Особенности монтажа систем кондиционирования воздуха

Особенности современного монтажа систем вентиляции

А. В. Бусахин, генеральный директор ООО «Третье Монтажное Управление “Промвентиляция”»

Статья продолжает рассматривать вопросы, касающиеся особенностей монтажа систем вентиляции (начало читайте в журнале «АВОК», № 6, 2010). В этом материале описаны способы креплений, методика индивидуальных испытаний систем, особенности монтажа оконечных устройств, пусконаладочных работ и сдачи объекта в эксплуатацию.

Крепление воздуховодов

На сегодняшний день крепления воздуховодов должны выполняться согласно СНиП 3.05.01-85: для неизолированных горизонтальных круглых воздуховодов диаметром до 400 мм и прямоугольных с большей стороной до 400 мм – через 4 м, для бóльших размеров – через 3 м. Следует отметить, что указанный СНиП 1985 года. За это время широкое применение в системах вентиляции и кондиционирования воздуха получили спиральнонавивные воздуховоды, которые по сравнению с прямошовными имеют более высокую жесткость самого воздуховода и соединения (ниппельного/муфтового), что позволяет для диаметра до 500 мм производить крепления через 6 м.

Однако когда речь идет о креплении фланцевых воздуховодов соблюдение СНиП обязательно, так как мы имеем другой вес плети и крепление воздуховода к фланцу является слабым местом. Отбортовка, на которой держится фланец, при превышении нагрузки разгибается, что приводит к падению плети. По той же причине запрещено крепление воздуховодов к фланцам. Круглые воздуховоды должны плотно обжиматься хомутами (из стальной полосы, перфоленты), а прямоугольные – передавать свой вес на траверсу, выполненную из угловой стали, перфорированную траверсу и П-образный профиль из оцинкованной стали.

Читайте также:  Грустный звук для монтажа мем

Основная цель разметки креплений – обеспечение равномерного распределения нагрузок с учетом трассировки. На поворотах и ответвлениях появятся дополнительные крепления для фиксации этих мест.

Наиболее серьезный вопрос по креплению воздуховодов, который не имеет отражения в СНиП 3.05.01-85, это выбор типа и размера шпилек, траверс, дюбелей. Необходимо учитывать, что при креплении к плите перекрытия основная нагрузка – это вырывание и разрыв, а при креплении к стене вертикального воздуховода – изгиб и срез.

До 1985 года основным креплением к перекрытию было сквозное отверстие с закреплением шпильки сверху перекрытия, что сдерживало темпы монтажа и производство строительных работ. Широкое применение в строительстве монолитных перекрытий и большое разнообразие выпускаемых сейчас дюбелей позволяет отказаться от сквозных отверстий. До выхода нормативных документов по выбору типа и размера крепления ответственность за выбор ложится на монтажную организацию. При выборе необходимо учитывать нагрузку (вес воздуховода, изоляции, сетевого оборудования и т. д.) на каждое крепление, сверять полученные нагрузки с сертификационными данными элементов крепления и в случае необходимости производить статические испытания.

Для крепления на изолированных вертикальных воздуховодах СНиП 3.05.01-85 предусматривает расстояние до 4 м с креплением в межэтажном перекрытии. При большей высоте этажа требуется дополнительное крепление, месторасположение которого должно быть указано в рабочем проекте.

В современном монолитном строительстве очень часто применяется высота типового этажа до 4,5 м. Соответственно, если в рабочем проекте не указаны дополнительные крепления, то допускается крепление только в межэтажном перекрытии. Особенностью межэтажного крепления является необходимость плотного обхвата воздуховода (круглого – хомутом, прямоугольного – траверсами) и опора крепления на перекрытие с заделкой его материалами, огнестойкость которых не ниже уровня огнестойкости самого перекрытия.

Оконечные устройства

К оконечным устройствам следует относить все воздухораздающие и воздухоприемные элементы: решетки, воздухораспределители, анемостаты, диффузоры и т. д.

Следует отметить важность монтажа оконечных устройств, так как в современных зданиях все разводки воздуховодов обычно скрыты потолками и другими элементами декора, а оконечные устройства становятся элементами интерьера. По ним потребитель (заказчик) часто судит о качестве монтажа.

Монтажные организации при монтаже оконечных устройств вынуждены считаться со стилем отделки, конструкцией потолков, декора и т. д., соблюдая при этом условия воздухораспределения в помещении.

Соединение сетевого воздуховода с переходом или адаптером оконечного устройства допускается с применением гибкого воздуховода при условии возможности обслуживания (осмотра и ремонта) этого участка. При потолках типа Armstrong со съемными элементами проблем не возникает. При потолках из гипсокартона следует применять жесткое соединение (без гибких воздуховодов) или предусматривать лючки для обслуживания.

Испытание и сдача в эксплуатацию систем вентиляции и кондиционирования воздуха

СНиП 3.05.01-85 предусматривает четыре этапа сдачи в эксплуатацию систем вентиляции и кондиционирования воздуха:

  1. Освидетельствование скрытых работ.
  2. Индивидуальные испытания.
  3. Пусконаладочные работы.
  4. Сдача в эксплуатацию.

Современные системы вентиляции и кондиционирования входят в системы жизнеобеспечения и пожарной безопасности зданий и сооружений. Из этого условия появился пятый этап сдачи – участие в комплексном опробовании систем пожарной безопасности.

Освидетельствование скрытых работ

Освидетельствование является очень важным и ответственным этапом в выполнении работ. Акт установленной формы имеет четыре подписи: представителей авторского надзора, технического надзора заказчика, генподрядчика и монтажной организации.

Неверно считать, что акт составляется на весь объем работ, возможно его составление на отдельные захватки, этажи, шахты. Это относится не только к воздуховодам, но и ко всем видам трасс (дренажным, кондиционерным) и элементам сетевого оборудования. В обязательном порядке актируются все участки трасс, подлежащие заделке в потолках, шахтах и прочих конструкциях.

Значимость этого акта повышается, так как проходит комиссионная приемка выполненного этапа работ, что наряду с актами Ф2 и Ф3 выполненных работ может служить подтверждением для оплаты в случае спорных объемов работ.

Индивидуальные испытания

В испытании участвуют три представителя: технического надзора, генподрядчика и монтажной организации. Основная цель – проверить работоспособность электродвигателей и отсутствие механических дефектов вращающихся частей и деталей. Это особенно важно, когда габаритное оборудование подается в труднодоступные места монтажа (на кровлю здания, в венткамеры и технические этажи, не имеющие монтажных проемов прямого доступа). В этих случаях предварительные индивидуальные испытания (до подачи к месту монтажа) позволят избежать дополнительных затрат, если оборудование неисправно. При индивидуальных испытаниях следует всегда помнить, что запуск вентагрегатов, неподключенных к сети воздуховодов, нельзя производить не создав искусственного сопротивления, иначе это может привести к перегрузке двигателя и выходу его из строя. Простейший способ – заглушить более половины живого сечения воздухозаборного отверстия.

Давние споры вызывает длительность проведения индивидуального испытания. В СНиП оговорено, что испытания технологического оборудования длятся 72 часа, а оборудования систем вентиляции и кондиционирования – в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, которых нет ни в одном паспорте. Исторически сложилось, что время испытания этих систем – 4 часа. Правильно это или нет?

Современные контрольно-измерительные приборы дают возможность за считанные минуты определить режим работы двигателя. На шильдике электродвигателя есть значение номинального тока. Электроклещи позволяют в цепи подключения электродвигателя (обычно в шкафу у автомата) измерить силу тока по фазам. Если рабочий ток двигателя не превышает более чем на 10 % значение номинального тока, можно утверждать, что двигатель работает без перегрузки.

Следует также следить за разностью значений между фазами. Если показания разнятся более чем на 10 %, это говорит о «перекосе фаз», что часто бывает во время строительства и может быть причиной перезагрузки двигателя.

Пусконаладочные работы

В настоящее время НП СРО «ИСЗС-МОНТАЖ» разрабатывает национальный стандарт по пусконаладочным работам систем вентиляции и кондиционирования воздуха (ПНР). Разрозненные документы ведомственных организаций, выпущенные в основном до 1993 года, не покрывают весь спектр вопросов, они во многом устарели, не отражают современных методов измерения и регулирования.

Остановимся на основных задачах пусконаладочных работ. Мы делим ПНР на два вида. Более простой и чаще встречающийся вид – ПНР по воздуху. Их цель: проверка и сопоставление проектных и фактических параметров работы оборудования, регулирование расходов воздуха по сети и оконечным устройствам с невязкой до 10 %. Итогом является составление паспортов систем с указанием контрольных точек и фактических значений параметров работы вентустановок и расходов воздуха. Более сложными являются ПНР на санитарно-гигиенический эффект. Их цель: добиться требуемых параметров воздуха (температура, влажность, запыленность, подвижность, газовый состав и т. д.) в помещении. Итогом являются паспорта вентсистем и технический отчет о ПНР.

Сдача в эксплуатацию

Ко всем вышеупомянутым документам монтажная организация готовит комплект «исполнительных чертежей», где делается отметка о выполнении работ в соответствии с проектом и куда вносятся необходимые изменения (если таковые имеются). Собираются все паспорта на оборудование, сертификаты на материалы, и системы предъявляются к сдаче в эксплуатацию. Самая часто встречающаяся проблема последнего десятилетия – отсутствие или очень низкий уровень технической подготовки служб эксплуатации, что недопустимо в современных условиях. Это приводит к снижению сроков службы систем вентиляции и кондиционирования воздуха, ухудшению внутренних параметров микроклимата, перерасходу тепловой и электроэнергии.

Комплексное опробование

Данный этап сдачи объекта в эксплуатацию проводит генеральный подрядчик с участием всех организаций, чьи системы входят в комплекс пожарной безопасности. По системам вентиляции и кондиционирования при срабатывании сигнализации о пожаре проверяются следующие моменты: отключение систем общеобменной вентиляции, закрытие огнезадерживающих клапанов (если с электроприводом), открытие клапанов дымоудаления, включение вентиляторов дымоудаления и подпора воздуха (расходы и подпор проверяются при ПНР). Кроме этого, при комплексном опробовании проверяется работа всех остальных инженерных систем объекта.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Источник

Порядок проведения монтажа систем кондиционирования

На фото: бытовая, полупромышленная и промышленная сплит-системы

Поскольку все подобные модели имеют схожую комплектацию, то и их монтаж отличается незначительно и имеет определенную последовательность. Он производится согласно схеме. Подробно остановимся на порядке монтажа бытовых и полупромышленных систем, но будем считать, что все расчеты и проектировочные работы осуществлены корректно, с учетом технического задания или исходя из особенностей расположения и работы кондиционера.

Проверка соответствия проектных характеристик с условиями на объекте

  • место установки внешнего и внутренних блоков;
  • высоту установки кондиционера и его отдельных частей;
  • материал стены и способ крепления – они должны соответствовать проекту, если крепление внешних блоков происходит на стену;
  • соответствие расположения внешнего блока по сторонам света;
  • вес наружного и внешних блоков.

Работы по установке внешнего блока

На фото: размещение внешнего блока

Непосредственно перед установкой необходимо проверить материал стен и возможность крепления к ним кронштейнов. Стоит также удостовериться в нагрузке, которую может выдержать крепление на данной стене, и соответствует ли этому параметру вес внешнего блока. Блок тщательно выверяется по уровню и устанавливается строго горизонтально и строго вертикально. При любом отклонении воздухораспределение вокруг теплообменника будет нарушено и при максимально высоких летних температурах он не сможет обеспечить требуемую производительность. Помимо этого неровное размещение блока на стене отразится на правильности стекания конденсата с трубок теплообменника, и влага или будет застаиваться, или стекать не в том месте, где требуется. Более значительно подобные отклонения повлияют на протекание холодильного агента внутри трубок теплообменника, скажется на работе всей сплит-системы. Подобные нарушения приведут в дальнейшем к выходу кондиционера из строя.

Работы по установке внутреннего блока

Место установки внутреннего блока должно быть заранее выбрано и обозначено. Установка внутреннего блока производится в соответствии с некоторыми правилами, которые следует соблюдать:

  • нельзя допускать близкое расположение предметов, препятствующих выходу холодного воздуха из блока и поступлению рециркуляционного воздуха к блоку;
  • заранее необходимо определиться со способом удаления конденсата, способом прокладки электрического питающего кабеля и способом прокладки соединительных трубопроводов вежду наружным и внутренним блоком;
  • не следует располагать внутренний блок над приборами, постоянно выделяющими тепло.

После того, как определены место и способ крепления внутреннего блока, следует наметить точки сверления отверстий в стене, через которые будут прокладываться фреоновые трубопроводы и питающие электрические провода. Также через такое отверстие выводится трубопровод для слива конденсата, и для него должен быть выдержан уклон в 1 см на 1 м его длины. В случае если дренаж выводится в канализацию, необходимость вывода конденсатора на улицу отсутствует.

Перед размещением внутреннего блока на стене следует в стенное отверстие проложить теплоизолированные фреоновые трубопроводы, электрический кабель и дренажный трубопровод (если он есть).

Работы по подключению внешнего и внутреннего блоков

Концы фреоновых труб, которые выходят на улицу, следует отрезать, снять заусенцы с их внутренней стороны, прикрутить гайки для соединения с внешним блоком, развальцевать и присоединить их к газовым и жидкостным вентилям на внешнем блоке. Сами вентили должны быть закрыты, открывать их не следует, поскольку блок поставляется заправленным холодильным агентом. Далее трубопроводы загибаются и укладываются вдоль стены так, чтобы расстояние между внешним и внутренним блоками было как можно меньше. Это расстояние регламентируется, его максимальное значение приводится в технической документации к кондиционеру. Превышение этого расстояния грозит неправильной работой кондиционера и последующим его выходом из строя. Проложенные трубопроводы отрезают с учетом возможности их соединения с внутренним блоком. Как и при соединении с внешним блоком, трубопроводы отрезают, снимают заусенцы с внутренней части, прикручивают гайки, развальцовывают и привинчивают к жидкостному и газовому штуцеру внутреннего блока.

На фото: подключение внутреннего и внешнего блока

Далее подключают проложенный электрический кабель к внешнему и внутреннему блокам, после чего заводят на отдельный автомат в электрическом щитке. Именно отдельное электрическое подключение кондиционера к автомату считается правильным. Подключение кондиционера через розетку и общую проводку не рекомендуется, поскольку общая проводка может не выдержать нагрузку, если кондиционер будет работать одновременно с другими электрическими приборами.

Затем следуют работы по проверке герметичности системы вакуумирования и, если все в порядке, открывают вентили на внешнем блоке. Холодильный агент заполняет весь холодильный контур кондиционера. Если необходимо, делают дозаправку.

Источник