- Подключение студийных мониторов
- Как подключить студийные мониторы?
- Как правильно подключать студийные мониторы
- Подключение аудиоинтерфейса к студийным мониторам
- Подключения мониторов к ноутбуку без внешнего аудиоинтерфейса
- Подключение DJ микшера или контроллера к колонкам компьютера
- Зачем мониторам стойки?
- Немного о подборе стоек
- Крепкость
- Регулируемость
- Полка
- Конструкция основания
- Затворный механизм
- 2 Схемы
- Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования
- Производитель
- Коннекторы
- Кабельная продукция
- Тип подключения оборудования
- Выбор коннекторов
- Качество экрана проводника
- Сечение проводников кабеля
- Длина небалансных кабелей
- Готовые кабели
- Бескислородная медь
- Назначение кабеля
- Распайка аудиокабелей
- Разъёмы MINI-XLR
- Распайки и схемы MIDI кабелей
- Примечания к статье
Подключение студийных мониторов
После покупки студийных мониторов первым делом встает вопрос об их правильном подключении. В отличие от домашней мультимедийной акустики, где балом правят стандартные 3,5 дюймовые джеки (TRS) и тюльпаны (RCA), профессиональные мониторные системы предлагают и другие стандарты коммутации.
Стоит сразу же отметить, что осуществлять подключение студийных мониторов нужно исключительно к внешнему звуковому интерфейсу, то есть – к звуковой карте. Использование мониторов с интегрированной в компьютер платой сведет на «нет» все преимущества профессиональной акустики из-за всевозможных искажений и приукрашиваний, вносимых стандартными драйверами используемой операционной системы.
Максимально чистый и прозрачный звук с нулевым уровнем шумов обеспечивает балансное подключение TRS-кабелем. Подавляющее большинство студийных мониторов обладает данным входом, важно лишь удостовериться, что на используемой аудиокарте также есть подобный разъем. Далее дело остается за малым: приобрести соответствующий кабель нужной длины в ближайшем магазине, и подключить с помощью него мониторы к звуковой карте. Производить какие-либо дополнительные настройки после подключения студийных мониторов кабелем TRS не требуется.
Источник
Как подключить студийные мониторы?
Как лучше подключить студийные мониторы к звуковой карте (аудио интерфейсу)? Балансное и небалансное подключения. Типы основных разъемов mini jack 3.5, RCA, TRS, XLR и и вариации кабелей.
Некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов, которые мы получаем, связаны с подключением студийных мониторов:
«Как лучше подключить? Какой кабель выбрать? Что такое балансное и небалансное подключение? Какими разъемами лучше подкючать?» и т.д.
В этой статье мы рассмотрим несколько примеров подключения набора активных студийных мониторов (с встроенным усилителем) и конечно немного теории.
Начнем с теории Балансное и Небалансное подключение, типы разъемов.
Типичный небалансный кабель (например, инструментальный кабель TS 1/4″ или RCA, который тюльпан) имеет 2 жилы. Первая жила — это сам аудиосигнал, а вторая — земля и часто экранирование. Основное отличие балансных кабелей от не балансных заключается в том, что балансный кабель имеет 1 дополнительную жилу (разъемы 1/4″ TRS и XLR). Таким образом 2 сигнальные жилы направлены в противофазе, исключая таким образом все шумы, наводки и гудение, и такой балансный кабель можно использовать с длиной до 100 метров без потери сигнала. Не балансный кабель соответсвенно будет ловить наводки от всего чего только можно и максимальный размер кабеля при качественном сигнале составит 10 метров.
При балансном подключении мониторов так же расширен динамический диапазон. Очень простой тест: подключите мониторы сначала не балансным кабелем и послушайте что то, потом подключите балансным. Вы заметите что при балансном подключении звук станет чуть громче и объмнее (на самом деле это «правильный» динамический диапазон).
Итого: если есть возможность подключиться балансным кабелем, НУЖНО подключиться именно балансным. Вы получаете расширенный динамический диапазон и стабильное подключение без помех. При выборе готовых кабелей обращайте внимание на характеристики и описание, должно быть указанно балансный кабель.
Основные конфигурации по разъемам балансных кабелей:
-TRS 1/4″ на TRS 1/4″ (стерео джек)
-XLR на XLR (трех контактный разъем экселер)
-TRS 1/4″ на XLR
Соответственно в небалансных кабелях используют такие конфигурации разъемов:
-RCA на RCA (тюльпан)
-TS 1/4″ на TS 1/4″ (моно джек)
-RCA на TS 1/4″
-mini jack 3.5 на RCA (мини джек на два тюльпана)
-И подобные
Разнообразные конфигурации кабелей по длинне и разъемам можно посмотреть в этих разделах: МИКРОФОННЫЙ КАБЕЛЬ | АУДИО КАБЕЛЯ
Что с разъемами у студийных мониторов?
Чаще всего в активных студийных мониторах производители устанавливают сразу три варианта разъема / подключения RCA, TRS, XLR. Но встречаются и другие вариации, например RCA и XLR или TRS и RCA, или только XLR. В некоторых бюджетных полу-активных мониторах можно встретить только RCA и mini-jack разъемы.
Что с разъемами у звуковых карт (аудио интерфейсов)?
В аудио интерфейсах на основной аудио выход чаще всего ставят балансные TRS джеки, на более бюджетных / начальных моделях можно встретить разъемы RCA, а у некоторых карт вы увидите XLR разъемы (например RME Babyface Pro FS).
Итог: мониторы к звуковой карте следует подключать балансным подключением. Если на карте стоят TRS и на мониторах TRS — берем 2 кабеля TRS-TRS, если на карте TRS а на мониторах XLR — берем 2 кабеля TRS-XLR.
Если на карте RCA разъемы на главном выходе и на мониторах есть RCA — берем кабель 2 RCA на 2 RCA, если на мониторах нет RCA значит — берем кабель 2 RCA на 2 TS джека.
Студийные мониторы и ноутбук без внешенго интерфейса.
Чтобы подключить пару студийных мониторов к ноутбуку или ПК без аудиоинтерфейса, вам понадобится разъем mini jack 3,5 мм на 2 RCA или mini jack на 2 TS джека. Кабели доступны разной длины.
Источник
Как правильно подключать студийные мониторы
Какой кабель использовать, если надо подключить студийные мониторы к ноутбуку или ПК? Зачем нужен аудиоинтерфейс и как подключить его к мониторам? Каким кабелем подключать DJ контроллер к встроенным в компьютер колонкам? Зачем нужны стойки и как их подбирать? Попытаемся ответить на все эти вопросы на примере пары активных студийных мониторов со встроенными усилителями.
Подключение аудиоинтерфейса к студийным мониторам
Аудиоинтерфейс (звуковая карта, аудиокарта, “звуковуха”) — это устройство, которое просто жизненно необходимо для звукозаписи. Его можно приобрести в виде компактного внешнего девайса (или большого рэкового), но, если у вас есть компьютер, то в него практически наверняка уже встроена стандартная аудиокарта. В отличие от стандартной аудиокарты, аудиоинтерфейс может предложить куда большую производительность и более широкий перечень возможностей, вроде профессиональных разъемов. Аудиоинтерфейсы имеют один или более входные каналы для соединения с внешними устройствами, вроде синтезаторов, гитар и микрофонов. Стандартными входами являются 6.35 мм (¼-дюйма) джек, XLR и RCA. Студийные мониторы можно подключать к 6.35 мм (¼-дюйма) джеку и RCA, но надежнее всего подключать мониторы именно к XLR выходам.
Подключения мониторов к ноутбуку без внешнего аудиоинтерфейса
Для того, чтобы подключить пару студийных мониторов к ноутбуку или ПК без внешнего аудиоинтерфейса вам понадобится компьютер со встроенной звуковой картой и кабель 3.55 мм джек в 2x XLR или 3.55 мм джек в 2х 6.3 джек. Кабель может иметь разную длину. Если приобретенный кабель покажется недостаточно длинным, его легко удлинить с помощью обычного микрофонного кабеля. Последних понадобится пару, по штуке на каждый монитор.
Подключение DJ микшера или контроллера к колонкам компьютера
Существует возможность усиления сигнала, полученного из DJ контроллера, с помощью встроенных в ПК или ноутбук колонок. Для этого понадобится покопаться в настройках используемой вами диджейской программы. Ваша цель — вывести выходной сигнал на встроенную в компьютер звуковую карту. Стоит помнить, что колонки подобного типа не способны передавать полную звуковую картину, что может негативно сказаться на результате. Также из-за нехватки каналов будет достаточно проблематично одновременно подключить наушники и мониторы. Если вы уже какое-то время работаете в таком формате (контроллер + встроенные в компьютер колонки), то настоятельно рекомендуем задуматься о приобретении пары хороших мониторов. Абсолютное большинство DJ контроллеров для подключения к профессиональным мониторам имеют XLR и RCA выходы. Также на многих есть разъёмы Booth Out для работы с кабелями JACK.
Кстати, раз уж вы решили подключать студийные мониторы, настоятельно рекомендуем сразу после подключения расположить их не “прямо на столе”, а на стойках.
Зачем мониторам стойки?
Стойка для монитора — это важный элемент как домашней, так и профессиональной студий, который помогает избежать неожиданного проявления гребенчатой фильтрации. Гребенчатая фильтрация — результат небольших вибраций, порожденных взаимодействием мониторов и рабочего места.
Пара хороших стоек поднимает мониторы над рабочей поверхностью, тем самым изолируя репрезентацию аудиосигнала. Таким образом мы получаем более чистый сигнал, который с меньшей вероятностью будет окрашен резонансами и еле заметными реверберациями.
Немного о подборе стоек
Подобрать стойки для студийных мониторов, которые смогут удовлетворить именно вашу потребность, может быть очень трудно. Особенно, если учитывать все виды конструкций, ценовые категории и т.п.
Выделим основные параметры, на которые следует обращать внимание при приобретении стоек под студийные мониторы:
Крепкость
Стойки не обязательно должны быть тяжелыми, но крепкими — точно (рекомендуем проверить в характеристиках товара какой вес выдерживает стойка).
Регулируемость
Регулируемые стойки нужны, если при их настройке получится добиться большего разделение между мониторами и местом, на котором будет установлена вся конструкция.Чем больше уровень разделения, тем меньше шанса на появление гребенчатой фильтрации.
Полка
Размер полки должен быть пропорционален размеру монитора.
Конструкция основания
Если нужны большие регулируемые стойки, то лучшим вариантом будет приобрести конструкцию с треножным основанием. Такие стойки обладают достаточным уровнем стабильности и при этом могут быть расположены в углах.
Полые стойки способны порождать вибрации внутри самих себя, поэтому по возможности рекомендуется избегать подобных вариантов. Выбирайте стойки со сплошными основаниями.
Затворный механизм
Этот параметр особенно важен, если вы собираетесь приобретать высокие стойки.
Данной информации будет достаточно для того, чтобы на начальном этапе получить от приобретенных мониторов максимум качественного звука. Успехов в творчестве!
Источник
2 Схемы
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Распиновка кабелей профессионального звукового оборудования
Прежде всего приведём несколько наиболее важных моментов при выборе кабелей и разъёмов профессионального звукового оборудования, а также их эксплуатации.
Производитель
Как и во многих других ситуациях с выбором чего-либо, здесь чётко работает правило – “Скупой платит дважды”. Никаких “no name” в выборе кабельной продукции и разъёмов быть не должно! При соединении пайкой так называемых “китайских” разъёмов с кабелями, все пластиковые части сразу же плавятся и буквально рассыпаются на глазах. Один только этот факт должен сильно отпугнуть от использования дешёвой и некачественной коммутационной продукции. Не говоря уже о том, что контакты таких разъёмов очень быстро окисляются, покрываясь страшным налётом продуктов окисления, что прекрасно видно невооружённым глазом. Пластиковые части, особенно внешние, таких безымянных разъёмов крайне ненадёжны – почти сразу трескаются и ломаются от малейших нагрузок и лёгких ударов.
Коннекторы
Как и в многих других отраслях производства, здесь есть свои изготовители – фавориты, продукция которых уже благодаря наличию наклейки производителя, является знаком качества. Примеров компаний, делающих разъёмы только самого высокого качества довольно мало. Например, коннекторы швейцарской компании Neutrik по праву считаются одними из лучших в использовании во всём мире. Компания добилась высочайших рейтингов и имеет множество патентов на изделия, являющихся мировым стандартом в коммутации звукового оборудования.
Прекрасные разъёмы делают Switchcraft, из США. Есть отличные разъёмы изготовителя из Австралии – Amphenol. Но остерегайтесь подделок! Их попадается немало, и сразу разобрать что где трудно.
Кабельная продукция
Здесь ассортимент производителей намного шире, чем в случае с разъёмами. Вдобавок, как показывает практика, здесь есть такой момент, что не все типы или марки кабелей одинаково хороши. То есть наряду с отличными кабелями, в линейке производителя может быть как отличный, так и довольно посредственный кабель. Самые известные производители кабельной продукции – японские Canare, немецкие Klotz, Sommer Cable и Cordial, слышно много хорошего о компании Belden, основанной еще в 1902 году Джозефом Белденом в Чикаго, США. Говорят вся коммутация одной из самых крупной в мире прокатной компании “Rat Sound” выполнена на продукции Belden.
Хорошие кабеля делает итальянская фирма Tasker. Ещё можно обратить внимание на Mogami, Horizon. Конечно список далеко не полный. У многих профи – свои личные предпочтения, наработанные годами практики. Особенно это может проявляться в выборе гитарной коммутации.
Тип подключения оборудования
Есть балансное подключение и небалансное. Всегда нужно отдавать предпочтение балансному, а когда это возможно и\или предусмотрено – особенно. С небалансным, “обычным” подключением нет проблем – два проводника, один из которых “экран” (земля), служащий защитой от электромагнитных наводок и непосредственно “сигнал” – не путать с “+” и “-“, так как передача аналогового аудиосигнала – это передача с помощью переменного напряжения, меняющего полярность со скоростью, зависимою от частоты сигнала.
С балансным подключением всё сложнее. Оно происходит тремя проводниками – та же “земля”, защищающая от наводок и два проводника с сигналом, один из которых находится строго в противофазе к другому. Обычно тот проводник, который “в фазе” называют “горячий”, противофазный – “холодный”. Зачем это нужно? Передающее устройство преобразует сигнал в балансный – к обычным “земле” и “сигналу” добавляется ещё и противофазный “сигнал”, который инвертируется по фазе в принимающем устройстве. Принимающее устройство микширует фазу и инвертированную противофазу. Получается двойной эффект. Во-первых, полезный сигнал становится в 2 раза мощней и, самое главное, все наводки, благодаря противофазному эффекту, самоуничтожаются. Благодаря балансному подключению, сигнал можно передавать на значительные расстояния практически без потерь – более 100 метров.
Выбор коннекторов
Если есть возможность, то подключения с помощью коннекторов “XLR” всегда предпочтительней и надёжней подключений с помощью ¼-дюймового “Jack”, а тем более разъёмов типа Phono, иначе RCA или “тюльпан”. Разъёмы RCA не являются профессиональными аудио коннекторами, хоть зачастую и используются там и имеют довольно неприятную особенность – не всегда точно подходить друг к другу, даже если они настоящие, не поддельные. Не говоря о китайских.
Немного подробностей о “Джеках”. Более правильно разъём “Jack” называется “TRS” – аббревиатура от “Tip, Ring и Sleeve” – наконечник, кольцо и манжета – экран или корпус разъёма. Но это только в случае трёхконтактного разъёма, в народе его часто называют “стерео-джек”. Или “моно-джек” – “TS” в случае двухконтактного, где имеют место быть только Tip и Sleeve – наконечник и экран. К слову, словом “Jack”, если правильно пользоваться принятой в мире терминологией, называют именно гнездо соединения “TRS” или “TS”, а сам штеккер называется “Plug”. На фото далее разъём TS от Amphenol.
“XLR” (в народе – Канон или Кэннон) – очень надёжный разъём, если он не подделка. Советую отдавать ему предпочтение в линейной коммутации сигналов.
Выше не подделка – Neutrik Speakon 4-х контактный. Произошло от SpeakON (игра слов – speaker, connector и ON – включить).
А вот популярный мини-джек 3,5″ вообще не должен присутствовать в аппаратуре, имеющей серьёзное дело со звуком, а профессиональной – тем более, так как сам по себе коннектор крайне ненадёжен.
Качество экрана проводника
Нередко экран проходит по длине кабеля просто множеством витков, не сплетённых между собой, что не хорошо для качественной экранировки. Ведь чем больше плотность сплетения экрана, тем лучше. Экран только в виде фольги – для фиксированных инсталляций. Чем тоньше жилки экрана и чем их больше – тем надёжней. Критично для кабелей, которые постоянно сматываются и разматываются. Рано или поздно жилы проводников начнут от изгибов ломаться и чем их меньше – тем больше вероятность со временем совсем потерять контакт внутри кабеля. Очень хорошо, если экран внутри кабеля дублируется токопроводящим материалом – гибким пластиком или резиной.
Сечение проводников кабеля
Чем больше сечение – тем лучше и надёжней. Толстые сигнальные кабеля (7 мм) с толстыми жилами проводников механически прочней и надёжней. Сопротивление и ёмкость толстого проводника меньше, что тоже большой плюс. Это касается и сигнального и так называемого “акустического” кабеля, который соединяет усилители мощности с акустическими системами. Минимум для подключения УНЧ к АС сечение в 2,5 мм.
Длина небалансных кабелей
Гитары, клавишные инструменты, источники сигнала (плееры CD, MD, ноутбуки без выносных звуковых устройств) и т. д., часто “коннектятся” небалансным типом подключения. Не следует пользоваться в этом случае небалансным кабелем длиннее 5 метров. Если линия должна быть длиннее – необходимо пользоваться устройствами, называющимися директ-боксы (DI-box или Direct Injection Box). Эти устройства служат для преобразования несимметричного сигнала в симметричный. К тому же часто гальванически развязывают вход и выход, что может быть очень полезно для борьбы с электромагнитными помехами, земляными петлями.
Готовые кабели
Следует избегать покупки готовых кабелей, особенно вылитых из гибкого пластика – так называемых “одноразовых”, при покупке которого просто нет возможности проконтролировать то, что находится внутри. Есть немало примеров, что внешне красивый, основательный кабель после вскрытия оказывался просто никчёмным – с кое-какой оплёткой экрана и тонкими, хлипкими жилками.
Бескислородная медь
Это миф. Сейчас в кабельной продукции известных производителей не применяется никакой другой меди, кроме бескислородной. Все кабели делаются из меди одинаково хорошей очистки. Если в рекламе можно до сих пор прочитать слова типа “супер очистка меди” – это не более чем маркетинговый трюк. Даже если предположить что это так, выигрыш в качестве звучания оборудования при коммутации кабелями из этой меди будет совсем не в сторону её стоимости, так как медь самой высшей очистки, близкой к 100% получить достаточно сложно. Остаётся только догадываться, какую медь используют китайцы. В любом случае “noname” кабеля гораздо хуже переносят частые перегибы.
Назначение кабеля
Следует не забывать о назначении конкретной модели кабеля конкретного производителя. Если кабель предназначен для передачи DMX-сигнала, не стоит использовать его как микрофонный, так как допуски для разных кабелей могут сильно отличаться. Например, DMX-512 соединение не так требовательно к экранировке, как микрофонное.
Соблюдайте осторожность при пайке. При длительном нагревании паяльником проводников кабеля, изоляционные материалы часто имеют неприятную особенность быстро плавиться и создают опасность замыкания проводников друг с другом и с корпусом разъёма. Надо предварительно хорошо залудить места пайки перед процессом, чтобы как можно меньше потом их нагревать.
Распайка аудиокабелей
Правильная распайка сигнальных аудио кабелей, таблица №1
Таблица далее поможет в правильной распайке аудио кабелей практически всех возможных типов и разновидностей. В этой таблице RED = горячий контакт балансного подключения, BLACK = холодный.
Примечание к таблице №1
Вариант распайки XLR №1 в таблице далеко не универсален и совсем не подходит для подключения, например, микрофонов. Таким кабелем даже фантомное питание на устройство, его требующее, не получится подать. При распайке кабелей для микрофонов, экран нужно припаивать с обоих сторон к контакту разъёма XLR №1. Ещё проблема будет, если попытаться нарастить (удлинить) такой кабель, соединив несколько подобных в один – экран получится вообще разомкнутым. Более того, при такой распайке металлический корпус микрофона не будет подключен к экрану, что может привести к повышенному уровню паразитных наводок, вплоть до приёма радиосигнала. Вариант, показанный в таблице может пригодиться только в случае, если нужно “развязать” землю между приборами в случае возникновения или во избежание “земляных петель”.
Правильная распайка аудио кабелей, таблица №2
Возможно таблица №2 будет удобней, да и некоторые различия между ними есть.
Правильная распайка разъёма mini-XLR, таблица №3
Пример распайки mini-XLR – “петлички” Shure WL183, WL184, WL185
Разъёмы MINI-XLR
Сейчас много кто пользуется радиосистемами и далеко не только вокалисты с ручными радиомикрофонами. Всё чаще встречаются радиосистемы инструментальные, или с микрофонами – петличками и гарнитурами. Там часто используется разъём Mini-XLR – от так называемого “бодипака” (карманный, поясной передатчик) до микрофона часто используется кабель именно с Mini-XLR. В случае с гитарной (инструментальной) радиосистемой – в гитару подключается кабель с разъёмом plug TS с одной стороны, стандарно. С другой стороны кабеля, в бодипак – входит разъём Mini-XLR. Распайка как 3-х, так и 4-х контактного Mini-XLR приведена в таблице №3. Разумеется, не все радиосистемы комплектуются именно Mini-XLR, но это частое явление. Распайка у разных производителей может быть разной!
Распайки и схемы MIDI кабелей
Распайки и схемы MIDI-кабелей. Музыкантами очень часто применяются MIDI-соединения оборудования. Аббревиатура “MIDI” расшифровывается и переводится как Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Кабеля для MIDI-подключений чаще всего проще приобрести готовыми, но на всякий случай, для информации, немного остановлюсь и на этом типе соединений. Стандартные разъёмы для них делаются с помощью разъёмов DIN-5M (пятиконтактный, male, или “папа”, русское название – СШ-5, в случае с трёхконтактным разъёмом – СШ-3 или DIN-3 – в MIDI-кабелях не применяются) – именно они чаще всего подключаются к клавишным инструментам и другому оборудованию.
На изображении выше показано:
- Маркировка контактов разъёмов DIN-5.
- Распайка стандартного MIDI-кабеля DIN-5M in + DIN-5M out.
- Две схемы MIDI-кабеля Gameport -> DIN-5 in + DIN-5 out (могут быть и разъёмы female-мама, если делается для использования со стандартным MIDI-кабелем) – этот кабель служит для подключения MIDI к персональному компьютеру с помощью Gameport.
- Внешний вид кабеля Gameport -> DIN-5M in + DIN-5M out.
В последнее время очень большую распространённость получили MIDI-кабеля, основанные на подключении с помощью интерфейса USB и только их можно применить, например, при соединении клавишного инструмента и лэптопа. Очень мобильно и надёжно.
Примечания к статье
XLR-XLR кабеля желательно разделять на микрофонные и сигнальные. Отличие заключается в том, что у микрофонных на стороне “мамы”, со стороны коммутации микрофона, корпус разъема нужно замкнуть с экраном. То есть, как указано в таблице №1 – контакт “C” с контактом №1 “мамы” (female) XLR нужно замкнуть. Этот способ распайки намного улучшает “земляной” контакт №1 с корпусом микрофона, снимает кучу “наводок” и разных посторонних шорохов в случае, если вдруг “разболтается” такая же внутренняя перемычка в самом микрофоне и потеряет контакт. Но в этом случае подключаться таким кабелем к чужому аппарату – ТВ, любому другому комплекту аппарата, к стационарному оборудованию зала нужно очень осторожно, только через Di BOX, так как велика вероятность поражения током, если коснуться за “маму” XLR такого кабеля. Поэтому микрофонные кабели с перемычкой лучше держать отдельно от сигнальных (без перемычки), а лучше их промаркировать.
Распайка разъёмов Speakon – нет в таблицах. Правильней, наверно, написать “распиновка”, так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют 2-х, 4-х и 8-и контактные разъёмы Speakon. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами – группа №1 – “1+” и “1-“, группа №2 – “2+” и “2-” и т. д. Обычно, “по умолчанию”, используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon.
Распайка кабеля DMX-512. Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Только есть небольшая особенность в том, что “горячий” или главный контакт в DMX-512 – №3, а не №2, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут “зеркалить” в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор – 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров.
Вот в принципе и вся информация по теме, которая возможно скоро получит продолжение, так как технологии не стоят на месте и появляются всё новые, более совершенные типы разъёмов.
Источник