Монтаж колонн одноэтажных зданий
Железобетонные колонны одноэтажных зданий монтируют целиком. Колонны большой длины, доставленные на стройку отдельными частями, предварительно укрупняют.
Как правило, железобетонные колонны одноэтажных зданий устанавливают на фундаменты стаканного типа. Подливку бетоном или раствором (в зависимости от толщины слоя) выполняют заранее или непосредственно перед установкой колонн. Толщину слоя определяют не только отклонением от проектной отметки дна стакана, но и с учетом длины колонны, предназначенной к установке на данный фундамент, чтобы отклонения в длине колонны от проектной можно было погасить толщиной этого слоя. Подливка, выполненная заранее, ко времени установки колонн должна иметь прочность не ниже 50% от марочной. Для подливки, которую выполняют непосредственно перед установкой колонн, применяют жесткие смеси, которые хорошо уплотняют, чтобы они не выжимались под давлением опорного торца колонны.
В подготовку к монтажу колонн входит нанесение по четырем граням вверху и на уровне верха фундаментов осевых рисок. На колоннах, предназначенных для подкрановых балок, кроме того, с двух сторон консолей или траверс двухветвевых колонн наносят риски осей этих балок. На колонны высотой более 12 м закрепляют хомуты или струбцины с двумя расчалками, которыми эти колонны будут временно расчалены за соседние фундаменты или специальные якоря в плоскости ряда колонн.
В случаях, когда колонны монтируют не с транспортных средств, их предварительно раскладывают у мест монтажа. Колонны можно раскладывать по-разному: в зависимости от их массы, типа, грузоподъемности монтажных кранов, а также числа колонн, которые кран монтирует с одной стоянки. При использовании самоходных стреловых кранов колонны раскладывают следующим образом: опорным концом ближе к фундаменту, а оголовок направляют в пролет по ходу монтажа, предусматривая, чтобы место строповки колонны и центр опоры колонны и фундамента находились на одной окружности, описываемой радиусом, равным вылету крюка крана с монтажной стоянки.
Монтаж ведут способом «на весу». Строповку колонн выполняют рамочными захватами, а при наличии в колоннах сквозных отверстий, предназначенных для строповки, — одно- и двухштыревыми захватами с дистанционной расстроповкой.
Одноштыревые захваты выполняют в виде подвешенной к стропам П-образной обоймы, в нижней части которой есть отверстия с входящим в них штырем. При расстроповке штырь вытягивают из отверстия в колонне с помощью специального каната.
Если надо сохранить расчетную схему опирания колонны в процессе перевода ее из горизонтального положения в вертикальное, стропить необходимо за две точки. В этом случае применяют двухштыревой балансирный захват. Он состоит из траверсы с двумя блоками, через которые перекинуты стальные канаты с укрепленными на них верхней и нижней рамками со штырями. При расстроповке колонны верхний штырь извлекают из отверстия дистанционно, штырь нижней рамки извлекает монтажник.
Кран опускает колонну в стакан фундамента, совмещая осевые риски в нижней части колонны с осевыми рисками, нанесенными на верхней поверхности фундамента. Затем с помощью двух теодолитов, установленных в створах продольной и поперечной разбивочных осей, проверяют вертикальность установки колонны, совмещая положение нижних и верхних рисок на колонне с вертикальной визирной осью теодолита.
Для временного закрепления колонн в стаканах фундаментов до их замоноличивания бетоном применяют клинья и инвентарные клиновые вкладыши. Клинья могут быть железобетонные, стальные и деревянные. Целесообразно применять железобетонные клинья, которые после замоноличивания остаются в бетоне стыка.
Положения колонны относительно разбивочных осей выправляют при помощи специальных домкратов, упираемых в стенки стакана фундамента.
Во всех случаях колонны надо устанавливать и выверять так, чтобы не были превышены допуски, регламентируемые СНиПом или проектом производства работ.
До тех пор, пока бетон заделки колонны не достигнет 70% проектной прочности, на колонны нельзя устанавливать следующие конструкции, кроме проектных или монтажных связей и распорок, обеспечивающих их устойчивое положение.
Источник
Монтаж железобетонных колонн одноэтажного промышленного здания
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
МОНТАЖ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛОНН ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОДНОЭТАЖНОГО КАРКАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЗДАНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) — комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по монтажу железобетонных колонн одноэтажного каркасного производственного здания.
1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу железобетонных колонн производственного здания рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.
1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются:
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР); производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК — описание решений по организации и технологии производства работ по монтажу железобетонных колонн производственного здания с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по монтажу железобетонных колонн производственного здания. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.
Конструктивные особенности по монтажу железобетонных колонн производственного здания решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.
1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по монтажу железобетонных колонн производственного здания, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по монтажу железобетонных колонн производственного здания.
2.2. Работы по монтажу железобетонных колонн производственного здания выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
час,
где 0,06 — коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при монтаже железобетонных колонн производственного здания, входят:
— подготовка фундаментов под монтаж колонн;
— геодезическая разбивка местоположения колонн на фундаментах;
— обстраивание колонн монтажными лестницами и подмостями;
— установка готовых колонн на фундаменты;
— выверка и закрепление колонн в проектном положении.
2.4. Для монтажа используют железобетонные колонны сплошного прямоугольного поперечного сечения, соответствующие требованиям для одноэтажных производственных зданий с мостовыми кранами и без, соответствующие требованиям ГОСТ 18979-90.
Рис.1. Основные типы железобетонных колонн
2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе самоходного монтажного крана на гусеничном ходу МКГ-25.01 (смотри рис.2 и рис.3) грузоподъёмностью .
Рис.2. Общий вид крана МКГ-25.01
Рис.3. Характеристики крана
2.6. Работы по монтажу железобетонных колонн производственного здания следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции;
— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
— РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «Организация строительства» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.
3.2. До начала производства работ по монтажу железобетонных колонн производственного здания необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;
— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
— доставить в зону производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь, монтажные средства, приспособления и инструменты;
— подготовить площадки для складирования колонн у места их установки;
— устроить временные проезды и подъезды крана и автомобилей к месту производства работ;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;
— подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
— оградить зону проведения работ, вывесить предупредительные плакаты и знаки;
— составить акт готовности объекта к производству работ;
— получить разрешение на производство работ у технадзора Заказчика.
3.3. До начала монтажных работ следует:
— забетонировать или установить фундаменты под колонны и проверить соответствие их проектному положению с помощью геодезических инструментов;
— засыпать пазухи фундаментов;
— закрыть стаканы фундаментов щитами для предохранения от загрязнения;
— проверить положение всех закладных деталей колонн.
3.3.1. Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта освидетельствования скрытых работ по монтажу фундаментов под колонны, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006 и разрешения последующих работ по монтажу колонн. К акту освидетельствования скрытых работ прилагают исполнительные геодезические схемы с нанесением положения опорных поверхностей в плане и по высоте.
3.3.2. Основанием для начала работ по монтажу колонн может служить Акт технической готовности нулевого цикла к монтажу колонн.
3.3.3. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).
3.4. Погрузка колонн на автотранспортные средства на заводах-изготовителях должна производиться силами завода, разгрузка на объекте — силами монтажного участка.
При погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении колонны необходимо оберегать от механических повреждений. Запрещается сбрасывать колонны с транспортных средств или волочить их по любой поверхности. Во время погрузки следует применять стропы из мягкого материала.
Погрузочно-разгрузочные и такелажные работы на объектах рекомендуется производить с максимальным использованием средств механизации с помощью рабочих, входящих в состав бригад монтажников.
3.5. Колонны следует транспортировать и хранить в горизонтальном положении в штабелях с опиранием на подкладки и прокладки в соответствии со схемами, приведенными в рабочих чертежах на колонны.
3.6. Складируют колонны на открытых спланированных площадках с покрытием из щебня или песка ( 5…10 см) в штабелях, в горизонтальном положении, в три четыре ряда на деревянных подкладках в зоне действия монтажного крана (см. рис.4). Прокладки между колоннами укладываются одна над другой строго по вертикали. Все подкладки и прокладки должны иметь одинаковую толщину не менее 40 мм, ширину — не менее 150 мм, длину — на 100 мм больше ширины боковой грани колонны. Высота штабеля колонн при их хранении не должна превышать ширину штабеля более чем в два раза и не должна быть более 2500 мм.
Рис.4. Выгрузка и предварительная раскладка колонн в зданиях пролетами 6, 9 и 12 м
1 — стаканы фундамента; 2 — колонны; 3 — кран; 4 — автомобиль; 5 — траверса
Зоны складирования разделяют сквозными проходами шириной не менее 1,0 м через каждые два штабеля в продольном направлении и через 25,0 м в поперечном. Для прохода к торцам изделий между штабелями устраивают разрывы, равные 0,7 м.
Подъем колонн следует осуществлять с применением специальных траверс с захватом за строповочные отверстия или монтажные петли.
При отсутствии монтажных петель колонны стропят петлей-удавкой в местах, обозначенных на заводе-изготовителе. Канат при этом не должен иметь узлов и перекруток. Для предохранения каната от перегибов и перетирания под ребра колонн следует положить стальные подкладки.
3.7. До начала монтажа колонн необходимо:
Источник