Монтажные площадки для монтажа крана

Организация монтажной площадки

Организацию монтажной площадки для монтажа мостовых кранов не решают отдельно от организации монтажной площадки для монтажа технологического оборудования объекта в целом. Поэтому вопросы сооружения временных железнодорожных путей и дорог, производственных и бытовых помещений, внешних магистралей и разводок энергоснабжения, сжатого воздуха, кислорода и ацетилена, освещения площадки и др. не требуют самостоятельного решения для крана.

Приступая к этим решениям, в первую очередь рассматривают вопрос подачи на монтажную площадку деталей крана и размещения их на этой площадке. Наиболее рационально и с наименьшими материальными затратами решается этот вопрос в том случае, если монтажную площадку пересекают железнодорожные пути, укладываемые для подачи на монтаж стальных конструкций здания, передвижения монтажных механизмов, подачи огнеупорного припаса и других материалов. Выбор места установки крана на подкрановые балки следует в том случае, если он не связан с другими обстоятельствами, сделать с учетом наличие железнодорожных путей, по которым детали крана могут быть поданы непосредственно под монтажный механизм: железнодорожные пути только для подачи крана прокладывать экономически нецелесообразно.

Если железнодорожные пути не пересекают монтажную площадку, надо определить трассу, по которой детали крана будут перемещены на площадку после доставки их со склада транспортными средствами до конечного их пункта. Следует рассмотреть также возможность перевозки кранового оборудования автомобильным транспортом, на трайлерах большой грузоподъемности. Такая перевозка в большинстве случаев позволяет доставить оборудование непосредственно к месту монтажа.

Читайте также:  Сип кабель 4х16 монтаж

Если детали крана намечено поднимать на подкрановые балки полиспастами, подвешенными к (конструкциям здания, электролебедки, грузовые полиспасты с дополнительными устройствами для их подвески и другие средства для такелажных работ располагают на площадке с соблюдением определенных требований — грузовые полиспасты и дополнительные устройства для их подвески, а также электролебедки располагают так, чтобы без перевески и перестановки обеспечить подъем и установку на место всех деталей крана; электрические лебедки устанавливают с соблюдением таких же требований, а также так, чтобы машинист видел поднимаемый груз и руководителя подъема: передача команды руководителя подъема через посредника допускается только в исключительных случаях; лебедки должны быть установлены так чтобы число отводных блоков было минимальным, а расстояние от блока, направляющего канат на барабан грузовой лебедки, было не менее 20 длин барабана этой лебедки, если на ней нет канатоукладчика. При наличии канатоукладчика это расстояние может быть сокращено до пяти длин барабана. Кроме того, расположение лебедок выбирают так, чтобы в качестве якорей можно было использовать конструкции здания, получив на это специальное разрешение.

При наличии на монтажной площадке достаточного места детали крана завозят на площадку полностью и раскладывают таким образом, чтобы наиболее тяжеловесные детали находились в зоне действия подъемных устройств и их не надо подтаскивать для подъема. На рис. 4 наиболее тяжелые детали крана — пролетные балки — расположены непосредственно под местом установки монтажной балки, которой будет производиться подъем.


Рис. 4. Раскладка оборудования крана на монтажной площадке
1 и 2 — главные балки; 3 — гласная тележка; 4 — вспомогательная тележка; 5 — вспомогательные концевые балки; 6 — концевые балки; 7— вспомогательные балки; 8— монтажная балка (до установки); 9 — электрические лебедки

Читайте также:  Монтаж металлоконструкций для гипсокартона

Если из-за недостатка места для раскладки завезти все оборудование крана на монтажную площадку не представляется возможным, подачу его для установки производят по согласованному графику, уточняемому перед подачей каждого крупного узла. Лучшего эффекта достигают в том случае, когда для установки на подкрановые балки детали крана поднимают непосредственно со средств транспорта. Подготовку оборудования к монтажу в этом случае делают вне пределов монтажной площадки.

Для монтажа крупных кранов или группы кранов на монтажную площадку доставляют бригадный вагончик, в котором хранятся инструмент, такелажное оборудование, материалы, используемые при монтаже крана.

Современные крупные промышленные предприятия и даже отдельные цехи этих предприятий вводят в эксплуатацию очередями. Например, кислородно-конвертерные цехи с конвертерами емкостью 100—130 и 250— 300 т вводят в действие в две очереди. Аналогичные примеры могут быть приведены из любой отрасли народного хозяйства. Таким образом, после ввода в действие первых агрегатов монтировать мостовые краны приходится в эксплуатируемом цехе. Мостовые краны в большинстве случаев монтируют в действующих цехах.

В таких условиях организации монтажной площадке уделяют большое внимание, а все принципиальные решения принимают с участием администрации действующего цеха или даже одного из руководителей всего предприятия.

Лучшим решением можно считать такое, когда часть цеха, в которой ведутся строительно-монтажные работы, удается отделить от действующей части цеха временной перегородкой легкого типа, а железнодорожные пути и гужевые дороги разделить на пути эксплуатации и строительства. Однако такое решение не всегда удается осуществить. Поэтому при организации монтажной площадки следует соблюдать, с одной стороны, требования не нарушать технологического режима действующей части цеха, с другой —обеспечить нормальные и безопасные условия рабочим-монтажникам, выполняющим монтажные работы. Для этого необходимо: организовать подачу подлежащего монтажу оборудования, минуя действующую часть цеха; соорудить удобные для подъема на подкрановые пум лестницы, чтобы рабочие не пользовались лестницами действующей части цеха, на которых созданы максимальные удобства; организовать проход рабочих к рабочим местам так, чтобы не было необходимости пересекать действующие горячие пути *; кратко ознакомить рабочих-монтажников с особенностями технологии действующего цеха, которые могут вызывать травматизм; запретить посещать действующую часть цеха без особой необходимости и без разрешения непосредственно руководителя работ.

Кроме выполнения указанных требований должны быть усилены технический надзор за производством монтажных работ, а также наблюдение за безопасными методами работ

* Горячими называют пути предприятия, по которым перевозят расплавленный металл

Источник

Основные этапы монтажа мостового крана

Монтаж мостового крана имеет определенную последовательность этапов, которая будет иметь некоторые отличия, обусловленные типом механизма и его характеристиками (грузоподъемностью, габаритами). Подвесные краны дешевле, компактнее, проще в монтаже, более эффективно используют рабочее пространство, но существенно уступают опорным в грузоподъемности, высоте подъема груза, скорости износа крановых путей.

Различия в монтаже опорных и подвесных кранов

Наиболее заметное отличие между монтажом мостового опорного крана и подвесного обусловлено конструкцией крановых путей. Для подвесного грузоподъемника в качестве крановых путей чаще всего используются двутавровые балки, которые крепятся к перекрытиям здания. Такие крановые пути допускают небольшие отклонения в прямолинейности, поскольку оно будет скомпенсировано конструкцией колесного блока и подвижным креплением моста к концевым балкам.

Для опорного крана требуется обязательное устройство рельсовых путей, установленных на специальных опорах. Такой грузоподъемник тяжелее подвесного, и его монтаж сложнее функционально. Если подвесной чаще монтируют полно-блочным способом – собирают на земле и поднимают для установки на крановые пути в полностью собранном виде, то для опорного чаще применяется крупноблочный и поэлементный способ – сборка машины прямо на крановых путях.


Схема мостового однобалочного крана

В зависимости от наличия крановых путей на объекте монтаж может быть:

  • частичным – если крановые пути уже имеются, их проверяют, затем собирают и устанавливают на них кран,
  • комплексным – вначале монтируются крановые пути, затем на них устанавливается кран.

Соответственно, даже комплексный монтаж подвесного грузоподъемника будет дешевле, чем опорного в силу большей простоты устройства крановых путей. Кроме того, на выбор технологии монтажа оказывает влияние наличие спецтехники (самоходных стреловых или башенных кранов, гидроподъемников и т.п.), возможности ее размещения на монтажной площадке, конфигурацией рабочей зоны и т.д.

Монтаж кранов мостового типа должен соответствовать требованиям нормативной документации: ГОСТ (напр., ГОСТ 34589-2019, ГОСТ Р 54767-2011), СНиП, РД (напр., РД 10-138-97), ПБ (напр., ПБ 10-382).

Составление сметы

В смету включаются все виды работ, которые потребуются для полной сборки и установки мостового крана, в т.ч. работы по монтажу, проверке или нивелировке крановых путей, установке дополнительных конструкций (монтажных мачт и пр.), непосредственная сборка и установка грузоподъемного оборудования, проверка качества монтажа и ходовые испытания.

На величину сметы оказывает прямое влияние грузоподъемность крана, его конструкция и размеры, выбранная технология монтажа, состав парка спецтехники у заказчика, особенности несущих конструкций здания, конкретные условия монтажной площадки и другие моменты.

Подготовительные операции

Перед началом монтажных работ всегда проводится осмотр и изучение монтажной площадки – геодезическая съемка рабочей зоны крана, исследование несущей способности конструктивных элементов здания, наличие или отсутствие крановых путей. На основе полученных данных и нормативной документации составляется Проект производства работ (ППР), который определяет технологию монтажа, тип применяемой техники, порядок проведения работ.

При комплексном монтаже мы устанавливаем опоры и крановые пути, а при частичном – проводим обязательную ревизию их состояния и нивелировку. После составления ППР и сметы, согласования этих документов с заказчиком, и выполнения подготовительных работ, начинается основной этап монтажных работ.

Основные этапы

В самом общем случае размеры монтажной площадки должны быть не менее 2 длин моста крана, и должны допускать размещение и сборку всех узлов грузоподъемного механизма.

Технология монтажа мостового крана включает 3 основные варианта:

  • поэлементный – подъем и соединение всех деталей грузоподъемника поочередно на крановых путях,
  • крупноблочный – сборка крупных узлов на земле, подъем и присоединение к основной конструкции,
  • полно-блочный – полная сборка грузоподъемного устройства на нулевой отметке с последующим подъемом и установкой на крановые пути в готовом виде.

Тот или иной способ монтажа выбирается в конкретных условиях в зависимости от массы, конструкции и габаритов крана, а также возможностей привлечения спецтехники. Компактные грузовые подъемники небольшой грузоподъемности (очень часто подвесные) монтируются полно-блочно – и поднимаются на крановые пути с помощью стрелового крана или с использованием конструкций (стропильной системы) здания. Массивные большие грузоподъемники собираются поэлементным или крупно-узловым способом.

Порядок монтажа

К моменту начала работ детали и узлы крана должны быть доставлены на монтажную площадку в работоспособном и готовом к монтажу состоянии. Также должна быть подготовлена необходимая техника и такелаж.

Далее сборка и установка осуществляются в следующем порядке:

  • раскладка комплектующих в сборочной зоне, проверка комплектности в соответствии с проектной документацией,
  • сборка моста грузового подъемника, установка электрооборудования, устройств безопасности,
  • установка концевых балок на крановые пути,
  • подъем моста и закрепление его на концевых балках,
  • проверка качества выполнения монтажных работ,
  • подключение питания, испытания крана в статическом и динамическом режиме,
  • сдача грузового подъемника заказчику,
  • регистрация в Госгортехнадзоре (при грузоподъемности более 10 т).

Работа мостового крана проверяется сначала в холостом режиме, и только после удачной проверки и обкатки ходовых и подъемных механизмов, осуществляются испытания устройства с грузом.

Качество монтажных работ

Монтаж мостового крана любого типа должен осуществляться только квалифицированными работниками, прошедшими специальное обучение, имеющими опыт и соответствующие допуски. Качество работ должно строго контролироваться на всех этапах в соответствии с нормативными документами.

Обязательно необходимо:

  • проверить соответствие длины пролетной балки проектной документации и пролету (расстоянию между крановыми путями),
  • проверить схему расположения троллеев и нанести их на чертежи,
  • установить ограничители хода крана на крановые пути перед установкой, иначе он может сойти с путей.

При скреплении основных конструкций между собой (например, балок моста или моста с концевыми балками) сначала их скрепляют черновыми болтами, потом проверяют геометрию конструкции, диагонали крана. После этого прихватывают монтажные пластины, снова проверяют геометрию и уже после этого скрепляют «чистыми» болтами и обваривают пластины.

Строгое соблюдение требований всех регламентированных технологических операций и контроль качества их выполнения позволяют обеспечить высокую безопасность и эффективность работы крана в течение всего расчетного срока эксплуатации.

Стоимость монтажных работ

Конкретная цена определяется сметными нормами и проектной документацией, и указывается в смете, которая согласуется с заказчиком. В нее входят все расходы на монтаж, включая замеры монтажной площадки и заканчивая транспортными расходами. Все пункты сметы оправданы технологическими и нормативными требованиями и позволяют получить грузоподъемное оборудование гарантированно высокого качества. Возможные скидки и льготные условия обсуждаются в индивидуальном порядке.

Чтобы узнать точную стоимость монтажа крана, отправьте нам запрос или позвоните по номеру телефона +7 (495) 646-86-21

Источник

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на грузоподъемные краны (башенные, мачтовые, стреловые несамоходные краны и краны-лесопогрузчики) (далее — краны). Требования настоящего РД могут быть использованы при организации и проведении работ по монтажу и других кранов.

1.2. Настоящий документ устанавливает технические требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) кранов, а также к разработке регламентов, связанных с монтажом (демонтажом) кранов.

1.3. РД рассчитан на его использование следующими организациями:

монтажными организациями, проводящими монтаж (демонтаж) кранов;

организациями, разрабатывающими и выполняющими устройство рельсовых крановых путей и фундаментов под кран;

проектными организациями, разрабатывающими регламенты и другие документы, относящиеся или связанные с монтажом кранов: ИМ, ДКМ, ПРп, ПОС, ППРк, ППРм, должностные и производственные инструкции.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем РД использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в приложении А.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем РД применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Монтаж крана — комплекс операций, необходимых для перевода крана из транспортного положения в рабочее с проведением необходимых пусконаладочных работ и испытаний.

3.2. Демонтаж крана — комплекс операций, необходимых для перевода крана из рабочего в транспортное положение.

3.3. Опасная зона — пространство, в котором возможно воздействие на человека опасного и (или) вредного производственного фактора (падающего груза, электрического разряда).

3.4. Монтажная площадка — площадка, требующаяся для безопасного монтажа (демонтажа) крана, на которой размещаются узлы крана в процессе его монтажа, пути движения монтажного технологического крана и дорога для транспортных средств для завоза (заезда) крана и (или) его узлов.

3.5. Рельсовый путь — конструкция, воспринимающая и передающая нагрузки от крана, оборудованного рельсовым ходовым устройством, на земляное основание и обеспечивающая безопасную работу крана на всем пути его передвижения.

3.6. Монтажный участок пути — часть рельсового пути, укладываемого только на период монтажа грузоподъемного крана и не препятствующая завозу монтажного крана на запроектированный путь (за пределами монтажного участка) при сборке элементов монтируемого грузоподъемного крана.

3.7. Регламенты по безопасной эксплуатации кранов — документы, содержащие обязательные нормы (требования) по обеспечению условий для безопасной эксплуатации крана. К регламентам по безопасной эксплуатации, связанным с обеспечением безопасности монтажных работ, относятся: проекты производства работ кранами (ППРк) и работ по монтажу кранов (ППРм), проекты рельсового пути (ПРп), проекты организации строительства (ПОС), инструкции по монтажу крана (ИМ), технологические карты на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ), технические условия на погрузку-разгрузку и на складирование грузов, схемы строповки, должностные и производственные инструкции.

3.8. Регламент по монтажу — документ, регламентирующий требования, относящиеся только к проведению монтажа (демонтажа) крана. К регламентам по монтажу в настоящем РД отнесены: инструкции по монтажу крана (ИМ), альбомы технологических карт на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ) и проекты организации работ по монтажу крана (ППРм).

3.9. Инструкция по монтажу крана (ИМ) — эксплуатационный документ, выпущенный предприятием-изготовителем и регламентирующий требования к проведению и последовательности выполнения монтажа, демонтажа и перевозки крана.

3.10. Альбом технологических карт на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ) — документ, подготовленный специализированной организацией и включающий пооперационные карты монтажных операций (с указанием операций и переходов при монтаже крана в последовательности, принятой в ИМ, схем строповки, типа монтажного крана и мест его установки, а также мер безопасности). Технологические карты в соответствии с ГОСТ 2.102 обозначаются как ДКМ, где Д — дополнительные документы, не предусмотренные основным перечнем, КМ — карты на монтаж (демонтаж) крана.

3.11. Проект рельсового пути (ПРп) — проект, подготовленный специализированной или головной организацией и регламентирующий требования к конструкции и устройству рельсового пути.

3.12. Проект организации строительства (ПОС) — проектносметная документация, разработанная специализированной организацией и регламентирующая требования к планировке, выбору технических и монтажных средств, а также методов работ на объекте, обеспечивающих выполнение нормативных требований по безопасности труда.

3.13. Проект производства работ кранами (ППРк) — производственная документация (проект), разработанная специализированной организацией и регламентирующая технические средства и методы производства работ, технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности труда, планировку работ на объекте с указанием зоны работы крана, мест складирования грузов, опасных зон и ограждений. В состав ППРк может входить как составная часть и ППРм.

3.14. Проект производства работ при монтаже крана (ППРм) — организационно-технологическая документация, разработанная специализированной организацией и регламентирующая требования к планировке, организации и проведению работ по завозу и монтажу крана, размещению мест складирования монтируемых элементов, мест установки монтажного крана, дорог и опасных зон на период монтажа крана. ППРм может выполняться как самостоятельный проект, но может входить в виде составной части в ППРк.

3.15. Полный монтаж (демонтаж) крана — монтаж крана из транспортного положения крана в рабочее (или обратно).

3.16. Частичный монтаж (демонтаж) — монтаж (демонтаж) отдельных узлов крана (например, только наращивание башни, перевод стрелы в наклонное положение, замена стрелы, противовеса и других узлов).

3.17. Быстромонтируемый кран — башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с оперативным временем монтажа не более 30 минут.

3.18. Стационарный кран — кран, опорная часть которого на период выполнения строительно-монтажных работ жестко крепится к основанию (к фундаменту, к рельсовому пути захватами либо к стационарно уложенным железобетонным опорным плитам).

3.19. Приставной кран — стационарный кран, башня которого при большой высоте подъема крепится к возводимому сооружению.

3.20. Универсальный кран — кран, выполненный на рельсовом ходовом устройстве, который до определенной высоты может передвигаться по рельсам, а при большой высоте работать как стационарный кран (в том числе и как приставной кран) с жестким креплением к рельсовому пути.

3.21. Кран в мобильном исполнении — кран, перевозимый с объекта на объект в составе автопоезда «кран-тягач» с минимумом разборки узлов, в том числе электрооборудования и канатных систем.

3.22. «Сити»-кран — кран, предназначенный для работы и монтажа в стесненных условиях городской застройки, монтируемый сразу в рабочее положение, как правило, из 4-5 укрупненных узлов.

3.23. Монтажный кран — стреловой технологический кран, используемый для монтажа (демонтажа) башенного крана.

3.24. Якорное устройство (якорь) — устройство для закрепления на земле или на рельсовом пути канатных оттяжек, полиспастов, монтажной лебедки, сошников, служащее для подъема крана в рабочее положение с помощью монтажных стрел или шевров.

3.25. Наращивание башни — способ увеличения рабочей высоты башни путем монтажа ее промежуточных секций сверху.

3.26. Подращивание башни — способ увеличения рабочей высоты башни путем монтажа ее промежуточных секций снизу.

3.27. Владелец крана — организация, на балансе которой находится кран. В случае сдачи крана в аренду функции владельца выполняет арендатор.

3.28. Монтажная организация — организация, производящая монтаж (демонтаж) крана. Функции монтажной организации может выполнять и владелец крана.

3.29. Специализированная организация — организация, имеющая соответствующие разрешения органов госгортехнадзора на выполнение определенных видов работ.

3.30. Головная организация — организация, уполномоченная Госгортехнадзором России выполнять функции специализированных организаций в полном объеме, разрабатывать нормативные документы по кранам, проводить экспертизу проектов и регламентов и других работ, оговоренных Правилами (ПБ 10-382-00). Головной организацией по монтажу башенных кранов является ФГУП СКТБ БК.

3.31. Эксплуатация — стадия жизненного цикла крана, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация крана включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт крана.

4. ВИДЫ И СПОСОБЫ МОНТАЖА

4.1. Положения настоящего РД регламентируют требования к следующим типам кранов, отличающимся схемами монтажа:

краны с поворотной башней и нижним расположением противовеса:

не требующие подращивания башни;

с подращиванием башни для увеличения высоты подъема;

краны с верхним расположением противовеса:

со сборкой крана на земле в горизонтальном положении и с устройством якорей;

с последовательным поузловым монтажом крана сразу в рабочее положение (с последующим наращиванием башни при большой высоте подъема и с креплением к зданию у приставных кранов).

Конструктивные схемы кранов и соответствующие им схемы монтажа приведены в табл. 1.

Конструктивные схемы кранов и соответствующие им схемы монтажа

Краны с поворотной башней

Краны с верхним расположением противовеса

монтаж с устройством якорей

без устройства якорей

без наращивания башни

с наращиванием башни

с наращиванием башни и креплением к зданию

КБ-203
КБ-210
АБКС-5
АБКС-6

КБ-308
КБ-403
КБ-405
КБ-408
КБ-503
КБ-504

БКСМ-7-5Г
КБ-572 (1-й способ монтажа)
БК-1000

КБ-572 (2-й способ монтажа)

Конструктивные схемы кранов

Схемы монтажа кранов

4.2. Способ завоза (заезда) крана или его узлов на монтажную площадку следует принимать исходя из степени мобильности крана.

При разработке требований по монтажу кранов учитывались следующие способы перевозки и завоза (заезда) крана к месту монтажа (рис. 1):

заезд собственным ходом — для быстромонтируемых кранов;

завоз посредством автопоезда «кран-тягач» — для кранов в мобильном исполнении;

завоз крана укрупненными узлами с помощью автотранспортных средств общего назначения.

Рис. 1. Схемы перевозки и завоза (заезда) кранов к месту монтажа:
а — быстромонтируемого крана; б — крана в мобильном исполнении;
в — крана с разборкой на узлы;

1 — автомобиль-шасси крана; 2 — тягач; 3 — подкатная тележка;
4 — отдельные узлы крана

Конкретные требования по заезду (завозу) крана к месту монтажа приводятся в разд. 7.

4.3. По объему выполняемых работ следует различать:

полный монтаж (демонтаж) крана;

частичный монтаж (демонтаж) крана.

4.3.1. Полный монтаж крана должен производиться:

после перевозки крана на новый объект;

после проведения капитального или капитально-восстановительного ремонта, проводимого с разборкой крана на узлы.

4.3.2. Частичный монтаж крана может производиться в следующих случаях:

при замене отдельных узлов (стрелы, противовеса, механизмов, канатов и др.);

при наращивании (подращивании) башни;

при переводе балочной стрелы в наклонное положение.

4.4. В настоящем РД рассматриваются требования, относящиеся к полному монтажу (демонтажу) крана, но они могут быть использованы и при частичном монтаже (демонтаже) крана.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПРИ МОНТАЖЕ
(ДЕМОНТАЖЕ) КРАНА

5.1. Работы по монтажу (демонтажу) крана должны проводиться по договору между владельцем крана и монтажной организацией. В договорах должна оговариваться ответственность владельца за сохранность крана в процессе монтажа (демонтажа). За сохранность может отвечать и строительная организация, возводящая объект, где монтируется (демонтируется) кран. В случае если владелец одновременно выполняет функции монтажной организации, указанные договоры не составляются.

5.2. Весь комплекс работ по монтажу (демонтажу) крана включает подготовительные и собственно монтажные работы. К подготовительным относятся следующие работы:

оформление отношений между заказчиком и монтажной организацией;

разработка регламентных документов, связанных с монтажом крана;

подготовка монтажной площадки и рельсового пути;

подготовка монтируемого крана и монтажного оборудования.

К собственно монтажным работам относятся:

испытания крана и сдача его заказчику.

5.3. Организация работ, способы и порядок монтажа (демонтажа) крана, применяемые при этом грузоподъемные машины, оборудование и инструмент, состав монтажной бригады следует принимать в соответствии с требованиями, изложенными в заводской Инструкции по монтажу (ИМ) крана, а также с детальными уточнениями, записываемыми в альбомах технологических карт на монтаж (демонтаж) (ДКМ) данного типа крана КБ-ХХХ ДКМ (где XXX — индекс конкретного башенного крана), и требованиями настоящего РД.

5.4. Монтаж кранов, а также устройство рельсового пути и разработку регламентов, связанных с монтажом крана, должны проводить организации, имеющие разрешения на проведение соответствующих работ, полученные в установленном Госгортехнад-зором России порядке.

5.5. Монтажные организации должны:

иметь квалифицированный аттестованный персонал, способный проводить монтажные работы (в том числе на большой высоте) с соблюдением соответствующих правил безопасности;

быть оснащены необходимым оборудованием, включая монтажные технологические краны, автотранспорт, сварочное и газорезательное оборудование (при необходимости), монтажные и такелажные средства (козлы, лебедки, полиспасты, стропы, шпалы, домкраты, инструмент и др.). Допускается аренда части или всего оборудования;

иметь систему контроля за качеством работ с применением сварки и соблюдением рабочим персоналом требований регламентов по монтажу (ИМ, ДКМ, ППРм);

иметь надлежащую организацию хранения узлов, комплектующих изделий и сварочных материалов (электродов, сварочной проволоки, флюсов), исключающую их порчу и выдачу на монтаж некачественных узлов и материалов.

5.6. Для руководства работами по монтажу (демонтажу) крана приказом по организации, выполняющей эти работы, из числа инженерно-технических работников должно быть назначено лицо (производитель работ — прораб), ответственное за безопасное производство работ по монтажу (демонтажу), а также за безопасное производство работ по перемещению узлов монтажными кранами.

5.7. Монтаж должен выполняться бригадой монтажников, как правило, из 4 — 5 человек, в том числе 1 — 2 человека монтажников-электриков. В состав монтажной бригады может входить и крановщик монтажного крана. Состав бригады для монтажа конкретного крана в зависимости от сложности крана должен быть определен в Альбоме ДКМ или Инструкции по монтажу.

5.8. К управлению краном (кроме быстромонтируемого) и строповке грузов могут допускаться монтажники после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов в порядке, установленном монтажной организацией.

5.9. Монтаж (демонтаж) быстромонтируемого крана должен осуществляться крановщиком данного крана, прошедшим специальное обучение (если требование о необходимости такого обучения записано в эксплуатационной документации).

5.10. Проведение монтажа крана, отработавшего нормативный срок службы и у которого закончился разрешенный срок эксплуатации (после предыдущего обследования), допускается при выполнении следующих условий:

в пределах до 3 месяцев сверх разрешенного срока эксплуатации (см. РД 22-28-36) решение принимает владелец без каких-либо согласований, но с проведением перед монтажом полного объема работ по техническому обслуживанию крана;

при монтаже крана более чем через 3 месяца после окончания разрешенного срока эксплуатации решение о целесообразности и возможности монтажа, а также дальнейшей эксплуатации принимает владелец крана по заключению специализированной организации по обследованию кранов.

5.11. Монтажная организация до начала монтажных работ должна принять кран от заказчика с оформлением Акта приемки. При приемке проверяют наличие технической документации, комплектность оборудования по спецификации, наличие консервационной смазки. В случае если кран до монтажа хранился на складе более установленного срока, предохранительная смазка должна быть удалена до начала монтажных работ.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ РЕГЛАМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ РАБОТ ПРИ МОНТАЖЕ

6.1. Общие требования

6.1.1. Кран должен поставляться предприятием-изготовителем с комплектом эксплуатационных документов (ЭД): паспортом (ПС), Руководством по эксплуатации (РЭ) и Инструкцией по монтажу (ИМ).

6.1.2. Особенностью эксплуатационных документов является то, что они разрабатываются на типовые условия эксплуатации и, естественно, не могут учитывать конкретных местных условий проведения работ.

6.1.3. В соответствии с требованиями подпункта 9.4.2г Правил (ПБ 10-382-00) на основе ЭД, в частности ИМ для конкретных условий должен быть разработан ряд документов-регламентов (или уточнены существующие) с введением требований применительно к реальным объектам и условиям производства монтажно-демонтажных работ. К этим документам следует отнести:

Альбом технологических карт на монтаж (демонтаж) крана (ДКМ);

проект рельсового пути (ПРп);

проект организации строительства (ПОС);

проект производства работ кранами (ППРк);

проект производства работ при монтаже крана (ППРм);

должностные и производственные инструкции;

технические условия (ТУ) на погрузку и разгрузку при монтажно-демонтажных работах;

схемы строповки грузов и их складирования.

6.1.4. В настоящем РД в пп. 6.2 — 6.7 приводятся требования по уточнению ИМ, а также по разработке и конкретизации ДКМ, ПРп, ПОС, ППРк, ППРм, должностных и производственных инструкций.

6.1.5. Схемы строповки грузов и схемы их складирования, а также ТУ на погрузку и разгрузку при монтаже (демонтаже) крана могут быть либо выполнены в виде самостоятельных регламентов, либо входить в состав ДКМ.

6.1.6. Для быстромонтируемых кранов, когда подготовку к монтажу, монтаж, пускорегулировочные работы и испытания (при необходимости) проводит крановщик, который в дальнейшем будет работать на кране, все необходимые сведения согласно ГОСТ 2.601 должны быть размещены в РЭ.

6.1.7. Рекомендуемая система разработки и согласования регламентов, связанных с проведением монтажных работ, приведен в табл. 2.

Рекомендуемая система разработки и согласования регламентов,
связанных с проведением монтажных работ

Источник