Может поставка товара включать его монтаж

Содержание
  1. Может поставка товара включать его монтаж
  2. Между сторонами заключен договор поставки оборудования, предмет которого включает в себя: непосредственно поставку оборудования; комплекс работ по шеф-надзору при монтаже и пусконаладке оборудования на этапах установки и монтажа оборудования; пуск оборудования в эксплуатацию; испытательный прогон. В стоимость договора включены стоимость оборудования и выполнение всего комплекса работ. Оплата по договору: авансовый платеж от всей стоимости договора (без разбивки и конкретизации на оплату за оборудование и услуги) и окончательный платеж от стоимости договора после успешного проведения испытательного прогона на основании подписанного сторонами акта о достижении гарантированных показателей работы. Оборудование поставлено, смонтировано, но его работа осуществлялась со сбоями. В течение длительного времени продавец не устранял недостатки в работе оборудования. В результате, ввод в эксплуатацию не был осуществлен, испытательный прогон, соответственно, тоже не был проведен. Акт о достижении гарантированных показателей работы, которым обусловлен окончательный расчет, между сторонами не подписан. Ввиду этого покупатель устраняет недостатки за свой счет посредством привлечения другой сторонней организации. Сейчас поставленное оборудование работает без сбоев, но акт ввода в эксплуатацию подписан без участия продавца. Заключительного акта, подписание которого обуславливает совершение окончательного платежа в рамках договора, нет. Покупатель не направлял одностороннего отказа от исполнения договора либо требования об уменьшении покупной цены, возмещении расходов по ст. 475 ГК РФ. Сейчас такое требование ввиду процедуры банкротства в отношении продавца не актуально для покупателя, так как оно автоматически попадет в реестр требований. Возникла ли при изложенных выше обстоятельствах у покупателя обязанность по уплате окончательного платежа? Может ли требование об уменьшении покупной цены в контексте ст. 723 ГК РФ квалифицироваться как встречное?
  3. Может поставка товара включать его монтаж
  4. Предметом закупки являются приобретение и монтаж системы видеонаблюдения (в рамках расширения и модернизации уже существующей системы видеонаблюдения). Соответственно, помимо работ в закупочной документации указываются материалы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с Постановлением N 968 и Приказом N 126н, а также такие, в отношении которых ограничений вовсе не установлено, но без которых монтажные работы выполнены быть не могут (это различные кабели, гофры, кабель-каналы — расходный материал). Можно ли объединять в предмет закупки перечисленные материалы? Следует ли заказчику устанавливать ограничения в соответствии с указанными нормативными актами?
  5. Может поставка товара включать его монтаж
  6. В контракт, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», включена формулировка о том, что цена контракта включает в себя все расходы поставщика на доставку, погрузку, разгрузку, размещение и установку товара у заказчика, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также иные виды затрат, возникающих при исполнении настоящего контракта. Товар поставлен и принят, однако казначейство не «пропускает» платеж, ссылаясь на то, что указанное условие не соответствует закону. Правомерно ли установление данного условия? Являются ли доставка, погрузка, разгрузка отдельной услугой, которая должна быть оформлена отдельным договором?
Читайте также:  Монтаж водосливной системы металлической

Может поставка товара включать его монтаж

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Между сторонами заключен договор поставки оборудования, предмет которого включает в себя: непосредственно поставку оборудования; комплекс работ по шеф-надзору при монтаже и пусконаладке оборудования на этапах установки и монтажа оборудования; пуск оборудования в эксплуатацию; испытательный прогон.
В стоимость договора включены стоимость оборудования и выполнение всего комплекса работ. Оплата по договору: авансовый платеж от всей стоимости договора (без разбивки и конкретизации на оплату за оборудование и услуги) и окончательный платеж от стоимости договора после успешного проведения испытательного прогона на основании подписанного сторонами акта о достижении гарантированных показателей работы.
Оборудование поставлено, смонтировано, но его работа осуществлялась со сбоями. В течение длительного времени продавец не устранял недостатки в работе оборудования. В результате, ввод в эксплуатацию не был осуществлен, испытательный прогон, соответственно, тоже не был проведен. Акт о достижении гарантированных показателей работы, которым обусловлен окончательный расчет, между сторонами не подписан. Ввиду этого покупатель устраняет недостатки за свой счет посредством привлечения другой сторонней организации. Сейчас поставленное оборудование работает без сбоев, но акт ввода в эксплуатацию подписан без участия продавца. Заключительного акта, подписание которого обуславливает совершение окончательного платежа в рамках договора, нет.
Покупатель не направлял одностороннего отказа от исполнения договора либо требования об уменьшении покупной цены, возмещении расходов по ст. 475 ГК РФ. Сейчас такое требование ввиду процедуры банкротства в отношении продавца не актуально для покупателя, так как оно автоматически попадет в реестр требований.
Возникла ли при изложенных выше обстоятельствах у покупателя обязанность по уплате окончательного платежа?
Может ли требование об уменьшении покупной цены в контексте ст. 723 ГК РФ квалифицироваться как встречное?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте также:  4 жильный кабель uponor

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Может поставка товара включать его монтаж

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Предметом закупки являются приобретение и монтаж системы видеонаблюдения (в рамках расширения и модернизации уже существующей системы видеонаблюдения). Соответственно, помимо работ в закупочной документации указываются материалы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с Постановлением N 968 и Приказом N 126н, а также такие, в отношении которых ограничений вовсе не установлено, но без которых монтажные работы выполнены быть не могут (это различные кабели, гофры, кабель-каналы — расходный материал).
Можно ли объединять в предмет закупки перечисленные материалы? Следует ли заказчику устанавливать ограничения в соответствии с указанными нормативными актами?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приобретение в рамках одной закупки перечисленных в вопросе товаров (материала) и работ не противоречит законодательству. Ограничения в соответствии с Постановлением N 968 и Приказом N 126н в случае такой закупки устанавливать не следует.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Постановление N 968). Эти ограничения и условия допуска применяются в случае закупки отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, утвержденный указанным постановлением (п. 3 этого постановления). При этом в силу п. 4 Постановления N 968, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с указанными ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Приказом Минфина от 4 июня 2018 года N 126н (далее — Приказ N 126н).
Иными словами, заказчик в случае закупки указанной в вопросе продукции обязан установить ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением N 968 и Приказом N 126н, а также указать соответствующую информацию в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (п. 10 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
При этом в силу п. 3 Приказа Минфина России N 126н для целей применения этого приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении и не указанные в нем. На это обращено внимание, например, в решении УФАС по Новосибирской области от 12.12.2018, решении УФАС по Челябинской области от 27.05.2019 N 074/06/99-781/2019, решении УФАС по Санкт-Петербургу от 21.12.2018 N 44-6110/18. Предметом рассмотрения указанных решений являлись закупки исключительно на поставку товаров по перечню. Пункт 5 Постановления N 968 содержит положения, аналогичные требованиям пункта 3 Приказа N 126: для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него.
Вместе с тем в п. 1 письма Минфина России от 15.04.2019 N 24-02-05/26879 обращено внимание на то, что Приказ N 126н применяется исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара) и не регулирует закупки работ, услуг, в связи с чем пункт 3 Приказа N 126н не может повлечь невозможность объединения в один лот товаров, а также работ, услуг. Если речь идет о закупке, предметом которой являются поставка оборудования, выполнение работ по его установке и монтажу, оказание услуг по обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, и включающая помимо прочего поставку товара из перечней товаров, в отношении которого установлены ограничения или запреты в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, такое объединение является обоснованным (смотрите, например, решение УФАС по Москве от 05.02.2019 N 2-57-1371/77-19, решение УФАС по Кабардино-Балкарской Республике от 23.05.2019 N 05-100/19, решение УФАС по Самарской области от 15.05.2019 N 438-14312-19/4).
В п. 2 приведенного письма указано, что Постановление N 968 также применяется при осуществлении закупок исключительно товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара).
В связи с этим отметим, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению предмета закупки, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребности. При этом контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 этого Закона).
В приведенной ситуации потребность заказчика заключается в расширении и модернизации уже имеющейся у него системы видеонаблюдения: заказчику необходимо приобрести и смонтировать определенные недостающие элементы такой системы. Целесообразность единой закупки работ и необходимых товаров, материалов обусловлена в данной ситуации потребностью заказчика, очевидной эффективностью приобретения соответствующих работ и материалов в рамках единой закупки у одного контрагента.
Таким образом, монтаж и наладка товара в силу Закона N 44-ФЗ могут быть включены в один объект закупки с поставкой товара вне зависимости от условий допуска, ограничений допуска для целей закупок таких товаров, происходящих из иностранных государств. Ограничения допуска товаров, установленные Постановлением N 968 и Приказом N 126н для целей таких закупок, на наш взгляд, не применяются.
В заключение отметим, что в правоприменительной практике есть примеры и противоположного подхода к решению этого вопроса, когда антимонопольный орган полагал необходимым устанавливать в документации о закупке ограничения, предусмотренные Постановлением N 968, в связи с закупкой работ, выполнение которых предполагало использование товаров, включенных в перечень (смотрите, например, решение Якутского УФАС России от 12.12.2016 N 06-1008/16т, решение Московского УФАС России от 29.11.2016 N 2-57-13953/77-16). Поэтому нельзя исключить вероятности того, что в конкретной ситуации наше мнение по этому вопросу не совпадет с позицией контролирующего органа. Вполне возможно, что вывод антимонопольного органа о необходимости применения ограничений в соответствии с Постановлением N 968 будет обоснован какими-либо особенностями объекта закупки (например, если существенную часть цены контракта составляет стоимость радиоэлектронного оборудования, включенного в перечень, а работы заключаются в основном в монтаже этого оборудования). Поэтому во избежание негативных последствий принятия решения относительно применения или неприменения Постановлением N 968 при осуществлении такой закупки рекомендуем за официальными разъяснениями обратиться в ФАС России и в Минфин России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Может поставка товара включать его монтаж

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В контракт, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», включена формулировка о том, что цена контракта включает в себя все расходы поставщика на доставку, погрузку, разгрузку, размещение и установку товара у заказчика, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также иные виды затрат, возникающих при исполнении настоящего контракта.
Товар поставлен и принят, однако казначейство не «пропускает» платеж, ссылаясь на то, что указанное условие не соответствует закону.
Правомерно ли установление данного условия? Являются ли доставка, погрузка, разгрузка отдельной услугой, которая должна быть оформлена отдельным договором?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приведенное в вопросе условие не противоречит закону. Контрактом могут быть предусмотрены обязательства поставщика по доставке и разгрузке товара.
Независимо от наличия в контракте указанного в вопросе условия надлежащим образом исполненные поставщиком обязательства должны быть оплачены в соответствии с условиями контракта.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) устанавливает требования к описанию заказчиком объекта закупки. Так, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). При этом из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона) следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. На то, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства, указывают представители уполномоченных государственных органов (письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 N Д28и-71) и судьи (решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16). Определяя правила описания объекта закупки, Закон N 44-ФЗ не регламентирует формирование (содержание) предмета контракта, его существенных условий. Руководствуясь принципом свободы договора, закрепленным в п. 2 ст. 1, п.п. 1, 2, 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ, заказчик вправе включить в проект контракта любые не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Разумеется, свобода формирования предмета закупки ограничена положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ), устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Норма ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии с этим Законом.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг законом не определено. Вместе с тем, на наш взгляд, указанные в вопросе услуги, безусловно, непосредственно связаны с исполнением обязательства по поставке товара. Ни Закон N 44-ФЗ, ни ГК РФ, на нормах которого основан Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не содержат норм, которые бы запрещали предусматривать в договоре поставки обязанность поставщика по доставке и разгрузке товара. Включение в договор поставки обязательства продавца по доставке товара не только распространено на практике, такая возможность прямо предусмотрена, например, ст. 458 ГК РФ.
При этом ни один нормативный акт не указывает на то, что дополнительные обязательства поставщика по договору (контракту) на поставку товара, такие как доставка товара, его разгрузка и т.п., должны оплачиваться отдельно, и их стоимость не может включаться в предусмотренную договором цену товара. Поэтому указанное в вопросе условие не противоречит закону. То обстоятельство, что обязательства по доставке, разгрузке и т.п. являются дополнительными по отношению к обязательству по передаче товара (то есть принципиально контракт мог бы быть заключен без включения в него обязательства поставщика по доставке и разгрузке), не имеет значения. Как показывает правоприменительная практика, включение в контракт аналогичных условий является обычной практикой (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2019 г. N 14АП-3186/19, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2017 г. N 15АП-10781/17, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 21 мая 2015 г. N 161/З-2015, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2017 г. N 13АП-2754/17, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2015 г. N 11АП-10103/15, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2019 г. N 21АП-201/19).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ), в том числе заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Следовательно, заказчик обязан оплатить надлежаще исполненное по указанному в вопросе контракту по предусмотренной им цене. Неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате является основанием для взыскания с него неустойки (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Наличие в контракте указанного в вопросе условия не освобождает заказчика ни от обязанности оплатить исполненное в соответствии с условиями контракта, ни от ответственности за неисполнение этой обязанности.
В заключение отметим, что согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта (в том числе условие о цене) можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), приведен в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При описанных обстоятельствах основания для изменения приведенного в вопросе условия отсутствуют. Ответственность за неправомерное изменение условий контракта предусмотрена ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Порядок осуществления бюджетными и автономными учреждениями операций с денежными средствами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник