План урока технология 8 кл монтаж электрической цепи

Разработка урока технологии в 8 классе по теме «Электрические провода. Монтаж электрической цепи».
методическая разработка по технологии (8 класс)

Методическая разработка урока «Электрические провода. Монтаж электрической цепи» может быть использована учителя технологии при проведении уроков в 8 классах, а также во внеурочной и кружковой деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
urok_tehnologii_v_8_klasse_elektricheskie_provoda._montazh_elektricheskoy_tsepi_.docx 29.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Электрические провода. Монтаж электрической цепи»

Образовательные: ознакомить учащихся с видами и марками проводов применяемых в быту. Сформировать умения оконцовывать и подсоединять провода к бытовой электроарматуре.

Развивающая: развивать техническое мышление школьников.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при проведении электротехнических работах.

Профориентационная: познакомить с профессией электрика

Тип урока:к омбинированный

Методы: практико- ориентированные

Оснащение занятия: Учебник технологии за 8 класс, плакаты «Марки проводов», «Виды соединения и подсоединения проводов к электроарматуре»; папки с лабораторно-практическими работами, электромонтажные инструменты; ламповые патроны, штепсельные вилки, розетки, выключатели, провода марки ШБПВГ

2.Вводный инструктаж и повторение пройденного материала.

Устный опрос по пройденному материалу: два, три ученика представляют свои плакаты по ТБ на уроках электротехники

3.Сообщение темы «Монтаж Электрической цепи» и цели урока «Научится оконцовывать и подсоединять провода к бытовой электроарматуре».

4.Учащимся предлагается, используя материал параграфа №36 учебника технологии за 8 класс и плакаты «Марки проводов», заполнить выданную учителем таблицу и дописать слова или словосочетания в предложениях.

Сечение жилы и их количество

1.Участок провода, по которому проходит электрический ток, называется ———-(токоведущей жилой)

2.Жилы бывают ———————(однопроволочными и многопроволочными) .

3. Жилы делают из ———————-(меди и алюминия- металлов), обладающих хорошей электропроводностью.

4 .К электроизоляционным материалам относятся ——————(сухая древесина, стекло, пластмассы, фарфор, бумага, резина).

5. При выполнении электротехнических работ для изоляции мест соединения проводов друг с другом и их оголённых участков используют —————-(изоляционную ленту и изолирующие трубки-кембрики) .

Материал, используемый учащимися для заполнения таблицы и ответов на вопросы.

Большое преимущество электрической энергии – возможность передачи её от источника к потребителям на большие расстояния. Эта передача осуществляется с помощью проводов.

Электрические провода бывают без изоляции (голые) и с изоляционным покрытием.

Участок провода, по которому проходит электрический ток, называется токоведущей жилой. Жилы бывают однопроволочными и многопроволочными (рис. 64). Их делают из меди и алюминия – металлов, обладающих хорошей электропроводностью. Для изготовления особо прочных проводов применяют стальную проволоку.

Наряду с проводами в электротехнике находят широкое применение всевозможные электроизоляционные материалы. К ним относятся сухая древесина, стекло, пластмассы, фарфор, бумага, картон, сухая ткань, резина, дистиллированная вода, воздух, минеральное масло, краски, лаки, окислы металлов и др.

Изоляторы в электротехнике нужны так же, как и проводники, поскольку нельзя использовать электрический ток без надёжной изоляции. Изоляторы ограждают человека от действия электрического тока при случайном прикосновении к оголённым проводам и другим токоведущим элементам электрической цепи. Кроме того, они защищают провода от коррозии и предотвращают соприкосновение токоведущих жил разных проводов, ведущее к короткому замыканию. При коротком замыкании электрический ток в цепи идёт по короткому пути – от клеммы к клемме источника, в обход потребителя. В этом случае в цепи возникает ток большой силы, что может вывести из строя соединительные провода и источник. Например, батарейка карманного фонарика быстро разрядится, а провод может сгореть. Вот почему так важно изолировать электрические провода.

При выполнении электротехнических работ для изоляции мест соединения проводов друг с другом и их оголённых участков используют изоляционную ленту и изолирующие трубки – кембрики.

Провода имеют самое разное назначение и устройство, поэтому каждому из них присвоена своя марка. Для выбора нужного провода пользуются специальными справочниками, в которых даётся расшифровка марки и область её применения.

Марки проводов имеют буквенно-цифровое обозначение, указывающее на основное назначение провода, конструктивное исполнение, материал исполнения и размер сечения жилы.

Буквенные обозначения расшифровываются следующим образом: Ш – шнур, П – провод, Б – бытовой, Р – резиновая изоляция, В – изоляция полихлорвиниловая, Г – гибкий, Д – двойной, О – изоляционные жилы заключены в общую оплётку из хлопчатобумажной нити или оболочку. Буква А в начале марки означает, что жила алюминиевая. Отсутствие буквы А указывает на то, что жила – медная.

Шнуром называется провод с особо гибкими изолированными жилами, заключёнными в хлопчатобумажную или лавсановую оплётку.

Число жил, площадь их поперечного сечения указываются цифрами после буквенного обозначения марки провода. Например, ПР 2 х 1,5, где цифра 2 обозначает число жил, а 1,5 – площадь поперечного сечения жилы в квадратных миллиметрах.

По назначению провода разделяют на установочные, монтажные и обмоточные.

Установочные провода используют для выполнения различных электропроводок. Например, для выполнения проводки по потолку и стенам здания открытым способом или под штукатуркой – скрытой проводки. Установочные провода имеют разную конструкцию и площадь поперечного сечения жил, чаще всего от 1 до 4 изолированных друг от друга медных или алюминиевых жил площадью поперечного сечения от 0,5 до 500 мм2. В качестве изоляции для проводов используют резину, полиэтилен, полихлорвинил, шёлк, лак и другие материалы.

Для бытовых нужд выпускают шнуры с двумя или тремя медными жилами в полихлоридной изоляции.

Шнур марки ШБПВ используют для присоединения к электрической сети светильников, радиоаппаратуры, холодильников и других электроприборов, не потребляющих электроэнергию большой мощности.

В электронагревательных приборах использую шнуры марки ШБРО, ШБВВП с прочной оболочкой из резины или полихлорвинила. Шнуры для утюгов имеют тканевую оплётку, которая предотвращает оплавление изоляции проводов при соприкосновении с нагретой частью (ШР).

Монтажные провода применяют для внутреннего монтажа электрических приборов и аппаратов. Жила таких проводов должна обладать повышенной гибкостью, так как при выполнении монтажных работ провода приходится сильно изгибать. По этой причине жилы монтажных проводов выполняются из мягкой медной проволоки площадью поперечного сечения от 0,05 до 6 мм2. Количество жил в монтажном проводе обычно не более трёх. Эти жилы легко паяются.

В качестве изоляции в монтажных проводах применяют капроновые, лавсановые, стекловолоконные нити, которые покрывают полиэтиленовой или поливинилхлоридной оболочкой.

Обмоточные провода применяются для изготовления компактных обмоток электрических машин, аппаратов, электроприборов и поэтому имеют малую толщину изоляционного слоя.

Жилы таких проводов делают из меди, алюминия и материалов с большим удельным сопротивлением, таких как манганин, константан, нихром.

При создании электрических цепей важно правильно выбрать соединительные провода. В бытовых условиях нельзя использовать первый попавшийся провод, так как его электрическое сопротивление может оказаться чрезмерно большим. Изоляция каждого провода должна соответствовать напряжению, под которым будет находиться провод, а сечение жилы провода должно соответствовать проходящему по ней току. Все необходимые данные можно найти в электротехнических справочниках. В таблице 11 приведены значения допустимых токов нагрузки для нескольких широко применяемых марок установочных изолированных проводов.

Таблица 11. Величина допустимого тока для проводов разного сечения

Источник

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ. сборка электрических цепей. технология 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс)

конспект урока технологии, 8 класс, по разделу Электротехника

Скачать:

Вложение Размер
elektricheskie_tsepi._sborka_elektricheskih_tsepey.docx 25.69 КБ
prilozhenie_1.doc 29.5 КБ
prilozhenie_2_3.docx 17.83 КБ
elektricheskie_tsepi._sborka_elektricheskih_tsepey.pptx 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Рязанская Алена Владимировна

МОУ «Буранная СОШ имени В.М. Волынцева»

Раздел: Электротехника. 8 класс

Тема: Электрические цепи.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с элементами электрических цепей.

Образовательная : сформировать понятия об электрических цепях на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов.

Развивающая : способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), развитию качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты).

Воспитательная : воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм, умение работы в группе.

Основные методы: Метод моделирования, кейс-пакет, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, самостоятельная работа, практическая работа, моделирование, наблюдение, стимулирование.

  1. ПК и мультимедийный проектор; иллюстрации условных обозначений элементов электрической цепи; для практической работы: источник тока, выключатель, электролампочка, провода.
  2. Лабораторно-практическая работа «Монтаж электрических цепей».

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе :

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

— создать положительный эмоциональный настрой;

— мотивировать обучающихся на работу;

— напомнить о важности выполнения работы аккуратно.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративные.

Добрый день, ребята. Присаживайтесь.

Нам сегодня на уроке, помимо учебных принадлежностей, потребуется ваше внимание, старание и желание трудиться.

У вас всё сегодня на уроке получится!

Изучение нового материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Знать: основные источники электрического тока;

Уметь: работать с дополнительными материалами; логически мыслить, отвечать устно.

Цель, которую хочет достичь учитель:

создать условия для актуализации жизненных наблюдений обучающихся и знаний по теме; организовать класс к выполнению поставленных перед ними целей на данный урок.

Методы : демонстрационный, репродуктивный, беседа,

Критерии оценивания: полнота ответов на вопросы, умение сформулировать свою мысль, делать выводы.

Прежде чем начать изучать новое, давайте вспомним и повторим, что мы уже знаем.

  1. Как называются устройства, которые преобразуют какую-либо энергию в электрическую. (Ответ: источник)
  2. Как называют устройства, которые преобразуют электрическую энергию в другие виды энергии – тепло, свет, механическую энергии. (Ответ: потребители)
  3. С помощью чего электрический ток поступает от источника к потребителю. (ответ: с помощью проводов, выключателе и тд.)
  4. Если взять источник тока, потребитель, выключатель и соединить всё проводами, что из этого получится? (Ответ: электрическая цепь). Другими словами, электрическая цепь – это путь электрического тока от источника к потребителю.

Тема урока: Электрические цепи.

  1. А можно ли изобразить, как правильно соединить между собой части электрической цепи? (ответ: можно, при помощи электрической схемы и условных обозначений)

Тема урока: Электрические цепи (слайд 2 )

Цель: научиться изображать электрические цепи

Задачи:
узнать виды электрических схем

изучить условные обозначения некоторых элементов электрических цепей

научиться собирать электрические цепи

Изучение нового материала, первичное закрепление знаний

Цель: познакомиться с условными изображениями элементов электрической цепи.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: дать определения принципиальной и монтажной электрических схем

Цель, которую учитель хочет достичь:

Проверить знание основных понятий об электротехнике

Методы и приёмы : учебный диалог, моделирование схем, рассказ, беседа, демонстрация.

Критерии оценивания: уметь работать с текстом, с информацией слайдов, с материалами схем, умение логически размышлять и делать выводы.

Посмотрите на изображение и скажите, что вы здесь видите?

Их скольких элементов состоит данная электрическая цепь?

Простейшая электрическая цепь может содержать всего 3 элемента: источник, потребитель и провода. Но реальные электрические цепи намного сложнее.

Для сборки электрических цепей руководствуются принципиальными электрическими схемами. (слайд 4 )

Принципиальная электрическая схема представляет собой условное графическое изображение электрической цепи, с помощью условных знаков.

Принципиальная схема показывает соединение только основных элементов цепи, без электророзеток, ламповых патронов и других элементов), поэтому для точного расположения элементов относительно друг друга используют монтажную электрическую схему . (слайд 5 )

Задание 1. Заполнение таблицы «Условные обозначения элементов электрической цепи» (слайд 6 ) Приложение 2

Ребят, скажи пожалуйста мы с вами используем для каждого потребителя электроэнергии отдельный источник. (слайд 7 )

Потребители электрической энергии могут быть присоединены к источнику тока 2 способами. (слайд 8 )

  • последовательное соединение;
  • параллельное соединение.

Задание 2. Заполнение таблицы «Последовательное и параллельное соединение потребителей электроэнергии» (слайд 9 ) Приложение 2

Цель: проверить теоретические знания обучающихся на практике, учиться собирать последовательную и параллельную электрическую цепи.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: познакомиться и научиться собирать последовательную и параллельную электрическую цепи по схеме.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для последовательной и параллельной сборки электрической цепи и соблюдения правил безопасной работы.

— развивать умения и навыки последовательной и параллельной сборки электрической цепи;

— работать над формированием давать адекватную самооценку своим действиям;

— учить работать в группах.

Методы: репродуктивные, наблюдение, демонстрация, самостоятельная работа и работа в группах.

Физкультминутка. Перемещение учеников от одного рабочего места к другому

Скажите какую задачу, мы с вами еще не выполнили? (ответ: научиться собирать электрическую цепь)

Для этого предлагаю вам выполнить Лабораторно-практическую работу «Сборка электрической цепи»

Перед началом работы нам необходимо рассмотреть основные правила техники безопасности при электромонтажных работах (слайд 10 ). Приложение 1

Б) Учитель: Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – сборке электрической цепи. Приложение 3

Координирует и направляет учеников по ходу выполнения работы.

Цель учителя: проверить степень усвоения знаний у учащихся; правильность сборки разветвленной электрической цепи.

Методы: демонстрация, беседа, стимулирования.

Учитель: Проверка выполнения практической работы.

Демонстрация работы собранной цепи, самооценка и оценка работ учащихся.

Разбор допущенных ошибок.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и деятельности класса.

Приём “Лестницы успеха”: ученик помещает своего человечка (т.е. себя) на соответствующей ступеньке (нуждаюсь в помощи; нужно ещё повторить; в основном уверен; уверен в своих знаниях).

Цель: сообщить о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения.

Цель, которую хочет достичь учитель: совершенствовать свои знания в электротехнических работах.

Приведите примеры последовательного и параллельного соединения потребителей электроэнергии в быту, и попробуйте изобразить их электрические схемы. (слайд 11 )

Предварительный просмотр:

Правила безопасности при электротехнических работах

1. Во время работы на монтажной панели должны находиться только те материалы или детали, которые монтируются.

2. Электромонтажные инструменты должны иметь изолированные ручки.

3. Собирать электрические схемы, производить в них переключения необходимо только при отсутствии напряжения.

4. Электрические схемы собирать так, чтобы провода не перекрещивались, не были натянуты и не скручивались петлями.

5. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем.

6. Не проверять наличие напряжения прикосновением пальцев, использовать для этого указатель напряжения.

7. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.

Правила безопасности при электротехнических работах

1. Во время работы на монтажной панели должны находиться только те материалы или детали, которые монтируются.

2. Электромонтажные инструменты должны иметь изолированные ручки.

3. Собирать электрические схемы, производить в них переключения необходимо только при отсутствии напряжения.

4. Электрические схемы собирать так, чтобы провода не перекрещивались, не были натянуты и не скручивались петлями.

5. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем.

6. Не проверять наличие напряжения прикосновением пальцев, использовать для этого указатель напряжения.

7. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.

Предварительный просмотр:

Задание 1. Заполнить таблицу «Условные обозначения элементов электрической цепи»

Электрическая лампа накаливания

Задание 2. Заполните таблицу «Последовательное и параллельное соединение потребителей электроэнергии» (1 минута)

Электрическая схема соединения

Команда № 1 _____________________

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, выключателя, соединительных проводов. (Простая электрическая цепь).

Порядок выполнения работы

1. Начертите схему простой электрической цепи.

2. Соберите электрическую цепь с помощью выключателя, проводов, батарейки и лампочки в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

6. Разберите цепь.

7. Сделайте вывод.

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, выключателя, соединительных проводов. (Соединение потребителей электроэнергии последовательное).

Порядок выполнения работы

1. Начертите схему последовательного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек.

2. Соберите электрическую цепь с помощью выключателя, электрической лампы, проводов и батареи в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

6. Вывернуть одну лампочку.

7. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?

9. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

10. Сделайте вывод.

Схема электрической цепи

Выводы (опишите результат своего эксперимента)

Сборка простой электрической цепи

Сборка электрической цепи с последовательным соединением 2 потребителей

Команда № 2 _____________________

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, выключателя, соединительных проводов. (Простая электрическая цепь).

Порядок выполнения работы

1. Начертите схему простой электрической цепи.

2. Соберите электрическую цепь с помощью выключателя, проводов, батарейки и лампочки в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

6. Разберите цепь.

7. Сделайте вывод.

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, выключателя, соединительных проводов. (Соединение потребителей электроэнергии параллельное).

Порядок выполнения работы

1. Начертите схему параллельного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек

2. Соберите электрическую цепь с помощью выключателя, проводов, батарейки и лампочки в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

6. Вывернуть одну лампочку.

7. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?

9. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

10. Сделайте вывод.

Схема электрической цепи

Выводы (опишите результат своего эксперимента)

Сборка простой электрической цепи

Сборка электрической цепи с параллельным соединением 2 потребителей

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Электрические цепи. Сборка электрической цепи Учитель технологии МОУ «Буранная СОШ имени В.М. Волынцева Рязанская Алена Владимировна 2021г.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ Цель: научиться изображать электрические цепи Задачи: узнать виды электрических схем изучить условные обозначения некоторых элементов электрических цепей научиться собирать электрические цепи

№ п/п Название элемента Условное изображение Гальванический элемент Провод Выключатель Электрическая лампа накаливания Соединение проводов

Вид соединения Электрическая схема соединения последовательное соединение параллельное соединение

Правила безопасности при электротехнических работах 1. Во время работы на монтажной панели должны находиться только те материалы или детали, которые монтируются. 2. Электромонтажные инструменты должны иметь изолированные ручки. 3. Собирать электрические схемы, производить в них переключения необходимо только при отсутствии напряжения. 4. Электрические схемы собирать так, чтобы провода не перекрещи­вались, не были натянуты и не скручивались петлями. 5. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем. 6. Не проверять наличие напряжения прикосновением пальцев, ис­пользовать для этого указатель напряжения. 7. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.

Домашнее задание Приведите примеры последовательного и параллельного соединения потребителей электроэнергии в быту, и попробуйте изобразить их электрические схемы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного урока физики-технологии по теме «Сборка электрической цепи»

Комплексный урок физики-технологии — пример одной из возможных форм проведения учебных занятий, на которых естественным путем осуществляется создание такой учебной среды, в которой возникает потребнос.

« Macromedia Flash. Слои. Сборка электрической цепи»

При помощи редактора Macromedia Flash мы постараемся создать проект на тему «Сборка электрической цепи». Создавая проект, вы не только покажете умение работать в этом редакторе, но и.

«Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь».

Презентация содержит тематические тестовые задания по теме «Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь» и кодификатор ответов.

Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока»

Презентация содержит опрос, ТБ, порядок выполнения работы и творческое задание.

Объяснение электрических явлений. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на заряды.

Разработка урока по физике для 8 класса, с использованием системно-деятельностного подхода обучения. Конспект урока соответствует ФГОС.

Разработка урока технологии в 8 классе по теме «Электрические провода. Монтаж электрической цепи».

Методическая разработка урока «Электрические провода. Монтаж электрической цепи» может быть использована учителя технологии при проведении уроков в 8 классах, а также во внеурочной и кружков.

Урок «Электрический ток. Источники электрического тока», технологическая карта урока. (8 класс)

Тема Электрические явления. Урок: «Электрический ток. Источники электрического тока»Базовый учебник: Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник для общеобразовательных учр.

Источник

Читайте также:  Технология монтажа пвх плиток