Обжим коннектора акустического кабеля
Разделка акустических, межблочных и силовых кабелей
Для тех, кто сомневается в необходимости разделки медных проводов, проведу небольшой ликбез. Если бы акустические кабели делали из серебра, золота, платины или нержавейки, то вопрос об их защите растаял бы как папиросный дым на сквозняке.
Но подавляющее большинство Speaker Cable изготовлены из бескислородной меди высокой степени очистки. А, как нам известно, из школьного курса неорганической химии медь, т.е. Cu, на открытом воздухе помимо кислорода реагирует с влагой и СО2, образуя на поверхности темную оксидную пленку, ухудшающую электропроводимость. Процесс этот – неизбежный и в зависимости от активности окружающей среды, занимает от нескольких дней до нескольких месяцев.
Для тех, кто в школе прогуливал уроки химии, предлагаю небольшой эксперимент. Возьмите отрезок акустического кабеля и зачистите от оплетки один конец. Для ускорения процесса, лучше положить отрезок на открытый воздух, например, на балкон. Через полгода внимательно разглядите испытуемый отрезок. Зачищенный конец покроется пятнами и потускнеет, как и проходящий через него звуковой сигнал, а защищенный оплеткой, останется таким же розово-блестящим как и был. Вывод: медные провода надо защищать от воздействия открытого воздуха.
Теперь неприятная новость для тех, кто прикрутил винтиками к зачищенному проводу позолоченную лопатку и упаковал все это изолентой или термоусадкой. Подавляющее большинство конструкций лопаток, бананов и перьев имеют технологические отверстия. Через эти отверстия воздух беспрепятственно пробирается к оголенному концу и делает свое грязное, окислительное дело. Не верите? Разберите свою конструкцию и посмотрите, какого цвета зачищенный конец.
Настало время развенчать некоторые древние мифы и городские легенды. Во-первых, чтобы не говорили официальные дилеры, как бы не были красноречивы и убедительны продавцы в аудио салонах – нельзя улучшить звучание системы какими бы то ни было акустическими коннектами.
Хорошими проводами улучшить звучание можно и нужно. А хорошими бананами нельзя! Парадокс? Отнюдь! Побегав в салочки на перемене, переходим из класса химии в класс физики. Чем больше соединений и контактов в электроцепи, тем больше ее сопротивление, т.е. хуже электропроводимость!
Что это означает в практическом смысле? Каким бы прекрасным, модным и дорогим ни был акустический коннект, в самом лучшем идеальном случае, он всего лишь не ухудшит звук.
Ведь акустические разъемы на усилителях и колонках – это уже своего рода компромисс. В активных мониторах, используемые профессиональными звукорежиссерами, ничего такого нет и в помине! Там акустический кабель от выходного каскада усилителя, без всяких разъемов и разрывов, напрямую идет к клемме динамика.
Во-вторых. Если б Вы только знали, из какой дряни изготавливают бананы, перья и лопатки. Я не имею ввиду порядочных производителей, типа CMC или WBT. Я о тех дешевых подделках, что продаются в наших интернет-магазинах за весьма и весьма недурные деньги. Попробуйте как-нибудь молотком разбить такой банан. Вам станет нехорошо, а особо чувствительных, может даже стошнить!
Как правило, это алюминий, но бывают варианты и похуже. Тестируя как-то перья трех разных производителей мне пришло в голову померить их толщину. Взглянув на микрометр, я не поверил своим глазам! У всех трех коннектах она была 0,25мм. Но помилуйте, из чего же они тогда сделаны? Если бы это была чистая медь, то при такой толщине их можно было бы раздавить пальцами. А они жесткие настолько, что с трудом влезают в акустическую клемму. Рука у меня сама собой потянулась к магниту. Нет, они не прилипли к магниту, но явно на него реагировали, т.е. если положить перья на стол и провести магнитом, они начинают за ним катиться. Похожие магнитные свойства проявляют некоторые сорта нержавеющей стали. А электропроводимостью нержавейка, как Вы понимаете не блещет. Не передумали еще покупать акустические коннекторы?
Нет? Ну тогда возьмите с собой магнит, пригодится.
Так что же, спросите Вы, акустические коннекты придумали чтобы выманивать из нас деньги? Это не совсем так. Бананы, перья и лопатки используют, в первую очередь, профессионалы, т.е. те, кому по несколько раз в месяц приходится подключать и перекоммутировать компоненты.
Например, почти все акустические кабели на нашем тестовом стенде разделаны коннектами. Но сделал я это не для улучшения звука. А для чего, спросите Вы. Во-первых, это удобно. Вставить банан намного быстрее, чем прикручивать провод. Во-вторых, это красиво. Еще можно было бы добавить – что это модно, престижно, круто и т.д., но я этого добавлять не стану.
Так, в конце концов, нужны или не нужны акустические коннекты? Запутал я Вас? Сейчас попробуем разобраться. Если Вы часто, по несколько раз в год, как я, меняете аппаратуру, акустические кабеля необходимо разделать бананами, перьями или лопатками. А если у Вас одна стерео система и ничего менять в ней Вы не планируете, то навешивать на кабель акустические коннекты, однозначно ни к чему.
Рискуя навлечь на себя гнев и проклятия производителей аксессуаров, к коим, кстати, вскоре присоединится дизайн-студия NewArtVinyl, заявлю крамольную вещь. Если во главу угла Вы ставите качество звучания – не используйте акустические коннекты, лучше на сэкономленные деньги купите кабель поприличнее. Лишний электромеханический контакт, а тем более два – один банан к усилителю, другой к колонке, гарантированно снизит проводимость кабеля. Ненамного. Может быть Вы этого, даже, и не услышите, но это факт. Не верите? Померяйте сопротивление кабеля до и после подсоединения бананов омметром.
Переходим к вопросу защиты медного проводника. Есть несколько надежных и испытанных способов, но объективно выделить из них лучший вряд ли возможно. Приведу их в порядке своих личных симпатий.
Метод 1 – золочение. Зачищенный конец медного кабеля покрывается тонким слоем чистого золота. Точно также золотятся акустические разъемы и коннекты. Правда, делается это из разных соображений. Добросовестные производители, изготавливающие бананы из меди, золотят их с той же целью что и мы — для предотвращения окисления и, кстати, не для лучшей проводимости, как некоторые думают. По электропроводности золото отстает от меди. А не добросовестные производители, золотят свои изделия, чтобы скрыть ту гадость, из которой они изготовлены. И, кстати, в их случае позолота действительно немного улучшает проводимость.
На мой взгляд, золочение самый простой и эффективный способ. Преимущества: Вы не делаете лишних контактных соединений, не усложняете и не удлиняете электрическую цепь. Кабель прикручивается непосредственно к клемме компонента. Зачищенный конец медного проводника надежно защищен от воздействия окружающей среды. Позолоченные концы прекрасно выглядят. А так как клеммы на усилителе и акустике тоже позолоченные, электро-механический контакт золото-золото способствует лучшей проводимости.
Недостатки: Оголенные концы многожильных кабелей распушиваются и при многократной перекоммутации неизбежно будут ломаться. Вывод – идеальный способ для долгосрочного подключения, но для тестового стенда он не подходит.
Расценки: золочение 4 конца – 2000 руб., 8 концов – 3500 руб.
Метод 2 – обжим серебряной трубой. Принцип действия. На свежезачищенный конец провода надевается отрезок серебряной трубы и обжимается специальным инструментом. При этом, труба удлиняется и уменьшается в диаметре, выталкивая из зазора воздух и плотно примыкая к медному проводнику. Весьма достойный способ, хотя и более хлопотливый, чем золочение.
Преимущества: Надежная защита медного проводника. Так как серебро не реагирует с кислородом, электрическая проводимость Вашего кабеля не ухудшится никогда. Серебряная труба плотно обжимает многожильный проводник, не давая ему разлохмачиваться и обеспечивая многократную, качественную перекоммутацию.
Недостатки: Между акустической клеммой компонента и кабелем, появляется еще один, хотя и очень хороший, но посредник. Вообще-то, так как серебро по проводимости стоит на первом месте, правильнее будет назвать этого посредника не очень хорошим, а самым лучшим.
Вывод: опрессовка серебряными трубами — прекрасный способ защитить свои кабели вне зависимости от того, насколько часто Вы собираетесь их перекоммутировать.
Расценки: опрессовка серебряной трубой 2,5 мм2 – 500 руб. штука, 4 мм2 – 700 руб. штука.
Метод 3 – облуживание серебряным припоем.
В 2015 году ювелиры дизайн-студии NewArtVinyl, специально для пайки акустических кабелей разработали оригинальный, мягкий, безсвинцовый припой, с содержанием чистого серебра 20%. Я лично участвовал в сравнительных тестах и могу с полной ответственностью заявить: звучание проводов, облуженных припоем NewArtVinyl, выгодно отличается и от WBT 0825 Silver и от CHEMET Gmbh с содержанием серебра 4%.
Достоинства: Недорогой способ качественно защитить свои кабели от воздействия окружающей среды. Облуженные провода не разлохмачиваются и не обламываются при многократной перекоммутации.
Недостатки: Как ни хорош припой NewArtVinyl, его проводимость все же хуже чем у чистой меди.
Расценки: облуживание серебряным припоем 2,5 мм2 – 150 руб., 4 мм2 – 200 руб., 6 мм2 – 250 руб.
Если Вы все же решили разделать свои кабели бананами, перьями или лопатками – я Вам настоятельно рекомендую не прикручивать коннекты, а припаивать. И хотя некоторые доморощенные теоретики, на форумах размахивая таблицами электропроводимости, категорически против пайки, подавляющее большинство профессионалов поступают именно так.
И у них есть веские аргументы! Во-первых, оголенный проводник в банане по причинам, описанным выше, рано или поздно окислится, сведя на нет мнимые преимущества теоретиков. А во-вторых, при пайке многократно увеличивается площадь контакта проводника с коннектом, компенсируя низкую, по сравнению с чистой медью, электропроводимость припоя.
Расценки: распайка коннекта припоем CHEMET Gmbh – 150 руб. штука, припоем NewArtVinyl – 250 руб. штука.
И в заключении статьи, вернусь к тому с чего я ее начал. Если бы акустические провода были серебряными, то ни кому бы и в голову не пришло их паять. Коннекты бы просто обжимали, и это был бы самый лучший, надежный и простой способ. Но с медью все не так. Присоединяя коннект, профессиональный техник обязан думать о защите оголенного проводника. И пайка прекрасно решает эти вопросы.
Если Вы все же категорически против пайки, хочу дать Вам два совета. Во-первых, не используйте стандартные коннекты с креплением проводника двумя винтами. Для этого существуют коннекторы с креплением под обжим. Кстати, именно такие и производят NewArtVinyl. И, во-вторых, прежде чем зажимать медный провод позолотите его. В таком случае, разделку кабеля можно будет назвать идеальной!
Источник
Домашний кинотеатр на практике. Часть 3
Данная статья призвана затронуть наиболее важные аспекты выбора колоночного кабеля, прокладки кабеля от усилителя до акустических систем, а также целесообразности использования различных аксессуаров, коих предлагается немало даже для такой, казалось бы, простой вещи, как колоночный кабель.
Почему я не использую распространённое словосочетание «акустический кабель»? Дело в том, что изначально данное словосочетание является не совсем корректным, поскольку само по себе понятие «акустический кабель» подразумевает звуковод — полую трубку или иное сооружение, обладающее способностью пропускать внутри себя звуковые волны, которые, хоть и с искажениями, но всё-таки смогут долететь от точки «А» до точки «Б» (подобные звуководы применяются, например, в некоторых гражданских авиалайнерах, где вместо относительно дорогих и не практичных наушников используются полые трубочки с анатомическими насадками на конце). А в данном случае речь идёт не о звуководе, а о токопроводящем материале, поэтому корректнее будет говорить именно «колоночный кабель», тем более, что и в английском языке используется именно словосочетание speaker cable, а никак не acoustic cable. Да, сейчас уже поздно бегать по округе и возмущаться, ибо словосочетание «акустический кабель» уже довольно давно используется многими специализированными СМИ, так что сейчас использование данного словосочетания не стоит считать очень уж страшной ошибкой, ведь произвошло оно в результате «мутации» определения «кабель для акустических систем», но тем не менее…
Разновидности колоночных кабелей
Не секрет, что токопроводящих материалов весьма много, однако наиболее распространённым в аудиоиндустрии материалом для изготовления колоночных кабелей на сегодняшний день считается медь, из-за своих токопроводящих свойств и довольно низкой цены. Конечно, аудиопромышленность породила множество экзотических кабелей на основе редких металлов, металлических композитов и даже графита. Но их доля в общей массе ныне продаваемых кабелей просто мизерна, хотя, как правило, такие экзотические проводники обладают очень хорошими токопроводящими качествами, но вот их цена… Не всякий решится платить несколько сотен, а то и тысяч долларов за погонный метр такого кабеля — эти «дорогие радости» созданы для ярых аудиофилов (всё чаще поговаривают, что это психическое заболевание, уж простите), готовых за относительно небольшие улучшения звука, воспринимающиеся часто на уровне нюансов, платить огромные деньги. Нет, ради Бога, если есть желание, но просто подавляющее большинство людей исходит из принципа рациональности, поэтому различного рода подставки под кабели, чехлы для разъёмов и прочие шаманские атрибуты не вошли в умы большинства меломанов, да и едва ли войдут, ведь даже при наличии каких-то положительных изменений в звучании (в большинстве случаев присутствующих под влиянием одного лишь самовнушения, к сожалению), платить за различные «фишки» огромные деньги не все хотят. В общем, каждому своё. Так что сегодня будем говорить именно о кабелях с медными проводниками и безо всяких там заговорённых мазей для диэлектрика, поскольку АС в аудиосистемах всего мира чаще всего подключаются к усилителю именно такими «обычными» кабелями (обычно до $40-50 за метр). Да, разные они бывают по конструкции (плетение и толщина жил, качество меди, материал, и конструкция диэлектрика) и цене, но, признаться, я бы не советовал забивать себе голову всеми этими талмудами «знаний», поскольку поговорка «меньше знаешь — лучше спишь» пока ещё в силе. Ведь именно тогда, когда человек начинает стараться проникнуть в самые глубины и узнать все нюансы (порой, довольно бесполезные или попросту мифические) конструкции аппарата, колонок или кабеля — это обычно и приводит к развитию симптомов аудиофилии. Конечно, никто не призывает падать ниц при каждом произнесении словосочетания «частота дискретизации», но часто, вместо того, чтобы слушать музыку (не это ли цель, ради достижения которой и покупается аудиосистема?), люди начинают слушать систему, а то и вообще с головой уходят в глухие дебри надежд и ожиданий, докупая к системе множество различных аксессуаров (часто перекрывающих стоимость самой системы), включая какие-нибудь новомодные «аудиофильские антистатические тапочки» и прочие «таинственные и мощные улучшайзеры», на которых откровенно греют руки некоторые производители. Что ж, это бизнес, всё в порядке. Как и в каждом крупном бизнесе, в аудиоиндустрии продажа качественного звука не может быть топорной — тут нужны загадки, легенды и «достоверные мнения продвинутых аудиофилов». И они появляются, причём, во многом благодаря тому, что пользователи сами этого хотят.
Не слишком жестоко сказано? Признаться, мне не хочется выглядеть в глазах «продвинутых» аудиоманов неким «уничтожителем аудиофильских святынь», так что давайте так: кому нравятся все эти «мулечки», и кто действительно получает моральное удовлетворение от всего этого процесса — ради Бога. Осуждающих взглядов не будет, ведь это ваши деньги и ваше эмоциональное состояние. Ну а я по-прежнему уверен, что духи предков в фонокорректоре виниловой ветрушки не живут; что пляска с бубном вокруг усилителя не добавит звуку детальности; что кабель, сплетённый руками девственницы в полнолуние, будет ничуть не лучше того, который сделан в любое другое время суток профессионалом своего дела (трезвым, разумеется) или ещё лучше — высокотехнологичной автоматикой. Так что к этой теме больше я не возвращаюсь.
Ну так вот, если отбросить сейчас типы плетения проводников и материалы диэлектрика (разновидностей тех и других — огромное количество), то можно выделить три основных типа колоночных кабелей:
- «обыкновенный». Это привычный кабель с круглыми в сечении проводниками, состоящими из одной, нескольких или множества жил (на фотографии слева). Производят подобные кабели сотни компаний. Цена может колебаться от $0.5 до сотен или тысяч долларов за метр — зависит от качества кабеля, его сечения и, конечно же, «брэндовости» производителя.
- «плоский». Фактически используются те же жилы, только для удобства прокладки, проводники и диэлектрик как бы «сплющены» (на фотографии справа). Толщина такого кабеля относительна невелика — 1,5 — 3 мм. Стоимость метра такого кабеля начинается обычно от $2.
Описывать разницу звучания различных кабелей я не хотел бы, поскольку одни считают её вообще вымыслом и фантазией, а другие относятся к ней слишком трепетно. Так вот, для первой категории подобные рассуждения были бы не интересными и даже смешными, а люди из второй категории (то есть те, кто слышит разницу в звучании кабелей) наверняка будут ориентироваться на свой слух при выборе кабеля — советы тут едва ли нужны, поскольку дело вкуса. Так что выдержу в данном случае нейтралитет.
Способы прокладки кабеля
Если вы хотите просто бросить кабели вдоль стен, то можете дальше не читать, поскольку ниже написаны советы для тех, кто ценит эстетику и не хочет превращать комнату в щитовую электростанции, размещая кабели на виду у всех.
Итак, если ремонт в комнате уже сделан, то наиболее простым способом убрать с глаз долой колоночные кабели является банальная закладка этих кабелей под плинтус. Если у вас обычный (угловой) плинтус то проблем не будет вообще — берите понравившийся кабель и вперёд.
Если у вас плоский плинтус, но с внутренней канавкой для кабеля, то стоит обратить внимание на плоские или ленточные кабели.
Если же у вас нет плинтуса или он без каналов под кабели, то можно пойти двумя путями:
1. Купить плоский или ленточный кабель, аккуратно закрепить его на стене и покрасить в цвет стены (большинство кабелей весьма спокойно относятся к покраске).
2. Вообще не связываться с прокладкой кабеля вдоль стен, а просто купить плоский (или лучше ленточный) кабель и просто проложить его под ковром или ковровым покрытием — на ощупь кабель не будет заметен.
Если же ремонт у вас ещё не сделан в комнате, то можно просто заложить кабель в стену, но только в гофре, и желательно, чтобы трасса с колоночным кабелем не проходила параллельно и вплотную с сетевыми кабелями.
Оформление вводов/выводов кабеля
Тут существует три наиболее распространённых способа. Все они по-своему хороши, так что смотрите по ситуации, какой в вашем случае будет оптимальным. На рисунках колонка была специально отнесена подальше от стены, дабы вы увидели всё в деталях.
1. Банальная вырезка отверстия в плинтусе и вывод кабеля через это отверстие. Плюсы очевидны: простота в реализации данного типа вывода. Но и минусы присутствуют: если вы захотите убрать колонку, то кусок кабеля, торчащий из плинтуса, убрать уже не получится.
2. Вывод кабеля делается через пол, в результате чего кабеля практически не будет бросаться в глаза, даже если заглянуть за АС. А уж если вывод сделать под колонкой (если АС на шипах, конечно) или близко к ней, то выглядеть всё будет совсем красиво. Плюс: кабеля почти не видно. Минус: дырка в полу смотрится ещё более заметно, чем дырка в плинтусе. Ну а если вы уверены, что двигать колонки никогда уже не будете, то вариант с выводом кабеля из пола — для вас.
3. Самый эстетичный способ для тех, кто предполагает хоть изредка, но убирать колонки. Понадобится блок колоночных терминалов, выполненный в виде стенной розетки.
Такой блок оборудован либо винтовыми, либо пружинными терминалами. Аналогичные блоки можно разместить не только на стене за АС, но и на стене за ресивером или усилителем — кабели будут выглядеть эстетично и за стойкой с техникой тоже.
Либо комбинированный вариант: возле колонки сделать в полу нишу, в которой поставить розетку с колоночными терминалами. Для этой ниши сделать люк (10×10 см) из того же материала, из которого сделан пол у вас в комнате. Если колонки нужно будет убрать, то вы просто вытаскиваете кабель из терминалов в полу и закрываете люк над нишей с терминалами. Всё — пол совершенно ровный и ничего не видно.
Но есть один нюанс: подобные терминалы ухудшают контакт, а значит, в достаточно дорогих системах это может привести к небольшим, но ухудшениям звука, которое, я уверен, 98% слушателей не заметят, но «слухачи» могут почуять неладное, правда на уровне нюансов. Ну а в системах среднего и, тем более, начального уровня слышимых ухудшений от этих розеток не будет вообще. Стоимость такой розетки колеблется от $10 до $50 за штуку (в зависимости от производителя и модели).
Коннекторы
Наиболее частый вопрос — «А нужны ли мне коннекторы вообще? Может обойтись только кабелем?». Попытаюсь ответить. Итак, если коннектор «банан» выполнен таким образом, что оголённый конец кабеля зажимается поворотной шайбой, то толку (с точки зрения улучшения контакта) от такого коннектора минимум, скорее один только вред. Зато с эстетической точки зрения — самое то. Но всё равно, подобная конструкция «банана» весьма неудачна.
Во втором случае кабель внутри коннектора фиксируется двумя винтами, а поверх конструкции надевается термоусадка для предотвращения ухудшения контакта в результате окисления медного проводника. Такой «банан» с практической точки зрения даёт только одно преимущество по сравнению с фиксацией оголённого конца кабеля непосредственно в винтовом терминале АС или усилителя: оголённый конец колоночного кабеля не окисляется со временем.
В третьем случае, кабель засовывается в центральное отверстие «банана», а затем его жилы равномерно распределяются по полусферической поверхности прижима. Площадь контакта весьма велика, ведь контакт кабеля и коннектора происходит почти каждой жилой кабеля. Это уже лучше. А при наличии хорошей термоусадки окисления кабеля не будет. такой «банан» уже стоит рассматривать всерьёз.
И, наконец, самый надёжный и «правильный» коннектор — тот, в котором кабель припаян хорошим припоем, а поверх него установлена термоусадка. Тут и площадь контакта большая и окисления нет. Так что если и будете использовать коннекторы «банан», то либо с пайкой, либо с обжимом, как описано в предыдущем абзаце. В этих случаях резон в использовании коннекторов есть.
«Вилочка» («лопатка»)
С точки зрения подключения или отключения кабеля от терминалов АС или усилителя, «вилочка» куде менее удобна, нежели «банан», зато если вы используете обжимную «вилочку» (обжим кабеля лепестками контактной площадки коннектора производится специальным аппаратом под большим давлением) или «вилочку» с припаянным кабелем (в обоих случаях обязательное наличие термоусадки никто не отменял), то площади контакта кабеля с коннектором и в особенности коннектора с терминалом АС или усилителя позавидуют многие «бананы», да и окисления кабеля, как и в случае с хорошими «бананами», нет.
Внимание! Прежде чем делать кабель, уточните в инструкции к аппарату или АС, либо у продавца, позволяет ли ваш усилитель, AV-ресивер или АС использовать коннекторы. Обычно, недорогие ресиверы допускают подключение только оголённого кабеля.
Насущные вопросы
Выше написано, что встречаются экстра-дорогие кабели за огромные деньги — неужели эти кабели НАСТОЛЬКО улучшают звук аудиосистем?!
Признаться, в экстра-дорогущих кабелях откровенных «понтов» и «таинственной крутизны» наберётся процентов на 80-95 от их реальной стоимости. Да, по себестоимости это действительно довольно дорогие кабели, но не на столько, чтобы продавать метр даже за несколько сотен долларов, не говоря уже о тысячах. Но тут важно учитывать не только себестоимость или качество кабеля. Тут уже привлекает привилегированность кабеля (скажем, изготовление кабеля только под заказ и пайка только вручную в вакуумной камере), VIP-отношение к клиенту (доставка кабеля даже авиатранспортом, наличие красивой коробки из хорошего дерева и кожи какой-нибудь горной лани) и прочие атрибуты супер-элитной вещи. А также «принцип гармонии цен»: если человек заплатил, скажем, $400 000 за аудиосистему (бывает и больше), почему он должен пользоваться кабелями за «жалкие» $200/метр? Нет, тут нужны только элитные кабели! И они будут предоставлены столь состоятельному клиенту. Одни назовут это «вытягиванием денег» или просто «понтами», а другие возразят, что такие покупки лишь подчёркивают высокий статус, уровень дохода и значимость VIP-персоны. И что самое интересное, что каждый в этой ситуации будет прав. Но главное, что в итоге все остаются довольны.
Если же исходить из принципа рациональности, то для театров начального уровня ($500-1000 за комплект) смысла в покупке кабеля дороже $2-3 за метр нет никакого. Для систем среднего класса ($1000-5000 за комплект) имеет смысл засматриваться на кабели по $5-10 за метр. И этого, поверьте, будет вполне достаточно. Куда важнее грамотно подобрать систему, настроить её и подготовить хорошую с акустической точки зрения комнату.
Почему профессиональные колоночные кабели стоят заметно дешевле «аудиофильских»?
Во-первых, профессионалы не падки на различные рюшки и кружева, вроде деревянных коробок с инкрустацией или чехла для кабеля из натуральной кожи — их интересует кабель только с практической стороны, но никаких не с имиджевой. Во-вторых — на рекламу профессиональных кабелей не тратится столько денег, сколько уходит на раскрутку кабелей для Hi-Fi/Hi-End аппаратуры во множестве модных глянцевых журналов. Ну и в-третьих, профессиональные кабели как раз не обладают той «элитностью», за которую берут бешеные деньги в случае некоторых кабелей для Hi-End аппаратуры. Поэтому хороший профессиональный колоночный кабель, при цене $3-7 за метр, может быть по качеству лучше, нежели «бытовой» колоночный кабель, стоящий дороже. Именно поэтому для относительно недорогих комплексов недорогие, но качественные, профессиональные кабели будут, пожалуй, наиболее рациональным выбором. Впрочем, не только для них: не редко профессиональные кабели (но уже классом повыше) применяются весьма успешно и в системах среднего класса. Разумеется, и про «бытовые» колоночные кабели забывать не стоит, ведь и среди производителей оных встречается немало достойных продуктов за весьма умеренные деньги ($3-10 за метр).
Что это за OFC ? — на кабелях часто пишут…
Это Oxigen Free Copper, то есть бескислородная медь.
Какое сечение кабеля мне нужно на фронтальных и центральной АС?
Если AV-ресивер или усилитель развивает мощность до 100 Вт на канал, то желательно использовать кабель с сечением проводника не менее 2-3 мм². Для более мощной системы лучше купить кабель сечением не менее 4 мм².
А какой кабель брать для тыловых АС ?
В идеале надо брать такой же кабель (марка/модель), какой был использован для подключения фронтальных и центральной АС, однако сечение может быть другим, разумеется.
Какое сечение кабеля нужно для тыловых АС?
Если предполагается озвучивать комнату площадью 15-25 м², то вполне достаточно кабеля сечением 2-2,5 мм². Если же помещение побольше (30-50 м²), то стоит обратить внимание на кабели сечением 4 мм².
Обязательно использовать строго одинаковые по длине куски кабеля для тыловых АС?
Про задержку сигнала вспоминать вообще не стоит, поскольку при разнице в длине двух кусков колоночного кабеля даже в десяток-другой метров, задержка сигнала на более длинном куске составит лишь несколько миллионных долей секунды или даже меньше. Тут важно другое: при одинаковой длине кабеля теоретически исчезают различия в комплексных характеристиках (распределенные индуктивность, емкость) кабеля, которые могут влиять на сигнал. Так что если не хотите ставить эксперименты — берите одинаковые куски колоночного кабеля для пары АС.
А как насчёт беспроводных АС на тыловых каналах?
Качество звука беспроводных АС (слышимые шумы, ограниченный частотный и динамический диапазоны, заметные искажения) не позволят использовать подобные колонки даже в комплексах среднего класса. Объясняется такое звучание способом передачи сигнала от передатчика до приёмника в АС. Обычно передача осуществляется на радиоканале, то есть как в обычном радиоприёмнике, только на более высоких частотах. Так что, если хотите получить качественный звук, к тому же сэкономить (беспроводные АС стоят дороже аналогичных проводных), не поленитесь протянуть колоночные кабели и к тыловым АС.
Источник