- Блог судового электромонтажника
- Монтаж электрических проводок и узлов автоматики на судне. В помощь судовому электромонтажнику. Монтаж проводок систем автоматизации на суше и в море.
- Монтаж пускорегулировочной аппаратуры
- БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
- 04.03.2015
- Обслуживание пускорегулирующей аппаратуры и уход за ней
- Монтаж и ремонт пускорегулирующей аппаратуры
- 1. Пояснительная записка
- 2. Методическое обоснование темы
- 3. Методические рекомендации по проведению уроков
- 4. План уроков учебной практики
Блог судового электромонтажника
Монтаж электрических проводок и узлов автоматики на судне. В помощь судовому электромонтажнику. Монтаж проводок систем автоматизации на суше и в море.
Монтаж пускорегулировочной аппаратуры
Обычно монтаж пускорегулировочной аппаратуры производится одновременно с монтажом тех электродвигателей, для управления которыми служит эта аппаратура. Однако в некоторых случаях, например при ремонте, приходится монтировать аппаратуру к установленному ранее электродвигателю.
В соответствии с назначением и исполнением аппаратуры, а также в зависимости от местоположения электродвигателей определяют место установки аппаратуры. Так, например, при монтаже электропривода шпиля снаружи на палубе устанавливается оборудование в водозащищенном исполнении — электродвигатель, командоконтроллер, тормозной электромагнит, а под палубой, в закрытом помещении, — контакторная станция для управления электродвигателем, комплексы пускорегулировочных сопротивлений и другие аппараты в открытом или защищенном исполнении.
При разметке мест установки аппаратуры учитывают ее назначение, удобство обслуживания и ухода, возможность удобного подвода кабелей, количество простейших поддерживающих конструкций, необходимых при монтаже. Разметку мест установки аппаратуры поручают квалифицированному электромонтеру.
До установки аппаратуру необходимо тщательно осмотреть как снаружи, так и изнутри и очистить от пыли, грязи и масла. При осмотре проверяют состояние всех внутренних соединений, зажимных винтов, подвижных и неподвижных контактов. Если соединения ослабли, подтягивают гайки. Особое внимание должно быть обращено на состояние подвижных и неподвижных контактов реостатов, контроллеров, контакторов и реле. С контактных поверхностей следует удалить всякие следы пыли, грязи и масла; в случае необходимости эти поверхности зачищают бархатным напильником. Проверяют и регулируют нажатие пружинных контактов.
После осмотра аппаратуры и устранения обнаруженных дефектов приступают к установке ее на выбранных при разметке местах.
Металлические конструкции (кронштейны и др.) для установки и крепления аппаратуры изготовляются либо в мастерских согласно указаниям электромонтера, либо самим электромонтером.
При установке аппаратуры необходимо учитывать, что согласно инструкциям заводов-изготовителей многие аппараты работают правильно только в строго определенном положении (горизонтальном или вертикальном).
После установки аппаратуры к ней подводят и надлежащим образом разделывают кабели, соединяющие ее с электродвигателями или служащие для соединения одного аппарата с другим. Подключают кабели в точном соответствии со схемой.
Закончив монтаж аппаратуры, производят ее внешний осмотр и еще раз проверяют соединения по схеме. Опробование и регулировку аппаратуры (автоматы, реле, контакторы и др.) производят одновременно с опробованием электродвигателя, для которого эта аппаратура смонтирована.
Источник
БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
Блог судового электромеханика. Электроника, электромеханика и автоматика на судне. Обучение и практика. В помощь студентам и специалистам
04.03.2015
Обслуживание пускорегулирующей аппаратуры и уход за ней
Пусковые реостаты обычно рассчитываются на два-три пуска подряд с паузой после каждого пуска, вдвое превышающей время самого пуска. Частота пусков не должна превосходить двадцати пусков в час.
Допускаемая температура кожухов реостатов составляет 60° С (при возможности случайных прикосновений). Необходимо во время работы не реже одного раза за вахту проверять степень нагрева регулировочных и пускорегулировочных реостатов, а также следить за тем, чтобы на реостатах любых назначений не находилось каких- либо посторонних предметов, могущих затруднить охлаждение реостатов.
Периодические осмотры и чистки реостатов приурочиваются к осмотру и чистке обслуживаемых ими машин.
Осмотр и чистка реостатов должны производиться только при снятом с них напряжении.
Пыль из реостатов удаляется путем продувки сухим сжатым воздухом, грязь — с помощью чистой ветоши, смоченной электроклинером или жидкостями типа CRC 2-26 (или CRC 3-36), изоляционные поверхности протираются сухой ветошью.
При последующем осмотре реостата обращают внимание на надежность контактных соединений и состояние контактных поверхностей. При наличии на них окислов или оплавлений контакты зачищают бархатным напильником (но ни в коем случае наждачным или стеклянным полотном), сохраняя их первоначальную форму. После зачистки поверхность контактов не должна иметь выбоин, а линия касания должна составлять не менее 75% ширины контактов. Применять какую-либо смазку для них категорически запрещается.
После осмотра проверяется свободный ход щетки реостата по контактам (выступающие контакты подпиливаются под уровень остальных), плотность нажатия щетки на контакты, а также состояние контакторов и реле, входящих в схему реостата.
После окончания работ замеряется сопротивление изоляции реостата в целом и он опробовается в действии под током.
Уход за контроллерами и командоконтроллерами аналогичен уходу за реостатами с дополнениями, изложенными ниже.
Сегменты барабанных контроллеров должны быть постоянно покрыты легким слоем вазелина, смешанного с графитным порошком. Сухари смазывать не следует, так как это ускоряет их износ.
При смене контактов или их пружин необходимо проверить нажатие контактов, их провал и раствор, которые должны удовлетворять требованиям заводских инструкций и формуляров.
На рис. 1 изображены контактные элементы цепей главного тока, а на рис. 2 — цепей управления наиболее распространенных контроллеров кулачкового типа. На этих рисунках буквой А обозначен провал контактов, а буквой Б — их раствор.
Ориентировочно провал контактов составляет от двух до четырех мм, а раствор для главных контактов 7—12 мм и для вспомогательных — 13—23 мм.
Нажатие контактов изменяется в довольно широких пределах (от 0,15 до 3,2 кг) в зависимости от типа контроллера. Величина нажатия проверяется при помощи динамометра и полоски обыкновенной писчей бумаги.
Для измерения начального нажатия полоску бумаги закладывают между рычагом и суппортом подвижного контакта, а для измерения конечного нажатия — между подвижным и неподвижным контактами. Динамометром, закрепленным петлей из суровой нитки, подвижной контакт оттягивается в направлении, указанном стрелкой Р. Величиной нажатия будет показание динамометра в момент, когда заложенная полоска бумаги легко вытащится.
При осмотрах контроллеров проверяется легкость хода и отсутствие заедания подвижных деталей — рычагов, роликов, вала, а также четкость работы фиксатора положений маховика или рукоятки. Трущиеся поверхности осей кулачковых элементов смазываются смазкой УТВ (1-13) ГОСТ 1631—52.
Высохшие или потрескавшиеся резиновые прокладки заменяются новыми. У водозащищенных контроллеров тщательно проверяется состояние всех уплотнений.
Детали контроллеров, изготовленные из изолирующих материалов, проверяются на отсутствие поломок и других повреждений.
Проводники внутреннего монтажа должны быть прочно закреплены и не касаться корпуса и подвижных частей контроллера, а все катушки проверены на целость и состояние изоляции.
Сопротивление изоляции контроллера в сборке должно составлять не менее одного мегома.
Повседневное обслуживание магнитных станций и магнитных пускателей сводится к поддержанию их в чистоте, проверке нагрева (температура на поверхности шкафа — не выше 60° С), проверке использования станции в соответствии с ее номинальным режимом, проверке исправности плавких вставок и систематическому наблюдению за правильностью работы аппаратуры станции.
Уход за магнитными станциями осуществляется при их периодических профилактических осмотрах и заключается в основном в уходе за установленными на станции контакторами и реле.
Главным условием надежной работы контакторов и реле является их абсолютная чистота. Поэтому с них систематически должны удалятся всякие следы пыли и грязи. Поверхности соприкосновения якорьков с сердечниками магнитов должны быть всегда покрыты легким слоем масла для предохранения от ржавчины. Наличие ржавчины или грязи на соприкасающихся поверхностях якоря и сердечника вызывает их неплотное прилегание при втягивании якоря. Это обстоятельство в свою очередь приводит к увеличению тока, потребляемого катушкой контактора, что может вызвать ее перегрев, сокращающий срок службы или даже аварийное сгорание изоляции.
Существенное значение для контакторов имеет также плотность соприкосновения их контактов. Эта плотность определяется как чистотой их контактных поверхностей (они не должны иметь следов окисления или оплавления), так и сжатием пружин подвижного контакта и якоря.
Если величина сжатия пружины якоря велика, то последний не сможет полностью притянуться к сердечнику, что вызовет описанные выше явления. Если сжатие пружины контакта мало, то контакты будут прилегать неплотно, это вызовет их перегрев, окисление поверхностей и дальнейшее ухудшение условий их работы.
Величины начальных и конечных нажатий контактов (главных и вспомогательных) обычно приводятся в заводских инструкциях по обслуживанию определенных типов аппаратуры.
При профилактическом осмотре магнитных станций следует:
- очистить контакторы и реле от пыли и грязи продувкой их воздухом и протиркой чистой, мягкой ветошью, слегка смоченной электроклинером или жидкостями типа CRC 2-26 (или CRC 3-36);
- убедиться в легкости хода всех подвижных частей контакторов и реле, замыкая аппарат несколько раз от руки, все заедания должны быть устранены, после чего подвижные части смазываются легким машинным маслом. Необходимо, чтобы излишек масла не попадал на катушки и контактные поверхности;
- проверить нажатие контактов, как об этом сказано выше;
- проверить провалы и растворы контактов с помощью щупа, линейки или штангенциркуля и привести их в соответствие с рекомендациями завода-изготовителя;
- проверить состояние рабочих поверхностей контактов; если при осмотре контактов обнаружится нагар, загрязнение или капли металла, контакты необходимо зачистить бархатным напильником или надфилем. Зачистка контактов наждачной или стеклянной бумагой не допускается, вспомогательные серебряные контакты зачищаются без опиловки тела контакта;
- если контакты обгорели настолько, что не поддаются ремонту, их необходимо сменить на запасные. При смене контактов проверяется степень их нажатия, контакты как в момент начального нажатия, так и в конечном положении должны касаться линейно; добиваться соприкосновения контактов по плоскости не следует. Длина линии касания должна составлять не менее 75% полной ширины контактов. При очистке или замене контактов снимать якорь контактора не рекомендуется, так как после установки его на место придется проделать дополнительную работу по регулировке контактора;
- проверить целость дугогасительных камер и состояние их внутренних поверхностей. В случае сильной закопченности их следует зачистить шабером и протереть сухой ветошью, а при необходимости заменить;
- замерить сопротивление изоляции станции, которое должно быть не менее одного мегома.
При осмотре сопротивлений, который производится обязательно при отключенном питании, следует очистить элементы и изоляционные шайбы от пыли и грязи (воздухом и ветошью).
После этого проверяется целость элементов, отсутствие касаний и замыканий между витками или элементами, целость и отсутствие замыканий соединительных проводников между собой или с элементами. Неисправные элементы можно заменять только точно такими же, т. е. того же типа и номера. Необходимо проверить также состояние зажимных винтов как на коробке зажимов, так и на элементах; гайки должны быть подтянуты, окислившиеся поверхности их зачищены личным напильником и вытерты сухой ветошью.
Источник
Монтаж и ремонт пускорегулирующей аппаратуры
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка для проведения уроков учебной практики по профессиональному модулю
ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций
на тему: «Монтаж и ремонт пускорегулирующей аппаратуры»
13.01.10 – Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);
Мурзюков В.В., мастер производственного обучения.
Евпатория, 2018 г.
5 Приложения. Список использованной литературы 16
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям).
Подтемы «Разборка, ремонт и сборка пусковых кнопок и реверсивных магнитных пускателей», «Монтаж схемы запуска АД при помощи реверсивного магнитного пускателя», «Нахождение неисправностей в смонтированных схемах реверсивного магнитного пускателя», «Прозвонка контактов реле: замыкающих, размыкающих, переключающих», «Сборка схемы при помощи переключателей» [1] относятся к теме
«Монтаж и ремонт пускорегулирующей аппаратуры» междисциплинарного курса МДК 01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций профессионального модуля ПМ 01. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.
Это одна из основных тем в учебной практике электромонтёров по ремонту и обслуживанию электрооборудования. В процессе её проработки, обучающиеся должны приобрести знания и навыки, которые будут основой их дальнейшей работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования на предприятии.
Учебная цель темы – научить обучающихся обнаруживать и устранять неисправности магнитного пускателя путём разборки, осмотра, мелкого ремонта с последующей её сборкой.
Попутно с отработкой приёмов ремонта магнитного пускателя следует научить обучающихся разбираться в простейших пусковых схемах, чтобы они знали место, которое занимает в этих схемах ремонтируемый аппарат.
2. Методическое обоснование темы
В процессе учебной практики необходимо при объяснениях и показе работ по техническому обслуживанию и ремонту магнитного пускателя повторять сведения из основ теории спец. курса, относящихся к его устройству и работе. Только сочетание прочных знаний и умений выполнять ту или иную ремонтную операцию обеспечит высококачественное выполнение работ электромонтера-ремонтника.
Мастер должен добиться того, чтобы каждый обучающийся знал порядок и методы разборки, осмотра, ремонта и сборки простого аппарата, а также приобрёл доступные ему навыки выполнения отдельных трудовых операций.
От этого в значительной мере зависит надёжная безаварийная работа электрооборудования.
При выполнении ремонтных работ следует обеспечить, чтобы каждый обучающийся участвовал в маркировке деталей разбираемого аппарата.
На занятии следует уделять особое внимание охране труда, кроме того, в каждой вводной теме вопросам безопасности труда отводится определённое время, что способствует лучшему усвоению правил.
Помимо этого, большое внимание необходимо уделять вопросам электробезопасности, разъяснять, что при ремонте (а особенно при осмотрах и испытаниях) электрооборудования не всегда имеется возможность снять напряжение со всей установки; часто на отдельных элементах реконструируемого, осматриваемого и испытываемого электрооборудования имеется напряжение.
В процессе объяснений и показа мастер должен сообщать учащимся основные технические требования к ремонту объекта и к данной операции, а также нормы времени на них.
Занятия и учебно-производственные работы по данной теме следует проводить в обстановке, близкой к обычным производственным условиям ремонта электрооборудования. Это помогает учащимся освоиться со своим будущим рабочимместом, наблюдать ремонт электрооборудования в ремонтных бригадах и на месте знакомиться с работой производства.
3. Методические рекомендации по проведению уроков
Вводный инструктаж проводится в электромонтажной мастерской. Во вводном инструктаже мастер говорит о характере предстоящих работ, разбирает техническую документацию, предупреждает о возможных ошибках, результатом которых является порча электрооборудования и материалов.
Одновременно мастер должен проинструктировать обучающих по вопросам охраны труда, а также указать, в каких случаях следует обращаться за помощью к нему. Заключительную часть вводного инструктажа мастер проводит непосредственно в мастерских, где даёт краткую характеристику отдельным элементам оборудования и объясняет порядок его обслуживания и ремонта.
После того, как обучающиеся приступят к упражнениям по самостоятельному выполнению заданий, мастер обходит рабочие места, осуществляя текущий инструктаж, который должен носить бригадный или индивидуальный характер.
При составлении плана работы на день мастер должен наметить, когда ему следует быть у рабочего места отдельных бригад, когда можно дать той или иной бригаде новое задание.
В процессе текущего инструктажа необходимо следить за применением защитных приспособлений и соблюдением правил охраны труда, за правильным выполнением работ.
Указания мастера должны сочетаться с указаниями бригадира, это имеет существенное значение; если мастер и бригадир будут давать разноречивые указания, они дезориентируют обучающихся.
Заключительный инструктаж проводится в индивидуальном порядке (по усмотрению мастера) по мере выполнения отдельными обучающимися работ. После прохождения темы проводится заключительная беседа со всей группой при подведении итогов выполнения заданий за определённый период производственной деятельности группы.
На заключительном инструктаже мастер подводит итоги проделанной работы, совместно с обучающимися разбирает наиболее характерные ошибки, отмечает лучшие и отстающие бригады, указывает на имевшиеся отклонения от установленного технологического процесса и технических требований и задаёт им контрольные вопросы.
Следует отметить, что если на проведённом занятии выполнялась только часть трудовых операций по ремонту, то контрольные вопросы можно не проводить, отнеся их на последнее занятие.
Контрольные вопросы должны носить характер повторения положений, изложенных во вводном инструктаже; их назначение — заставить обучающихся более осмысленно производить ту или иную трудовую операцию, увязывая её со всем комплексом ремонтных работ.
Контрольные вопросы должны также помогать обучающим лучше понять и запомнить физические явления, касающиеся данных ремонтных операций (нагрев, изоляция и т.п.).
4. План уроков учебной практики
Дата: в течение учебного года
Профессия: «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» Мастер п/о: Мурзюков В.В.
ПМ 01. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций. Тема 2.6. Монтаж и ремонт пускорегулирующей аппаратуры Темы уроков:
1)Разборка, ремонт и сборка пусковых кнопок и реверсивных магнитных пускателей
2) Монтаж схемы запуска АД при помощи реверсивного магнитного пускателя
3) Нахождение неисправностей в смонтированных схемах реверсивного магнитного пускателя.
Образовательная — дать начальное представление о техническом обслуживании и ремонте магнитных пускателей; научить учащихся обнаруживать и устранять неисправности магнитных пускателей типа ПМА-310 и КМИ-34012 путем разборки, осмотра, мелкого ремонта с последующей его сборкой.
Развивающая – развивать у учащихся память; умение сравнивать, анализировать; способность логически мыслить;
Воспитательная – воспитать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности; чувство гордости за свою профессию; внимательность в соблюдении правил ТБ; привить бережное отношение к инструменту и оборудованию; Методическая – формировать практические умения и навыки; Тип уроков: изучение трудовых приемов и операций.
Вид уроков: Урок – инструктирование; самостоятельная работа учащихся; Материально – техническое оснащение уроков:
1. Магнитный пускатель ПМЛ-1100, ПМЕ-211, персональный компьютер, экран для демонстрации видеоролика и презентации.
2. Инструменты и материалы: набор электромонтажного инструмента, напильник бархатный, стеклянная бумага нулевая, динамометр, масштабная линейка, растворитель, ветошь.
3. Наглядные пособия: видеоролик «Работа реверсивного контактора NC2-115», видеоролик «Разборка магнитного пускателя ПМЛ-1100», «Разборка и ремонт магнитного пускателя ПМЕ-211»
Методические приемы: наглядные (метод демонстрации), практические
(упражнение), словесные (объяснение, рассказ) Используемая литература:
1. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования. – Изд. 14е, М.: «Академия», 2017.
2. Александровская А.Н., Гванцеладзе И.А. Организация Технического обслуживания и ремонта электрического и электромехканического оборудования – М.:
Место проведения: Электромонтажная мастерская ГБПОУ РК «Евпаторийский индустриальный техникум»
Время на изучение темы: 30 часов (5 занятий).
Организация и ход урока:
I. Организационная часть:
1.1. Проверка явки учащихся на занятие.
1.2. Проверкавнешнеговида и готовности к уроку.
II. Вводный инструктаж:
2.1. Сообщение темы и цели урока.
2.2. Мотивация к изучению темы.
2.3. Актуализация опорных знаний:
1). Какие пусковые и регулирующие аппараты напряжением до 1000 В вы знаете? Рубильники, пакетные выключатели и переключатели, кнопки и ключи управления, воздушные выключатели, плавкие предохранители, контроллеры, контакторы, магнитные пускатели, тепловое реле.
2). Назовите область применения рубильников и переключателей.Рубильники и переключатели, это ручные неавтоматические аппараты управления. Рубильники и переключатели с центральной рукояткой служат только для отключения предварительно обесточенных цепей; с боковой рукояткой, боковым и центральным рычажным приводами могут коммутировать электрические цепи под нагрузкой.
3). Где применяют пакетные выключатели и переключатели, кнопки и ключи управления? Пакетные выключатели и переключатели применяют как коммутационные аппараты в цепях переменного тока напряжением до 440 вольт и в цепях постоянного тока до 220 вольт; кнопки управления – для дистанционного управления электромагнитными аппаратами; ключи управления – для замыкания и размыкания цепей управления и сигнализации при дистанционном включении или отключении высоковольтных выключателей и разъединителей.
4). Для чего служат воздушные выключатели (автоматы), плавкие предохранители, контроллеры? Воздушные выключатели (автоматы) служат для автоматического размыкания электрических цепей при ненормальных режимах и для нечастых оперативных переключений при нормальных режимах работы. Плавкие предохранители – для автоматического отключения электрических цепей при коротких замыканиях или перегрузках.Контроллер, это аппарат, при помощи которого осуществляют пуск, регулирование скорости, реверсирование и остановку двигателей постоянного или переменного тока.
5). Для чего служат контакторы, магнитные пускатели и тепловое реле? Контакторы, это аппараты дистанционного действия, предназначенные для частых включений и отключений электрических цепей при нормальных режимах работы; Магнитный пускатель, это устройство, состоящее из 3-х полюсного контактора, встроенных тепловых реле и вспомогательных контактов; Тепловое реле служит для защиты электроприемников от перегрузок.
2.4. Объяснение нового материала методом рассказа и показа приемов с демонстрацией видеоролика по теме
2.4.1. Просмотр видеоролика « Работа реверсивного контактора NC2-115 »
2.4.2. Просмотр видеоролика «Разборка магнитного пускателя ПМЛ-1100».
2.4.3. В сопровождении видеоролика «Разборка магнитного пускателя ПМЛ-1100» мастер показывает основные элементы магнитного пускателя ПМЛ-1100 и демонстрирует его разборку.
Технические характеристики магнитного пускателя ПМЛ-1100:
• На корпусе пускателя приклеен стикер с его основными характеристиками:
• номинальное напряжение силовой (главной) цепи — 220, 380 и 660 (В)
• номинальный ток силовых (главных) контактов — 12, 12 и 8,9 (А)
• категория применения — АС-3, т.е. для коммутации (пуск, остановка и реверс) электродвигателей с короткозамкнутым ротором
• климатическое исполнение — УЗ Катушка магнитного пускателя:
• Напряжение катушки пускателя составляет
• Это видно по бирке в верхней части пускателя
• Катушка является съемной, поэтому ее можно поменять на другой номинал, например, на 380 (В).
• Рассматриваемый магнитный пускатель ПМЛ-1100 легко можно установить на стандартную DIN-рейку с размером 35 (мм) или монтажную панель с установочными размерами 34х48 (мм)
Схема магнитного пускателя ПМЛ-1100 (см. приложение 4):
• А1 и А2 — вывода катушки
• L1 (1)- Т1 (2) — первая пара замыкающих силовых (главных) контактов
• L2 (3)- Т2 (4) — вторая пара замыкающих силовых (главных) контактов
• L3 (5)- Т3 (6) — третья пара замыкающих силовых (главных) контактов
• NO (13)- NO (14) — вспомогательные замыкающие (нормальнооткрытые) контакты
• Питание к пускателю необходимо подводить к клеммам L1 (1), L2 (3), L3 (5), а нагрузку подключать на клеммы Т1 (2), Т2 (4), Т3 (6), это больше необходимо для безопасной эксплуатации, так же как с цветами фазных, нулевых и защитных проводников.
• Если количества контактов в пускателе не достаточно, то можно добавить специальную приставку, например, ПКЛ-22М на 4 контактные группы:
• 53 — 54- замыкающий контакт
• 61 — 62- размыкающий контакт
• 71 — 72- размыкающий контакт
• 83 — 84- замыкающий контакт Уставка приставки:
• Она свободно одевается на рассматриваемый магнитный пускатель ПМЛ-1100 методом фронтальной установки
• Попадаем в направляющие и защелкиваем Устройство пускателя ПМЛ-1100:
Магнитный пускатель ПМЛ-1100 состоит:
• из сдвоенного корпуса,
• подвижной и неподвижной части стального сердечника (магнитопровода)
• контактной системы мостикового типа, которая состоит из подвижных и неподвижных контактов.
• В первую очередь с помощью отвертки откручиваем два винта (шурупа) крепления верхней половины корпуса.
• Снимаем верхнюю крышку
• В одной половине корпуса установлена катушка с неподвижной частью сердечника (магнитопровода)
• Возвратная пружина, ее еще называют противодействующей, расположена в центре катушки и возвращает контакты пускателя в исходное положение при отключении катушки пускателя от питающего переменного напряжения.
• Снимаем катушку, снимаем неподвижный стальной сердечник (магнитопровод) набирается из листов электротехнической стали, изолированных друг от друга, для уменьшения вихревых токов в «железе».
• Место соединения подвижной и неподвижной части сердечников имеет шлифованную и гладкую поверхность.
• Там же установлены два короткозамкнутых кольца для уменьшения вибраций при включении пускателя. Если эта поверхность загрязнится каким-либо образом, то пускатель во включенном положении будет сильно гудеть.
• На неподвижном сердечнике имеется силиконовая прокладка. Она нужна для уменьшения шума при срабатывании пускателя
Последовательность снятия нижних и верхних декоративных вставок:
• Чтобы добраться до контактной системы пускателя ПМЛ-1100, нам нужно снять нижние и верхние декоративные вставки
— выкрутить практически «до отказа» все винты неподвижных контактов — вытащить неподвижные контакты из направляющих пазов пускателя
• Каждый подвижный контакт подпружинен и расположен на диэлектрической траверсе (держателе).
• Траверса с контактами жестко соединена с подвижным сердечником
2.4.4. Возможные неисправности магнитного пускателя и способы их устранения
(см. приложение 2)
2.4.5. Текущий ремонт магнитного пускателя ПМЕ-211. Мастер демонстрирует операции ремонта.
Последовательность разборки ПМЕ-211:
• Выкручиваем отверткой два болта крепящих верхнюю крышку, которая закрывает контакты.
• Выкручиваем шесть болтов держащих входной и выходной кабеля и четыре болта, которые держат рабочую головку с контактами.
• Сверху и снизу на пружинах два блокирующих контакта. Снимаем их вместе с пружинами.
• Далее вынимаем катушку и металлический сердечник.
• Ниже сердечника снимаем две пластины. Пластину упора сердечника и пружинную пластину.
• Берем в руки головку магнитного пускателя, одной рукой оттягиваем пружину прижимающую контакты, другой проворачиваем и вытягиваем контакты.
• Теперь сердечник свободно выйдет из головки пускателя.
Чистка магнитного пускателя
• Щеткой хорошенько вычищаем весь корпус, включая обе половины сердечника
• Мелкой наждачной бумагой вычищаем добела все мелкие контакты, чтобы техническое серебро на них было без глубоких царапин.
• Чистим контакты, которые идут на питание катушки (бывают катушки 220В и 380В,в зависимости от схемы включения, так что при сборке можно поставить любую из них)
• Чистим силовые контакты напильником и шлифуем наждачной бумагой.
Сборка магнитного пускателя:
• Перед началом сборки магнитного пускателя смазываем все пружины машинным маслом и протираем сухой салфеткой, потом этой же салфеткой слегка протираем все контакты
• Собираем все в обратной последовательности. Ставим пластину упора сердечника и пружинную пластину изгибами вверх, ставим катушку, пружины под блокирующие контакты и сами контакты которые с боков можно тоже слегка смазать маслом.
• Верхний сердечник вставляем в головку магнитного пускателя, оттягиваем пружины по порядку и боком вставляем контакты.
• Прижимные пластинки входят очень легко, теперь соединяем верхнюю и нижнюю части магнитного пускателя скрепляем их болтами.
• Ставим пускатель на стол и прижимаем контакты сверху рукой, они должны хорошо сомкнуться.
• Отпускаем и под действием пружин все контакты должны стать в разомкнутом состоянии.
• Проверяем работу под напряжением. В зависимости от того какая стоит катушка подключаем 220 или 380вольт.
• Щелчок при замыкании контактов должен быть четким без потрескиваний.
• Принцип работы всех магнитных пускателей одинаков. При подаче напряжения на катушку, 220 или 380вольт, создается магнитное поле, металлические сердечники притягиваются друг к другу и тем самым притягивают, замыкают рабочие контакты. Блокирующие контакты так и называются потому, что они блокируют цепь при отпускании кнопки пуск и размыкаются только при нажатии кнопки стоп.
2.4.6. Требования при ремонте магнитных пускателей (см. приложение 3)
2.4.7. Охрана труда при техническом обслуживании и ремонте магнитных пускателей.
Все операции по техническому обслуживанию, осмотру и устранению неисправностей производить только при снятом напряжении в главной цепи и цепи управления. Соблюдать правила безопасности при пользовании инструментом. Работать только инструментом с изолированными ручками. Пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Перед вводом в эксплуатацию контактор (пускатель) заземлить.
Сопротивление между заземляющим винтом и частями контактора (пускателя) не должно превышать 0,1 Ом.
Во время эксплуатации крышка оболочки пускателя должна быть закрыта.
Расстояние от металлических заземлённых частей до открытых контактных зажимов пускателя должно быть не менее 15 мм, до других частей пускателя (кроме плоскости крепления) не менее 5 мм. Опасная зона выхлопа дугогасительного устройства пускателей не должна превышать 35 мм.
2. 5. Закрепление нового материала:
1. Покажите приемы разборки магнитного пускателя ПМЕ-211.
2. Какие элементы магнитного пускателя подвергаются износу? Как удалить окись меди с контактов магнитного пускателя? Контакты магнитных пускателей – наиболее изнашиваемые детали из-за обгорания и больших механических усилий Окись ухудшает контакт, что вызывает повышенный нагрев, её необходимо периодически и тщательно удалять с контактов ветошью, смоченной в растворителе. Поверхность контактов очищают бархатным напильником и стеклянной бумагой, наждачную бумагу не применяют, т. к. зёрна наждака вдавливаются в контактную поверхность, увеличивая переходное сопротивление и нагрев. Контактные поверхности не полируют, это ухудшает плотность сцепления и контакт. При сильном обгорании контакты заменяют новыми.
Контакты магнитных пускателей снабжаются металлокерамическими напайками, повышающими продолжительность их работы. Заменять изношенные наплавки надо равноценными металлокерамическими наплавками заводского изготовления. Применение самодельных наплавок и накладок из других металлов (медь, серебро и т.п.) недопустимо.
3. Покажите приемы чистки контактов магнитного пускателя ПМЕ-211, Можно – ли полировать контактные поверхности магнитных пускателей? Если нет, то почему?
Контактные поверхности не полируют, это ухудшает плотность сцепления и контакт.
4. Покажите приемы сборки магнитного пускателя ПМЛ-1100.
5. Какие правила безопасности труда следует соблюдать при ремонте магнитных пускателей?
6. Покажите приемы сборки магнитного пускателя ПМЕ-211.
2.6. Выдача задания на урок:
Произвести мелкий ремонт магнитного пускателя ПМЛ-1100, ПМЕ-211.
III. Текущий инструктаж:
3.1. Самостоятельная работа обучающихся, отработка практических навыков на рабочих местах в соответствии с заданием
3.2. Обход рабочих мест с целью:
— проверить организацию рабочих мест,
— проверить правильность выполнения приёмов и соблюдения технологической последовательности ремонта магнитного пускателя,
— проверить соблюдение правил техники безопасности во время ремонта магнитных пускателей,
— контроля качества выполнения задания;
3.3. Приём и проверка работ.
IV. Заключительный инструктаж:
4.1. Сообщение о достижении целей урока;
4.2. Анализ и самоанализ выполнения учебно-производственных работ каждого учащегося;
4.3. Разбор наиболее характерных ошибок в работе учащихся и причины, их вызвавшие;
4.4. Сообщение оценок за урок:
4.5. Домашнее задание:
Прохождение теста «Контакторы» (Приложение 1). Выдаётся 1 лист распечаткой на каждого студента.
Источник