Основные приемы монтажа сценарного материала
Библиографическая ссылка на статью:
Федорова Н.И. Понятие о монтаже, как о способе создания театрализованного представления или праздника // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/07/84068 (дата обращения: 28.01.2022).
Взаимодействие различных видов искусств в наше время приобретает многозначный характер, и динамика нарушений их границ все нарастает. Сегодня классификация видов и жанров становится делом чрезвычайно сложным, ибо виды и жанры настолько связаны друг с другом, причудливо переплетены, что обозначение их границ зачастую довольно условно. Вместе с тем, есть многое, что роднит виды искусств, давая им общность ощущения времени, эпохи и задач, поставленных временем.
В 20-е годы в молодом советском искусстве возникло новое понятие – «монтаж».
Само слово «монтаж» тоже было новым определением, пришедшим в искусство из современной техники.
Первым провозвестником современной монтажной структуры в театре стала «Мистерия-буфф», определившая новый путь создания современного театрального действа – монтажный. В данном случае идёт разговор о художественной целостности, рождаемой множеством разнородных элементов, крепко соединенных монтажной структурой.
Сведение этих элементов воедино в театральном искусстве волновало умы тысячелетия назад. Ещё Аристотель обратил внимание на синтетический вид искусства, где сливаются различные компоненты. Через века Аристотелю словно вторит Роден, неустанно ищущий синтез всех искусств. Он утверждает, что «живопись, скульптура, литература, музыка гораздо ближе друг к другу, чем обычно думают. Они выражают все чувства человеческой души перед природой».
Можно утверждать, что ростки монтажного соединения разнородных компонентов берут начало в народных площадных увеселениях – и в спектаклях шекспировского театра, и в карнавальном блеске Commedia dell’ arte, и в массовых мистериальных действах, в скоморошьих представлениях, в спектаклях массового агиттеатра и т.д. здесь налицо народные истоки будущего «монтажа» аттракционов.
Естественно, каждая эпоха по-своему осваивала проблемы монтажного соединения в различных видах искусства. В 20-е годы 20 века путь монтажной методики нащупывался на разных этапах во взаимосвязи законов расчленения, соединения, сцепки, совмещения. Так осмысливался новый метод, получивший глубинную значимость. Благодаря логически оправданному сопоставлению разноязычного и разноречивого.
Искусство, построенное по методу монтажа, верно и точно отображало жизнь. Противоположные явления, резко и неожиданно сопоставленные, давали новый смысл.
С. Эйзенштейн на примере отрывков из «Руслана и Людмилы» и «Полтавы» доказывал, что еще Пушкин писал монтажно (вспомним название одной из глав эйзенштейновского исследования «Монтаж» – «Пушкин-монтажер»).
Существование монтажного метода он находил и в поэзии У. Уитмена (на примере «Песни о топоре»), у Ги де Мопассана, у А. Н. Островского и даже в литературных опусах Леонардо да Винчи.
Использование приема монтажа мы находим в произведениях Н.В.Гоголя. вспомним «Мертвые души», эпизод отъезда Чичикова из города N. А также у Л.Н.Толстого, Маяковского и т.д.
Действенность монтажного метода присутствует и в других видах искусств, например, архитектура, живопись, изобразительное искусство и т.д.
Итак, монтаж – это волевое выделение смысла, заложенного в произведении. Поэтому метод монтажа находится в прямой связи с гражданской позицией автора, его идейно-художественными устремлениями.
Монтаж драматургичен в своей основе и конфликтен.
Искусство монтажа в том, что его первый этап – расчленение на самостоятельные элементы – подводит нас к части второй – соединению этих частей, рождающему качественно новое целое. В этом – диалектичность монтажа.
Монтаж – искусство расчленения, слом непрерывного действия, поиск нового драматургического принципа прерванного, рожденного монтажной структурой действия.
В монтажной конструкции произведение дробится как бы на множество кристаллов, где каждый, являясь составной частью целого, подчинен единой воле художника, единой мысли, идущей сквозным действием через все самостоятельно существующие, законченные эпизоды-номера, объединенные ритмически-смысловым, стремительным движением к конечной цели – сверхзадаче данного произведения.
Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественно целое, коим является сценарий театрализованного представления. (С.К.Борисов)
Монтаж – сборка, соединение. Подбор и соединение отдельных художественных частей чего-либо (на основе их сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства. В наиболее чистом виде монтаж существует в кинематографе. Метод монтажа стал одним из главных в практике театрализованных праздничных форм работы. Сама природа праздника (отсутствие явного деления на сцену и на зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс и т.д.) требует соединения очень далеких друг от друга в эстетическом плане явлений. (Шилов)
Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия. Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя произведения искусства как «заготовки». Но взаимоотношение выразительных средств не сводиться в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария. В сценарии театрализованного представления «формы жизни» и «формы искусства» должны быть выстроены в ряд, в котором между ними бы возникали определенные взаимоотношения. Создать идейно-драматургическую основу целого из разных по содержанию материалов возможно тогда, когда добьешься их смыслового единства.
А чтобы выстроить единый пластический образ – спектакль – значит создать конструкцию, где каждый самостоятельно существующий действенный элемент находится в полном соответствии и взаимодействии с другими элементами и, следовательно, с динамической конструкцией в целом, определяющей место и функцию каждого элемента в отдельности.
«Монтаж эпизодов», «монтаж номеров», т.е. принцип прерванного действия, придал современному концертному представлению (эстрадному спектаклю, массовому действу) качества, которые способствуют эмоциональному воздействию на зрителя, дают возможность глубокому раскрытию темы.
Режиссер – драматург, пользуясь монтажным методом, применяя «монтаж номеров», «монтаж эпизодов», « монтаж аттракционов» т.е. три формы «сборки» спектакля массового действа или эстрадного спектакля, конструирует из разноязычного и разножанрового материала логически стройное музыкально-сценическое произведение.
Режиссеру-драматургу необходимо создать из огромного материала – политического, общественного, событийного, художественного – стройную композицию, с выявлением внутренней архитектоникой, точно и логично построенную. Режиссер соединяет разрозненные куски при помощи смыслового «хода», не только сопоставляющего эти куски, но и связывающего их в единое целое.
Поэтому монтажная структура спектакля – это не просто эмоциональное соединение игровых кусков; в основе этой структуры лежит идейно-смысловое начало, определяющее ход и направление «сборки».
В массовом действе и эстрадном представлении необходимо не искать плавности, а наоборот, идти на резкое обострение действия. Режиссер-драматург должен не сглаживать видовое и жанровое противоборство, не затушать различие компонентов, сведенных воедино в монтажной структуре а, напротив, обнажить их, заострять, сталкивать в контрастном сопоставлении.
Существуют основные виды монтажа:
1. Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого.
2. Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие.
3. Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся смысловые ряды («неразделимо», но «неслиянно»).
4. Ассоциативный. Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты.
5. Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.
Функции монтажа:
1.Анализ, синтез и конфликт фактов жизни и фактов искусства
2.Средство воплощения сюжета
3.Средство выражающее авторскую позицию
4.Драматургический метод организации материала
5.Средство художественной выразительности.
6.Формы организации зрительского восприятия
7.Различная организация эпизодов
8.Способ изменения жанра.
Приёмы монтажа.
Приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы сценария, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы.
Контрастность – сближение противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и номера, и части эпизодов. Монтаж по контрасту – один из самых сильных и наиболее распространенных приемов подлинно конфликтного отражения противоречивой действительности в тп. Чаще всего конфликт выступает в сценарии как внутренняя контрастность тем, как определенное построение и сочетание эпизодов и номеров, создающих в целый органический сплав. Именно органический сплав форм и художественно-выразительных средств отражает важные, существенные моменты развивающейся, меняющейся действительности.
Параллелизм – параллельно развиваются два сюжета, две линии, две судьбы, как будто внешне не связанные, но имеющие внутренний контакт.
Одновременность – действие одновременно происходит на нескольких площадках.
Лейтмотив (напоминание) – подчёркивание основной мысли (музыкой, голосом, светом, мизансценой). Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают участие все средства художественной выразительности.
Последовательность – один из основных монтажных приемов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованного представления. Этот монтажный прием предполагает формирование материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, природно-обусловлено, логически-поступательно.
Мы назвали и охарактеризовали лишь несколько из наиболее распространенных приемов художественного монтажа. Практически их гораздо больше, а точнее сказать, количеству их нет предела, как нет, и не может быть предела творческим поискам и открытиям.
Библиографический список
- Горюнова, И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений [Электронный ресурс]: лекции и сценарии / И.Э.Горюнова.- СПб.: Композитор, 2009.- 208 с.: 24 л. ил.- (ЭБС «Лань»).
- Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, т.3. 1989.
- Чечётин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений [Электронный ресурс]: учебник / А.И.Чечётин.- 2-е изд., стер.- СПб.: Лань, 2013.- 288 с.- (Учебники для вузов. Специальная литература).- (ЭБС «Лань).
- Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М. : Просвещение, 1992.
- Эйзенштейн Сергей. Режиссура. Избр. произв. В 6 т. М.: Искусство. 1966. Т.4.
Количество просмотров публикации: Please wait
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация
© 2022. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».
Источник
Вопрос: Монтаж как творческий метод сценариста»
Монтаж- сборка, соединение. Подбор и соединение отдельных художественных частей чего-либо (на основе их сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства. В наиболее чистом виде монтаж существует в кинематографе. Метод монтажа стал одним из главных в практике театрализованных праздничных форм работы. Сама природа праздника (отсутствие явного деления на сцену и на зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс и т.д.) требует соединения очень далеких друг от друга в эстетическом плане явлений. (Шилов)
С.М. Эйзенштейн: «монтаж не сугубо кинематографическое обстоятельство, а явление, встречающееся неизбежно во всех случаях, когда мы имеем дело с сопоставлением двух фактов, явлений, предметов». Применительно к средствам выражения монтаж известен литературе, театру, музыке, живописи. Монтажный принцип в этом смысле является непременным свойством художественного сознания вообще. На нем основаны выразительные возможности всех искусств.
Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия. Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя произведения искусства как «заготовки». Но взаимоотношение выразительных средств не сводиться в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария. В сценарии ТП «формы жизни» (документальный материал) и «формы искусства» (литературный материал) должны быть выстроены в ряд, в котором между ними бы возникали определенные взаимоотношения. Создать идейно-драматургическую основу целого из разных по содержанию материалов возможно тогда, когда добьешься их смыслового единства, обусловленного целью художественно-педагогического воздействия. такое единство достигается лишь в результате столкновения разных по смыслу «фактов жизни» и «фактов искусства». Например: человек+чемодан=пассажир, т.е. человек, отправившийся в дорогу. Прочитывая «неизображенное содержание» (пассажир) зритель приходит к этому выводу в результате самостоятельной деятельности
Существуют основные виды монтажа:
1. Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого. Чаще всего используется логика хронологической последовательности, но могут быть иные внутренние логические «связки»
2. Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие.
3. Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся смысловые ряды («неразделимо», но «неслиянно»). Действие развивается параллельно в нескольких плоскостях. Часто используются полиэкраны- одно действие идет на сцене, другие разворачиваются на нескольких экранах одновременно
4. Ассоциативный. Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты. такой монтаж активизирует зрителя, заставляет его думать, сопоставлять, делает его соучастником творческого процесса, а не только зрителем. Он иногда труден для неподготовленного зрителя, но интересен. Яхонтов называл его «монтаж взрыва», т.к. при столкновении событий рождается новое качество ,новый художественный образ ( А.Д. Силин «Театр выходит на площадь»)
5. Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.
1.Анализ синтез и конфликт фактов жизни и фактов искусства
2.Средство воплощения сюжета
3.Средство выражающее авторскую позицию
4.Драматургический метод организации материала
5.Средство художественной выразительности.
6.Формы организации зрительского восприятия
7.Различная организация эпизодов
8.Способ изменения жанра.
Приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы сценария, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы.
К наиболее распространенным приемам художественного монтажа относиться КОНТРАСТНОСТЬ – она основана на сближении противоположных, контрастных по смыслу элементов художественного произведения. В сценарии ТП можно сопоставлять отдельные номера, эпизоды, заставляя зрителя сравнивать 2 факта, 2 явления, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – еще один свойственный именно сценарной драматургии прием монтажа, где 2 тематически не связанных действия соединены вместе и идут параллельно.
ОДНОВРЕМЕННОСТЬ – монтажный прием, основанный на принципе действования на нескольких сценических площадках параллельно или одновременно.
ЛЕЙТМОТИВ – (напоминание) – одна из особенностей драматургии ТП. Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают участие все средства художественной выразительности.
На заключительном этапе создания сценария сценарист, приступая к монтажу, должен учитывать все предыдущие позиции, включающие сверхзадачу, замысел, сюжет, сценарный ход.
В сценарии ТП мы можем отбрасывать все промежуточное, все незначительное и оставлять лишь яркие, ударные пункты. На этой возможности и строится сущность впечатляющей силы монтажа как основного приема при создании сценария ТП.
О.И. Марков «Сценарно- режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба»
Монтаж так же: подбор и соединение отдельных частей чего-либо ( на основе их сравнения, сопоставления) с помощью различных приемов для создания единства, законченного произведения . Например, литературный монтаж, литературно-музыкальная композиция- драматургическое произведение эстрадного искусства (эстрадное представление), создаваемое на основе сочетания и синтеза поэтического слова, музыки,танца, пластики. В основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Может быть использован местный документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.в литературно-музыкальной композиции композиционное построение смыкается творческим монтажом. В.Яхонтов подчеркивал, что искусство композиции подразумевает метод мышления, что композиция- это тяготение элементов друг к другу по содержанию, а не по фактуре и форме. Композиции могут быть двух типов: монокомпозиции,создаваемые по произведениям одного автора (писателя,композитора) и тематические композиции, в которых единая тема рассматривается путем использования в низ музыкальных и литературных произведений нескольких авторов.
Монтаж в драматургии:
Метод конфликтной организации материала
Монтаж как метод «собирания образа»
В театрализованном представлении, массовом действе- сборка выразительных средств и документального материала в номер или игровой эпизод ( внутриномерной монтаж)подборка и сборка номеров и тематических игровых эпизодов в смысловое целое.
1. Всякий агрессивный момент зрелища, подвергающий аудиторию чувственному или психологическому воздействию, эмоциональному потрясению с целью более активного восприятия идейной стороны демонстрируемого- конечного идеологического вывода. Аттракцион (Эзенштейн), ничего общего не имеет с трюком. Он позволяет вместо иллюстративного отображения события, жизненного и сюжетного правдоподобия давать свободный монтаж произвольно выбранных композиций
Один из основных способов построения праздничного действия, театрализованного представления, увлекающий зрителя яркостью, неожиданностью, необычностью решения. Он выражается как в построении отдельных номеров, так и в их монтажном сцеплении в целое представление. Сцепка – сценическое действие, связывающее сценические номера и эпизоды театрализованного представления
Монтаж номеров – создание единой органичной композиции по принципу внутреннего контраста тем с определенным построением и сочетанием эпизодов и номеров, создающих в целом сплав форм и художественных выразительных средств. Монтаж номеров – сплав разножанровых номеров, документального материала, специально написанных текстов и т.д. в результате которого рождается новое качество, создается произведение совершенно нового синтетического комплексного жанра. Используются как правило, имеющиеся в наличии в данном конкретном месте номера (актеров профессионалов и самодеятельных, детей, спортсменов, артистов цирка). Номера подвергаются переделке, доработке, переработке. Их сокращают, подгоняют под темпо-ритм, используют фрагменты, усиливаются те или иные акценты, менять аранжировку или одежду исполнителей, световое решение, укрупнять масштабность номера путем ввода в него дополнительных коллективов или исполнителей. Может быть объединение нескольких номеров в один сводный. Принцип «сбивания» номеров состоит в том, что несколько номеров разных исполнителей с одной темой (или основанных на одной мелодии) при некотором сокращении кусков сбиваются в единую сценку (сюиту-номер). Этот принцип придает представлению яркую образную выразительность за счет обогащения номера элементами театрализации- сценическим действием с определенной сценической атмосферой. При этом должно сохраниться содержание номера, его замысел, «ход», «прием».
Источник