- Монтаж кран-балки подвесной
- Подготовительный этап
- Технология монтажа
- ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
- Процесс демонтажа
- Обслуживание кран-балок
- Особенности разных типов кранов-балок
- Устройство
- Характеристики
- Основные типы
- Подвесные кран-балки
- Опорные кран-балки
- Грузозахватные устройства
- Электропитание и управление
- Монтаж и эксплуатация
- Имеет ли смысл приобретение кран-балки б/у?
- Как определить качество приобретаемой кран-балки б/у?
- Опасность эксплуатации изношенного крана
Монтаж кран-балки подвесной
На многих производствах и складах имеется необходимость перемещения различных грузов. Для этой цели отлично подходят грузоподъёмные краны опорного типа. Монтаж кран-балки сложен, занимает много времени и может потребовать привлечения специалистов.
Подготовительный этап
Установка кран-балки зависит от конструкции – опорной или подвесной. Плюсы выбора опорной кран-балки:
- высокая надежность и грузоподъемность;
- отсутствует нагрузка на стены здания.
Основными недостатками ГПМ такого типа являются дополнительные траты на специальные опоры – колонны, из-за этого они имеют ограниченное рабочее пространство без подхода крюка к стенам и углам.
Преимущества подвесной кран-балки:
- не скрадывает высоту помещения;
- имеет подход к стенам и углам.
Обычно подвесная кран-балка крепится к потолку или перекрытию здания, поэтому имеет меньшую грузоподъемность из-за ограничения прочности несущих конструкций. Основным недостатком является постоянное обслуживание и ремонт из-за нагрузки, идущей на нижнюю часть подкранового пути.
Прежде чем приступить к монтажу агрегата необходимо разработать проект установки ГПМ, а так же удостовериться в соответствии длины пролета и моста. Расстояние от верхней части крана до потолка должно быть не менее 100 мм; от торцов до боковых поверхностей (стен, колонн или проходных галерей) не менее 60 мм. Еще нужно проверить состояние стен — они должны выдерживать вес крана с грузом. Обеспечить безопасность на месте сборки и монтажа кран-балки.
Все части крана раскладываются и осматриваются на наличие дефектов, проверяется прочность болтовых и сварных соединений. Найденные неисправности и неточности узлов устраняются.
Важно помнить, что сварка при температуре ниже -20° C запрещена.
После чего устанавливаются опоры и монтируются подкрановые пути с обеспечением минимальных отклонений по горизонтали и вертикали.
Для дальнейшей сборки не обойтись без составления акта на установленные подкрановые пути. Он может быть оформлен на часть пути или на весь участок.
Технология монтажа
Порядок монтажа зависит от способа установки крана мостового типа:
- Цельный – все части собираются на земле и кран устанавливается за один раз. Такой способ подходит для кран-балок с пролетом менее 16,5 м и требует привлечения дополнительной грузоподъемной техники. На несущую балку крепятся электрооборудование и таль, проверяются крепления. После чего она устанавливается в рабочее положение. По окончанию монтажа ставятся опоры для предотвращения схода кран-балки.
- По частям – собираются отдельные узлы крана и крепятся поочередно. Этот метод удобен при отсутствии возможности использования дополнительных ГПМ, но увеличивает сроки монтажа. Так же используется после ремонта частей кран-балки.
При монтаже подвесной кран-балки используют двутавр – балка с профилем в виде буквы «Н». На него устанавливаются таль с помощью струбцин, электропривод, и монтируют на подкрановые пути. Затем устанавливают опоры для предотвращения схода крана.
После установки ГПМ, согласно ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», проводится полное техническое освидетельствование, которое включает в себя испытания оборудования и проверку качества. Производятся пуско-наладочные работы и составляется акт введения кранового оборудования в эксплуатацию.
ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
Кран-балки грузоподъемностью до 10 т не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора.
Процесс демонтажа
Основными причинами демонтажа кранов мостового типа является замена вышедшего агрегата из строя или его транспортировка на новое место. Основными факторами поломки агрегата выделяют прогибы пролетных балок, трещины и коррозию.
Алгоритм работы при демонтаже кран-балки:
- определить каким способом и с помощью какого вспомогательного оборудования будет проведен разбор;
- определить и расчистить место для хранения оборудования до транспортировки;
- оградить место и обеспечить безопасность при проведении работ;
- установить тормозные колодки под колесами крана;
- отключить ГПМ от электропитания;
- снять таль и электрооборудование;
- снять мост;
- снять концевые балки (для опорных кран-балок).
Дальнейшие действия зависят от причины демонтажа. Для отправки на новое место разобранные узлы упаковываются, маркируются и транспортируются до пункта назначения. В случае замены крупные элементы разрезаются и отправляются в пункт сдачи металлолома, так как ремонт кран-балки экономически не выгоден.
Обслуживание кран-балок
Для того, чтобы продлить срок службы грузоподъемного крана и обеспечить безопасность людей, работающих с ней, необходимо соблюдать ряд правил:
- ежедневно осматривать грузоподъемное оборудование перед началом работы;
- раз в месяц проводить проверку на соответствие пожарной безопасности;
- регулярно производить плановый технический осмотр для раннего выявления и профилактики неисправностей;
- для работы с ГПМ допускать работников, прошедших обучение и инструктаж, а также прошедших медкомиссию.
Плановый технический осмотр и обслуживание включают в себя:
- осмотр всех конструкций и деталей на целостность и работоспособность;
- оценка состояния узлов, соединений, крепежей и швов;
- проверка электрооборудования и тормозных систем;
- поиск и замена изношенных или неисправных деталей и механизмов.
Ремонт кран-балки «удовольствие» дорогое, а монтаж и демонтаж ресурсозатратны, и целесообразней проводить плановые осмотры и профилактические работы по устранению неполадок вовремя.
Источник
Особенности разных типов кранов-балок
Кран-балка — это грузоподъемный механизм мостового типа, который передвигается по крановым путям, установленным на перекрытия здания или специальные опоры. Состоит из трех основных элементов: пролетного моста, концевых балок с ходовыми колесами, ручного или электрического тельфера (тали), который поднимает и перемещает грузы. По конструкции бывает подвесным и опорным. Кран-балка опорная считается более надежной и долговечной, к тому же при одних и тех же параметрах (грузоподъемность и длина моста) она дешевле подвесной.
Применяется на мелких и крупных производственных предприятиях, складах, строительных площадках, в мастерских, сервисных центрах — везде, где нет возможности (или необходимости) поставить большой мостовой грузоподъемник. Используется в процессе погрузочно-разгрузочных работ, при монтаже, подъеме и перемещении грузов от 1 до 10 тонн.
Устройство
Отличительная особенность мостовой кран-балки – это мост, пролетная балка, установленная на концевые балки, опирающиеся на крановые пути. По мосту перемещается тельфер, позволяющий оперировать грузом в вертикальной и поперечной осях. Сам мост движется по крановым путям, обеспечивая перемещение груза в продольном направлении. Мост выполняется из стального проката, имеет двутавровое или коробчатое сечение, может состоять из одной или двух балок. Мост двухбалочного опорного крана обеспечивает повышенную грузоподъемность и устойчивость, что важно при транспортировке массивных или ответственных грузов.
У подвесной кран-балки устройство может подразумевать двухпролетную конструкцию – две мостовые балки соединяются встык и жестко крепятся к средней концевой балке – это позволяет увеличить ширину рабочей зоны (пролет) до 24 м.
Соединение моста с концевыми балками крана у подвесных машин нередко бывает плавающим, чтобы обеспечить лучший контакт с крановыми путями, исключить опасность заклинивания, перекосов при небольших отклонениях крановых путей от прямолинейности и предотвратить сход кран-балки с путей.
Концевые балки опорного крана, как правило, жестко соединяются с мостом, их крепление усиливается раскосами. На них устанавливается мотор-редуктор, приводящий в движение одно- или двухребордные ходовые колеса.
Характеристики
Параметры грузового устройства полностью определяются его конструкцией и назначением, в т.ч. массой грузов, которые предполагается перемещать с его помощью. В характеристиках кран-балки почти всегда указывают грузоподъемность: когда говорят кран-балка 5 тонн или 10 тонн, имеют в виду, что данный кран может перемещать грузы весом 5 т (или 10 т соответственно). А собственный вес кран-балки (грузоподъемностью 10 т) при этом может составлять от 4 до 5 т и более (в зависимости от длины пролетной балки).
Высоту кран-балки необходимо отличать от высоты подъема груза. Высота подъема определяется расстоянием от нижней точки (нулевой отметки, т.е. пола рабочей зоны) до самой верхней точки максимально возможного подъема груза. Она лимитирована только размерами грузового барабана и длиной запасованного троса (т.е. типом и моделью грузовой тали). Высота же самого грузоподъемного устройства имеет значение при расчете положения крановых путей – например, их расстояния от потолка или балок перекрытий помещения. Она определяется как расстояние от нижней точки обода ходовых колес до верхней плоскости мостовой балки (или в случае двухбалочного крана с грузовой тележкой, движущейся по верхнему ярусу моста – до наиболее выступающей части оборудования, установленного на грузовой тележке) – и может составлять, например, около 900 мм – для опорного крана грузоподъемностью 10 т.
Длина кран-балки – определяется длиной моста, и в свою очередь, зависит от расчетной длины пролета, в котором будет устанавливаться грузоподъемник. Для типовых серийно выпускаемых моделей кран-балок этот параметр обычно не превышает:
- 22,5 м для опорных кранов,
- 15 м для подвесных однопролетных кран-балок,
- 24 м для подвесных двухпролетных кран-балок.
Но при изготовлении грузового подъемника по специальным требованиям заказчика длина кран-балки может быть увеличена до 32 м (а в некоторых случаях и более).
Основные типы
Кран-балки бывают 2-х типов:
1. Подвесные — концевые балки с ходовыми колесами подвешиваются на подкрановый путь снизу.
2. Опорные — концевые балки опираются на подкрановый путь и перемещаются по нему сверху.
У обеих разновидностей есть свои преимущества и недостатки. Например, подвесное оборудование позволяет использовать помещение более рационально: из-за того, что грузовая тележка не ограничивается в движении концевыми балками, подвесная кран-балка позволяет поднимать грузы, которые находятся у самых стен помещения. Помимо этого, длину моста подвесной кран-балки можно увеличить в 2 раза с использованием двухпролетной конструкции.
Кран-балка опорная дает возможность устраивать независимую эстакаду, не ограничивает протяженность рельсового пути и может поднимать грузы большего тоннажа (при аналогичных параметрах). Грузоподъемность опорной кран-балки можно увеличить, используя двух-балочную конструкцию, что дает еще и большую устойчивость грузозахватного устройства.
В зависимости от того, осуществляется ли перемещение груза за счет мускульного усилия человека, или механизмы приводятся в действие электродвигателем, различают ручные и электрические кран-балки.
В условиях небольших производств, мелких ремонтных мастерских и т.д. нередко применяются ручные кран-балки. В то же время нельзя не отметить устаревший характер такого оборудования, предъявляющего повышенные требования к здоровью работников и оказывающих на него повышенную нагрузку. Человек – всегда самая ценная и дорогая часть производства, поэтому использовать электрические кран-балки, позволяющие экономить трудовые усилия и повысить производительность труда, в конечном счете оказывается намного выгоднее.
Подвесные кран-балки
Бывают однопролетными и двухпролетными. У однопролетных предусмотрено две концевые балки, а у двухпролетных — три.
В конструкции данного типа вся нагрузка идет на нижний пояс подкранового пути, из-за чего у нее есть ограничения по грузоподъемности. Но за счет отсутствия опорных колонн, с ее помощью можно использовать все пространство цеха, поэтому если требуется обслуживать участки вдоль стен, такой вариант стоит купить. Кран-балка подвесная может поднимать и перемещать грузы по всему помещению.
- может обслуживать все пространство цеха и имеет максимальный диапазон подъема;
- есть возможность использовать 2 крана одновременно — удобно при перемещении конструкций нестандартной формы;
- имеет ограничения по грузоподъемности и нуждается в периодическом ремонте моста (его приходится наваривать или менять);
- при строительстве здания нужно отдельно рассчитывать вес и грузоподъемность крана, так как несущие конструкции будут служить опорой для него.
Если особенности производства не подразумевают работу с большими грузами (более 10 т), а конструкция здания правильно рассчитана с учетом массы подъемного оборудования и его максимальной грузоподъемности — подойдет подвесная кран-балка. Цена подвесного крана выше опорного (при аналогичных характеристиках), но зато для его работы крановые пути можно закрепить к перекрытиям здания, а у помещения не будет недоступных для грузового устройства “мертвых” зон.
Опорные кран-балки
Бывают однобалочными и двухбалочными. Отличие между ними в наличии одной или двух балок в конструкции моста, а также в конструкции грузовой тележки: у двухбалочного крана она передвигается поверх моста, а у однобалочного — под ним. Двухбалочная система дает гораздо большую устойчивость и обеспечивает большую грузоподъемность.
Опорные краны используются на производствах, где требуется работать с большими тяжестями. Основное их преимущество в надежности и грузоподъемности, а также в том, что несущей конструкцией становится не само здание, а подкрановый путь, обычно прокладываемый на специальных опорах.
- при проектировании и строительстве здания не нужно выполнять отдельный расчет и закладывать дополнительную нагрузку на перекрытия — в качестве несущей конструкции выступают специальные опоры;
- большая грузоподъемность;
- можно варьировать скорость перемещения;
- приходится устанавливать колонны и подкрановый путь — это ограничивает подходы кранового крюка к стенам и не дает обслуживать помещение по всей площади.
Если особенности производства связаны с тяжелыми режимами работы, требуют высокой скорости подъема и перемещения грузов до 10 тонн и более — подойдет кран-балка опорная. Купить ее нужно после того, как будет спроектирована зона обслуживания.
Грузозахватные устройства
Для кран-балок используются различные типы грузозахватных устройств:
- крановые крюки,
- штыри,
- грузовые вилы,
- клещевые захваты,
- магнитные,
- вакуумные и др.
Самый простой и распространенный тип грузозахватных устройств — крюк. Бывает однорогим или двурогим.
Реже используются магнитные устройства — для подъема плоских и круглых предметов, и вакуумные — приводятся в действие сжатым воздухом или с помощью вакуумных электронасосов вентиляторного типа, используются в текстильном и бумажном производстве.
Электропитание и управление
Управление кран-балками выполняется двумя способами:
1. Вручную — подходит, если не требуется высокая скорость перемещения и подъема. Целесообразно для мастерских, сборочных цехов, сервисных центров.
2. С помощью кнопочного проводного пульта или пульта радиоуправления — самый удобный и безопасный вариант, который используется на большинстве производственных предприятий, где требуется часто поднимать и переносить тяжелые грузы.
Пульт управления кран-балкой обычно имеет от 4 до 6 кнопок, и позволяет поднимать/опускать груз, перемещать тельфер (вдоль моста) и кран (вдоль крановых путей). Пульт системы радиоуправление кран-балкой нередко содержит 8-9 кнопок, а то и более – в зависимости от установленных систем (несколько скоростей и т.д.).
Кран-балки подключаются к электросети с помощью троллеев, кольцевого токоподвода и гибкого кабеля. В электроприводах применяется трехфазный ток напряжением 380 В. Все части кран-балки, которые не входят в состав электроцепи, обязательно заземляются.
Если грузоподъемное оборудование используется в помещениях с высокой температурой воздуха, электроприводы изолируют, а всю электроаппаратуру размещают в специальных шкафах или аппаратных кабинах.
Монтаж и эксплуатация
Установка кран-балки предполагает различия в зависимости от характеристик оборудования и от типа машины – подвесная или опорная кран-балка устанавливается. Опорный кран требует специальных крановых путей, которые монтируются на специальных опорах. Подвесной допускает использование обычных двутавровых балок, которые можно крепить прямо к перекрытиям здания.
Последовательность монтажных работ зависит от размеров и массы грузового подъемника и возможности применения спецтехники – например, самоходного стрелового крана. В этом случае собранную на полу кран-балку поднимают и устанавливают на крановые пути в сборе. Если такой возможности нет, используют крупноблочный или поэлементный монтаж механизма на крановых путях.
Перед подключением кран-балки к системе электропитания необходимо тщательно проверить крепление всех элементов конструкции и надежность фиксации оборудования. После подключения работа грузового устройства проверяется на холостом ходу и только после этого проводятся статические и динамические испытания.
Успешная эксплуатация кран-балки содержит в основе аккуратный и правильный монтаж с соблюдением всех строительных и технологических норм. И для того, чтобы кран-балка эффективно работала в течение всего расчетного периода использования необходимо эксплуатировать ее в соответствии с ее характеристиками – грузоподъемностью, расчетным режимом работы, климатическими условиями.
Важно регулярно проводить осмотр и техобслуживание грузового подъемника – ревизию крановых путей, чистку и смазку движущихся частей механизмов, контролировать состояние системы электропитания и всего установленного на кран-балке электрооборудования.
Имеет ли смысл приобретение кран-балки б/у?
Вообще приобретение техники, бывшей в употреблении, в ряде случаев позволяет серьезно сэкономить на затратах на оснащение или переоснащение производства. Именно поэтому иногда решают купить кран-балку б/у. Но удачным приобретением можно считать покупку далеко не всякой б/у техники. Например, купленная старая кран-балка может стать источником серьезных проблем.
Давайте взглянем в корень проблемы: почему вообще люди продают кран-балки? Все множество причин можно свести к двум основным:
1) банкротство компании с распродажей ее имущества, и
2) попытка избавиться от некачественной (или, возможно, выработавшей свой ресурс) кран-балки.
И если в первом случае есть вероятность приобрести весьма достойное грузоподъемное оборудование, то во втором случае гораздо вероятнее получить на свою голову дополнительные заботы.
Как определить качество приобретаемой кран-балки б/у?
Независимо от цены и предлагаемых условий, следует очень тщательно осмотреть весь мостовой кран б/у. Внимательному изучению следует подвергнуть все – от моста до мотора редуктора и системы электропитания.
Мостовая балка должна быть ровной и прямой во всех плоскостях, на ней не должно быть никаких серьезных повреждений и следов ремонта. Необходимо также оценить степень износа полок, по которым передвигался тельфер – он не должен превышать 3 мм.
Следующим пунктом будет осмотр колес грузового механизма. Их состояние недвусмысленно показывает, в каком режиме эксплуатировался кран и как долго. Большой износ говорит о тяжелом режиме работы. А это, в свою очередь, подталкивает к выводу, что кран-балка, возможно, исчерпала свой ресурс. Если реборды колес изношены с одной стороны – это свидетельствует о нарушении соосности и невозможности использования грузового устройства без замены колес.
Еще один важнейший узел – редуктор. Если шестерни его привода изношены, зубья сточены, то вероятнее всего потребуется замена узлов привода. Обязательно надо проверить мотор редуктора и оценить его состояние и возможность замены. Часто случается так, что эта модель двигателя уже давно снята с производства, а новая несовместима с другими узлами и придется заменить редуктор полностью.
Опасность эксплуатации изношенного крана
В ряде случаев визуальный осмотр может не выявить всех дефектов. Например, балки крана могут иметь микротрещины, что при эксплуатации рано или поздно приведет к разрушению моста или концевых балок. Такая авария может иметь самые тяжелые последствия, поэтому визуальный осмотр необходимо дополнить тщательной дефектоскопией с применением специального оборудования.
Даже если пролетная балка в полном порядке и выдержит еще несколько лет работы, ходовой механизм может потребовать модернизации. Приведение грузоподъемника в рабочее состояние потребует дополнительных затрат. В итоге экономия окажется мизерной, а повышенный риск поломок, ведущих к простоям в работе и дополнительным затратам на ремонт, съест оставшуюся выгоду.
В конечном счете может оказаться, что совокупные затраты на то, чтобы купить кран-балку б/у и провести ее модернизацию, превысят стоимость новой балки. В любом случае, принимать решение вам. Если вы решите провести ремонт или модернизацию бывшей в употреблении кран-балки, обращайтесь к нашим специалистам.
Источник