- Особенности современного монтажа систем вентиляции
- Крепление воздуховодов
- Оконечные устройства
- Испытание и сдача в эксплуатацию систем вентиляции и кондиционирования воздуха
- Освидетельствование скрытых работ
- Индивидуальные испытания
- Пусконаладочные работы
- Сдача в эксплуатацию
- Комплексное опробование
- Порядок проведения монтажа систем кондиционирования
- Проверка соответствия проектных характеристик с условиями на объекте
- Работы по установке внешнего блока
- Работы по установке внутреннего блока
- Работы по подключению внешнего и внутреннего блоков
Особенности современного монтажа систем вентиляции
А. В. Бусахин, генеральный директор ООО «Третье Монтажное Управление “Промвентиляция”»
Статья продолжает рассматривать вопросы, касающиеся особенностей монтажа систем вентиляции (начало читайте в журнале «АВОК», № 6, 2010). В этом материале описаны способы креплений, методика индивидуальных испытаний систем, особенности монтажа оконечных устройств, пусконаладочных работ и сдачи объекта в эксплуатацию.
Крепление воздуховодов
На сегодняшний день крепления воздуховодов должны выполняться согласно СНиП 3.05.01-85: для неизолированных горизонтальных круглых воздуховодов диаметром до 400 мм и прямоугольных с большей стороной до 400 мм – через 4 м, для бóльших размеров – через 3 м. Следует отметить, что указанный СНиП 1985 года. За это время широкое применение в системах вентиляции и кондиционирования воздуха получили спиральнонавивные воздуховоды, которые по сравнению с прямошовными имеют более высокую жесткость самого воздуховода и соединения (ниппельного/муфтового), что позволяет для диаметра до 500 мм производить крепления через 6 м.
Однако когда речь идет о креплении фланцевых воздуховодов соблюдение СНиП обязательно, так как мы имеем другой вес плети и крепление воздуховода к фланцу является слабым местом. Отбортовка, на которой держится фланец, при превышении нагрузки разгибается, что приводит к падению плети. По той же причине запрещено крепление воздуховодов к фланцам. Круглые воздуховоды должны плотно обжиматься хомутами (из стальной полосы, перфоленты), а прямоугольные – передавать свой вес на траверсу, выполненную из угловой стали, перфорированную траверсу и П-образный профиль из оцинкованной стали.
Основная цель разметки креплений – обеспечение равномерного распределения нагрузок с учетом трассировки. На поворотах и ответвлениях появятся дополнительные крепления для фиксации этих мест.
Наиболее серьезный вопрос по креплению воздуховодов, который не имеет отражения в СНиП 3.05.01-85, это выбор типа и размера шпилек, траверс, дюбелей. Необходимо учитывать, что при креплении к плите перекрытия основная нагрузка – это вырывание и разрыв, а при креплении к стене вертикального воздуховода – изгиб и срез.
До 1985 года основным креплением к перекрытию было сквозное отверстие с закреплением шпильки сверху перекрытия, что сдерживало темпы монтажа и производство строительных работ. Широкое применение в строительстве монолитных перекрытий и большое разнообразие выпускаемых сейчас дюбелей позволяет отказаться от сквозных отверстий. До выхода нормативных документов по выбору типа и размера крепления ответственность за выбор ложится на монтажную организацию. При выборе необходимо учитывать нагрузку (вес воздуховода, изоляции, сетевого оборудования и т. д.) на каждое крепление, сверять полученные нагрузки с сертификационными данными элементов крепления и в случае необходимости производить статические испытания.
Для крепления на изолированных вертикальных воздуховодах СНиП 3.05.01-85 предусматривает расстояние до 4 м с креплением в межэтажном перекрытии. При большей высоте этажа требуется дополнительное крепление, месторасположение которого должно быть указано в рабочем проекте.
В современном монолитном строительстве очень часто применяется высота типового этажа до 4,5 м. Соответственно, если в рабочем проекте не указаны дополнительные крепления, то допускается крепление только в межэтажном перекрытии. Особенностью межэтажного крепления является необходимость плотного обхвата воздуховода (круглого – хомутом, прямоугольного – траверсами) и опора крепления на перекрытие с заделкой его материалами, огнестойкость которых не ниже уровня огнестойкости самого перекрытия.
Оконечные устройства
К оконечным устройствам следует относить все воздухораздающие и воздухоприемные элементы: решетки, воздухораспределители, анемостаты, диффузоры и т. д.
Следует отметить важность монтажа оконечных устройств, так как в современных зданиях все разводки воздуховодов обычно скрыты потолками и другими элементами декора, а оконечные устройства становятся элементами интерьера. По ним потребитель (заказчик) часто судит о качестве монтажа.
Монтажные организации при монтаже оконечных устройств вынуждены считаться со стилем отделки, конструкцией потолков, декора и т. д., соблюдая при этом условия воздухораспределения в помещении.
Соединение сетевого воздуховода с переходом или адаптером оконечного устройства допускается с применением гибкого воздуховода при условии возможности обслуживания (осмотра и ремонта) этого участка. При потолках типа Armstrong со съемными элементами проблем не возникает. При потолках из гипсокартона следует применять жесткое соединение (без гибких воздуховодов) или предусматривать лючки для обслуживания.
Испытание и сдача в эксплуатацию систем вентиляции и кондиционирования воздуха
СНиП 3.05.01-85 предусматривает четыре этапа сдачи в эксплуатацию систем вентиляции и кондиционирования воздуха:
- Освидетельствование скрытых работ.
- Индивидуальные испытания.
- Пусконаладочные работы.
- Сдача в эксплуатацию.
Современные системы вентиляции и кондиционирования входят в системы жизнеобеспечения и пожарной безопасности зданий и сооружений. Из этого условия появился пятый этап сдачи – участие в комплексном опробовании систем пожарной безопасности.
Освидетельствование скрытых работ
Освидетельствование является очень важным и ответственным этапом в выполнении работ. Акт установленной формы имеет четыре подписи: представителей авторского надзора, технического надзора заказчика, генподрядчика и монтажной организации.
Неверно считать, что акт составляется на весь объем работ, возможно его составление на отдельные захватки, этажи, шахты. Это относится не только к воздуховодам, но и ко всем видам трасс (дренажным, кондиционерным) и элементам сетевого оборудования. В обязательном порядке актируются все участки трасс, подлежащие заделке в потолках, шахтах и прочих конструкциях.
Значимость этого акта повышается, так как проходит комиссионная приемка выполненного этапа работ, что наряду с актами Ф2 и Ф3 выполненных работ может служить подтверждением для оплаты в случае спорных объемов работ.
Индивидуальные испытания
В испытании участвуют три представителя: технического надзора, генподрядчика и монтажной организации. Основная цель – проверить работоспособность электродвигателей и отсутствие механических дефектов вращающихся частей и деталей. Это особенно важно, когда габаритное оборудование подается в труднодоступные места монтажа (на кровлю здания, в венткамеры и технические этажи, не имеющие монтажных проемов прямого доступа). В этих случаях предварительные индивидуальные испытания (до подачи к месту монтажа) позволят избежать дополнительных затрат, если оборудование неисправно. При индивидуальных испытаниях следует всегда помнить, что запуск вентагрегатов, неподключенных к сети воздуховодов, нельзя производить не создав искусственного сопротивления, иначе это может привести к перегрузке двигателя и выходу его из строя. Простейший способ – заглушить более половины живого сечения воздухозаборного отверстия.
Давние споры вызывает длительность проведения индивидуального испытания. В СНиП оговорено, что испытания технологического оборудования длятся 72 часа, а оборудования систем вентиляции и кондиционирования – в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, которых нет ни в одном паспорте. Исторически сложилось, что время испытания этих систем – 4 часа. Правильно это или нет?
Современные контрольно-измерительные приборы дают возможность за считанные минуты определить режим работы двигателя. На шильдике электродвигателя есть значение номинального тока. Электроклещи позволяют в цепи подключения электродвигателя (обычно в шкафу у автомата) измерить силу тока по фазам. Если рабочий ток двигателя не превышает более чем на 10 % значение номинального тока, можно утверждать, что двигатель работает без перегрузки.
Следует также следить за разностью значений между фазами. Если показания разнятся более чем на 10 %, это говорит о «перекосе фаз», что часто бывает во время строительства и может быть причиной перезагрузки двигателя.
Пусконаладочные работы
В настоящее время НП СРО «ИСЗС-МОНТАЖ» разрабатывает национальный стандарт по пусконаладочным работам систем вентиляции и кондиционирования воздуха (ПНР). Разрозненные документы ведомственных организаций, выпущенные в основном до 1993 года, не покрывают весь спектр вопросов, они во многом устарели, не отражают современных методов измерения и регулирования.
Остановимся на основных задачах пусконаладочных работ. Мы делим ПНР на два вида. Более простой и чаще встречающийся вид – ПНР по воздуху. Их цель: проверка и сопоставление проектных и фактических параметров работы оборудования, регулирование расходов воздуха по сети и оконечным устройствам с невязкой до 10 %. Итогом является составление паспортов систем с указанием контрольных точек и фактических значений параметров работы вентустановок и расходов воздуха. Более сложными являются ПНР на санитарно-гигиенический эффект. Их цель: добиться требуемых параметров воздуха (температура, влажность, запыленность, подвижность, газовый состав и т. д.) в помещении. Итогом являются паспорта вентсистем и технический отчет о ПНР.
Сдача в эксплуатацию
Ко всем вышеупомянутым документам монтажная организация готовит комплект «исполнительных чертежей», где делается отметка о выполнении работ в соответствии с проектом и куда вносятся необходимые изменения (если таковые имеются). Собираются все паспорта на оборудование, сертификаты на материалы, и системы предъявляются к сдаче в эксплуатацию. Самая часто встречающаяся проблема последнего десятилетия – отсутствие или очень низкий уровень технической подготовки служб эксплуатации, что недопустимо в современных условиях. Это приводит к снижению сроков службы систем вентиляции и кондиционирования воздуха, ухудшению внутренних параметров микроклимата, перерасходу тепловой и электроэнергии.
Комплексное опробование
Данный этап сдачи объекта в эксплуатацию проводит генеральный подрядчик с участием всех организаций, чьи системы входят в комплекс пожарной безопасности. По системам вентиляции и кондиционирования при срабатывании сигнализации о пожаре проверяются следующие моменты: отключение систем общеобменной вентиляции, закрытие огнезадерживающих клапанов (если с электроприводом), открытие клапанов дымоудаления, включение вентиляторов дымоудаления и подпора воздуха (расходы и подпор проверяются при ПНР). Кроме этого, при комплексном опробовании проверяется работа всех остальных инженерных систем объекта.
Поделиться статьей в социальных сетях:
Источник
Порядок проведения монтажа систем кондиционирования
На фото: бытовая, полупромышленная и промышленная сплит-системы
Поскольку все подобные модели имеют схожую комплектацию, то и их монтаж отличается незначительно и имеет определенную последовательность. Он производится согласно схеме. Подробно остановимся на порядке монтажа бытовых и полупромышленных систем, но будем считать, что все расчеты и проектировочные работы осуществлены корректно, с учетом технического задания или исходя из особенностей расположения и работы кондиционера.
Проверка соответствия проектных характеристик с условиями на объекте
- место установки внешнего и внутренних блоков;
- высоту установки кондиционера и его отдельных частей;
- материал стены и способ крепления – они должны соответствовать проекту, если крепление внешних блоков происходит на стену;
- соответствие расположения внешнего блока по сторонам света;
- вес наружного и внешних блоков.
Работы по установке внешнего блока
На фото: размещение внешнего блока
Непосредственно перед установкой необходимо проверить материал стен и возможность крепления к ним кронштейнов. Стоит также удостовериться в нагрузке, которую может выдержать крепление на данной стене, и соответствует ли этому параметру вес внешнего блока. Блок тщательно выверяется по уровню и устанавливается строго горизонтально и строго вертикально. При любом отклонении воздухораспределение вокруг теплообменника будет нарушено и при максимально высоких летних температурах он не сможет обеспечить требуемую производительность. Помимо этого неровное размещение блока на стене отразится на правильности стекания конденсата с трубок теплообменника, и влага или будет застаиваться, или стекать не в том месте, где требуется. Более значительно подобные отклонения повлияют на протекание холодильного агента внутри трубок теплообменника, скажется на работе всей сплит-системы. Подобные нарушения приведут в дальнейшем к выходу кондиционера из строя.
Работы по установке внутреннего блока
Место установки внутреннего блока должно быть заранее выбрано и обозначено. Установка внутреннего блока производится в соответствии с некоторыми правилами, которые следует соблюдать:
- нельзя допускать близкое расположение предметов, препятствующих выходу холодного воздуха из блока и поступлению рециркуляционного воздуха к блоку;
- заранее необходимо определиться со способом удаления конденсата, способом прокладки электрического питающего кабеля и способом прокладки соединительных трубопроводов вежду наружным и внутренним блоком;
- не следует располагать внутренний блок над приборами, постоянно выделяющими тепло.
После того, как определены место и способ крепления внутреннего блока, следует наметить точки сверления отверстий в стене, через которые будут прокладываться фреоновые трубопроводы и питающие электрические провода. Также через такое отверстие выводится трубопровод для слива конденсата, и для него должен быть выдержан уклон в 1 см на 1 м его длины. В случае если дренаж выводится в канализацию, необходимость вывода конденсатора на улицу отсутствует.
Перед размещением внутреннего блока на стене следует в стенное отверстие проложить теплоизолированные фреоновые трубопроводы, электрический кабель и дренажный трубопровод (если он есть).
Работы по подключению внешнего и внутреннего блоков
Концы фреоновых труб, которые выходят на улицу, следует отрезать, снять заусенцы с их внутренней стороны, прикрутить гайки для соединения с внешним блоком, развальцевать и присоединить их к газовым и жидкостным вентилям на внешнем блоке. Сами вентили должны быть закрыты, открывать их не следует, поскольку блок поставляется заправленным холодильным агентом. Далее трубопроводы загибаются и укладываются вдоль стены так, чтобы расстояние между внешним и внутренним блоками было как можно меньше. Это расстояние регламентируется, его максимальное значение приводится в технической документации к кондиционеру. Превышение этого расстояния грозит неправильной работой кондиционера и последующим его выходом из строя. Проложенные трубопроводы отрезают с учетом возможности их соединения с внутренним блоком. Как и при соединении с внешним блоком, трубопроводы отрезают, снимают заусенцы с внутренней части, прикручивают гайки, развальцовывают и привинчивают к жидкостному и газовому штуцеру внутреннего блока.
На фото: подключение внутреннего и внешнего блока
Далее подключают проложенный электрический кабель к внешнему и внутреннему блокам, после чего заводят на отдельный автомат в электрическом щитке. Именно отдельное электрическое подключение кондиционера к автомату считается правильным. Подключение кондиционера через розетку и общую проводку не рекомендуется, поскольку общая проводка может не выдержать нагрузку, если кондиционер будет работать одновременно с другими электрическими приборами.
Затем следуют работы по проверке герметичности системы вакуумирования и, если все в порядке, открывают вентили на внешнем блоке. Холодильный агент заполняет весь холодильный контур кондиционера. Если необходимо, делают дозаправку.
Источник