Построение розетки гипсовой трилистник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Учимся рисовать орнаменты: Рисование гипсовой розетки

В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антаблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или (чаще) из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антаблементах, базах и гипсовых розетках.

Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед студентами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке.

Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

Читайте также:  Светильник с розеткой schuko

Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Студентам следует помнить, что любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.

При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются.

Рисование гипсовой розетки

Изображение орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.

Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.

Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

Несимметричные орнаменты (рис.95) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

Наиболее сложным объектом для рисования в архитектурной орнаментировке является лист аканта, применяемый в основном в качестве декоративного элемента в композиции сложных по форме коринфских капителей (см. рис.92). На рисунках этой капители можно увидеть, как в определенном порядке расположены лепестки листьев аканта, волюты, различные завитки. При изображении подобных сложных капителей прежде всего следует постараться понять их конструктивную сущность, основу, составляющую общую форму. Ее, как правило, составляет либо усеченный конус, либо усеченная четырехгранная пирамида, направленная широким основанием вверх. Ее верхний элемент — абака, представляет собой плиту сложной конфигурации, в основе которой лежит квадрат. Это хорошо прослеживается при рассмотрении плиты в плане (сверху), когда все острые углы одинаково удалены от центра. Для построения таких капителей необходимо понять, что они, как и остальные, относятся к телам вращения. Поэтому построение следует начинать со средней линии — оси симметрии, так же, как при построении дорической и ионической капителей.

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практической работы по учебной дисциплине «Рисунок» Тема: «Этапы построения симметричного гипсового орнамента»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное профессиональное образовательное учреждение

Рыбинский полиграфический колледж

по выполнению практической работы

по учебной дисциплине «Рисунок»

Тема: «Этапы построения симметричного гипсового орнамента»

для студентов специальности

54.02.01 Дизайн (Дизайн в культуре и искусстве)

Методические рекомендации по выполнению практической работы по учебной дисциплине «Рисунок». Тема: «Этапы построения симметричного гипсового орнамента» для студентов специальности 54.02.01 Дизайн (Дизайн в культуре и искусстве).

Преподаватель: Цветкова Ольга Александровна

Методические рекомендации разработаны к теме «Этапы построения симметричного гипсового орнамента» раздела № 4 «Методика работы над изображением гипсовых предметов» учебной дисциплины «Рисунок» и поясняют содержание и последовательность выполнения работы.

Пояснительная записка 3

1 Этапы построения

симметричного гипсового орнамента «Трилистник» 4

2 Критерии оценок 10

Список использованных источников 13

В рамках освоения дисциплины «Рисунок» этап построения гипсовых орнаментов позволяет студентам получить практический опыт изучения разнообразных форм через изображение элементов архитектурного декора в условиях мастерской для дальнейшего решения более сложных задач академического рисунка. Построение симметричного гипсового орнамента предшествует выполнению рисунка асимметричного орнамента и гипсовой розетки. Упорядоченность, стилизация и ясность форм в таком орнаменте позволит студенту сосредоточить внимание на парных узловых точках рельефа, на их расположение с учётом перспективы и привязку построения к осям симметрии. Выполнение этого задания позволяет студентам закрепить знания о пропорциях, развивать пространственное мышление, приобретать навык рисования с натуры сложных объектов.

По программе на выполнение данного практического задания отводится восемь академических часов. В процессе выполнения задания формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.

ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.

1. Этапы построения симметричного гипсового орнамента

На первом этапе необходимо выделить характерные особенности пропорций и объёма орнамента «Трилистник» (рис.1).

Рисунок 1. Орнамент «Трилистник»

Для точности передачи этих особенностей в последующем процессе построения орнамента в угловой перспективе нужно выполнить небольшие вспомогательные рисунки (схемы фронтального положения и вида сбоку). На рисунке 2 отображено расположение основных точек орнамента относительно геометрической середины прямоугольной плиты, её диагональных и осевых линий. Следует отметить, что ширина плиты орнамента во фронтальном положении составляет примерно три четверти её высоты. Силуэт Трилистника вписывается в пятиугольник. Также на рисунке 2 изображена высота рельефа, которая постепенно уменьшается к нижней границе орнамента. Данные вспомогательные рисунки можно расположить в верхней части формата.

Рисунок 2. Фронтальное положение и вид сбоку

После выбора нужного ракурса, который не должен быть приближен к фронтальному положению, необходимо определиться с композиционным расположением Трилистника на картинной плоскости. Масштаб изображения должен соответствовать размеру листа. Орнамент может быть крупным, но не больше реального размера изображаемого объекта. Работу нужно начать с построения основы орнамента — прямоугольной плиты, внимательно определяя её основные габариты с учётом перспективы (рис.3).

Рисунок 3. Построение прямоугольной плиты в перспективе

Далее, с помощью диагоналей нужно определить центр плиты (рис.4).

Рисунок 4. Построение диагоналей и осевых плиты

Лёгкими линиями наметить пятиугольник, в который вписывается основной силуэт орнамента, обратить внимание на перспективное расположение парных точек (рис.5).

Рисунок 5. Перспективное положение парных точек

Далее необходимо показать толщину рельефа. Толщину намечаем, начиная от вершины центрального лепестка постепенно уменьшая её к нижней границе орнамента (рис.6).

Рисунок 6. Построение толщины рельефа вдоль центральной осевой

Далее определяем толщину в остальных точках пятиугольника, используя среднюю линию (рис.7).

Рисунок 7. Построение толщины пятиугольника

Следующим шагом будет определение ширины центрального лепестка (рис.8) и боковых лепестков.

Рисунок 8. Построение центрального лепестка

С этого момента в пределах объёмного пятиугольника в перспективе необходимо находить новые парные узловые точки орнамента, такие, как точки прикрепления боковых лепестков к центральному лепестку (рис.9), парные точки нижней части орнамента и т.д.

Рисунок 9. Построение узловых парных точек орнамента

Далее нужно наметить характерные углубления на лепестках, для их построения также используются парные точки с учётом глубины рельефа.

Последним этапом построения будет уточнение деталей, а также рисование тонкой окантовки по силуэту Трилистника, обращая внимание на изменение её ширины с учётом перспективы (рис.10). Также нужно уточнить размер видимых боковых поверхностей Трилистника, учитывая, что «крепится» орнамент к плите не везде под прямым углом. В завершении работы нужно выполнить лёгкую тональную проработку штрихом, оставляя при этом линию, как основное средство выразительности в данной работе.

Рисунок 10. Завершающий этап построения

2. Критерии оценок

Работа выполнена на высоком художественно-техническом уровне в рамках часов, предусмотренных программой.

Выполнено грамотное композиционное размещение гипсового орнамента в формате листа.

Соблюдается пропорциональное соотношение частей рельефа.

Соблюдены правила построения и этапы ведения линейно-конструктивного рисунка симметричного гипсового орнамента.

В полной мере использованы контрасты.

Работа выполнена на хорошем художественно-техническом уровне в рамках часов, предусмотренных программой.

Выполнено грамотное композиционное размещение орнамента в формате листа.

Допустимы небольшие нарушения правил построения и ведения линейно-конструктивного рисунка гипсового орнамента.

Представленная работа не полностью соответствует требованиям к выполнению.

Работа выполнена с нарушением сроков.

Композиционное размещение орнамента выполнено с ошибками (слишком большой или маленький размер орнамента, чрезмерное смещение объекта к краям формата).

Присутствуют незначительные пропорциональные ошибки.

Имеются ошибки в изображении перспективы.

Рисунок не достаточно выразителен (отсутствуют контрасты в передаче объёма рельефа).

Представленная работа не соответствует требованиям, предъявляемым к выполнению линейно-конструктивного рисунка с натуры.

Отсутствует правильное композиционное размещение гипсового орнамента в формате листа.

Значительные нарушения пропорций.

Не выполнено построение с учётом наблюдательной перспективы.

Данные методические рекомендации помогут студентам специальности «Дизайн» поэтапно выполнить линейно-конструктивный рисунок гипсового орнамента, опираясь на логическую последовательность описываемых этапов. Информация сопровождается рисунками под соответствующим текстом, что наглядно демонстрирует ход работы. Простой, на первый взгляд, рельеф «Трилистник» скрывает нюансы, упустив которые, работа не может быть выполнена качественно. Используя рекомендации к построению, студенты смогут внимательнее изучить изображаемый объект и выполнить грамотное построение орнамента в пространстве, передав особенности его объёма. Также данные рекомендации помогут студентам, пропустившим тему, выполнить практическое задание самостоятельно во внеурочное время.

Список используемых источников

Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник.– М.: Эксмо, 2017. – 480с.

Жабинский, В.И., Винтова,А.В. Рисунок: Учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 256 с.

Основы. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб. завед., Беляева,С.Е, – М.: Академия, 2007.

Крицер, Ю.М. Рисунок и живопись. – М.:Академия, 2000. – 272 с.

Источник