

Читайте также:  Монтаж электрооборудования гражданских зданий

После установки металлоконструкций станин весьма ответственной операцией является установка опор. Например, в ленточных конвейерах устанавливают роликоопоры, которые перед этим тщательно проверяют. Нельзя устанавливать роликоопоры, у которых значительно смещены ролики, а также при наличии дисбаланса, так как такие ролики быстро выводят ленту из строя. При установке натяжных станций необходимо надежно оградить грузы. Для большей безопасности рекомендуется располагать эти грузы в отдельных помещениях, запретив туда доступ посторонним лицам. В противном случае нужно установить ограждения и не допускать прохода людей в непосредственной близости от груза.

Очень важно проверить состояние каната, поддерживающего груз натяжной станции. Он должен быть из целого куска, без наращивания и не иметь никаких дефектов.

При устройстве натяжной станции на случай аварии при обрыве каната предусматривают предохранительные устройства, исключающие резкое смещение тягового органа (ленты, цепи и др.).

При монтаже приводной станции обращают внимание на точность установки приводного барабана с роликами. Неперпендикулярность оси барабанов продольной оси конвейера вызывает сбегание движущейся ленты с барабана и повреждение ее торцов.

Вращающиеся части привода и узлы конвейеров с зубчатыми и червячными передачами, а также цепные звездочки должны быть ограждены.

В наклонных конвейерах на приводе устанавливают автоматическое устройство, препятствующее обратному ходу тягового органа. Если приводная станция находится в общем производственном помещении, ее также ограждают.

При монтаже загрузочных и разгрузочных устройств проверяют надежность их закрепления на рамах, крепление противовесов на рычагах бункерных затворов и питателей. Ручные разгрузочные устройства снабжают рукоятками, расположенными в удобных для обслуживания местах.

Передвижные сбрасывающие тележки оборудуют тормозными устройствами, предотвращающими произвольный сдвиг тележки. Чтобы в процессе работы сбрасывающие тележки передвигались без толчков и рывков, тщательно проверяют установку путей для их перемещения — стыки пути не должны иметь упоров и зазоров как по высоте, так и по ширине.

Трудоемкими работами являются раскатывание и натяжение прорезиненной ленты, которую в рулонах подносят к месту монтажа. Для раскатывания ленту устанавливают на козлы, которые надежно закрепляют во избежание падения ленты при подтягивании ее конца. Ленту соединяют путем вулканизации или склеиванием холодным клеем. При этом очень важны правильные разделка концов ленты и соединение стыка. Лента с косыми углами в стыках перекашивается и при работе конвейера сползает, в результате чего материал сбрасывается с конвейера, а лента рвется в стыке.

К монтажу конвейеров со стальной лентой предъявляют повышенные требования, так как необходима очень точная установка рамы и барабанов. Несоблюдение этого условия может повлечь сход стальной ленты, который может вызвать повреждение конвейера, а в некоторых случаях привести к аварии.

В пластинчатых, а также в литейных конвейерах, применяемых для перемещения опок при заливке расплавленным металлом, тяговым органом является цепь. Перед монтажом и установкой цепь тщательно осматривают, проверяют надежность крепления ее в шарнирах, исключающую возможность разъединения. Особое внимание уделяют креплению к цепи различных транспортирующих устройств (скребков, тележек, подвесок и др.), от надежности которых во многом зависит безопасность работы конвейера. Для предупреждения аварий при обрыве цепи на наклонных участках конвейера устанавливают специальные ловители цепи, которые предупреждают скатывание под действием груза тележек, подвесок и других устройств.

Монтаж конвейеров заканчивают после проверки их работы при холостом опробовании; при этом монтажную зону ограждают и доступ посторонних лиц запрещают. Места, в которых расположены приводные станции, оборудуют дневным или искусственным освещением в соответствии с нормами и очищают от ненужных деталей и строительного мусора, чтобы все части приводных механизмов было удобно и безопасно обслуживать. Все принимающие участие в опробовании должны знать принятую систему сигналов и уметь ею пользоваться. Если опробуют конвейеры большой протяженности или расположенные на нескольких этажах, предусматривают надежную связь между руководителем испытания и всеми наблюдателями, иногда устраивают временную сигнализацию.

При опробовании конвейер включают только по команде руководителя испытания, а выключают по команде любого человека, заметившего какие-либо неполадки в работе машины. Запрещается исправлять замеченные неполадки во время опробования. Повторное включение производят только после исправления всех недостатков и удаления людей из опасной зоны. В действующих цехах опробование производят по согласованию с администрацией цеха, которая выполняет все мероприятия по обеспечению безопасности работающих в цехе. Для большей безопасности опробование в действующих цехах рекомендуется проводить в нерабочее время.

Источник

Правила безопасности при монтаже конвейера

Система стандартов безопасности труда

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Conveyers. General safety requirements

МКС 13.100
53.040.10

Дата введения 1981-07-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 05.09.80 N 4576

3. Стандарт соответствует СТ СЭВ 1339-78

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

7. ИЗДАНИЕ (август 2004 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1986 г., марте 1990 г. (ИУС 9-86, 6-90)

Настоящий стандарт распространяется на конвейеры, в том числе оснащенные загрузочными и разгрузочными устройствами, применяемые во всех отраслях народного хозяйства, и устанавливает общие требования безопасности к их конструкции и размещению.

Стандарт не распространяется на конвейеры, предназначенные для перевозки людей, конвейеры, устанавливаемые на судах, в шахтах и карьерах, а также конвейеры, являющиеся составными частями (узлами) производственного (технологического) оборудования или машин.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Конвейеры должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.2.003.

1.2. Дополнительные требования безопасности к конвейерам конкретных видов, не устанавливаемые настоящим стандартом, должны быть указаны в стандартах или технических условиях на эти конвейеры.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

2.1. В установленных на конвейерах загрузочных и разгрузочных устройствах не допускается заклинивание и зависание груза, образование просыпей. Не допускается загрузка конвейера сверх расчетных норм для условий эксплуатации, установленных в технических условиях или эксплуатационной документации.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2.2. Не допускается падение груза с конвейера или машины в местах передачи транспортируемого груза с одного конвейера на другой конвейер или машину.

2.3. Приемная часть конвейеров, загружаемых вручную штучными грузами, должна быть расположена на горизонтальном или наклонном участке конвейера с уклоном не более 5° в сторону загрузки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4. На наклонных конвейерах (наклонных участках конвейеров) штучные грузы при транспортировании должны находиться в неподвижном состоянии по отношению к плоскости грузонесущего элемента конвейера и не менять положения, принятого при загрузке.

2.5. Не допускается самопроизвольное перемещение в обратном направлении грузонесущего элемента с грузом при отключении привода в конвейерах, имеющих наклонные или вертикальные участки трассы. Неприводные конвейеры (роликовые, дисковые) должны иметь в разгрузочной части ограничительные упоры и приспособления для снижения скорости движущегося груза.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.6. На трассах конвейеров с передвижными загрузочными и разгрузочными устройствами должны быть установлены конечные выключатели и упоры, ограничивающие ход загрузочно-разгрузочных устройств.

2.7. Грузовые натяжные устройства конвейеров должны иметь концевые упоры для ограничения хода натяжной тележки и конечные выключатели, отключающие привод конвейера при достижении натяжной тележкой крайних положений.

2.8. Наклонные и вертикальные участки цепных конвейеров должны быть снабжены ловителями для захвата цепи в случае ее обрыва, угрожающего обслуживающему персоналу.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.9. В конструкциях составных частей конвейеров массой более 50 кг, подлежащих подъему или перемещению грузоподъемными средствами при транспортировании, монтаже, демонтаже и ремонте, должны быть предусмотрены соответствующие приливы отверстия или рым-болты, если без них применение стропов и других такелажных средств является опасным.

2.10. Шумовые характеристики конвейеров — по ГОСТ 12.1.003.

2.11. Вибрационные характеристики на рабочих местах обслуживания конвейеров — по ГОСТ 12.1.012.

2.12. Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны обслуживания конвейеров, находящихся в помещениях и предназначенных для транспортирования грузов, выделяющих вредные вещества, не должна превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.005.

2.13. Требования к электрооборудованию, монтажу электрических цепей и заземлению конвейеров должны быть установлены в нормативно-технической документации на конвейеры конкретных видов и соответствовать «Правилам устройства электроустановок», «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Госэнергонадзором СССР.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ЗАЩИТЫ

3.1. Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных устройств, ременные и другие передачи, муфты и т.п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты) должны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с обслуживанием конвейера.

3.2. Защитные ограждения должны быть снабжены приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и в случае необходимости быть сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения.

3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

3.3. Ограждения следует изготовлять из металлических листов, сетки и других прочных материалов.

В сетчатых ограждениях размер ячейки должен быть выбран таким, чтобы исключался доступ к огражденным частям конвейера.

3.4. В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены или защищены:

смотровые люки пересыпных лотков, бункеров и т.п., установленных в местах загрузки и разгрузки конвейеров, периодически очищаемые обслуживающим персоналом;

проходы (проезды) под конвейерами сплошными навесами, выступающими за габариты конвейеров не менее чем на 1 м;

участки трассы конвейеров (кроме подвесных конвейеров), на которых запрещен проход людей, при помощи установки вдоль трассы перил высотой не менее 1,0 м от уровня пола.

3.5. Конвейеры, передвигающиеся по рельсам, если они не закрыты специальными кожухами, и конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, должны быть ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,0 м от уровня пола.

Перила, ограждающие конвейеры, установленные ниже уровня пола, должны быть закрыты на высоту не менее 0,15 м от уровня пола.

3.6. На конвейерах, входящих в автоматизированные транспортные или технологические линии, должны быть предусмотрены устройства для автоматической остановки привода при возникновении аварийной ситуации.

3.7. На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями, дробилками и т.п.), приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины или конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полной разгрузки транспортируемого груза.

3.8. Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками для остановки конвейера.

Конвейеры большой протяженности должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами для остановки конвейера в аварийных ситуациях в любом месте.

При оснащении всей трассы конвейеров тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейеров с любого места, аварийные кнопки для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.

3.7, 3.8. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

3.9. В схеме управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность повторного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.

3.10. На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двусторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически до включения привода конвейера.

Двусторонняя сигнализация должна обеспечивать не только оповещение о пуске конвейера лиц, находящихся вне зоны видимости с пульта управления конвейером, но и подачу ответного сигнала на пульт управления с участков трассы, невидимых оператору, о готовности конвейера к пуску.

При отсутствии постоянных рабочих мест на трассе конвейера предусматривать подачу ответного сигнала не требуется.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.11. На рабочих местах должны быть помещены таблички, поясняющие значения применяемых средств сигнализации и порядок управления конвейером.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.12. Конвейеры, транспортирующие горячие грузы, должны иметь средства защиты обслуживающего персонала от ожогов.

3.13. Конвейеры, предназначенные для транспортирования пылевидных, пыле-, паро- и газовыделяющих грузов, должны снабжаться пылеподавляющими или пылеулавливающими системами в местах выделения пыли, отводами к местной вытяжной вентиляции в местах выделения пара или местными отсосами для подключения абсорбционных устройств в местах выделения газа.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.14. Конвейеры, предназначенные для транспортирования мокрых грузов, должны быть закрыты кожухами или щитами в местах возможного брызгообразования.

3.15. Места периодической смазки конвейеров должны быть доступны без снятия защитных устройств.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ КОНВЕЙЕРОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ, ГАЛЕРЕЯХ, ТОННЕЛЯХ И НА ЭСТАКАДАХ

4.1. Конвейеры, кроме подвесных, следует устанавливать так, чтобы расстояние по вертикали от наиболее выступающих частей конвейера, требующих обслуживания, до нижних поверхностей выступающих строительных конструкций (коммуникационных систем) было не менее 0,6 м, а от транспортируемого груза — не менее 0,3 м.

4.2. При размещении стационарных конвейеров должна быть предусмотрена возможность применения в доступных местах трассы конвейера механизированной уборки из-под него просыпавшегося (счищенного) груза.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3. В производственных зданиях, галереях, тоннелях и на эстакадах вдоль трассы конвейеров должны быть предусмотрены проходы для безопасного обслуживания, монтажа и ремонта.

4.4. Ширина проходов для обслуживания должна быть не менее:

0,75 м — для конвейеров всех видов (кроме пластинчатых);

1,0 м — для пластинчатых конвейеров;

1,0 м — между параллельно установленными конвейерами;

1,2 м — между параллельно установленными пластинчатыми конвейерами.

Источник