Монтаж сборных элементов осуществляется различными методами
В зависимости от степени укрупнения монтируемых элементов различают следующие методы монтажа: поэлементный и блочный монтаж, монтаж укрупненными модулями и в целом виде.
Поэлементный монтаж осуществляется отдельными элементами и не требует сложных подготовительных работ и наиболее распространен в строительстве.
Блочный монтаж – монтаж блоками из нескольких элементов, позволяет максимально механизировать монтажный процесс, полностью использовать грузоподъемность крана, сократить количество работ на высоте, но при этом требуются краны большой грузоподъемности, площадки и оборудование для сборки.
Монтаж укрупненными модулями и монтаж в целом виде – сборка сооружения осуществляется в нижнем положении, подъем и установка в полностью законченном виде, исключаются работы на высоте, но требуется наличие необходимого оборудования.
Монтаж отдельных конструкций осуществляют следующими способами: наращиванием, подращиванием, поворотом, скольжением, вертикальным подъемом, надвижкой, с перемещением в пространстве.
Наращивание – направление монтажа снизу вверх, наиболее массовый, простой и достаточно надежный метод.
Подращивание – направление монтажа сверху вниз, то есть поднимается и закрепляется верхняя конструкция, затем которая, располагается ниже.
Поворот – метод монтажа, при которой монтируемая конструкция или сооружение собирается на земле, ставится на шарнир, поворачивается. Этот способ технически сложно исполнить, применяется при монтаже вертикальных конструкций.
Способ скольжения отличается от способа поворота тем, что в процессе подъема конструкции за верхнюю часть, ее база перемещается в сторону подготовленного основания с помощью опорной тележки.
При применении способа вертикального подъема конструкцию поднимают на высоту, несколько большую, чем проектная, после чего подставляют или собирают постоянные опоры, на которые опускается конструкция.
Надвижка – способ монтажа конструкций, при котором горизонтальное перемещение конструкций осуществляется с помощью горизонтально работающих домкратов, мостовых кранов.
Подъем перемещением в пространстве состоит из подъема, горизонтального перемещения краном и опускания конструкции в проектное положение.
В зависимости от последовательности установки конструкций различают дифференцированный (раздельный) и комплексный (смешанный) методы монтажа, комбинированный (раздельно-комплексный) метод монтажа, сочетающий элементы первых двух (рисунок 7).
Дифференцированный метод предусматривает предварительную установку всех однотипных конструкций в пределах всего здания или определенного монтажного участка, а затем монтаж конструкций другого типа. Комплексный метод предусматривает последовательный монтаж разнотипных конструкций в пределах одной или нескольких смежных ячеек здания, образующих жесткую устойчивую систему, открывающую фронт для ведения последующих работ.
а – дифференцированным методом; б – комплексным методом; в – комбинированным методом; 1-6 – последовательность установки
Рисунок 7 – Последовательность установки конструкции в проектное положение
В зависимости от направления развития монтажного процесса различают продольный, когда конструкции последовательно монтируют вдоль здания или пролета, и поперечный монтаж, когда конструкции устанавливают последовательно по поперечным осям здания.
Рекомендуемая литература 4.
Контрольные задания по СРС 3 – 3 часа.
Составить калькуляцию трудовых затрат на монтажные работы. Разработать технологические схемы по установке строительных конструкций в зависимости от конструктивных особенностей зданий и выбранных методов монтажа. Рассчитать рабочие параметры монтажных кранов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Методы монтажа строительных конструкций
Методами монтажа называют технические решения, определяющие способ приведения конструкций в проектное положение и последовательность сборки зданий и сооружений. Методы монтажа элементов конструкций находятся в прямой зависимости от степени укрупнения монтажных элементов, последовательности установки, способа наводки конструкций на опоры, средств временного крепления и выверки и других признаков.
В зависимости от степени укрупнения различают:
мелкоэлементный монтаж из отдельных конструктивных элементов, характеризующийся значительной трудоемкостью и неполной загруженностью кранового оборудования из-за большой разницы в массах различных элементов. Метод мало эффективен и применяется крайне редко;
поэлементный монтаж из отдельных крупных конструктивных элементов (панели, колонны, плиты, рамы и т д), требующий минимума затрат на подготовительные работы, широко применяющийся при возведении промышленных и гражданских зданий и монтаже «с транспортных средств»;
блочный монтаж из геометрически неизменяемых плоских или пространственных блоков, предварительно собранных из отдельных элементов. Массу блоков доводят до максимально возможной грузоподъемности монтажных механизмов. При этом снижается число монтажных подъемов, наиболее полно используется грузоподъемность монтажных кранов, исключается выполнение на высоте большинства монтажных операций;
монтаж сооружений в готовом виде предполагает. сборку сооружения полностью на уровне земли с окончательным соединением и закреплением всех узлов с последующей установкой сооружения в проектное положение. Применяют метод при монтаже опор линий электропередач, радиобашен, оболочек, заводских труб и т. д.
В зависимости от последовательности установки отдельных монтажных элементов различают:
раздельный (дифференцированный) монтаж, который выполняют путем установки, временного и окончательного закрепления однотипных конструктивных элементов, например колонн, ригелей, плит и т. п.;
комплексный монтаж предусматривает последовательную установку, временное и окончательное закрепление разных конструктивных элементов, составляющих каркас одной ячейки здания. Установка элементов другой ячейки начинается после проектного закрепления конструкций предыдущей ячейки. Метод применяют при монтаже многоэтажных каркасных и бескаркасных зданий, одноэтажных промышленных зданий с металлическим каркасом.
комбинированный (смешанный) монтаж представляет собой сочетание раздельного и комплексного методов. Например, отдельный монтажный поток устанавливает колонны, а затем со смещением во времени параллельно следующий монтажный поток устанавливает все остальные элементы. Способ эффективен при наличии различных монтажных средств, обеспечивающих работу полного монтажного потока.
В зависимости от способа установки в проектное положение различают следующие виды монтажных процессов:
свободный монтаж, при котором монтируемый элемент без каких-либо ограничений устанавливают в проектное положение при его свободном перемещении. Способ требует постоянного контроля положения элемента в пространстве при его установке, необходимости выполнения выверочных, крепежных и других операций на высоте. Недостатки способа — повышенная сложность и высокая трудоемкость работ;
ограниченно-свободный монтаж, при котором монтируемая конструкция устанавливается в направляющие ориентиры, упоры, фиксаторы и другие приспособления, частично ограничивающие свободу перемещения конструкций и обеспечивающие снижение трудозатрат на временное крепление и выверку. Достигается повышение производительности кранового оборудования за счет снижения монтажного цикла;
принудительный монтаж конструкции основан на использовании кондукторов, манипуляторов, индикаторов и других средств, обеспечивающих полное или заданное ограничение перемещений конструкции от действия собственной массы и внешних воздействий. Способ обеспечивает повышение точности монтажа, приводит к значительному снижению трудозатрат.
В практике строительства утвердились следующие способы установки конструкций: наращивание, подращивание, поворот, надвижка и вертикальный подъем
Мелкоэлементный монтаж — сборка и установка в проектное положение отдельных деталей и конструкций. Этот метод трудоемкий и продолжительный.
Блочный монтаж — процесс предварительного укрупнения отдельных конструкций в плоские или пространственные блоки. Блоки могут быть собраны на заводе-изготовителе конструкций или на площадке укрупнительной сборки, что позволяет уменьшить трудоемкость, улучшить качество работ и повысить точность установки конструкций.
Монтаж строительно-технологическими блоками состоит в сборке конструктивных элементов совместно с технологическим оборудованием (электротехническим, санитарно-техническим, технологическим и др.)
В зависимости от направления развития монтажного процесса различают продольный монтаж (вдоль здания или пролета) и поперечный (по поперечным осям здания). Решение о выборе метода зависит от направления технологического процесса в возводимом здании.
Дифференцированный метод монтажа предусматривает последовательную установку всех однотипных конструкций в пределах здания или участка монтажа и только после этого установку конструкций другого типа, т. е. последовательно монтируют колонны по всему зданию, подкрановые балки, фермы, связи, элементы покрытия.
Комплексный метод предполагает последовательный монтаж разнотипных конструкций в пределах одной или нескольких смежных ячеек здания, образующих жесткую устойчивую систему; этот метод позволяет открыть фронт послемонтажных работ. При этом методе, например, устанавливают четыре колонны, затем две подкрановые балки, две фермы и плиты покрытий. Структура ячейки готова для последующих работ.
Комбинированный метод представляет собой сочетаний двух предыдущих. При этом колонны и подкрановые балки монтируют обычно дифференцированным (раздельным) методом, а конструкции покрытия — комплексным.
При дифференцированном методе выше производительность труда и точность установки конструкций, при комплексном — быстрее открывается фронт для последующих строительных работ, сокращаются сроки строительства и сдачи готовых объемов строительного комплекса.
Подъем конструкций осуществляется одним из следующих способов.
Вертикальный подъем. Применяют для большинства элементов, устанавливаемых на ранее смонтированные. Конструкция после поворота поднимается вверх, нижняя часть отрывается от поверхности.
Подъем поворотом. Возводимая конструкция собирается в горизонтальном положении. Нижний элемент конструкции соединяется с помощью крана или специальной оснастки (падающая стрела, полиспасты, расчалки и т. п.).
Поворот со скольжением. Используется для тех же конструкций и отличается от предыдущего метода тем, что одновременно с подъемом верха элемента нижняя часть его перемещается на тележке или скользит в направлении фундамента иди опоры.
Метод наращивания. Монтажные элементы устанавливают в проектное положение последовательно снизу вверх, т. е. на заранее установленные элементы.
Метод подращивания. На земле собирают верхнюю часть сооружения и затем поднимают ее на уровень, превышающий высоту нижележащего звена. На освободившемся месте под верхней частью монтируют (подводят под нее) следующие элементы, соединяют их и поднимают вверх с помощью, например, гидродомкратов. Операции повторяют до окончания монтажа сооружения на всю высоту.
Метод надвижки. Надвигаемый элемент собирается в стороне от места проектной установки, затем надвигается по специальным накаточным путям с помощью лебедок (с полиспастами) или горизонтальных домкратов.
Различают следующие основные разновидности монтажных машин:
- стационарные: 1- стрела монтажная; 2 — мачта монтажная; 3 — кран мачтово-стреловой вантовый; 4 — шевр; 5 -подъемник портальный гидравлический; 6 — кран приставной, переставной; 7 — кран приставной самоходный; 8 — кран самоподъемный;
- ограниченно-мобильные: 9 -кран башенный со сжатой стрелой; 10 — кран башенный с балочной стрелой; 11-кран башенный с шарнирно — сочлененной стрелой; 12 — кран башенный с наращиваемой башней;
- мобильные: 13-кран самоходный гусеничный стреловой; 14-кран самоходный гусеничный с башенно-стреловым оснащением; 15-кран самоходный пневмоколесный с управляемым гуськом; 16 — кран самоходный пневмоколесный с телескопической стрелой.
Монтажные стрелы и мачты используются для монтажа конструкций в местах, недоступных для работы кранов. Грузоподъемность мачт достигает 70 т.
Шевр — разновидность мачт, представляет А-образную опору из двух мачт, соединенных вверху и внизу ригелями. Крепится двумя вантами, устойчив только в одной плоскости. Применяется для монтажа тяжелых конструкций при малом перемещении их в плане.
Портальные гидравлические и тросовые подъемники используются для подъема грузов массой в сотни тонн.
Вантовые мачтово-стреловые краны применяют для монтажа высоких сооружений (до 40 м) с тяжелыми конструктивными элементами (до 40 т)
Жестконогие мачтово-стреловые краны используют на монтаже блоков металлоконструкций и инженерных сооружений большой массы.
Приставные башенные краны применяют для возведения объектов большой высоты. Башни наращивают по мере возведения здания.
Передвижные монтажные машины подразделяются на ограниченно-мобильные и мобильные монтажные краны. Монтажные краны должны иметь малую скорость опускания груза (0,2-3 м/мин), обеспечивающую плавную посадку конструкции на место. Для массового жилищного строительства применяют башенные краны грузоподъемностью до 12,5 т, высотой подъема крюка до 83 м и выпетом крюка до 50 м; для промышленного строительства — грузоподъемностью от 20 до 75 т, с максимальной высотой подъема крюка 116 м и вылетом крюка до 50 м. Число секций башни может изменяться.
Козловые краны выпускаются грузоподъемностью до 80 т, с пролетами до 74 м и высотой подъема крюка до 31м. Установка крана осуществляется методом самоподъема собственными лебедками и полиспастами при стягивании опор.
Рельсовые самоходные краны чаще всего имеют специальное назначение — монтаж тяжелых конструкций промзданий, укрупненных блоков массой до 100 т, а также монтаж элементов нулевого цикла.
Мобильные монтажные машины (самоходные стреловые краны на гусеничном и специальном пневмоколесном ходу,
Мобильные монтажные машины (самоходные стреловые краны на гусеничном и специальном пневмоколесном ходу, автомобильные и тракторные краны, вертолеты) имеют широкую область применения. Зона работы практически не ограничивается. Они легко перемещаются, быстро приводятся из транспортного положения в рабочее состояние.
Стреловые самоходные краны на гусеничном и пневмоколесном ходу широко применяются в промышленном строительстве. Они обладают большой маневренностью и грузоподъемностью (до 160 т), длина стрелы до 50 м. Стреловое оборудование весьма разнообразно. Телескопические стрелы значительно увеличивают их технологические возможности.
Автомобильные краны применяются на погрузочно-разгрузочных работах, при усилении и укрупнении конструкций, при монтаже на рассредоточенных объектах строительства, где эффективность кранов определяется большой мобильностью и меньшей стоимостью эксплуатации машины.
Специальные монтажные краны: самоподъемные, ползучие и переставные краны для монтажа мачт, башен, труб; трубоукладчики, гидравлические подъемники, краны для монтажа градирен, машины для монтажа оболочек и др. Предназначены для монтажа специальных сооружений.
Маркировка строительных машин (примеры)
- Марка крана МКС-10-20 означает: монтажный строительный кран, максимальной грузоподъемностью 10 т, вылетом стрелы 20 м.
- МКГ-25БР — монтажный кран гусеничный, максимальной грузоподъемностью 25 т, с башенно-стреловым оборудованием.
- КБ-674А-3 — кран башенный, с грузовым моментом более 3000 кН-м, неповоротной башней (т. е. неповоротным оголовком), первая модель, третье исполнение.
- КС-4561А- кран стреловой, четвертой размерной группы (максимальной грузоподъемностью 16 т), автомобильный, с гибкой подвеской стрелы, первой модели, первой модернизации.
- ХЛ — северное исполнение; Т — тропическое исполнение; ТВ -для влажных тропиков.
Каждая группа строительных кранов имеет свою систему маркировки.
- https://studopedia.su/10_98853_metodi-montazha-stroitelnih-konstruktsiy.html
- Бадьин Г. М., В. В. Стебаков Справочник строителя, 2000 г., изд-во АСВ
от: milica,   —
Источник