Почему шарф называют розеткой

Когда предмет гардероба превращается в шипастый цветок? (2 фото)

В действительности такой аксессуар как шарф называют розой. Но не каждый шарфик достоин носить это гордое звание.

Розами или, точнее, розетками называют фанатские шарфы. Для ярого болельщика это не просто предмет гардероба, а символ преданности любимой команде. Их надевают, отправляясь на стадион, и носят в обычной жизни, дразня фанатов других команд.

Существует несколько версий, объясняющих происхождение этого названия:

1. Слово rosette было позаимствовано у англичан, которые так называют собственные фанатские шарфы. Слово rose у англичан обозначает не только нежный цветок с шипами, но и является традиционной геральдической эмблемой. Впервые ее изображение было использовано на гербе короля Генриха VII как символ объединения враждовавших королевских династий Ланкастеров и Йорков. А rosette – это маленькая эмблема. Прослеживается и связь со словом roseate – оптимистичный, радостный. Что логично, ведь радостные фанаты, размахивающие шарфами, выглядит более чем оптимистично.

2. Розетки появились благодаря креативу фанатов московского Спартака. Они первыми в отечественном фанатском движении придумали использовать на шарфах клубные цвета любимой команды – белый и красный, как розы.

3. Третья версия «ботаническая» и относительно новая. В соответствии с ней фанаты выбрасывают в знак ликования шарфы в воздух, удерживая за один конец. Так делают земляничные и клубничные кустики, выбрасывающие удлиненные стелющиеся побеги – усы. Кстати, в Петербурге до сих пор в ходу слово грядка, используемое для обозначения большой группы болельщиков или длинного строя фанатов на секторе.

Читайте также:  Как обрезать розетки при поклейке обоев

Источник

Почему шарф называют розеткой

Привет всем поклонникам подлинной истории фанатов и болельщиков Зенита!

Сегодня мы открываем цикл публикаций материалов из личного архива Валерия Ильюнина (Сабониса). В первой из них речь пойдет об истории фанатского шарфа. Статья была подготовлена для питерского спортивного издания «90 минут», 2006 год.

Фанатский шарф — ключевой элемент атрибутики футбольного болельщика. Сегодня подавляющее большинство приходящих на футбол не мыслят себя без этой детали гардероба. Не составляют исключения и влиятельные политики, крупнейшие бизнесмены, выдающиеся деятели культуры. К сожалению, объем данной публикации не позволяет детально остановиться на всех исторических вехах, связанных с эволюцией фанатского шарфа. Попытаюсь вкратце обозначить основные из них, связанные непосредственно с болельщиками «Зенита». При этом в некоторых вопросах не претендую на истину в последней инстанции, т.к. где-то могу ошибаться, а где-то попросту не обладаю надлежащей информацией. Соответственно, все ваши критические замечания, дополнения и поправки будут с благодарностью приняты.

Как и футбольный «фанатизм», и сам футбол, мода на шарфы пришла к нам с Запада. Не берусь точно судить о дате производства первого фанатского шарфа, но могу предположить, что произошло это в районе 60-х годов. Многие помнят одно из самых известных фото группы The Beatles, на котором музыканты, может случайно, а может нет, предстают в длиннющем шарфе «ливерпульской» расцветки. Причём длина шарфа такова, что каждый из легендарной «ливерпульской четверки» умудряется им обмотаться.

Первые советские фанатские шарфы тоже производились по принципу «чем длиннее, тем моднее», а основными «средствами производства» являлись бабушки фанатов с их спицами. Пряжа покупалась в обычных магазинах. Родоначальниками такого «производства» на территории нашей страны стали фанаты московского «Спартака», но в 1980 году шарфы появились и у «зенитчиков». Причем были они тогда сине-белыми. И только с 1981-го года, когда питерцы разглядели, что их любимый флаг – трехцветный, начали вязать сине-бело-голубые шарфы. Кто-то за неимением возможностей довязывал голубые концы к уже имеющимся шарфам, кто-то подшивал какие-то элементы голубого цвета. В условиях советского дефицита требовалось изрядно побегать по магазинам, чтобы найти пряжу необходимых цветов. А сине-белые шарфы были объявлены «левыми», как и носившие их люди. Почему-то шарфы стали называть «розетками» (или сокращенно «розами»), хотя «rosette» — это ленточка цветов клуба, которую прикалывали к груди европейские болельщики еще до появления моды на шарфы. Так и до сих пор в магазинах нередко можно услышать: «А дайте мне вон ту зенитовскую «розу»!».


сине-белые шарфы начала 80-х. Фото: архив фанатов «Зенита»


1983 год, «розы» уже сине-бело-голубые. Фото: архив фанатов «Зенита»

Поначалу обычные болельщики даже не догадывались о том, что таким вот образом можно обозначать свою принадлежность к поклонникам команды. Потом, когда группы молодых людей в длинных полосатых шарфах примелькались большинству посетителей стадионов, получил широкое распространение и термин «фанаты». Но надевать на себя шарф рядовой болельщик (или, как мы сейчас говорим, «кузьмич») не торопился. Не то было время. Не поощрялось это ни официальной властью, ни обществом. Когда большинство никакими внешними атрибутами не выказывает своего отношения к клубу, значит, все, кто это делает – психически неустойчивые, вставшие на неправильный путь, граждански незрелые асоциальные элементы. К тому же пьют портвейн и гоняются «за командой» в другие города. Тем не менее, именно фанаты стали первой ласточкой, принесшей в Россию это веяние моды, которым сейчас охвачены практически все имеющие отношение к футболу люди. Даже те, кто не ходит на стадион. И приносящее, к слову, «копеечку», в бюджет футбольных клубов, особенно популярных. К коим, несомненно, относится и «Зенит».

В начале 80-х «выяснилось», что шарфы можно изготавливать промышленным способом на специально предназначенных для этого трикотажных машинах.

Для начала отечественная промышленность явила миру три вида детских шарфиков всевозможных расцветок «в горошек». Принцип построения их дизайна был одинаков, отличались лишь изображения на концах – Мальчиш-Кибальчиш, крейсер Аврора и… зенитовская «стрелка»! Таким образом появился, пожалуй, главный курьёз в истории зенитовской атрибутики – бело-зелёные, сине-белые, красно-синие и даже красно-белые шарфы «Зенита». До сих пор любители «приколов» и раритетов дорожат ими, особенно красно-белыми. Вот что может произойти, когда выпуском атрибутики занимаются некомпетентные люди.


фото К. Завьялова

Однако фанаты нашли предприятия с оборудованием, позволявшим производить шарфы, соответствующие их пониманию вопроса. Смотрелись такие шарфы гораздо аккуратнее, современнее и моднее, чем связанные вручную. Да и весили они намного меньше, были гораздо приятнее на ощупь. Были такие машины далеко не везде, вот и приходилось энтузиастам ездить куда-то в Мытищи, в Прибалтику или на Украину, чтобы связать несколько десятков «роз» себе и товарищам. Надо сказать, что вывязывать рисунок данный класс машин по-прежнему не позволял, поэтому шарфы продолжали оставаться полосатыми.

В то же время, в Европе уже появилась «техника нового поколения», и счастливчикам знакомые привозили из-за рубежа действительно качественные шарфы с вывязанными надписями и даже эмблемами клубов! Эти редкие люди ходили в таких шарфах на футбол, даже если цвета шарфа не совпадали с цветами «Зенита». Конечно, особенно котировалось, если расцветка более-менее совпадала с зенитовской. К обладателям таких раритетов, как правило, выстраивалась очередь из желающих потрогать, а ещё лучше, примерить это «чудо загнивающей буржуазной цивилизации».

В конце концов, машины, способные вязать аккуратные полосатые шарфы, появились практически в любом трикотажном ателье, и каждый фанат получил возможность сделать себе шарф индивидуально. К тому же, на этом оборудовании можно было изготавливать и полосатые джемпера. Или, на финский манер, пусера. Фанаты, на свой лад, стали называть их «пусаками». К концу 80-х в «пусаки» «нарядились» практически все фанаты. Доходило до того, что на некоторых выездах на гостевом секторе присутствовали одни лишь «полосатые» визитеры. Естественно, комплект к такому «пусаку» составлял и шарф, связанный на той же машине. Хотя многие предпочитали носить шарф ручной вязки (как дань прошлому и во имя хоть какого-то разнообразия). А кое-кто шарф вообще не носил, т.к. цветовая гамма и без этого издалека бросалась в глаза.


сине-бело-голубые — это наши цвета! Фото: архив фанатов «Зенита»

На этом эпоха развития технологий производства «роз» надолго остановилась. Новый её этап в Питере начался осенью 1992 года, который следует признать поистине революционным. Ведь именно в этом году был освоен выпуск шарфов по принципиально новой технологии, позволяющей вывязывать даже мельчайшие детали. И именно благодаря этому событию мы во многом обязаны вскорости наступившему буму на всевозможные дизайны, виды и подвиды, который продолжается и до сих пор. Но об этом уже в следующей публикации.

Источник

Что значит роза (розетка) на фанатском сленге?

Довольно часто во время футбольной трансляции можно услышать расхожее выражение, что «фанаты растянули свои розы в знак единения со своим клубом». Однако, обратив свой взор на трибуны и надеясь увидеть людей с пышными букетами роз, тюльпанов, лилий, гиацинтов и прочих кактусов, рискуешь сильно разочароваться, так как болельщики держат на вытянутых руках шарфы, а вовсе не цветы. А разрешается данное противоречие просто — на фанатском сленге слово «роза» обозначает шарф с вышитым на нем гербом команды, либо иным, характерным для клуба, декоративным элементом. «Розетка» же является тождественным с «розой» понятием.

Если заглянуть в толстые талмуды футбольной истории, то можно узреть, что впервые розы появились в 60-х. гг. прошлого столетия, как обычно, в Великобритании. Со временем мода на ношение клубных шарфов все ширилась, пока не распространилась и на наши края в восьмидесятые. Касательно розеток, то изначально это были небольшие значки, украшенные ленточками цветов клуба, но, в конце концов, так стали называть те же клубные шарфики.

Чаще всего фанатская роза позволяет безошибочно идентифицировать принадлежность человека к болельщикам определенного клуба. Также нельзя не отметить практичность шарфов:

  • походы на футбол далеко не всегда сопряжены с хорошей погодой или подходящим сезоном, дополнительная защита горлу не помешает;
  • если футбол проходит в рабочий день (к примеру, матч Лиги чемпионов), то вместо переодевания после работы в футбольную форму, можно взять с собой шарф, натянуть его перед походом на стадион и предстать преданным болельщиком родного клуба.

Традиционно фанатские розы растягиваются на вытянутых руках во время гимна футбольного клуба, это действие является неотъемлемым элементом футбольного перфоманса.

Источник

История футбольного шарфа

Что можно найти в арсенале любого болельщика? Ответ очевиден — Шарф! Сейчас сложно представить фанатских трибуны без тысячи поднятых вверх шарфов, но когда-то картина была совершенно другой…

Как и футбол, да и футбольный фанатизм, мода на шарфы пришла к нам с Запада. Точная дата появления первого фанатского шарфа — не известна, но можно предположить, что произошло это в районе 60-х годов в Англии.

Почему Фанатский шарф называют розой?

Название пошло из Англии — Но там под «розой» подразумевается несколько кусочков материала, сшитые в несколько слоёв, по убывающей, как лепестки цветка. Затем к ним пришивались две ленточки в форме треугольничка. Получался цветок из ткани. А у нас не разобрались и обычный шарф прозвали «роза» или «розетка». В Англии фанатский шарф называется «scarf».

А первый кто?

В Россию шарфы пришли в начале 70-х годов, родоначальники — фанаты Московского Спартака, позже подхватили эту моду и Питерцы.

«Первый шарф появился в 1972-м году. Был такой фанат «Заплата», Александр Гуренков. Именно он первый раз появился на стадионе в шарфе. Вы только представьте: серый стадион, неяркие свитера и куртки – и тут что-то выделяющееся! Фанаты сразу же подхватили эту идею. Тем более у «Спартака» праздничные цвета, так что именно у нас появилась первая атрибутика в стране. В то время нитки редко пропадали в магазинах. Мамы, бабушки, девушки, которые умели вязать – резко поднимались в цене в лице фанатов. Шарф был простым, полосатым.

Была история: три друга попросили кого-то из родственников связать шарф длиной в девять метров. Повязывали его на троих, и получалось, как у Агнии Барто: «Мы с Тамарой ходим парой». Люди просто прикалывались, но это лучше, чем избивать кого-то. Когда ребята шли втроём в обнимку, все умилялись. И хотя они никому не мешали, милиции это всё равно не нравилось. Говорили: «вы всех задушите»»

И Правда, сначала розы делали просто из хлопковой ткани, на которую красками наносился рисунок — красиво, но не долговечно. Затем стали вязать: бабушки и мамы болельщиков, вязали шарфы они из обычной пряжи, по принципу чем длиннее тем лучше

Дальше наступило время шарфов от ателье «Трикотажница», которое находилось в 100 километрах от Москвы. Именно там вязались первые станочные шарфы, кисти пришивались вручную, рисунка особо не было, просто чередование цветов.

Ателье хорошо поднялось на этом бизнесе, цены постепенно росли. Сначала было 10 рублей, потом 11 рублей 20 копеек, потом 11.64, так дошло до 12.В конце 1982-го года, по слухам, с «Петровки» приехали люди, и запретили «Трикотажнице» вязать любые шарфы клубных цветов».

А в 1989 году одного фаната-энтузиаста даже чуть не посадили за производство шарфов в домашних условиях:

«Он где-то нашёл японскую машину и сделал вязаные шарфы с надписью тиражом около 50-ти штук. Односторонний, узенький шарф, как шнурочек. Ширина — 7 сантиметров. Это было нечто. Но радовались недолго. Пришли представители власти, сказали, если не прикроет свою деятельность – посадят. Поэтому машину пришлось продать»

В 90-е годы были попытки наладить производство за границей, заказывали тиражи шарфов из Англии, позже появились подделки из Турции. Случались и курьезы, когда за дело боролись не знающие люди.

Источник