Начислен оффшорный сбор какая проводка

Оффшоры 2021

Обновление перечня ожидается в марте 2021 года

Список офшорных юрисдикций ФСН

2. Княжество Андорра;

3. Антигуа и Барбуда;

5. Содружество Багамы;

6. Королевство Бахрейн;

10. Республика Вануату;

11. Британские Виргинские острова;

14. Содружество Доминики;

15. Китайская Народная Республика:

— Специальный административный район Гонконг (Сянган);

— Специальный административный район Макао (Аомынь);

17. Республика Либерия;

18. Княжество Лихтенштейн;

19. Республика Маврикий;

21. Мальдивская Республика;

22. Республика Маршалловы Острова;

23. Княжество Монако;

25. Республика Науру;

26. Республика Ниуэ;

27. Объединенные Арабские Эмираты;

28. Острова Кайман;

29. Острова Кука;

30. Острова Теркс и Кайкос;

31. Республика Палау;

32. Республика Панама;

33. Республика Самоа;

34. Республика Сан-Марино;

35. Сент-Винсент и Гренадины;

36. Сент-Китс и Невис;

38. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

— Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);

39. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);

40. Республика Сейшельские Острова.

Офшорные зоны — что это такое?

Офшоры — это государства или территории, привлекающие иностранный капитал льготным налогообложением, а также выгодами надзорного, организационного и административного характера, среди которых важное место занимает конфиденциальность деятельности бенефициаров (настоящих владельцев компаний и счетов).

Простыми словами, оффшор, в его традиционном понимании, это маленькая далекая страна, где к деятельности компании не придерутся, количество денег на счетах и имена истинных хозяев не раскроют, и где, к тому же, не надо платить налоги, а достаточно раз в год сделать небольшой фиксированный взнос.

В действительности, оффшорные юрисдикции сейчас уже не совсем такие, какими были 10 лет назад. Налоговые власти многих стран, а также межгосударственные организации (ОЭСР и ФАТФ) развернули борьбу за соблюдение международных стандартов обмена финансовой информацией, угрожая нарушителям запретом инвестиций и реинвестиций. О полной анонимности речи теперь почти не идет, в сложных случаях сведения можно затребовать через интерпол, правда, ответа, возможно, придется ждать год. Однако налоговые преимущества, как и другие преференции и особые возможности для бизнеса, остались, поэтому «низконалоговые юрисдикции», как еще называют эти территориальные образования, по-прежнему остаются востребованными предпринимателями и физлицами самого разного ранга.

Выгоды использования

Среди преимуществ, кроме низких или полного отсутствия налогов: упрощенная система регистрации юрлиц, высокий уровень конфиденциальности, упрощенная система администрирования — отсутствие требований к финансовой отчетности и проверок деятельности, лояльное отношение со стороны государственных ведомств к институту номинальных управляющих (трасти) и акционеров, невысокие затраты на поддержание деятельности — от 300 (и даже ниже) долларов в год.

Некоторыми из преимуществ могут пользоваться и физические лица, — например, открывать счета в оффшорных банках и управлять ими на удаленной основе.

Правда, часть из этих «преимуществ» рассматривается другими государствами как незаконные. Например, оффшорное законодательство может не считать уклонение от уплаты налогов в других странах преступлением.

Какие страны относятся

Какие бывают (виды и категории)

Поскольку само понятие «оффшор» не является правовой дефиницией, и однозначного определения для него не существует, то и разделение низконалоговых юрисдикций на группы тоже условно.

Выделяют группы по системе налогообложения, по уровню обеспечения анонимности и конфиденциальности, по требованиям к представлению отчетности и степени вмешательства в деятельность бизнеса (или, что почти тоже самое, по лояльности к бизнесу регистрантов), по соответствию законодательства международным стандартам и уровню финансового контроля.

По величине сборов и налогообложению, в частности, выделяют зоны с нулевым налогообложением; с его низким уровнем; с освобождением от налогов отдельных видов деятельности; с освобождением от налогов компаний, не ведущих деятельности по месту регистрации.

Также часто выделяют группы «Классических» оффшоров (нулевые налоги, высокая анонимность — это Багамы, Барбадос, Антигуа и Барбуда, Бахрейн, Белиз, Гренада, Каймановы острова. ); «Престижных» (к которым относят Кипр, Мальту, Нидерланды, Люксембург, Швейцарию; так называемых «Оншоров» (государств, где регистрация компаний с льготным режимом налогообложения невозможна, но некоторые преимущества и удобства для бизнеса имеются).

Похожего подхода к классификации придерживался Банк России (список из приложения к указанию ЦБ России № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах).

— государства с законами, отвечающими международным стандартам, и высоким уровнем финансового контроля — острова Гернси, Джерси, Сарк и Мэн, Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур.
— классические оффшоры;
— и группа стран: Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

Какие лучше?

Возможности, предоставляемые такими территориями во многом схожи, но когда встает вопрос выбора низконалоговой юрисдикции для регистрации компании или открытия счета, то изучаются отличительные черты конкретной юрисдикции. Например, особенности правовой базы государства — нужны ли лицензии, разрешения на нужные операций. Лучший в данном случае — это максимально полно удовлетворяющий запросам. Например, оффшоры с закрытыми реестрами и статусом налогового нерезидента для владельца наилучшим образом походят для обеспечения конфиденциальности (среди таких государств Белиз, Панама, Сейшельские острова. ). Низконалоговые оншоры с резидентным статусом выбирают для налоговой оптимизации (это могут быть Англия, Гонконг, Кипр, Швейцария. )

Лучшие для россиян

По подсчетам иностранных экспертов, самые востребованные юрисдикции у предпочитающих хранить свои деньги за рубежом россиян — это, в порядке популярности, Кипр, Нидерланды и островные территории Великобритании. По оценкам аналитиков, выведенные туда суммы достаточно велики. Так, на весну 2018 года только на счетах в Британских офшорах, — Британских Виргинских и Каймановых островах, — находилось около 50 миллиардов долларов (на Виргинских островах в несколько раз больше, чем на Каймановых).

Для каких целей используются

— Для налогового планирования, «оптимизации налогов».
— Чтобы не афишировать имена настоящих собственников предприятий (бенефициаров) или физлиц-владельцев банковских денежных счетов. Для большей конфиденциальности деятельности компаний или операций по банковским счетам (во многих таких зонах действует закрытый реестр акционеров и директоров, сведения о них могут быть предоставлены только по решению местного суда).
— Для защиты активов, в частности от рейдерских захватов.
— Для повышения эффективности бизнес-процессов — упрощения, легкости и быстроты управления.
— Для упрощения деятельности компаний, связанных с ограничениями, накладываемыми законодательствами стран происхождения бизнеса, например, процедурами валютного контроля; или общей «забюрократизованностью» государственной системы управления.

Все эти действия могут быть абсолютно легального характера, и, вероятно, в большинстве случаев так и есть. Многие крупные международные компании располагают свои штаб-квартиры именно в подобных юрисдикциях.

Вывод, ликвидация.

Однако нередко предоставляемые оффшорами возможности используются противоправным образом.

Так, «оптимизация налогов» фактически может являться выводом в оффшор денег, или даже «уводом». Разработаны фактически незаконные схемы, которые трудно отследить, с операциями по импорту товаров и продукции; довольно часто можно встретить предложение сомнительных услуг по ликвидации через оффшор фирм, в частности, ООО. Традиционно некоторые из этих юрисдикций использовались для сокрытия капиталов, полученных нелегальным путем.

Деофшоризация

Международные усилия по борьбе с отмыванием денег и терроризмом последние годы только увеличивают свой размах. Особенно активной борьба с оффшорами стала в последнее десятилетие, после глобального финансового кризиса. Свои списки «черных», «серых» и «белых» оффшорных зон составляли Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием криминальных денег (ФАТФ), а страны G20 грозили не соблюдающим международные нормы запретом на финансовые и инвестиционные операции.

Все это не могло не сказаться на офшорном бизнесе — он претерпел большие изменения. Деятельность зарегистрированных в таких зонах компаний стала прозрачней, и в откровенно преступных целях эти юрисдикции использовать теперь вряд ли возможно.

В России целенаправленная борьба за деофшоризацию экономики началась в конце 2012 года после выступления президента Владимира Путина, призвавшего начать процесс перевода отечественных компаний в российскую юрисдикцию. В этих целях были разработаны или изменены ряд законов, среди которых «О контролируемых иностранных компаниях (КИК)», «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Важным законодательным документом в этой борьбе является уже упоминавшийся так называемый «черный список оффшоров», ежегодно обновляемый Минфином и ФНС.

Источник

Как заводят деньги в офшор и как выводят, насколько это законно с точки зрения НК РФ?

Публикация

Вопрос в такой формулировке периодически задается в поисковиках. Суть вопроса понятна, хотя он не совсем корректен. Давайте разберемся с понятием офшора, «законностью», а потом прокомментируем налоговые последствия таких операций.

Содержание

Что такое офшор?

В целом, под этим термином обычно подразумевается безналоговая/низконалоговая юрисдикция (или юрисдикция, предоставляющая льготные налоговые режимы), используемая лицами из других стран:

  • для снижения общей налоговой нагрузки по своим операциям за счет их перевода (иногда номинального) в такую юрисдикцию и/или отнесения, потенциально, необоснованно большой части общей прибыли к таким операциям, а также,
  • возможно, для сокрытия информации о своих активах.

Можно, в частности, отметить следующие масштабные международные инициативы и их последствия:

Прозрачность операций и активов

В 1998 году ОЭСР дала определение низконалоговым юрисдикциям или так называемым налоговым гаваням (tax havens). Таковыми признавались юрисдикции, сочетающие четыре основные признака:

  • отсутствие или номинальный налог на доход,
  • отсутствие эффективного обмена информацией,
  • отсутствие прозрачности,
  • отсутствие требования о ведении существенной деятельности.

В 2000 году на основании этих критериев были идентифицированы около 40 стран для включения в список «несотрудничающих налоговых гаваней» (uncooperative tax havens). Для исключения из списка юрисдикциям было предложено взять на себя обязательства по внедрению мер прозрачности и обмена информацией в налоговых целях с другими странами.

В результате, такие государства:

  • постепенно подписывают двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement — TIEA) и
  • присоединяются к автоматическому обмену информацией (AEOI) на основании стандарта по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (CRS).

Расширяется практика создания реестров бенефициарных собственников и предоставления свободного доступа к таким реестрам. Так, страны-члены ЕС обязались сделать реестры бенефициарных собственников публичными в рамках пятой антиотмывочной директивы ЕС. Великобритания сделала свой реестр бенефициарных собственников публичным еще в 2016 году и обязала свои заморские территории последовать этому примеру.

Так, например, БВО и Кайманы ввели такие реестры и, ожидается, что сделают их публичными в 2023 году, как и Джерси, Гернси, о. Мэн.

Препятствование уклонению от уплаты налогов

С одной стороны, страны, чьи налогоплательщики могут использовать низконалоговые юрисдикции, совершенствуют меры, призванные не допустить вывода прибыли из-под своего налогообложения.

Такие меры включают совершенствование правил трансфертного ценообразования, правил контролируемых иностранных компаний (КИК), корпоративного налогового резидентства, недопущение злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения и другие.

С другой стороны, под давлением развитых экономик мира и объединений стран (в частности, ЕС) и угрозой внесения в различные «черные» списки, безналоговые/низконалоговые юрисдикции вводят требования к компаниям об обеспечении их существенного экономического присутствия в стране инкорпорации.

Такие правила разнятся в зависимости от вида деятельности компании и, как правило, в частности, включают:

  • требование о ведении деятельности самой компанией в стране инкорпорации. Может разрешаться аутсорсинг при условии соответствующего управления и контроля;
  • требование о необходимом количестве сотрудников соответствующей квалификации, наличия офиса, и несения компанией адекватных операционных расходов для осуществления такой деятельности;
  • в определенных случаях, компания, не ведущая деятельность в стране инкорпорации, должна подтверждать свое налоговое резидентство в другой стране или наличие налогового постоянного представительства за рубежом;
  • механизм, обеспечивающий соблюдение установленных требований (вплоть до вычеркивания компании из реестра).

Таким образом, в настоящее время «офшор» часто уже совсем не тот, что, скажем, лет 10 назад.

«Законность» использования «офшоров» с точки зрения российского законодательства

Общегражданские нормы

В целом, российские граждане имеют право владеть зарубежными компаниями и осуществлять с ними операции. Каких-то исключений в отношении юрисдикций с низкими налоговыми ставками нет. Однако существуют ограничения для граждан, занимающих определенные должности.

Валютное регулирование

Сама иностранная компания не подпадает под действие российского валютного законодательства за исключением случаев ведения деятельности в России.

Российские граждане должны соблюдать валютное законодательство, в том числе, при операциях со своими зарубежными компаниями. Они имеют право вносить со своих счетов в российских банках средства в уставный капитал иностранных компаний или предоставлять им займы; в отношении займов должны соблюдаться правила о репатриации валютной выручки.

Существуют ограничения на операции с использованием зарубежных счетов российских граждан.

Например, существуют ограничения на получение дивидендов от иностранной компании не на российский банковский счет, а на зарубежный счет, если это счет в банке не из государства – члена ЕАЭС или страны, осуществляющей автоматический обмен информацией с Россией.

Сделки и структуры, направленные на уклонение от уплаты налогов

Если структуры создаются или операции осуществляются, как внутри страны, так и с использованием иностранных компаний, с целью уклонения от уплаты налогов, то могут возникнуть административные и уголовные последствия. В этом отношении могут использоваться различные нормы законодательства. В частности:

  • В налоговых спорах применяется статья 169 ГК РФ (Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности), статья 170 ГК РФ (Недействительность мнимой и притворной сделок);
  • Существуют примеры попыток использовать статью 193.1. УК РФ (Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов) к операциям с зарубежными структурами, когда, собственно подложных документов не было, как в соответствии с публикациями в деле «Вятского кваса»;
  • В НК РФ есть статья 54.1, направленная на недопущение недоплаты налогов в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности.

Примеры использования «легитимных» зарубежных структур

Основные черты структур, не направленных на противоправное уклонение от налогов, включают:

  • Основная цель. Существование структуры/операций обусловлено коммерческими, а не налоговыми целями, хотя налоговые факторы могут учитываться при планировании структуры/сделки.
  • Соразмерность прибыли выполняемым функциям. В зарубежной компании генерируется прибыль, соразмерная функциям, выполняемым ею, количеству и квалификации ее персонала, активам, принимаемым рискам.

Примеры ситуаций, когда использование зарубежной компании, в том числе, использующей льготный налоговый режим, может быть обоснованным, в частности, включают:

  • Холдинговая компания для размещения акций на иностранной бирже;
  • Компания для выпуска еврооблигаций;
  • Компания, перепродающая электронные услуги с обоснованной маржой, созданная для облегчения процесса приема платежей от зарубежных клиентов;
  • Торговая компания, активно продвигающая товары в соответствующем регионе за рубежом;
  • Торговые компании, не торгующие с Россией, с реальным управлением и соответствующими специалистами в стране инкорпорации;
  • IT компания, (частично) осуществляющая разработки за рубежом
  • Компании для персональных инвестиций в определенные зарубежные ликвидные ценные бумаги. Это может быть удобнее с точки зрения совершения расчетов. Валюта активов может совпадать с валютой отчетности компании, что позволяет не уплачивать налог в связи с падением курса рубля к соответствующей валюте. Управление инвестициями профессиональными компаниями без активного участия инвестора снижает российские налоговые риски.

Налоговые последствия использования компаний в низконалоговых юрисдикциях в соответствии с НК РФ

При использовании иностранных компаний, особенно из юрисдикций с низким налогообложением, у российских налоговых резидентов могут возникать российские налоговые обязательства и риски. В частности, следует обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Правила контролируемых иностранных компаний (КИК). Российский налоговый резидент обязан уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях при доле участия свыше 10%, о наличии КИК (в случае возникновения контроля над иностранной компанией), предоставлять информацию о прибыли КИК, уплачивать налог с нераспределенной прибыли КИК. В этом отношении существует ряд исключений.
  2. Трансфертное ценообразование. Коммерческие сделки российского налогоплательщика с зарубежной компанией, в целом, должны осуществляться по рыночным ценам и с соблюдением правил трансфертного ценообразования, установленных НК РФ.
  3. Использование соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Если иностранная компания получает доходы из источников в РФ, в частности, дивиденды, проценты, роялти, некоторые другие доходы, то возникает российский налог у источника выплаты. Применение льготных ставок такого налога в соответствии с СИДН может быть недоступно в связи с особенностями зарубежной структуры. Кроме того, Россия активно пересматривает свои СИДН со странами, компании в которых использовались, главным образом, для применения льгот по СИДН.
  4. Корпоративное налоговое резидентство и (налоговое) постоянное представительство (ПП). У иностранной компании могут возникать российские налоговые последствия, если:
  • компания управляется из РФ. В этом случае компания может быть признана российским налоговым резидентом и должна уплачивать налог на прибыль аналогично российским компаниям. Возникают последствия и по другим налогам.
  • компания осуществляет (часть) своей коммерческой деятельности в РФ. В таком случае у компании возникает российское ПП, и прибыль, генерируемая через такое ПП, должна облагаться налогом в России.

Такая ситуация, в частности, возникает, когда в России находятся сотрудники, фактически работающие на иностранную компанию или управляющие ею.

Источник

Читайте также:  Разъем с кабелем evc001 adogh040mss0002h04