Мт 1036 проводка катушка

Электрическая схема мотоцикла днепр 12 вольт

Электрическая схема автомобиля ДНЕПР — МОТОЦИКЛ

Электросхемы мотоциклов Днепр различных модификаций — Днепр МТ-10, Днепр 11, Днепр 16 других моделей. Для увеличения схемы нужно кликнуть на неё.

Электросхема мотоцикла Днепр МТ-10

Электросхема мотоцикла Днепр МТ-10 36

1 — фонарь левого указателя поворота Днепр МТ-10, 2 — лампа А12-21; 3 — фара; 4 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 5 — лампа А12-45-40 дальнего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен): 7 — спидометр; 8 — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; 15 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 — прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски 22 — лампа А12-21 габаритного света и сигнала тормоза на коляске; 23 — блок предохранителей; 24 — генератор; 25 — сигнал; 26 — реле-регулятор: 27 — выключатель сигнала торможения, 28 — включатель Днепр МТ-10 ;29 — аккумуляторная батарея; 30 — прерыватель; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — наконечник свечи; 34 — свеча зажигания; 35 — задний фонарь коляски; 36 — фонарь мотоцикла Днепр МТ-10; 37 — лампа А12 15 сигнала торможения; 38 — лампа А12-3 габаритного света освещения номерного знака.

Читайте также:  Заводы по производству кабеля ввг

Электросхема мотоцикла КМЗ-8,155 Днепр-11 и КМЗ-8.922 Днепр-16

Электросхема мотоцикла Днепр-14

1 – аварийный выключатель зажигания 2 – переключатель «день-ночь» 3 – разъемные колодки Днепр 14 4 – правые указатели поворота с лампой А12-21 (на мотоцикле-одиночке) 5 – выключатель стоп-сигнала ручного тормоза 13.3720 6 – лампа подсветки шкалы спидометра А12-1 7 – контрольная лампа указателей поворотов А12-1 8 – контрольная лампа аварийного давления масла А12-1 9 – контрольная лампа дальнего света 10 – лампа головного света фары А12 –45+40 11 – лампа габаритного света в фаре А12-4 12 – замок зажигания 141.3704 13 – левые указатели поворотов с лампами А12-21 14 – реле-прерыватель указателей поворотов РС 427 15 – переключатель указателей поворотов 16 — переключатель света Днепр 14 17 – правые указатели поворотов с лампами А12-21 (на коляске) 18 – лампа А12-8 габаритного света передняя (на коляске) 19 – датчик аварийного давления масла 20 – блок плавких предохранителей 21 – реле-регулятор 33.3702 22 – контрольная лампа работы генератора А21-1 23 — контрольная лампа нейтрали в коробке передач А21-1 24 – датчик включения контрольной лампы нейтрали 25 – звуковой сигнал С-205 26 – катушка зажигания Б-204 27 – прерыватель ПМ-302А 28 – кнопка звукового сигнала 29 – двухнитевая лампа А12-2+6 дальнего габаритного света и стоп-сигнала (на коляске) 30 – выключатель стоп-сигнала ножного тормоза 31 – лампа А12-21 стоп-сигнала 32 – лампа А12-5 заднего габаритного света 33 – выключатель «маесы» 34 – аккумулятор 6МТС-9 или 2ХЗМТ-6 35 – розетка (только на «Днепр-16») 36 – генератор Г-424 и выпрямитель 37- реле РР-330.

РЕМОНТ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ АКБ

Электрооборудование мотоцикла состоит из источников и потребителей электрической энергии, вспомогательных приборов и

электрической сети. Оно обеспечивает воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя, освещение, звуковую и световую сигнализацию.

Схема электрооборудования мотоцикла показана на рис. 28.

Источники электроэнергии: аккумуляторная батарея ЗМТ12.

генератор постоянного тока Г414 с реле-регулятором РР302.

Потребители электроэнергии: приборы зажигания (катушке зажигания, прерыватель и свечи), приборы освещения и сигнализации (фара с электролампами, фонари мотоцикла и коляски, звуковой сигнал).

Вспомогательные приборы: центральный переключатель с замком зажигания, предохранителем и фонарем контрольной лампы (красный светофильтр) зарядки аккумуляторной батареи; фонари-сигнализаторы нейтрального положения механизма переключения передач и включения поворотов ПД20Г (зеленый светофильтр); переключатель комбинированный (на руле) с рычажком включения дальнего и ближнего света, кнопкой сигнала и манет-кой опережения зажигания; переключатель указателей поворотов; пробки контакта (на коробке передач); реле-прерыватель указателя поворотов (в фаре); переключатель дальнего и ближнего света (в фаре); розетка для переносной лампы (на раме под седлом водителя); выключатель сигнала торможения.

Электрическая сеть, состоящая из проводов низкого напряжения, выполнена по однопроводной схеме, т. е. от источников электрической энергии к потребителям подведено по одному проводу (от положительных полюсов аккумуляторной батареи и генератора), а вторым проводом служит рама и другие металлические части мотоцикла и самих приборов («масса»). Отрицательные полюсы аккумуляторной батареи и генератора соединены на «массу».

Рис. 28. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски ПФ232-Б; 2 — лампа А6-2; 3 — пробка контакта; 4 — задний фонарь коляски ФП219-Б; 5 — переключатель указателя поворота П201; 6 — сигнал мотоциклетный С204Б; 7— провод кнопка — сигнал; 8 — аккумуляторная батарея ЗМТ12; 9 — провод аккумулятор — «масса»; 10 — лампа А6-15; 11 — лампа А6-3; 12—задний фонарь мотоцикла ФП246; 13 — фонарь-указатель поворота УП223; 14 — наконечник; 15 — фонарь контрольной лампы ПД20Г; 15 —лампа А6-1; 17 — лампа А6-32+32; 18 — прерыватель указателей поворота РС419; 19 — переключатель света ФГ6; 20 — предохранитель (15 А); 21-ключ центрального переключателя; 22 — лампа Аб-0,25; 23 — генератор Г414; 24 — реле-регулятор РР302; 25 — пластина реле — «масса»; 26 — выключатель сигнала торможения ВК854; 27 — фара в сборе; 28 — комбинированный переключатель П-45; 29 — катушка зажигания Б2-Б; 30 — свеча А10НТ; 31 —прерыватель-распределитель ПМ05; 32 — фара ФГ116; 33 — лампа А6-21 -+-+3; 34 — розетка 47К; 35 —- провод от переключателя к центральной лампе фары (ближний свет); 36 — провод от переключателя к центральной лампе фары (дальний свет); 37— провод от центрального переключателя к переключателю света; 38 — провод аккумулятор—розетка; 39— провод бобина — прерыватель; 40 — провод высокого напряжения бобина — распределитель; 41 — провод высокого напряжения к свече цилиндра; 42 — пучок проводов фонарей коляски; 43 пучок проводов заднего щитка сл мотоцикла; 44—пучок проводов переключателя указателя поворота; 45 — пучок проводов генератора, аккумулятора и пробки контакта; 46 — пучок проводов катушки зажигания и сигнала; 47 — пучок проводов фонаря контрольной лампы и реле РС419

содержание .. 41 42 45 ..

Схема электропроводки Днепр

Мотоциклы Днепр являются распространенными. Они и сегодня встречаются у многочисленных мотоциклистов. Многие из них сталкиваются с трудностями, когда дело доходит до ремонта систем, которые связаны с электроникой. Можно обратиться для этого к специалистам. Однако гораздо дешевле все можно сделать самостоятельно. Для этого необходима лишь схема электропроводки мотоцикла Днепр и инструменты.

Схема играет важную роль, по нескольким причинам:

  • получение знаний по правильной работе с различными системами мототехники Днепр,
  • возможность проведения ремонтных работ в любых условиях,
  • экономия на услугах мотосалонов по ремонт электрооборудования мотоцикла.

1 — фонарь левого указателя поворота; 2 — лампа А12-21; 3 — фара; 4 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 5 — лампа А12-45-40 дальнего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен); 7 — спидометр; 8 — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; 15 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 — прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски; 22 — лампа А12-21 габаритного света и сигнала тормоза на коляске; 23 — блок предохранителей; 24 — генератор; 25 — сигнал; 26 — реле-регулятор; 27 — выключатель сигнала торможения; 28 — включатель; 29 — аккумуляторная батарея; 30 — прерыватель; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — наконечник свечи; 34 — свеча зажигания; 35 — задний фонарь коляски; 36 — фонарь мотоцикла; 37 — лампа А12-15 сигнала торможения; 38 — лампа А12-3 габаритного света и освещения номерного знака.

Новые записи в блогах

Схема подключения замка зажигания мотоцикла Урал довольно проста, при желании с ней справится любой новичок. Нагрев — потери напруги, потери напруги — хуже искра тогда еще стояло кулачковое Следите, чтобы верхние прижимы были установлены в направляющие И. Попеременно подавайте ток на контакты.

Отзыв автовладельца по имени Истома:Управляемость — идёт как по рельсам, отлично тормозит и не кренится.


Поэтому при установке генератора перед затяжкой болтов его крепления ослабьте стяжной болт разрезной опоры, затяните болты крепления генератора и лишь затем полностью затяните стяжной болт задней опоры генератора. Разнообразие схем Проводка при воздействии внешней среды очень часто портится и приходится покупать новую.


Подсоедините один провод контролирующей лампы к клемме с низким напряжением, второй к массе.


Хороший свет. Он создан для автомобилей, но также хорошо подходит и для мотоциклов, если у ваших знакомых есть такой агрегат, одолжите и существенно облегчите себе жизнь.


Подготовка сухозаряженных аккумуляторных батарей к работе Порядок подготовки батарей для приведения в рабочее состояние: снимите защитный кожух и крышку, очистите батареи от пыли, а болты выводов от смазки; выверните пробки из заливочных отверстий, удалите герметизирующие прокладки и прочистите вентиляционные отверстия в пробках. В более новых моделях много модернизированных деталей, значительно отличающихся от старых вариантов.


Схема проверки выпрямительного блока: а — проверка плюсовых диодов; I — диоды включены в непроводящем, направлении; II — диоды включены в проводящем направлении Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток в одном направлении и, следовательно, лампа горит только при включении диодов в проводящем направлении. Припаять к нужной клемме конец провода. Мотоцикл Урал. Проводка. Часть 1.

Источник

Как подключить замок зажигания на днепре

Электрическая схема автомобиля ДНЕПР — МОТОЦИКЛ

Электросхемы мотоциклов Днепр различных модификаций — Днепр МТ-10, Днепр 11, Днепр 16 других моделей. Для увеличения схемы нужно кликнуть на неё.

Электросхема мотоцикла Днепр МТ-10

Электросхема мотоцикла Днепр МТ-10 36

1 — фонарь левого указателя поворота Днепр МТ-10, 2 — лампа А12-21; 3 — фара; 4 — лампа А12-4 габаритного и стояночного света; 5 — лампа А12-45-40 дальнего и ближнего света; 6 — фонарь правого указателя поворота (на мотоцикле с коляской не подключен): 7 — спидометр; 8 — лампа А12-1 освещения спидометра; 9 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 10 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 11 — фонарь контрольной лампы дальнего света; 12 — фонарь контрольной лампы генератора; 13 — фонарь контрольной лампы датчика нейтрали; 14 — панель приборов; 15 — центральный переключатель; 16 — переключатель указателей поворота; 17 — прерыватель указателей поворота; 18 — пробка контакта; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — переключатель света; 21 — передний фонарь коляски 22 — лампа А12-21 габаритного света и сигнала тормоза на коляске; 23 — блок предохранителей; 24 — генератор; 25 — сигнал; 26 — реле-регулятор: 27 — выключатель сигнала торможения, 28 — включатель Днепр МТ-10 ;29 — аккумуляторная батарея; 30 — прерыватель; 31 — катушка зажигания; 32 — провод высокого напряжения; 33 — наконечник свечи; 34 — свеча зажигания; 35 — задний фонарь коляски; 36 — фонарь мотоцикла Днепр МТ-10; 37 — лампа А12 15 сигнала торможения; 38 — лампа А12-3 габаритного света освещения номерного знака.

Электросхема мотоцикла КМЗ-8,155 Днепр-11 и КМЗ-8.922 Днепр-16

Электросхема мотоцикла Днепр-14

1 – аварийный выключатель зажигания 2 – переключатель «день-ночь» 3 – разъемные колодки Днепр 14 4 – правые указатели поворота с лампой А12-21 (на мотоцикле-одиночке) 5 – выключатель стоп-сигнала ручного тормоза 13.3720 6 – лампа подсветки шкалы спидометра А12-1 7 – контрольная лампа указателей поворотов А12-1 8 – контрольная лампа аварийного давления масла А12-1 9 – контрольная лампа дальнего света 10 – лампа головного света фары А12 –45+40 11 – лампа габаритного света в фаре А12-4 12 – замок зажигания 141.3704 13 – левые указатели поворотов с лампами А12-21 14 – реле-прерыватель указателей поворотов РС 427 15 – переключатель указателей поворотов 16 — переключатель света Днепр 14 17 – правые указатели поворотов с лампами А12-21 (на коляске) 18 – лампа А12-8 габаритного света передняя (на коляске) 19 – датчик аварийного давления масла 20 – блок плавких предохранителей 21 – реле-регулятор 33.3702 22 – контрольная лампа работы генератора А21-1 23 — контрольная лампа нейтрали в коробке передач А21-1 24 – датчик включения контрольной лампы нейтрали 25 – звуковой сигнал С-205 26 – катушка зажигания Б-204 27 – прерыватель ПМ-302А 28 – кнопка звукового сигнала 29 – двухнитевая лампа А12-2+6 дальнего габаритного света и стоп-сигнала (на коляске) 30 – выключатель стоп-сигнала ножного тормоза 31 – лампа А12-21 стоп-сигнала 32 – лампа А12-5 заднего габаритного света 33 – выключатель «маесы» 34 – аккумулятор 6МТС-9 или 2ХЗМТ-6 35 – розетка (только на «Днепр-16») 36 – генератор Г-424 и выпрямитель 37- реле РР-330.

РЕМОНТ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ АКБ

Мотоцикл ДНЕПР-11. Электропроводка

Источники и потребители электрической энергии, а также вспомогательные приборы соединены между собой проводами. Для удобства монтажа провода (кроме проводов высокого напряжения) соединены в жгуты. Провода соединены между собой и с потребителями металлическими соединениями, защищенными от замыкания на «массу» резиновыми трубками, наконечники проводов защищены резиновыми колпачками.

Жгуты проводов крепятся к раме мотоцикла и бокового прицепа лентами и стягиваются хомутиками.

Все светосигнальные приборы защищены предохранителями. Блок предохранителей ПР11М установлен на кронштейне под панелью приборов. В блоке установлены предохранители (4 шт.) на 15 А.

Верхний предохранитель № 1 защищает от короткого замыкания цепи переключателя СВЕТ. Предохранитель № 2 защищает от короткого замыкания цепи габаритных огней. Предохранитель № 3 защищает от короткого замыкания цепь звукового сигнала, выключателей «стоп» ручного и ножного тормозов и цепь фонарей-указателей «нейтрали» и «давления масла». Предохранитель № 4 защищает от короткого замыкания цепь реле-указателя поворотов. Вместо предохранителя на 15 А в эту цепь можно устанавливать предохранитель на 10 А.

Способы обнаружения неисправностей в электрических цепях и агрегатах мотоцикла

На неисправность электрической цепи указывает отказ в работе источников и потребителей электроэнергии (генератора, реле-регулятора, контрольно-измерительных приборов, освещения и т. д.).

При этом могут быть следующие неисправности: обрыв или нарушение контакта в проводах, соединяющих потребитель с источником электроэнергии;

неисправности предохранителей или коммутационной аппаратуры (замок зажигания, переключатели, датчик и др.);

короткое замыкание или перегрузка в цепи, в результате чего срабатывают предохранители.

Перед началом проверки электрической цепи нужно убедиться, что предохранитель исправен. Его можно проверить с помощью контрольной лампы — один конец провода подсоединить к «+» аккумуляторной батареи, а другой — к одной из сторон проверяемого предохранителя. Свободный конец предохранителя подключить через контрольную лампу к «—» аккумуляторной батареи или к корпусу мотоцикла («массе»). Если предохранитель исправен, то лампа будет гореть.

Для проверки электрических цепей необходимо: включить замок зажигания;

включить проверяемую цепь с потребителями.

Если потребитель не работает, а предохранитель исправен, то неисправны цепь или потребитель. Проверку наличия напряжения нужно начинать с клемм потребителя. При этом возможны следующие варианты:

отсутствует напряжение на клеммах потребителя (контрольная лампа не горит) — проверить исправность электрической цепи от потребителя к источнику;

возможен обрыв провода или отсутствие контакта в соединениях. В этом случае, в зависимости от неисправности, нужно подтянуть контакты или заменить провод;

имеется напряжение на клеммах потребителя (контрольная лампа горит) — проверить исправность потребителя (перегоревшие лампы заменить).

Если предохранитель перегорает, то в цепи короткое замыкание. Необходимо найти и устранить неисправность, прежде чем снова включать замок зажигания или контрольный участок цепи. Проверку производить в том же порядке, что и в предыдущем случае.

При проверке напряжения на первичной обмотке высоковольтной катушки контакты прерывателя должны быть замкнуты.

Определение возможных неисправностей генератора и регулятора напряжения

Если контрольная лампа работы генератора и регулятора напряжения не загорается при включении зажигания, то прежде всего надо проверить надежность подсоединений клемм на регуляторе напряжения и аккумуляторной батарее, надежность соединения корпуса регулятора напряжения с «массой», наличие напряжения на клемме «+» регулятора напряжения.

Если эта проверка не дала положительного результата, необходимо проверить исправность цепи контрольной лампы от панели приборов до клеммы «ЛК» регулятора напряжения. Для этого отсоединить провод от клеммы «ЛК» на регуляторе напряжения, включить зажигание и замкнуть в отсоединенный провод с клеммой «+» регулятора напряжения. Если в этом случае лампа не загорается, при наличии напряжения на клемме «+», следует проверить провода, надежность контактов и контрольную лампу. Если при замыкании лампа загорается, причина неисправности в регуляторе напряжения, который нужно заменить.

Если контрольная лампа работы генератора и регулятора напряжения не гаснет после пуска двигателя, при работающем двигателе нужно включить дальний свет, а затем выключателем «массы» отключить аккумуляторную батарею.

При исправных генераторе и цепи его возбуждения двигатель

продолжает работать, а свечение лампы в фаре изменяется незначительно. В этом случае горение контрольной лампы свидетельствует о плохом контакте на клеммах аккумуляторной батареи или неисправности регулятора напряжения, который следует заменить. Ни в коем случае нельзя проверять работоспособность генератора замыканием на корпус клеммы, обозначенной знаком «+», т. к. в этом случае может выйти из строя выпрямительный блок в генераторе.

Такие же последствия может вызвать ошибочное подсоединение «-<-» аккумуляторной батареи к корпусу («массе») мотоцикла.

Если двигатель на средней частоте вращения глохнет при отключении клеммы «+» аккумуляторной батареи, прежде всего необходимо убедиться в наличии тока в цепи возбуждения генератора. Для этого при неработающем двигателе и включенном зажигании отсоединить провод от клеммы «Ш» регулятора напряжения и кратковременно прикоснуться им к клемме «+» регулятора напряжения. Если при этом появляется небольшая искра, цепь возбуждения генератора исправна.

Отсутствие искрения на клемме «+» указывает (если не поврежден провод от клеммы «Ш» генератора к регулятору напряжения), что неисправен генератор. После проверки исправности проводов и надежности соединений (на аккумуляторной батарее, генераторе и реле-регуляторе) необходимо проверить исправность генератора.

Проверку генератора и его полупроводникового выпрямителя также можно производить с помощью контрольной лампы при неработающем двигателе.

Для проверки полупроводникового выпрямителя необходимо отсоединить генератор от цепи, а затем проделать следующие операции:

1. Присоединить «+» аккумуляторной батареи к клемме «

» генератора, а «—» аккумуляторной батареи через контрольную лампу — к корпусу генератора. Контрольная лампа при этом не должна гореть. «Затем «+» аккумуляторной батареи присоединить к корпусу генератора, а «—»— к клемме «

» генератора через контрольную лампу. Лампа при этом должна гореть. Если в первом случае лампа загорелась — неисправен полупроводниковый выпрямитель (нижний полупроводниковый элемент). Если во втором случае лампа не горит — значит обрыв в цепи «

2. Присоединить «+» аккумуляторной батареи к клемме «+» генератора, а «—» через контрольную лампу — к клемме «

» генератора. Контрольная лампа при этом не должна гореть. Затем «+» аккумуляторной батареи присоединить к клемме «

» генератора, а «—» — к клемме «+» генератора через контрольную лампу. Лампа при этом должна гореть. Если в первом случае лампа загорелась — неисправен полупроводниковый выпрямитель (верхний полупроводниковый элемент). Если во

втором случае лампа не горит — значит имеется обрыв в цепи «

Кроме того, следует проверить исправность цепи возбуждения генератора, что также можно сделать с помощью контрольной лампы. Для этого «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу следует присоединить к клемме «Ш» (шунт генератора), отсоединив клемму «Ш» от регулятора напряжения, а «—» аккумуляторной батареи — к корпусу генератора.

Проворачивая ротор генератора при помощи рычага пуска двигателя, необходимо наблюдать за горением контрольной лампы. Если лампа горит и не мигает, это указывает на хорошее состояние контактов цепи возбуждения. Прерывистое горение лампы указывает на плохой контакт щетки с кольцом или кольца с выводами обмотки возбуждения генератора.

Уход за электрооборудованием

При ежедневном обслуживании следует проверять работу фары, звукового сигнала, фонарей, аккумуляторной батареи, генератора, зажигания.

В случае неисправности электрических ламп фары необходимо заменить их. Для замены ламп габаритного (стояночного) огня следует вынуть патрон с лампой, а затем лампу из патрона. При замене сгоревшей контрольной лампы в фонарях необходимо вынуть фонарь из корпуса панели, а затем лампу из патрона.

При ухудшении звучания сигнала его необходимо отрегулировать, поворачивая регулировочный винт в ту или другую сторону. ^

Через каждые 5000 km пробега необходимо проверить: зазор между электродами свечей и при необходимости очистить свечи от нагара;

надежность присоединения проводов;

крепление и исправность ламп в фаре и фонарях, при необходимости удалить пыль с отражателей, протереть стекла в фонарях.

Перед заменой перегоревшего предохранителя необходимо найти и устранить неисправность в электрической цепи.

Во время эксплуатации мотоцикла необходимо периодически проверять надежность крепления спидометра на приборной панели и соединение его с гибким валом.

При появлении скрипа необходимо добавить смазку в торец штуцера или в масленку прибора. Для этого необходимо снять спидометр и прочистить отверстие в заглушке. Затем спидометр расположить таким образом, чтобы смазочное отверстие, а при отсутствии его торец штуцера были сверху, и, вращая ось от руки, накапать пять-шесть капель масла изопарафинового ИПМ-1 или другого равноценного приборного масла.

Источник