Оборудование для монтажа лифтового оборудования
13.3. Оборудование и механизированный инструмент, применяемые на монтаже лифтов
Грузоподъемное и такелажное оборудование для монтажа лифтов
При монтаже и замене лифтов широко используются различные грузоподъемные средства, такелажное оборудование, монтажные приспособления и устройства.
Из грузоподъемных средств чаще всего применяются легкие электрические лебедки, рычажные ручные лебедки, ручные тали, а также ремонтные электрические тельферы, устанавливаемые в машинном помещении.
Электрические монтажные лебедки, в основном, используются для доставки лифтового оборудования к месту монтажа, а также для вывески его узлов или элементов при самом монтаже в положение, близкое к проектному. Подбираются монтажные лебедки по тяговому усилию и канатоемкости. Тяговое усилие лебедки должно превышать нагрузку от массы самого тяжелого из узлов лифтового оборудования, а канатоемкость обеспечивать максимальную, требуемую по технологии монтажа высоту подъема.
Лебедки оснащают канатом только того диаметра, который указан в паспорте. Канат должен сбегать с нижней образующей барабана. Расстояние от лебедки до отводного или грузового блока принимается не менее 20 длин барабана. Это расстояние обусловлено величиной максимального угла схода каната с барабана в плане.
Лебедка должна быть надежно закреплена, как от горизонтальных смещений, так и от опрокидывания при канате направленном под углом вверх. Лебедки могут закрепляться за элементы здания. Например, за расположенную рядом колонну. В жилых зданиях колонны встречаются редко, поэтому удобнее закреплять лебедку за дверной проем. Для этого поперек него, кладется бревно или кусок трубы, за которые канатом крепится рама лебедки. Элементы крепления проверяются расчетом, а место крепления за элемент здания согласовывается со строителями. При наличии порога и горизонтальном сходе каната лебедка может упираться в порог. Но, поскольку сходящий с барабана канат создает опрокидывающий момент вокруг порога, заднюю часть лебедки необходимо пригрузить в соответствии с расчетом. Груз располагается на дополнительной раме. При закреплении лебедки за элементы здания и канате, сходящем с барабана под углом вверх, контрогруз располагается на передней части дополнительной рамы. Если возможность крепления лебедки за элементы здания отсутствует, устойчивость лебедки обеспечивают кон-трогрузами, располагаемыми в передней и задней частях дополнительной рамы. Контрогруз, установленный в передней части, не должен мешать проходу каната.
Расчет устойчивости лебедки необходимо производить, как на сдвиг, так и на опрокидывание. В расчетах на сдвиг вводится коэффициент запаса устойчивости, равный 1,5; в расчете на опрокидывание — 1,2.
При установке лебедки в машинном помещении и сходе каната вертикально вниз намотку каната на барабан выполняют таким образом, чтобы сход каната происходил с наружной образующей последнего. Сбегающую ветвь каната пропускают в одно из отверстий в полу машинного помещения, причем ширина отверстия должна быть достаточной, чтобы исключить трение каната о его края.
Монтажные лебедки обслуживаются монтажниками, прошедшими обучение и имеющими соответствующие удостоверения. Обследование и испытание лебедок проводят не реже одного раза в год.
Рычажные ручные лебедки используются, в основном, для перемещения грузов на горизонтальных или слабонаклонных участках трассы доставки лифтового оборудования. Корпус рычажной лебедки крюком или кольцевым стропом закрепляется за элементы здания, а канат лебедки — на перемещаемом грузе. Как было сказано ранее, груз должен перемещаться по бетонным перекрытиям или по деревянным настилам на катках. В качестве катков могут использоваться отрезки бревен или металлических труб.
Подбирают рычажные лебедки по необходимому тяговому усилию, которое определяется расчетом из условия перемещения груза на катках.
Так как в верхней точке на катках из стальных труб или бревен перемещается стальная рама лебедки, а в нижней — катки перемещаются по бетонному перекрытию или деревянному настилу, необходимые для расчета значения коэффициентов трения качения в см, могут быть выбраны из следующих сочетаний: сталь по стали
— 0,05; сталь по дереву — 0,07; сталь по бетону — 0,06; дерево по бетону — 0.07; дерево по дереву — 0,08.
При перемещении грузов по слабонаклонным участкам (например, по лестничным маршам, покрытым деревянным настилом) необходимое тяговое усилие
Ручные тали и ремонтные электрические тали используются на монтаже лифтов, в основном, для подъема узлов лифтового оборудования через монтажный люк с верхней остановки в машинное помещение и перемещению их по последнему. Кроме того, ручные тали используются, в ряде случаев., для вывески узлов оборудования в положение, близкое к проектному (например, при монтаже дверей шахты с кабины лифта). Подбираются тали по необходимой грузоподъемности.
Для строповки узлов лифтового оборудования на крюковой обойме крана или крюке монтажной лебедки используются стандартные стропы, оборудованные коушами и крюками. Кроме того, используются кольцевые стандартные стропы и стропы с петлевой заделкой концов. Подбор диаметра каната стропов выполняется по разрывному усилию и приложенной к нему расчетной нагрузке. Коэффициент запаса прочности канатов принимается равным: для стандартных стропов при огибании канатом груза — 8, для стандартных стропов без огибания канатом груза — 6, для стропов, завязанных узлом — 8.
При подвеске узлов лифта или их комплектов на четырех стропах, расчет нагрузки на отдельные канаты ведется из условия подвески на три стропа, так как плоскость подвески гарантировано проходит через три точки и добиться равномерного распределения нагрузки на четыре стропа довольно трудно.
Источник
Оборудование для монтажа лифтового оборудования
Методы монтажа лифтов:
В настоящее время применяются три основных метода: поэлементный, укрупненными блоками и тюбинговый. Все методы имеют свои особенности, которые оказывают существенное влияние на цену работы и сроки установки лифта. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Поэлементный монтаж — это монтаж лифтовой установки из отдельных деталей и сборочных единиц непосредственно на месте. Этот метод чаще всего применяется при установленном перекрытии в шахте и машинном помещении, при замене или реконструкции старых лифтов, а также при монтаже лифтов в малоэтажных зданиях (2-3 этажа).
Монтаж укрупненными блоками – это метод монтажа, при котором на заводе-изготовителе или на производственной базе все детали и сборочные единицы лифта предварительно собираются в укрупненные блоки. Укрупненными блоками, например, являются: лебедка в сборе с рамой, подрамником и амортизаторами, лифтовая кабина с установленной и подключенной электрической частью, собранный каркас противовеса, двери шахт вместе со створками, а также отдельные блоки металлического каркаса шахты. Данный метод монтажа, как правило, осуществляется при помощи строительного крана при отсутствии перекрытия в проеме шахты и в машинном помещении.
Тюбинговый метод — это монтаж отдельных частей шахты из предварительно изготовленных объемных железобетонных элементов — тюбингов, в которых на домостроительном комбинате специальная бригада монтажников устанавливает часть оборудования лифта. Тюбинг представляет собой элемент лифтовой шахты высотой в один этажный пролет, в котором могут быть установлены: двери шахты, монтажные подмости, кронштейны крепления направляющих кабины и противовеса, а также некоторые элементы электрического оборудования шахты. Приямок и машинное помещение также можно смонтировать на месте из готовых тюбингов. Монтаж лифта тюбинговым методом осуществляется непосредственно во время строительства здания с использованием строительного крана.
Следует заметить, что методы монтажа лифтового оборудования укрупненными блоками или тюбингами применимы только для лифтов отечественного производства, так как существенную роль здесь играет возможность сборки и регулировки полностью собранных узлов на заводе-изготовителе лифта. Для лифтов иностранных фирм, скорее всего, понадобится поэлементный монтаж.
При выборе метода монтажа лифта основное значение имеет состояние здания, возможность координации работ со строителями, а также комплектность поставки лифтового оборудования. В последнее время при замене лифтов широко используется метод монтажа с крыши или каркаса кабины старого лифта, который в данном случае играет роль подмостей и позволяет отказаться от монтажных лебедок, что существенно ускоряет и удешевляет процесс. В среднем можно сказать, что монтаж пассажирского лифта в многоэтажном здании займет около 30 дней, грузового — до двух месяцев.
Выбор того или иного метода монтажа отдельного узла зависит от конструкции данного узла и лифта в целом. Шахта лифта в здании по конструктивному исполнению может быть глухой, полуоткрытой или приставной, а по качеству — кирпичной, бетонной, железобетонной и металлокаркасной— все эти характеристики важны при выборе способа монтажа. Лифтовая установка по типу привода может быть электрической или гидравлической, в каждом из вариантов будут различаться конструкция подъемного механизма и сам принцип его работы (привод от электрического двигателя или гидропривод поступательного движения с насосом). Машинное помещение лифтовой установки может размещаться вверху или внизу шахты, от этого будет зависеть способ установки лебедки (это не относится к блочному помещению, которое всегда размещается вверху шахты). Для тихоходного лифта устанавливаются пружинные буфера, а для скоростного – масляные, и т.д.
Но для большинства основных узлов различных лифтов способы их монтажа и регулировки базируются на одних и тех же принципах.
Документация для выполнения работ по монтажу лифта:
Основными документами для выполнения монтажных работ лифта являются проект лифтовой установки и проект производства работ (далее — ППР).
Проект лифтовой установки поставляется заводом-изготовителем или поставщиком лифтового оборудования и содержит следующие сопроводительные документы:
- паспорт лифтовой установки;
- установочный чертеж;
- принципиальная электрическая схема;
- внешняя электрическая схема;
- техническое описание;
- эксплуатационная инструкция;
- инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке;
- ведомость комплекта запасных изделий;
- чертежи сборочных единиц и деталей.
- организационные вопросы монтажа;
- указания по использованию механизмов;
- чертежи для изготовления оригинальных монтажных приспособлений и оснастки;
- вопросы техники безопасности.
Различают типовые и индивидуальные ППР.
Типовые ППР применяются при массовом монтаже лифтов одной и той же марки. В простых случаях вместо ППР допустимо использовать технологическую записку или заводскую инструкцию лифта. Индивидуальные ППР разрабатываются в тех случаях, когда расположение лифта в здании сильно затрудняет использование типовых приемов доставки и монтажа узлов и деталей. Примерами таких случаев могут служить монтаж или замена лифта в высотном здании (75 м или 25 этажей).
Проверка готовности здания к монтажу лифтов:
При определении готовности шахты будущего лифта под монтаж лифтового оборудования представитель монтажной организации проверяет:
- Наличие освещения в шахте. Перед началом монтажных работ Заказчик должен обеспечить в шахте лифта освещенность 50 лк с помощью ламп накаливания. Лампы следует размещать на 0,9-1,2 м выше каждой лифтовой площадки, а расстояние между лампами не должно превышать 3 м. Гирлянду размещают в одном из дальних углов шахты так, чтобы она не мешала монтажу оборудования лифта. Выключатель гирлянды освещения лифтовой шахты прикрепляют к стене на первой лифтовой площадке перед входом в шахту лифта.
- • Правильность установки подмостей. Подмости должны быть установлены в соответствии с заданием, выданным строителям монтажной организацией. К заданию на изготовление подмостей должен быть приложен чертёж настила, а также разметка привязки подмостей по высоте. Деревянные подмости изготавливаются из пиломатериалов не ниже второго сорта, имеют ровную поверхность с зазорами между досками не более 5 мм, прочность настилов выдерживает равномерную распределённую нагрузку 200 кг/м2. При высоте этажа 3,6 м и более необходимо устанавливать дополнительные подмости с таким расчётом, чтобы расстояние между щитами по высоте находилось в пределах от 1,8 м до 3 м.
- • Ограждение дверных проемов. Все дверные и монтажные проемы обеспечиваются сплошными ограждениями высотой не менее 1,1 м. Ограждения крепятся к стенам дверного проема, а внизу располагается отбортовочная доска высотой не менее 15 см. Помимо ограждения, для предотвращения случайного падения посторонних предметов в шахту, проемы шахты по всей высоте необходимо затянуть сеткой или плотной пленкой.
- •Закладные детали для крепления элементов оборудования лифта. Закладные детали для крепления кронштейнов направляющих кабины и противовеса допускается смещать в вертикальном направлении относительно проектного положения не более чем на 0,8 см. Допустимое отклонение закладных деталей для крепления кронштейнов направляющих вправо или влево относительно проектного положения не должно превышать 1 см, а закладных деталей для крепления иного оборудования лифта (в любом направлении) — 1 см. Толщина закладных деталей для крепления кронштейнов, дверей шахты и буферов должна быть не менее 0,8 см.
- • Размеры шахты и вертикальность стен по исполнительной схеме, выданной Заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ 53782-2010. Отклонение действительных внутренних размеров стен шахты от указанных в рабочих чертежах, не должно превышать 0,3 см. Вертикальность стен проверяется при помощи отвеса.
- • Приямок шахты. Глубина приямка должна быть не менее размера, указанного в монтажном чертеже. Приямок необходимо изолировать от попадания в него грунтовых и сточных вод. Приямки лифтов с глубиной до 2 м должны быть на время монтажа лифта оборудованы скобами или лестницами. Оси скоб должны совпадать с осями дверного проема и выступать из стен шахты на 10 см.
- • Расположение дверных проемов. Высота и ширина дверных проемов должны соответствовать размерам, указанным на монтажном чертеже. На стенах шахт в непосредственной близости от дверных проемов в соответствии с требованиями ГОСТ 53782-2010 должны быть нанесены отметки уровня чистых полов лифтовых площадок. В тех случаях, когда конструкция лифта предполагает проходную кабину, отметки уровня чистых полов наносятся с обеих сторон. Размеры и расположение отверстий для установки вызывных аппаратов, световых указателей и табло должны соответствовать размерам, указанным в монтажном чертеже. При расстоянии между лифтовыми площадками более 6 м в шахтах лифтов должны быть дополнительно предусмотрены монтажные проемы с шагом не более 6 м между ними. Эти проемы располагаются на лицевой стене шахты.
- • Машинное помещение. Размеры машинного помещения должны позволять разместить в нем оборудование с соблюдением всех требований ПУБЭЛ и ПУЭ. Привязка отверстий в полу машинного помещения, монтажного проема (люка) и их размеры, а также размеры дверного проема должны соответствовать размерам, указанным на монтажном чертеже. В машинном помещении необходимо выполнить постоянный ввод электропитания и заземление (а в электрических сетях с глухозаземленной нейтралью — зануление). Отверстия в полу машинного помещения ограждаются бортиками высотой не менее 5 см над уровнем пола.
- • техническую документацию лифта. Комплект технической документации на лифт:
— паспорт лифта (по форме приложения №2 ПУБЭЛ);
— копия разрешения на применение лифта;
— копия сертификата на лифт;
— копия сертификата на противопожарные двери (при их наличии);
— копия сертификата на ограничитель скорости;
— копия сертификата на ловители;
— копия сертификата на буфер;
— копия сертификата на замок дверей шахты лифта;
— монтажный чертеж лифта;
— принципиальная электрическая схема с перечнем элементов – в 2 экземплярах;
— схемы электрических соединений — в 2 экземплярах.
Инструкции и другие справочные материалы поставляются вместе с каждым лифтом на электронном носителе (CD-диске). В каждое упаковочное место вкладывается комплектовочная ведомость, содержащая состав данного упаковочного места и подпись лиц, ответственных за комплектацию и упаковку лифтового оборудования.
- помещения для бытовых нужд. Помещение для бытовых нужд обеспечивается отоплением, освещением, мебелью и запирающейся на замок дверью. Если монтажная организация намерена использовать собственные передвижные бытовки, то место их установки на территории следует предварительно согласовать с Заказчиком. Ответственным лицом за пожарную и электробезопасность в бытовом помещении назначается представитель монтажной организации.
- • условия складирования лифтового оборудования. Перед началом монтажа лифтовое оборудование складируют в непосредственной близости от входа в здание, где устанавливается лифт или в месте, отдельно оговоренном в контракте с Заказчиком. Площадка для складирования должна быть ровной и чистой. Под лифтовое оборудование в обязательном порядке устанавливают деревянные подкладки, чтобы исключить его сползание или опрокидывание. Узлы лифтов с установленным на них электрооборудованием, а также стальные канаты во избежание разрушающего воздействия на них окружающей среды следует хранить отдельно в закрытых помещениях. Прочее оборудование лифтов, на котором не установлено электрооборудование (например, направляющие кабины и противовеса, каркасы и грузы противовеса) допускается хранить под навесами или на открытых площадках при условии защиты от попадания влаги.
Технологическая последовательность выполнения монтажных работ зависит от многих факторов, в первую очередь, от типа и конструктивных особенностей лифта, от состояния и очередности поставок лифтового оборудования, от степени готовности строительной части здания.
На рисунке приведен разрез шахты лифта с установленным в ней лифтовым оборудованием.
Цифрами на рисунке обозначены следующие элементы:
1. — Шкив ограничителя скорости;
2. — Двери;
3. — Каркас кабины;
4. — Кронштейны стены;
5. — Кронштейны направляющих кабины;
6. — Направляющие кабины;
7. — Стена лифтовой шахты ;
8. — Ограничитель скорости;
9.- Рама лебедки;
10. — Лебедка;
11. — Шкив;
12. — Канаты;
13. — Направляющие противовеса;
14. — Каркас противовеса;
15. — Кронштейны направляющих противовеса;
16. — Кронштейны стены противовеса;
17. — Основа буфера противовеса;
18. — Основа буфера кабины.
Этапы монтажа лифта:
• Доставка лифтового оборудования к месту установки;
• Определение координат установки оборудования в шахте лифта;
• Установка кронштейнов крепления направляющих;
• Монтаж направляющих кабины и противовеса;
Источник